Ткачева виктория семья ребенка с отклонениями в развитии
И. Ю. Левченко, В. В. Ткачева
Психологическая помощь семье,
воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии
Методическое пособие
Предисловие
Глава 1. Анализ проблем в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии
Глава 2. Концепция психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии
Глава 3. Программа психологического изучения семей. Задачи, направления и методы диагностической работы
Другие книги автора Ирина Юрьевна Левченко
В пособии представлены анализ закономерностей развития и распада психики, характеристики основных нарушений высших психических функций и личности, вопросы организации и проведения патопсихологического исследования. Особое внимание уделяется детской патопсихологии. Даны описание экспериментально-психологических методик обследования лиц разного возраста, рекомендации к составлению заключения и ведению документации.
Для студентов педагогических вузов. Может быть полезно также студентам средних педагогических учебных заведений.
Популярные книги в жанре Психология
Все выучить — жизни не хватит, а экзамен сдать надо. Это готовая «шпора», написанная реальными преподами. Здесь найдешь все необходимое по Психологии, а остальное — дело техники.
Ни пуха, ни пера!
Непосредственной сдаче экзамена или зачета по любой учебной дисциплине всегда предшествует достаточно краткий период, когда студент должен сосредоточиться, систематизировать свои знания. Выражаясь компьютерным языком, он должен «вывести информацию из долговременной памяти в оперативную», сделать ее готовой к немедленному и эффективному использованию. Специфика периода подготовки к экзамену или зачету заключается в том, что студент уже ничего не изучает (для этого просто нет времени): он лишь вспоминает и систематизирует изученное.
Предлагаемое пособие поможет студентам в решении этой задачи применительно к курсу «Психология труда».
Содержание и структура пособия соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Студентам педагогических вузов
Семья ребенка с нарушениями развития ничем принципиально не отличается от любой другой семьи. Но появление такого ребенка — сложнейшее испытание, при котором семья нуждается в объективной информации, поддержке значимых людей, социальных ресурсах и квалифицированной помощи специалистов. Системный подход, применяемый авторами, позволяет им рассмотреть влияние особого ребенка на каждого члена семейной системы и выделить стадии адаптации к травмирующим обстоятельствам. Члены семьи, справившиеся с тяжелыми переживаниями, эмоционально принявшие ребенка с нарушениями развития, отмечают, что, несмотря на многочисленные трудности, в их жизни произошли положительные изменения: семья стала более сплоченной, появилось больше взаимной любви и заботы, сами члены семьи личностно изменились, стали сильнее.
Книга предназначена психологам, педагогам, дефектологам, организаторам государственной социальной защиты и реабилитационно-образовательного сопровождения людей с особыми потребностями, социальным адвокатам и студентам профильных факультетов. Она также будет полезна родным особых детей и всем, кто интересуется вопросами помощи этим детям.
В книге рассмотрены истоки становления пластического телесного искусства, дан анализ психотерапевтических телесно-ориентированных подходов, систематизированы и детально описаны пластические техники пантомимы, используемые для психокоррекционных и психотерапевтических задач. Автор рассказывает о самых последних событиях в истории театров движения.
В этой книге собраны публицистические очерки, объединенные общей темой. Речь пойдет о той своеобразной и изощренной форме, в которой выступают сегодня древние суеверия и мистические ритуалы, такие, как, колдовство, телепатия, магия, спиритизм, «волшебный прут», «третий глаз» и так далее. Над некоторыми из этих первобытных верований, дошедших к нам из времен детства человечества, можно было бы посмеяться и не придавать им чрезмерного значения. Но что сказать о суевериях, когда они гримируются «под науку», присваивают себе терминологию и внешние приемы науки, жонглируют мнимыми «научными» экспериментами и столь же сомнительными «гипотезами»? Тут уж не до смеха. Результат этой фальсификации, писал недавно знаменитый французский биолог-материалист Жан Ростан, — «массовое оглупление людей, помутнение разума, перестающего различать, что возможно в природе, а что нет, и где грань между величайшими дерзаниями науки, с одной стороны, и мистическим вздором, с другой…».
Мы увидим дальше, кому выгодно это помутнение общественного сознания и какие силы действуют за кулисами этой фабрики мнимых чудес.
Работа с застенчивыми детьми постоянно остается актуальной. Научить ребенка властвовать над эмоциями, почувствовать себя уверенно поможет родителям, воспитателям, учителям эта книга.
В книгу включены тесты, игры и упражнения, ориентированные на особенности застенчивых детей.
Книга издавалась в издательстве «Академия развития» под названием «Как преодолеть детскую застенчивость».
Известный детский психоаналитик Анжела Варданян в своей работе опирается на метод французского врача-психоаналитика Франсуазы Дольто. В этой книге она рассказывает о 10 терапевтических случаях, которые дают представление о деятельности ереванского «Сада радуги». Жанр этюдов позволяет доступно и увлекательно, но без упрощения описать внутренний мир ребенка, его переживания и реакции на те или иные попытки взрослых справиться с его недугом.
Книга будет интересна социальным работникам, психологам, психотерапевтам, педагогам, родителям и всем тем, кто сталкивается с проблемами детской психологии.
Книга представляет собой изложение интересных заметок и выводов жизненного опыта американской женщины, профессора психологии Мичиганского университета, которые возникли в результате изучения, наблюдения и эксперимента над психологией мужчин и женщин.
Оставить отзыв
Еще несколько интересных книг
В книге собраны статьи членов движения «Суть времени», лидером которого является Сергей Кургинян, написанных в ходе политической войны, развернувшейся в России в связи с гражданской войной на Юго-Востоке Украины.
Для читателей, интересующихся актуальной политикой, политологией и анализом политических процессов.
Современный человек пользуется картами практически ежедневно: карты украшают стены школ, они помогают нам ориентироваться на местности, находить кратчайший путь из одного пункта в другой, изучать историю, географию, экономику и ряд других наук.
Карты — важный рабочий инструмент для некоторых специалистов: моряков, летчиков, машинистов, топографов и проч. Но много ли мы знаем о том, как создаются карты? Для чего существует такое количество разнообразных карт и насколько все они точны?
Прочитав эту книгу, вы узнаете множество новых и любопытных фактов о геометрии карт.
В одиннадцатый том Собрания сочинений в шестнадцати томах московский писатель Анатолий Санжаровский собрал все свои переводы с украинского, белорусского, польского, немецкого. Раньше эти переводы печатались в «Литературной газете» («Клуб 12 стульев»), в «Литературной России», в «Крокодиле», в «Смене», «Неделе», в «Независимой газете» (приложение «Экслибрис») и в других газетах и журналах.
В книге опубликованы рисунки О. Верещагина, К. Зарубы, А. Арутюнянца, А. Разумовой, В. Коваля, В. Чечвянского. Большую помощь в поисках архивных материалов автору переводов оказали главный редактор газеты «Ахтырка» Игорь Кириенко, заведующая библиотекой в селе Грунь Сумской области Татьяна Сокол, заведующая отделом «Украиника» харьковской научной библиотеки имени В. Г. Короленко Надежда Полянская и научная сотрудница харьковского литературного музея Ирина Сальник.
Патриота можно воспитать по-разному. Можно внушить беззаветную преданность к своему государству. Можно убедить, что главное – защищать родину с оружием в руках в случае беды. Можно доказать, что во имя интересов своей страны надо быть всегда готовым на жертвы и подвиги. А можно очень просто привить любовь к Отечеству: с детства читать сказки, былины, рассказы, романы о героях своей Родины. Знать, кто такой Алеша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец. Цитировать «Слово о полку Игореве» и поэмы Пушкина, Лермонтова. Сопереживать и знаменитым полководцам и простым солдатам. Не путаться в фамилиях Кутузова, Жуковского, Невского. Смеяться над баснями Крылова и повестями Гоголя. С легкостью рассуждать о перипетиях судьбы персонажей «Войны и мира».
И вы увидите, что в нашей стране станет патриотов намного больше, чем сейчас. И тогда они смогут и защитить, и не предать своих соотечественников. В этой книге собраны лучшие произведения русской классической литературы, посвященные любви к Родине. Читайте ее вместе с вашими детьми.
Источник
Адаптированный Тематический апперцептивный тест
(В.В. Ткачева)
Проективная методика Тематический апперцептивный тест (ТАТ) создана X. Морганом и Г. Мюрреем в 1935 г. Основным содержанием диагностической процедуры является анализ интерпретации картин, предъявляемых испытуемым (Бурлачук, Морозов, 2000).
Проекция личных переживаний и индентификация с кем-либо из героев сочиненного рассказа позволяет определить сферу конфликта, фон настроения, позицию личности, трудности социальной адаптации, патологические проявления.
С целью изучения психологических переживаний родителей, их установок и потребностей в отношениях с детьми, имеющими нарушения в развитии, нами был разработан Адаптированный тематический апперцептивный тест. Он используется для изучения внутренней позиции родителей детей с отклонениями в развитии, их отношения к дефекту ребенка и перспективам его будущего.
Инструкция:
На картинках, которые вы будете рассматривать, изображены дети с различными нарушениями: интеллектуальными, двигательными, зрительными, слуховыми. Напишите небольшой рассказ по каждой из шести предложенных картинок, отвечая на изложенные ниже вопросы. Просьба не использовать известные сюжеты из книг или кинофильмов, а придумать свой рассказ.
Вопросы:
Опишите, что происходит на картинке. Кто эти дети?
О чем они думают и что чувствуют?
Что привело к этой ситуации и чем она закончится?
Каково, на ваш взгляд, будущее детей, изображенных на картинке?
Как, по вашему мнению, относятся здоровые дети к детям-инвалидам?
Как относятся к детям-инвалидам, изображенным на картинках, их родители?
Как бы вы относились к такому ребенку, если бы оказались его родителем?
Анкета «Определение воспитательских умений у родителей, детей с отклонениями в развитии»
(В.В. Ткачева)
Инструкция:
В анкете содержатся вопросы, которые помогут определить Ваши способности как воспитателя своего ребенка. Прочтите каждое утверждение и оцените его как верное или неверное по отношению к Вам. В том случае, если оно верное, отметьте слово «ДА», если неверное, то слово «НЕТ». В анкете нет правильных или неправильных ответов. Отвечайте так, как Вы сами думаете.
1.Трудно ли вам угадывать желания и настроения вашего ребенка?
Да Нет
2.Принимаете ли вы своего ребенка таким, каков он есть, со всеми его недостатками и проблемами?
Да Нет
3.Любите ли вы проводить с ребенком свободное время: играть, читать книги, совершать прогулки, отдыхать и др.?
Да Нет
4.Проявляете ли вы к ребенку нежность и ласку в обращении (прижимаете к себе, гладите по головке, качает на руках и др.)?
Да Нет
5.Сопереживаете ли вы ребенку, если он ушибся, ударился или расстроен чем-то?
Да Нет
-
Есть ли у вас с ребенком эмоциональный контакт?
Да Нет
-
Нравится ли вам улыбка вашего ребенка?
Да Нет
-
Довольны ли вы тем, что у вас такой ребенок?
Да Нет
9.Понимаете ли вы, что в развитии вашего ребенка имеются проблемы, может быть и значительные?
Да Нет
10.Считаете ли вы возможным разрешение этих проблем только собственными усилиями?
Да Нет
11.Нуждаетесь ли вы как родитель в профессиональной помощи педагогов и других специалистов учреждения, в котором обучается ваш ребенок?
Да Нет
12.Читаете ли вы педагогическую литературу? Если да, то укажите, как часто и какую.
Да Нет
13.Считаете ли вы, что обучение вашего ребенка в специальном учреждении поможет преодолеть проблемы в его развитии?
Да Нет
14.Как вы считаете, повлияет ли на позитивную динамику развития ребенка ваше личное участие и помощь?
Да Нет
15.Понимаете ли вы, что будущее вашего ребенка, в силу имеющихся у него нарушений, будет отличаться от будущего других детей?
Да Нет
16.Считаете ли вы себя ответственным за воспитание ребенка?
Да Нет
17.Считаете ли вы, что процесс воспитания, оказывает положительное воздействие не только на вашего ребенка, но и на вас?
Да Нет
18.Считаете ли вы возможным наказывать ребенка за провинность физически (ремнем, шлепком и др.)?
Да Нет
19.Проявляете ли вы терпение, если ребенок капризничает или не послушен?
Да Нет
-
Часто ли вы хвалите ребенка?
Да Нет
-
Повышаете ли вы голос на ребенка?
Да Нет
22.Оставляли ли вы ребенка одного в темной комнате в качестве наказания?
Да Нет
-
Уважительно ли вы относитесь к личности ребенка?
Да Нет
-
Какой тип поощрения ребенка вы используете:
-
подарок (материальный), -
похвалу (моральный), -
проявление ласки, нежности (эмоциональный).
Правила пользования анкетой
Воспитательские умения родителей детей с отклонениями в развитии оцениваются по трем шкалам:
-
шкала «Эмоциональное принятие-отвержение ребенка» включает ответы на первые восемь вопросов; -
ответы на вопросы с 9 по 17 соответствуют шкале «Рациональное понимание-непонимание проблем ребенка»; -
соответственно в вопросах с 18 по 24 раскрывается содержание шкалы «Адекватные-неадекватные формы взаимодействия».
Положительными считаются следующие ответы: «ДА» — 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 19, 20, 23;
«НЕТ» — 1, 10, 18, 21, 22.
На 24 вопрос дается дифференцированный ответ.
Методика «История жизни с проблемным ребенком»
(В.В. Ткачева)
Методика «История жизни с проблемным ребенком» является вспомогательным диагностическим инструментарием, с помощью которого удается уточнить основную проблему, волнующую конкретного родителя и характер субъективных переживании по этому поводу.
Психолог обращается к каждому родителю с просьбой изложить в письменном виде проблемы, связанные с особенностями развития больного ребенка, или описать любые другие, на возникновение которых в той или иной степени, по мнению родителя, повлиял дефект ребенка.
Подчеркнем преимущества такой формы работы, так как она предоставляет родителю возможность (как правило, впервые) изложить свои переживания по поводу здоровья ребенка и межличностных отношений в семье.
Такой подход, во-первых, позволяет открыто высказать свою боль и сомнения, а во-вторых, дает возможность психологу установить необходимый уровень обратной связи с родителем. Для достижения полной глубины взаимопонимания и открытости родителя психолог сообщает ему о том, что изложенная им информация необходима для определения проблем семьи с целью их разрешения и строго конфиденциальна.
Бланк методики «История жизни с проблемным ребенком»
(В.В. Ткачева)
Инструкция:
Опишите в свободной форме проблемы вашего ребенка и связанные с ним семейные трудности с самого начала. Не спешите и будьте последовательны. Вверху листа укажите дату, вашу фамилию, возраст, профессию, дату рождения ребенка и его имя.
Приложение №3
Образцы выполнения диагностических заданий разными категориями испытуемых
Протокол методики
«История жизни с проблемным ребенком»
Инструкция: Опишите в свободной форме проблемы вашего ребенка и связанные с ним семейные трудности с самого начала. Не спешите и будьте последовательны. Вверху листа укажите дату, ваши имя и отчество, возраст, профессию, дату рождения ребенка и его имя).
«Дата: 15 сентября 2000 г.
ИРИНА ПЕТРОВНА Ив., 27 лет, бухгалтер. Дочь Аня, 1995 г.р., диагноз — задержка психического развития.
«В 1995 г. у меня родилась девочка. Я и вся моя семья с нетерпением ее ожидали. Назвали Анечкой. Это был мой первый ребенок от первой беременности. Поэтому мы с мужем ее очень любим и балуем. Анечка росла беспокойным ребенком. Когда Анечке исполнилось 3 месяца, я обратилась к невропатологу по поводу повышенного мышечного тонуса. Врач мне объяснила, что это возникает у многих детей. А у меня так получилось, потому что роды были стремительные. Врач назначил курс массажа, выписал микстуру. После первого курса массажа Анечка стала чувствовать себя лучше, но диагноз «гипертонус» так и остался.
До 4-х месяцев дочка находилась на грудном вскармливании. Говорить начала с 9 месяцев, пошла в год. Детский сад начала посещать с 2 лет и 6 месяцев. Этот год был очень трудным, Анечка много болела. Затем все как будто наладилось. Но к пяти годам проблемы возникли вновь. В настоящее время Анечка не выговаривает несколько звуков, не может рассказать то, что нарисовано на картинке. Воспитательница забила тревогу и сообщила мне, что Аня отстает от других ребят. Я в это поверить не могу. Мы с Аней читаем книжки, смотрим фильмы. Я с ней много разговариваю. Аня все понимает, правда, не все может объяснить. Поэтому я нашла логопеда, и мы вот уже полгода занимаемся с ней частным образом. Считаю, что успехи есть, но мне все равно очень тревожно. Поэтому хочу уточнить у независимого специалиста диагноз Анечки».
Протокол методики
«История жизни с проблемным ребенком»
Инструкция: Опишите в свободной форме проблемы вашего ребенка и связанные с ним семейные трудности с самого начала. Не спешите и будьте последовательны. Вверху листа укажите дату, ваши имя и отчество, возраст, профессию, дату рождения ребенка и его имя).
«Дата: 4 июня 2000 г.
Анна Павловна С, делопроизводитель, 34 года.
Сын Коля, 1988 г.р., диагноз — РДА.
«Мой сын Коля развивался до 3-х лет нормально. К этому возрасту знал все буквы, умел считать до 10, логично рассуждал, хорошо кушал, проблем не было никаких. После 4-х лет ребенка как будто подменили: стал разговаривать сам с собой, причем в 3-ем лице. Мы с мужем подумали, что это от недостатка общения. Затем он отказался есть мясо и все мясные продукты. Обращались к врачу по месту жительства, но лечение никакое не назначалось. Я стала думать, что у сына такой своеобразный характер.
В 6 лет Коля пошел в детский сад, там специалисты обратили внимание на его поведение. Он не дружил ни с кем, а только «цеплялся» к детям и ломал их игрушки. Направили к психоневрологу. Она сказала, что ребенок отстает в развитии и ему необходимо учиться во вспомогательной школе. Лечение, кроме как успокоительных сборов, не назначили, а на учет у психоневролога поставили.
Нас определили во вспомогательную школу. Из-за плохого поведения Коля остался дублировать 1 класс. Материал усваивал, но был очень неусидчив, мог во время урока встать и пойти домой. Транспортом пользуется самостоятельно, проблем у меня с ним в этом вопросе нет. Думаю, что в Москве должен быть специальный центр для таких детей, в котором могут выявить и развить способности такого ребенка, как мой сын. Кто поможет ему найти себя в этой жизни? Я читала, что такие дети бывают талантливы. Сама могу только догадываться об этом, так как я не специалист.
Жаль, что идут годы, а все на том же уровне. Лечение мы стали получать только с февраля 2000 г. Дополнительных занятий не проводим, так как сами боимся все испортить, а специалистов нет. Я понимаю, что чужой ребенок — чужая беда, но без помощи специалиста нам не справиться. А ведь мы упускаем время и теряем талант, приобретая взамен агрессию и зло таких детей, как мой Коля. А нам в этом мире вместе с ними жить.»
Протокол методики
«История жизни с проблемным ребенком»
Инструкция: Опишите в свободной форме проблемы вашего ребенка и связанные с ним семейные трудности с самого начала. Не спешите и будьте последовательны. Вверху листа укажите дату, ваши имя и отчество, возраст, профессию, дату рождения ребенка и его имя).
Дата: 5 октября 1999 г., Николай Борисович Т., 27 лет, юрист. Дочь Лена, 1993 г.р., диагноз — детский церебральный паралич.
«До рождения ребенка наши отношения с женой были очень хорошими. Мы любили друг друга и были счастливы. Когда родилась наша Лена, Леночка — Ленуся, мы очень обрадовались. Но потом мы узнали, что у Леночки тяжелая болезнь — ДЦП. Я не знал, что делать, как быть. Это был шок. Дома не жил две недели. Не хотел видеть жену, Ольгу. Мне казалось, что это она виновата в этой беде. Но потом я увидел красивую девочку, маленькую, хорошенькую, которая мне улыбалась. И я решил, что это мой ребенок, и я должен сделать для дочки все, что смогу.
Но одна беда не приходит, жди другой. Жена отстранилась от меня и от больной дочери. Все свое внимание она стала уделять сыну. А я остался один с проблемой дочери. Что же делать с Ленусей? Врач-невропатолог посоветовал обратиться в Детский психоневрологический санаторий, куда я и устроил дочь. Там с ней занимались логопед, массажист, учителя.
Мне было радостно, когда Ленуся начала говорить. Конечно, она многому научилась. Но я все-таки боюсь, а вдруг я что-то не так сделал. Может быть, нужно было сделать что-то по-другому.
Каждый день, когда я прихожу с работы домой, меня встречает Ленуся, и я благодарен Богу за то, что она у меня есть».
Выполнение диагностических заданий Алешей К. и его матерью
Алеша К., 7 лет. Рисунок семьи.
В анамнезе: задержка психического развития психогенного генеза.
На рисунке: изображен проектируемый ребенком суицид; комментарий ребенка к рисунку «Я повесился».
Отношение. Поведенческие характеристики | Проценты | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | 80 | 90 | 100 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I. Мать | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II. Отец | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III. Родители вместе как чета | 8 | 17 | 40 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV. Брат, сестра | 2 | 4 | 6 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
V. Бабушка, дедушка и др. родственники | 19 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VI. Друг, подруга | 4 | 5 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 17 | 18 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VII. Учитель, воспитатель | 28 | 29 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VIII. Любознательность | 5 | 32 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IX. Общительность в группе детей | 20 | 22 | 23 | 24 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
X. Доминирование, лидерство | 21 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
XI. Конфликтность, агрессивность | 24 | 25 | 33 | 34 | 38 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
XII. Реакция на фрустрацию | 37 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
XIII. Отгороженность | 7 | 30 | 40 | 41 | 42 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отношение. Поведенческие характеристики | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | 80 | 90 | 100 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проценты |
Алёша К., 7 лет. Методика Р. Жиля.
Профиль шкал свидетельствует об очень низком уровне контактов ребенка с матерью и отцом, и доминировании в его отношениях друзей и подруг. Это, в свою очередь, предопределяет повышенный уровень конфликтности у ребенка.
С кем ты чаще общаешься?
Алёша К., 7 лет. Лесенка для ребенка
Мама Алёши занимает последнее место в сфере его контактов с близкими друзьями
Инструкция: Опишите в свободной форме проблемы вашего ребенка и связанные с ним семейные трудности с самого начала. Не спешите и будьте последовательны. Вверху листа укажите дату, ваши имя и отчество, возраст, профессию, дату рождения ребенка и его имя.
Когда я была подростком у меня были очень строгие родители, потом появился Сережа, который был добр и ласков со мной. Так получилось, что в 18 лет я забеременела. Сережа долго не женился на мне, поэтому расписались мы на большом сроке беременности и пошли жить к свекрови. С появлением Алеши моя жизнь пошла кувырком. Муж начал гулять и наша любовь из-за этого разрушилась. Я ушла жить к своим родителям, но муж со мной не пошел. На этом наш брак завершился. С Алешей мне было некогда заниматься, я работала и устраивала свою личную жизнь, а воспитанием Алеши занималась моя мама. Потом я вышла замуж во второй раз тоже беременная, чтобы удержать мужа. Второго ребенка родила осмысленно. Занимаюсь с ним сама. Муж очень любит второго ребенка, но зато к первому относится жестоко и агрессивно. Обвиняет меня в несостоятельности, как мать. Я молчу, так как мой первый ребенок — ошибка молодости. Может быть во взрослом возрасте Алеша простит мою ошибку. Сейчас я стараюсь загладить свою материнскую вину, отдавая свою любовь и нежность второму ребенку и мужу.
Мама Алёша К. «История жизни с проблемным ребенком».
Мама Алёши К. считает его рождение «ошибкой молодости». Этим объясняет ее холодность к сыну, отстраненность от проблем
Мама Алёша К. Социограмма
«Моя семья до рождения больного ребенка».
Мама Алёша К. Социограмма «Моя семья после рождения больного ребенка» Сын Алеша изображен мамой большим кружком и на близком от нее расстоянии, что свидетельствует о теплых чувствах и симпатии, которые проявляет мама к Алеше
Мама Алёша К. Социограмма
«Моя семья в настоящее время»
Алеша изображает маленьким кружком и на значительном удалении от всех членов семьи. Это свидетельство холодности и отчужденности к Алеше его матери
Оцените Ваша:
Мама Алёша К. «Лесенка для родителей»
Мама Алеши ставит на 1-е место любовь к дочери; любовь к Алеше оказывается лишь на 7-м месте
Источник