Творчество ребенка 5 лет

Ольга Волкова
Консультация для родителей «Доступные виды детского творчества для детей 5–6 лет»

Размышляя о будущем своего ребенка, все родители строят планы и хотят, чтобы их дети выросли гениями.

Самый простой и доступный способ развития детских способностей – это занятия творчеством.

Детское творчество это особый мир, где ребенок познает себя, свои возможности, окружающий мир и может выразить свое отношение к нему. Еще не умея полностью управлять своими мыслями и речью, для того, чтобы четко сформулировать свои желания и потребности, ребенок может выразить это с помощью своего творчества. Рисунки, аппликации и другие детские поделки могут многое рассказать о ваших детях, что тревожит его, что ему нравится, как он ощущает себя в этом мире. Творчество ребенка – это отображение его внутреннего мира.

Никто не знает, каковы его силы, пока их не использует.

И. Гёте

Родители должны именно заниматься с ребенком творчеством, а не просто дать бумагу, карандаши или другие принадлежности, для того чтобы ребенок гармонично развивался. Не страшно, если мама или папа не художник, или не скульптор. Главное, что, занимаясь дома вместе с ребенком рисованием, лепкой, аппликацией или другим творчеством родители, должны помочь ребенку понять и раскрыть его творческие способности.

Родители должны научить ребенка умению общаться, умению думать, умению учиться, умению видеть, слышать, удивляться, ощущать, фантазировать, проявлять любопытство. Такие занятия и знания будут важной основой для дальнейшего творческого роста ребенка, при этом нужно помнить, что творчеством нужно заниматься не от случая к случаю, а постоянно и не требовать от ребенка сразу больших и серьезных результатов.

Для деток от 5 лет доступны более кропотливые техники.Вот несколько из них:

Бумагопластика по виду творчества очень похожа на скульптуру. Но, в бумагопластике все изделия внутри пусты, все изделия — оболочки изображаемого предмета. А скульптуре идёт наращивание объёма дополнительными элементами, либо убирается (отсекается) лишнее.

.

Оригами (с яп. букв.: «сложенная бумага») — древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в древний Китай, где и была открыта бумага.

Декупаж – это искусство декора предметов, посредством наклеивания деталей изображения на предмет.

Квиллинг – вид творчества, искусство композиции из спиралевидных полосок, скрученных в разнообразные формы. Эта техника не требует затратности на материалы, ведь заготовки вы можете сделать и у себя дома. Для этого понадобятся цветная бумага, ножницы, клей, и зубочистка

Папье-маше (фр. papier-mch «жёванная бумага») — легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси волокнистых материалов (бумаги, картона) с клеящими веществами, крахмалом. Из папье-маше делают муляжи, маски, учебные пособия, игрушки.

Бисероплетение – техника создания украшений, предметов декора и игрушек из бисера.

Макраме (от арабск. — тесьма, бахрома, кружево или от турецк. — шарф или салфетка с бахромой) — техника узелкового плетения.

Техника этого узелкового плетения известна ещё с древности.

Батик — ручная роспись по ткани

Роспись предметов, основы витража — тоже весьма занятное дело для деток,только нужно будет подготовиться заранее: приобрести специальные краски и приобрести гипсовую, глиняную либо деревянную заготовку.

Выдувание – техника, основанная на выдувании краски через трубочку (на лист бумаги)

Граттаж (от французского gratter — скрести, царапать) — техника царапанья.

Рисунок выделяется путем процарапывания пером или острым инструментом по бумаге или картону, залитых тушью

Мозаика — одно из самых древних искусств. Это способ создания изображения из маленьких элементов. Собирание мозаики очень важно для психического развития ребенка.

Может быть из разных материалов: бутылочные крышки, бусины, пуговицы, пластмассовые фишки, деревянные спилы веточек или спички, магнитные кусочки, стекляшки, керамические кусочки, мелкие камешки, ракушки, термо-мозаика, тетрис-мозаика, монетки, кусочки ткани или бумаги, зёрно, крупа, семена клёна, макароны, любой природный материал (чешуйки шишек, хвоя, арбузные и дынные семечки)

Монотипия (от греческого monos — один, единый и tupos — отпечаток) — одной из простейших графических техник.

По гладкой поверхности стекла или толстой глянцевой бумаге (она не должна пропускать воду) — делается рисунок гуашевой краской или красками. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении.

Печать.

Виды:

— Печатание при помощи губки. Штамп (штамповка). В качестве исходного материала для штамповки при помощи печать-клише обычно используют деревяшку, чтобы её было удобно взять в руку

Рисование отпечатками листьев. Собрав различные опавшие листья, намажьте каждый листочек гуашью со стороны прожилок. Бумага, на которой Вы собираетесь оставить оттиск, может быть цветной или белой. Прижмите лист окрашенной стороной к листу бумаги аккуратно снимите его, взяв за «хвостик» (черешок). Этот процесс можно повторять раз за разом. И вот, дорисовав детали, у Вас уже летает над цветком бабочка.

Аппликация из пластилина — пластилинография — новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полу объемных объектов на горизонтальной поверхности. По сути своей, это редко встречающийся, очень выразительный вид «живописи.

Обрывная аппликация — один из видов многогранной техники аппликация. Всё просто и доступно, как в выкладывании мозаики. Основа — лист картона, материал — разорванный на кусочки лист цветной бумаги (несколько цветов, инструмент — клей и ваши руки.

Коллаж — творческий жанр, когда произведение создаётся из вырезанных самых разнообразных изображений, наклеенных на бумагу, холст или в цифровом варианте. Происходит от фр. papier colle — наклеенная бумага. Очень быстро это понятие стало употребляться в расширенном значении — смесь различных элементов, яркое и выразительное сообщение из обрывков других текстов, фрагменты, собранные на одной плоскости.

Читайте также:  Куда водить ребенка в 5 лет на танцы

Коллаж может быть дорисованным любыми другими средствами — тушью, акварелью и т. д.

Мыловарение. В качестве сырья для получения основного компонента мыла могут использоваться животные и растительные жиры, жирозаменители (синтетические жирные кислоты, канифоль, нафтеновые кислоты, талловое масло).

Творите, выдумывайте все в ваших руках. Главное о чем нужно помнить всегда — Ваш ребенок это Ваше будущее и каким он вырастет все зависит прежде всего от Вас дорогие родители, потому что именно Вы являетесь для ребенка эталоном подражания.

Источник

Анастасия Андрианова
Развитие творческих способностей у детей 5–6 лет при помощи нетрадиционных видов деятельности

Воспитатель: Андрианова Анастасия Владимировна

«Развитие творческих способностей у детей 5-6 лет при помощи нетрадиционных видов деятельности».

«Творчество – особый вид деятельности, оно в самом себе несет удовлетворение» (У. С. Моэм)

Изобразительная деятельность всегда интересна и увлекательна для детей.

Дети имеют возможность передать свои впечатления об окружающем мире с помощью карандаша, красок, комка глины, бумаги. Этот процесс вызывает у них чувство радости, удивления.

На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией дети учатся бережно относиться к художественным материалам, у них формируются навыки культуры, трудовой деятельности.

У детей развивается художественное восприятие произведений изобразительного искусства, это помогает им эмоционально откликаться на воздействие художественного образа, понимать содержание произведений. Формируется у детей представление о видах изобразительного искусства и народного творчества. Федеральный государственный стандарт тоже направлен на художественно – эстетическое развитие, на реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (1.6).

Актуальность темы.

Я считаю, что данная тема актуальна. Рисуя, вырезая и наклеивая, ребенок создает субъективно новое, новое для себя. В процессе данной деятельности у него развивается усидчивость, аккуратность, терпение, формируется абстрактное мышление, умение концентрировать внимание, а также развитие мелкой моторики и координации движения рук. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие личности ребёнка.

Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Такие творческие занятия способствуют развитию детской художественной одаренности, воображения, художественного вкуса и мышления. Использование нетрадиционных приемов и техник также способствует развитию познавательной деятельности и творческой активности.

Наблюдая за детьми в старшей группе в процессе совместной творческой деятельности, я заметила, что у многих детей плохо развита мелкая моторика рук, дети плохо владеют карандашами, ножницами. Дети не умеют передавать свои впечатления в рисунках, лепке, плохо ориентируются на листе бумаги. Процесс художественной деятельности в основном подражательный, так как плохо развито воображение и логическое мышление у детей. Это обусловлено тем, что дети приходят в детский сад в 5 лет.

Проанализировав проблему, я поставила для себя следующую цель.

Цель: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»

Задачи:

1. Развивать мелкую моторику, тактильное восприятие.

2. Обогащать знания и представления детей о предметах, материалах, их свойствах, способах их применения.

3. Развивать детское творчество, наглядно — образное мышление, творческое воображение и художественный вкус.

4. Развивать изобразительные навыки и умения, эстетическое

восприятие, эмоциональную отзывчивость.

5. Научить совместной работе детей в коллективе.

6. Воспитывать уверенность, самостоятельность, инициативность в продуктивной художественной деятельности.

1 ЭТАП.

В начале учебного года в старшей группе я провела диагностику с целью выявления уровня развития творческих способностей детей. В исследовании принимало участие 20 детей.

Для определения уровня творческих способностей, за основу взята методика Т. С. Комаровой, которая была частично адаптирована, а именно добавила критерий «Использование нетрадиционных материалов«, потому что использование их в работе говорит о внутренней свободе, которая влечёт за собой творческую раскрепощённость и развитие самого творчества.

В процессе проведения диагностики использовались разные приёмы: индивидуальные беседы, наблюдения, творческие задания, анализ продукта деятельности. Анализ результатов диагностических исследований позволил определить уровень развития творческих способностей дошкольников.

Обработка результатов диагностики показала: высокий уровень — 15%, средний- 45%, низкий- 40%.

2. Параллельно с диагностикой детей вела анкетирование родителей, анализ которого помог определить, какой процент родителей понимает значение творчества для общего развития ребёнка, уровень готовности к взаимодействию с ДОУ и существует ли потребность в консультативной помощи. В памятках (буклетах) предлагала советы родителям по развитию творческих способностей старших дошкольников.Для вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс проводились такие мероприятия как: выставка совместного творчества детей с родителями, творческий конкурс и др.

На данном этапе я хотела обобщить, систематизировать результаты диагностики. А также помочь понять родителям, что развитие детского творчества и мелкой моторики рук поможет ребёнку при подготовке к школе.

2 ЭТАП.

1. Для успешной реализации работы в данном направлении была создана развивающая предметно-пространственная среда. Организован центр изотворчества, который предусматривает наличие различных предметов и материалов для детского творчества: бумага разного цвета, краски, кисти тонкие и толстые, картон, шаблоны и трафареты, стаканчики, салфетки, свечи, сухие листья, ватные диски, различные виды крупы, пластилин и т. д. Оформлена выставка детских работ, позволяющая продемонстрировать свои успехи в творческой деятельности.

2. Следующим шагом было знакомство с нетрадиционными техниками изодеятельности,а именно:

техника «Оттиск» — привлекает детей процессом печатания, угадывания того, что получится в результате оттиска разнообразных материалов. Мы использовали природный материал – сухие листья.

техника рисование «Манкой», — развиваем мелкую моторику рук и др.

пластилинография- развить гибкость, координацию, мелкую моторику пальцев рук (что очень способствует развитию речи).

Читайте также:  Елка своими руками ребенка 5 лет

Аппликация в технике плетения из бумаги – способствует развитию эстетического вкуса, творческих способностей, фантазии, воображения, мелкой моторики рук, глазомеру;

Техника рисования «Свеча + акварель»способствует развитию памяти, вниманию, мелкой моторики;

Техника «поделки из бумажных модулей» — что способствует развитию логического мышления.

3. Дети знакомились с художественной литературой, слушали рассказы.Знакомились с произведениями живописи: И. Шишкин «За грибами», И. Левитан «Золотая осень», И. И. Шишкин «Зимний лес», Грабарь «Зимняя рябина», О. Рыжиков «Снегири» и т. д., что способствует восприятию и пониманию детьми произведений искусства. Использование на занятиях ИКТ-технологии помогло мне разбудить интерес детей, разнообразить и удержать их внимание. Использование мультимедийной презентаций позволило сделать занятие эмоционально окрашенными, интересными, что послужило прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, способствующим хорошей результативности занятия.

Работая на данном этапе, я хотела увлечь детей художественным творчеством, окунуть их в мир искусства, закрепить знания детей о нетрадиционных техниках изодеятельности. Сделать упор на мелкую моторику и развития творчества.

3 ЭТАП.

Работа на данном этапе велась в течение всего года. Я попробовала вовлечь родителей принять активное участие в совместной деятельности, поспособствовать эмоциональному сближению родителей и ребёнка посредством изодеятельности. А также научить детей работать в паре, небольшой подгруппой. Воспитывала умение договариваться друг с другом во время работы, доводить замысел до конца.

1. Была проделана коллективная работа детей на тему «Зима в лесу».

С использование техники рисование крупой.

2. Выставка работ в родительском уголке на тему «Весенний букет», работы принимались из разного вида бумаги и в разных техниках.

3. Совместная деятельность родителей и детей на тему «Символ года», с использованием техники рисование крупой.

4. Делали поделки мама и папам на праздники.

5. Участвовали всероссийском конкурсе на тему «Просторы космоса»

Родители с удовольствием принимали активное участие в изготовлении поделок, рисунков на конкурс и т. д.

Работой на данном этапе я хотела заинтересовать и детей и родителей нетрадиционным художественным творчеством, способствовать эмоциональному сближению детей и родителей.

4 ЭТАП.

1. Работу на данном этапе я построила как диагностирующую.

Используя в конце года туже методику Т. С. Комаровой «Использование нетрадиционных материалов» я увидела у детейнеплохую положительную динамику: высокий уровень – 25%, средний – 60%, низкий – 15%. А самое главное я увидела интерес детей к художественному творчеству, желание мастерить и творить своими руками.

2. Получила положительную оценку своей работы со стороны родителей и пожелание продолжить её в следующем году.

3. Провела с детьми вечер досуга «Самоделки» — где мы открыли творческую мастерскую и дети по желанию из разных материалов (бумаги, манки, природного материала и т. д.) изготовили поделки для групповой выставки.

Проведение всей этой работы показало, что у детей появился устойчивый интерес к изобразительной деятельности, появилось эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира. Дети стали самостоятельно замечать красивое, необычное, яркое, и применять приобретённые изобразительные навыки и умения в рисовании, лепке, аппликации используя при этом нетрадиционную технику изодеятельности. Дети легко рисуют с натуры, передают форму, величину, цвет в рисунке, ритм, цветовые сочетания в декоративном узоре, пластичность в лепке, выразительность силуэта в аппликации. Они умеют планировать будущий рисунок, осуществлять самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. Они стремятся достичь качественных результатов, что говорит об их настойчивости, способности к преодолению трудностей. Большой интерес вызывает коллективное творчество, они проявляют умение сотрудничать, договариваться.

Углубились знания детей о скульптуре малых форм, при этом дети сами выбирают средства выразительности. Предметное и сюжетное и нетрадиционное рисование выступает как самостоятельная деятельность.

Дети научились определять жанры искусства – живопись, скульптура, мелкая пластикам, декоративно – прикладное искусство. У детей имеется уже свой интерес, предпочтение при выборе картины, иллюстрации, народной игрушки, чётко проявляются наглядные и словесные методы в процессе рассматривания, обследования формы предмета перед его изображением.

Дети освоили творческие способности, необходимые им для последующего обучения изобразительному искусству в школе.

В процессе данной деятельности у них выработалась усидчивость, аккуратность, терпение, сформировалось абстрактное мышление, умение концентрировать внимание, а также хорошо развита мелкая моторика и координация движения рук.

Работу по данной теме планирую продолжить в подготовительной к школе группе. Я считаю, что это поможет детям при письме. Восприятии и понимании произведений искусства и художественного творчества.

Трансляцию своего опыта по данной теме планирую провести в форме мастер – класса с педагогами ДОУ.

Источник

Наталья Алимова
Консультация «Развитие творческой деятельности детей 5–6 лет»

Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других.

Детское художественное творчество -деятельность ребёнка, проявляющаяся в виде импровизаций и создания рисунков, вышивок, лепных поделок, художественных композиций, аппликаций, литературных произведений и пр. ДТ в области искусства способствует художественному образованию и развитию эстетического вкуса у ребёнка.

Изобразительное детское творчество является самым массовым среди детей дошкольного возраста. Оно создает основу полноценного и содержательного общения ребёнка со взрослыми, положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, отвлекая их от грусти, страхов и печальных событий.

В каком же возрасте необходимо начинать развитие творческих способностей ребенка?

Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста.

Читайте также:  Норма имт у ребенка 5 лет

Если говорить о конкретных способностях, которые лежат в основе различных видов творческой деятельности ребенка, то самой ранней по развитию является музыкальная способность. Многие ученые сходятся к мнению, что она начинает развиваться еще в утробе матери. Когда мама слушает музыку, она испытывает определенные эмоции, которые передаются ребенку, именно это позволяет в дальнейшем реагировать эмоционально на ту или иную музыку. Именно эмоциональная окрашенность музыки заставляет ребенка еще не осознанно двигаться в такт мелодии, или засыпать под мелодичную, спокойную музыку. Благодаря этому в дальнейшем у ребенка развивается чувства музыкального ритма, такта и музыкальный слух.

Позднее развивается изобразительное творчество (1, 5 года). Это связано со способностью ребенка держать карандаш, кисточку, уметь передавать увиденные образы. А в 4-5 лет ребёнок начинает изображать узнаваемые предметы.

Самым поздним в своем формировании являются техническое детское творчество. Это связано с тем, что дети накапливают определенный опыт, позволяющий им экспериментировать, преображать и создавать что-то новое. Хотя основа к данному виду творчества лежит в тот период, когда ребенок берет в руки кубики и конструктор. Пытается создать из них что-то свое.

Как развивать творческие способности ребенка.

Творческие способности имеют свои составляющие. Это свойства личности, позволяющие смотреть на этот мир с новой точки зрения, отойдя от стандартного мышления. Это те способности, которые лежат в основе творческого мышления. Учитывая их, психологи определи или выделили основные направления в развитии творческих способностей детей:

Развитие воображения. Воображение — способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими. Развивается во время игры когда ребенок представляет предметы которыми играет (берет кубик и говорит, что это — стол, а может — это чашка).

Развитие качеств мышления, которые формируют креативность. Креативность (от англ. create — создавать, творить) — способность принимать и создавать принципиально новые идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления. На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка — способность решать задачи, используя предметы и обстоятельства необычным образом. Или умение видеть в одном предмете другой.

Можно развивать, не используя специального оборудования. Посмотри на облака, на что они похожи. Найти необычную веточку и тоже придумать, на что она может быть похожа. Нарисовать круг, пусть ребенок что-то дорисует, чтобы получился предмет, или просто назовет, на что это может быть похоже.

Условия успешного развития творческих способностей.

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Выделяют шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей.

1. Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.

2. Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно, заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.

Как создавать развивающую среду. Когда мы хотим обучить ребенка читать, мы покупаем кубики с буквами, вешаем буквы на предметы чтобы он их хорошо запомнил. Также чтобы ребенок рисовал, ему нужно место и условия, где он сможет это делать свободно, не испортив вещи. Дать ему возможность работать с различными материалами – пластилин, массы для лепки, краски, карандаши и т. п.

3. Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малыш вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч. Родители не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам.

4. Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т. д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

5. Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь — не превращать свободу во вседозволенность, а помощь — в подсказку. К сожалению, подсказка — распространенный среди родителей способ «помощи» детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.

Дорогие педагоги, желаем вам удачи и творческих успехов!

Источник