Требования к возрастному развитию ребенка

Требования к возрастному развитию ребенка thumbnail

ТРЕБОВАНИЯ К ВОЗРАСТНОМУ РАЗВИТИЮ РЕБЕНКА

Содержание:

1.        Работа с домашним заданием. Ответы для самопроверки

2. Новый материал ТРЕБОВАНИЯ К ВОЗРАСТНОМУ РАЗВИТИЮ РЕБЕН-КА

3. Вопросы для самопроверки.

4. Домашнее задание

1.        Работа с домашним заданием. Ответы для самопроверки

Правильные варианты ответов

Случай 1. Наташа, 15 лет — Пропорции тела постепенно становятся похожими на пропорции взрослого человека, демонстрирует независимость, защищает себя и стоит за справедливость (4-6 лет), понимает причинноследственные отношения, выражает идеи, задает вопросы, участвует в обсуждении (4-6 лет)

Правильные ответы:

физическое развитие — 6-12 лет

эмоциональное/ социальное развитие — 4-6 лет

Интеллектуальное развитие — 4-6 лет

Случай 2. Миша — 5 лет — Очень подвижен, Разбирает простые предметы и собирает их, Проявляет негативизм, стадия слова «НЕТ», Начинает осознавать себя как независимую личность и отстаивать свою независимость, определяет границы дозволенного, стремится быть рядом с мамой и стремится постоянно общаться с ней, ищет одобрения, просит помощи, любит творческие занятия, например, строить, рисовать, лепит, любит изображать и имитировать действия других

Правильные ответы:

физическое развитие — 2-3 года

эмоциональное/ социальное развитие — 14-24 месяца

Интеллектуальное развитие — 2-3 года

2. Новый материал ТРЕБОВАНИЯ К ВОЗРАСТНОМУ РАЗВИТИЮ РЕБЕНКА

Воспитание ребенка требует правильных ориентиров. Такими ориентирами являются возрастные потребности детей и возрастные нормы их развития.

ПОЗНАКОМЬТЕСЬ, ПОЖАЛУЙСТА, С ПОТРЕБНОСТЯМИ ДЕТЕЙ РАЗЛИЧНОГО ВОЗРАСТА И ПОКАЗАТЕЛЯМИ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ

ОСНОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

НАЛИЧИЕ ПРИВЯЗАННОСТИ К РОДИТЕЛЯМ ИЛИ ЗАМЕЩАЮЩИМ ЛИЦАМ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УХОД, ОЩУЩЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ, ВКЛЮЧАЮЩЕЙ СОБСТВЕННУЮ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ, СТАБИЛЬНОСТЬ ЛИЧНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ, ЗНАКОМЫЕ УСЛОВИЯ ОБИТАНИЯ, ВОЗМОЖНОСТЬ УЧИТЬСЯ НА СОБСТВЕННОМ ОПЫТЕ

СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА ДО ГОДА

ВЫРАЖАЕТСЯ В СОСАНИИ, КОНТАКТЕ «ГЛАЗА В ГЛАЗА», УЛЫБКЕ, «ГУЛЕНИИ», РЕАКЦИЯХ НА ЗНАКОМЫЕ СИТУАЦИИ, УДОВОЛЬСТВИИ ОТ КУПАНИЯ, УХОДА ЗА НИМ, ПОЗЖЕ — В МАНИПУЛИРОВАНИИ ПРЕДМЕТАМИ, РАЗЛИЧЕНИИ СВОИХ И ЧУЖИХ, ЛЕПЕТЕ

САМ ЕСТ, КОНТРОЛИРУЕТ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ, ПОМОГАЕТ В ДОМАШНЕЙ РАБОТЕ, ИГРАЕТ С ДРУГИМИ ДЕТЬМИ, ДЕМОНСТРИРУЕТ ПРИВЯЗАННОСТЬ К МЛАДШИМ БРАТЬЯМ И СЕСТРАМ, ПОНИМАЕТ РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ НАСТОЯЩИМ И ПРОШЛЫМ, УМЕЕТ ОТЛОЖИТЬ ЖЕЛАЕМОЕ НА БУДУЩЕЕ (МОЖЕТ ПОДОЖДАТЬ).

НАЧИНАЕТ ОВЛАДЕВАТЬ ЭЛЕМЕНТАРНЫМ СОТРУДНИЧЕСТВОМ С ВЗРОСЛЫМ, НУЖДАЕТСЯ В ОБЩЕНИИ С ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ, НАЧИНАЕТ ПРОЯВЛЯТЬ ИНИЦИАТИВНОСТЬ, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, НЕЗАВИСИМОСТЬ, ВЕРИТЬ В СВОИ ВОЗМОЖНОСТИ, У НЕГО ПОЯВЛЯЕТСЯ ПОТРЕБНОСТЬ ДЕЙСТВОВАТЬ САМОМУ, ВОЗНИКАЮТ ЭЛЕМЕНТЫ ВОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ; РАЗВИВАЕТСЯ САМООЦЕНКА И СТРЕМЛЕНИЕ СООТВЕТСТВОВАТЬ ТРЕБОВАНИЯМ ВЗРОСЛЫХ. 

В ПРАКТИЧЕСКОМ ПОВЕДЕНИИ ЭТО ВЫРАЖАЕТСЯ В ДОВЕРИИ И СИМПАТИИ К БЛИЗКИМ, В ПОТРЕБНОСТИ В ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОМ ВНИМАНИИ ВЗРОСЛОГО, ОБЩЕНИИ С НИМ ПО ПОВОДУ ИГРУШЕК, ДЕЙСТВИЙ С НИМИ; В ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ ЧТО ХОРОШО, ЧТО ПЛОХО, ЧТО МОЖНО ДЕЛАТЬ, А ЧЕГО НЕЛЬЗЯ; В НАЧАЛЬНОМ УМЕНИИ ВЕЖЛИВО СЕБЯ ВЕСТИ; УМЕНИИ СЛУШАТЬ ВЗРОСЛОГО, ВЫПОЛНЯТЬ ПРОСЬБУ, ПОРУЧЕНИЕ ВЗРОСЛОГО.

РЕБЕНОК УЖЕ УМЕЛО САМОСТОЯТЕЛЬНО ЕСТ, САМ РАЗДЕВАЕТСЯ И ОДЕВАЕТСЯ, НЕЗАВИСИМ И УПРЯМ ДО ДЕРЗОСТИ, ЛЮБИТ ИГРЫ С ВООБРАЖАЕМЫМИ СИТУАЦИЯМИ, ПЕРЕОДЕВАНИЕМ. ЗНАЕТ ПОНЯТИЯ «ПО ОЧЕРЕДИ», «ДЕЛИТЬСЯ»,  «ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ». ПОСТОЯННО ЗАДАЕТ ВОПРОСЫ. ПОНИМАЕТ ЗНАЧИТЕЛЬНО БОЛЬШЕ СЛОВ, ЧЕМ ИСПОЛЬЗУЕТ

ДЕЙСТВУЕТ В СОГЛАСИИ С ДРУГИМИ, ДЕМОНСТРИРУЕТ ЧУВСТВО ЮМОРА, ЗАЩИЩАЕТ МЛАДШИХ И ЖИВОТНЫХ, УЧАСТВУЕТ В СЛОЖНЫХ ГРУППОВЫХ ИГРАХ; ИМЕЕТ ОБШИРНЫЙ ЗАПАС СЛОВ, РАССКАЗЫВАЕТ ДЛИННЫЕ ИСТОРИИ, ПОСТОЯННО ЗАДАЕТ ВОПРОСЫ, НУЖДАЕТСЯ В ОБЩЕСТВЕ СВЕРСТНИКОВ, ЧТОБЫ ИЗОБРЕТАТЬ, ДЕЛАТЬ ЧТО-ТО ПО ОЧЕРЕДИ, СПОРИТЬ И ДОГОВАРИВАТЬСЯ; ПРОВОРНО ЛАЗАЕТ, ИЗОБРЕТАЕТ ТРЮКИ, ПРЫГАЕТ И СКАЧЕТ.

ОРИЕНТИРУЕТСЯ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ, ОСОЗНАЕТ ОТНОШЕНИЕ К СЕБЕ ОКРУЖАЮЩИХ. ЗАМЕЧАЕТ ИЗМЕНЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЛЮДЕЙ, ПРОЯВЛЯЕТ ВНИМАНИЕ, СОЧУВСТВИЕ; МОЖЕТ ВХОДИТЬ В УСТОЙЧИВЫЕ ИГРОВЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ДЕТЕЙ, ВЫРАЖАЕТ В ОБЩЕНИИ И СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАДОСТЬ, ВОСТОРГ, ГРУСТЬ И Т. П.        В ПРАКТИЧЕСКОМ ПОВЕДЕНИИ ЭТО ВЫРАЖАЕТСЯ В ИНТЕРЕСЕ, ВНИМАНИИ И ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОМ ОТНОШЕНИИ К ОКРУЖАЮЩИМ, В ИСКРЕННЕМ ВЫРАЖЕНИИ СВОИХ ЧУВСТВ, В ПОНИМАНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЛЮДЕЙ, В ПОЛОЖИТЕЛЬНОМ ОТНОШЕНИИ К СОБСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ («Я ХОРОШИЙ»).

ХОЧЕТ БЫТЬ ПРИЗНАННЫМ.

ВОЗНИКАЕТ ТАКОЕ НРАВСТВЕННОЕ ЧУВСТВО КАК СОВЕСТЬ (ВЫРАЖАЕТСЯ В ПОВЕДЕНИИ КАК «ДОЛЖЕН»), ОН ИСПЫТЫВАЕТ ГОРДОСТЬ И ГНЕВ. ОН ЗНАЕТ НОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ, У НЕГО НАЧИНАЕТ СКЛАДЫВАТЬСЯ ПРИВЫЧКА ХОРОШО СЕБЯ ВЕСТИ. СТРЕМЛЕНИЕ К САМОУТВЕРЖДЕНИЮ СТИМУЛИРУЕТ ЕГО К НОРМАТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ.

В БОРЬБЕ «ХОЧУ» И «НАДО» ОСОЗНАЕТСЯ НЕОБХОДИМОСТЬ ВЫБОРА «НАДО».

ШЕСТИЛЕТНИЙ РЕБЕНОК УЖЕ ЗНАЕТ О СВОЕЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ К ОПРЕДЕЛЕННОМУ ПОЛУ И СТАРАЕТСЯ УТВЕРДИТЬСЯ В СВОЕЙ ПОЗИЦИИ.

ПРОЯВЛЯЕТ ДОБРОТУ И ЗАБОТУ, ОКАЗЫВАЕТ ПОМОЩЬ, МОЖЕТ САМ ПОПРОСИТЬ О ПОМОЩИ, ХОРОШО ОРИЕНТИРУЕТСЯ В НОВОЙ ОБСТАНОВКЕ, ПОНИМАЕТ РАЗНЫЙ ХАРАКТЕР ОТНОШЕНИЯ К СЕБЕ, ПОНИМАЕТ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ ОКРУЖАЮЩИХ; СПОСОБЕН УПРАВЛЯТЬ СВОИМ ПОВЕДЕНИЕМ, ХОРОШО ДЕЙСТВУЕТ В ОБЩЕСТВЕ КАК ВЗРОСЛЫХ, ТАК И СВЕРСТНИКОВ; ПРОЯВЛЯЕТ ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА; СТРЕМИТСЯ ЗАНЯТЬ В ОБЩЕСТВЕ ПОДОБАЮЩЕЕ МЕСТО, АДЕКВАТНО ОЦЕНИВАЕТ СЕБЯ В СРАВНЕНИИ С ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ.

СВОБОДНО ВЫРАЖАЕТ СВОИИ ЖЕЛАНИЯ, АКТИВЕН, ГОТОВ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СПОСОБЕН К ВОЛЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ, К ПРЕОДОЛЕНИЮ НЕПОСРЕДСТВЕННЫХ ЖЕЛАНИЙ.

ПРИ ПРАВИЛЬНОМ СОЦИАЛЬНОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНОК ОСТОРОЖЕН, ИЗБЕГАЕТ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ, ЗНАЕТ, КАК СЕБЯ ВЕСТИ В НЕЗНАКОМОЙ ОБСТАНОВКЕ, ПРОЯВЛЯЕТ РАЗУМНУЮ ОСТОРОЖНОСТЬ.

ИМЕЕТ ЗАВЫШЕННУЮ САМООЦЕНКУ, ЧТО ПОЗВОЛЯЕТ ЕМУ СВОБОДНО ОСВАИВАТЬ НОВЫЕ СФЕРЫ.

ОБЛАДАЕТ ЧУВСТВОМ СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА, ОТСТАИВАЕТ СОБСТВЕННУЮ ПОЗИЦИЮ.

ВНИМАНИЕ!!!

ИТАК, К КОНЦУ ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА РЕБЕНОК:

  •        ОСОЗНАЕТ СВОЮ ПОЛОВУЮ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ, СВОЕ МЕСТО СРЕДИ ЛЮДЕЙ, ЗНАЕТ, КАКОЕ МЕСТО ЕМУ ПРЕДСТОИТ ЗАНЯТЬ В БЛИЖАЙШЕМ БУДУЩЕМ — СТАТЬ ШКОЛЬНИКОМ;
  •        УМЕЕТ СТРОИТЬ ОТНОШЕНИЯ С РОДСТВЕННИКАМИ, С РОВЕСНИКАМИ И ПОСТОРОННИМИ ВЗРОСЛЫМИ;
  •        ПОНИМАЕТ, ЧТО ЕГО ОЦЕНИВАЮТ ПО ПОСТУПКАМ, У НЕГО РАЗВИТА СПОСОБНОСТЬ АНАЛИЗИРОВАТЬ СВОЕ ПОВЕДЕНИЕ;
  •        ПОНИМАЕТ, ЧТО МОТИВУ «Я ДОЛЖЕН» ПОЛАГАЕТСЯ ПРЕОБЛАДАТЬ НАД «Я ХОЧУ»; 

ВАЖНЕЙШИЙ ИТОГ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА — ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.

РЕБЕНОК В ВОЗРАСТЕ ОТ 7 ДО 11 ЛЕТ

ОБОСТРЯЕТСЯ ИНТЕРЕС, КАК УСТРОЕНЫ ВЕЩИ И КАК ИХ МОЖНО ПРИСПОСОБИТЬ К ЧЕМУ-НИБУДЬ.

ГЛАВНОЙ ЯВЛЯЕТСЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ДЕТИ УЧАТСЯ КОНТРОЛИРОВАТЬ ДРУГ ДРУГА И СЕБЯ, ОЦЕНИВАТЬ, УСВОЕНО ИЛИ НЕТ ТО ИЛИ ИНОЕ УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ.

Читайте также:  Развитие ребенка от 1 года до 3 лет массаж

ПРИ ОБЩЕНИИ ДЕТЕЙ МЕЖДУ СОБОЙ РАЗВИВАЮТСЯ ТАКИЕ КАЧЕСТВА, КАК КРИТИЧНОСТЬ, ТЕРПИМОСТЬ, УМЕНИЕ ВСТАТЬ НА ТОЧКУ ЗРЕНИЯ ДРУГОГО.

ОЧЕНЬ ВАЖНО ОБЕСПЕЧИТЬ РЕАЛЬНОЕ И ПОСТОЯННОЕ, А НЕ ЭПИЗОДИЧЕСКОЕ ВКЛЮЧЕНИЕ РЕБЕНКА В ПРОЦЕСС САМООБСЛУЖИВАНИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЯ ЕГО ПОДГОТОВКУ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ.

НЕ МЕНЕЕ ВАЖНО СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ТРУДА РЕБЕНКА, КОТОРЫЙ БЫ УВЛЕКАЛ ЕГО СВОИМ СОДЕРЖАНИЕМ, ПРОЦЕССОМ РАБОТЫ И КОНЕЧНЫМ РЕЗУЛЬТАТОМ.

ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ САМАЯ РАЗНООБРАЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ДЛЯ РЕБЕНКА, КОТОРОЙ ОН СТРЕМИТСЯ ОВЛАДЕТЬ. ИНИЦИАТИВА В ВЫБОРЕ И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЭТОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИНАДЛЕЖИТ РЕБЕНКУ. ЕЕ НАЛИЧИЕ СПОСОБСТВУЕТ РАЗВИТИЮ УМЕЛОСТИ И КОМПЕТЕНТНОСТИ, ПОВЫШАЕТ САМООЦЕНКУ РЕБЕНКА.

ОСОБЕННО ВАЖНО СФОРМИРОВАТЬ У РЕБЕНКА ИНТЕРЕС К РЕЗУЛЬТАТАМ СВОЕГО ТРУДА. ЕСЛИ ЭТОГО НЕТ И РАБОТА ДЛЯ НЕГО — ПРОСТО НЕПРИЯТНАЯ ПОВИННОСТЬ, КОТОРУЮ ОН ВЫПОЛНЯЕТ ТОЛЬКО ПОД УСИЛЕННЫМ КОНТРОЛЕМ, ТО ЕЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ РАВНО НУЛЮ (ЕСЛИ НЕ ОТРИЦАТЕЛЬНОЙ ВЕЛИЧИНЕ) — РЕБЕНОК СТРЕМИТСЯ ПОСКОРЕЕ ОТДЕЛАТЬСЯ ОТ НЕЕ, ЗАБЫТЬ О НЕЙ.

РЕШАЮЩЕЕ УСЛОВИЕ ВОСПИТАНИЯ У РЕБЕНКА ЛЮБВИ К ТРУДУ: ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР ВЗРОСЛЫХ, ИХ ОТНОШЕНИЕ К ДЕЛУ.

ИГРА — ЭТО СПОСОБ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ.

ОСОБОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕЮТ ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ.

ДЕТИ ПРИУЧАЮТСЯ ДЕЙСТВОВАТЬ В СООТВЕТСТВИИ С ЭЛЕМЕНТАРНЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ, КОТОРЫЕ ПРЕДПОЛАГАЮТ КОЛЛЕКТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ.

ИГРА СПОСОБСТВУЕТ ВЫЯВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ, В НИХ НАХОДИТ ВЫХОД НЕУЕМНАЯ ТЯГА ДЕТЕЙ К ДВИЖЕНИЮ, К СОРЕВНОВАНИЮ. ИГРА СТАНОВИТСЯ ЕЩЕ БОЛЕЕ ВАЖНОЙ, ЕЩЕ БОЛЕЕ СЕРЬЕЗНОЙ И ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОЙ, КОГДА В НЕЙ ПРИНИМАЕТ УЧАСТИЕ ВЗРОСЛЫЙ.

С 7 ЛЕТ НАЧИНАЕТСЯ ВТОРОЙ ЭТАП ПОЛОРОЛЕВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ. МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ ОБРАЗУЮТ ОДНОРОДНЫЕ ПО ПОЛОВОМУ ПРИЗНАКУ ГРУППЫ СО СВОИМИ РИТУАЛАМИ И НОРМАМИ ПОВЕДЕНИЯ. ОТНОШЕНИЯ С ПРОТИВОПОЛОЖНОЙ ГРУППОЙ ЧАСТО ПРИНИМАЮТ ХАРАКТЕР ПРОТИВОСТОЯНИЯ. У МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК ПОЯВЛЯЕТСЯ НАСУЩНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ БЛИЗОСТИ С ВЗРОСЛЫМ СВОЕГО ПОЛА.

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ — ЭТО ПЕРИОД МЕЖДУ ДЕТСТВОМ И ВЗРОСЛОСТЬЮ.

ДОСТИЖЕНИЕ «ВЗРОСЛОЙ ОТВЕТСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ», ПРЕЖДЕ ВСЕГО, СВЯЗАНО С РАЗВИТИЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ.

РАЗВИТИЕ СТРЕМЛЕНИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО ПРИ ПРИЗНАНИИ СО СТОРОНЫ ВЗРОСЛЫХ ВОЗМОЖНОСТИ ПОДРОСТКА ДЕЙСТВОВАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО!!!

ПОДРОСТКУ НЕОБХОДИМО, ЧТОБЫ ЗА НИМ ПРИЗНАЛИ НЕ ТОЛЬКО «ВЗРОСЛЫЕ» ОБЯЗАННОСТИ, НО И «ВЗРОСЛЫЕ» ПРАВА.

СТРЕМЛЕНИЕ ПОДРОСТКА К ЗАНЯТИЮ БОЛЕЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ, БОЛЕЕ «ВЗРОСЛОЙ» ПОЗИЦИИ НАКЛАДЫВАЕТ ОТПЕЧАТОК НА ЕГО ОТНОШЕНИЯ С ВЗРОСЛЫМИ (РОДИТЕЛЯМИ, ЗАМЕНЯЮЩИМИ ИХ ЛИЦАМИ) — ПРОИСХОДИТ ОСЛАБЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ.

ПРЕОБЛАДАЮЩЕЕ ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ ЗАМЕЩАЕТСЯ ВЛИЯНИЕМ ГРУППЫ СВЕРСТНИКОВ.

В СВЯЗИ С ЭТИМ ПРОИСХОДИТ ПОСТЕПЕННОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ОПЕКИ РОДИТЕЛЕЙ (ЛИЦ, ИХ ЗАМЕНЯЮЩИХ) И ВХОЖДЕНИЕ В ГРУППУ СВЕРСТНИКОВ. В  ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ ПОДРОСТОК ХОЧЕТ ПОЛУЧИТЬ ПРИЗНАНИЕ, БЫТЬ ПРИНЯТЫМ.

МЕНЯЕТСЯ ОТНОШЕНИЕ И К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ЛИБО ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПЕРЕХ НА НОВЫЙ, БОЛЕЕ ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ (РАСКРЫВАЕТСЯ СМЫСЛ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК САМООБРАЗОВАНИЕ И САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ), ЛИБО УТРАЧИВАЕТСЯ ИНТЕРЕС.

ПОДРОСТОК НАЧИНАЕТ ОПРОБОВАТЬ ВЗРОСЛОЕ ПОВЕДЕНИЕ, СВОИ БУДУЩИЕ ВЗРОСЛЫЕ РОЛИ.

ПОДРОСТОК ОСОЗНАЕТ СВОЮ ВРЕМЕННУЮ ПЕРСПЕКТИВУ, Т.Е. ОТ ДЕТСКОГО ПРОШЛОГО ДО ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СЕБЯ В БУДУЩЕМ.

ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ВЫБОРЫ (ВЫБОР ПРОФЕССИИ, ПОЛОВОГО ПОВЕДЕНИЯ, ЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ).

РАЗВИВАЕТСЯ САМООЦЕНКА

В 10-11 ЛЕТ У ПОДРОСТКА ПРЕОБЛАДАЮТ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ОЦЕНКИ И ПОТРЕБНОСТЬ В САМООЦЕНКЕ СТАЛКИВАЕТСЯ С НЕУМЕНИЕМ ОЦЕНИТЬ СЕБЯ, МОЖЕТ АНАЛИЗИРОВАТЬ ТОЛЬКО СВОИ ОТДЕЛЬНЫЕ ПОСТУПКИ.

В 12-13 ЛЕТ ОБЩЕЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К СЕБЕ СОЧЕТАЕТСЯ С ОТРИЦАТЕЛЬНЫМИ ОЦЕНКАМИ СЕБЯ В ОТДЕЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ, ЗАВИСЯЩИМИ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ОТ ОЦЕНОК ОКРУЖАЮЩИХ, ОСОБЕННО СВЕРСТНИКОВ. ПЫТАЕТСЯ ПОНЯТЬ  ЧЕРТЫ СОБСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА, ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ.

В 14-15 ЛЕТ ВОЗРАСТАЕТ КРИТИЧНОСТЬ К СЕБЕ.

ФОРМИРУЕТСЯ «ЧУВСТВО ВЗРОСЛОСТИ»: ПОТРЕБНОСТИ В УВАЖЕНИИ, ДОВЕРИИ, ПРИЗНАНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА И ПРАВА НА ОПРЕДЕЛЕННУЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, ЖЕЛАНИЯ ОГРАДИТЬ НЕКОТОРЫЕ СВОИ СФЕРЫ ЖИЗНИ ОТ ВМЕШАТЕЛЬСТВА ВЗРОСЛЫХ. ФОРМИРУЕТСЯ СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ.

ПОДРОСТОК СТРЕМИТСЯ К ОВЛАДЕНИЮ ГЛУБОКИМИ ЗНАНИЯМИ, ХОТЯ БЫ В КАКОЙ-ЛИБО ОГРАНИЧЕННОЙ ОБЛАСТИ.

ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМО РАСШИРЕНИЕ ЗОНЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ!!!

ЗАДАЧА ВОЗРАСТА — ЛИЧНОСТНОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ.

СТАРШЕКЛАССНИКИ ПРИ ОЦЕНКЕ СЕБЯ И ОКРУЖАЮЩИХ ВСЕ БОЛЬШЕ НАЧИНАЮТ ЗАВИСЕТЬ ОТ НАКОПЛЕННЫХ ЗНАНИЙ О СЕБЕ, ЧЕМ ОТ МНЕНИЯ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ПРЕДПОЛАГАЕТ:

  •        РАЗВИТИЕ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ И САМОПРИНЯТИЕ,
  •        РАЗВИТИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К МИРУ И ПРИНЯТИЕ ДРУГИХ,
  •        РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, АВТОНОМНОСТИ, МОТИВАЦИИ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ.

ПРИЧИНОЙ НЕПРАВИЛЬНОГО ВЫБОРА ПРОФЕССИИ МОГУТ БЫТЬ КАК ВНЕШНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, СВЯЗАННЫЕ С НЕВОЗМОЖНОСТЬЮ ОСУЩЕСТВИТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР ПО ИНТЕРЕСАМ, ТАК И ВНУТРЕННИЕ, СВЯЗАННЫЕ С НЕДОСТАТОЧНЫМ ОСОЗНАНИЕМ СВОИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СКЛОННОСТЕЙ ИЛИ НЕПРАВИЛЬНЫМ ПРЕДСТАВЛЕНИЕМ О СОДЕРЖАНИИ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ВЫБОР ПРОФЕССИИ ДОЛЖЕН ПРОИСХОДИТЬ НА ОСНОВЕ ОСОЗНАНИЯ СВОИХ СКЛОННОСТЕЙ И СПОСОБНОСТЕЙ.

ЖИЗНЕННОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ВКЛЮЧАЕТ:

  • ВЫБОР УЧЕБЫ, ТРУДА, ДРУГА, ОБРАЗА ЖИЗНИ, МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА И Т. Д.;
  • ОКАЗЫВАЕТ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ СЕМЕЙНЫХ УСТАНОВОК — ЖЕЛАНИЕ ИМЕТЬ СОБСТВЕННУЮ СЕМЬЮ, ДЕТЕЙ, ВЫПОЛНЯТЬ СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ МУЖА, ОТЦА, ЖЕНЫ, МАТЕРИ;
  • СПОСОБСТВУЕТ УСВОЕНИЮ НЕОБХОДИМЫХ НАВЫКОВ.

РЕЗУЛЬТАТОМ ЖИЗНЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ГОТОВНОСТЬ СВЯЗАТЬ СЕБЯ КОНКРЕТНЫМИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМИ «ЛЮБИТЬ И РАБОТАТЬ».

ЮНОШИ ЗАМЕНЯЮТ КОЛИЧЕСТВО ДРУЗЕЙ КАЧЕСТВОМ БЛИЗКОЙ ДРУЖБЫ С НЕМНОГИМИ СВЕРСТНИКАМИ, РАЗДЕЛЯЮЩИМИ ИХ ЦЕННОСТИ. ДРУЖБА УЧИТ СОИЗМЕРЕНИЮ СВОИХ ПОСТУПКОВ, ЖЕЛАНИЙ, ПЛАНОВ С ПОСТУПКАМИ, ЖЕЛАНИЯМИ И ПЛАНАМИ ДРУГОГО, ЗАБОТЕ И ЧУТКОСТИ. ЛЮДИ, НЕ ИМЕВШИЕ ПОДОБНОГО ОПЫТА, НЕРЕДКО НЕУДАЧЛИВЫ В ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ, ОНИ НЕ МОГУТ НАУЧИТЬСЯ ВЗАИМОПОНИМАНИЮ.

ПОЯВЛЯЮТСЯ ДРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ПРОТИВОПОЛОЖНОГО ПОЛА. РЕБЯТ МЕНЬШЕ ЗАНИМАЕТ ВНЕШНОСТЬ И БОЛЬШЕ ИНТЕРЕСУЮТ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ И ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ.

ОБЩЕНИЕ С ВЗРОСЛЫМИ ПОМОГАЮТ СФОРМИРОВАТЬ СПОСОБНОСТИ СТРОИТЬ ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ, РАЗБИРАТЬСЯ В ЛИЧНЫХ ОСОБЕННОСТЯХ И КАЧЕСТВАХ ЛЮДЕЙ, СОЗНАТЕЛЬНО ПОДЧИНЯТЬСЯ НОРМАМ, ПРИНЯТЫМ В ОБЩЕСТВЕ, ДАЮТ ЗНАНИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ БУДУЩЕЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ.

БОЛЬШУЮ РОЛЬ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ НАЧИНАЕТ ИГРАТЬ:

  •        ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  •        СПОСОБНОСТЬ ВЕСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ ЖИЗНЬ
  •        ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ К БЫТОВОМУ ТРУДУ, КОТОРАЯ ПРЕДПОЛАГАЕТ ОВЛАДЕНИЕ НЕОБХОДИМОЙ СУММОЙ ЗНАНИЙ И ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.
  •        ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ, ОТВЕТСТВЕННОЕ И УВЕРЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ К СОБСТВЕННОМУ ТЕЛУ И ФИЗИЧЕСКОМУ ЗДОРОВЬЮ.
Читайте также:  Ребенок с отклонением в развитии мастюкова

ГОТОВНОСТЬ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ ПРЕДПОЛАГАЕТ ДОСТИЖЕНИЕ ЗРЕЛОСТИ, ОСНОВНЫМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ КОТОРОЙ ЯВЛЯЮТСЯ:

  •        СТРЕМЛЕНИЕ К САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ;
  •        СПОСОБНОСТЬ УСТАНАВЛИВАТЬ ОТНОШЕНИЯ, ПРЕДПОЛАГАЮ-ЩИЕ ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА И ВЗАИМНУЮ ПРЕДАННОСТЬ ПРИ СОХРАНЕНИИ ВНУТРЕННЕЙ НЕЗАВИСИМОСТИ;
  •        УМЕНИЕ ПРИНИМАТЬ НА СЕБЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПОСЛЕДСТВИЯ СВОИХ ДЕЙСТВИЙ;
  •        ГОТОВНОСТЬ СОВЕРШАТЬ УСИЛИЯ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ СВОИХ ЦЕЛЕЙ, ОСНОВАННАЯ НА УВЕРЕННОСТИ, ЧТО ОЧЕНЬ МНОГОЕ В ЖИЗНИ ЗАВИСИТ ОТ СОБСТВЕННЫХ УСИЛИЙ И СПОСОБНОСТЕЙ;
  •        ОРИЕНТАЦИЯ НА СЕБЯ ПРИ ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ;
  •        УМЕНИЕ ВИДЕТЬ РАЗНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ПОСТУПАТЬ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СЛОЖИВШЕЙСЯ СИТУАЦИИ.

3. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

1.В КАКОМ ВОЗРАСТЕ РЕБЕНОК ДЕМОНСТРИРУЕТ ПРИВЯЗАННОСТЬ К МЛАДШИМ БРАТЬЯМ И СЕСТРАМ

1        К 5 ГОДАМ        

2        К 3-М ГОДАМ        

3        К 7 ГОДАМ        

Ключ:

Правильный ответ — №2, 5 баллов

2.В КАКОМ ВОЗРАСТЕ РЕБЕНОК НЕЗАВИСИМ И УПРЯМ ДО ДЕРЗОСТИ

1        К 5 ГОДАМ        

2        К  4  ГОДАМ        

3        К 7 ГОДАМ        

Ключ:

Правильный ответ — №2, 5 баллов

3.В КАКОМ ВОЗРАСТЕ У РЕБЕНОК ВОЗНИКАЕТ ТАКОЕ НРАВСТВЕННОЕ ЧУВСТВО КАК СОВЕСТЬ

1        К 5 ГОДАМ        

2        К  6  ГОДАМ        

3        К 7 ГОДАМ        

Ключ:

Правильный ответ — №2, 5 баллов

4.В КАКОМ ВОЗРАСТЕ РЕБЕНОК ПРОЯВЛЯЕТ ДОБРОТУ И ЗАБОТУ, ОКАЗЫВАЕТ ПОМОЩЬ, МОЖЕТ САМ ПОПРОСИТЬ О ПОМОЩИ, ПОНИМАЕТ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ ОКРУЖАЮЩИХ

1        К 5 ГОДАМ        

2        К  6  ГОДАМ        

3        К 7 ГОДАМ        

Ключ:

Правильный ответ — №3, 5 баллов

5.В КАКОМ ВОЗРАСТЕ РЕБЕНОК РАЗВИВАЮТСЯ ТАКИЕ КАЧЕСТВА, КАК КРИТИЧНОСТЬ, ТЕРПИМОСТЬ, УМЕНИЕ ВСТАТЬ НА ТОЧКУ ЗРЕНИЯ ДРУГОГО

1        ОТ 3 ДО 5 ЛЕТ        

2        ОТ 7 ДО 11 ЛЕТ        

3        ОТ 12 ДО 15 ЛЕТ        

Ключ:

Правильный ответ — №3, 5 баллов

6. В КАКОМ ВОЗРАСТЕ ОСОБОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПЕОБРЕТАЮТ ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ

1        ОТ 3 ДО 5 ЛЕТ        

2        ОТ 7 ДО 11 ЛЕТ        

3        ОТ 12 ДО 15 ЛЕТ        

Ключ:

Правильный ответ — №2, 5 баллов

7. ПОДРОСТОК МОЖЕТ СТАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ И ОТВЕТСТВЕННЫМ, ЕСЛИ

1        ВЗРОСЛЫЙ ПОСТОЯННО КОНТРОЛИРУЕТ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКА        

2        ПОДРОСТОК ЗНАЕТ СВОИ ПРАВА        

3        ВЗРОСЛЫЙ ПРИЗНАЕТ ВОЗМОЖНОСТИ ПОДРОСТКА ДЕЙСТВОВАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО И ПРЕДОСТАВЛЯЕТ ТАКУЮ ВОЗМОЖНОСТЬ        

Ключ:

Правильные ответы — №2, 3. За каждый правильный ответ оценка — 5 баллов.

8. В КАКОМ ВОЗРАСТЕ ЗАДАЧЕЙ РАЗВИТИЕ СТАНОВИТСЯ ОСЛАБЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ С РОДИТЕЛЯМИ И НЕОБХОДИМОСТЬ ПО-ЛУЧИТЬ ПРИЗНАНИЕ, БЫТЬ ПРИНЯТЫМ ГРУППОЙ СВЕРСТНИКОВ

1        ОТ 16 ДО 18 ЛЕТ        

2        ОТ 7 ДО 11 ЛЕТ        

3        ОТ 12 ДО 15 ЛЕТ        

Ключ:

Правильный ответ — №3, 5 баллов

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: «ВЛИЯНИЕ ВОЗРАСТА РЕБЕНКА НА ЕГО ВХОЖДЕНИЕ В НОВУЮ СЕМЬЮ»

ПОЗНАКОМЬТЕСЬ, ПОЖАЛУЙСТА, С МАТЕРИАЛОМ, ПРЕДСТАВЛЕННЫМ В ТАБЛИЦЕ

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

1. КАКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОЗНИКАЮТ У РЕБЕНКА ОТ 6 МЕСЯЦЕВ ДО ГОДА ПРИ ПОМЕЩЕНИИ В НОВУЮ СЕМЬЮ

1        НЕГАТИВНЫЕ РЕАКЦИИ НА ИЗМЕНЕНИЕ РАСПОРЯДКА ДНЯ, НОВЫЕ ЗВУКИ, ЗАПАХИ, ИЗМЕНЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ В ПОМЕЩЕНИИ        

2        «ЦЕПЛЯНИЕ» ЗА ВЗРОСЛОГО        

3        СЛОЖНОСТИ В ПРИВЫКАНИИ К НОВОЙ СЕМЕЙНОЙ РОЛИ        

2. КАКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОЗНИКАЮТ У РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАС-ТА ПРИ ПОМЕЩЕНИИ В НОВУЮ СЕМЬЮ

1        «ЦЕПЛЯНИЕ» ЗА ВЗРОСЛОГО        

2        ФАНТАЗИИ О СОБСТВЕННОЙ ВИНЕ        

3        СЛОЖНОСТИ В ПРИВЫКАНИИ К НОВОЙ СЕМЕЙНОЙ РОЛИ        

3. КАКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОЗНИКАЮТ У ПОДРОСТКОВ ПРИ ПОМЕЩЕНИИ В НОВУЮ СЕМЬЮ

1        КОНФЛИКТ МЕЖДУ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ О НОВЫХ И СТАРЫХ НОРМАХ И ПРАВИЛАХ ПОВЕДЕНИЯ        

2        ФАНТАЗИИ О СОБСТВЕННОЙ ВИНЕ        

3        «ЗОВ КРОВИ»        

Источник

На чтение 6 мин.

Приходя в этот мир, малыш уже имеет особенности, характерные для всех новорожденных детей. Всем им предстоит долгий путь становления в физиологическом, психологическом и социальном плане.

Этапы развития ребенка по возрасту

Причины выделения этапов развития ребенка

В течение жизни малыш развивается с разной скоростью и интенсивностью. Но в определенные этапы происходят изменения, являющиеся переломными пунктами в развитии детей. Такие критические периоды, как их называют психологи, не имеют четких границ. Но, тем не менее, каждый последующий этап отличен от предыдущего. Это связано с развитием разных органов и систем человека в разные возрастные периоды. На пути от беспомощного грудничка до вполне сформировавшегося члена общества каждый человек проходит несколько этапов, во время которых происходят новообразования в его психическом развитии.

Воспитатели, учителя, руководители кружков должны учитывать возрастные особенности развития детей для успешного формирования их личностных качеств.

Кризис новорожденных

Этот первый этап жизни длится от рождения до 1 года. Его стали выделять последним из всех существующих. Его основные особенности состоят в следующем.

Читайте также:  Развитие ребенка 5 6 лет лайфинтернет

Новорожденный малыш – это отдельная личность

Новорожденный по сути является биологически беспомощным существом и без влияния взрослых выжить не может. Новообразованием этого возраста принято считать обособленность ребенка от материнского организма, появление индивидуальной психической жизни.

Реакции, характеризующие нормальное развитие ребенка этого возраста:

  • увеличение двигательной активности, оживление при появлении взрослого;
  • общение с помощью крика или плача;
  • увеличивающаяся вокализация (употребление гласных звуков, чуть позже – гуление);
  • появление улыбки как реакции на выражение лица взрослых.

В этом возрасте закладываются основы речевых навыков, поэтому к концу первого года жизни некоторые дети могут произнести несколько простых слов или слогов.

Развитие до года первый этап

С каждым месяцем увеличивается двигательная активность: малыш начинает брать игрушки в руку, перекладывать из одной в другую, пытается ползать, а к году или чуть раньше – ходить. С началом хождения у малыша значительно расширяются границы его мира, характер обозрения окружающих предметов.

Период раннего возраста (от 1 до 3 лет)

Вот и первый день рождения позади, малыш вступает в новую фазу своего развития. Ребенок все больше говорит, правда, не все слова удаются, но ближайшее окружение прекрасно понимает его. Словарный запас ребенка увеличивается по мере познания мира.

Предметы становятся не просто предметами, а вещами, имеющими свои функции (стул для того, чтоб сидеть, ложка – чтобы есть, коляска – чтобы выходить на прогулку).Дети от года до 3-х лет

Дети от года до 3-х лет начинают социализироваться

Ребенок начинает строить свои отношения с другими людьми (взрослыми и детьми).

Ближе к 3 годам он начинает показывать, что ему не нравится опека взрослых, он начинает проявлять нетерпимость, упорство, капризничает, настаивает на своем. Родителям следует начать предоставлять малышу больше самостоятельности (в пределах разумного).

Физические возможности детей в раннем возрасте значительно возрастают. Потребность в движении большая, поэтому ограничение детей в этом может привести к капризам, непослушанию, перевозбуждению и, как следствие, к плохому сну и аппетиту.

Активность действий ребенка важно регулировать: после подвижных игр нужно увлечь малыша спокойным чтением книг, просмотром мультфильмов, играми с конструктором и т.д.

Готовимся к школе (3 – 5 лет)

Этот возраст называют дошкольным. Обычно в этом возрасте дети посещают детский сад и получают навыки жизни в коллективе. Игры носят все больше обучающий характер. Дети этой возрастной категории имеют хорошую память, поэтому им нетрудно запомнить некоторые буквы, цифры, иностранные слова. У ребенка начинает складываться мировоззрение, развивается самооценка.

Подготовка к школе – главная задача в период 3-5 лет

Дети дошкольного возраста часто выдают выдуманное за действительное вследствие развития воображения и образного мышления. Главное для взрослых – понять, с каким умыслом ребенок сказал неправду, и принять соответствующее решение. Чаще всего детская неправда – это не больше чем маленькая фантазия, придуманная сказка.

В этом возрасте у ребенка проявляются его способности. Дар рисования, пения, декламирования нужно начинать использовать уже сейчас. Посещение кружков, школ раннего развития может в этом помочь. К тому же, общение со сверстниками хорошо отразится на психическом здоровье ребенка.

Развитие младших школьников (6 – 11 лет)

К этому возрасту развитие мозга ребенка создает предпосылки для обучения его разным наукам. Изменение режима дня, увеличение времени на интеллектуальную деятельность требуют развития новых навыков: усидчивости, терпения, самоанализа, концентрации, сосредоточенности.

Младший школьный возраст – первый этап взросления

Развитие социального «Я» школьника позволяет ему видеть свою роль в социальных отношениях, иметь свою точку зрения. Младший школьный возраст ребенка – это общение со сверстниками и развитие различных типов отношений между ними: дружба, конкуренция.

Развитие детей от 12 до 15 лет

Средний школьный возраст детей является подростковым периодом их развития. Это возраст, когда у детей снижается стремление к учебе. Подростковый кризис связан с переходом детей к новому этапу интеллектуального развития. Дети мыслят по-новому, у них меняется поведение, происходит переход от конкретного к логическому мышлению.

Периоды повышенной активности сменяются временем снижения работоспособности, дети этого возраста избирательно относятся к наукам. Проявляется стремление ребенка к определенному виду деятельности, которая, возможно, станет основой будущей профессии.

Средний школьный возраст – осознание своего будущего

Подростки больше любят общаться, чем учиться, приоритетными считают отношения со сверстниками, а не с семьей. Они начинают проявлять интерес к представителям противоположного пола, переживают, испытывают сексуальное влечение.

Это время проявления упрямства, своеволия, грубости по отношению к взрослым, бунт против устоев и правил, негативизм к общественному мнению.

Подросток хочет все больше независимости, его раздражает внедрение кого-либо в его внутренний мир.

Формирование личности детей старшего школьного возраста

Окончательное психологическое и физиологическое формирование детей происходит в период от 16 до 18 лет. Дети в этом возрасте готовятся закончить школу, думают над выбором профессии. Их умственные способности проходят завершающий этап своего развития, но совершенствование их продолжается. Все больше появляется потребность молодых людей к уединению, философствованию, они ограждают свой внутренний мир от чьих-либо посягательств, считают себя вполне самостоятельными.

Подростковый возраст – самый сложный

Они хотят разобраться в себе, особенностях своего характера, проявляют требовательность к тем, кто их окружает. В этом периоде у них развивается целеустремленность, общественная активность, инициативность. Это уже вполне сформированные личности, они более ответственно подходят к вопросам самовоспитания.

Возрастные особенности детей в разные этапы их жизни следует учитывать взрослым при общении с ними и попытках объяснить их поведение. Понимание со стороны взрослых жизненных ситуаций детей облегчит социализацию последних и поможет адаптироваться им во взрослом мире.

Источник