У ребенка были выявлены нарушения умственного развития

У ребенка были выявлены нарушения умственного развития thumbnail

Бывает, что ребенок значительно отличается от своих сверстников – он не справляется с тем, что легко дается другим детям, а его умственное развитие не соответствует нормам. Сейчас таких детей предпочитают называть «особый ребенок». Нарушение умственного развития ребенка является большим испытанием и горем для родителей. Не все способны выдержать этот груз, понимая, что в будущем их малыш может оказаться изгоем общества. Между тем, нарушения умственного развития детей часто поддаются коррекции.

Нарушения умственного развития или норма

Причины нарушений умственного развития у детейВ ходе диагностики умственного развития ребенка специалисты используют нормы, которые на самом деле являются усредненными показателями, поэтому достаточно условны. Так что если малыш осваивает навыки движения, речи или обучения чуть позже, это еще не повод считать, что у него имеются нарушения умственного развития. Бывает, что у детей в раннем возрасте наблюдается некоторое несоответствие нормам развития интеллекта или психики, но зато в старшем возрасте, они показывают просто выдающиеся результаты.

Иногда родители начинают бить тревогу, если их ребенок абсолютно не говорит до двух лет. На самом деле – это нормально, так как в этот период происходит накапливание словарного запаса. Потом такие дети начинают говорить сразу хорошо и много. В каких же случаях нужно считать, что у ребенка наблюдаются нарушения умственного развития?

В первую очередь стоит отметить, что дети с нарушением умственного развития имеют довольно сильные отклонения мозговой деятельности. У них отсутствует или слабо выражено внимание, интерес к обучению, любознательность, тяга к новым знаниям. Кроме того, дети с нарушением умственного развития отличаются личностной незрелостью, а их психическое развитие достаточно заметно отстает от возрастных норм. В грудном возрасте такие младенцы имеют слабый сосательный и хватательный рефлексы. Также на определенный дефект указывают некоторые физические особенности. При наличии нарушений умственного развития еще при рождении дети имеют низкий вес, непропорциональное телосложение, маленькую или, наоборот, большую голову.

Виды нарушений умственного развития

На сегодняшний день специалисты выделяют следующие группы детей с нарушением умственного развития:

  • Дети с умственной отсталостью (олигофрены в стадии дебильности, имбецильности, идиотии);
  • Дети с задержкой умственного развития (обратимого полностью или частично);
  • Дети с поврежденным умственным развитием или деменцией (часто этому предшествует период нормального умственного развития);
  • Дети с дефицитарным развитием или сенсорной неполноценностью (с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата);
  • Дети с проявлениями таких психических заболеваний, как шизофрения, истерия или эпилепсия;
  • Дети с психопататическими формами поведения, в том числе ранний детский аутизм.

Необходимо различать умственную отсталость и задержку умственного развития. При умственной отсталости наблюдаются более грубые нарушения интеллекта и психического здоровья. В данном случае нарушения умственного развития необратимы, динамика их развития характеризуется тяжестью состояния, а также прогнозом дальнейшего распада функций. В особых случаях коррекция подобных нарушений практически невозможна.

Дети с задержкой умственного развития имеют ряд своих особенностей, однако коррекция их развития не только возможна, но еще и вполне успешна. Случается, что впоследствии такие дети даже догоняют своих сверстников в развитии.

Другой случай – нарушения умственного развития у детей, от рождения страдающих дефектами слуха, зрения, речевого аппарата. При рождении их умственные способности находятся в пределах нормы, но не развиваются с первых дней жизни из-за сниженного зрения или слуха. В результате наблюдается отставание в интеллектуальном развитии. В данном случае коррекция также приносит весьма ощутимые результаты.

Причины нарушения развития детей

Нарушение умственного развития: как помочь ребенку?Существует целый комплекс причин, которые в итоге могут вызвать нарушения умственного развития у детей – генетические повреждения, травмы или физическое недоразвитие в результате плохого питания. Случается, что нарушения мозговой деятельности у ребенка возникают еще до рождения, при родах или в раннем детстве.

Нередко умственная отсталость сопутствует другим заболеваниям – эпилепсии или церебральному параличу, иногда она связана с аутизмом. Что касается генетических болезней, способных вызвать нарушения умственного развития, то среди них можно назвать мышечную дистрофию, бугорчатый склероз, нейрофиброматоз. Кроме того, причинами нарушений развития детей могут стать необъяснимые изменения в хромосомах – синдром Дауна.

Инфекционные заболевания, перенесенные женщиной во время беременности – краснуха, токсоплазмоз, прием некоторых лекарственных препаратов, чрезмерное употребление алкоголя и наркотиков также способны вызвать нарушения умственного развития ребенка. Другие причины нарушения развития детей – сложная беременность, во время которой наблюдалось кислородное голодание плода, асфиксия при рождении или родовая травма, некоторые инфекционные заболевания, перенесенные в раннем детстве, интоксикация.

Читайте также:  Интеллектуальное отставание в развитии ребенка

Случается, что задержка умственного развития наблюдается при отсутствии воспитания со стороны родителей, которые не занимаются с ребенком, мало с ним разговаривают. Или когда ребенок в раннем возрасте по каким-то причинам изолирован от матери. В этих случаях коррекция также в основном проходит успешно.

Детям, при наличии у них нарушений умственного развития, требуется больше времени на обучение или приобретение каких-либо навыков. Но это не значит, что заниматься с такими детьми не нужно, а их развитие невозможно. Просто к ним нужен особенный подход. А родителям необходимо запастись терпением и верой в своего ребенка. И самое главное – никогда не сравнивать его с другими детьми.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Источник

У ребенка были выявлены нарушения умственного развитияУмственная отсталость у детей – это снижение познавательной деятельности, обусловленное патологиями головного мозга и ЦНС. Психика такого ребенка развивается по особому «сценарию», не так, как у других детей. Происходит полное изменение личностных качеств. Нарушения сказываются не только на умственных способностях, ребенок отстает в физическом развитии, возникают поведенческие расстройства, страдает эмоциональная и волевая сфера.

Признаки

Прежде всего стоит отметить, что отставание в интеллектуальном развитии не является заболеванием, от которого можно исцелиться. Это состояние вызывается необратимыми изменениями коры головного мозга еще на этапе формирования нервной системы в перинатальном периоде. Основные действия врачей и других специалистов будут направлены на социализацию такого ребенка в обществе и обучению его простейшим навыкам.

Признаки умственной отсталости у детей:

  • низкий уровень познавательной активности. Ребенок попросту не понимает, зачем ему что-то нужно узнавать, а значит и не хочет прилагать усилия в этом направлении;
  • моторика практически не развивается;
  • значительное отставание в речевом развитии, маленький словарный запас. Ребенок не может выстраивать предложения, произносит слова неправильно;
  • отсутствие абстрактного мышления, невозможность выполнить даже самые простые логические операции, мыслительные процессы замедлены или полностью отсутствуют;
  • ребенок играет в самые простые игры, поскольку он способен только подражать окружающим. Труд такой ребенок выбирает очень легкий, поскольку это не требует волевых усилий;
  • настроение может резко колебаться без особых на то причин, возбудимость может быть как достаточно высокой, так и низкой;
  • ребенок воспринимает окружающий его мир со значительными трудностями, он не способен ориентироваться в пространстве. Такие дети не в состоянии понять процесс формирования целого из отдельных частей, не могут определять главное;
  • концентрация внимания отличается непродолжительностью, переключение с одного вида деятельности на другой происходит очень медленно.

Для детей с подобными отклонениями характерна произвольная память, они обычно сосредотачиваются на внешних признаках объекта, нежели на его внутренних особенностях.У ребенка были выявлены нарушения умственного развития

Признаки умственной отсталости у детей могут проявиться сразу после рождения, но чаще всего эту патологию выявляют после 3-х лет. Время постановки диагноза во многом зависит от тяжести состояния: чем значительнее поражение ЦНС, тем раньше будут заметны симптомы умственной отсталости.

Формы заболевания

Под умственной отсталостью у детей обычно понимают олигофрению. Но также встречается и иная форма этого состояния – деменция. Эти две патологии имеют несколько существенных различий:

  1. Олигофрения является состоянием, которое развивается в период внутриутробного формирование плода или в течение первых 3-х лет жизни ребенка. То есть, такой дефект чаще всего является врожденным. Причинами поражения ЦНС в этом случае могут быть наследственные факторы, родовые травмы, в частности – асфиксия, инфекционные заболевания, перенесенные матерью в период вынашивания, а также злоупотребление родителей алкогольными и наркотическими средствами.
  2. Деменция возникает у ребенка после трёх лет. Органическое поражение ЦНС может возникнуть в результате травмирования головного мозга или стать осложнением инфекционного заболевания (менингит и т.д.), также может развиться на фоне шизофрении, эпилепсии и других психических патологий. Приобретенное слабоумие проявляется в снижении интеллекта, но до возникновения дефекта, развитие ребенка обычно соответствует возрастной норме.

Кроме того, сегодня под отставанием в умственном развитии нередко подразумевают низкий интеллект на фоне педагогической и социальной запущенности. В современной же классификации болезней данное состояние описано как расстройство интеллектуального развития.

Читайте также:  Слабое развитие речи у ребенка

У ребенка были выявлены нарушения умственного развитияОтсталость в умственном развитии может различаться не только по времени возникновения. Деление на виды производится, исходя из тяжести поражения ЦНС, а также конкретного места. Традиционно выделяется три степени олигофрении: дебильность, имбецильность и идиотия. Однако современная классификация исключает эти названия, поскольку они уже давно вышли за рамки медицинской терминологии и приобрели негативную социальную окраску. Сегодня отставание в интеллектуальном развитии может быть легким, умеренным, тяжелым и глубоким.

Дебильность или легкая форма

При дебильности наблюдаются наименьшее поражение ЦНС, такая форма отсталости является относительно легкой. Дети способны произносить небольшие фразы, они весьма наблюдательны и упрямы, их отличительной чертой является неспособность к обману.

Дебильность может быть нескольких типов:

  • неосложнённая дебильность. Это состояние характеризуется отставанием только в интеллектуальном развитии. Серьезных отклонений в эмоциональной и волевой сфере не наблюдается;
  • с осложнениями в виде нарушения анализаторов. Характеризуется вторичными отклонениями;
  • осложнения в виде нейродинамических нарушений. Патология сопровождается повышенной утомляемостью и плохой координацией, развивается после поражения коры мозговых полушарий;
  • лобная недостаточность, как осложнение дебильности, приводит к тому, что у ребенка становятся вялыми руки. Он вообще не способен ориентироваться в пространстве, а его поведение становится немотивированным;
  • психопатные поведенческие формы приводят к тому, что возникает недоразвитие всех личностных качеств. Это наиболее тяжелая форма патологии.

Дети с дебильностью способны к обучению в обычной школе, но при этом используются вспомогательные программы и специальные методики. В ходе коррекционных и образовательных занятий дети способны научиться считать, писать и читать, а также они усваивают простейУ ребенка были выявлены нарушения умственного развитияшие знания об окружающем мире и приобретают простейшие трудовые навыки.

Умеренная и тяжелая форма или имбецильность

При умеренном поражении головного мозга развивается имбецильность. Этот диагноз подразумевает, что ребенок способен понять обращенную к нему речь, сам обладает относительно развитыми речевыми навыками, может научиться выполнять несложные автоматические действия после длительного обучения.

У имбецилов нарушена поведенческая сфера, внимание довольно неустойчивое. Такие дети очень сложно поддаются обучению, поскольку не понимают смысла своей работы и полностью безразличны к ее результатам. Они обычно очень привязаны к своим воспитателям.

Своевременная коррекция при имбецильности позволит детям овладеть такими навыками:

  1. Несложные трудовые операции.
  2. Способность к самообслуживанию, но в меру способностей конкретного ребенка.
  3. Ориентация в быту.
  4. Основы правильного поведения.

У ребенка были выявлены нарушения умственного развитияВ процессе коррекционной работы с такими детьми особе внимание уделяется развитию у них психических функций и познавательной деятельности. Имбецилы признаются недееспособными, процесс их обучения осуществляется в специализированных детских домах.

Глубокая степень или идиотия

Идиотия является наиболее тяжелой формой патологии. Ребенок не в состоянии осмыслить окружающий его мир, речевые функции весьма ограничены. Сильно нарушена координация движений, поведенческие и эмоциональные расстройства, также нарушена моторика. Все желания таких детей направлены лишь на удовлетворение потребностей, обусловленных физиологией человека.

В свою очередь, идиотия делится на три вида:

  • глубокие идиоты, их также могут называть полными и лежачими. У таких детей отсутствуют ощущения, их поведение сродни поведению животных, раздражители могут вызвать неадекватную реакцию. Не способны к самообслуживанию;
  • типичные идиоты имеют более выраженные инстинкты. Для того чтобы иметь возможность удовлетворять свои потребности, такие дети даже могут произносить несколько звуков, но больше этого речь не развивается;
  • речевые идиоты способны произносить некоторые слова, у них присутствует реакция на окружающих людей и мир, но познавательной деятельности у них нет. Особенностью этого состояния является низкая координация и неуверенные движения.У ребенка были выявлены нарушения умственного развития

Дети с таким диагнозом признаются недееспособными, они не обучаемы. Усилия специалистов обычно бывают направлены на то, чтобы идиоты смогли приобрести простейшие навык самообслуживания. Процесс коррекции этого состояния производится в условиях специализированных детских интернатов.

Причины

Выше уже упоминались некоторые причины нарушений, которые приводят к отставанию ребенка в интеллектуальном развитии. Это различные травмы и осложнения во время родов, воздействие на плод токсичных веществ или возбудителей инфекционных заболеваний. Однако больше половины случаев обусловлены генетическими причинами.

Некоторые хромосомные аномалии приводят к нарушению дозового баланса генов, также может возникать дисфункция отдельных генов. На сегодняшний день выявлено более 1000 генов, мутации которых могут привести к развитию различных видов отставания в интеллектуальном развитии.

Обучение и воспитание

У ребенка были выявлены нарушения умственного развитияСпособными к обучению являются дети с такой формой задержки интеллектуального развития, как дебильность. Такие дети могут посещать обычные школы, но их обучение ведется по вспомогательным программам. Но не стоит оценивать их по количеству полученных знаний, намного важнее научить отстающего ребенка навыкам, которые помогут ему в дальнейшем. Если он будет расти в любви при поддержке близких людей, то он сможет научиться выполнять простейшие трудовые операции, и выполнять их он будет с удовольствием.

Читайте также:  Шарики для развития рук ребенка

Умственная отсталость не излечивается, такие люди на всю жизнь останутся добродушными детьми, которые не умеют врать. Они хорошо обучаются рукоделию, с удовольствием помогают по хозяйству. Если близкие будут с ними постоянно разговаривать, читать им познавательные книги и показывать развивающие телепередачи, то человек с умственной отсталостью будет развиваться. Отсутствие такой поддержки приводит к неизбежной деградации и утрате приобретенных навыков.

Источник

Термин “умственная отсталость” обозначает психическое недоразвитие.

Медицинские работники это заболевание называют олигофренией.

Внутриутробно у плода возникают нарушения развития головного мозга. Поврежденный мозг не может функционировать нормально, возникает нарушение психического развития.

В результате недоразвития у детей снижена память, нарушено внимание, интеллект не соответствует возрасту. Они не могут развиваться наравне с полноценными детьми.

Что является причиной олигофрении?

Наиболее часто встречается:

  • Перенесенная интоксикация беременной женщиной. Часто после перенесенных сифилиса, герпеса, токсоплазмоза. Это может быть и банальная инфекция: острая респираторная вирусная инфекция.
  • Резус — отрицательная кровь у беременной, приведшая к резус — конфликту с кровью ребенка. Важно следить за анализами, иначе происходят необратимые процессы, ребенок может погибнуть.
  • Наличие у матери паразитов которые попали в плод.
  • Дистрофические нарушения у будущей матери.
  • Воспаление головного мозга у ребенка.
  • Травма плода в родах.
  • Серьезные психические и физические травмы малютки в первый месяц после рождения.
  • Неблагоприятная экология.
  • Обменные нарушения у матери.
  • Употребление будущей мамой психоактивных веществ (наркотики, крепкие напитки, курение).
  • Неполноценное питание ребенка сразу после рождения.
  • Наследственность составляет 70% от всех указанных причин. Это нарушения в строении генов и хромосом.

Как определить умственную отсталость?

У больных детей наблюдаются речевые нарушения и эмоциональные проблемы.

Малыши с умственной отсталостью отличаются многими признаками и изменениями.

Вот что может быть заметно сразу после родов:

  1. Строение черепа и туловища с множеством отклонений от нормы.
  2. Есть значительные изменения со стороны внутренних органов.
  3. Наличие наследственного заболевания фенилкетонурия. От ребенка и его мочи исходит запах кислым. Бледные кожные покровы, могут наблюдаться приступы судорог, снижен мышечный тонус, отсутствует реакция новорожденного.

Ближе к году клинические проявления становятся наиболее заметными. Дети не могут держать голову. У такого малыша нет детского лепета, речь не развивается. Отсутствует интерес к окружающему, не могут отличить родные лица.

Наблюдается отставание в физическом развитии. Мышечная слабость настолько выражена, что малыши не в состоянии ползать, у них не получается сесть, встать они не могут.

Специалисты утверждают, что сначала появляются ранние симптомы болезни, в дальнейшем развивается тяжелая патология в развитии ребенка.

При обследовании больных детей невропатологом обнаружены органические изменения в развитии головного мозга: детский церебральный паралич и гидроцефалия.

Наблюдение больных детей

Как только родители выявили нарушения в развитии у своего ребенка, то сразу надо обратиться к врачу.

Лечение начинают с того время, когда были выявлены патологические симптомы.

Не надо отчаиваться! Дети должны наблюдаться и лечиться у специалистов, и тогда им можно обеспечить достаточно комфортную жизнь.

Понравилась статья? Палец вверх! Хотите узнавать о наших новых материалах первыми? Подпишитесь!

ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:

Если родился недоношенный ребёнок…

7 скачков развития в первый год жизни: по неделям!

Новорождённый в доме! Как устроиться в комнате втроем?

НАБОРЫ ДЛЯ НОВОРОЖДЕННЫХ: отличное приобретение для будущих родителей (а также идеальный ПОДАРОК на рождение ребенка!)

Готовые детские наборы игрушек в дорогу, на прогулку и для игр вне дома (а также в подарок!) по выгодной цене от бренда «Ребёнок Занят»: можно заказать на сайте>>> www.busybag.ru (подбор по возрасту и полу, разные форматы) — спасут карапуза от скуки и пригодятся не один раз!

В профиле есть ссылки на наш сайт и аккаунты в соцсетях (Instagram, Facebook и ВКонтакте).

Источник