Творческое развитие ребенка мозговой штурм

светлана юкляева
Консультация для воспитателей «Метод мозгового штурма»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Светлячок»

Сообщение на заседании проблемной группы

Метод мозгового штурма

Выполнила воспитатель 1 категории

Юкляева С. В.

2016 г.

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС — воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Но проблема заключается не в поиске одарённых, гениальных детей, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления у всех детей посещающих детские сады.

Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.

Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ — Теория решения изобретательских задач. ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать. Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется творческая и мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить своё решение проблемы. Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах детской деятельности – игровой, речевой, художественном творчестве и др.

Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.

Одним из методов технологии ТРИЗ является мозговой штурм.

Мозговой штурм –это построенный особым образом коллективный метод или поиск нетрадиционных путей

решения проблемы.

Это метод, позволяющий избежать инерционной направленности поиска, активизирующий ассоциативные способности человека.

Достоинства метода мозгового штурма.

Метод весьма прост, доступен и детям, и взрослым, эффективен, даже если участники не очень компетентны. Не требуется предварительное обучение участников кроме ведущего, который должен знать теорию метода, методику проведения сеансов и виды мышления.

Мозговой штурм можно использовать ежедневно для развития фантазии и воображения и для раскрепощения сознания детей.

— Можно показать, что у одной и той же задачи есть много разных решений и каждое правильно, но только для своих конкретных условий.

— Снять у детей страх перед критикой и страх ошибиться, не бояться высказывать свои мысли.

Воспитать культуру разговора — слушать товарищей, уважать и свое, и чужое мнение, сдружить группу. –

Можно поднять статус робкого ребенка, сделать его более смелым и раскованным, если обращать общее внимание на его решения, пусть и слабые.

— Помочь детям высказывать позитивную критику.

Метод почти не требует от преподавателя предварительной подготовки к занятиям.

— Позволяет оценить общую активность детей.

Существует несколько разновидностей мозгового штурма.

1. Это прежде всего Синектика – объединение разнородных элементов.Синектика предусматривает применение четырех приемов:

§ Прямая аналогия –«Подумайтекак решается задача,похожая на данную».

§ Личная симпатия или эмпатия Попробуйте войти в образ данного в задаче объекта и рассуждайте с его точки зрения».

§ Символическая аналогия- «Дайте в двух словахобразное определение сути задачи.

§ Прием фантазирования –

«Представьте,как бы вы эту задачу решили,если бы были сказочными героями»

2. Метод фокального объекта (МФО)

признаки несколько случайно выбранных объектов переносятся на рассматриваемый (фокальный, то есть находящийся в фокусе внимания) объект, в результате получается необычное сочетание.

3. Морфологический анализ (МА)

выявление всех возможных вариантов решения данной проблемы,кото

рые могут быть упущены при простом переборе вариантов.

4. Системный анализ- (системное мышление,или многоэкранное мышление –автор Г. С. Альтшуллер) Творческое мышление могоэкранно, оно не замыкается на рассматриваемых объектах,то есть человек мыслит о явлении,событии в определенной системе, при этом он осуществляет анализ не только системы,но и подсистемы,надсистемы а также представляет явление в настоящем прошед

шем и будущем

Использование методики мозгового штурма при работе с детьми.

В детском саду может быть использовано групповое обсуждение с целью формирования у детей умения давать большое количество идей в рамках заданной темы, а также для обучения критическому отноше

нию к результатам обсуждения,умению выбрать оригинальное решение

задачи.

Возможный порядок проведения мозгового штурма в группе.

1. Разделить детей на две группы.Одна группа: «Генераторы идей»,другая группа: «Проницательные аналитики» или «Эксперты».

2. Объяснить детям правила игры, рассказать об обязанностях обеих групп. Подчеркнуть, что высказывать можно любые идеи, самые дикие и фантастичные, никто смеяться не будет. Каждый должен высказать хотя бы одну идею, чем больше, тем лучше. За все идеи выдавать фишки, можно разного цвета.

3. Поставить обеим группам задачу.

4. Попросить «генераторов» высказывать свои решения, а «аналитиков» внимательно слушать, запоминать или записывать все идеи, но молчать! Если будет гвалт у «генераторов», то это нормально, даже хорошо. Дети должны выплеснуть свои эмоции вместе со своими идеями.

Если дети уже обучены началам сильного мышления, то при проведении сеанса мозгового штурма предложите им помогать себе фантазировать (управлять своим мышлением, используя методы аналогий, ассоциаций, эмпатии, инверсии, образного представления и т. д. 5. Все идеи детей надо умудриться записать на доске или запомнить. Хорошо иметь под руками магнитофон. Если ответы детей слишком общи,то задаются вопросы:

Читайте также:  Центр развития ребенка город детства

-по функционированию данной системы;

— по обеспечению ее жизнедеятельности;

— вопросы надсистемные

— вопросы из прошлого

— вопросы из будущего

Детям должна быть дана установка : можно высказать любую мысль,так как критика исключается как со стороны сверстников,так и со стороны воспитателей.

6. Когда идеи иссякнут, надо дать слово «аналитикам». Пусть они дружелюбно оценят каждое решение и выберут несколько лучших, а также предложат свои решения.

Обязательно предоставьте возможность каждому ребенку защитить свое решение, найти ему оптимальную область или условия применения. Это очень важный момент — вырабатывается умение отстоять свое мнение или согласиться с более сильными доводами.

Похвалите всех детей, отметьте самых активных и остроумных.

7. В следующий раз поменяйте детей ролями. Скоро выявятся лучшие «генераторы» и «аналитики».

8. Вообще говоря, делить ребят на две группы не обязательно, обе операции могут выполнять одни и те же дети, но только операции надо разнести во времени.

9. Великолепным стимулом активности является постановка детей в ситуацию, когда им надо кого-то спасти, кому-то помочь, кому-то посоветовать. Только этот «кто-то» должен быть «хорошим человеком». «Давайте поможем птенчику, Красной Шапочке, Аленушке. «

Методические рекомендации:

1.Необходимо учитывать возрастные особенности детей при подборе тем: для детей 3-4 лет они должны быть взяты из ближайшего бытового окружения (как уберечь продукты от мышей)

2. Для детей 4-5 лет проблемная ситуация с обостренным противоречием

(с собачкой надо гулять зимой,но нельзя, т. к. очень короткая шерсть).

3. Для детей 5-7 лет в темах предполагаются элементы фантазии. Проблемы формируются самими детьми. Обсуждение может быть разноплановым в зависимости от инициативы детей (Как сохранить кусочек зимы летом).

Универсальная тема в любой группе: спасение любимого героя из сказки.

§ Ведущий должен «хотеть» решить проблему, эмоционально показать детям желание думать над задачей

§ Перед проведениемзанятий на основе мозгового штурма необходимо собрать информацию по теме обсуждения, разработать цепочку вопросов к детям, подобрать 1,2предмета или картинки, продумать варианты организации продуктивной деятельности.

Замечательно, если ведущий сам имеет набор оригинальных решений обсуждаемой проблемы.

Готов к проявлению непредвиденныхпедагогических ситуаций и умеет решать их.

§Необходимо поощрять свободное ассоциированние: чем более «дикой» кажется идея, тем она интересней. Идей должно быть как можно больше. Высказывание идеи можно комбинировать как угодно.

§ Мозговой штурм проводится с группой детей не менее 5 и не более 30 человек. Боритесь с желанием читать лекции и долго объяснять заданную ситуацию. Если дети не поняли, чего вы от них хотите, то стоит перенести этот разговор на другое время или вовсе к нему не возвращаться. Не давите на детей такими словами как «давайте скорее», «думайте сами», «это неправильно». ТРИЗ-технология в детском саду подразумевает, что любое мнение и версия достойны рассмотрения. Кроме того, дети учатся мыслить постепенно, и задача педагога — помочь, а не заставить. Не забывайте про похвалу. Конечно, она должна быть искренней и конкретной. Пусть дети чувствуют себя уверенно в общении и высказывают свои самые смелые идеи. Опирайтесь на те знания и понятия, которыми дети хорошо владеют. Чтобы построить цепочку гипотез, нужно иметь полное представление о данной задаче и ситуации.

Если обратиться к классическому детскому стишку про бычка, у которого «доска кончается, сейчас я упаду»,то можно побудить детей поразмышлять над следующими вопросами: как помочь бычку не упасть? Пусть он остановится. Но ему нужно идти дальше, что делать? Подложить другую досочку и так далее. Главное, не принимать решения вместо ребенка, а учить его мыслить и анализировать ситуацию с разных сторон и с точки зрения эффективности. Таким же образом задача может возникнуть в любом другом случае. Мы читали в с детьми книгу С. Михалкова «Упрямый козлёнок».там ситуация, в которой оказался козлёнок идеально подходила для мозгового штурма. И мы с детьми попробовали решить эту проблему. В средней группе было много высказываний, но в основном говорили одни и те же дети, на другой день я предложила проблему в старшей группе. Их ответы были разнообразнее так как опыта у них больше и детей,участвующих в обсуждении тоже было больше. Но если регулярно использовать этот приём то я думаю разговоряться все дети.

Этот метод развивает у ребенка способность анализировать, оказывает стимулирующее воздействие на творческую активность в поиске новых ответов, показывает, что любую проблему можно решить, вырабатывает у них активную жизненную позицию,что очень актуально в современной жизни.

Источник

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Брусничка»

г. Тарко-Сале Пуровского района

Выступление на семинаре по теме:

« Интерактивная технология мозговой штурм»

                                                         Выполнила: Конева Алла Александровна

г. Тарко-Сале

2017г.

Интерактивная технология «Мозговой штурм» в работе с детьми старшего дошкольного возраста.   Введение в действие Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования заставляет пересмотреть методы и формы организации педагогического процесса в детском саду. Воспитателю необходимо определить такие способы и формы организации образовательного процесса, которые позволяют в пределах определенного времени без перегрузки детей получить качественный результат — усвоение воспитанниками материала. Одним из эффективных средств организации, проведения и отслеживания результатов обучения детей является интерактивная технология «Мозговой штурм», т. к. дает возможность смело высказывать свои мысли, развивать идеи друг друга, преодолевать страх перед критикой, страх ошибиться, развивает умение позитивно оценивать идеи других, умение сотрудничать. Повседневную жизнь невозможно представить себе без интерактивных технологий. Использование их в дошкольном образовании, безусловно, позволяет расширить творческие возможности воспитателя в совместной деятельности с ребенком и оказывать положительное влияние на различные стороны развития дошкольников. «Мозговой штурм» — это технология решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при которой детям предлагают высказывать, возможно, большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем, из общего числа высказанных идей отобрать наиболее удачные в соответствии с заданными критериями, которые могут быть использованы на практике.

Читайте также:  Центра развития ребенка созидание

 Основная цель «Мозгового штурма» — помочь детям «расковать» сознание и подсознание, стимулировать воображение, чтобы получить наибольшее количество необычных, оригинальных идей. Перед проведением интерактивной технологии «мозговой штурм» необходимо: −          собрать информацию по теме обсуждения; −          разработать цепочку вопросов к детям; −          подобрать картинки; −          продумать варианты организации продуктивной деятельности; −          иметь набор оригинальных решений обсуждаемой проблемы; −          быть готовым к появлению непредвиденных педагогических ситуаций и уметь их решать. А также для проведения «Мозгового штурма» должна предшествовать предварительная работа. Детей следует познакомить с правилами и ходом игры. Для лучшего усвоения и наглядности, целесообразно введение символического обозначения. Символы можно придумать вместе с детьми. Для наиболее полного усвоения и соблюдения правил мозгового штурма, а также хода деятельного этапа составить с детьми алгоритм технологии. Алгоритм технологии «Мозговой штурм» −          выслушать проблему; −          подумать над её решением; −          разделиться на «Создателей идей» и «Экспертов» −          рассказать свою идею; −          выслушать и обсудить идеи; −          выбрать идею При проведении «Мозгового штурма» воспитатель должен обеспечить психологическую поддержку участников, атмосферу активности и доброжелательности. Выбрать идею   Воспитатель тщательно подходит к формированию состава группы: отсутствие конфликтов, явных лидеров, примерно равный уровень. Участников лучше расположить за круглым столом. Проблемная ситуация и цель должны быть чётко сформулированы. Важно показать, что у одной и той же проблемы есть много разных решений и каждое правильно, но только для своих конкретных условий.

 Рассмотрим этапы технологии:      Детям на мотивационном этапе ставится проблема или задается ситуация для решения.      Далее дети, в ходе организационного этапа разделившись на подгруппы, повторив правила, приступают к деятельности в малых группах: «Создатели идей» и «Эксперты».      Во время деятельного этапа «Создатели идей» высказывают возможные решения проблемы, в том числе и фантастические. Воспитатель фиксирует их: записывает сам или использует диктофон. После чего заслушиваются все идеи, а затем по одной. «Эксперты» и «Создатели» обсуждают идею. «Эксперты» высказывают, подходит данная идея или нет. «Создатели» выражают своё мнение, если не согласны аргументируют. Примерные вопросы к детям при обсуждении: Какая идея наиболее подходит? Подходит ли эта идея? Почему? Давайте подумаем вместе? А как сделать, чтобы? Как вы думаете, если…? Какие условия отбора? В ходе рефлексии на заключительном этапе воспитатель даёт общую оценку деятельности детей. Дети проводят самоанализ своей деятельности. На этапе создания идей в адрес авторов, следует ввести полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой. Работающие дети в интерактивных группах должны быть свободны от опасений, что их будут оценивать по предлагаемым ими идеям. Можно смеяться, высказывая сумасшедшую идею, но нельзя смеяться над ней. Технология может быть использована на этапе изучения и закрепления нового материала, для организации совместной деятельности воспитателя с детьми при решении задач образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». В рамках исследовательской работы технологию можно использовать на этапе постановки проблемы. «Мозговой штурм» можно использовать для развития фантазии и воображения, мышления, памяти, для раскрепощения сознания детей. Достоинства технологии «Мозговой штурм» состоит в том, что она позволяет развивать идеи друг друга; преодолевать страх перед критикой и страха ошибиться; помогает поднять статус робкого ребенка, сделать его более смелым и раскованным, если обращать общее внимание на его решения, пусть и слабые. Технология «Мозговой штурм», позволяет в пределах определенного времени без перегрузки детей получить качественный результат — усвоение воспитанниками материала.  

Метод мозгового штурма                     

 Метод мозгового штурма — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Метод «мозгового штурма» еще называют «мозговой атакой».                                    Методика мозгового штурма.
1. Постановка задачи. 2. Выдвижение идей. 3. Обсуждение идей. 4. Принятие решения. 

Для решения конкретной задачи собирается группа из 5-15 человек. Перед ними четко ставится задача. Они думают и свободно, без дискуссии, предлагают любые решения. Эти решения запоминают и анализируют другие дети, которые и формулируют окончательное решение. 

Достоинства метода мозгового штурма. 

— Метод весьма прост, доступен и детям, и взрослым, эффективен, даже если участники не очень компетентны. Не требуется предварительное обучение участников кроме ведущего, который должен знать теорию метода, методику проведения сеансов и виды мышления.

Читайте также:  Триз педагогика и развитие ребенка

— Это коллективный метод решения задач, поэтому срабатывает системный эффект — увеличивается сила решений от объединения усилий многих людей (эффект «коллективного» ума) и возможности развивать идеи друг друга. 

— Мозговой штурм можно использовать ежедневно для развития фантазии и воображения и для раскрепощения сознания детей. 

— Можно показать, что у одной и той же задачи есть много разных решений и каждое правильно, но только для своих конкретных условий. 

— Можно научить детей не бояться высказывать свои мысли, снять страх перед критикой и страх ошибиться. 
— Можно научить слушать товарищей, уважать и свое, и чужое мнение, сдружить группу (класс). — Можно поднять статус робкого ребенка, сделать его более смелым и раскованным, если обращать общее внимание на его решения, пусть и слабые. 
— Можно научить детей позитивной критике. 

— Метод почти не требует предварительной подготовки.

Недостатки метода мозгового штурма. 

-Не пригоден для решения сложных проблем и трудных задач. 
— Как и метод проб и ошибок, метод мозгового штурма не имеет критериев оценки силы решений.
-Отсутствует четкий алгоритм целенаправленного движения к сильному решению. 
— Процессом решения надо искусно управлять, чтоб он шел по направлению к сильному решению. Велика роль ведущего штурм. Половина успеха зависит от ведущего. 
— Бывают затруднения при определении авторства хороших идей. Поэтому этот щекотливый вопрос следует оговорить до начала штурма. 

Использование методики мозгового штурма при работе с детьми. 

Сначала определим цели: 

— Научить детей генерировать идеи. При этом не надо требовать от детей, чтобы каждая их идея была правильной и рациональной. 
-Научить детей смело высказывать свои идеи «на людях». 
-Научить детей фантазировать. 

— Научить детей говорить по одному, слушать других детей не перебивая, уважать чужое мнение. 
-Поддержать робкого ребенка, похвалив его идею, даже если она и слабая. 
-Оценить общую активность детей. 

Возможный порядок проведения мозгового штурма в группе. 
1. Разделить детей на две группы. Одна группа: «Генераторы идей», другая группа: «Проницательные аналитики» или «Эксперты». 

2. Объяснить детям правила игры, рассказать об обязанностях обеих групп. Подчеркнуть, что высказывать можно любые идеи, самые дикие и фантастичные, никто смеяться не будет. Каждый должен высказать хотя бы одну идею, чем больше, тем лучше. За все идеи выдавать фишки, можно разного цвета. 

3. Поставить обеим группам задачу. 

4. Попросить «генераторов» высказывать свои решения, а «аналитиков» внимательно слушать, запоминать или записывать все идеи, но молчать! Если будет гвалт у «генераторов», то это нормально, даже хорошо. Дети должны выплеснуть свои эмоции вместе со своими идеями.
5. Все идеи детей надо умудриться записать на доске или запомнить. Уместен магнитофон. 
6. Когда идеи иссякнут, надо дать слово «аналитикам». Пусть они дружелюбно оценят каждое решение и выберут несколько лучших, а также предложат свои решения. 
Обязательно предоставьте возможность каждому ребенку защитить свое решение, найти ему оптимальную область или условия применения. Это очень важный момент — вырабатывается умение отстоять свое мнение или согласиться с более сильными доводами. 
Похвалите всех детей, отметьте самых активных и остроумных. 
7. В следующий раз поменяйте детей ролями. Скоро выявятся лучшие «генераторы» и «аналитики». 
8. Вообще говоря, делить ребят на две группы не обязательно, обе операции могут выполнять одни и те же дети, но только операции надо разнести во времени. 
9. Великолепным стимулом активности является постановка детей в ситуацию, когда им надо кого-то спасти, кому-то помочь, кому-то посоветовать. Только этот «кто-то» должен быть «хорошим человеком». «Давайте поможем птенчику, Красной Шапочке, Аленушке…» 
Например, задача: вам надо быстро(!) охладить стакан с кипятком. Как быть? 
Что есть в условии задачи? Стакан, кипяток, вы, кухня и все, что есть на кухне — это ресурс для решения задачи. Решения: 

— Добавить холодную воду, заварку или молоко. 

— Налить в блюдечко, в суповую тарелку, в массивную миску. 

— Много раз переливать из стакана в стакан, держа их на большом расстоянии друг от друга. 

— Добавить много варенья или сахара. 

— Переливать через воронку. 

— Погружать холодные ложки. 

— Поставить в морозилку, в кастрюлю с холодной водой, в снег… 

Бывает, дети дружно повторяют ранее высказанную идею, не предлагая своих. Не обостряйте ситуацию, спросите: «А что ты предложишь свое?». Повторите вопрос ребенку лично. Бывает, дети молчат. Ни у кого нет ни одной идеи. Задайте наводящие вопросы, обратитесь к самому сообразительному или к самому бойкому ребенку. Расшевелите их. Если не удалось установить процесс генерирования, значит, предложенная тема детей не вдохновила, им скучно или они боятся принимать участие в обсуждении. 

Темы мозгового штурма для детей. 

Как спасти птиц в суровую зимнюю бескормицу? 

Чем можно рисовать на асфальте? 

Надо размешать сахар в стакане с горячим чаем, когда ложечки нет. Что делать? 

Как сделать разноцветную льдинку? 

Как спастись герою сказки? Что ему надо сделать? 

Что можно положить в торт, чтобы он был вкусным? 

Куда в комнате можно спрятать куклу? 

Литература.

Возрастная и педагогическая психология /под ред. А. В. Петровского. М., 1981. Громцева С. Н. Поиск новых путей. — М.: «Просвещение», 1990. Ивин А. А. Искусство правильно мыслить. — М.: «Просвещение», 1986. Симановский Я. Е. Развитие творческого мышления детей. Ярославль, 1996. Матюшкин М. А. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. M., 1982. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998. httl: // /…metod_mozgovogo_shturma. Тамберг Ю. Г. Тренинг мозгового штурма. httl: // /brainstorming.html. 

Источник