Что дает ребенку развитие чувства ритма

Что дает ребенку развитие чувства ритма thumbnail

Ольга Тишунина
Советы родителям «Для чего нужно развивать чувство ритма у ребенка?»

«Для чего нужно развивать чувство ритма у ребенка

Ритмы сопровождают нас повсюду. Трудно представить себе область, где бы человек ни сталкивался с ритмом. Учёные уже давно доказали, что даже уже в утробе матери ритм её сердца успокаивает и убаюкивает ребёнка. Так, когда же человек начинает чувствовать ритм? Выходит, ещё до появления на свет! А если чувство ритма является врождённым, то оно просто не может отсутствовать, а может быть только в неразвитом состоянии, на уровне скрытого потенциала.

1. Уравновешивание (гармонизация) всех движений при любом виде деятельности. Человек начинает лучше чувствовать и понимать свое тело (его состояние, а, следовательно, лучше управлять им. Отсюда – он меньше устает (выносливость, меньше времени требуется на отдых.

2. Речь (пение) становится более управляемой, выразительной, правильно акцентированной. Это позволяет правильно выделять смысловые оттенки и, следовательно, облегчает понимание тем, кто слушает.

3. В эмоциональной сфере тоже происходят изменения, за счет переживания «чувства полета». Это происходит потому, что правильно отрегулированные движения (усилия) не создают мышечных зажимов. Хороший кровоток в мышцах и органах способствует улучшению тканевого обмена и питания, связки и суставы становятся более гибкими. Все это укрепляет организм, повышает резистентность (сопротивляемость) организма агрессивным факторам внешней среды (иммунитет). Уравновешенный организм обретает твердую точку опоры (в том числе, в психологическом смысле) и вся наша деятельность становится направленной, максимально эффективной, что приносит чувство удовлетворения и, соответственно, улучшает самочувствие и настроение.

4. Изменяется отношение ко времени. Вместо суетливости и торопливости вырабатывается оптимальная скорость действий и реакций.

5. Пространство и объем переживаются более полно, ощущение расстояния, глубины, высоты становятся более соразмеренными (чувство метра).А это часть обучающей программы детей: ориентация в пространстве и сравнительный анализ.

Единственное отличие чувства ритма от всех остальных чувств — это то, что ритм напрямую связан со слухом. Ритмические ощущения, по сути, — это часть слуховых ощущений. Поэтому любые упражнения для развития чувства ритма направлены и на развитие слуха.

Идеальная ситуация, когда родители занимаются комплексным развитием ребёнка сразу после рождения, в том числе и ритмическим развитием. Песенки, стишки, звуки, которые издаёт мама во время, когда занимается с малышом ежедневной гимнастикой – всё это можно включить в понятие «развитие чувства ритма».

Детям постарше: дошкольного и младшего школьного возраста,можно предложить:

декламировать стихи с определёнными ударениями на сильную долю, ведь стих — это тоже ритмическое произведение;

декламировать стихи с хлопками или притопами на сильную и слабую долю поочерёдно;

выполнять элементарные танцевальные ритмичные движения под музыку;

играть в ударно-шумовом оркестре.

Барабаны, погремушки, ложки, колокольчики, треугольники, бубны — самое эффективное средство для развития чувства ритма. Если вы купили один из этих инструментов своему ребёнку и желаете заниматься с ним дома самостоятельно, то предложите ему повторять за вами элементарные упражнения для развития чувства ритма: последовательности одинаковых равномерных ударов или наоборот ударов в каком-нибудь прихотливом ритме. Сложных ритмов не нужно бояться – в них нужно разбираться, так же как и в математических уравнениях.

Надо сказать, что над развитием чувства ритма нужно работать целенаправленно. При деловом подходе у одного ребенка результаты становятся ощутимыми после одной-двух тренировок, а у другого – гораздо длительное время. Даже взрослые люди с неразвитым чувством ритма зрительно выделяются среди других.

Дети с развитым чувством ритмалидируют в музыкальном воспитании: ритмично двигаются, танцуют в такт музыки,поют вместе с музыкальным сопровождением, не отставая и не опережая его, уверенней читают стихи, играют в оркестре на музыкальных инструментах индивидуальные партии. Уважаемые родители, будьте внимательнее и участливее к своим детям, помогайте им развиваться и радовать вас своими успехами.

Советы родителям «Для чего нужно развивать чувство ритма у ребенка?»

Источник

Наталия Яковлева
Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста.

«Жизнь есть музыка с ее живым и творящим ритмом» (Э. Жак-Далькроз).

Чувство ритма – это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке. Формирование чувства ритма — важнейшая задача педагога.

Чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Музыка эмоциональна. Характер музыкального ритма позволяет передавать мельчайшие изменения настроения музыки и тем самым постигать музыкальный язык. Таким образом, чувство ритма – это способность активно воспринимать музыку, чувствуя ее эмоциональную выразительность, и точно воспроизводить ее.

Практика показывает, что развитие чувства ритма является самым сложным компонентом в системе развития музыкальных способностей детей.

Именно поэтому педагог должен прекрасно владеть методикой, умением находить такие технические приёмы, которые бы наиболее эффективно способствовали развитию чувства ритма, творческого потенциала.

Движения, соединённые с речью, звучащими жестами, шумовыми инструментами, преподнесённые в форме игры, – находка для увлекательных занятий с детьми.

Звучащие жесты – это ритмичная игра звуками своего тела,игра на его поверхностях:

• хлопки (звонкие – всей ладонью, тихие – согнутыми ладонями, потирание ладоней и др.);

• шлепки (по коленям, по бёдрам, по груди, по бокам);

• притопы (всей стопой, пяткой, носком);

• щелчки (пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам).

Упражнение для младшей группы: «Барабан»

Мне купили барабан – бам,бам,бам!

Я на нем играю сам – бам,бам,бам!

Варианты исполнения:

1. Проговаривая текст,ритмично хлопать в ладошки.

2. Хлопать ладошками по барабану.

3. Ритмично ударять кулачком о кулачок.

4. Притопывать двумя ногами.

Упражнение для средней группы: «Колобок»

Колобок, колобок – По 3 хлопка в каждую сторону,

У тебя румяный бок – ритмичные хлопки по бокам двумя руками,

Ты от бабушки ушел – 4 прыжка на двух ногах,

Ты от дедушки ушел – Топать ногами на каждый слог.

Упражнение для старшей группы: «Дворник»

Дворник дверь два дня держал. –Качать руками вперед-назад.

Деревянный дом дрожал. — Топать ногами.

Ветер дергал эту дверь,-Стучать по коленям поочередно

Дворник думал: это зверь. — Потирать ладоши и на слово «Зверь»-хлопок.

Упражнение для подготовительной группы: «Храбрый воробей»

Чики-рики, чик-чирик! – Хлопать в ладоши.

Воробьишка с ветки – прыг!-3 щелчка в воздухе и на слово «Прыг»-подпрыгнуть.

Воробей,воробей! –По 3 хлопка по коленям.

Во дворе он всех храбрей! – топающий шаг на месте.

— Берегись,крадется кошка! –Походить на месте,показывая руками «коготки»

— Подразню ее немножко,-Погрозить пальчиком.

А потом – на ветку вмиг…-Машут руками.

Прыг! –Прыжок на двух ногах.

А. Данилевская

Пособие И. Каплуновой, И. Новоскольцевой «Этот удивительный ритм» помогает музыкальным руководителям развить в ребёнке чувство ритма. Упражнения и игры по развитию чувства ритма должны обязательно включаться в каждое муз. занятие, как неотъемлемая часть. Для лучшего усвоения каждая предлагаемая игра может неоднократно повторяться и варьироваться в течение всего учебного года.

Необходимо приучать детей к самостоятельному творчеству, предлагать детям творческие задания различной сложности в зависимости от их возраста, индивидуальных интересов и способностей.

Читайте также:  Особенности воспитания ребенка с нарушениями в развитие

Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение, даёт определённый психотерапевтический эффект.

Большими возможностями в развитии чувства ритма обладают творческие игры, в которых ребенок воссоздает определенный образ персонажа или свободно комбинирует известные ему движения, передавая характер и ритм музыки, меняющиеся в ходе музыкальной игры.

Например,я использую на своих занятиях такие игры: «Шаг и бег».

Цель игры :дать детям представление о долгих и коротких звуках. «Ритмическое эхо».Цель игры: точно воспроизвести ритмический рисунок хлопками, шлепками и притопами.

«Угадай мелодию»-прохлопать ритмический рисунок фразы из любой знакомой детям песни.

Очень интересно проходит работа с палочками и песнями Е. Попляновой. Дети любят эти образные песни-танцы.

Упражнения решают следующие задачи:

• Совершенствование умения передавать ритмический рисунок слова.

Развитие ритмичности и интонационной выразительности речи.

• Совершенствование движений артикуляционного аппарата.

Развитие артикуляционной и мелкой моторики.

• Формирование фонематического слуха.

НОЖКИ (CD Диск «Палочки-скакалочки» № 1)

Большие ноги шли пот дороге:

Топ-топ-топ…

Маленькие ножки бежали по дорожке:

Топ-топ-топ-топ-топ…

Дайте в руки малышу две палочки. Договоритесь с ним о том, что это будут «ножки». Первые две строчки сопровождаются движениями, которые изображают большие папины шаги. Приговаривать нужно низким голосом, неторопливо. Следующие две строчки-шаги самого малыша. Они более лёгкие и подвижные. И голос ваш будет звучать более звонко и легко. Только следите, чтобы движения были точно в ритм стихов. А хотите – спойте песенку.

ЛЯГУШКА-ХОХОТУШКА (CD Диск «Палочки-скакалочки» № 10)

Весёлая лягушка чечётку танцевала

И пузыри пускала по вечерам в реке.

А днём она смеялась, шутила, кувыркалась

И даже умудрялась стоять на голове.

Первые две строчки сопровождаются весёлым постукиванием палочек восьмыми.

Затем, ещё две строчки рисуем в воздухе палочками «пузыри-кружочки».

Следующие две – снова постукиваем палочками. И в заключении стихов, стучим обеими палочками одновременно о стол или колени то одним концом, то другим. А в конце резко наклоняемся вперёд, вниз головой, руки с палочками поднимаем вверх.

ШЛА КОЗА НА КАБЛУКАХ (CD Диск «Палочки-скакалочки» №20)

1. Шла коза на каблуках. Ах! Ах! Ах! Ах!

В модных красных сапогах. Ах! Ах! Ах! Ах!

По дорожке: цок-цок-цок, чок, чок, чок, чок.

Поломала каблучок. Ох!

2. Вот коза на одной ножке прыг-скок, прыг-скок.

Поскакала по дорожке, прыг-скок, прыг-скок.

Зацепилась за сучок, чок-чок, чок-чок.

Вновь сломала каблучок, Ох!

3. Вот коза сняла сапожки, так-так, так-так.

Побежала по дорожке, так-так, так-так.

Стала прыгать высоко. Их-вох! Их-вох!

Как без каблуков легко! Их-вох! Их-вох!

Вариантов этой игры может быть несколько. Первый с палочками, в сопровождении стихов.

Начальные четыре строчки исполняются вместе с «шагами» палочек. (по четыре шага на каждую строчку) На слова «Ах!» — удары палочек друг о друга.

В следующих строчках стучим восьмыми длительностями. На возглас «Ох!» — удар палочками и остановка.

Следующие четыре строчки сопровождаются «прыжками» одной из палочек. Затем три строчки читаются со скользящим движением одной палочки о другую. На возглас «Ох!» — удар палочками и остановка.

Дети кладут палочки на пол. Дальше четыре строчки сопровождаются переменными шлепками ладошек по коленям (восемь шлепков на одну строчку.) Последние четыре – сопровождаются ударами обеих ладошек по коленям. При этом ладошки высоко подбрасываются вверх. Надо следить чтобы движения выполнялись точно, под ритм стихов.

Источник

развитие чувства ритма у детейВы когда-нибудь задумывались о том, что ритм – это не только что-то из мира музыки и танцев? Ритм — это сама наша жизнь. Мы спим и бодрствуем, опять спим и бодрствуем. Нормальный сердечный ритм и ритмичное дыхание (попробуйте задержать его хоть надолго) дают нам возможность радоваться этой жизни и тому, что нас окружает. Но и то, что нас окружает, — тоже ритмично. Утро, день, вечер и ночь, смена времен года, приливы и отливы — это ритм планеты, на которой мы живем. Развивая чувство ритма у малыша, мы даем ему возможность чувствовать себя более гармонично в этом мире.

Почему мы говорим «чувство ритма» и как его развивать?

Как общее понятие, ритм – это равномерное чередование каких-либо элементов. Музыкальный ритм – сочетание звуков разной длительности в определенном порядке. А танцевальный ритм добавляет к чередованию звуков еще и движения. Вы, наверное, не раз слышали такие выражения: «в ритме вальса», «в ритме марша», «танго».

Карл Орф, немецкий композитор и педагог, уделял ритмическому воспитанию особое внимание. Своей многолетней работой  с детьми он показал, что развитие чувства ритма происходит через:

  1. движение,
  2. речь,
  3. игру на элементарных музыкальных инструментах.

Давайте подберем такие игры и занятия, чтобы развивать чувство ритма, используя все три направления. Но сначала определимся, почему же мы говорим именно «чувство ритма».

Чувство — это способность ощущать, испытывать, воспринимать внешние воздействия. Чувство ритма, так же как чувство вкуса или запаха, есть у каждого человека, но оно может быть в неразвитом состоянии, если на него совсем не обращать внимания. Развить чувство ритма можно в любом возрасте. Но лучше начать с младенчества, или даже раньше.

Развитие чувства ритма в самом раннем возрасте

Человек начинает чувствовать ритм еще до появления на свет. Уже в утробе матери ритм её сердца успокаивает и убаюкивает малыша. Ученые заметили, что если напевать колыбельные еще не рожденному малышу, он запоминает их ритм. И родившись, легче успокаивается под «знакомые» ему мелодии. Вы можете не только петь малышу, но и поглаживать перед сном его спинку, ручки, ножки в ритме колыбельных, которые ему поете. Особенно это нужно малышам — кинестетикам, котрые воспринимают мир через движение.

Вы, наверняка, замечали, что когда укачиваете ребенка и напеваете ему колыбельную, руки сами движутся в ритме песенки. А когда рассказываете или поете малышу потешки, так и хочется в ритме песенки похлопать его ручкой, топнуть ножкой, слегка подбросить на коленках. Не отказываете себе в этом удовольствии. Эти простые, обыденные действия, которые сопровождают первые месяцы жизни малыша, – самые полезные для развития чувства ритма у ребенка в раннем возрасте.

Занятия по развитию чувства ритма очень легко совместить с массажем. Подберите коротенькие песенки-попевки и ваши руки сами будут двигаться в нужном ритме.

Для массажа спины подойдет вот эта:

Трушки-потрушки,
Пекла баба ватрушки,
Ватрушечки,
Колобушечки.

Для массажа ягодиц — вот эта:

Ай, качи-качи-качи!
Глянь, баранки-калачи!
Глянь, баранки-калачи
С пылу, с жару из печи! (В обработке Олеси Емельяновой)

Для массажа ножек — вот эта:

Сел сверчок на шесток,
Таракан в уголок.
Сели — посидели,
Песенку запели.
Услыхали ложки —
Вытянули ножки.
Услыхали калачи —
Попрыгали с печи!
Да давай подпевать,
Подпевать да танцевать!

Делая малышу «ходьбу» или «скользящие шаги», вы можете познакомить его с чередованием длинных и коротких звуков:

Большие ноги
Шли по дороге:
То-о-п  то-о-п  то-о-п.
То-о-п  то-о-п  то-о-п.

Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ-топ-топ-топ!
Топ-топ-топ-топ-топ-топ!

Развиваем чувство ритма через движение

Игры с пассивными движениями (c 4-х месяцев)

Читайте также:  Особенности роста и развития ребенка

После четырех месяцев с малышом уже можно играть: вы поете песенку или рассказываете что-то ритмичное и сопровождаете это ритмичными движениями.

Стоя, держа малыша на вытянутых руках животиком вниз, качайте его вверх и вниз, влево и вправо:

Самолеты загудели,
Самолеты полетели.
У — у — у — у — у — у — у.
На полянку тихо сели ,
Да и снова полетели.

Посадите малыша к себе на колени и качайте в ритме песенки:

Чики-чики, чикалочки,
Едет гусь на палочке.
Уточка на дудочке,
Петушок на будочке,
Зайчик на тачке,
Мальчик на собачке.

Сидя у вас на коленках, малыш может подпрыгивать, сначала слегка, потом чуть сильнее и еще сильнее, на последней строчке разведите колени, и малыш слегка провалится вниз:

Поехали, поехали,
С орехами, с орехами!
Поскакали, поскакали,
С калачами, с калачами.
По кочкам, по кочкам,
Вприскочку, вприскочку.
В ямку — бух.

Двигайтесь и танцуйте с малышом на руках под разные мелодии: спокойные, марш, польку, вальс.

Учим попевки с движениями (с 6 месяцев)

Ближе к шести месяцам можно начинать играть в игры, в которых малыш уже сам будет делать простые движения. Конечно, сначала движения ручкой или ножкой малыша будете делать вы, через какое-то время он захочет сделать это сам. Если малыш пытается выполнить упражнение сам, выражайте бурную радость, и малышу обязательно захочется повторить. Иногда малышу больше нравится стучать маминой рукой или игрушкой (кубиком, погремушкой), чем самому. Хвалите, просите «помочь маме поиграть».

Дятел
Мы в лесу слыхали стук:
Дятел клювом тук, тук, тук:
Тук, тук, тук, тук, тук, тук, тук.
Тук, тук, тук, тук, тук, тук, тук. (Стучите кулачком малыша по второй ладошке или по столу, полу.)
(С. Железнов)

В машине
Сидим с шофёром рядом —
Би, би, би. (Стучите раскрытой ладошкой малыша по бедру, столу или полу.)
Помочь шофёру надо!
Би, би, би.
Машинам всем и людям —
Би, би, би,
Бибикать громко будем —
Би, би, би.
(С. Железнов)

Часы
Тик — так, тик — так, (Наклоняйте свою голову из стороны в сторону, поочередно топайте ножками малыша или сводите и разводите ручки или ножки малыша).
Часы стучат,
Тик — так, тик — так,
Нам говорят,
Когда обедать, когда спать,
Когда пора идти гулять.
Тик-так, тик-так, тик-так, тик-так,
Тик-так, тик-так, тик-так, тик-так.
(С. Железнов)

Карл Орф называл руки и ноги «природными инструментами». «Звучащие жесты» – хлопки, шлепки по бедрам, груди, притопы, щелчки пальцами вы можете добавлять и в любые другие стихотворения и песенки, которые читаете или поете малышу.  

Не только ладушки (с 9 месяцев)

Когда малыш научится играть в ладушки, не останавливайтесь только на них. Научите малыша сначала хлопать в ладоши на возгласах, потом топать ножкой, стучать ложкой по столу и т.д.

          * * *
Ох! Ух! Ух! Ух!
Во дворе растет лопух!
Ух! Ух! Ух! Ох!
Во дворе чертополох!
Ох! Ух! Ух! Ох!
Во дворе растет горох!
Ух! Ох! Ох! Ух!
На плетне сидит петух!
(В обработке О. Емельяновой)

Бим, бом
Мы две чашки берём
Бим, бом.
Мы две ложки берём.
Бим, бом.
Вместе с мамой вдвоём.
Бим, бом.
И звеним и поём
Бим, бом.
Мы сидим за столом
Бим, бом.
Скоро чай мы попьём
Бим, бом.
С молочком, с сахарком
Бим, бом.
И сыграем потом
Бим, бом.
(С. Железнов)

Ритмическая гимнастика (с 1,5 лет)

Когда малыш научится уверенно ходить, добавьте к вашим занятиям ритмическую гимнастику, во время которой малыш будет под ритм или музыку делать самые разные движения:

  • вращать руками, локтями, кистями;
  • ходить медленно, быстро, на пятках, носках, восьмерками, зигзагами;
  • ходить и бегать с остановками, с переменой направления;
  • поворачиваться, подскакивать, прыгать, приседать, покачиваться и т.д.

На музыкальных занятиях такую гимнастику часто делают под детские марши. Можно использовать записи Железновых «Музыка вместе с мамой»:

Не забывайте давать малышу возможность подвигаться под разные мелодии: спокойные, марш, польку, вальс. Если малыш не знает, что делать под музыку, покажите ему, что можно поворачиваться, наклоняться, поднимать и опускать ручки, топать ножками и т.д.

Развиваем чувство ритма через речь

Прохлопываем слова (с 2 лет)

Очень хорошим упражнением для развития чувства ритма является прохлопывание слов по слогам. В зависимости от количества слогов, их состава и ударения, слова в русском языке прохлопываются по-разному (| — длинный слог, редкие удары; I — короткий слог, частые удары):

  • слова из одного длинного слога — |:

жук, гриб, мышь, еж, дом и т.д.;

Недавно стали мамой малыша?

Получите удобную шпаргалку об играх с ребенком до года по месяцам!

  • слова из двух длинных слогов — | |:

муха, каша, пилот, носок, букет,  компот и т.д.;

  • слова из трех слогов — | I I или I I | (ударный слог длиннее):

карандаш, крокодил, бабочка, самолет и т.д.

Прохлопайте с малышом его имя, имена других членов семьи. Прохлопайте имя, не озвучивая его. Пусть малыш догадается, кого вы позвали.

Прохлопываем песенки (с 2 лет)

Короткие песенки и потешки можно не только петь, но и прохлопывать:

          Петушок
Пе-ту-шок, Пе-ту-шок,
I I | I I |
Зо-ло-той гре-бе-шок!
I I | I I |
Что ты ра-но вста-ешь,
I I | I I |
Детям спать не да-ешь.
I I | I I |

Можно отхлопывать ладошками и хорошо знакомые малышу стихотворения:

          Мишка
У-ро-ни-ли ми-шку на пол,
О-то-рва-ли ми-шке ла-пу…
(А. Барто)

Когда малыш освоится с этой игрой, покажите ему, что ритм можно не только отхолопывать. Его можно протопывать, а для лиричных стихотворений – показывать плавными движениями рук. Короче звук – амплитуда движения руки меньше, длиннее звук – амплитуда больше:

          Бычок
И-дет бы-чок, ка-ча-ет-ся,
Вздыхает на ходу:
– Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
(А. Барто)

Играем с ритмом

Играем в эхо (с 3 – 4 лет)

Можно играть с ритмом  не только под песенки и потешки, но и просто так. С 4 лет можно играть с малышом в эхо (именно так называл эту игру Карл Орф). Вы задаете ритмический рисунок, ребенок его повторяет или продолжает.

Ритм можно задавать по-разному: прохлопать в ладоши, протопать ногами, простучать на ложками и т.д. Можно задать ритм, используя длинное «Та-а» и короткое «Ти». Например,

| I I | I I

Та-а Ти Ти Та-а Ти Ти

Чтобы усложнить задание, попросите малыша воспроизвести ритмический рисунок не тем же способом, которым показывали рисунок вы. Например, вы хлопаете, малыш топает или шлепает рукой по бедру. Или вы топаете, малыш отстукивает ритм рукой по столу.

Читайте также:  Развитие ребенка в три месяца мальчиков

Если ребенок уже хорошо повторяет ритмический рисунок, попросите его задавать ритм, а вы будете повторять. Допустите небольшую ошибку, пусть малыш вас проверит.

Малышам до 4 лет повторить ритмический рисунок еще сложно, но слушать и различать разные ритмические рисунки им полезно. Мы с сыном (2 года 10 месяцев) играем в путешествие:

поезд едет: «Та-а  Ти  Ти  Та-а  Ти  Ти»,
машина едет: «Ти  Ти  Ти  Ти»,
самолет летит — «Та-а  Та-а  Ти  Та-а  Та-а  Ти» и т.д.

Иногда я не говорю, на чем мы сейчас поедем. Сын угадывает по ритму, который я отхлопываю.

Изображаем ритм (с 4 лет)

Когда ребенок научится воспроизводить ритм, попробуйте его визуализировать. Для этого вам понадобятся широкие и узкие полоски бумаги: широкие полоски соответствуют длинным звукам (редким ударам), узкие — коротким звукам (частым ударам). Можно использовать даже счетные палочки: для изображения длинного звука кладем палочку горизонтально, для изображения короткого — вертикально.

Играть можно по-разному:

  • Вы задаете ритм, ребенок его повторяет звучащими жестами, на барабане, ложках или металлофоне и выкладывает ритмический рисунок.
  • Вы выкладываете ритмический рисунок, малыш его воспроизводит.
  • Ребенок сам придумывает и выкладывает ритмический рисунок, а затем повторяет его звучащими жестами, на барабане, ложках или металлофоне.

Лучше давать эти задания в игре. Например, чтобы спасти принцессу, нужно открыть на башне музыкальный замок (выложит его ритм). Можно попросить малыша вернуть потерянный звук животным: слон идет медленно «топ-топ-топ», а лягушка прыгает быстро «прыг-прыг-прыг» (малыш воспроизводит ритмический рисунок по записи). Пусть малыш сам придумает, как идет грибной, моросящий, сильный дождь.

Развиваем чувство ритма через игру на музыкальных инструментах

Одновременно с «освоением звучащих жестов» (с 2 лет) можно учите малыша воспроизводить ритм на элементарных музыкальных инструментах (ударных и шумовых — деревянных и металлических ложках, маракасах, погремушках, бубне, барабане, музыкальном молоточке, металлофоне и т.д.). О том, как сделать музыкальные инструменты своими руками, рассказывается в статье «Музыкальные игрушки для детей своими руками».

Вы можете играть песенки и попевки, играть один и тот же ритм на разных инструментах, сопровождать чтение стихов игрой на музыкальных инструментах:

          С бубнами
Мы все с бубнами сидим (Стучим по бубну правой ладошкой.)
И ладошкой мы стучим
Ручка стала уставать,
Надо ручку поменять.

Мы все с бубнами сидим (Стучим по бубну левой ладошкой.)
И ладошкой мы стучим.
Ручка стала уставать,
Надо пальцами стучать.

Мы все с бубнами сидим, (Стучим по бубну пальчиками правой руки.)
Пальчиками мы стучим.
Пальцы стали уставать,
Нужно ручку поменять.

Мы все с бубнами сидим, (Стучим по бубну пальчиками левой руки.)
Пальчиками мы стучим.
Пальцы стали уставать,
Нужно кулачком стучать.

Мы все с бубнами сидим, (Стучим по бубну правым кулачком.)
Кулачками мы стучим.
Ручка стала уставать,
Нужно ручку поменять.

Мы все с бубнами сидим, (Стучим по бубну левым кулачком.)
Кулачками мы стучим.
Ручка стала уставать,
Нужно бубен убирать.
(Е. Железнова)

Ежик и Барабан
С барабаном ходит ежик.
Бум-бум-бум!
Целый день играет ежик:
Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами…
Бум-бум-бум!
Ежик в сад забрел случайно.
Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он.
Бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он.
Бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались:
Бум-бум-бум!
И удары раздавались:
Бум-бум-бум!
Ой, как зайчики струхнули!
Бум-бум-бум!
Глаз до зорьки не сомкнули!
Бум-бум-бум!
(Г.Виеру)

Для игры на металлофоне прекрасно подходят песенки Железновых из цикла «Абсолютный слух». Например, песенка «Два кота».

Слушаем сильную долю (с 4 лет)

Дайте малышу маракас, барабан или любой другой шумовой и ударный инструмент. Покажите, как издавать звук на сильную долю. Когда малыш освоится, предложите ему играть вдвоем: он играет на барабане сильную долю, а вы на погремушке — слабую. Когда и это освоите, дайте малышу в руки две погремушки: одну — звонкую, другую — глухую. Пусть на сильную долю такта малыш играет звонкой погремушкой, на слабую — глухой.

Если вдруг музыкальных инструментов под рукой не оказалось, можно на сильную долю хлопать в ладоши, а на слабую негромко топать ногами.

Если малышу трудно услышать сильные доли в музыке, попробуйте поиграть со словами: ударный слог — это сильная доля, безударные слоги — слабые доли.

Все просто

Вы, наверняка, уже заметили, что игры с малышом на развитие чувства ритма не потребуют от вас ничего особенного — ни музыкального образования, ни абсолютного слуха. Нужно лишь немного времени и желания, а без музыкальных инструментов и музыкального сопровождения иногда можно и обойтись. А чтобы не забывать об играх на развитие у малыша чувства ритма, запишите себе на телефон нужные песенки и попевки и «привяжите» игры к режимному моменту — прогулкам на свежем воздухе. Кстати, можно успеть поиграть, даже когда вы поднимаетесь и опускаетесь в лифте. А если вас не смущают зрители, игры на развитие чувства ритма скрасят ваше ожидание в очереди (нужно только заранее выучить стихотворения или иметь с собой телефон с музыкальным сопровождением).

Ритм и здоровье: неожиданный плюс

Развитие чувства ритма не только готовит ребенка к восприятию музыки, но и способствует его оздоровлению. Попробуйте запомнить текст, ходя по комнате кругами и выучить стихотворение с малышом во время катания с горки или на качелях. Скорее всего, у вас это получится быстрее и легче. Вы, наверняка, ловили себя на том, что, слушая понравившуюся музыку, вы отстукиваете ритм мальцами или ногой или покачиваетесь в такт музыке. На самом деле, мы воспринимаем ритм не только через крупную моторику: также почти незаметно двигаются язык и голова, пальцы ног и рук, сокращаются мышцы гортани, грудной клетки.

Конечно, накачать бицепсы при занятиях музыкой невозможно (если только не таскать пианино из угла в угол все занятие). Но при регулярных музыкальных занятиях именно эти почти незаметные движения приносят огромную пользу и малышам, и взрослым.

Слушайте музыку и будьте здоровы!

Понравились игры для развития чувства ритма у малыша? Сохраните себе на стену, чтобы поиграть с ребенком и поделиться со знакомыми мамами!

Если вам интересна тема музыкального развития малыша, обратите внимание на эти статьи:

  • Музыкальное развитие ребенка до года
  • Развитие музыкального слуха у детей

Недавно стали мамой малыша?

Получите удобную шпаргалку об играх с ребенком до года по месяцам!

Что дает ребенку развитие чувства ритма

Автор: Юлия Мазнина

Все статьи автора

Увлеченная мама двух сыновей: Андрея 9 лет и Максима 2 года. Стараюсь сделать так, чтобы не только наши занятия, но и вся жизнь были развивающими. При общении с детьми, и не только с ними, стараюсь придерживаться правила: «Не можешь рассказать — покажи».

Предыдущие записи рубрики

  • Тематическое занятие «Музыка погоды»
  • Сценарии игр по детским песенкам
  • Тематическое занятие по сказке «Ну и барабан!»
  • Новогодние спектакли в Филармонии
  • Колыбельные для всей семьи: рецензия на книги

Вам будет интересно:

Источник