У ребенка нет мотивации отсталое развитие
Когда родители отдают ребенка в школу, они сталкиваются с различными проблемами, например, трудностями в учебе, неуверенностью в себе, сложностями в общении с одноклассниками, отсутствием интереса к какому-то предмету и многими другими. А бывает, что перед родителями встает и такая проблема: способный и сообразительный ребенок, но не хочет учиться, ленится, не хочет делать домашние задания.
С чем может быть связана подобная ситуация и какие пути выхода из нее можно предложить родителям?
Возможная причина: Лень как протест.
Очень часто лень — это защитная реакция детской психики. В каких ситуациях детский организм может поставить такой специфический блок? В первую очередь, если от ребенка требуют больше, чем он способен. Такое чрезмерное требование может проявляться и в общей нагрузке на ребенка, когда у него слишком много занятий, кружков, репетиторов, а также в завышенном темпе обучения на каком-то конкретном занятии. Лень в этом случае -самый простой и понятный способ расслабиться.
Варианты выхода из ситуации:
• Пересмотрите график ребенка, разгрузите его. Каждый ребенок должен иметь свободное, никак не регламентированное, время. Это время полезно не только для отдыха. В свободное от интенсивных занятий время мозг ребенка работает в расфокусированном режиме и формирует пласты информации на глубинном уровне, что крайне полезно при изучении математики и технических наук.• Проанализируйте, не слишком ли завышенные цели вы или педагог ставите ребенку. Возможно, надо снизить темп, приостановиться, ведь не зря говорят: «Тише едешь, дальше будешь». Как такое замедление работает: например, вместо того, чтобы предложить ребенку решать задачи по математике в течение какого-то времени с целью порешать как можно больше, предложите ему 2-3 задачи и попросите не спешить, а сконцентрироваться на качестве выполняемых им действий. Вероятно, ребенок небольшое количество задач без спешки решит без ошибок или с минимальными ошибками, получит удовлетворение от проделанной работы и, кроме того, лучше усвоит отрабатываемый материал.
Что еще может дать толчок к проявлению лени?
Любовь и признание ребенка, его успехов – это плата за труды. Все родители радуются успехам своих детей. Но далеко не все умеют правильно реагировать на ошибки. Если ребенка постоянно ругают за ошибки, это снова включает механизм «Лень как протест».
Вариант выхода из ситуации:
• Проанализируйте, как вы реагируете на ошибки ребенка. Ругаете ли вы его? Правильный подход: не отругать, а обсудить. Диалог, размышление, умение найти свои ошибки — эти навыки надо развивать в ребенке. Такой подход к ошибкам поможет Вам не только бороться с ленью и нежеланием учиться, но и поможет ребенку далеко продвинуться в обучении. Каждая ошибка способна стать небольшим толчком вперед.
Великий изобретатель Томас Эдисон, которого в школе признали совершенно не способным к математике, рассматривал все свои ошибки, как неизбежности на пути к успеху: «Забудьте о таком понятии как неудача- есть всего лишь неожиданные результаты, которые в будущем послужат Вам ценным уроком».
Возможная причина: Лень унаследована у родителей
Если мама и папа, отработав на своей работе тяжелый трудовой день, приходят домой и все то время, в течении которого их наблюдает ребенок, сидят перед телевизором или уткнувшись в планшет, то ребенок просто берет с них пример.
А бывают другие ситуации, когда родители постоянно крутятся в делах, но при этом высказываются, что они очень перегружены, или говорят о своей работе, как о чем-то не интересном, тяжелом, не любимом. Ребенок тут же делает естественный вывод, что любая работа (а работа ребенка -это обучение) – тяжело, не интересно и не желательно. Так зачем ребенку с этим связываться?Вариант выхода из ситуации:
• Постарайтесь сами позитивнее и легче относиться к своим нужным делам и обязанностям! Делайте их с улыбкой, возможно с песней, и уж точно без жалоб!
Возможная причина: Лень и отсутствие мотивации в следствии отсутствия реальных успеховЕсли ребенок задействован в множестве секций и кружков, и во всей широкой области его интересов в совокупности со школьной деятельностью, нет места, где он успешен, где бы он занял какое-то призовое место, подержал в руках диплом, или услышал, что его работа по какому-то предмету одна из лучших или просто достойна быть отмеченной, он теряет мотивацию к занятиям. Варианты выхода из ситуации:
• У ребенка должно быть что-то, где у него будут видимые достижения. Это может быть что угодно от плавания, до кулинарии. Постарайтесь найти область, в которой Ваш ребенок сможет раскрыться.
• Если вы боретесь с нежеланием заниматься каким-то конкретным видом деятельности или предметом, например, математикой, предлагайте ребенку очень разные задачи и не перегибайте палку со сложностью. Только узнав вкус успеха на каких-то пусть не сложных задачах, пусть только определенного типа, Ваш ребенок будет готов двигаться вперед к дальнейшему освоению предмета с позитивом.
Возможная причина: Отсутствие или недостаток интереса.
«Интересно!» — вот, что является главной мотивацией для ребенка в процессе обучения. Дети двигаются в освоении любого материала семимильными шагами, когда им интересно. И, конечно, сухая и скучная подача в школе часто лишает детей мотивации к учебе.
Варианты выхода из ситуации:
• Необходимо подойти к обучению творчески. Безусловно, Вы не сможете перекроить школу, но вы можете выбирать дополнительные занятия не по принципу нацеленности на результат, а по принципу увлекательно построенного процесса обучения.
• Вы можете заниматься с детьми сами, дополняя и выходя за рамки школьной программы. Вашими главными помощниками в этом должны стать два приема, очень любимые всеми детьми: игра и выход из плоскости (листочка, тетрадки) в реальное пространство.
Например, Вы хотите освоить с ребенком таблицу умножения. Не идите по школьному стереотипу: зубрежка и решение миллиона примеров для закрепления и проверки навыка. Выберите или придумайте для этой цели игру, выкладывайте на полу конструкции из кубиков, устройте карточный турнир по мотивам таблицы умножения для проверки успехов. Нет никаких ограничений для фантазии. Это будет очень интересный процесс, а значит будет и результат, и положительное отношение к обучению.
Источник
У ребенка отсутствует мотивация. Что делать?
В детском саду и в первых классах школы ребенок учится общению со сверстниками, дисциплине и ответственности. Период очень важный, но сложный для родителей в том плане, что они уже не могут контролировать ребенка в полной мере, как привыкли в первые годы его жизни. Конечно, хочется, чтобы малыш радостно бежал в садик по утрам, через пару лет — хорошо учился и с удовольствием ходил на занятия в школу.
А вот ребенок не хочет. Не нравится ему в садике. А потом не нравится и в школе. Бывает такое. И мама с папой пытаются как-то заинтересовать его, мотивировать. Но это часто не дает желаемых результатов просто потому, что делается бессистемно. Или не совсем корректно. Я обозначу несколько моментов, которые очень важны для того, чтобы поддерживать в ребенке желание развиваться и ходить на занятия.
Рассмотрим две ситуации.
Первая — вы только готовитесь отдать малыша в садик/школу и беспокоитесь о том, чтобы поддержать его мотивацию.
Вторая — наиболее частая — ребенок уже ходит в садик или школу, но совершенно без удовольствия и всячески саботирует этот процесс. Уроки делать не хочет, к знаниям не стремится. Что делать в первой ситуации: За полгода-год до начала занятий начните подстраивать его график под тот, который ему предстоит: подъем в одно и то же время. 10-часовой сон. спать не позже 21-00. Следите за питанием: Полноценный завтрак (сложные углеводы и белки). Качественное питание. Рацион должен быть полноценным. Норма воды. Учите самостоятельности. К школе ребенок должен быть в состоянии полностью себя обслуживать и, главное, привыкнуть это делать. Ответьте себе на вопрос: “То, что я делаю за своего ребенка, он способен делать самостоятельно?” Если ответ “Да”, то можно говорить о гиперопеке. Отслеживайте такие моменты и постепенно ликвидируйте их. С садиком не так все строго, конечно, но возрастные нормы самостоятельности нужно соблюдать.
К трем годам малыш уже может самостоятельно есть, ходить на горшок и хоть в какой-то мере одеваться и раздеваться. Учите ответственности и последствиям: Разбросал игрушки — обязательно убирает. Обидел вашу собаку — будет лишен ее общества. Помог помыть посуду — он мамина и папина гордость!. В случае, если у вас вторая ситуация: Проанализируйте действия, которые я расписала для первой ситуации — у вас с этим все в порядке? Если нет, то просто постепенно прорабатывайте те пункты, которые проседают.
Обратите особое внимание на сон, пожалуйста. Детям очень важно высыпаться, чтобы успевать отдохнуть и усвоить информацию, полученную за день. Недостаток сна или несвоевременный отход ко сну способствуют увеличению выработки гормона стресса. Больше стресса — меньше мотивации. Организм будет стараться сберечь энергию, а не направить ее на обучение. Если видите зависимость от гаджетов — ограничивайте. Игры в телефоне, планшете и т.д. — это легкий дофамин. Ребенок не будет стремиться ни к чему иному, пока у него есть возможность получать так называемые гормоны удовольствия этим простым способом. Здесь не его вина, так устроен наш мозг.
Оцените атмосферу в садике/школе. Поспрашивайте мнение других родителей — как ведут себя их дети. Не часто, но случается, что проблема просто в этом конкретном заведении или преподавателе. Но это имеет смысл делать лишь в тех случаях, когда со всеми остальными пунктами у вас порядок. Подавайте пример. Вы постоянно в телефоне — стоит ли удивляться, что ребенку не нравится читать? Ходите на выставки, в театр, на разные мероприятия, поощряйте любую тягу к знаниям и любопытство. Подчеркивайте то, что учиться чему-то новому — это здорово! Интересуйтесь успехами. Не оценками, а впечатлениями от уроков и знаний. Хвалите поделки, спрашивайте мнение по поводу предметов в школе. Искренне. Помните о балансе. Тоже важный момент для мотивации. Следите за гармоничным развитием ребенка в трех направлениях: Интеллектуальное развитие. Многие родители слишком стараются “прокачать” ребенка в этой сфере, оставляя без должного внимания прочие аспекты развития. Как думаете, интересно ребенку будет учиться, если ему в школе будут раз за разом предлагать уже известную информацию? Эмоции и сила воли. Понимание себя, других, умение общаться. Способность выполнять рутинные и не очень приятные задачи, доводить дела до конца. Физическое развитие. Прогулки. Спорт по возрасту. Помните, что мотивация и желание развиваться у всех нас актуальны только когда удовлетворены базовые потребности. Ваш ребенок достаточно спит, правильно питается? Комфортно себя чувствует эмоционально? Не слишком устает или, напротив, недостаточно нагружен физически? И напоследок. Ребенку важна поддержка родителей и уверенность в том, что его любят и принимают в любой ситуации. Его состояние — отражение атмосферы в вашей семье. Если у вас в доме есть место постоянным конфликтам, агрессии, плохим привычкам, самое время разобраться с этим — самостоятельно или с помощью психолога. Помните, что именно в этом возрасте у вас есть возможность вложить в вашего ребенка верные установки на всю жизнь.
Источник
В последнее время у детей все чаще возникают проблемы с мотивацией к обучению. А ведь это главный двигатель прогресса в образовательном процессе. Попробуем разобраться, почему. Я выделяю 5 основных причин.
Отсутствие внешней мотивации.
Хорошим примером внешней мотивации служит похвала от значимого человека (не обязательно от родителей, это может быть друг, тренер или троюродный дядя, который также увлекается комиксами, как и сам ребенок). Создавайте для детей «ситуации успеха». Но не стоит указывать им на какие-либо промахи. Это вызывает у детей чувство вины. И в итоге они просто перестают стараться. Детей обязательно нужно хвалить. За все действия, которые мы считаем желательными. И не только за конечный результат, за приложенные усилия тоже. Похвала – это не только самая лучшая мотивация для ребенка, но и основа для будущей самооценки. И еще один важный момент. Хвалить нужно не ребенка в целом, а конкретное действие. Не просто «Какой ты сегодня молодец!», а «Ты так быстро справился сегодня с заданиями по английскому. Молодец!».
Отсутствие внутренней мотивации.
Дети частенько не понимают, зачем им в жизни пригодится тот или иной предмет. Поэтому не хотят прикладывать усилия к познанию. Необходимо связывать любой материал с жизнью и желательно показывать это наглядно. Тогда у детей появляется личный смысл в обучении. Английский язык необходим в путешествиях, обществознание может помочь в бизнесе, литература обогатит словарный запас, анатомия поможет лучше узнать свой организм, а без математики вообще сложно представить нашу жизнь. Применяя постулаты из учебников к реальной жизни, мы разжигаем детский интерес к знаниям.
Нарушение детско-родительских отношений.
Дети часто не хотят учиться, потому что им психологически «плохо» в семье. Мозг занят другим, ребенку не комфортно, ему не до учебы. Поэтому необходимо выстраивать с ребенком доверительные отношения. Он должен чувствовать, что его безусловно любят, просто за то, что он есть. Не за оценки и достижения в учебе, а просто так. Тогда его внутреннее состояние будет спокойным. И тяга к знаниям не заставит себя ждать. Теплые, доверительные отношения в семье – это прекрасный ресурс для детей и отличная мотивация.
Переутомление.
Мотивация также может снижаться просто от усталости и переутомления. Если у ребенка очень загружены дни, несколько кружков и секций, а с утра много занятий, то снижение мотивации – закономерное явление. Я сейчас имею в виду семейное обучение, о мотивации при загруженности современных детей в школе вообще не может быть и речи. На мой взгляд, в день у ребенка не должно быть больше 3 часов напряженной мозговой активности.
Также есть еще один момент. Сейчас столько ресурсов, несущих нам всевозможную информацию. Гаджеты, телевизоры, радио присутствуют в нашей жизни на постоянной основе. И у взрослых повсеместно случается техногенная перегрузка, что уже говорить о детях. Как следствие переутомления снижается и мотивация. А отдыхать необходимо. Но отдых должен быть качественным. Спорт, длительные прогулки пешком, настольные игры, творческие занятия. Старайтесь переключать деятельность ребенка в течение дня.
Отсутствие интереса.
Ребенок с удовольствием и продуктивно занимается только тем, что ему нравится. Необходимо выделить то, что на самом деле его интересует. А затем уже, исходя из этого интереса, развиваться, получать новые навыки и дополнять его другими знаниями. Например, моя дочка любит рисовать. Поэтому все наши образовательные мероприятия завязаны на этом ее интересе. Мы чертим красивые таблички с формулами по математике и правилами русского языка. Она изображает на бумаге героев из литературных произведений, перерисовывает картинки из учебников по биологии, контурные карты по географии.
Автор: Елена Лачина
Спасибо за ваши «Спасибо». Подписывайтесь на канал.
Ставьте ???? и будьте в курсе семейного обучения.
Опубликовано ЦСО «Хочу Учиться» школьная аттестация онлайн
Для детей на семейной форме обучения
Читайте также статьи автора:
Дислексия и дисграфия у детей. Как быть?
Визуал, аудиал или кинестетик? Как найти подход?
Почему семейное обучение лучше школьного? Какие плюсы мы с дочкой увидели.
Источник
Половина людей сдаются на пути к своей цели, потому что им никто не сказал: «Я верю в тебя, у тебя все получится!»
Многие родители, у которых есть дети школьного и дошкольного возраста, сталкиваются с проблемой отсутствия мотивации к учебе у ребенка. Как же сформировать у школьника желание учиться? Как сделать так, чтобы у него не пропадал внутренний стимул познавать новое, вне зависимости от того, сколько усилий надо будет для этого приложить? Как сформировать мотивацию к обучению у школьника, который считает, что учиться в школе скучно? В этой статье мы постараемся разобраться, что такое мотивация, почему происходит ее снижение и потеря у школьников, как формируется и работает мотивация к обучению, и что вы можете сделать, чтобы ребенок начал испытывать удовольствие от процесса обучения и повысил успеваемость в школе.
Одна из основных проблем современной педагогики – отсутствие желания и интереса детей учиться, получать знания. У одних детей мотивация у к учебному процессу исчезает, не успев появиться, у других – по разным причинам утрачивается со временем. Почему это происходит, кто виноват и в чем причины давайте разберемся вместе. В интернете, да и книжных магазинах имеется большое разнообразие на эту тему, да и у каждого родителя есть свое мнение по этому поводу. Однако вопрос остается актуальным и по сей день во многих семьях. Некоторые родители предлагают ставить в пример сегодняшних успешных людей, олигархов, пугают работой дворником и грузчиком, а кто-то уверен, что интерес ребенка к обучению зависит от учителей и психологов, тем самым перекладывая с себя ответственность на плечи школы. Другие же предлагают радикальные способы решения этого вопроса: наказывать за плохие оценки, лишать компьютера, планшетов, телефона, прогулок, общения с друзьями и вкусностей за каждую оценку ниже 4, среди таких родителей встречаются и те, кто прибегает к старым проверенным методам, как ремень и скалка.
Оправданность таких методов формирования мотивации к обучению у школьника мы сейчас разбирать не будем. Мнений много, и как говориться каждый имеет право на это мнение. Но цель данной статьи предложить всем родителям взглянуть на вопрос мотивации к обучению у школьника с других сторон.
Мотивация с точки зрения науки.
Для начала разберем истоки происхождения термина «мотивация». Произошло это слово от английского «movere» — «двигать». Другими словами, мотивация – это то, что двигает человеком, заставляет его с завидным упорством и настойчивостью выполнять то или иное задание и идти к поставленной цели. Мотивированный человек легко достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.
Мотивация к обучению запрограммирована в нас от природы: полученное знание или овладение новым умением вознаграждается выплеском гормонов счастья. Обучение можно даже превратить в одержимость, поэтому очень важна правильная дозировка стимуляции. Если ребенок не знает точно, сможет ли он сделать задание, и, тем не менее, справляется с работой, степень ощущения успеха наивысшая. И, конечно же, мотивация к обучению у школьника становится очень сильной. А вот если ожидаемого вознаграждения или похвалы не следует или предъявляются завышенные требования, система вознаграждения лопается. То же самое происходит, если успех становится чем-то само собой разумеющимся. И в этом случае сформировать у школьника желание учиться будет практически невозможно.
Наверное, вы замечали это явление у своего ребенка: первый раз, сумев правильно разложить картинки, кубики или конструктор он был очень горд собой, а на четвертый — пятый раз, оставался, совершенно спокоен. Это и есть мотивация к обучению с научной точки зрения. И зарождается она совсем не в школе, а гораздо раньше — еще в младенческом возрасте в домашних условиях. Именно родители развивают в ребенке желание постигать новое и формируют у него желание учиться. Многие из нас при воспитании детей выбирают разные способы усиления мотивации к познанию. У каждого из этих способов в зависимости от стиля воспитания разные результаты, в каждом из них есть положительные и отрицательные стороны но, самое главное, это стимулирует нас родителей к самосовершенствованию в течение всей жизни.
Психологический аспект, открывающий завесу таинственности в вопросах выстраивания мотивационной линии у детей. Итогом формирования мотивации к обучению является школьная успеваемость. Но для многих школьников и их родителей время, отведенное для выполнения домашних заданий, становится ежедневным испытанием терпения. Родителям приходится много раз призывать ребенка сесть за уроки. Вместо того чтобы делать уроки, ученик смотрит в окно, рисует маленьких человечков в тетрадке или грызет карандаш, либо его невозможно оторвать от телевизора или компьютера. Родители теряют терпение, и – слово за слово – разгорается скандал. Ребенок не получает удовольствия от учебы, находясь под постоянным давлением взрослых и, как следствие, полностью теряет интерес и желание учиться. Родителям все сложнее находить доводы для усиления мотивации к обучению, ведь в понимании ребенка утверждается уверенность: школа — это каторга. Подобное происходит со многими детьми, и дело тут не в недостатке способностей…
Школьные успехи и неудачи – это не показатель исключительно умственного развития и способностей школьника. Школьная успеваемость, скорее, это сумма умений, навыков, знаний и желания учиться. Ребенку, не заинтересованному в обучении, очень сложно получить знания и суметь их применить на практике. Отсутствие мотивации к обучению часто ведет к стойкой неуспеваемости и интеллектуальной пассивности. Неуспеваемость, в свою очередь, ведет к отклонениям в поведении.
Ежегодно у большинства учащихся стремление к достижениям в учебе и мотивация к обучению снижается. Причем если раньше в такую категорию детей попадали, в основном, подростки – в связи с переходным периодом – то теперь неуклонно снижается мотивация к обучению даже у малышей в начальной школе.
С чего все начинается?
Ошибка родителей №1.
Родитель полагает, что ребенок готов к обучению в школе, потому, что он много знает для своего возраста. Но интеллектуальная готовность – это не синоним готовности психологической, которая определяется уровнем развития произвольного поведения, то есть умением ребенка подчиняться определенным правилам и делать не то, что ему хочется в данный момент, а то, что делать необходимо. Здесь важно развивать у ребенка умение преодолевать себя: приучать ребенка делать не только то, что ему нравится, но и то, что не нравится, но необходимо. И это задача еще дошкольного возраста.
Ошибка родителей №2.
Ребенка рано отдают в школу. Нельзя сбрасывать со счетов биологическое созревание (костный и зубной биологический возраст). Биологически несозревшего ребенка лучше в школу не отдавать, т.к. у него не сформирована рука. Проверить сформирована ли рука можно следующим образом: попросить ребенка ставить точки в клеточки. В норме ребенок проставляет 70 точек за 1 минуту. Если результат ниже, то вполне возможно, что рука еще не окостенела. Что касается зубов, к моменту поступления ребенка в школу у него должны смениться 4 передних зуба: 2 внизу и 2 вверху. Таким образом, биологическая неготовность ребенка к школе ведет, как правило, к тяжелой школьной адаптации (ребенок быстро устает и не справляется), а это вероятность того, что ребенок начинает тихо ненавидеть школу.
Ошибка родителей №3.
Дети не посещают детский сад. Отсутствие контакта со сверстниками ведет к отсутствию произвольного поведения, когда ребенок вынужден, чтобы играть с другими, соблюдать правила, даже, если ему не очень хочется, считаться с чужим мнением и желанием, жить в коллективе.
Ошибка родителей №4.
Неблагополучие в семье: ребенок, привыкший к высокому эмоциональному отрицательному накалу во время переживаний по поводу своей семьи, как правило, уже просто не реагирует на проблемы по поводу учебы и отметок – у него просто не хватает на это энергии.
Ошибка родителей №5.
Отсутствие четкой организации жизни ребенка, несоблюдение режима дня, безнадзорность в быту – дети, которые организованы помимо школы, т.е. посещают какие-то интересные для них занятия, как правило, несмотря на нагрузку, более мотивированы на учебу.
Ошибка родителей №6.
Нарушение единства требований к ребенку со стороны родителей (всегда есть лазейка для ребенка что-то сделать не так, как надо, «столкнуть родителей лбами», пожаловаться бабушке и дедушке на родителей)
Ошибка родителей №7.
Неправильные методы воспитания: подавление личности, угрозы, физические наказания или, наоборот, заласкивания, чрезмерная опека.
Ошибка родителей №8.
Завышенные требования без учета объективных возможностей ребенка; усмотрение злого умысла, лени, в то время, как могут быть объективные причины для этих проявлений (соматическое состояние, психологические особенности, особенности умственного развития и пр.)
Ошибка родителей №9.
«Убивание» мотивации к обучению путем высмеивания, некорректных высказываний, сравнения с другими детьми, «загон» ребенка в ситуацию неуспеха, неудачи и пр.
Проецирование своих ожиданий на дочку или сына — это, наверное, самая распространенная ошибка родителя, не всегда даже осознаваемая.
Ошибка родителей №10.
Родители верят в то, что дети должны разделять интересы, которые были у них в детстве, и порой не допускают даже мысли о том, что их ребенку это может быть совсем не интересно. Давление родителей может быть тем сильнее, чем меньше им самим удалось реализоваться в интересующих их областях.
Формирование побуждения к действию. Как это сделать на практике?
Это означает не просто заложить в голову ребенка готовую цель и мотивы, а создать такие условия, такую обстановку, в которых ему самому захочется учиться.
1) Выяснить, что является причиной низкой мотивации: неумение учиться или ошибки воспитательного характера.
Взрослые часто говорят детям о том, что «не будешь учиться – станешь дворником». Такая далекая перспектива никак не влияет на мотивацию к обучению. Ребенка интересует ближайшая перспектива. Но ему трудно, он не справляется. Трудности в учебе формируют нежелание учиться у тех, кого родители не приучили их преодолевать. Как правило, такие дети не любят учиться. Причиной отсутствия мотивации может быть и прошлый неудачный опыт (два раза не получилось, третий раз не буду и пытаться). Родителям необходимо учить ребенка «не сдаваться», а продолжать стремиться к результату, верить в себя и свои силы и тогда результат не заставит себя ждать.
2) Применять в соответствии с причиной коррекционные меры: учить ребенка учиться, если не сформированы навыки учебной деятельности и произвольного поведения, или и исправлять свои воспитательные ошибки, а для начала их необходимо просто увидеть и признаться себе, что «я делаю что-то не так».
3) В процессе учебы, пока у ребенка не сформирована произвольность поведения, для ребенка важно, чтобы родители контролировали процесс обучения и учитывали индивидуальные особенности ребенка: когда ему лучше сесть за уроки, какие уроки делать в первую очередь, когда делать паузы и пр. Вообще-то это про начальную школу, а по правде про первый класс. Но, если и в среднем звене ребенок не сформировал у себя навыки учебной деятельности, то важно вернуться к первому классу и пройти снова весь путь формирования учебных навыков, просто это окажется быстрее, чем в первом классе. Иногда ребенок не умеет работать с текстом – учите выделять главную мысль, пересказывать и т.п. Иногда ребенок не может сесть за уроки вовремя – приучайте к самоконтролю.
4) Важно создавать для ребенка зону ближайшего развития, а не делать за ребенка то, что он может (хотя и с трудом) сделать сам. Например, не надо показывать, как решать задачу, решая ее вместо ребенка, а лучше создать такую ситуацию, когда хотя бы часть задачи ребенок делает сам. «Ты старался, молодец. Но ты допустил две ошибки. Найди их». Процесс более длительный, но более правильный. При этом, зачастую такой ребенок (вместо которого задание выполняют родители) вовсю манипулирует родителем, а родитель и не подозревает об этом. («Мама, только ты можешь так доходчиво мне объяснить и показать, как решать такую задачу, никто другой не может, даже учительница» — манипуляция чистой воды).
5) Очень важный момент – оценивание сделанной работы родителем и учителем. Родитель может оценить работу «Молодец, хорошо!» (сравнивая сегодняшние результаты ребенка со вчерашними), а учитель, сравнив результаты ребенка с классом, оценит это как «плохо». Для избежание таких случаев, важно иметь постоянный контакт со школой и интересоваться требованиями, предъявляемыми к учащимся. В противном случае в сознании ребенка создается образ врага – учителя (родитель хороший – хвалит, учитель плохой – ругает). А это порождает отвращение к школе, нежелание учиться.
6) Согласно результатам исследований, мотивация успеха (и как следствие, высокая учебная мотивация) формируется у детей в тех семьях, где им оказывали помощь при повышении требований, относились к ним с теплотой, любовью и пониманием. А в тех семьях, где присутствовал жесткий надзор либо безразличие, у ребенка формировался не мотив достижения успеха, а мотив избегания неудачи, что напрямую ведет к низкой учебной мотивации.
7) Очень важным моментом в учебной мотивации является адекватная самооценка ребенка. Дети с заниженной самооценкой недооценивают свои возможности и снижают учебную мотивацию, дети с завышенной самооценкой адекватно не видят границы своих способностей, не привыкли видеть и признавать своих ошибок. Поэтому, очень важно – адекватность самооценки ребенка в отношении учебного процесса, в том числе. Важно помнить, что в жизни есть много значимого, помимо академической успеваемости – можно прожить со средними знаниями и быть личностью. Куда хуже, когда нет позитивного самовосприятия – самооценка занижена, нет чувства уверенности в себе, уважения к себе как к личности – попробуйте с таким багажом выжить и добиться жизненного успеха.
8) Важно поощрять ребенка за хорошую учебу. Материальное поощрение (деньги за хороши отметки) часто приводит к добыванию хорошей отметки любыми способами. Хотя для американцев платить за учебу – явление вполне нормальное, привычное и часто используемое. Но это палка о двух концах: где гарантия, что спустя какое-то время ребенок будет брать в руки книги только за деньги. Поэтому вопрос материального поощрения детей за хорошую учебу – это тот вопрос, который каждый родитель должен решить для себя самостоятельно. А вот поощрять детей за хорошую учебу совместными походами (в цирк, на каток, в боулинг и т.п.) вполне приемлемо, кроме того попутно родителями решается еще одна важная задача: интересное общение со своим ребенком, удовлетворение потребности ребенка быть частью семейной системы.
9) В деле повышения интереса ребенка к учебному процессу очень важен контакт с ребенком и доверительная атмосфера. Важно объяснить ребенку, что процесс формирования умения учиться процесс длительный, но необходимый. Для подростка важно «не пилить», не наказывать, не сулить наград. Нужен контроль – помощь, а не контроль-давление. Для подростка важно поднимать тему профессионального определения.
10) Не ожидайте немедленных успехов – снимите по этому поводу «розовые очки». Могут быть падения, «топтание» на месте. Но если вы будете последовательно и систематически работать над вопросом повышения учебной мотивации своего ребенка, то непременно будет взлет.
11) Очень важен в учебной деятельности и формировании у школьника желания учиться навык самоконтроля. Ведь не секрет, что многие ошибки у детей возникают из-за невнимательности. И если ребенок научился проверять себя после того или иного вида деятельности, количество ошибок резко сокращается – а если ошибок меньше, то и мотивации к новым достижениям становится больше. Поиграйте вместе ребенком в игры, где он педагог и проверяет ваше задание. Ребенок должен знать, как проверить правильность математических вычислений, как искать по словарю написание слова, как узнать, запомнил ли содержание параграфа. Именно в учении начинают складываться многие деловые качества ребенка, которые затем ярко проявляются в подростковом возрасте, и от которых зависит мотивация достижения успехов. В этот момент очень важно, чтобы родители не дергали, не понукали свое чадо, не раздражались. В противном случае сформировать у школьника желание учиться у Вас не получится.
12) Также очень важным моментом является то, верит ребенок в свои успехи или нет. Учитель и родители должны постоянно поддерживать веру ребенка в свои силы, причем, чем ниже самооценка и уровень притязаний ребенка, тем более сильной должна быть поддержка со стороны тех, кто занимается его воспитанием детей. Ведь если ребенка, который и так чувствует свою слабость, еще и понукать — Вы не только не сможете сформировать у него мотивацию к обучению, но и уничтожите весь интерес к учебе, который у него был.
13) Если Ваш ребенок предполагал, что усвоил учебный материал, а оценка низкая, то нужно разобраться, что произошло на самом деле. Возможно, он действительно все понял, но перенервничал на контрольной, или, например, плохо себя чувствовал, а возможно, опять же, оценка учителя была неадекватной.
Самое главное – это научить Вашего ребенка формировать адекватную самооценку, а для этого, в первую очередь, Вы сами должны стараться оценивать его результаты, основываясь не только на оценке учителя, а исходя из его ожиданий, ощущений и его целей.
14) Очень важный период в жизни школьника переход в среднее звено. Появляются новые предметы, учителя и обязанности, сильно возрастает нагрузка. Научитесь слушать ребенка и вникать в его проблемы. В этом возрасте он особенно нуждается в вашей помощи. Выучить все, что задают в школе, практически невозможно. Именно поэтому пропадает интерес к учебе. Научите школьника правильно планировать время и распределять нагрузку, это поможет и в дальнейшей жизни.
15) Сдача ЕНТ – головная боль старших школьников, их родителей и учителей. Мотивации уже не требуется, к 16 годам подростки примерно представляют себе, чего хотят добиться в жизни и что для этого надо сделать. Ваша задача – помочь определиться с выбором, сконцентрировать внимание на главном и найти оптимальный вариант решения проблемы. Поговорите с ребенком, выясните, какие курсы лучше посещать. Уважайте его выбор, даже если он не совпадает с вашим, не подавляйте его инициативу и зарождающийся интерес к ответственности за свой выбор.
Надеюсь, что каждый заинтересованный родитель и педагог, поняв механизмы и применив на практике полученную информацию, сможет сформировать у школьника желание учиться. Ведь только имея мотивацию к обучению и развитию, ребенок сможет вырасти целеустремленным человеком, способным на ответственные решения.
Сколько бы вы не объясняли, что учится он для себя, в расчете на будущее, вряд ли это дойдет до сознания ребенка. Запомните, маленькие дети учатся для вас, ради вашей похвалы и признательности. Не надоедайте ему нотациями, а сделайте ставку на любознательность. Тогда и учеба станет для него радостным открытием, и круг интересов постепенно расширится.
Помните, что Ваш ребенок – это личность, ничего не должная Вам, но до какого-то момента зависящая от Вас и нуждающаяся в Вашей поддержке и в Вашем признании ее как самодостаточной.
Источник