У ребенка в 5 лет нет звукопроизношения
Нарушение звукопроизношения
у детей дошкольного возраста.
Причины нарушений
Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что произносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых.
В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь.
Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопится, не » съедать » слогов и окончаний слов.
Совершенно неуместна » подделка » под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно ( «смори» — «смотри» , «не бежи» — «не беги», «ваще» — «вообще» ).
Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова.
Обязанность взрослых — приучить малыша смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых.
Часто детей побуждают заучивать слишком трудные для их произносительных возможностей стихотворения. В результате перегрузки физиологических механизмов речи возрастные неправильности произношения закрепляются и даже приумножаются.
При правильном воспитании все возрастные неправильности произношения звуков исчезают у детей к 4 — 5 годам. Если процесс становления правильного произношения затянулся, родителям необходимо показать своего ребенка логопеду.
Речь маленьких детей в период ее формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Прежде всего это вызвано недостаточным развитием движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого неба, нижней челюсти. Второй причиной является недостаточная сформированность фонематического слуха, т.е. способности воспринимать и дифференцировать все звуки речи (фонемы).
Наиболее типичными несовершенствами звукопроизношения являются следующие:
а) у детей младшего дошкольного возраста
— смягченность речи («лезецька» — «ложечка», «сюмоцька» — «сумочка» )
— замена шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ свистящими («сюба» — «шуба» «сяпка» — «шапка» )
— звуки Р , Л не произносятся, замена их другими («юка», «люка» —
рука ), («вампа», «ямпа» — лампа).
— замена заднеязычных звуков переднеязычными К — Т, Г — Д, («торова» — «корова», «дулять» — «гулять» )
— оглушение звонких звуков («шук» — «жук» )
Произнесение слов в этом возрасте тоже имеет особенности. Маленький ребенок один и тот же звук в одном сочетании произносит, а в другом искажает, либо совсем пропускает. Например, легко произносит звук Р в сочетании с гласными звуками ( рука, роза ), и не выговаривает в сочетании с согласными («тамвай» — трамвай, «клыша» — крыша). В русском языке малышам с трудом дается произношение 2-3-х рядом стоящих согласных звуков, и, как правило, один из этих звуков или пропускается, или искажается, хотя изолированно ребенок эти звуки произносит правильно. Часто в слове один звук, более трудный, заменяется другим, имеющимся в этом же слове («мумага» — бумага, «форааппарат» — фотоаппарат). Очень часто дети делают перестановку звуков и слогов в словах («аплесин» — апельсин, «клювка» — клюква ).
б) произношение у детей среднего дошкольного возраста :
— в речи исчезает смягчение, оно наблюдается лишь у немногих;
— появляются шипящие звуки Ш, Ж, Ч, но произношение их неустойчиво. Дети произносят звуки то правильно, то неправильно («сейчас» — «сейцас», «зук зуззит» );
— у некоторых детей наблюдается непомерное частое использование звуков Р, Ш, Ж, когда они переходят к правильному произношению этих звуков («горубой» — голубой, «родка» — лодка, «шад» — сад, «жонтик» — зонтик );
— большинство детей произносят звук Р, но он недостаточно автоматизирован в речи. Пропускается звук Р в словах редко, чаще он заменяется другими звуками Л, ЛЬ, И;
— словопроизношение детей в 4-5 лет становится чище, реже встречаются перестановки и уподобление звуков, слогов, почти исчезают сокращения слов.
в) произношение у старших дошкольников.
Большинство детей старшего дошкольного возраста говорят правильно, но все же у некоторых встречается нечистая речь ( 15 — 20 % ). Речевые недостатки выражаются в следующем:
— искажены шипящие звуки III, Ж, Ч, а также Ф и Л.
Здесь нет неустойчивости, характерной для детей среднего дошкольного возраста. Дети заменяют один звук другим. Картавость, шепелявость становятся привычными.
— Встречаются более серьезные отклонения: заикание, сложная дислалия.
— Неправильная расстановка ударений, «проглатывание» окончаний слов.
— Небрежность в словопроизношении («яблуко», «мине», «фатить» )
Чем же объяснить, что некоторые дети 5-6 лет страдают недостатками звукопроизношения ?
Речь — это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих — ребенок учится на примере родителей, воспитателей и друзей.
Серьезное значение имеют психологические особенности ребенка: он должен четко воспринимать слова и звуки, запомнить их и точно воспроизвести. Хорошее состояние слуха, умение внимательно слушать имеют решающее значение. Дети с ослабленным слухом (тугоухие) часто являются и косноязычными. Рассеянные, невнимательные дети также совершают ошибки в звуко- и словопроизношении. Для того, чтобы правильно воспроизвести услышанное, у ребенка должен быть хорошо развит речевой аппарат, он должен четко действовать.
У большинства детей звукопроизношение к 4-5 годам достигает языковой нормы. Однако в силу индивидуальных, социальных, патологических особенностей развития у некоторых детей возрастные несовершенства произношения звуков не исчезают, а принимают характер стойкого дефекта, называемого дислалией.
Такие нарушения проявляются в дефектах воспроизведения звуков речи: искаженном их произношении, заменах одних звуков другими, смешении звуков ,и, реже- их пропусками. В зависимости от причин, обуславливающих дефект звукопроизношения, выделяют две основные формы дислалии : функциональную и механическую (органическую). Когда нет органических нарушений, говорят о функциональной дислалии. При отклонении в строении периферического аппарата (зубов, челюстей, языка, неба) говорят о механической (органической) дислалии.
Причины механической дислалии :
1. Укороченная подъязычная уздечка. При этом затруднены движения языка. Бывает язык слишком большой, неповоротливый, или наоборот, слишком узкий, маленький, что затрудняет правильное произношение ( артикуляцию ).
2. Дефекты строения челюстей и зубов.
— Верхняя челюсть сильно выступает над нижней.
— Нижняя челюсть выступает вперед.
— Между зубами верхней и нижней челюсти при их смыкании остается промежуток.
— Большие расщелины между зубами. Исправление дефектов челюстей и зубов следует проводить в стоматологических кабинетах. Наилучший возраст для этого от 5 до 6 лет.
— Неправильное строение неба. Узкое, слишком высокое (готическое) небо, или, наоборот, низкое, плоское.
— Укороченная уздечка верхней губы.
— Расщепление твердого неба, губы. Причинами функциональной дислалии являются :
— Неправильное воспитание ребенка в семье.
Иногда взрослые, подражая детскому лепету, долго «сюсюкают» с ребенком, что задерживает правильное звукопроизношение.
Дислалия возникает и вследствие подражания ребенком неправильному звукопроизношению взрослых. Особенно плохо, когда в семье есть косноязычные.
— Педагогическая запущенность, когда взрослые уделяют мало внимания воспитанию, не следят за речью ребенка.
— Снижение слуха. У тугоухих детей трудности в различении свистящих и шипящих звуков ( ш — с, ж — 3 ), звонких и глухих согласных ( д — т, б — п).
— Умственная отсталость ребенка.
Здоровая и счастливая жизнь ваших детей в ваших руках!!!
Помоги своему ребенку сам!
Источник
Формирование звукопроизношения у детей должно завершиться к 5-6 годам. Однако, судя по отзывам педагогов, многие первоклассники имеют те или иные логопедические проблемы. Это существенно затрудняет их общение с другими людьми, приводит к появлению специфических ошибок при освоении письма. Как вовремя заметить нарушение у своего ребенка? Какие речевые дефекты пройдут со временем, а с какими нужно немедленно обращаться к специалистам?
Нарушения звукопроизношения
Речь малыша активно формируется в дошкольном возрасте. Довольно долго в ней могут наблюдаться следующие дефекты:
- Отсутствие звука. Он просто пропускается («ошка» вместо «ложка», «учка» вместо «ручка»).
- Замена одних звуков на другие, более легкие («йыба» вместо «рыба», «сал» вместо «шар»).
- Искажение звука (картавость, гнусавость).
- Смешение фонем, которые произносятся правильно. Ребенок говорит то «машина», то «масина», постоянно путаясь.
Различные дефекты в звукопроизношении у детей могут сочетаться другими проблемами: отсутствием фразовой речи, маленьким словарным запасом, использованием неправильных грамматических форм. Это может свидетельствовать о сложном расстройстве, при котором нельзя ограничиваться лишь работой со звуками.
Причины нарушений
Некоторые родители пытаются исправить имеющиеся у ребенка дефекты, постоянно поправляя его речь и делая замечания. Это приводит к резкой негативной реакции малыша, а иногда и к заиканию. Исправление звукопроизношения у детей — непростой процесс. Начинать его нужно не с замечаний, а с выявления причины дефектов. Ими могут быть:
- Проблемы со слухом.
- Нарушенная дифференциация, при которой малыш не различает близкие по акустическому звучанию фонемы (например, «д» и «т»).
- Неправильное анатомическое строение языка, неба, челюсти, различные дефекты прикуса.
- Ограниченная подвижность речевого аппарата (особенно губ и языка).
- Неправильное воспитание, когда родители слишком долго «сюсюкаются» с ребенком или, наоборот, не уделяют ему внимания, засадив перед телевизором.
- Постоянное общение с людьми, имеющими речевые дефекты. Проблемы могут возникнуть и в том случае, когда родители говорят очень быстро и неясно.
- Двуязычие. Малыш путается в особенностях произношения, что приводит к искажению звуков по подобию другого языка.
Младшие дошкольники
Артикуляционный аппарат малыша развивается постепенно. Поэтому, добиваясь правильной речи, не забывайте об особенностях звукопроизношения у детей.
Нормально, если в 3 года:
- ребенок смягчает согласные («л’озицька» вместо «ложечка»);
- свистящие и шипящие фонемы пропускаются, заменяются, путаются или выговариваются нечетко;
- в речи нет звуков «л» и «р»;
- звонкие фонемы оглушаются ;
- вместо заднеязычных звуков произносятся переднеязычные («дород» вместо «город», «тарандаш» вместо «карандаш»).
Дети могут четко произносить звук, но не выговаривать его в сочетании с другими, переставлять слоги в словах, пропускать согласные, если они стоят рядом. Насторожиться родителям стоит в том случае, если малыш неохотно идет на контакт, не понимает простейших просьб и вопросов, обходится словами-фрагментами (говорит «ма», а не «мама», «ако», а не «молоко»).
Средние дошкольники
В возрасте 4-5 лет развитие звукопроизношения у детей протекает очень активно. Смягчение звуков почти исчезает. Дети начинают выговаривать шипящие, у большинства появляется звук «р», но произношение их еще не автоматизировано. Ребенок может сказать одно слово правильно, а в другом допустить ошибку. При этом звуки уже не пропускаются, а заменяются другими.
Иногда, научившись выговаривать фонемы «ш», «р», «ж», малыш вставляет их во все слова («горубь» вместо «голубь», «жуб» вместо «зуб»). Но в целом речь становится чище, дети реже переставляют слоги, почти не сокращают слова. Считается нормальным, если малыш неправильно выговаривает свистящие, сонорные («р», «л») и шипящие звуки. В остальных случаях проконсультируйтесь с логопедом.
Старшие дошкольники
Логопеды утверждают, что к 5-6 годам правильное звукопроизношение у детей должно быть полностью сформировано. Однако примерно у 20% детей в речи встречаются искажения.
Они могут быть связаны:
- С недостаточной автоматизацией шипящих звуков, а также фонем «л» и «р». У некоторых ребятишек формируется привычная картавость или шепелявость.
- С заиканием и дислалией, требующих помощи специалистов.
- С небрежным произношением, когда ребенок торопится, проглатывает окончания, нечетко выговаривает звуки.
Так как поступление в школу неумолимо приближается, работе над чистой речью должно уделяться повышенное внимание. При возникновении сомнений лучше прийти к логопеду и пройти тщательную диагностику.
Обследование звукопроизношения у детей
Приступая к диагностике, логопед тщательно проверит строение речевого аппарата маленького пациента. Малыша попросят выполнить различные движения челюстью, губами и языком. Так выявляется их подвижность.
Чтобы исследовать особенности звукопроизношения у детей, их просят выговорить звук изолировано. Проверяется, насколько быстро происходит артикуляционное переключение. Малыши повторяют слоги («пак-кап») или цепочки из них («мна-мну-мно»).
Затем показываются картинки. В названии предметов, изображенных на них, есть исследуемый звук. Он стоит в разных позициях и сочетаниях. Если ребенок допускает искажения, логопед просит повторить слово вслед за ним, произнести слоги с проблемным звуком. Важно подбирать для обследования не только легкие, но и многосложные слова.
Иногда названия картинок малыш выговаривает правильно, а в обычной речи заменяет одни фонемы другими. Проверить это помогает произнесение чистоговорок, потешек, где часто встречается исследуемый звук, беседы по сюжетным картинкам.
Обследование фонематического слуха
Помимо диагностики звукопроизношения, у детей проверяется способность к различению фонем. Внимание следует сосредоточить на следующих парах звуков: «шипящий + свистящий», «твердый + мягкий», «глухой + звонкий», «р + л». При этом используются следующие виды заданий:
- повторить за логопедом оппозиционные слоги («ри-ли», «уч-ущ»);
- воспроизвести ряд из 3-4 элементов («вля-пля-мля-для»);
- выполнить движение (хлопок, прыжок), услышав заданный слог;
- выбрать те картинки, названия которых начинаются с указанных звуков;
- объяснить значение схожих по звучанию слов (например, «лак-рак») или показать нужную картинку.
Коррекция звукопроизношения у детей
Логопедическая работа включает в себя три этапа. Перечислим их:
- Подготовительный этап. Ребенка учат различать на слух формируемую фонему. Мышцы губ и языка должны освоить новые для них движения. Для этого используются артикуляционная гимнастика, упражнения для формирования правильной воздушной струи. Ребенок занимается перед зеркалом, все движения делаются в медленном темпе. При возникновении трудностей можно помочь язычку руками (например, приподнять его или свернуть в трубочку). Эту часть работы могут взять на себя родители, посоветовавшись с логопедом или прочитав соответствующие книги.
- Постановка звуков. Эту часть работы лучше доверить логопеду, знакомому со специальными приемами. Он в игровой форме научит дошкольника произносить требуемый звук в изоляции от других.
- Автоматизация фонемы в речи. Чтобы звук произносился на автомате, его нужно много раз повторить. Сначала малыш произносит его в слогах различных типов, потом в словах, причем отрабатываются различные позиции. Только после этого можно переходить к предложениям, коротким стихам и чистоговоркам. В них не должно быть звуков, которые ребенок еще не умеет выговаривать. На последнем этапе используется пересказ коротких историй, описание сюжетных картинок.
Иногда дети, научившись выговаривать звук, упорно смешивают его с другим. В таком случае проводится работа по их дифференциации. Малышу предлагается найти отличия в артикуляции при произнесении каждого из звуков. Затем фонемы отрабатываются в слогах, похожих словах, и, наконец, в скороговорках.
Организация занятий
Воспитание звукопроизношения у детей — процесс не быстрый. Тем более если выявлено искажение большого числа фонем. Ставить их приходится постепенно, начиная с самых легких. Одновременно не должны отрабатываться звуки, при произнесении которых органы речи занимают противоположное положение. Например, «с» требует широкого языка с образование желобка посередине. Его не стоит ставить вместе со звуком «л», для произнесения которого необходим узкий язык.
Занятия с логопедом должно проводиться систематически, 2-3 раза в неделю. Чтобы заинтересовать дошкольников, широко применяются игрушки, картинки, настольные игры (лото, домино). Однако работа над звукопроизношением должна продолжаться и дома. Логопед обычно дает родителям домашние задания. Чаще всего это комплекс артикуляционной гимнастики, который рекомендуется выполнять ежедневно. Для формирования правильного речевого дыхания полезно петь гласные, сдувать бумажки с языка, пускать мыльные пузыри.
Развитие речевой функции неразрывно связано с формированием мелкой моторики. Поэтому, если у вашего ребенка имеются проблемы со звукопроизношением, познакомьтесь с пальчиковыми играми. Старайтесь каждый день лепить, рисовать, вырезать фигурки из бумаги, делать украшения из бусин, собирать мозаики или конструкторы.
Звукопроизношению у детей дошкольного возраста должно уделяться самое пристальное внимание. Ведь недостатки, укоренившиеся с раннего детства, впоследствии выправляются с большим трудом. Чтобы предупредить их, родители должны внимательно следить за своей речью, четко выговаривать все звуки и не откладывать визит к логопеду при появлении тревожных симптомов у малыша.
Источник
Многие родители знают, что необходимо показать ребенка логопеду до того периода, пока он не пошел в школу. Но очень часто взрослые откладывают визит к специалисту, так как уверены, что с возрастом речь малыша будет самосовершенствоваться. Иногда этого не происходит…
Нормы речевого развития
Когда ребенок в 5,5 лет плохо разговаривает, можно судить о наличии задержки речевого развития. Однако для того чтобы оценить степень отклонения, необходимо ознакомиться с нормами. Большинство детей к 6 годам достигают определенного речевого совершенства, особенно в том случае, когда взрослые уделяли их развитию достаточное количество времени и внимания.
Параметры речи, которыми овладевают детки к 6 годам:
- Словарный запас довольно большой. Ребенок употребляет слова разных частей речи. У него имеется приличный запас знаний об окружающей среде и предметах.
- Ошибки, допущенные в употреблении падежей, предлогов, согласовании слов по родам и числам, минимальны.
- Ребенок с легкостью строит сложноподчиненные и сложносочиненные предложения.
- Все гласные, согласные и звуки произносятся чаще. Иногда могут возникать проблемы с произношением буквы «р».
- Дети умеют правильно подбирать интонацию, а также могут управлять темпом и громкостью своей речи.
- Ребенку свойственно отвечать на поставленные вопросы при помощи развернутого ответа. Он с легкостью может пересказать рассказ, сочинить историю или сказку, а также придумать описание, ссылаясь на картинки.
- С легкостью находит лишние предметы, а также умеет обобщать и различать понятия.
Причины
Задержка речевого развития у детей в 5 лет встречается нередко. Обычно расстройства речи выражается в следующем:
- Нарушение звукопроизношения.
- Расстройства речи спровоцированы проблемами со слухом.
- Темп и ритм речи нарушены.
- Из-за задержки развития ребенок теряет имеющееся произношение.
Рассмотрим наиболее распространенные причины задержки речевого развития.
- Органическая – нарушение работы нервной системы произошли внутриутробно. Это могут быть: дефект прикуса, короткая уздечка, строение артикуляционного аппарата, редкие или мелкие зубы, массивный или узкий язык.
- Функциональная – психические особенности ребенка, а также специфика его развития.
Что должно беспокоить
Если ребенок в 5,5 лет плохо разговаривает, это должно насторожить родителей. Дело в том, что к 4-5 годам дети должны связно разговаривать на родном языке. Если этого не происходит, то пора обращаться к врачу.
Что должно беспокоить родителей:
- У ребенка в возрасте старше четырех лет практически отсутствует связная речь.
- Дети разговаривают, но у них очень бедный словарный запас.
- Слова и предложения не согласованы между собой. То есть малыш не может сформулировать свою мысль при помощи слов.
- В речи ребенка присутствует множество ошибок лексического, грамматического и фонетического характера.
Самым простым способом понять, все ли хорошо у малыша с речью, можно при помощи посторонних людей. Если они понимают речь ребенка, значит, все в порядке.
Часто происходит так, что деток в возрасте до 3-х лет полностью понимает только мама. Для этого периода это считается нормальным, но если ребенку 5 лет, то такая ситуация является поводом для обращения к специалисту.
Способы коррекции
Когда ребенок в 5,5 лет плохо разговаривает, родителям необходимо обратить на это особое внимание. Обычно такие детки занимаются с логопедом. А коррекционная работа проводится с ребенком на основании диагноза, который был выставлен специалистами.
Следует отметить, что родители могут дополнительно увеличить эффективность работы логопеда тем, что будут выполнять рекомендации дома.
Рассмотрим наиболее популярные способы коррекции, которые можно выполнять в домашних условиях:
- Попросите ребенка подобрать похожие и различные по смыслу слова, руководствуясь картинками.
- Учим ребенка классифицировать предметы по форме, цветам.
- Развивающие игры для детей 5 – 6 лет («Живое-неживое», «Съедобное-несъедобное»).
- Предложите малышу составить предложение из 3-х слов, потом из 5-ти и так далее.
- Рассматривайте с ребенком картинки, помогайте ему составлять рассказы на основе увиденных изображений.
- Придумывайте простые загадки об окружающих предметах и просите ребенка отгадать их.
- Делитесь своим мнением и эмоциями от прогулок, походов в театр, посещений экскурсий.
- Читайте ребенку детскую художественную литературу. После прочтения поинтересуйтесь о том, что он запомнил.
- Предложите ребенку назвать слова на загаданную букву. Например, буква «с» (солнышко, слон, сон).
- Отрабатывайте с ребенком повторение стихов и поговорок.
Важно понимать, что своевременное выявление проблем, а также коррекционная работа могут исправить дефекты речи, когда ребенок в 5,5 лет плохо разговаривает.
Рекомендации логопедов
Для того чтобы дети в пятилетнем возрасте правильно развивались, а также совершенствовали свои навыки и умения, логопеды рекомендуют:
- Исключить наследственность. Необходимо узнать у близких родственников о том, в каком возрасте они заговорили.
- Вспомнить информацию о беременности, а именно о том, доношенный ли был ребенок. Возможно, младенец переболел инфекционным заболеванием. Это основные причины отставания речевого развития.
- Проверить наличие проблем со слухом у ребенка.
- Создавайте гармонию вокруг малыша. Регулярные конфликты и ссоры внутри семьи негативно сказываются на произношении.
- Учите стихи с ребенком.
- Проходите регулярный осмотр у логопеда каждый год, начиная с 2-х — 3-х лет.
- Занимайтесь с малышом, развивайте мелкую моторику пальчиков.
Когда обращаться к логопеду
- Если ребенок в возрасте старше трех лет говорит много, но на непонятном языке.
- Если малыш не произносит простых звуков или заменяет их другими.
- Если вы слышите разницу между речью вашего ребенка и его сверстников. А в особенности тогда, когда вас это настораживает.
- В возрасте 4-х – 5-ти лет ребенок говорит невнятно, а также не выговаривает некоторые звуки.
- Если после 4-х – 5-ти лет малыш продолжает говорить многие звуки мягко, а именно: «кися», «щяпка», «лямпотька».
- Если дети начинают говорить с запинками, повторяют первые слога или звуки, а также заикаются.
- Ребенок в возрасте 6 лет с трудом заучивает небольшое стихотворение, а также не может запомнить и пересказать рассказ. Более того, вы заметили у своего чада трудности, связанные с ответами на поставленные вопросы.
Некоторым деткам, по результатам консультации и осмотра логопеда, могут потребоваться консультации других специалистов. Помимо этого, могут быть назначены физиопроцедуры, лечебная гимнастика, массаж и медикаментозное лечение.
Источник