Трудности в развитии личности ребенка
Ольга Сигаева
Типичные психологические проблемы в развитии детей
Причинами возникновения психологических проблем ребенка являются осложнения его психического развития. Они требуют незамедлительного вмешательства, поскольку оказывают негативное влияние на психологическую адаптацию дошкольника обществе. В качестве общего перечня психологических проблемы дошкольного возраста рассмотрим классификацию детского психолога А. Л.Венгера:
• Проблемы, связанные с интеллектуальным развитием (плохая память, неуспеваемость, трудности в освоении учебных материалов, нарушения внимания);
• Проблемы, связанные с поведением (грубость, неуправляемость, агрессивность, лживость);
• Эмоциональные проблемы (высокая возбудимость, переменчивое настроение, раздражительность, страхи, тревога);
• Проблемы, связанные с общением (нездоровое стремление к лидерству, замкнутость, обидчивость);
• Проблемы неврологического характера (навязчивые движения, тики, высокая утомляемость, головные боли, плохой сон).
Агрессивные дети.
Агрессивное поведение – одно из распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.
Проблема агрессии и агрессивности в теоритическом плане изучена достаточно глубоко и многогранно.Необходимо знать три главных понятия:
1. Что такое агрессия / агрессивность
2. Каковы возможные причины её выявления;
3. Как её корректировать
Необходимо научиться различать понятия «агрессия» и «агрессивность».
Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевленным, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.
Агрессивность – это свойство личности, выражающееся, по мнению А. А. Реан, в готовности к агрессии.
Факторы влияющие на поведение ребёнка:
1. Стиль воспитания в семье (гипер – и гипоопека);
2. Повсеместная демонстрация сцен насилия;
3. Нестабильная социально – экономическая обстановка;
4. Индивидуальные особенности человека;
5. Социально – культурный статус семьи.
Агрессивность может быть и формой протеста против ограничения каких — нибудь естественных желаний и потребностей ребёнка, например, потребности в движении, активной деятельности.
Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены. Как правило,такие дети не могут сами оценить свою агрессивность: они ненавидят и боятся окружающих, не замечая, что сами же вселяют и страх, и беспокойство. Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничено. Чаще всего это защитные реакции.
Агрессивность ребенка дошкольного возраста может быть различных видов: физическая, вербальная, защитная, агрессивность в виде угроз и др. Разнообразие проявлений агрессии у детей может проявляться в отношениях с другими людьми, в расстройствах поведения и эмоций как деструктивность, жестокость, притеснение, конфликтность, враждебность, вспыльчивость и гневливость, мстительность и другое.
Задачи в работе с агрессивными детьми:
Развитие умения понимать состояние другого человека;
Развитие умения выражать свои эмоции в социально приемлемой форме;
Обучение ауторелаксации;
Обучение способам снятия напряжения;
Развитие навыков общения;
Формирование позитивного самовосприятия на основе личностных достижений.
В работе с детьми дошкольного возраста, а особенно, с агрессивными детьми показывает высокую эффективность использование элементов изотерапии. Детям нравиться играть с водой, глиной.С детьми необходимо использовать различные способы рисования: пальцами, ладошками и т. д.
С целью корректирования агрессии можно ставить с детьми спектакли, в которых проблемным агрессивным детям необходимо давать роли с позитивной силовой характеристикой (богатыри, рыцари и т. д.)
Развитию контроля над собственными импульсивными действиями способствуют занятия пальчиковой гимнастикой.
Взрослым, окружающим агрессивного ребёнка, важно помнить, что их страх перед его выпадами способствует повышению агрессивности.Этому же способствует и навешивание ярлыков: «Ах, раз я такой плохой, я вам покажу!». Часто взрослые обращают внимание на негативные действия детей и воспринимают как само собой разумеющее хорошее поведение. Для детей важно создавать «ситуации успеха», развивающие у них позитивную самооценку, уверенность в своих силах.
Источник
На самом деле слоны очень похожи на людей. Они испытывают такие же эмоции, как и мы, горюют об умерших и все вместе заботятся о маленьких слонятах. Для них очень важна семья — связи внутри стада очень крепкие и поддерживаются на протяжении всей жизни. Если детенышу что-то угрожает или он ранен, другие слоны защищают и успокаивают его.
Но когда слоненку-мальчику исполняется 14 лет, его выгоняют из стада. Он становится самостоятельным. Согласитесь, нам есть чему поучиться у слонов. И у Джули Литкотт-Хеймс. Она написала книгу «Отпустите их», в которой рассказывает, как подготовить детей ко взрослой жизни.
Сегодня мы защищаем, хвалим, поддерживаем и направляем наших детей, стараемся сделать для них как можно больше и оградить от неудач, тревог и неприятностей. При этом высок риск вырастить изнеженного вечного подростка, который привык во всем полагаться на помощь родителей и не умеет справляться с трудностями самостоятельно.
Мы забываем о том, что детство — это пора проб и ошибок, возможности узнать свои способности и поверить в свои собственные силы, а не в то, что родители обязательно помогут в любой ситуации. Как подойти к воспитанию так, чтобы ребенок не увяз в зависимости и был готов ко взрослой жизни? Чтобы наши дети нормально воспринимали трудности, мы должны помочь им стать стойкими.
Из чего складывается стойкость и как мы можем повлиять на ее формирование у наших детей
Стойкость — это способность оправиться после неприятностей, продолжать идти вперед и не оставлять попыток. Педиатр и специалист по подростковому развитию доктор Кеннет Гинзбург утверждает, что стойкость складывается из семи факторов: компетентности, уверенности, связей, характера, вклада в дело, умения бороться и власти.
Что мы можем сделать для формирования стойкости у наших детей? Вот 6 советов, которых следует придерживаться:
1. Будьте в жизни ребенка, качественно проводя с ним время.
Показывайте свою любовь. Как сказала Джули Литкотт-Хеймс в своем выступлении на TED, набравшем более двух миллионов просмотров: «Вместо зацикленности на оценках и баллах, когда наше драгоценное дитя приходит из школы домой или когда мы приходим с работы, мы должны выключить все девайсы, отложить наши телефоны, посмотреть ему в глаза, и пусть он видит радость, которая озаряет наши лица при виде нашего ребенка впервые за несколько часов». Спросите, как прошел день, что было хорошего. И если ребенок ответит: «Обед», в то время как вы хотите узнать оценку за контрольную, спросите: «Что вкусного было на обед?»
2. Не вмешивайтесь, позвольте ребенку получить собственный опыт.
Мобильные телефоны окрестили «самой длинной в мире пуповиной». Наш постоянный контроль, сопровождение и поддержка подрывают уверенность детей. Пусть ребенок сам решит, что сделать сначала: математику или русский. Задача для более продвинутых родителей: пусть ребенок делает домашнее задание самостоятельно, без вашей проверки ????
Перед тем как надеть на сына-семиклассника шапочку или напомнить ему, что нужно положить в рюкзак флешку с презентацией по биологии, спросите себя, грозит ли это жизни или здоровью. Если нет, возьмите волю в кулак и промолчите.
3. Помогите ребенку набираться опыта.
Наверняка вы встречали тандемы «мама-дочка» на плановых осмотрах в детской поликлинике. Мама с гордостью распеленывает младенца и нянчится с ним, а дочка рядом переминается с ноги на ногу. Это ее ребенок, а сама она совершеннолетняя и дееспособная. Просто мама «лучше знает» — и не оставляет своей дочке шанса самой набраться опыта.
Дайте малышу вымыть свою чашечку и тарелку после ужина. Пусть это будет не идеально — здесь важны именно попытка, усилие. Научите ребенка постарше пришивать пуговицы. Чем старше становятся дети, тем больше обязанностей можно им дать — от приготовления яичницы переходить к сложносочиненным блюдам. И дайте уже дочке отстричь челку, о которой она мечтает второй год. Это мы с вами знаем, что бывает, когда челка начинает отрастать. Откуда? Правильно, выяснили опытным путем.
4. Формируйте характер ребенка.
Показывайте детям, что гордитесь их человеческими качествами, а не оценками и призами. «Зачем нужна дорога, если через нее нельзя перевести бабушку», — отметили в фильме «О чем говорят мужчины». Замечайте и обсуждайте хорошие поступки ребенка. Например, если в магазине ребенок помог женщине достать товар с полки, по дороге домой можно сказать: «Было очень мило с твоей стороны ей помочь».
Помогите ребенку научиться смотреть со стороны и задумываться, как можно помочь людям, которые рядом. Есть масса возможностей протянуть руку помощи другим. Вместо покупки цветов на первое сентября перевести деньги в благотворительный фонд, отдать вещи нуждающимся, купить пучок петрушки у бабушке на рынке — не потому что вам нужна петрушка, а потому что бабушке необходима поддержка.
5. Хвалите и критикуйте искренне и конкретно.
Адекватная и положительная самооценка формируется на основе собственных усилий и результатов. Пусть ваша похвала будет подлинная. Хвалить лучше то, что связано с конкретной выполненной задачей. Не «Супер! Ты просто гений!», а «Мне очень понравилось твое сочинение, ты как будто прочитал мысли главного героя».
Стэнфордский профессор психологии Кэрол Дуэк советует исправить установку на данность, которая возникает, если детей хвалить за умственные способности. В итоге они начинают избегать трудностей, чтобы результат не противоречил полученной характеристике. Лучше объяснить, что усилия (которые во власти ребенка) важнее, чем врожденные умственные способности (на которые он не влияет).
Критика должна быть конструктивной. Критикуйте не ребенка, а действие, которое можно исправить. Вспомните, как Мальвина учила Буратино чистописанию: когда тот насажал клякс, назвала его гадким шалуном и отправила в чулан. Правильнее было бы сказать что-то вроде: «Буратино, мой друг. Вы только посмотрите на эти кляксы. Если бы вы не сунули свой нос в чернильницу, этого бы не произошло. Нужно быть аккуратнее».
6. Подавайте пример.
Есть такой анекдот. «Узнав, что Международный олимпийский комитет не считает покер видом спорта, игроки расстроились, но виду не подали». Когда у вас самих что-то идет не так, не скрывайте от детей огорчение. Это один из лучших способов показать, что сложности — это нормально. Пусть дети видят, как вы признаете ошибки, проявляете стойкость и идете вперед.
На прошлой неделе мой сын с одноклассниками отправился в интеллектуальный лагерь. Ехать нужно было семь часов, все рассчитали так, чтобы они приехали к самому распределению и знакомству, и все равно такси пришлось заказать на пять утра. К назначенному времени машины не было. Тренер ребят выяснила, что в депо потеряли заявку, узнала телефон водителя микроавтобуса и заново договорилась о поездке. Всем пришлось немного понервничать, к тому же можно было поспать на полчаса подольше, но ребята получили урок конструктивного решения проблем.
Контролируемый риск и необходимые ошибки
В одной из своих лекций доктор биологических наук Татьяна Черниговская привела интересный пример контролируемого риска при воспитании детей в английских частных школах. Там предпочитают не читать нотации и предупреждать о негативных последствиях бега в белых гольфах, а специально подвергать детей контролируемому риску.
Буквально подстроить падение, чтобы у ребенка была ссадина, но чтобы в будущем тот не растерялся и знал, что делать в случае настоящего падения.
Человеку свойственно ошибаться. Детство — тренировочная площадка, где можно совершать ошибки, извлекать уроки и вырабатывать умение справляться с трудностями. Позвольте детям получить этот важный опыт — бороться, терпеть неудачу и падать. Это лучший способ помочь им учиться и расти. Ошибки бывают прекрасными учителями жизни. Не бросайтесь на помощь при каждой возникающей трудности, и дети научатся справляться с ними сами.
По материалам книги «Отпустите их».
Источник
Ответственные родители делают все, чтобы вырастить счастливого и успешного ребенка, но иногда они ошибаются. Ошибки в воспитании могут заставить детей начать анализировать события, происходящие вокруг них. А также могут сформировать определенное мировоззрение, которое повлияет на их будущую жизнь.
Мы хотим, чтобы этот мир был полон счастливых детей и взрослых, поэтому сегодня обсудим некоторые негативные моменты, которые определенно повлияют на жизнь ребенка, когда он станет взрослым.
8. Не показывать ребенку свою любовь к нему
Для маленького человечка мама и папа — самые авторитетные люди на свете. Что происходит, когда ребенок не чувствует любви своих родителей?
— Самооценка ребенка сильно занижается, и он не любит себя. В результате некоторые люди во взрослой жизни пытаются изменить себя с помощью пластической хирургии.
— Другие родители, напротив, стараются отдать всю свою любовь детям и превратить свою заботу в тотальный контроль. Дети таких родителей также будут чувствовать себя несчастными.
7. Вы пытаетесь все контролировать
Почему родители должны строить отношения со своими детьми без тотального контроля? Родители порой забывают, что их дети выросли, и продолжают делать все за них. Такие дети не растут в эмоциональном плане и будут испытывать проблемы в межличностных отношениях.
Они будут продолжать думать, что весь мир вращается вокруг них. Повзрослев, эти люди не смогут строить нормальные отношения с людьми, так как не могут принимать решения и думают только о себе. Такое поведение, безусловно, приведет к конфликту.
6. Вы не даете своему ребенку самостоятельно принимать решения
Когда родители принимают решения за своих детей, они лишают их независимости. Каждый ребенок имеет право делать выбор (в соответствии с возрастом).
Неспособность принимать решения делает людей неспособными решать проблемы, и им всегда будет нужен кто-то, кто мог бы помочь. Таким людям будет нелегко найти свое место в этом мире, потому что они даже не знают, чего хотят.
5. Вы выясняете отношения с супругами при детях
Если родители постоянно спорят, дети могут посчитать себя виноватыми.
Эти люди обычно стараются избегать различных конфликтов или, наоборот, оскорбляют других. В будущем девочки неосознанно пытаются показать мужчинам, что они сильнее, а мальчики обычно повторяют поведение своих отцов. Кроме того, они часто думают, что их поступки носят негативный характер, и в результате этого у них могут развиться зависимости (например, алкогольная).
4. Вы требуете невозможного от своих детей
Ребенок доверяет взрослым, особенно своим родителям, и изо всех сил пытается сделать все, что ему говорят. Если он терпит неудачу, то начинает думать, что он — неудачник, который не заслуживает любви родителей.
Жить с таким человеком очень сложно. Эти люди всегда будут чрезмерно сосредоточены на успехе. Если они не сделают все возможное (по их мнению), будут чувствовать себя несчастными и даже подавленными. Такие дети в будущем обычно пытаются помешать членам своей семьи быть счастливыми.
3. Вы «убиваете» независимость ваших детей
К сожалению, контроль желаний ребенка — нормальное явление. Зачастую родители советуют своему ребенку посмотреть телевизор или поиграть в видеоигры, чтобы он их не беспокоил. Если такие ситуации происходят нечасто, то это нормально. Однако, этого не должно происходить постоянно. Цель каждого родителя — воспитать человека, способного жить независимо и принимать самостоятельные решения, руководствуясь своими потребностями и ценностями.
Эти люди обычно не могут жить нормальной самостоятельной жизнью и становятся зависимыми от кого-либо.. Они также не понимают, чего они хотят. В особо запущенных случаях у таких людей может развиться зависимое расстройство личности.
2. Как отец, вы не уделяете должного внимания своему ребенку
Недостаток внимания со стороны отца влияет на будущую жизнь как мальчиков, так и девочек. Мужество ребенка и его личностное развитие зависят от поведения их отцов. Так что же происходит, когда дети не получают достаточного внимания?
Мальчик может вести себя так же, как его отец. А девушки обычно испытывают трудности в построении отношений с противоположным полом. Дело в том, что женщины выбирают мужчин, которые похожи на их отцов. Они хотят иметь счастливую семью, но детский опыт заставляет их быть подозрительными по отношению к мужчинам.
1. Вы пренебрегаете чувствами своего ребенка
Иногда дети расстраиваются, как кажется взрослым, по пустякам. Но вместо поддержки их осуждают (например, «Это плохо», «Это хорошо» или «Мальчики не плачут») или бранят (например, «Хватит плакать» или «Не сердись»). Именно так некоторые родители пренебрежительно относятся к чувствам и эмоциям своих детей.
Чем лучше человек понимает и контролирует свои чувства, тем более он эмоционально устойчив. Также это важно, когда дело доходит до принятия решений. Повзрослев, такие дети не могут делиться своими эмоциями и зачастую «взрываются», выплескивая на окружающих свой подавленный гнев.
Так что, дорогие друзья, старайтесь не допускать ошибок в воспитании детей.
Источники картинок: depositphotos, depositphotos
Если данная статья оказалось полезной, ставьте лайк.
Не забывайте подписываться на мой канал, чтобы не пропустить интересное.
Читайте также:
15 очаровательных детей-моделей, смотреть на которых можно бесконечно
Дочь певицы Алсу стала победителем шоу «Голос.Дети». Справедливо ли?
Если бы герои сериала «Игра престолов» выступали на Олимпийских играх
Источник
Фото: https://pixabay.com/ru
В своем развитии человек проходит несколько возрастных периодов, каждый из которых важен, и отражается на дальнейшей жизни человека. Рассмотрим более подробно особенности развития личности от рождения до юности.
От рождения до года, норма: доверие к людям.
Самое главное, что должен получить ребенок в данном периоде — материнскую любовь, заботу. Только имея любовь, ребенок принимает решение — доверять миру. Если малыш не получил любовь — он миру доверять не сможет.
Этот временной отрезок самый важный в формировании личности человека (при условии, конечно, нормальной беременности). Поэтому врачи неустанно твердят о необходимости матери находиться рядом с малышом, заботиться о нем.
Правильное развитие дает малышу: доверие к людям, нормальную привязанность ребенка к родителям, удовлетворение потребностей малыша, в том числе в общении.
Неправильное, аномальное развитие личности формирует: недоверие к людям, эмоциональную изоляцию.
Если вовремя не скорректировать неправильно формирующуюся личность, развитие идет дальше.
От одного года до трех лет, следующий важный период.
В этот период у ребенка формируется самостоятельность, уверенность в себе. Родители должны помочь малышу почувствовать себя самостоятельным. Научить самостоятельно выполнять простые поручения.
Правильное развитие ребенка формирует — самостоятельную личность.
Неправильное, аномальное развитие, излишнее сюсюканье, или, наоборот, чрезмерная строгость, лишает ребенка этого дара. Личность ребенка формируется с отклонениями, в сторону сомнения в себе. Появляется гипертрофированное чувство стыда, чувство своей неполноценности, ущербности. Заметить неправильное развитие личности ребенка можно по следующим признакам: странное хождение — на цыпочках, пальчиках, семенящими шагами. Походка, как бы говорит о неуверенности малыша (не путать со здоровой временной неуклюжестью). Слабо развитая речь, нечеткий, слабый и вялый голос. Мало энергии у ребенка, он как бы извиняется и за эту энергию, за свои дела. «Извините, что я вот тут сейчас пройду», говорят походка, позы, жесты малыша.
Если вовремя не скорректировать неправильно формирующуюся личность, развитие идет дальше.
От 3-х до 5 лет — следующий значимый промежуток.
В это время формируется любознательность, активность, творческий потенциал, и, что особенно важно, полоролевое поведение.
При правильном развитии малыш ведет себя активно, живо интересуется всем, что его окружает: игрушками, людьми, окружающем миром. Задает множество вопросов. Понимает к какому полу он относится, ведет себя в соответствии со своей половой принадлежностью, подражает взрослому, своего пола. Живое воображение, здоровая любознательность, полоролевое поведение— показатель правильного развития детской личности.
Аномальная линия развития приводит к пассивности и безразличности к людям, вялости, отсутствию инициативы, инфантильности. К зависимости от родителей, от других детей, от взрослых. Развивается зависть. Признаки полоролевого поведения отсутствуют.
Если вовремя не скорректировать неправильно формирующуюся личность, развитие идет дальше.
Чем взрослее становится ребенок, тем труднее корректировать неправильно формирующуюся личность. Поэтому, еще раз хочется отметить, дорогие родители, не затягивайте с коррекционными мероприятиями, если вы заметили, что с ребенком, что-то не так, что развитие не соответствует возрасту и полу, не затягивайте, ведите малыша к специалисту.
Чем раньше будут исправлены ошибки, тем лучше и для ребенка, и для родителей.
От 5 до 11 лет — период формирования любви к труду, развитие познавательных и коммуникативных навыков.
Правильное развитие дает ребенку интерес и любовь к труду. Он сам будет проявлять заинтересованность, предлагать свою помощь маме и папе. Попросится постирать вместе с мамой, почистить картошку, прибить гвоздь вместе с папой. В данный период формируется у ребенка чувство долга, стремление к успеху, освоение простых работ, действий.
Аномальное развитие — закрепляет в ребенке чувство собственной неполноценности. Нет развития трудовых навыков, либо они слишком слаборазвиты. Ребенок начинает избегать сложных заданий, тяготится соревнованиями. Развивается: зависимость, слабоволие, слабохарактерность, пассивное поведение, чрезмерная конформность. Конформность— повторение, подобие другого, чрезмерное послушание, отсутствие своих взглядов.
Если вовремя не скорректировать неправильно формирующуюся личность, развитие идет дальше.
Период от 11 до 20 лет — период полового созревания, здесь и подростковый период и ранняя юность.
При правильном развитии личности — окончательно формируется половое поведение. Личность ведет себя в соответствии со свои полом: выбирает методы общения, игры, одежду, прическу, занятия, профессию.
Для данного возраста характерно: активный поиск себя, выбор профессии, становление мировоззрения, умение подчиняться, умение при необходимости быть лидером.
При аномальном векторе развития личности — путаница ролей. Низкая активность, фиксация на себе, большое желание разобраться в себе, в ущерб общению со сверстниками. Потеря трудовой активности, поведение, несвойственное полу, смешение добра и зла, путаница в моральных и мировоззренческих установках.
Если личности не оказать помощь в данный промежуток времени, во взрослую жизнь выйдет человек, неготовый к ней. Дальнейшая взрослая, самостоятельная жизнь: выбор, поступки, которые будет совершать индивид, развитие которого происходило с аномалиями, — будут неверными, сопряжены со множеством ошибок. Возможно, что за человека выбор и все решения будет принимать кто-то другой, что разумеется, критично для жизни.
Автор: Лубянская Светлана, клинический психолог
Используемый материал: эпигенетическая теория личности Эрика Эриксона
Источник