У ребенка в 5 лет нет звукопроизношения

У ребенка в 5 лет нет звукопроизношения thumbnail

Нарушение звукопроизношения 
у детей дошкольного возраста.

Причины нарушений

Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что произносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых.

В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь.

Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопится, не » съедать » слогов и окончаний слов.

Совершенно неуместна » подделка » под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно ( «смори» — «смотри» , «не бежи» — «не беги», «ваще» — «вообще» ).

Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова.

Обязанность взрослых — приучить малыша смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых.

Часто детей побуждают заучивать слишком трудные для их произносительных возможностей стихотворения. В результате перегрузки физиологических механизмов речи возрастные неправильности произношения закрепляются и даже приумножаются.

При правильном воспитании все возрастные неправильности произношения звуков исчезают у детей к 4 — 5 годам. Если процесс становления правильного произношения затянулся, родителям необходимо показать своего ребенка логопеду.

Речь маленьких детей в период ее формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Прежде всего это вызвано недостаточным развитием движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого неба, нижней челюсти. Второй причиной является недостаточная сформированность фонематического слуха, т.е. способности воспринимать и дифференцировать все звуки речи (фонемы).

Наиболее типичными несовершенствами звукопроизношения являются следующие:

а) у детей младшего дошкольного возраста

—        смягченность речи  («лезецька» — «ложечка», «сюмоцька» — «сумочка» )

—        замена шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ свистящими («сюба» — «шуба» «сяпка» — «шапка» )

—        звуки Р , Л не произносятся, замена их другими («юка», «люка» —

рука ), («вампа», «ямпа» — лампа).

—        замена заднеязычных звуков переднеязычными К — Т, Г — Д, («торова» — «корова», «дулять» — «гулять» )

—        оглушение звонких звуков («шук» — «жук» )

Произнесение слов в этом возрасте тоже имеет особенности. Маленький ребенок один и тот же звук в одном сочетании произносит, а в другом искажает, либо совсем пропускает. Например, легко произносит звук Р в сочетании с гласными звуками ( рука, роза ), и не выговаривает в сочетании с согласными («тамвай» — трамвай, «клыша» — крыша). В русском языке малышам с трудом дается произношение 2-3-х рядом стоящих согласных звуков, и, как правило, один из этих звуков или пропускается, или искажается, хотя изолированно ребенок эти звуки произносит правильно. Часто в слове один звук, более трудный, заменяется другим, имеющимся в этом же слове («мумага» — бумага, «форааппарат» — фотоаппарат). Очень часто дети делают перестановку звуков и слогов в словах («аплесин» — апельсин, «клювка» — клюква ).

б)  произношение у детей среднего дошкольного возраста :

—        в речи исчезает смягчение, оно наблюдается лишь у немногих;

—        появляются шипящие звуки Ш, Ж, Ч, но произношение их неустойчиво. Дети произносят звуки то правильно, то неправильно («сейчас» — «сейцас», «зук зуззит» );

—        у некоторых детей наблюдается непомерное частое использование звуков Р, Ш, Ж, когда они переходят к правильному произношению этих звуков («горубой» — голубой, «родка» — лодка, «шад» — сад, «жонтик» — зонтик );

—        большинство детей произносят звук Р, но он недостаточно автоматизирован в речи. Пропускается звук Р в словах редко, чаще он заменяется другими звуками Л, ЛЬ, И;

—         словопроизношение детей в 4-5 лет становится чище, реже встречаются перестановки и уподобление звуков, слогов, почти исчезают сокращения слов.

в) произношение у старших дошкольников.

Большинство детей старшего дошкольного возраста говорят правильно, но все же у некоторых встречается нечистая речь ( 15 — 20 % ). Речевые недостатки выражаются в следующем:

—         искажены шипящие звуки III, Ж, Ч, а также Ф и Л.

Здесь нет неустойчивости, характерной для детей среднего дошкольного возраста. Дети заменяют один звук другим. Картавость, шепелявость становятся привычными.

—         Встречаются более серьезные отклонения: заикание, сложная дислалия.

—         Неправильная расстановка ударений, «проглатывание» окончаний слов.

—         Небрежность в словопроизношении («яблуко», «мине», «фатить» )

Чем же объяснить, что некоторые дети 5-6 лет страдают недостатками звукопроизношения ?

Речь — это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих — ребенок учится на примере родителей, воспитателей и друзей.

Серьезное значение имеют психологические особенности ребенка: он должен четко воспринимать слова и звуки, запомнить их и точно воспроизвести. Хорошее состояние слуха, умение внимательно слушать имеют решающее значение. Дети с ослабленным слухом (тугоухие) часто являются и косноязычными. Рассеянные, невнимательные дети также совершают ошибки в звуко- и  словопроизношении. Для того, чтобы правильно воспроизвести услышанное, у ребенка должен быть хорошо развит речевой аппарат, он должен четко действовать.

У большинства детей звукопроизношение к 4-5 годам достигает языковой нормы. Однако в силу индивидуальных, социальных, патологических особенностей развития у некоторых детей возрастные несовершенства произношения звуков не исчезают, а принимают характер стойкого дефекта, называемого дислалией.

Читайте также:  Бриджи ребенку 5 лет

Такие нарушения проявляются в дефектах воспроизведения звуков речи: искаженном их произношении, заменах одних звуков другими, смешении звуков ,и, реже- их пропусками. В зависимости от причин, обуславливающих дефект звукопроизношения, выделяют две основные формы дислалии : функциональную и механическую (органическую). Когда нет органических нарушений, говорят о функциональной дислалии. При отклонении в строении периферического аппарата (зубов, челюстей, языка, неба) говорят о механической (органической) дислалии.

Причины механической дислалии :

1. Укороченная подъязычная уздечка. При этом затруднены движения языка. Бывает язык слишком большой, неповоротливый, или наоборот, слишком узкий, маленький, что затрудняет правильное произношение ( артикуляцию ).

2. Дефекты строения челюстей и зубов.

—         Верхняя челюсть сильно выступает над нижней.

—         Нижняя челюсть выступает вперед.

—         Между зубами верхней и нижней челюсти при их смыкании остается промежуток.

—         Большие расщелины между зубами. Исправление дефектов челюстей и зубов следует проводить в стоматологических кабинетах. Наилучший возраст для этого от 5 до 6 лет.

—         Неправильное строение неба. Узкое, слишком высокое (готическое) небо, или, наоборот, низкое, плоское.

—         Укороченная уздечка верхней губы.

—        Расщепление твердого неба, губы. Причинами функциональной дислалии являются :

—         Неправильное воспитание ребенка в семье.

Иногда взрослые, подражая детскому лепету, долго «сюсюкают» с ребенком, что задерживает правильное звукопроизношение.

Дислалия возникает и вследствие подражания ребенком неправильному звукопроизношению взрослых. Особенно плохо, когда в семье есть косноязычные.

—         Педагогическая запущенность, когда взрослые уделяют мало внимания воспитанию, не следят за речью ребенка.

—         Снижение слуха. У тугоухих детей трудности в различении свистящих и шипящих звуков ( ш — с, ж — 3 ), звонких и глухих согласных ( д — т, б — п).

—         Умственная отсталость ребенка.

Здоровая и счастливая жизнь ваших детей в ваших руках!!!

Помоги своему ребенку сам!

Источник

Формирование звукопроизношения у детей должно завершиться к 5-6 годам. Однако, судя по отзывам педагогов, многие первоклассники имеют те или иные логопедические проблемы. Это существенно затрудняет их общение с другими людьми, приводит к появлению специфических ошибок при освоении письма. Как вовремя заметить нарушение у своего ребенка? Какие речевые дефекты пройдут со временем, а с какими нужно немедленно обращаться к специалистам?

Нарушения звукопроизношения

Речь малыша активно формируется в дошкольном возрасте. Довольно долго в ней могут наблюдаться следующие дефекты:

  • Отсутствие звука. Он просто пропускается («ошка» вместо «ложка», «учка» вместо «ручка»).
  • Замена одних звуков на другие, более легкие («йыба» вместо «рыба», «сал» вместо «шар»).
  • Искажение звука (картавость, гнусавость).
  • Смешение фонем, которые произносятся правильно. Ребенок говорит то «машина», то «масина», постоянно путаясь.

Различные дефекты в звукопроизношении у детей могут сочетаться другими проблемами: отсутствием фразовой речи, маленьким словарным запасом, использованием неправильных грамматических форм. Это может свидетельствовать о сложном расстройстве, при котором нельзя ограничиваться лишь работой со звуками.

мама с ребенком

Причины нарушений

Некоторые родители пытаются исправить имеющиеся у ребенка дефекты, постоянно поправляя его речь и делая замечания. Это приводит к резкой негативной реакции малыша, а иногда и к заиканию. Исправление звукопроизношения у детей — непростой процесс. Начинать его нужно не с замечаний, а с выявления причины дефектов. Ими могут быть:

  • Проблемы со слухом.
  • Нарушенная дифференциация, при которой малыш не различает близкие по акустическому звучанию фонемы (например, «д» и «т»).
  • Неправильное анатомическое строение языка, неба, челюсти, различные дефекты прикуса.
  • Ограниченная подвижность речевого аппарата (особенно губ и языка).
  • Неправильное воспитание, когда родители слишком долго «сюсюкаются» с ребенком или, наоборот, не уделяют ему внимания, засадив перед телевизором.
  • Постоянное общение с людьми, имеющими речевые дефекты. Проблемы могут возникнуть и в том случае, когда родители говорят очень быстро и неясно.
  • Двуязычие. Малыш путается в особенностях произношения, что приводит к искажению звуков по подобию другого языка.

Младшие дошкольники

Артикуляционный аппарат малыша развивается постепенно. Поэтому, добиваясь правильной речи, не забывайте об особенностях звукопроизношения у детей.

пальчиковый театр на занятии с логопедом

Нормально, если в 3 года:

  • ребенок смягчает согласные («л’озицька» вместо «ложечка»);
  • свистящие и шипящие фонемы пропускаются, заменяются, путаются или выговариваются нечетко;
  • в речи нет звуков «л» и «р»;
  • звонкие фонемы оглушаются ;
  • вместо заднеязычных звуков произносятся переднеязычные («дород» вместо «город», «тарандаш» вместо «карандаш»).

Дети могут четко произносить звук, но не выговаривать его в сочетании с другими, переставлять слоги в словах, пропускать согласные, если они стоят рядом. Насторожиться родителям стоит в том случае, если малыш неохотно идет на контакт, не понимает простейших просьб и вопросов, обходится словами-фрагментами (говорит «ма», а не «мама», «ако», а не «молоко»).

Средние дошкольники

В возрасте 4-5 лет развитие звукопроизношения у детей протекает очень активно. Смягчение звуков почти исчезает. Дети начинают выговаривать шипящие, у большинства появляется звук «р», но произношение их еще не автоматизировано. Ребенок может сказать одно слово правильно, а в другом допустить ошибку. При этом звуки уже не пропускаются, а заменяются другими.

мама и сын разговаривают

Иногда, научившись выговаривать фонемы «ш», «р», «ж», малыш вставляет их во все слова («горубь» вместо «голубь», «жуб» вместо «зуб»). Но в целом речь становится чище, дети реже переставляют слоги, почти не сокращают слова. Считается нормальным, если малыш неправильно выговаривает свистящие, сонорные («р», «л») и шипящие звуки. В остальных случаях проконсультируйтесь с логопедом.

Старшие дошкольники

Логопеды утверждают, что к 5-6 годам правильное звукопроизношение у детей должно быть полностью сформировано. Однако примерно у 20% детей в речи встречаются искажения.

Читайте также:  Ежегодный оплачиваемый отпуск ребенок до 5 лет

Они могут быть связаны:

  • С недостаточной автоматизацией шипящих звуков, а также фонем «л» и «р». У некоторых ребятишек формируется привычная картавость или шепелявость.
  • С заиканием и дислалией, требующих помощи специалистов.
  • С небрежным произношением, когда ребенок торопится, проглатывает окончания, нечетко выговаривает звуки.

постановка звука

Так как поступление в школу неумолимо приближается, работе над чистой речью должно уделяться повышенное внимание. При возникновении сомнений лучше прийти к логопеду и пройти тщательную диагностику.

Обследование звукопроизношения у детей

Приступая к диагностике, логопед тщательно проверит строение речевого аппарата маленького пациента. Малыша попросят выполнить различные движения челюстью, губами и языком. Так выявляется их подвижность.

Чтобы исследовать особенности звукопроизношения у детей, их просят выговорить звук изолировано. Проверяется, насколько быстро происходит артикуляционное переключение. Малыши повторяют слоги («пак-кап») или цепочки из них («мна-мну-мно»).

диагностика звукопроизношения по картинкам

Затем показываются картинки. В названии предметов, изображенных на них, есть исследуемый звук. Он стоит в разных позициях и сочетаниях. Если ребенок допускает искажения, логопед просит повторить слово вслед за ним, произнести слоги с проблемным звуком. Важно подбирать для обследования не только легкие, но и многосложные слова.

Иногда названия картинок малыш выговаривает правильно, а в обычной речи заменяет одни фонемы другими. Проверить это помогает произнесение чистоговорок, потешек, где часто встречается исследуемый звук, беседы по сюжетным картинкам.

Обследование фонематического слуха

Помимо диагностики звукопроизношения, у детей проверяется способность к различению фонем. Внимание следует сосредоточить на следующих парах звуков: «шипящий + свистящий», «твердый + мягкий», «глухой + звонкий», «р + л». При этом используются следующие виды заданий:

  • повторить за логопедом оппозиционные слоги («ри-ли», «уч-ущ»);
  • воспроизвести ряд из 3-4 элементов («вля-пля-мля-для»);
  • выполнить движение (хлопок, прыжок), услышав заданный слог;
  • выбрать те картинки, названия которых начинаются с указанных звуков;
  • объяснить значение схожих по звучанию слов (например, «лак-рак») или показать нужную картинку.

малыш у логопеда

Коррекция звукопроизношения у детей

Логопедическая работа включает в себя три этапа. Перечислим их:

  1. Подготовительный этап. Ребенка учат различать на слух формируемую фонему. Мышцы губ и языка должны освоить новые для них движения. Для этого используются артикуляционная гимнастика, упражнения для формирования правильной воздушной струи. Ребенок занимается перед зеркалом, все движения делаются в медленном темпе. При возникновении трудностей можно помочь язычку руками (например, приподнять его или свернуть в трубочку). Эту часть работы могут взять на себя родители, посоветовавшись с логопедом или прочитав соответствующие книги.
  2. Постановка звуков. Эту часть работы лучше доверить логопеду, знакомому со специальными приемами. Он в игровой форме научит дошкольника произносить требуемый звук в изоляции от других.
  3. Автоматизация фонемы в речи. Чтобы звук произносился на автомате, его нужно много раз повторить. Сначала малыш произносит его в слогах различных типов, потом в словах, причем отрабатываются различные позиции. Только после этого можно переходить к предложениям, коротким стихам и чистоговоркам. В них не должно быть звуков, которые ребенок еще не умеет выговаривать. На последнем этапе используется пересказ коротких историй, описание сюжетных картинок.

Иногда дети, научившись выговаривать звук, упорно смешивают его с другим. В таком случае проводится работа по их дифференциации. Малышу предлагается найти отличия в артикуляции при произнесении каждого из звуков. Затем фонемы отрабатываются в слогах, похожих словах, и, наконец, в скороговорках.

Организация занятий

Воспитание звукопроизношения у детей — процесс не быстрый. Тем более если выявлено искажение большого числа фонем. Ставить их приходится постепенно, начиная с самых легких. Одновременно не должны отрабатываться звуки, при произнесении которых органы речи занимают противоположное положение. Например, «с» требует широкого языка с образование желобка посередине. Его не стоит ставить вместе со звуком «л», для произнесения которого необходим узкий язык.

упражнения для языка

Занятия с логопедом должно проводиться систематически, 2-3 раза в неделю. Чтобы заинтересовать дошкольников, широко применяются игрушки, картинки, настольные игры (лото, домино). Однако работа над звукопроизношением должна продолжаться и дома. Логопед обычно дает родителям домашние задания. Чаще всего это комплекс артикуляционной гимнастики, который рекомендуется выполнять ежедневно. Для формирования правильного речевого дыхания полезно петь гласные, сдувать бумажки с языка, пускать мыльные пузыри.

Развитие речевой функции неразрывно связано с формированием мелкой моторики. Поэтому, если у вашего ребенка имеются проблемы со звукопроизношением, познакомьтесь с пальчиковыми играми. Старайтесь каждый день лепить, рисовать, вырезать фигурки из бумаги, делать украшения из бусин, собирать мозаики или конструкторы.

Звукопроизношению у детей дошкольного возраста должно уделяться самое пристальное внимание. Ведь недостатки, укоренившиеся с раннего детства, впоследствии выправляются с большим трудом. Чтобы предупредить их, родители должны внимательно следить за своей речью, четко выговаривать все звуки и не откладывать визит к логопеду при появлении тревожных симптомов у малыша.

Источник

Многие родители знают, что необходимо показать ребенка логопеду до того периода, пока он не пошел в школу. Но очень часто взрослые откладывают визит к специалисту, так как уверены, что с возрастом речь малыша будет самосовершенствоваться. Иногда этого не происходит…

Нормы речевого развития

Когда ребенок в 5,5 лет плохо разговаривает, можно судить о наличии задержки речевого развития. Однако для того чтобы оценить степень отклонения, необходимо ознакомиться с нормами. Большинство детей к 6 годам достигают определенного речевого совершенства, особенно в том случае, когда взрослые уделяли их развитию достаточное количество времени и внимания.

Читайте также:  Речь ребенка от рождения до 5 лет автор

задержка речевого развития у детей 5 лет

Параметры речи, которыми овладевают детки к 6 годам:

  1. Словарный запас довольно большой. Ребенок употребляет слова разных частей речи. У него имеется приличный запас знаний об окружающей среде и предметах.
  2. Ошибки, допущенные в употреблении падежей, предлогов, согласовании слов по родам и числам, минимальны.
  3. Ребенок с легкостью строит сложноподчиненные и сложносочиненные предложения.
  4. Все гласные, согласные и звуки произносятся чаще. Иногда могут возникать проблемы с произношением буквы «р».
  5. Дети умеют правильно подбирать интонацию, а также могут управлять темпом и громкостью своей речи.
  6. Ребенку свойственно отвечать на поставленные вопросы при помощи развернутого ответа. Он с легкостью может пересказать рассказ, сочинить историю или сказку, а также придумать описание, ссылаясь на картинки.
  7. С легкостью находит лишние предметы, а также умеет обобщать и различать понятия.

Причины

Задержка речевого развития у детей в 5 лет встречается нередко. Обычно расстройства речи выражается в следующем:

  1. Нарушение звукопроизношения.
  2. Расстройства речи спровоцированы проблемами со слухом.
  3. Темп и ритм речи нарушены.
  4. Из-за задержки развития ребенок теряет имеющееся произношение.

ребенок 5 5 лет плохо разговаривает рекомендации логопедов

Рассмотрим наиболее распространенные причины задержки речевого развития.

  1. Органическая – нарушение работы нервной системы произошли внутриутробно. Это могут быть: дефект прикуса, короткая уздечка, строение артикуляционного аппарата, редкие или мелкие зубы, массивный или узкий язык.
  2. Функциональная – психические особенности ребенка, а также специфика его развития.

Что должно беспокоить

Если ребенок в 5,5 лет плохо разговаривает, это должно насторожить родителей. Дело в том, что к 4-5 годам дети должны связно разговаривать на родном языке. Если этого не происходит, то пора обращаться к врачу.

игры развивающие для детей 5 6 лет

Что должно беспокоить родителей:

  1. У ребенка в возрасте старше четырех лет практически отсутствует связная речь.
  2. Дети разговаривают, но у них очень бедный словарный запас.
  3. Слова и предложения не согласованы между собой. То есть малыш не может сформулировать свою мысль при помощи слов.
  4. В речи ребенка присутствует множество ошибок лексического, грамматического и фонетического характера.

Самым простым способом понять, все ли хорошо у малыша с речью, можно при помощи посторонних людей. Если они понимают речь ребенка, значит, все в порядке.

Часто происходит так, что деток в возрасте до 3-х лет полностью понимает только мама. Для этого периода это считается нормальным, но если ребенку 5 лет, то такая ситуация является поводом для обращения к специалисту.

Способы коррекции

Когда ребенок в 5,5 лет плохо разговаривает, родителям необходимо обратить на это особое внимание. Обычно такие детки занимаются с логопедом. А коррекционная работа проводится с ребенком на основании диагноза, который был выставлен специалистами.

задержка речевого развития у детей 5 лет

Следует отметить, что родители могут дополнительно увеличить эффективность работы логопеда тем, что будут выполнять рекомендации дома.

Рассмотрим наиболее популярные способы коррекции, которые можно выполнять в домашних условиях:

  1. Попросите ребенка подобрать похожие и различные по смыслу слова, руководствуясь картинками.
  2. Учим ребенка классифицировать предметы по форме, цветам.
  3. Развивающие игры для детей 5 – 6 лет («Живое-неживое», «Съедобное-несъедобное»).
  4. Предложите малышу составить предложение из 3-х слов, потом из 5-ти и так далее.
  5. Рассматривайте с ребенком картинки, помогайте ему составлять рассказы на основе увиденных изображений.
  6. Придумывайте простые загадки об окружающих предметах и просите ребенка отгадать их.
  7. Делитесь своим мнением и эмоциями от прогулок, походов в театр, посещений экскурсий.
  8. Читайте ребенку детскую художественную литературу. После прочтения поинтересуйтесь о том, что он запомнил.
  9. Предложите ребенку назвать слова на загаданную букву. Например, буква «с» (солнышко, слон, сон).
  10. Отрабатывайте с ребенком повторение стихов и поговорок.

Важно понимать, что своевременное выявление проблем, а также коррекционная работа могут исправить дефекты речи, когда ребенок в 5,5 лет плохо разговаривает.

Рекомендации логопедов

Для того чтобы дети в пятилетнем возрасте правильно развивались, а также совершенствовали свои навыки и умения, логопеды рекомендуют:

  1. Исключить наследственность. Необходимо узнать у близких родственников о том, в каком возрасте они заговорили.
  2. Вспомнить информацию о беременности, а именно о том, доношенный ли был ребенок. Возможно, младенец переболел инфекционным заболеванием. Это основные причины отставания речевого развития.
  3. Проверить наличие проблем со слухом у ребенка.
  4. Создавайте гармонию вокруг малыша. Регулярные конфликты и ссоры внутри семьи негативно сказываются на произношении.
  5. Учите стихи с ребенком.
  6. Проходите регулярный осмотр у логопеда каждый год, начиная с 2-х — 3-х лет.
  7. Занимайтесь с малышом, развивайте мелкую моторику пальчиков.

Когда обращаться к логопеду

  • Если ребенок в возрасте старше трех лет говорит много, но на непонятном языке.
  • Если малыш не произносит простых звуков или заменяет их другими.
  • Если вы слышите разницу между речью вашего ребенка и его сверстников. А в особенности тогда, когда вас это настораживает.
  • В возрасте 4-х – 5-ти лет ребенок говорит невнятно, а также не выговаривает некоторые звуки.
  • Если после 4-х – 5-ти лет малыш продолжает говорить многие звуки мягко, а именно: «кися», «щяпка», «лямпотька».

ребенок 5 5 лет плохо разговаривает

  • Если дети начинают говорить с запинками, повторяют первые слога или звуки, а также заикаются.
  • Ребенок в возрасте 6 лет с трудом заучивает небольшое стихотворение, а также не может запомнить и пересказать рассказ. Более того, вы заметили у своего чада трудности, связанные с ответами на поставленные вопросы.

Некоторым деткам, по результатам консультации и осмотра логопеда, могут потребоваться консультации других специалистов. Помимо этого, могут быть назначены физиопроцедуры, лечебная гимнастика, массаж и медикаментозное лечение.

Источник