Творческий кружок ребенок 2 года
12
Программа по дополнительному образованию для детей 2–3 лет «Творческая мастерская»
«Творческая мастерская»
Программа по дополнительному образованию для детей 2-3 лет.
структура программы:
Программа рассчитана на один год обучения и предполагает работу с детьми 2-3-летнего возраста. Разнообразие тем охватывает то, что близко и доступно ребенку в конкретном возрасте. Это мир природы, человека и искусства.
Продолжительность занятий составляет 15-20 минут в зависимости от увлеченности детей. Желаемое количество детей в группе 10-12 человек, что обусловлено необходимостью учета индивидуальных особенностей детей. Система занятий предполагает проведение одного занятия в неделю.Занятия чередуются по виду деятельности: одна неделя – лепка, другая – рисование, третья – аппликация.
Таким образом, в месяц проводится четыре занятия, и, в итоге, ребенок создает 2- 3 поделки. Проводятся занятия во второй половине дня, начиная с октября по август. Несколько раз в течение года предполагается организация выставок детских работ. Предполагаемая программа имеет свои особенности и творческие задачи.
Цель: Способствовать развитию познавательной, конструктивной, творческой способности в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.
Задачи:
1. Воспитывать желание своими руками создавать красивые поделки из пластилина, теста и глины, использовать их в игровой и театральной деятельности, в качестве подарка или для украшения группы;
2. Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
3. Развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха.
Перспективно- тематический план:
№ Вид деятельности Тема Задачи занятия
1
Аппликация из листьев
«Вот какие у нас листочки!» Составление аппликации из осенних листьев. Рассматривание и сравнение листочков. Освоение техники наклеивания. Развитие зрительного восприятия.
2
Лепка рельефная из пластилина
«Падают, падают листья…»Создание рельефных картин: отрывание (ощипывание) кусочков пластилина (желтого, красного цвета) и примазывание к фону. Развитие чувства цвета и мелкой моторики.
3
Рисование (экспериментирование)
«Кисточка танцует» Знакомство с кисточкой как художественным инструментом. Освоение положения пальцев, удерживающих кисточку. Имитация рисования- движения кисточкой в воздухе.
4
Рисование пальчиками
«Падают, падают листья…» (осеннее окошко) Создание коллективно композиции «листопад» (в сотворчестве с педагогом). Продолжение знакомства с красками.Освоение техники пальчиковой живописи: обмакивание кончиков пальцев в краску и нанесение отпечатков на бумагу.
1
Рисование
«Красивые листочки» Освоение художественной техники печатания. Знакомство с красками. Нанесение краски на листья (способом окунания в ванночку) и создание изображений – отпечатков. Развитие чувства цвета.
2
Лепка предметная (картинки из теста)
«Вкусное печение» Получение силуэтных изображений из теста: выдавливание (вырезание) формочками для выпечки. Обведение и украшение форм пальчиками. Развитие тактильных ощущений.
3 Аппликация из листьев (коллективная композиция)
«Листочки танцуют» Создание композиций из готовых форм – листочков, вырезанных воспитателем. Освоение техники наклеивания бумажных форм.
4
Рисование
«Листочки танцуют» Освоение техники рисования кисточкой (промывание, набирание краски, примакивание). Рисование осенних листьев – отпечатки на голубом фоне (небе). Развитие чувства цвета и ритма.
1
Рисование красками
«Ветерок, подуй слегка!» Создание образа осеннего ветра. Дальнейшее знакомство с кисточкой. Освоение техники рисования кривых линий по всему листу бумаги.
2 Рисование пальчиками или ватными палочками
«Дождик, чаще, кап, — кап – кап!» Рисование дождя пальчиками или ватными палочками на основе тучи, изображенной воспитателем. Развитие чувства цвета и ритма.
3
Лепка (экспериментирование)
«Вот ежик — ни головы, ни ножек!» Моделирование образа ежика: дополнение «туловища» — формы, вылепленной воспитателем, иголками- спичками, зубочистками. Развитие чувства формы, мелкой моторики.
4
Аппликация
(коллективная композиция)
«Пушистые тучки» Создание образа тучки пластическими средствами. Отрывание элементов бумажной пластики. Создание коллективной композиции из комочков мятой бумаги.
1
Лепка из соленого теста
«Снеговики играют в снежки» Раскатывание комочков соленого теста круговыми движениями ладоней для получения снежков в форме шара. Создание коллективной (рельефной) композиции в сотворчестве с воспитателем. Развитие чувства формы, мелкой моторики.
2
Аппликация из комочков ваты (или бумажных салфеток)
«Снеговик- великан» Создание образа снеговика в сотворчестве с воспитателем: выкладывание и приклеивание комочков ваты (или бумажных салфеток) в пределах нарисованного контура. Развитие чувства формы и ритма, глазомера и мелкой моторики.
3
Рисование (коллективная композиция)
«Праздничная елочка» Рисование праздничной елочки в сотворчествес педагогом и другими детьми: проведение кистью прямых линий – «веток» от «ствола».
4
Аппликация
(бумажная пластика)
«Праздничная елочка» Украшение елочки, нарисованной или вырезанной воспитателем, новогодними игрушками – комочками мятой бумаги разного цвета.Закрепление техники приклеивания: обмакивание бумажных комочков в клей и прикрепление к фону.
1
Лепка (рельефная)
«Вот какая елочка!» Создание образа елочки в сотворчестве с воспитателем: раскатывание жгутиков из пластилина зеленого цвета и прикрепление к стволу (колбаске). Развитие мелкой моторики. Практическое освоение пластических особенностей пластилина.
2
Рисование кистью с элементами аппликации
«Снежок порхает, кружится» Создание образа снегопада с помощью кисточки и гуашевой краски белого цвета. Закрепление приема примакивания ворса кисти. Выбор цвета и формата фона по своему желанию. Развитие чувства цвета и ритма.
3
Рисование (раскрашивание в книжках_ раскрасках)
«Вкусные картинки» Ознакомление с новым видом рисования – раскрашиванием контурных картинок в книжках – раскрасках. Освоение способа сплошной заливки силуэта. Создание интереса к «оживлению» и расцвечиванию картинки. Развитие восприятия.
4
Аппликация из фантиков
«Лоскутное одеяло» Создание образалоскутного одеяла из красивых фантиков: наклеивание фантиков на основу и составление коллективной композиции из индивидуальных работ. Освоение понятия «часть и целое».
1
Рисование
«Баранки – калачи» Освоение техники рисования округлых замкнутых форм. Закрепление навыка рисования кистью и красками (правильно держать в руке, вести по ворсу, промывать, набирать краску).
2
Лепка из соленого или сдобного теста
«Угощайся, мишка!»
Лепка угощений для игрушек: раскатывание шара и легкое сплющивание в диск для получения печенья и пряников. Развитие чувства формы, мелкой моторики.
3
Аппликация (наклейки)
«Постираем полотенца»
Создание красивых композиций с помощью наклеек: выбор и прикрепление готовых форм (фигурок) на цветной фон, размещение элементов хаотично или по уголкам.
4
Рисование в книжках — раскрасках
«Угощайся зайка!» Дальнейшее освоение техники раскрашивания контурных картинок. Обыгрывание и дополнение рисунка – изображение угощения для персонажа (зернышки и червячки для птички, морковка для зайчика).
1
Аппликация (бумага)
«Вот какой у нас букет!»Создание красивых композиций: выбор и наклеивание цветов, вырезанных воспитателем (из цветной или фактурной бумаги, и из комочков мятой бумаги.
2
Рисование с элементами аппликации
«Цветок для мамочки» Подготовка картинок в подарок мамам на праздник. Освоение техники раскрашивания образа двумя цветами (на выбор, выделение серединки и лепестков.
3
Лепка
«Вот какие у нас сосульки!» Продолжение освоения способа лепки предметов в форме цилиндра, легкое сдавливание (заострение) кончиками пальцев. Моделирование сосулек разной длины и толщины
4
Аппликация (на основе рисунка)
«Вот какие у нас кораблики!» Создание коллективной композиции «Кораблики плывут по ручейку». Закрепление навыка наклеивания готовых форм. Развитие чувства формы.
1
Рисование
«Ручейки бегут, журчат» Рисование ручейка в сотворчестве с воспитателем. Освоение способа рисования волнистых линий, размещенных горизонтально. Развитие чувства формы и композиции.
2
Лепка
«Птенчик в гнездышке»Моделирование гнездышка: раскатывание шара, легкое сплющивание в диск, вдавливание. Обыгрывание композиции (клювики из семечек, червячки в клювиках).
3
Аппликация (выкладывание готовых форм)
«Вот какие у нас флажки!» Составление линейной композиции из флажков, чередующихся по цвету и/ или форме. Оформление флажков декоративными элементами (наклейками).
4
Лепка с элементами конструирования
«Вот какой у нас мостик!» Моделирование мостика из 3-4 «бревнышек» раскатывание колбасок и соединение в соответствии с образом. Создание коллективной композиции из ручейка и мостиков.
1
Лепка
(рельефная)
«Вот какой у нас салют!»
Создание коллективной композиции в сотворчестве с воспитателем.Сочетание приемов лепки: раскатывание жгутика и шарика, их соединение и включение в общую композицию. Развитие чувства формы, ритма, композиции. Воспитание интереса к наблюдению красивых явлений в окружающей жизни и их отражению в изобразительной деятельности.
2
Рисование
«Вот какой у нас салют!» Создание коллективной композиции в сотворчестве с воспитателем. Рисование огней салюта нетрадиционными приемами (примакивание тампоном, тряпочкой, пробкой). Экспериментирование с разными художественными материалами и инструментами. Воспитание интереса к наблюдению красивых явлений в окружающей жизни и их отражению в изобразительной деятельности.
3
Рисование
(по выбору)
«Вот какие у нас цыплятки!»
Создание выразительных образов желтых цыплят, гуляющих по зеленой травке. Самостоятельный выбор художественных материалов.
4
Аппликация с элементами рисования
«Неваляшка танцует»
Создание образов знакомых игрушек. Рисование и/ или раскрашивание предметов, состоящих из двух частей одной формы, но разного размера. Развитие чувства формы и цвета.
1
Лепка из соленого теста или пластилина
«Вот какие у нас пальчики!»Моделирование персонажей для пальчикового тетра: раскатывание шара (головы, дополнение деталями – прикрепление глаз из бусин, пуговиц, семян; вытягивание или прощипывание ушей. Обыгрывание созданных поделок (нанизывание на пальчики). Создание интереса к своим рукам и «открытие» их возможностей.
2
Рисование (отпечатки ладошек)
«Вот какие у нас птички!» Создание у детей яркого эмоционального отклика на необычный способ создания изображений. Знакомство с возможностью получения образов с помощью отпечатков ладошек. Понимание связи между формой ладошки и очертаниями изображаемого объекта (птички летят). Обеспечение условий для сотворчества по созданию коллективной композиции.
Источник
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Родничок» Убинского района Новосибирской области
Утверждаю: Заведующая МКДОУ детский сад «Родничок» Убинского района Новосибирской области _______________ Ф.И.О |
Приказ № __ от _____ г.
Воспитатель: Михалькова Анна Николаевна
2015- 2016
Актуальность.
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.
Мелкая моторика — это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития
мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа
речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики
помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым
позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в
дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления
ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной
умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения
письмом.
Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают
работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к
познавательной и творческой активности. Высокое развитие
познавательных процессов является актуальным и значимым в современном
обществе.
Данная программа позволяет не только развить познавательные процессы,
но и реализовать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить
коммуникации с взрослыми и со сверстниками на основе совместной
деятельности. Развитие мелкой моторики, воображения, познавательных
процессов — служит одним из важнейших источников при подготовке детей к
начальному школьному обучению. Практические навыки, полученные в ходе
выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые
во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на
занятиях по ручной умелости, позволят детям почувствовать свою
успешность
Пояснительная записка.
Данная программа направлена на всестороннее развитие ребенка, на
развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения
предметно-практических действий Методика программы позволяет детям
интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов
деятельности и переключения внимания. Занятия направлены на развитие
познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.
Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не
утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения
внимания. Программа позволяет посещать занятия не только здоровым
детям, но и детям с отклонениями в развитии.
Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры,
максимально реализуется ситуация успеха, следовательно работа происходит
естественно, не возникает психического напряжения. Все игры и задания
безопасны для жизни и здоровья детей.
Программа описывает курс по развитию мелкой моторики для детей
2 – 3 лет. В ДОУ ведется кружковая работа, занятия проводятся 1 раз в неделю по 10 минут.
Цель: Создание условий для развития мелкой моторики и движений пальцев
рук; развитие двигательных и познавательных способностей детей;
развитие мелкой моторики, ручной умелости через выполнение предметно-практических действий.
Задачи:
Обучающие:
1.Учить детей владеть графическими навыками:
раскрашивать картинки, соблюдая правила: раскрашивать в одном направлении, не заходя за контур, не оставлять незакрашенных мест.
2. Учить работать с бумагой.
3.Обучать приемам работы с пластилином обогащать тактильный опыт детей: учить узнавать на ощупь предметы и материалы .
Развивиющие:
1.Развивать умение производить точные движения кистью и пальцами рук.
2. развивать способности координированной работы рук со зрительным
восприятием.
3.Развивать творческую активность.
4. Развивать мелкую моторику рук, кинестетические ощущения в процессе
предметно-практических действий;
Воспитывающие:
1.Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, добросовестное
отношение к работе.
2.Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
3.Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду.
Основные направления работы для развития мелкой моторики рук.
Пальчиковый игротренинг
Массаж кистей рук.
Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.
Ручная умелость.
Работа с пластилином, бумагой.
Развитие графических навыков.
Рисование.
«Игры с предметами».
Игры и действия с мелкими предметами.
Узнавать предметы на ощупь.
Работа с крупой, фасолью, горохом.
Нанизывание бус, пуговиц на проволоку.
Выкладывание узоров из семян.
В разделе «Пальчиковый игротренинг» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают ловкость, подвижность. На пальцах и ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. В разделе «Ручная умелость» дети знакомятся с техникой лепки, знакомятся со свойствами бумаги. Здесь создаются условия для проявления творчества, способностей, развития воображения. В разделе «Графические навыки» дети улучшают координацию движений пальцев и кистей рук, кроме этого ребенок учится правильно держать карандаш. В разделе «Игры с предметами» у детей совершенствуются двигательные навык , развивается моторная координация и оптико-пространственные представления, используются предметы различные по размеру, материалу.
Результатом работы по данной программе должно стать:
1.Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук до уровня,
соответствующего данному возрасту.
2.Овладение разными видами ручной умелости.
3.Овладение приемами работы с разными предметами.
Перспективное планирование.
Тема занятий | Цель занятий | Содержание |
Сентябрь «Детский сад и игрушки». | Развивать мелкую моторику пальцев, тактильную чувствительность. Формировать графические умения и навыки. | 1.Пальчиковая гимнастика «Дружат пальчики». 2.Катание ребристого карандаша между ладонями (массаж) 3.Раскрашивание игрушек. |
Октябрь «Осень». | Развивать уровень мелкой моторики и тактильной чувствительности. Закрепить умение придавливать шарики , добиваясь изображения листьев. | 1.гимнастика «Мы осенние листочки». 2. «Листопад»- лист желтой бумаги порвать на мелкие кусочки. 3.Пластилинография. Коллективная работа-панно«Осеннее дерево». |
Ноябрь «Огород. Овощи». | Развивать координацию движений пальцев рук. Учить раскрашивать не выходя за контур. | 1.«Дид. Игра «Чудесный мешочек». Назвать овощи. 2..Пальчиковая гимнастика «Капуста». 3.Рисование «раскрась овощи» |
Декабрь «Зима». | Развивать мелкую моторику пальцев; Учить составлять дом из 2 частей, развивать координацию кистей рук. | 1.изготовление снежных комков из бумаги путем ее сжатия и скатывания между ладонями. 2.Дидактическая игра «Сложи домик» |
Январь «Зимние Забавы» | Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Учить составлять целое из 3 частей, развивать координацию кистей рук | 1.Пальчиковая игра «1,2,3,4 мы с тобой снежок лепили» 2. Дидактическая игра «Веселый снеговик». |
Февраль «Зимующие птицы». | Развивать мелкую моторику пальцев. Упражнять в рисовании тычком, развивать координацию. | 1.Угощение для птиц. Сортировка семян: фасоль, горох. 2.Пальчиковая игра «Снегири» 3. рисование « рябина для птиц» |
Март «Дом. Семья». | Развивать мелкую моторику пальцев; ориентировку на плоскости. Развивать навыки лепки | 1. Пальчиковая гимнастика «семья» 2. «Мой дом» построить высокую башню-дом из кубиков 3.Лепка «Пирог» |
Апрель «Весна» | Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координацией движений. Учить работать с крупой. | 1. «Потекли ручейки» -рисование пальцами на манке. 2.Нанизывание пуговиц, бусин (чередование: маленькая, большая .) |
Май «Лето» | Продолжать работать над развитием мелкой моторики Совершенствовать память, внимание, логическое мышление. | 1. . «Быстрые ножки» -«ходьба» указательным и средним пальцами 2.Пальчиковая игра «Пчелы» 3.Коллективная работа-панно «Лето». |
Источник