У ребенка запинки в речи 5 лет

У ребенка запинки в речи 5 лет thumbnail

«Ты не пройдешь!!!» Иллюстрация автора

Всем привет!

Была у нас такая неприятная страница в жизни — физиологические запинки. Да, это не смертельно, но страшно смотреть, когда твой маленький ребенок не может выговорить нормально слово, а «добрые» люди еще начинают говорить:

-Да у тебя заикания, девочка. Ой-ой-ой!

Но обо всём по порядку.

Два года в стрессе ????

Все началось в одно сентябрьское утро, когда Алисе только-только исполнилось 3 года. Она вместо того, чтобы нормально выговаривать слова (как она это делала раньше) начала повторять первые слоги слов. Например: «МА-ма-ма-ма-МА», «ДА-да-да-дай» и т.д.

Пару дней я думала, что Алиса так играет. Но она продолжала периодически так говорить. Мне уже стало страшно. И я начала предполагать, что у ребенка заикания.

Наш терапевт указала к кому надо сходить на обследование. Это оказались логопед и невролог (листайте галерею).

Заключение невролога от 02.10.14

Заключение невролога от 02.10.14

Врачи однозначно сказали, что это у Алисы не заикание, а именно физиологические запинки☝️. Выдержка с сайта «ЛОГОПЕД ДОМА»:

«????Физиологические запинки, повторения в речи ребенка — это следствие того, что развитие мышления опережает развитие его речевых возможностей.

????Вся деятельность ребенка и общение с окружающими сопровождается обычно высоким эмоциональным подъемом.

????Это приводит к тому, что речь ребенка от 2 до 5 лет обычно изобилует разного рода повторами, перестановками, спотыканиями, нечеткостью звукопроизношения и фразового оформления мысли, разбросанностью, хаотичностью и прочими несовершенствами. «

https://logopeddoma.ru/news/fiziologicheskie_iteracii_zapinki_nesudorozhnogo_kharaktera/2013-06-20-288

Я успокоилась. И мы терпеливо с мужем стали жать, когда они сами закончатся.

Но прошло полгода, год, а «воз и ныне там». Но я точно знала, что это у нее запинки. Мы ей повторяли, чтобы она не спешила говорить: «Подумай, что ты хочешь сказать, а потом говори. Не спеши.«

Казалось её мысли бежали галопом вперед, а артикуляция не справлялась с этим напором, и она просто захлебывалась в звуках.

Моя боль ????

В садике в честь праздника 9 мая, к ним приходили ветераны, и дети их поздравляли. Дарили цветы????.

Вечером, когда я забрала Алису из садика, дома она была очень расстроенной и молчаливой.

— Алисик, что случилось?

И тут дочка рассказала то, от чего у меня ком встал в горле, и я еле сдержала слёзы.

-В садике, бабушка которой я дарила цветы, сказала, что я заикаюсь. Это правда мама?

Вы не представляете, как мне было горько. Вот как так можно?! Сказать ребенку такое. Не понимаю…

Я долго с дочкой говорила, и в итоге она повеселела. И забыла об этой ситуации.

Через год, после осмотра у врачей, я вновь повела Алису на консультацию.

Заключение невролога от 10.11.2015

Как видите, ничего не было у нее выявлено. На приеме у врача Алиса говорила АБСОЛЮТНО нормально????.

Больше не буду грузить вас хождениями по врачам. Их было много. И Алиса была здорова. Врачи ничего не могли поделать с ее запинками.????

❗️Как избавились от них

Я поняла, что уже не стоит надеяться на врачей, НАДО БРАТЬ ВСЕ В СВОИ РУКИ. Рассуждала так:

«Все дело в голове, это уже психологическая проблема. Алиса не может выговорить слово… дыхание… воздух… И тут меня озарило!

Алиса пытается сказать слована вдохе, и поэтому она не может их нормально произнести. Ей надо показать, что говорить надо на выдохе

-Алисик, смотри. Представь, что слова — это кораблики⛵, которое плывут вместе с потоком воздуха из твоего рта. Как лодочки по реке????…

Вы не поверите, но после того, как мы поняли в чем причина проблемы, все стало ясно как божий день. За неделю, Алиса стала ГОРАЗДО лучше говорить. Спустя месяц от запинок ни осталось и следа. Я боялась поверить своему счастью!

Сейчас Алисе 8, но теперь уже никто не сможет сказать, что у неё когда-то были запинки.

А вот как мы лечили у Олежки — непроходимость слёзного канала. https://zen.yandex.ru/media/family_blog_mr/moi-opyt-neprohodimost-sleznogo-kanala-kak-my-lechili-5cf79cb0c4f43e0a1d116347

Ваш автор — Юлия.

Источник

Наталья Морозова
Консультация «Что делать, если у ребёнка в речи появились «запинки»?

При внезапно возникшем заикании специальные логопедические занятия, улучшающие речь ребенка, обычно не проводятся. В этом случае необходимо срочно создать условия для нормализации эмоционального состояния ребенка. Само по себе ровное, спокойное, доброжелательное общение с ребенком — необходимое условие для лечения заикания (лечение любовью). Успех в преодолении заикания во многом определяется поведением родителей, их готовностью изменять прочные, но неэффективные стереотипы, сложившиеся в отношениях с ребенком. Часто, когда необходимо вылечить заикание у ребенка, начинать надо с себя.

Щадящий режим

1. В семье не должно упоминаться слово «заикание», которое может непроизвольно травмировать психику ребёнка. Слово «заикание» заменить на «запинки».

Нужно проявить тонкий педагогический такт (особенно при исправлении речевых ошибок).Неприемлема излишняя фиксация внимания на дефекте: «Ты опять заикаешься, говори медленно». В присутствии ребёнка никогда не следует говорить о его речевом дефекте, чтобы у него не развился страх перед речью и чувство неполноценности. Если же он сам начинает говорить о своём заикании, то следует его успокоить и объяснить, что он ещё не научился правильно говорить, что со временем научится и эти затруднения пройдут. И, конечно, недопустимы передразнивания и насмешки.

2. Разумно чередовать сон, труд и отдых. Большое значение имеет глубокий сон. Хроническое недосыпание крайне вредно сказывается на нервной системе человека. После крепкого здорового сна речь значительно лучше. На сон должно быть отведено не менее 10 часов ночью и 2 часа днём. Приём пищи предусматривается не позже, чем за 1,5 – 2 часа до сна, ибо в противном случае восстановление силы нервных клеток коры г. м. во время сна протекает мене интенсивно.

3. Своевременно питаться. В рационе питания должны быть овощи и фрукты, витамины С, А и д. т. Витамины как биологические катализаторы всех ферментных систем благоприятно влияют на высшую нервную деятельность, реактивные силы и иммунологическое состояние организма.

4. Необходимо пребывание на свежем воздухе. Во время прогулок старайтесь, чтобы ребёнок не очень быстро бегал, меньше было игр с элементами соревнования.

5. Кроме того, при заикании полезны оздоровительные мероприятия.На речь заикающегося влияет все: и психическое, и физическое состояние организма. Практически любые болезни ослабляют организм и могут «сбивать» речевые зоны мозга с режима работы. Ребенок, вынужденный весь день проводить в душном, часто тесном помещении, принуждаемый к малоподвижности, отучается по-настоящему полноценно дышать и двигаться. Чтобы защитить ребенка и от возможных простуд, и укрепить его здоровье, нужно вспомнить о такой простой и доступной вещи, как закаливание. Что и в какой последовательности делать, лучше обсудить с врачом. Очень хорошо, если вы присоединитесь к ребенку, покажете ему пример. И, конечно, никакого обливания сквозь слезы или принудительного моржевания. «Здоровье любой ценой» — точно не подходящий для вас путь. Главное, чтобы вы и ваш ребенок получали при этом удовольствие, и от самих процедур, и от общения друг с другом.

Читайте также:  Артрит у ребенка 5 лет симптомы и лечение

6. Детям лучше проводить лето в привычной для них климатической обстановке – на даче, в деревне. Поездка на юг к морю, где длительное пребывание на солнце, неумеренные морские купания, ещё больше возбуждают ослабленных детей.

7. Нельзя допускать физического переутомления. Нарушается свободное дыхание, нарастает напряжение в мышцах, что сковывает все движения и речь.

8. Уже с самого раннего возраста в развитии речи ребёнка на первый план выступает активное подражание речи взрослых. Вы незаметно можете помочь ребенку изменить манеру речи, для этого постарайтесь сами говорить меньше и не торопясь, короткими и понятными фразами, употребляя простые, знакомые ребенку слова (но не по слогам и не нараспев). Ваша речь должна быть четкой, ясной, лаконичной. Не требуя от ребенка, чтобы он говорил ритмизировано, сами почаще говорите и читайте ему с ритмом, чтобы сработал «обезьяний» рефлекс, и ребенок воспользовался бы приемом ритмизации речи неосознанно. Не задавайте ребенку слишком много вопросов, вовлекая его в сложные беседы. Проанализируйте, сколько и какие вопросов вы задаете своему ребенку, сколько среди них пустых, просто глупых, не требующих вообще никакого ответа. Не провоцируйте ребенка на речь. На вопрос ребёнкаотвечайте очень понятно: на его уровне и несложными фразами. Учитесь выдерживать паузу, прежде чем что-то сказать. Давайте себе время увидеть, что происходит. Некоторая медлительность взрослых всегда действует на детей внушающим образом.

Вредно говорить на вдохе, захлебываясь и задыхаясь. Нельзя допускать ускоренной речи. Ранняя, слишком торопливая речь ребенка часто свидетельствует о повышенной возбудимости, ослабленности его нервной системы.

9. Общаясь с взрослыми или сверстниками, страдающими заиканием, ребенок начинает воспроизводить те же запинки в собственной речи.

Для нормального развития речи очень важно здоровое состояние нервной системы. У детей нервная система находится еще в стадии развития, она очень хрупка и не выдерживает сильных перегрузок. Поэтому нужно оберегать от психических и физических травм, бурных проявлений гнева или радости, от пребывания среди нервных, беспокойных детей. Желательно не водить в д/с. Если такой возможности нет, то попросить воспитателя сблизить такого ребенка с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми, чтобы подражая им, он учился говорить выразительно и плавно.

10. Отрицательно сказывается на состоянии речи детей и неблагоприятная обстановка в семье. Скандалы и конфликты между взрослыми, запугивание ребенка, побои, чрезмерно строгие наказа-ния, частые одергивания. Слишком строгое воспитание вредно тем, что ребёнок чувствует себя обделённым лаской, вниманием родителей и считает, что они равнодушны к нему. Он растёт скрытным, молчаливым, трусливым по отношению к более сильным старшим и агрессивным к слабым и младшим. Должно быть больше тактильных контактов. Лечение любовью. Не должно быть никакого режима молчания.

11. Чрезмерно избалованные дети, привыкшие к тому, что им всё дозволено, часто не могут наладить общение с другими детьми и становятся объектом насмешек. В результате у них появляется боязливость, неуверенность, скованность и в то же время упрямство, агрессивность, желание добиться своего.

12. Неровное отношение кого – либо из родителей вызывает, с одной стороны, непослушание, с другой стороны – страх перед наказанием, что редко порождает лживость, неумение управлять своими желаниями и поступками. Неровное отношение проявляется и при разных требованиях родителей, когда один из них слишком строг, а другой чрезмерно добр и уступчив. Все эти дефекты воспитания предрасполагают к усилению заикания.

13. Нельзя слишком перегружать речь ребенка, форсировать ее без учета возрастных возможностей, стремясь к преждевременному развитию. Необходимо помнить,что в младшем дошкольном возрасте речевые возможности ребенка ограниченны: у него ещё недостаточно сформировано речевое дыхание, которое не соответствует психической возможности произнесения сложных фраз, беден словарный запас, он недостаточно владеет грамматическими средствами языка. А взрослые порой требуют от ребёнка слишком многого, заставляя его произносить сложные фразы, незнакомые и непонятные слова, заучивать слишком много стихотворений, сложных по содержанию и форме. В этот период нужно прекратить все развивающие занятия.

14. Следует учитывать, что правильно выговаривать все звуки речи ребенок сможет только после 4 – 5(6) лет, когда разовьется и окрепнет его артикуляционный аппарат. А до тех пор нельзя заставлять его произносить отдельные слова и фразы, трудные и в звуковом, и в смысловом отношении. В противном случае возникает несоответствие между недостаточно развитым речевым аппаратом и чрезмерной речевой нагрузкой. Кроме того, это перегружает нервную систему малыша, истощает его речевые возможности, утомляет речевые механизмы.

15. Не следует перегружать ребёнка и избыточными впечатлениями, которые вызывают у них эмоциональное перенапряжение. К сожалению, некоторые родители, бабушки и дедушки часто водят детей в кино, театр, цирк, мега – магазины, разрешают подолгу смотреть телевизор, пользоваться гаджетами (планшет, смартфон и т. д.). Между тем посещение кинотеатров ребенку дошкольного возраста не рекомендуется вообще. Возбужденный и утомленный, перегруженный впечатлениями после посещений кинотеатра, театра, цирка, ребенок не может удержаться от расспросов, высказываний. При этом он глотает звуки, слоги, запинается, повторяет звуки или слова, перескакивает с одной мысли на другую, говорит торопливо. В его речи появляются запинки. Вышесказанное отнюдь не означает, что нужно полностью исключить посещения театра, цирка. Но делать это нужно очень осторожно, заранее знакомясь с содержанием пьесы, постоянно помня о возрастных возможностях ребенка, о впечатлительности малыша, о ранимости его нервной системы. Когда дети смотрят бесконтрольно все передачи, они получают избыточную информацию, которую не в силах понять и усвоить. Это истощает нервную систему и усиливает заикание, нередко приводит к различным нарушениям сна. Лучше смотреть 1-2 телепередачи в неделю (при условии если они демонстрируются не перед сном и соответствуют возрасту ребёнка, даже «Спокойной ночи, малыши» не рекомендуется смотреть, так как демонстрируется она перед сном). Шумные игры в вечернее время также недопустимы. В силу особенностей своей НС заикающиеся очень утомляемы и поэтому нуждаются в спокойной обстановке, особенно вечером, перед сном. А ещё лучше, если вечером погуляете с ним и во время прогулки мирно побеседуете. В это время комнату нужно проветрить. Это проводится за час – полтора до сна. Желательно отказаться на период лечения от компьютерных игр. Телевизор, магнитофон включаются на минимальную громкость, так как громкий звук очень утомляет нервную систему.

Читайте также:  Какой пульс ребенка 5 лет до физической нагрузки

16. В детской комнате навести порядок. Нужно убрать возбуждающие предметы, игрушек оставить 10 – 15 и менять их 1 раз в неделю или в две недели.

Большую часть дня занимайте ребенка занятиями, которые не требуют развернутой речи. Режим ребенка нужно организовать так, чтобы необходимость в речи почти не возникала. Это, конечно, трудно, но возможно.

Можно играть в настольные игры, вытаскивайте из дальнего угла мозаику, лото, домино, пластилин, глину. В каждом доме есть конструктор, какой-то строительный материал, кубики. Строить, разрушать, восстанавливать — замечательная возможность для ребенка учиться владеть ситуацией и принимать решения. Эта простая последовательность действий — построил-сломал, дает ребенку ощущение контроля и предсказуемости, помогает справиться со страхами, проявить естественную агрессивность в безопасной игровой ситуации. Начинайте игру вместе с ребенком, но не берите инициативу в свои руки, давайте ребенку возможность проявить себя. Очень скоро он с удовольствием будет играть один, и вам останется только пополнять коллекцию новыми элементами, чтобы разнообразить игру.

Рисовать лучше всего гуашью на больших листах бумаги большими кисточками или пальцами. Так ребенок сможет наиболее полно выразить свое эмоциональное состояние, и вам будет над чем подумать. Только не надо поправлять его и учить рисовать «правильно».

Полезно петь для ребенка и вместе с ребенком, вспоминать песенки из своего детства, танцевать и просто двигаться под музыку.

Очень укрепляют нервную систему игры с песком и водой. Наверное, все дети любят игры с водой, они часами могут пускать кораблики, переливать воду, просто смотреть, как она течет. Песок тоже необыкновенно приятный и привлекательный для детей материал. Его можно смешивать с водой и создавать собственный мир с горами, замками, болотами, а потом долго обживать его, брать в свой мир всех, кого захочется.

Вы можете делать обычные рутинные домашние дела вместе с ребенком. Девочки часто с удовольствием перебирают крупу, раскладывают пуговицы, мальчики охотно возятся с рабочими инструментами.

Играя в одиночестве, ребенок озвучивает свои действия, но, как правило, не заикается. Многие дети говорят без запинок с игрушками, животными, маленькими детьми. Не запрещайте такую речь.

17. Иногда заикание появляется у детей в результате чувства страха. Однако взрослому не всегда удается вовремя заметить скрытую тревогу, беспокойство малыша и тем более разгадать их причину. Помочь этому может наблюдение за поведением ребенка. Нельзя оставлять без внимания случаи, когда малыш боится один спать в комнате, пугается темноты, не остается один в помещении. Выяснив причину страха, надо постараться или устранить ее (например, оставлять в спальне ночник, пока ребенок не заснет, не рассказывать на ночь страшных сказок, волнующих историй, или показать ребенку, что в том, что он считает таинственным и страшным, на самом деле ничего таинственного и страшного нет. Ирония, насмешка, равно как и выговоры и наказание, в таком случае не помогут, а, наоборот, еще больше усилят чувство страха. Осторожно, тактично и бережно нужно приучать ребенка преодолевать свой страх. Малыш боится оставаться один в комнате — обойдите вместе с ним все углы, загляните под диван, другую мебель, покажите, что никого там нет и бояться некого.

18. Подумайте, как организовать вашу совместную жизнь с ребенком так, чтобы его не надо было подгонять. Ваша задача — научить ребенка говорить медленнее. И она становится абсолютно невыполнимой, когда вы начинаете спешить и торопить ребенка, делая его жизнь еще более напряженной. Примерно каждый второй ребенок не справляется с темпом, предлагаемым ему взрослым, не у всех получается сразу оторваться от увлекательного занятия, быстро выполнить вашу просьбу. Так же, как и себе, давайте ребенку достаточный запас времени — «вот эту машинку в гараж поставишь, и мы будем.», «скоро я позвоню в колокольчик, и мы начнем.». Если обстоятельства складываются так, что действовать надо немедленно, не вступайте в препирательства, не торгуйтесь, уверенно и весело приказывайте. Иногда, без лишних слов, мягко обнимите и уведите. Всегда действуйте по ситуации и интуиции. Сложные моменты в вашем взаимодействии с ребенком возникают ежедневно, не бойтесь экспериментировать.

Источник

Запинки в речи

Запинки в речи – это непреднамеренные остановки речи несудорожного или судорожного характера. Могут иметь физиологическое происхождение, быть признаком речевых, неврологических, психических нарушений. Проявляются спотыканием, повторами звуков, слогов и звукосочетаний, прерывающими высказывание. Диагностируются по данным неврологического, логопедического, психологического обследования. Терапия включает создание спокойных условий в семье и коллективе, соблюдение речевого режима. При логопатологии проводятся логопедические занятия и медицинские мероприятия (массаж, психотерапия, ФТЛ, медикаментозная коррекция).

Классификация

В зависимости от патогенетической основы запинки в речи могут иметь судорожный и несудорожный механизм возникновения:

  • судорожные запинки (речевые судороги) – типичное проявление заикания. По форме бывают клоническими и тоническими, по месту образования – артикуляционными, голосовыми, дыхательными, смешанными;
  • несудорожные запинки – включают физиологические итерации, спотыкания при клаттеринге, тахилалии.

Причины запинок в речи

Возрастные несовершенства речи

Повторы звукокомплексов и слов наблюдаются у значительного числа детей в возрасте 3-5 лет. Это период активного развития связного высказывания, совершенствования лексико-грамматических категорий.

Накопление словаря идет быстрыми темпами, на ребенка обрушивается большой поток сенсорной информации. При этом речевые возможности ребенка еще в достаточной степени ограничены, психические функции находятся в процессе формирования, а работа артикуляционного аппарата несовершенна. На этом фоне развиваются физиологические запинки (итерации).

«Застревания» на отдельных звуках чаще появляются у детей соматически ослабленных, имеющих диагноз «СДВГ», отягощенную по заиканию наследственность. Запинки в речи у ребенка могут быть спровоцированы сильным эмоциональным потрясением: ссорами родителей, переводом в другой детский сад, сменой места жительства. Чаще они возникают в межсезонье, могут сохраняться в течение нескольких недель или месяцев, исчезать и снова появляться.

Запинки носят несудорожный характер, возникают в любом месте слова и фразы (чаще в словах со сложной слоговой структурой, стечением согласных, сложных предложениях). Дети неоднократно повторяют звуки и их сочетания, переставляют местами слоги, спотыкаются при произнесении фразы. Часто говорят на вдохе, из-за чего речевое высказывание прерывается. Сами дети не замечают своего речевого дефекта, относятся к нему спокойно.

Обычно физиологические запинки исчезают без дополнительного вмешательства по мере совершенствования речевых навыков и развития ВПФ. Достаточно обеспечить ребенку комфортную эмоциональную обстановку, правильное речевое окружение. Однако при стойком закреплении неправильного речевого стереотипа несудорожные запинки могут перерасти в судорожные – заикание.

Эмоциональный стресс

Речевые запинки наблюдаются у взрослых вследствие сильного волнения. Такие спотыкания расцениваются как проявления тревожности, невротического склада личности. Запинки возникают в разных ситуациях: на экзамене, во время публичного выступления, при знакомстве с новыми людьми. Чем больше человек старается держать ситуацию под контролем, говорить четко и уверенно, тем сильнее начинает запинаться.

Читайте также:  Парта ребенку 5 лет

Кратковременные запинки появляются при испуге, в таких случаях говорят, что человек «начал заикаться от страха». Однако во всех этих случаях речевые итерации кратковременны и преходящи. Речь нормализуется, как только исчезает стрессовый фактор.

Заикание

Речевые судороги – ведущий симптом логоневроза и неврозоподобного заикания. При этом происходит навязчивое непроизвольное повторение слогов («ма-ма-магазин») и/или застревание на отдельном звуке («п-п-петух»). Запинки чаще случаются на определенных «трудных» звуках ([к], [п], [т]) или звукосочетаниях со стечением согласных ([кр], [ст] [тр]), на ударных и предударных слогах, на первом слоге в слове.

Иногда судороги проявляются молчанием, так как из-за спазма речевой мускулатуры человек не может начать фразу. Заикающийся может ощущать речевую судорогу как наличие препятствия в гортани, сдавление грудной клетки, напряжение мимической мускулатуры и мышц брюшного пресса. Частота запинок, их длительность возрастает в незнакомых условиях, при посторонних людях.

При заикании страдает темп и ритм речи, слитность и плавность высказывания. На речевые симптомы накладываются вторичные невротические реакции: речевые уловки, сопутствующие движения, вегетативные проявления. Возникает логофобия – боязнь устной речи. Самостоятельно, без специальной терапии судорожные запинки из речи не исчезают.

У ребенка запинки в речи 5 лет

Тахилалия

Речь взахлеб отличается чрезмерно убыстренным темпом, дизритмическим характером с внезапными остановками и последующими прорывами. Возникают запинки, непреднамеренные повторы, проглатывания слогов и слов. Теряется внятность и разборчивость устной речи. Если пациенту с тахилалией указать на его речевые ошибки, то запинки и персеверации временно исчезают, однако темп речи все равно остается быстрым.

Особенно ярко все речевые недостатки проявляются при волнении, в моменты спора и эмоционального возбуждения. В неречевой сфере отмечается моторное беспокойство, тики, дефицитарность внимания, вспыльчивость, вазомоторные реакции. В некоторых случаях речевые запинки при тахилалии переходят в позднюю форму заикания.

Клаттеринг

Полтерн, или клаттеринг, как частный случай тахилалии, характеризуется несудорожным прерыванием речи на фоне ее ускоренного темпа. Для данного речевого нарушения типичны спотыкания, повторы звуков и слогов, их пропуски, перестановки местами. Запинки проявляются хаотичными беззвучными движениями языка и губ, необоснованными паузами во фразах. Из-за поспешности в речи окончания слов часто «проглатываются», иногда «выпадают» целые словосочетания и фразы.

При клаттеринге также страдают другие стороны речевой деятельности: нарушается плавность и мелодичность речи, отсутствуют логические остановки и ударения, возникает назальный оттенок голоса, появляются ошибки на письме. Речевой поток сопровождается беспокойным поведением, гримасами, рассеянностью внимания. Из-за неразборчивости речи вербальная коммуникация затруднена, дефект не осознается.

Нарушение регуляторных механизмов ЦНС

Судорожные запинки в речи могут появиться «на выходе» пациентов из моторной алалии, афазии, дизартрии. Причина этого явления кроется в интенсивном коррекционно-логопедическом воздействии, когда объем и темп введения нового речевого материала не соответствует функциональным возможностям мозга. Обычно возникают повторы последних слогов, при этом пациент никак не может перейти к новому слову.

Дискоординированные судороги артикуляционных мышц, как правило, не трансформируются в патологическое заикание. При организации грамотной коррекционно-педагогической помощи такие запинки успешно компенсируются без рецидивов.

Другие причины

Возникновение запинок в речи может быть связано с неблагополучным речевым окружением: быстрым темпом речи родителей, подражанием заикающимся друзьям или близким. В ряде случае запинки возникают вторично, на фоне различных расстройств:

  • задержки психического развития;
  • неврологических заболеваний: нейроинфекций, травм ЦНС, болезни Паркинсона, хореи, псевдобульбарного синдрома;
  • психических нарушений: олигофрении, биполярного расстройства.

Диагностика

Появление речевых запинок служит поводом немедленно обратиться за консультацией логопеда. Чем раньше будет установлена их причина и характер, тем эффективнее будет лечебно-коррекционное воздействие. Диагностика состоит из трех блоков:

  • Логопедическое обследование. Включает исследование устной речи, ее темпо-ритмической и интонационно-мелодической организации. Определяется вид запинок, условия их возникновения. Оцениваются характеристики голоса, дыхания. Задача логопедической диагностики – дифференциация несудорожных запинок от заикания.
  • Неврологическое обследование. Консультация врача-невролога предполагает изучение анамнеза, выявление нервно-психических расстройств и факторов, послуживших появлению запинок в речи пациента. С целью исключения патологии головного мозга назначаются инструментальные методики: ЭЭГ, ЭхоЭГ, церебральная МРТ.
  • Психологическое обследование. Проводится анализ ВПФ: внимания, памяти, мышления. На данном этапе диагностики уделяется внимание состоянию общей и ручной моторики, различных видов праксиса, гнозиса. Анализируются личностные особенности пациента, его реакция на свой дефект, наличие страха речи.

Лечение

Режим

Если запинки в речи ребенка имеют физиологический характер, необходимо организовать оптимальный общий и речевой режим: обеспечить достаточный дневной и ночной сон, увеличить время прогулок на свежем воздухе. Важно временно ограничить поступление новой информации, свести к минимуму просмотр телевизора, компьютерные игры, посещение массовых мероприятий. В речевом общении нужно соблюдать следующие рекомендации:

  • не акцентировать внимание ребенка на запинках, не просить его повторить слово заново;
  • разговаривать с ребенком спокойно, негромко, чуть медленнее, чем обычно;
  • использовать короткие фразы, простые слова;
  • заниматься пением, разучивать стихи, соответствующие возрасту, с отстукиванием ритма или маршировкой.

Психологическая коррекция

Показана пациентам с эмоциональными запинками в речи, заиканием, тахилалией, полтерном. Данное направление коррекционной работы способствует снижению фиксации на речевом дефекте, устранению логофобии, овладению новыми механизмами саморегуляции, расширению коммуникативных возможностей. Основными методами психокоррекционной работы являются сеансы психотерапии и гипноза, тренинги общения, аутогенные тренировки.

Логопедическая коррекция

С учетом причин, лежащих в основе речевых запинок, проводятся занятия по развитию речи, коррекции заикания, преодолению тахилалии и т. д. Логотерапия направлена на выработку нового речевого стереотипа, его закрепление во всех коммуникативных ситуациях. В работе используются следующие методы и приемы:

  • Артикуляционная гимнастика. Упражнения помогают укрепить мышцы речевого аппарата, снять излишнее напряжение мускулатуры при фонации, сделать артикуляционные движения более точными, сформировать необходимые кинестезии. Используются упражнения для мышц языка, губ, неба, мимических мышц. Голосовая гимнастика способствует развитию силы голоса, просодических компонентов.
  • Дыхательная гимнастика. Правильное речевое дыхание – залог свободной, плавной речи. В ходе занятий осуществляется постановка диафрагмального нижнереберного дыхания. Овладение техникой речевого дыхания позволяет без запинок и пауз произносить фразы различной длины.
  • Логопедическая ритмика. Логоритмические упражнения способствуют нормализации темпа и ритма речи, синхронизации дыхания и артикуляции, развитию общей моторики. Занятия проходят под музыкальное сопровождение. Для отработки ритма используется маршировка, хлопки, прыжки.
  • Занятия с помощью ИКТ. В комплексной работе по преодолению заикания широко применяются компьютерные технологии. Они основаны на эффекте биологической обратной связи, помогают улучшить качество и повысить эмоциональную окраску речи, устранить запинки.

У ребенка запинки в речи 5 лет

Оздоровительные мероприятия

Организуются на базе поликлиники или дневного неврологического стационара. Цель – нормализация регуляторной функции ЦНС, повышение адаптационных механизмов. Пациентам с патологическими запинками в речи назначаются:

  • курсы медикаментозной терапии (седативные препараты, витамины группы В, ноотропы, противосудорожные ЛС):
  • физиотерапевтические процедуры (электрофорез со спазмолитиками, электросон);
  • водные процедуры (хвойные, углекислотные, кислородные ванны, оздоровительное плавание);
  • массаж (общий медицинский, нейроседативный, ШВЗ);
  • иглорефлексотерапия;
  • лечебная физкультура.

Источник