Творчество как основа для развития личности ребенка

Что такое творчество вообще? Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других. Это один из способов интеллектуального и эмоционального развития ребёнка.

Сегодня родители делают большую ставку на интеллектуальное развитие ребенка, причем не важно, в каком возрасте. Мы частенько забываем о том, что ребёнку помимо математики, чтения и письма нужны ещё и другие занятия. Это занятия спортом, музыкой и рисованием.

От занятий творчеством ребёнок получает большую пользу. В детском возрасте очень важно развивать воображение и фантазию. Занятия творчеством развивают память, мышление, мелкую моторику рук. Ребёнок, занимаясь каким-нибудь видом творчества, думает, сравнивает, воображает, фантазирует. И учится видеть конечный результат.

Например: в процессе рисования, лепки, аппликации ребёнок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребёнок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем мире; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.

Психологи выделяют следующие виды детского творчества: художественное, включающее в себя изобразительное и литературное творчество, техническое и музыкальное.

Художественное творчество.

Детское художественное творчество — деятельность ребёнка, проявляющаяся в виде импровизаций и создания рисунков, вышивок, лепных поделок, художественных композиций, аппликаций, литературных произведений и пр. Детское творчество в области искусства способствует художественному образованию и развитию эстетического вкуса у ребёнка. В раннем возрасте художественное детское творчество отличает импровизированный характер. Однако это не исключает участие и контроль взрослых за данным процессом. В детстве и юности ребёнок проходит последовательную смену интересов (так называемые, периоды актуальности) к изобразительной, танцевально -драматической, музыкальной и литературной деятельности.

Изобразительное детское творчество.

Изобразительное детское творчество является самым массовым среди детей младшего возраста. В 4 года ребёнок начинает изображать узнаваемые предметы, в 9-10 лет рисунок представляет собой осмысленный рассказ с игровым сюжетом. Изобразительное детское творчество в подростковом возрасте достигает пика развития и формирует полноценное восприятие подростка мирового художественного наследия и профессионального искусства. Изобразительное детское творчество создаёт основу полноценного и содержательного общения ребёнка со взрослыми, положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, отвлекая их от грусти, страхов и печальных событий.

Литературное детское творчество.

Первые элементы литературного детского творчества появляются у ребёнка в возрасте 1-3 лет, когда он учится говорить, манипулировать звуками и использовать слова в разных сочетаниях. В этот период литературное детское творчество является частью игры и его сложно отделить от других видов: ребёнок одновременно рисует, сочиняет изображённую историю, напевает и пританцовывает. Постепенно литературное творчество у детей приобретает выраженное направление (поэзия, проза), приходит понимание социальной ценности литературного произведения, а также значимости процесса его создания. Более массовый характер литературное детское творчество приобретает в период обучения в школе, когда дети пишут сочинения, эссе, очерки и рассказы.

Техническое детское творчество.

Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности. Техническое детское творчество — это конструирование приборов, моделей, механизмов и других технических объектов на уроках труда и на внеклассных занятиях (кружки, курсы, центры детского и юношеского творчества). Процесс технического детского творчества условно делят на 4 этапа:

  1. постановка задачи
  2. сбор и изучение информации
  3. поиск решения задачи
  4. реализация решения

В дошкольном возрасте техническое детское творчество сводится к моделированию простейших механизмов, школьники средней школы проявляют интерес к проектированию более сложных моделей и экспериментам учебного характера.

Музыкальное детское творчество.

Музыкальное детское творчество является одним из методов музыкального воспитания детей и проявляется в изучении музыкальных произведений композиторов. Детское музыкальное творчество, как правило, не имеет ценности для окружающих, но оно важно для самого ребёнка. Музыкальное детское творчество — это синтетическая деятельность, проявляющаяся в разных видах: игра на музыкальных инструментах, ритмика, пение. Элементы музыкального детского творчества проявляются одними из первых, когда у ребёнка появляется способность к движениям под музыку. Благодаря этому, у ребёнка развивается зрительно-пространственная координация, музыкальный слух и моторика. Ребёнок учится управлять телом и овладевает танцевальными движениями.

Влияние детского творчества на развитие личности ребёнка.

Важной особенностью детского творчества является то, что основное внимание уделяется самому процессу, а не его результату. То есть важна сама творческая деятельность и создание чего-то нового. Вопрос ценности созданного ребёнком произведения искусства отступает на второй план. Однако дети испытывают большой душевный подъём, если взрослые отмечают оригинальность и самобытность творческой работы ребёнка. Детское творчество неразрывно связано с игрой, и, порой, между процессом творчества и игрой нет границы. Творчество является обязательным элементом гармоничного развития личности ребёнка, в младшем возрасте необходимое, в первую очередь, для саморазвития. По мере взросления, творчество может стать основной деятельностью ребёнка.

Я считаю, что творческий потенциал заложен в каждом ребёнке. Важно его выявить и развивать.

Пусть ваши дети будут творцами! Удачи им в любом виде творчества!

Источник

Краткий план работы:

  1. Введение
  2. Значение детского творчества для развития личности ребенка
  3. Заключение
  4. Список литературы

Введение

 «Истоки творческих способностей и дарования детей 

 – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут 

 тончайшие ручейки, которые питают источник творческой 

 мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в 

  движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с 
орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для 
этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие 
руки с природой в духовную жизнь ребёнка. Другими словами, 
чем больше мастерства и творчества в детской руке, тем умнее 
ребёнок». 

 В.А. Сухомлинский. 

Дети, это самое прекрасное, что есть в жизни каждого человека. 
Большинство родителей недооценивают роль творчества в развитии ребёнка. Без занятий творчеством становится невозможным полноценное развитие малыша. 

Эстетическое развитие ребёнка, формирование базиса его личностной культуры не может осуществляться без привлечения детей к занятиям изобразительной деятельности. Развитие творчества детей и формирование изобразительных умений и навыков, способствуют формированию у них интереса к природе, красивым предметам быта, декоративно-прикладного и изобразительного искусства. 

В.А. Сухомлинский писал, «что ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть же перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка». Важно развить интерес, желание у ребёнка творить красоту, открывать для себя окружающий мир через художественную деятельность, сформировать положительную мотивацию к творчеству, пробудить радость общения с искусством, жажду к изобразительной и декоративной деятельности. Такой подход позволит ребёнку другими глазами взглянуть на окружающий мир, раскрыть себя, обогатить свой внутренний мир, раскрыв индивидуальные способности. 

Читайте также:  Таблиц развития ребенка по месяцам

Значение детского творчества для развития личности ребенка

Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее, создание нового, ценного, притом не только для творца, но и для других людей. Великий советский психолог Л.С. Выготский говорил, что «в окружающей нас действительности творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чём заключена хоть толика нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека».

Неразрывно с понятием творчества связано понятие творческая личность. Очевидно, что, имея цель воспитания творческой личности, педагоги и родители должны иметь представление о том, что же это такое «творческая личность», знать о ее особенностях и закономерностях.

Прежде всего, говоря о творческих характеристиках человека, выделяют следующие: творческая инициатива, критичность, открытость опыту, чувство нового, способность видеть и ставить проблемы, оригинальность, энергичность, независимость, работоспособность, внутренняя зрелость, высокая самооценка.

Кроме того, важно присутствие в личности для того, чтобы ее можно было назвать творческой таких качеств, как возвышенность, сдержанность, устойчивость, целеустремленность, свободолюбие, чувство успешности, самостоятельность,  креативное самопроявление. Иными словами, творческая личность должна обладать с одной стороны такими качествами, как устойчивость, высокий уровень нравственного развития, независимость суждений, ответственность, сила воли, кругозор, с другой стороны — гибкость, способность к созданию нового, критичность, воображение, эмоциональность, чувство юмора.

Для развития высокого уровня творческих способностей (креативности) необходим такой уровень умственного развития, который был бы несколько выше среднего. Без определенного объема знаний, без хорошей интеллектуальной основы высокая креативность развиваться не может. Однако, после достижения определенного уровня развития интеллекта, дальнейшее его возрастание никак не сказывается на развитии творческих способностей. Известно, что люди энциклопедических знаний редко обладают высоким творческим потенциалом. Возможно, это связано со склонностью к упорядочиванию и накоплению знаний, готовых фактов. А для спонтанного творчества иногда важно абстрагироваться оттого, что уже известно.

Современная педагогика опирается на тезис о том, что задатки способностей к творчеству присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Задача педагогов — раскрыть эти способности, развить их.

В творчестве, перед творческой личностью всегда стоит проблема выбора из нескольких возможностей. Важнейшим условием выбора, а значит и условием развития творческого потенциала ребенка является свобода личности. Обладая свободой выбора цели, средств и способов деятельности, личность получает возможность многообразно взаимодействовать с объектами внешнего мира, что влечёт за собой создание множества образов и их комбинаций. Ребенку следует предоставлять возможность выбора, учить осознанному выбору, помогать, но не навязывать, учить его, прислушиваясь, идти от себя. И очень важным здесь является воображение ребенка, которому необходим свободный выход.

Воображение — психический процесс, выражающийся в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта, в создании образов, которые соответствуют описанию объекта. Важнейшая задача воображения заключается в том, чтобы представить результат труда до его начала, тем самым, ориентируя человека в процессе деятельности. Для воспитания воображения важную роль играют художественное, научное и изобретательское, техническое творчество, а равно спорт, который развивает воображение в процессе представления результата единоборства, важны также самообразование и общественно-полезная работа. Все виды творчества реализуются в процессе деятельности.

Главным фактором воспитания творческой личности является воспитание мотивации. Лучше получается то, что делать хочется, что делать интересно. Необходимо выделить мотив, т. е. ради чего совершается деятельность. Учитель, не умеющий проникнуть в мотивы деятельности ребенка, работает по существу вслепую. Мотив — основа формирования необходимых качеств личности.

Доказано, что на развитие творческих способностей ребенка, усиливая мотив деятельности и дисциплинируя, значительное влияние оказывает коллективная творческая деятельность.

Основным фактором воспитания является пример, среда. Поэтому сложно переоценить роль окружения ребенка, роль значимых других. Это, прежде всего «учитель» (воспитатель в детском саду), как организатор и руководитель педагогического процесса. Нет сомнений, что огромную роль в воспитании творческой личности ребенка играет творческий потенциал педагога и условия организации его работы. Воспитание творческой личности предполагает и наличие педагогического творчества. Творческую личность может вырастить только творческий педагог. То есть необходимо создать специальные условия, которые способствовали бы полноценному развитию творческой личности ребенка. Для этого нужно в педагогической практике применять методы и приемы, которые мотивируют учащихся на творчество, развивают у них мышление, воображение, эмоции.

Особая роль в формировании творческой личности ребёнка у семьи, а равно у среды, в которой находится сама семья. Дети и родители находятся в постоянном поиске, современная семья имеет огромный интеллектуальный потенциал, а задача педагога — привлечь и умело использовать его при организации свободного времени детей, заполняя досуг полезными как для здоровья, так и для ума делами. Какую сторону развития ребёнка мы бы не взяли, всегда решающую роль играет семья. Семья отвечает за физическое и эмоциональное развитие ребёнка, играет ведущую роль в умственном развитии ребёнка, влияет на отношение детей к учёбе и во многом определяет её успешность. Образовательный уровень семьи, интересы её членов сказывается на интеллектуальном развитии человека, на том какие пласты культуры он усваивает. Семья имеет огромное значение в овладении человеком социальными нормами, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, определяющие стиль его жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения. Семья играет большую роль в развитии человека в связи с тем, что её одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на социальных притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных жизненных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях. Важное место в воспитании творческой личности ребенка играют благоприятные условия для саморазвития.

Таким образом, очевидно, что основными условиями воспитания творческой личности являются:

  • ориентация образовательного процесса на воспитание творческой личности;
  • раннее выявление творческих способностей и их направленности;
  • формирование мотивации к творческой деятельности;
  • нравственная и творческая целенаправленность воспитательного процесса;
  • создание благоприятного творческого микроклимата в семье, школе;

Также очевидно, что эффективное формирование творческой личности невозможно без — включения ребенка в разнообразную творческую деятельность и ее «проживание», что достигается специально подобранными видами творческой работы. Это объясняется тем, что творческая личность проявляется, прежде всего, в деятельности, направленной на созидание материальных и духовных ценностей;

Заключение

Таким образом, воспитание творческой личности — насущное требование современного мира. Решая ее, необходимо отталкиваться, прежде всего, от индивидуальности воспитанника. Это значит, что заказчиком должны выступать не государство, не система образования, а сама личность ребенка.

Читайте также:  Рекомендации по развитию эмоциональной сферы ребенка

Задачи воспитания должны ставиться не в категориях конечного результата, а как задачи развития мотивов ребенка с учетом его возраста, а средства воспитания должны подбираться с точки зрения эффективного их воздействия как на память, так и на мышление, воображение, эмоции.

На выходе из школы ребенок должен обладать собственно творческими качествами, в первую очередь? Общечеловеческими, которые вне меньшей степени характеризуют творческую личность. А именно.

Нравственными качествами: честность, социальная активность, коллективизм и т.д., обеспечивающими отношение человека к окружающему миру, обществу, людям, себе. Иначе говоря, успешная социализация.

Интеллектуальными качествами: рациональность, логичность, остроумие, эрудированность (с учетом вышесказанного), ведущими к осмыслению и систематизации информации, на основе которой формируется мировоззрение, сознание и самосознание, осмысление жизненных целей.

Волевыми качествами: целеустремленность, самообладание, самостоятельность, независимость, направленными на психическую саморегуляцию поведения, на изменение деятельности в связи с изменившимися обстоятельствами, связь между внутренним состоянием и средой.

Эмоциональными качествами: человеколюбие, оптимизм, способствующими обогащению внутреннего мира человека, открытость.

Совокупность нравственных, интеллектуальных, волевых, эмоциональных качеств,  их единство ведет к образованию целостности, имя которой Творческая Личность.

Список литературы

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991 г. — 93 с.
  2. Жуганов А. В. Творческая активность личности: содержание, пути формирования и реализации / А. В. Жуганов. — 2-е изд., доп. — Л.: Наука, 1991 г. — 141 с.
  3. Сухомлинский В.А. Избр. Пед. Соч.: В 3 т. – М., 1979. – Т.1. – С. 48

Источник

Доклад.

Развитие творческих способностей как средство формирования личности ребенка.

Каспирович Валентина Антоновна

учитель русского языка и литературы

высшей категории

БОУ г.Омска «Средняя общеобразовательная школа № 17»

Работа предназначена для учителей, слушателей курсов повышения квалификации педагогических работников гуманитарного цикла, родителей.

Омск 2011

Лучше учить, лучше воспитывать – настоятельное требование времени. Эффективность педагогического труда во многом зависит от того, насколько каждый учитель познаёт свои возможности в совершенствовании учебного процесса.

Что такое творчество? Как проявляются творческие способности?

Творчество – это всегда воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности; это возможность выразить своё особое, неповторимое отношение к миру. Однако потребность в творчестве и самовыражении, заложенная в самой природе человека, обычно реализуется в течение жизни далеко не полностью.

Ребёнок, как и взрослый человек, стремится выразить своё «я». Часто взрослые полагают, что каждый ребёнок рождается с творческими способностями, и если ему не мешать, то рано или поздно они обязательно проявятся. «Но, как показывает практика,- отмечает О.Н. Дьяченко,- такого невмешательства мало: не все дети могут сами открыть дорогу к созиданию и, уж конечно, не все могут сохранить надолго творческие способности».[1]

Именно в школьные годы наступает критический период детской креативности. Следовательно, именно в школьный период как никогда нужна помощь педагога, чтобы преодолеть этот кризис, обрести (а не потерять) возможность для самореализации, для выражения своего «я».

Преодолению этого кризисного состояния могут послужить как отдельные педагогические приёмы, применяемые учителем в ходе обычных уроков, так и специальные уроки творчества, не зависящие от специфики учебного предмета.

Американский психолог Фромм предложил следующее определение понятия творчества: «Это способности находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта». Таким образом, следуя этой формулировке, критерием творчества является не качество результата, а характеристики и процессы, активизирующие творческую продуктивность.

Слово «творчество» происходит от слова «творить», это означает искать, изобретать и создавать.

Соответственно и творческая познавательная деятельность учащихся есть самостоятельный поиск, создание и конструирование чего-то нового.

Следовательно, основным критерием творчества в познавательной деятельности ученика являются: самостоятельность (полная или частичная); поиск и подбор возможных вариантов движения к цели.

Творческая деятельность немыслима без осознания цели поиска, без активного воспроизведения ранее изученных знаний, без интереса к пополнению недостающих знаний из готовых источников, к самостоятельному поиску, наконец, без воображения и эмоций.

Творчеству, как и любому виду человеческой деятельности, присущи эмоциональные, интеллектуальные и волевые процессы. Но отличают творческую деятельность такие специфические черты, как воображение, интуиция, образованность. Поэтому условия максимального проявления творческих способностей учащихся предполагают активизацию не только эмоциональной, волевой и интеллектуальной сферы, но и сферы воображения, интуиции, образного мышления.

Созданию творческой атмосферы на уроке помогают специальные педагогические приёмы.

Важным приёмом (и одновременно условием) творческой деятельности является чувство удивления, новизны, а также готовность принять нестандартный вопрос, нестандартное решение. Вот почему специальные уроки творчества лучше начинать с чего-то необычного для учащихся.

В ходе работы учитель может сделать вывод о преобладании в классе того или иного уровня творческого воображения. Как правило, выделяют три уровня: начальный (учащиеся называют готовые, существующие в природе материалы и явления), средний (предлагают предметы или явления, подвергшиеся воздействию человека) и высокий (он основан на образном восприятии и максимально отражает личное, субъективное отношение человека к называемому явлению).

Очень важно для мышления образное восприятие. Именно оно помогает нам при чтении и понимании поэзии, прозаических литературных произведений, описаний исторических событий и т.д. Не случайно мы говорим об образной памяти или образном восприятии. При этом «в образе» неразрывно слиты восприятия внешнего вида предмета, способ действия с ним, знание и отношение человека к этому предмету. «Образ – всегда обобщение… а не наглядная иллюстрация, не фотоснимок с реальности».[2] Полезно познакомить учащихся с конкретными и абстрактными образами. Для этого школьникам предлагается, например, последовательно представить: кошку, которая умывается; лесную поляну в солнечный день; ощущение весны. Этот приём помогает почувствовать разницу между внешним, событийным описанием и описанием, проникнутым отношением и настроением самого человека. От образа к образу возрастает потребность творящего в подборе определённых слов и понятий, которые могли бы наиболее полно передать субъективное восприятие данного образа.

Умение находить в образе неповторимые черты и в то же время «схватывать» главное- качества, которые сродни интуиции. Сегодня всё больше говорят об интуитивных процессах в творчестве, о необходимости доверять догадке, предчувствию.

В основе любой творческой деятельности лежит прогноз – предвидение её вероятных результатов.

Конечная цель определена так: общее развитие и формирование качеств творческой личности, расширение кругозора учащихся. Эта цель может быть достигнута благодаря созданию условий разнообразной деятельности для выявления и развития способностей.

В 1971 г. Джон Гауэн предложил целую серию полезных советов по этому вопросу:

  1. Создать безопасную психологическую базу ребёнку в его поисках.
  2. Поддерживать способности ребёнка к творчеству и проявлять сочувствие к ранним неудачам, избегать неодобрительной оценки творческих попыток ребёнка.
  3. Быть терпимым к странным идеям, уважать любопытство.
  4. Оставлять ребёнка одного и позволять, если он того желает, самому заниматься своими делами.
  5. Помочь ребёнку учиться строить его систему ценностей не обязательно основанную на его собственных взглядах, чтобы он мог уважать себя и свои идеи наряду с другими идеями.
  6. Помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением, когда он остаётся один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска.
  7. Помогайте ребёнку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не должно выходить за рамки приличного.
  8. Помогайте ребёнку глубже познавать себя, чтобы не упустить мимолётную идею.
  9. Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребёнка.
  10. Поддерживайте необходимую для творчества атмосферу, помогая ребёнку избежать общественное неодобрение.
Читайте также:  Развитие тела ребенка в первый год жизни

Учебный процесс включает различные виды деятельности, и каждый из них по-своему воспитывает и активизирует учащихся, развивая их творческую активность. Следовательно, необходимо избрать прежде всего такие виды деятельности, которые привлекают детей.

Для творческой атмосферы необходимы свобода и ощущение уверенности в том, что твои творческие проявления будут замечены, приняты и правильно оценены. Обычно учащиеся, показывая свои работы, смущаются, начинают со слов: «У меня плохо получилось»; «Я лучше не буду сдавать работу – у меня, наверное, всё неправильно». Иногда эти слова соответствуют истине. Но часто за ними скрывается иное содержание: ребёнку кажется, что он сделал работу хорошо, но он сознательно снижает впечатления от работы, надеясь, что учитель всё равно заметит и, возможно, приятно удивится тому, как удачно выполнено задание. Это- ложная посылка и ложное восприятие.

Уже на первых творческих уроках следует объяснить ученикам, что к своему труду нужно относиться уважительно и достойно. Школьники должны сами отказаться от заниженной самооценки на творческих уроках. Для этого можно ввести систему шутливых штрафов: за каждую фразу «Ой, у меня не так…» учитель назначает штрафное очко. На последующих уроках эти штрафы не только останавливают забывчивых, но и служат своего рода предупреждением для остальных: любите то, что вы делаете.

Отношение учителя к результатам детского творчества — тема очень обширная. На начальном этапе должно преобладать бережное отношение к тому, что создаётся детьми. Возможно, на первых творческих уроках стоит полностью отказаться от критики, выбрать позицию ценностного отношения к творчеству учащихся. В дальнейшем, когда закрепятся доверительные и открытые взаимоотношения между учителем и школьниками, можно (и нужно) сравнивать выполненное задание с поставленной творческой задачей. Следует лишь помнить о том, что любая крайность в данном вопросе нежелательна, так как она может сформировать у учащегося неадекватную (заниженную или завышенную) самооценку.

Дети, обладающие способностью к творческим проявлениям, всегда немного непредсказуемы.

Обращенность социального развития к человеку побуждает считаться с его потребностями и искать методы обучения, естественные для каждого периода развития ребёнка. В восьмых, девятых классах наступает пора нравственного самоуглубления. В это время происходит стремительный рост творческого воображения. Получать знания не в готовом виде, а в процессе решения существенных и интересных для ученика задач стало краеугольным камнем обучения. Поэтому в моей работе используются перцептивные, логические, гностические методы обучения, методы контроля и самоконтроля.

К приёмам, активизирующим интеллектуально-волевую сторону в старших классах творческой деятельности, относится работа с ассоциациями. Научившись самостоятельно устанавливать ассоциативные связи между предметами и явлениями, человек использует производное ассоциирование, что составляет основу его мыслительного и творческого процесса.

Ассоциации подразделяются на сходные, контрастные и логические. Вот пример контрастной ассоциации.

Вспомним цитату из «Евгения Онегина»: «…Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились отличить…» К сожалению, большинство наших школьников тоже страдают этим «синдромом Онегина». Но запомнить чередование ударных и безударных слогов в данных стихотворных размерах не так уж сложно, если обратить внимание на то, что в слове хорей ударение падает на второй слог, а в стопе хорея на первый. В слове ямб ударение падает на первый и единственный слог, а в ямбической статье – на второй. Таким образом, учащиеся запоминают, что хорей – это двусложный стихотворный размер, ударение в котором падает на нечётные слоги (1, 3, 5…), а ямб – двусложный стихотворный размер, ударение в котором падает на чётные слоги (2, 4, 6…).

Какие же конкретно формы деятельности учителя должны прививать своим ученикам? Установлены ли вообще такие формы?

Различные формы работы, будучи внутренне мотивированной деятельностью, таят в себе огромный потенциал для развития творческих способностей у детей (и фронтальные, и групповые, и индивидуальные).

Невозможно включать всех учащихся в одинаковую работу, необходимо давать задания, приспособленные к уровню их творческого развития и потенциальных возможностей.

— Большое внимание на уроке уделяю слову:

   лексическое значение;

   этимология слова;

   построение словарных гнёзд.

— Лингвистический анализ текста:

   сравнение норм словоупотребления в современном русском языке и текстах писателей девятнадцатого века;

   сравнение отрывков из художественных произведений первых и окончательных редакций.

— Составление опорных конспектов.

— Литературная разминка.

— Работа с рисунками (изобразить то, что учащиеся представляют, например, в графике. Рассказать, что такое графика как вид изображения и т.д.).

— Редактирование концовки произведения с намеренным изменением её характера.

— Творческий отчёт учащихся (инсценировки, спектакли).

— Работа с рецензиями в старших классах.

— Литературное кафе.

Такие формы организации учебной работы расширяют кругозор учащихся, появляется возможность проявить себя в определенном направлении, открываются новые стороны личности ребёнка, повышается интерес к учению.

Все названные выше приёмы направлены не только на активизацию творческих процессов у одарённых детей, но и на стимулирование потребности в творческом самопроявлении у всех учащихся.

Таким образом, деятельность педагога заключается прежде всего в развитии у учащихся самой потребности в творческой деятельности, в самовыражении, самоактуализации через различные виды творчества.

Список используемой литературы

  1. Ашевская Л.А. Развитие творческих способностей и личности учащихся. // Русский язык в школе. – 2001. -№ 6. – С.21-25.
  2. Винокурова Н.К. Управление процессом развития творческих способностей школьников. // Завуч. – 1998. — № 4. – С. 18-37.
  3. Жуков Т.М. Развитие человека есть развитие его творческих способностей. // Одаренный ребенок. – 2006. — № 1. – С. 46-51.
  4. Максимова С.И. Вопросы формирования творческой личности ребенка в теории и практике семейного воспитания конца XIX – начала XX века. // Одаренный ребенок. – 2006. — № 2. – С. 9-13.
  5. Петров К.В. Формирование творческого потенциала учащихся как условие акмеологически задаваемого развития. // Мир психологии. – 2006. — №4. – С. 174-180.
  6. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность: Сб. науч. тр. / Свердл. инж. – пед. ин-т. – Свердловск, 1990. – 160 с.

[1] Дьяченко О.Н. Воображение дошкольника. – М., 1991. – С. 9.

[2] Полуянов Ю.Я. Воображение и способности. – М., 1982. –С.6.

Источник