Траектория развития ребенка начальная школа

Траектория развития ребенка начальная школа thumbnail

Серия

«Работа с одарёнными детьми»

Траектория индивидуального развития

младшего школьника 

«Ступеньки роста»

Составители:

Малафеева Е.К., Голубева К.А.

учителя начальных классов

ВВЕДЕНИЕ

Успех – это не просто хороший результат какой-либо работы. Успех – это состояние человека, качественная характеристика деятельности, чувство уверенности в собственных силах, высокая позитивная оценка себя. Ощущение успеха возникает у человека при достижении полного физического, душевного и социального благополучия.

В чём состоит секрет успеха младшего школьника?

Во-первых, успех кроется в  особой образовательной среде. Успешным ученик может стать в условиях только той образовательной среды, которая способна обеспечить соблюдение его прав, создать комфортные условия для получения образования.

Во-вторых,  в здоровьесберегающих технологиях и личностно-ориентированных подходах, которые реализует учитель, школьник получает дополнительные возможности развития способностей.

В-третьих,  эффективная реализация  технологии индивидуального сопровождения учащегося — решающее условие обучения, обеспечивающее благоприятное развитие личности младшего школьника,  находится в зависимости от личности учителя, его позиция по отношению к ребенку.

 В-четвертых, определяющим успех младшего школьника является уровень развития его мотивации. Представление младших школьников о своих высоких способностях — вот то, что обеспечивает мотивацию обучения в гораздо большей степени, чем истинный уровень этих способностей. Он может быть высоким, как и отметки, но он не мотивирует к успехам в учебе. Уровень интеллекта может быть невысоким, но если при этом уровень «Я могу» высок, ученик будет учиться с удовольствием. Его ощущение успеха будет не только формальным (по оценкам), но и эмоциональным. Такие ученики хорошо чувствуют себя в школе, так как они чувствуют себя успешными.

Траектория индивидуального развития школьника

«Ступеньки роста»

пример индивидуальной траектории развития одного учащегося с признаками одарённости по математике рассчитанной на 4 года

Индивидуальная траектория развития младшего школьника или индивидуальный образовательный маршрут это персональный путь реализации личностного потенциала одарённого ученика в образовательном процессе. Индивидуальная образовательная траектория — это эффективное средство формирования эмоционально-волевой сферы ребёнка через развитие его рефлексивных умений.

Этот маршрут может быть оформлен в тетради, альбоме, на отдельных листах. Его может вести сам ученик или совместно с учителем, или родителями. Этой траекторией может пользоваться каждый ученик для саморазвития и самосовершенствования.

1 ступенька  – «Кто я» — представляет собой стартовые возможности ребёнка, его личностные особенности и диагностику, с помощью которой  их  можно определить и выявить. Здесь представлены рисунки ребёнка, опросники и анкеты.

2 ступенька — « Проба сил» — отражает участие ребенка в различных олимпиадах, конкурсах и представляет собой таблицу, в которую  все записывается. В течение 4 лет обучения учащийся совместно с педагогом заполняет таблицу, цветом показывая участие в олимпиадах и результат.

3 ступенька – «К чему я стремлюсь» — фиксирует цели деятельности  ребенка, его  выбор на определенных этапах обучения. Цветом он показывает наиболее значимые для него в данный период и добавляет свои.

4 ступенька — «Мой путь» — отражает содержание образовательного маршрута ученика и разрабатывается  совместно с учителем. Итогом работы является выход на создание  проекта.

5 ступенька  — « Мой проект» — отражает  план работы над проектом и его осуществление. Учитель консультирует и помогает составить план работы над проектом, поддерживает при его реализации.

6 ступенька — «Мои достижения» — отражает уровень достигнутого и представляет собой таблицу, в которой учащийся отмечает знаком (+,-,v..) свои достижения. Таблицу достижений можно составлять на год, полугодие, вносить изменения, дополнять.

7 ступенька  — «Как я изменился» — осознание пройденного и достигнутого, своих усилий, затраченных на образовательном маршруте. Представляет собой диаграммы, на которых учащийся отмечает значком (+,-,v…)  результаты. На свободных диаграммах он может вписать свои успехи.

Кто «Я»

  1. рисунок « Моя семья»;
  2. рисунок «Мой класс»;
  3. рисунок «Мой экипаж»;
  4. рисунок «Мои друзья»;
  5. рисунок «Моё любимое занятие»;
  6. опросник для детей младшего школьного возраста;
  7. анкета «Познавательные и творческие интересы родителей»;
  8. анкета «Свободно ли «свободное время»?»;
  9. анкета «Выбор любимых занятий на уроке».

Проба сил

Отмечаю разным цветом в таблице участие, успех и победу .

4 класс

3 класс

1. участие в школьной олимпиаде по математике

2. участие в математической игре «Кенгуру»

3. участие в олимпиаде «Познание и творчество»

4. участие в ЭМУ

2 класс

1. участие в школьной олимпиаде по математике

2. участие в математической игре «Кенгуру»

3. участие в олимпиаде «Познание и творчество»

4. участие в Эрудит Марафоне Учащихся

5. подготовка устного счёта к уроку математике

5. участие в школьной научно-практической конференции «За страницами учебника»

6. ведение рубрики «Сосчитай-ка» в классной газете

7.работа консультантом в классе

8. выпуск газеты к неделе математики в школе.

1 класс

1. участие в школьной олимпиаде по математике

. 2. участие в школьной научно – практической конференции учащихся начальной школы «За страницами школьных книг»

.3. участие в математической игре «Кенгуру»

4. подготовка классного часа «Птичья арифметика»

6. ведение рубрики «Весёлая математика» на классный час

7. работа консультантом в микрогруппе

1.участие в школьной олимпиаде по математике

2. участие в работе школьной научно-практической конференции учащихся начальных классов «за страницами школьных книг»

Читайте также:  Особенности личностного развития умственно отсталого ребенка

победа

выполнил успешно

надо постараться

очень хочу

интересно

попробую

Мой путь

У меня всегда есть выбор,  что делать, и я нахожусь в поиске.

    1. Поиск книг, журналов с нестандартными задачами по математике совместно с родителями, учителем и библиотекарем.

  1. Создание каталога изданий с задачами нестандартного вида.
  2. Решение логических задач.
  3. Знакомство с биографией выдающихся математиков.
  4. Обмен заданиями с одноклассниками, учащимися других школ и городов через Интернет.
  5. Создание проекта «Математический калейдоскоп».

Мой проект

Мне интересны проблемы окружающего мира, и я пытаюсь решить какие-то из них, которые мне под силу. Вместе с учителем я осваиваю проектирование – разрабатываю проект, защищаю его и, при возможности,  реализую.

Содержание деятельности

Форма демонстрации материалов

Сроки

1.Постановка цели.

2. Освоение приёмов работы с литературой и в том числе с научно-популярными изданиями.

3. Изучение приёмов оформления газеты.

4. Изучение возможностей и интересов одноклассников ( интервью, мониторинг, анкетирование)

5.Предъявление учащимся класса наработанного материала.

6.Обучение способам решения логических задач одноклассников.

7.Анализ, классификация и отбор материала для газеты.

8. Защита проекта.

Оформление выставки книг и журналов

Рубрика «Сосчитай-ка» в классной газете

Разноуровневые задания для микрогрупп

Использование материала для организации устного счёта и классных часов

Консультации, устные журналы. Математические пятиминутки

Консультация с активом класса

Представление газеты

Сентябрь

В течение года

Еженедельно

Сентябрь-декабрь

Сентябрь-декабрь

Сентябрь-декабрь

Январь

Февраль

Мои достижения

Как ты считаешь, какого уровня ты достиг. Отметь в таблице знаком + ,- ,v…

Я умею

На общем уровне

На повышенном уровне

Считать устно

Производить письменные вычисления

Решать типовые задачи

Решать задачи повышенной трудности

Самостоятельно работать в классе

Самостоятельно готовить устный ответ на вопрос учителя

Находить информацию в справочниках или других источниках

Делать устные или письменные сообщения по теме

Работать в группе учеников, выполнять коллективные задания

Заинтересовать одноклассников математикой

Как я изменился

Прочитай записи в диаграммах. Отметь любым значком квадратик того цвета, который наиболее подходит тебе.

                                                               ничего не изменилось

изменилось незначительно

                                                                изменилось значительно

успех

Индивидуальная траектория развития – хороший помощник в воспитании и обучении детей. Составляя индивидуальную траекторию с детьми, работая по ней, мы заметили, как помогает она в выявлении творческих способностей детей, их склонностей, интересов, стремлений. Постоянно возвращаясь к намеченным целям, анализируя свои достижения, учащийся невольно занимается самовоспитанием, самосовершенствованием, становится более самостоятельным. Работая над проектом, готовя материал для одноклассников, чувствуя их поддержку, ребенок ощущает значимость своего труда, желание выполнить работу еще лучше. Дети, составлявшие собственные траектории развития, добились более значительных результатов в учебе, стали организованнее, любознательнее, они с удовольствием участвовали в олимпиадах и добились успехов в них.

Читайте также:  Карта развития ребенка раннего возраста по фгос

Думаем, что работа по индивидуальным траекториям развития в начальных классах поможет детям в дальнейшем планировать и организовывать свою работу, реально оценивать свои возможности и перспективы, ставить цели и задачи и находить пути их решения и достижения.

Источник

Кардинальные изменения, происходящие
в настоящее время во всех сферах
жизнедеятельности нашего общества, обусловлены
переходом человечества от индустриальной
цивилизации XX века к информационной XXI века. В
обществе XXI века “культура становится важнейшей
сферой самовыражения личности … XXI век –
творчества нового взлёта человеческого духа,
преображающего окружающий мир”.

В Концепции модернизации образования
утверждается что “… школа в широком смысле
этого слова – должна стать важнейшим фактором
гуманизации общественно-экономических
отношений, формирования новых жизненных
установок личности. Развивающему обществу нужны
современно образованные, нравственные,
предприимчивые люди, которые могут
самостоятельно принимать ответственные решения
в ситуации выбора, прогнозируя их возможные
последствия, способны к сотрудничеству,
отличаются мобильностью, конструктивностью…”.

Российское общество и образование
ставят перед школой вопрос о необходимости
сменить идеологию коллективизма на
личностно-ориентированное образование, что
предполагает внимание и науки, и практики не
только к социализации, но и индивидуальности
ученика.

В “Рабочей Концепции одарённости”
говорится, что: “Создание условий,
обеспечивающих выявление и развитие одарённых
детей, реализацию их потенциальных возможностей,
является одной из приоритетных задач
современного общества”.

Данный опыт даёт возможность решать
задачу выявления и развития одарённости детей,
создание условий для реализации личностного
потенциала ученика.

На сегодняшний день большинство
психологов признаёт, что уровень, качественное
своеобразие и характер развития одарённости –
это всегда результат сложного взаимодействия
наследственности (природных задатков) и
социокультурной среды, опосредованного
деятельностью ребенка (игровой, учебной,
трудовой). При этом особое значение имеют
собственная активность ребенка, а также
психологические механизмы саморазвития
личности, лежащие в основе формирования и
реализации индивидуального дарования.

Учитель, желающий видеть и развивать в
каждом ученике индивидуальность, уникальную
личность, оказывается перед сложной
педагогической задачей:

как одновременно обучать всех
по-разному?

Считаюодним из таких подходов в
обучении – индивидуальную образовательную
траекторию ученика
, как фактор развития
одарённости. Применяя данный опыт, мы
предоставляем младшему школьнику возможность
для личностного самоопределения с целью
удовлетворения образовательных, духовных,
культурных и жизненных потребностей личности,
признаём школьника субъектом учебной
деятельности. Индивидуальная образовательная
траектория позволяет выработать персональный
стиль учебно-познавательной деятельности,
помогает выявлению и раскрытию самобытности и
личностного своеобразия возможностей ученика.

В основе данного подхода лежат
принципы, определяющие специфику
образовательной деятельности, а также являются
резервом повышения креативности, продуктивности
и индивидуализации обучения, а значит, будут
способствовать развитию одарённости:


    Принцип развивающего и воспитывающего
    обучения – познавательное развитие и воспитание
    личностных качеств учащихся.

  1. Принцип индивидуализации и дифференциации –
    учёт индивидуальных особенностей учащихся.
  2. Принцип учёта возрастных возможностей –
    соответствие содержания образования возрастным
    категориям учащихся.

Сущность данного опыта на
технологическом уровне заключается в поэтапном
формировании у младших школьников умения
проектировать индивидуальную образовательную
траекторию.

Индивидуальная образовательная
траектория ученика на уроке реализуется
посредством ситуации выбора – это
спроектированный учителем этап (элемент) урока,
когда ученики отдают своё предпочтение одному из
вариантов решения учебной задачи, проявляя свою
активность, самостоятельность, индивидуальный
стиль познания.

Предметом выбора ученика на уроке
могут выступать:

  • Цели обучения (собственная цель в изучении
    конкретной темы, раздела, курса);
  • Содержание учебного материала (обогащение
    учебного материала как в сторону углубления
    (переход на более высокий уровень сложности), так
    и в сторону расширения – за пределы федерального
    государственного образовательного стандарта);
  • Уровень задания, его вид, способ (в соответствии
    с его индивидуальными особенностями);
  • Форма выполнения;
  • Темп изучения материала и выполнения задания;
  • Право на собственную оценку результатов своей
    деятельности.

При проектировании индивидуальной
образовательной траектории
можно
выделить следующие этапы:

Название этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Диагностический

  • Проводит диагностику уровня познавательных
    возможностей учеников.
  • Определяет образовательные запросы школьников
    в том или ином предмете.
  • Оценивает свои возможности.
  • Определяет предпочтения в том или ином предмете

Разъяснительный

  • Создаёт ситуацию выбора, выступая
    консультантом.
  • Осуществляет выбор индивидуальной траектории
    по предложенным параметрам.

Этап моделирования

  • Оказывает помощь в постановке целей,
    определении продукта деятельности, составлении
    плана работы, в отборе средств и способов
    достижения результата.
  • Планирует оценку реализации учеником ИОТ
  • Ученик ставит личностно значимые цели,
    определяет продукт ИОТ
  • Составляет план работы, проводит отбор средств.
  • Продумывает рефлексию своей деятельности

Реализация ИОТ

  • Принимает ИОТ ученика, помогает при
    возникновении проблем.
  • Осуществляет обратную связь.
  • Реализует ИОТ в виде выбранной формы.

Рефлексия

  • Проводит рефлексию ИОТ, переходя с
    эмоционально-чувственного уровня на
    рациональный (анализ деятельности и её
    результатов).
  • Осуществляет рефлексию собственной
    деятельности на рациональном уровне причины
    успеха или неудач)
Читайте также:  Калькулятор развития ребенка от рождения до года

Хочется отметить что, применяя данный
опыт, необходимо решать задачу формирования
субъектности младшего школьника. Признание
ученика субъектом обучения означает признание у
него собственного жизненного опыта, а это
главный путь превращения образовательных знаний
в ценность.

Результатом движения ученика по
индивидуальной образовательной траектории
является – образовательный продукт.

Образовательный продукт
результат деятельности ученика, содержание
которой соответствует изучаемое теме, разделу,
предмету, образовательной области. Иначе говоря,
это полученные знания, которые реализуются в
умениях оперировать ими в стандартной или
творческой ситуации, отмечая формирование
универсальных учебных действий.

К способам фиксации образовательных
продуктов индивидуальной траектории
младших школьников можно отнести следующие:

  • сочинение сказок, стихов;
  • составление шарад, ребусов, кроссвордов;
  • составление рассказов с точки зрения объектов:
    “Я – капелька воды”, “Я – снежинка” и. т.п.
  • составление памятки, алгоритма, схемы, таблицы;
  • выдвижение гипотез, их доказательство;
  • разработка рекомендаций;
  • защита проектов;
  • проведение опыта, эксперимента, наблюдения,
    исследования
  • составление теста, задания;
  • изготовление книжки, брошюры;
  • составление мини – словаря;
  • создание “сундучка мудрости для
    одноклассников”;
  • рисунок для энциклопедии;
  • составление рецензии;
  • исполнение ролей на уроке: информатор, защитник,
    обвинитель, консультант и т. д.
  • реклама объекта учебной деятельности;
  • презентация.

Как показал опыт обучения детей по
индивидуальной образовательной траектории,
наиболее эффективной формой контроля является
постоянная обратная связь, а именно
оценка
наиболее существенных результатов, постоянная
самооценка ученика с учётом предлагаемых
образцов и эпизодическое участие в оценке
учителя.

На всех этапах составления и
реализации индивидуальной образовательной
траектории самое важное для ученика оценить свои
возможности, способности, перспективы, интересы,
усилия, которые он предполагает приложить для
изучения того или иного материала либо, чтобы
добиться запланированного результата.

Создавая образовательный продукт,
школьник получает образовательное приращение,
т.е. овладевает основами креативной,
когнитивной
и организационной
деятельности. Поэтому учитель не только
предоставляет ученикам свободу выбора, но и учит
их действовать осмысленно в ситуации выбора,
вооружает необходимым деятельностным
инструментарием. Чем большую степень включения
ученика в конструирование собственного
образования обеспечивает учитель, тем полнее
оказывается индивидуальная творческая
самореализация ученика.

Кроме того, одновременная презентация
ученика разных работ по одному и тому же вопросу
создает особую образовательную напряжённость,
побуждает школьников к личному самодвижению и
эвристическому поиску решений.

Результативность опыта можно рассмотреть как
внешние и внутренние приращения ученика, а
именно:

  1. Формирование индивидуального стиля учебной –
    познавательной деятельности, способствует
    развитию детской одарённости.
  2. Удовлетворение образовательных запросов
    школьников с помощью продвижения по
    индивидуальной образовательной программе.
  3. Деятельность, ведущая к созданию
    индивидуального образовательного продукта,
    развивает индивидуальность младшего школьника.
    Предоставление ученику возможности узнать свои
    сильные стороны как субъекта успешной
    познавательной деятельности и развивать
    необходимые дополнительные.
  4. Создание индивидуального образовательного
    продукта ведёт к внутренним и внешним
    приращениям ученика, а значит, способствует
    формированию универсальных учебных действий.
  5. Возможность включения учеников в процесс
    подготовки урока повышает их личную
    заинтересованность и персональную значимость в
    результатах своего труда.

Гуманное отношение к одарённой
личности, становление её индивидуальности,
создание возможности саморегуляции в культурно
– образовательном пространстве может быть при
наличии свободы выбора учеником (в соответствии
с его способностями) содержания образования с
целью удовлетворения образовательных, духовных,
культурных и жизненных потребностей личности.

Источник