У ребенка в 5 лет маленький запас слов

У ребенка в 5 лет маленький запас слов thumbnail

Развитие ребенка

Как обогатить словарный запас ребенка? 13 советов

30 июля
3 124 просмотра

Елена Исупова

Речь развивается всю нашу жизнь. Но спешка приучает говорить коротко, отдельными словами или фразами. А дети копируют этот стиль. Выбрали несколько советов для обогащения словарного запаса ребенка из книги «Без паники!».

1. Старайтесь использовать не только знакомые ребенку определения вроде «большой», «маленький», «красивый», «хороший», но и другие эпитеты, которые лучше опишут предмет (высокий, крошечный, замечательный и т. п.). Близкие по значению слова делают речь выразительнее и точнее. Детям важно слышать их в речи взрослого, чтобы начать использовать самим.

2. Рассказывая о чем-то ребенку, используйте для описания как минимум два прилагательных.

3. Предлагайте ребенку сравнивать предметы. Например: «Это большой или огромный медведь, маленький или крошечный муравей?».

А что насчет этих зайцев? — Источник

4. Предлагайте на выбор несколько вариантов. Например: «Пейзаж красивый или живописный?».

5. Попросите ребенка сказать иначе. Например, он говорит, что рубашка чистая. Предложите придумать другой вариант — «белоснежная». Сделайте это игрой: договоритесь, что вам нельзя использовать распространенные слова, например «большой» или «маленький».

6. Многозначные слова. Дети с раннего возраста сталкиваются с такими словами и усваивают их смысл из ситуаций. Так, например, произошло с сыном автора. Многие развивающие игры она хранила в канцелярских прозрачных папках и однажды попросила Луку убрать в папочку картинки. Он засмеялся и удивился, что папочка — это не только его папа, но и предмет для хранения картинок.

7. Первое время дети воспринимают фразеологизмы буквально. Так, однажды трехлетняя девочка на занятии рассказывала о наступлении осени и при этом топала ногами. Для того чтобы ребенок научился понимать смысл таких фраз, их нужно чаще использовать в речи. Ребенок будет постепенно понимать значение подобных конструкций, анализируя ситуацию, в которой они применялись. Переносный смысл слов становится доступным ребенку к 4-5 годам, поэтому фразеологизмы он начинает понимать именно в этом возрасте. Дети, с которыми разбирают смысл фразеологизмов, начинают более осмысленно слушать, анализировать.

8. В возрасте около 3 лет жизненных ситуаций становится недостаточно для развития речи, и тогда большую роль начинают играть книги. Из них ребенок узнает много нового, расширяет словарный запас. Дети любят, когда им читают одни и те же книги, заучивают наизусть целые отрывки. Это помогает им усвоить правильные грамматические конструкции, улучшить связность речи.

Хорошо, если дома есть визуальные словари, виммельбухи, комиксы, художественная литература. — Источник

Без паники!

Читая ребенку стихи, обратите внимание на те места, где встречаются трудные для него грамматические конструкции. Повторяйте эти фрагменты чаще — и ребенок выучит их наизусть.

9. Дети многое узнают из мультфильмов. Сам по себе просмотр мультфильма не развивает речь, но дает повод для обсуждения увиденного (можно обсудить вместе с ребенком детали и действия героев, попросить его пересказать сюжет), темы для сюжетно-ролевых игр.

Часто родители включают детям мультфильмы, чтобы освободить себе немного времени. Но лучше находить возможность посмотреть их вместе, чтобы во время просмотра говорить о том, что происходит на экране, а потом попросить ребенка пересказать то, что он увидел.

10. Старайтесь, чтобы ребенок смотрел не только мультфильмы, чередуйте их с документальными фильмами о природе, жизни людей. Такие передачи расширяют кругозор и способствуют развитию речи. Всегда обсуждайте с ребенком увиденное.

11. Проводите с ребенком больше времени за каким-нибудь полезным делом. Например, за совместным приготовлением пищи. Сейчас популярны детские кулинарные мастер-классы, но и дома полезно приготовить вместе что-нибудь вкусное. Можно готовить блюда разных стран и обсуждать при этом их географию или изучать состав и классификацию продуктов, которые вы используете, и тогда майонез никогда не окажется в компании молочных продуктов, а батон не будет расти на хлебном дереве. Даже то, что на сковороде жарят, а в кастрюле варят, для многих детей становится открытием. Поэтому совместное приготовление еды развивает речь, если при этом разговаривать.

Найти простые рецепты можно в книгах, «Маленький шеф» наверняка подойдет. — Источник

Совместное творчество не только сближает, но и способствует обогащению речи. И дело тут не в развитии мелкой моторики, которая, безусловно, тренируется, если вырезать, клеить, лепить, рисовать… Совместное творчество учит обсуждать план действий договариваться.

12. Предложите поиграть в развивающие игры. Их не обязательно покупать — можно придумать самим или вспомнить те, которые нравились вам детстве. Вот несколько примеров известных и всеми любимых детских развлечений.

  • Называть признак предмета и соотносить с ним определенный предмет. Например: свежий — хлеб, газета, взгляд, огромный — небоскреб, слон, мир и т. п.
  • «Я знаю пять». В дошкольном возрасте важно не просто знать много слов, но и уметь относить их к категориям. Предложите ребенку назвать пять овощей или пять видов морского транспорта. Вероятно, сразу назвать пять головных уборов или пять перелетных птиц будет сложно, но регулярные игры помогут разложить все по полочкам.
  • Загадки. Хорошо развивают речь и мышление загадки, придуманные самостоятельно. Дети любят их не только отгадывать, но и загадывать взрослым. Такие загадки — это еще и небольшие сочинения-описания. Например: «Он маленький, колючий, живет в лесу».
  • «Съедобное — несъедобное».  Договоритесь с ребенком, что вы будете бросать ему мячик и называть слово. Если вы назвали что-то съедобное, то ребенок ловит мяч, если несъедобное — не ловит. Можно немного усложнить игру. Например: слова теперь называете не только вы, но и ребенок. Вы говорите слово и бросаете мяч, а ребенок ловит его и бросает вам, называя свое слово. В такой игре закрепляется и расширяется словарный запас.
  • Сочинение историй. Вы начинаете: «В одном городе жил мальчик…». А ребенок придумывает второе предложение. Такие истории получаются увлекательными, забавными, а порой и страшными. Но они развивают речь.

13. Не забывайте о вежливых словах: «пожалуйста», «спасибо», «приятного аппетита», «будь здоров». Не спешите требовать, чтобы ребенок использовал их, но следите, чтобы в вашей речи они тоже были.

По материалам книги «Без паники!»

Обложка поста — freepik.com

Источник

Человек с богатым словарным запасом выглядит интеллектуально развитым, эрудированным, таким людям их богатый лексикон помогает делать карьеру. Не удивительно, что каждый любящий родитель заботится о том, чтобы у его ребёнка был хороший словарный запас.

Я хотела бы дать несколько советов мамам и папам о том, как помочь своему ребёнку пополнить словарный запас.

1. Побольше читайте.

Чтение детских книг с ребёнком даёт отличный эффект для развития словарного запаса. Читать нужно не очень быстро, чтобы ребёнок успевал «услышать» новые слова. Если малыш попросит вас объяснить значение какого-нибудь слова, то сделайте паузу и объясните ему это.

4 простых совета, как увеличить словарный запас ребёнка

2. Говорите со своим ребёнком.

Отмечено, что если у родителей обширный словарный запас, то он передаётся и их детям. Детишки, как губка, впитывают всё, что слышат. Поэтому как можно больше общайтесь с ребёнком, называйте предметы, которые видите, описывайте их.

Читайте также:  Нарисовать пряничный домик карандашом ребенку 5 лет

3. Обсуждайте любую ситуацию.

Вы можете обсуждать со своим малышом любую тему: прочитанную книгу, вид за окном, утренник в детском саду, просмотренный мультфильм и многое другое. Спрашивайте мнение вашего ребёнка, внимательно выслушивайте его, подсказывайте, если малышу трудно подобрать слова.

4. Играйте с малышом.

Давно доказано, что обучение детей в игровой форме даёт отличный результат.

Хочу предложить вам подборку игр, которые помогут вашему ребёнку пополнить словарный запас.

· Игры с игрушками

«Опиши игрушку».

Взрослый описывает какую-нибудь игрушку. Например, «Это зайка, он мягкий, пушистый, белого цвета. У зайки большие глаза, есть носик, длинные уши, лапки, животик, спинка и короткий хвостик. Зайка очень любит морковку и капусту».

Потом вы просите ребёнка описать другую игрушку в такой же последовательности. Сначала ребёнку будет сложно описывать игрушку самостоятельно, поэтому помогите ему, задавая наводящие вопросы типа «Какой он по цвету?» или «Во что он одет?»

«Послушай-отгадай».

Взрослый рассказывает о какой-нибудь игрушке: «Он большой, неуклюжий, косолапый…» а малыш пробует отгадать, кто это.

После этого ребёнок описывает игрушку вам, а вы отгадываете.

Дети очень любят играть в загадки. Когда ребёнок загадывает вам, сделайте вид, что для вас это очень сложное задание, что вам нужно хорошо подумать, чтобы догадаться, о чём речь. Уверена, что вашему малышу очень понравится такая игра.

· Игры с мячом

4 простых совета, как увеличить словарный запас ребёнка

«Я знаю 5 названий».

Эта игра известна всем ещё с детства. Но, наверное, никто не задумывался, насколько она полезна для обогащения словарного запаса.

Играя в эту игру, можно пополнять лексикон на различные темы: овощи, автомобили, цветы, посуда, профессии и т.д.

«Назови наоборот».

Взрослый называет любое слово, например, день, и бросает мяч. Ребёнок ловит мяч, называет слово с противоположным значением (ночь) и бросает мяч взрослому.

· Игры со словами

«Что общего?»

Взрослый перечисляет: «Сорока, ворона, голубь, дятел – кто это?» – птицы. «Шкаф, диван, стул, комод — что общего?» – «Это – мебель».

Можно сыграть наоборот, когда ребёнок называет слова, а вы обобщаете.

«Это правда?»

Взрослый произносит фразу следующего характера: «Ромашка и фиалка – это деревья». Ваш малыш должен определить правдивое или ложное это утверждение. Потом можно снова поменяться ролями.

Общайтесь, играйте с вашими малышами, и они порадуют вас красивой и богатой речью!

Интересная статья?

Нажмите палец вверх, подписывайтесь на канал, и вы узнаете, что могут сделать родители, чтобы помочь ребёнку с речевыми проблемами, а также много полезных и интересных советов для развития ваших детишек.

Источник

Ольга Захарова
Играем в речевые игры, развиваем и обогащаем словарный запас ребенка 5–6 лет

Чтобы ребенок был успешным в играх с детьми, в общении со взрослыми, в обучении в школе необходима хорошо развитая связная речь.

Я предлагаю речевые игры, которые помогут вашему ребенку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге речь вашего ребенка станет богаче и разнообразнее. В эти игры можно играть всей семьей, в выходные дни, праздники, будними вечерами. Во время игры со словом учитывайте настроение ребенка, его возможности и способности. Играйте вместе с ребенком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам.

«Назови лишнее слово»

Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».

«Лишнее» словосреди имен существительных:

кукла, песок, юла, ведерко, мяч;

стол, шкаф, ковер, кресло, диван;

пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;

слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;

волк, собака, рысь, лиса, заяц;

лошадь, корова, олень, баран, свинья;

роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;

зима, апрель, весна, осень, лето;

мама, подруга, папа, сын, бабушка;

море, озеро, река, мост, пруд;

сыр, будка, мороженое, масло, творог;

бутылка, банка, сковородка, кувшин, стакан;

молоко, сливки, сыр, сало, сметана;

береза, сосна, дерево, дуб, ель;

кисточка, карандаш, лист, краски, картина;

торт, портфель, сумка, рюкзак, чемодан;

гнездо, кора, муравейник, курятник, берлога;

молоток, гвоздь, топор, клещи, долото.

«Лишнее» словосреди имен прилагательных:

грустный, печальный, унылый, глубокий;

храбрый, звонкий, смелый, отважный;

желтый, красный, сильный, зеленый;

слабый, ломкий, долгий, хрупкий;

крепкий, далекий, прочный, надежный;

смелый, храбрый, отважный, злой, решительный;

глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий.

«Лишнее» слово среди глаголов:

думать, ехать, размышлять, соображать;

бросился, слушал, ринулся, помчался;

приехал, прибыл, убежал, прискакал;

пришел, явился, смотрел;

выбежал, вошел, вылетел, выскочил.

«Что общее?»

У двух предметов:

огурец, помидор (овощи);

ромашка, тюльпан (цветы);

слон, собака (животные).

У трех предметов:

мяч, солнце, шар —.

тарелка, ваза, чашка —.

лист, трава, крокодил —.

«Отгадай,что это»

Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом.

Например:

Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи).

Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие.

Движется по дорогам, по воде, по воздуху.

«Пара к паре» (подобрать слова по аналогии)

Взрослый называет пару слов, например «огурец – овощ» и предлагает подобрать похожую пару из следующих слов: ромашка — (земля, цветок, клумба). Ребенок выбирает из названных словнужное и называет пару: «Ромашка – цветок».

Помидор — огород, яблоко — (забор, сад, груша).

Часы — время, градусник — (кровать, температура, окно).

Машина — мотор, лодка — (парус, вода, палуба).

Стол — скатерть, пол — (мебель, доски, ковер).

Молоток — гвоздь, нож — (доска, хлеб, ящик).

Костюм — ткань, дом — (забор, кирпичи, лестница).

Стул — дерево, булка — (стол, зерно, нож).

Окно — дом, глаз — (рот, очки, лицо).

Телефон — ухо, телевизор — (радио, антенна, глаз).

Читайте также:  Повышенный уровень эритроцитов у ребенка 5 лет

Шапка — голова, сапог — (щетка, мальчик, нога).

Шерсть — овца, молоко — (сыр, корова, кот).

Гвоздь — молоток, шуруп — (отвертка, клещи, доска).

Ручка — пенал, тетрадь — (книга, парта, портфель).

Кошка — котенок, курица — (утка, петух, цыпленок).

Трамвай — троллейбус, стол — (книга, кресло, дерево).

Курица — петух, кошка — (котенок, кот, молоко).

Машина — шофер, самолет — (машинист, летчик, небо).

Чтение — буква, счет — (задача, число, вопрос)

«Подбери нужное слово» (смысловые ряды)

Гвоздь — молоток, шуруп.

Дом — крыша, книга.

Квадрат — куб, круг.

Птица—яйцо, растение.

Хорошо — лучше, медленно.

Огонь—пожар, вода.

Зерно — амбар, деньги.

Электричество — выключатель, вода.

Одежда — голый, обувь.

Школа—обучение, больница.

Человек — ребенок, собака.

Резина — шина, сталь.

Птица— гнездо, человек.

Пальто — пуговица, ботинок.

Утро — ночь, зима.

Слова для справок: отвертка, обложка, шар, семя, медленнее, наводнение, кошелек, кран, босой, лечение, щенок, обод, дом, шнурок, осень.

«Назови части».Возможны два варианта:

а) по картинке; б) по представлению.

Взрослый называет слово, предлагает представить этот предмет (или животное) и назвать его части.

Например: кот — тело, голова, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы, шерсть.

Грузовик —. , дом —. , дерево —. , часы —.

«Отгадай предмет по названию его частей»

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).

Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).

Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).

Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).

Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).

Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).

Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).

Рукава, воротник, манжеты (рубашка).

Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).

Пол, стены, потолок (комната).

Подоконник, рама, стекло (окно).

«Слова – «неприятели»

Выбрать из трех слов два слова-«неприятеля».

Друг, печаль, враг.

Высокий, большой, низкий.

Ночь, сутки, день.

Длинный, большой, короткий.

Радость, радостный, печаль.

Большой, низкий, маленький.

Поднимать, опускать, брать.

Белый, длинный, черный.

Давать, продавать, брать.

Тяжелый, длинный, легкий.

Покупать, продавать, отдавать.

Короткий, маленький, длинный.

Говорить, идти, молчать.

Хороший, светлый, плохой.

Выбрать из трех или четырех слов одно, противоположное по смыслу.

Холодильник (мороженое, электроплитка, лампа, альбом).

Карандаш (тетрадь, ручка, резинка, альбом).

Клей (ножницы, кисточка, бумага, карандаш).

Душ (мыло, полотенце, мочалка, ведро с водой).

Сахар (чай, арбуз, лимон, чайник).

Обогреватель (сумка, пылесос, вентилятор, утюг)

Спички (свечка, сковородка, огнетушитель, плита).

«Закончи предложение и назови слова-«неприятели»

Слон большой, а комар.

Камень тяжелый, а пушинка.

Золушка добрая, а мачеха.

Зимой погода холодная, а летом.

Сахар сладкий, а горчица.

Дерево высокое, а куст.

Дедушка старый, а внук.

Суп горячий, а компот.

Сажа черная, а снег.

Лев смелый, а заяц.

Молоко жидкое, а сметана.

Река широкая, а ручеек.

Работать трудно, а отдыхать.

Днем светло, а ночью.

Сегодня мне весело, а вчера было.

Заяц скачет быстро, а черепаха ползает.

Переходя улицу, сначала посмотри налево, а потом.

Кричат громко, а шепчут.

Я больна, но скоро буду.

Я живу близко от реки, а мой друг.

Продавец продает, а покупатель.

Друзья иногда ссорятся, но легко.

Легко заболеть, но трудно.

Воспитатель спрашивает, а дети.

Утром дети приходят в детский сад, а вечером.

Сначала гостей встречают, а потом.

При встрече здороваются, а при расставании.

Вечером ложатся в кровать, а утром.

«Подбери слова-«неприятели»

утро — говорить — восход — взял —

весна — нашел — зима — забыл —

добро — уронил — друг — насорил —

грязь — ложиться — жара — одеваться —

Близко — редко — медленно — рано —

темно — низко — легко — можно —

трудно — радостно — много — плохо —

сухо — широко — ярко — высоко —

чисто — мокро — светло — быстро —

«Сравни наоборот»

Используются слова: больше — меньше, тяжелее — легче, выше — ниже, быстрее — медленнее и др.

Грузовик и такси. Что чего больше? Что чего меньше?

Жираф и лошадь. Кто кого выше? Кто кого ниже?

Слон и медведь. Кто тяжелее? Кто легче?

Заяц и черепаха. Кто бегает быстрее? Кто двигается медленнее?

«Чем отличаются слова, придумай предложения с этими словами»

Шить — вязать, класть — ставить, строить — чинить, мыть — стирать, чистить — подметать, нести — везти, лежать — спать, лежать — стоять, рисовать — раскрашивать.

Выбери из трех слов два слова-«приятеля»

Дом, солдат, маршал.

Конь, собака, лошадь.

Дом, улица, здание.

Грустный, печальный, глубокий.

Храбрый, звонкий, смелый.

Веселый, крепкий, прочный.

Слабый, неловкий, неуклюжий.

Большой, красивый, огромный.

Взять, схватить, идти.

Думать, ехать, соображать.

Торопиться, спешить, ползти.

Радоваться, веселиться, наряжаться.

«Придумай слова-«приятели» к данным словам»

здание — (дом, идти — (шагать, льется — (течет, печаль — (грусть, глядеть — (смотреть, конь — (лошадь, торопиться — (спешить, солдат — (боец, крошечный— (маленький, Отчизна — (Родина, смелый — (храбрый, приятель — (друг, прежде — (раньше).

Я думаю, что вы с пользой и интересом провели время! Играйте вместе с ребенком!

С уважением логопед Ольга Вячеславовна.

Источник

Сколько слов должен знать первоклассник? В норме активный словарный запас ребёнка 6–7 лет насчитывает от 3500 до 7000 слов.

Перед зачислением малыша в первый класс почти все школы проводят тестирование, включающее оценку речевого развития ребёнка. Статистика неутешительна: в одной только Москве от 70 до 90% старших дошкольников демонстрируют признаки задержки развития речи. Дети с недостаточно сформированной устной речью оказываются не готовыми к началу школьного обучения. Прежде всего это отрицательно сказывается на овладении грамотой – школьникам элементарно не хватает знаний, чтобы верно подбирать проверочные слова.

Что же делать? Для расширения словарного запаса просто уместить в памяти ребёнка как можно больше слов к моменту поступления в школу недостаточно. Важно удостовериться, что он правильно понимает их значение и смысловое родство, улавливает многозначность слов и их переносные значения.

Читайте также:  Тест игры для ребенка 5 лет

Узнайте уровень подготовки ребёнка к школе

К 5–7 годам ребёнок с развитой речевой функцией хорошо ориентируется в тематических множествах. Он понимает и разделяет:

  • понятия времени  («минута», «час», «год»), дни недели, месяцы и времена года;
  • пространственное ориентирование («верх», «низ», «лево», «право»);
  • числительные, желательно в пределах сотни;
  • абстрактные термины из области обществознания («страна», «Родина», «народ», «труд», «Россия»), названия городских достопримечательностей и праздников;
  • профессии и виды спорта;
  • цвета и оттенки;
  • части человеческого тела;
  • природные явления;
  • бытовые предметы;
  • транспортные средства;
  • домашних и диких животных, растения, фрукты, ягоды, овощи, цветы;
  • эмоционально-оценочные слова со значением чувств и переживаний.

Обогащение словаря дошкольника можно начать с ряда несложных речевых упражнений, которые доступны каждому родителю. Главный секрет успеха заключается в их регулярности: лучше заниматься пять минут, но каждый день, чем целый час, но раз в неделю.

  1. Больше общайтесь с ребёнком. Говорите красиво – подбирайте разнообразные синонимы, используйте прилагательные и метафоры. Словарный запас дошколят преимущественно состоит из  существительных и глаголов, предметов и действий. Гораздо труднее запоминаются прилагательные. Эпитеты, сравнения, описания относятся к области абстрактного и требуют больших усилий при запоминании. Чтобы избежать этой проблемы, знакомьте ребёнка с цветом и формой, материалом, запахом, назначением предметов. Не бойтесь использовать незнакомые ему слова и термины. Если малыш не может понять что-то из контекста сказанного, это прекрасный повод объяснить ему значение того или иного слова. Заодно и сами потренируетесь.
  2. Читайте осознанно. Просто чтения вслух недостаточно. Читайте книги медленно, с выражением и время от времени спрашивайте, понимает ли ребёнок то или иное слово. Вы удивитесь, когда обнаружите, как много «белых пятен» может всплыть в очевидном для вас материале! Объясняйте значение сложных слов по ходу чтения, в следующий раз обязательно задавайте вопросы на закрепление усвоенного материала.
  3. Рассматривайте и обсуждайте картинки в книгах, вводите в свои описания новые слова и сложные конструкции, задавайте ребёнку наводящие вопросы.
  4. Поощряйте ребёнка заучивать наизусть стихи. Подбирайте разные стихотворения: смешные, образные, сюжетные. Выбирайте для изучения те, что вызывают у малыша наибольший отклик при первом прочтении.
  5. Играйте в словарные игры! Специалисты разделяют такие понятия, как активный и пассивный словарный запас. Ребёнок может знать слово, но не употреблять его в речи. Поработать с пассивным словарём и перевести его в активный помогут разные варианты словарных упражнений. Такие, как задания на поиск пропущенного слова. Например: «Была у зайца избушка лубяная, а у лисы… (ледяная)», «Андерсен написал сказку о стойком… солдатике (оловянном)» и так далее. Больше словарных игр – в следующем разделе статьи!

Словарные игры

Словарные игры не просто полезное, но и увлекательное занятие, которое уместно везде и всегда! В словарные игры можно играть с большими и маленькими, в метро или в машине, в гостях или дома, на прогулке или в очереди.

Это могут быть как настольно-печатные игры – кубики историй, детская «Монополия», всевозможные тематические лото, игра в «Крокодила» (покажи слово), игра «Кто я?» (угадай, что ты за персонаж с помощью наводящих вопросов), так и весёлые игры, не требующие вообще никакого реквизита.

Приведём примеры таких игр:

  1. Вспоминать слова, которые начинаются на определённую букву. Разминку можно выполнять в формате конкурса, называя слова по очереди. Кто назовёт больше всех – тот выиграл.
  2. Поиск родственных слов. Если у меня есть ум, то я какой? (Умный.) Если я сделан из стекла, то я какой? (Стеклянный.) И так далее.
  3. Угадай профессию. Человек, который шьёт одежду, – это… . Человек, который ловит преступников, – это… . И так далее.
  4. Игра «Загадай предмет» – загадывающий описывает свойства предмета, а остальные угадывают, что это.
  5. «Я знаю пять…» Каждый участник по очереди называет пять слов из единого смыслового множества: пять городов, пять имён девочек, пять овощей, пять предметов одежды и так далее.

Ещё одна вариация словарных игр – игры с мячом: они не только развивают память, но и тренируют скорость реакции.

  1. «Съедобное – несъедобное». Ведущий игрок называет любое слово и кидает ребёнку мяч. Если слово обозначает съедобный предмет, ребёнок ловит мяч, если несъедобный – отбрасывает.
  2. «Большой – маленький». Ведущий произносит одно слово из пары («палец» или «пальчик», «шкаф» или «шкафчик», «кошка» или «котёнок») и кидает мяч. Ребёнок возвращает мяч, назвав пару для услышанного слова.
  3. Игра «Скажи наоборот» – поиск антонимичных слов и понятий, например горячо – холодно, день – ночь, смелый – трусливый, бежит – стоит, с обменом мячом по аналогичному принципу.
  4. «Кто где живёт?» – ведущий бросает мяч и называет какое-то животное, а ребёнок возвращает мяч с ответом на вопрос, где это животное живёт, например лиса – в норе, собака – в конуре, ворона – в гнезде.
  5. «Назови животное (одежду, блюдо, имя и так далее)». В эту игру можно играть с компанией детей. Кидайте мяч участникам по очереди: поймавший мяч называет слово из заданной тематической группы и бросает мяч обратно. Ребёнок, который не смог вспомнить слово, выбывает из игры. Победителем считается последний оставшийся в игре участник.

Игры со словами полезны как детям, так и взрослым. Они способствуют формированию лексической базы, активизируют навыки словообразования, ускоряют процесс извлечения из памяти, способствуют развитию внимания и логики. Общайтесь, веселитесь и развивайтесь вместе с ребёнком, и вы сможете абсолютно бесплатно научить его виртуозному владению родным языком – навыку, которому многие взрослые годами учатся за круглые суммы. Удачи вам и вашим дошкольникам!

Наталья Якунина

Источник