Ткачева семья ребенка с отклонениями развития

Ткачева семья ребенка с отклонениями развития thumbnail

Образование

Московский государственный университет им.М.В. Ломоносова, филологический факультет, филолог, преподаватель испанского языка, 1978.
Московский государственный открытый педагогический институт, дефектологический факультет; олигофренопедагог, логопед вспомогательной школы, 1993.
Московский государственный открытый педагогический университет; дефектологический факультет; отделение специальная психология психолог коррекционных, диагностических учреждений, 1996.

Тема кандидатской диссертации

«Психологическая помощь семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии» (1999)

Тема докторской диссертации

Система психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии» (2005)

Курсы текущего учебного года

Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии.
Психологическая помощь семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии.
Ранний детский аутизм.
Методы психологической коррекции и реабилитации.
Психологическое консультирование.
Специальная психология».
Психолого-педагогическая диагностика детей с ОВЗ.
Организация профессиональной деятельности педагога-психолога в специальном образовании.
Современные технологии оказания психологической помощи лицам с нарушениями социально-личностного развития.
Психология детей с умственной отсталостью.

Публикации

Ткачева, В.В. Психологическое изучение семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. Монография / В.В.Ткачева. – М.: УМК “Психология”; Московский психолого-социальный институт, 2004, 192 с. – ISBN 5-93692-053-4 Рецензенты: В.Г.Петрова, С.Д.Забрамная. (8 п.л.), 2000 экз.
Ткачева, В.В. Психолого педагогическое сопровождение современной семьи. Монография / В.В.Ткачева. – М., РИЦ МГГУ им. М.А.Шолохова, 2008.-131 с. – ISBN- 5-8288-1091-Х Рецензенты: В.Г.Петрова, И.Ю.Левченко. (8,25 п.л.), 1000 экз.
Ткачева В.В. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы (с ранним детским аутизмом). Глава 5, параграф 5.4. / Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья: Учеб. для студ. учреждений высш. проф. обр. //Под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной. -6 изд. Перераб. и доп. -М.: Изд. центр “Академия”, 2011, 336 с.-(Сер.Бакалавриат), С.227-240
Ткачева В.В. Психологическое изучение семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями развития. Гл.7/ Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья: Учеб. для студ. учреждений высш. проф. обр. //Под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной. -6 изд. перераб. и доп. – М.: Изд. центр “Академия”, 2011, 336 с.-(Сер.Бакалавриат), С. 277-311
Ткачева В.В. Дистанционное образование детей с расстройствами аутистического спектра Параграф 4.4./ Дистанционное образование: педагогу о школьниках с ограниченными возможностями здоровья// под ред. И.Ю.Левченко, И.В.Евтушенко, И.А.Никольской.- М.: Национальный книжный центр, 2013.- С.242-266
Ткачева В.В. Дистанционное образование детей с нарушениями поведения Параграф 4.5. /Дистанционное образование: педагогу о школьниках с ограниченными возможностями здоровья// под ред. И.Ю.Левченко, И.В.Евтушенко, И.А.Никольской.- М.: Национальный книжный центр, 2013.- С.266- 288
Ткачева В.В. Патопсихологические исследования познавательной деятельности личности. Глава 4./ Патопсихология: теория и практика: Учебник для студ. высш. Проф. Образования [И.Ю.Левченко, В.В.Ткачева, Г.Х.Юсупова, Г.А.Бутко] //Под ред. И.Ю.Левченко. М.: Изд. центр “Академия”, 2013.- С.54-88
Ткачева В.В. Патопсихологическое изучение детей школьного возраста. Параграф 6.5. /Патопсихология: теория и практика: Учебник для студ. высш. Проф. образования [И.Ю.Левченко, В.В.Ткачева, Г.Х.Юсупова, Г.А.Бутко] //Под ред. И.Ю.Левченко. Глава 4. М.: Изд. центр “Академия”, 2013.- С.141-159
Ткачева, В.В. Ю.А.Труханова Технологии психокоррекционной работы по развитию воображения слабослышащих дошкольников и младших школьников: учебно-методическое пособие/ Ткачева, В.В., Труханова Ю.А..- М.: ООО «Национальный книжный центр, 2013.- 120с. +СД диск (Специальная психология)
Ткачева, В.В. Технология психолого-педагогической помощи семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Межотраслевые подходы в организации обучения и воспитания лиц с ОВЗ: Монография.- М.: Издательство «Спутник +», 2014.- 215 с., тираж 500 экз.
Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья: учебник для студентов учрежд. высш. образования / [В.В.Ткачева, Е.Ф.Архипова, Г.А.Бутко и др.]; под ред. В.В.Ткачевой М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 272 с. – (Сер. Бакалавриат)
Ткачева, В.В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование: учебно-методическое пособие.- М.: ООО «Национальный книжный центр, 2014.- 152с. +СД диск (Специальная психология)

Повышение квалификации

• Курсы повышения квалификации в объеме 72 часов на Международном научно-практическом семинаре «Современные аспекты подготовки кадров системы специального образования в Германии и России» (Москва, 11-18 сентября, 2009);
• курсы ГОУ ВПО «Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д.Ушинского» по программе «Совершенствование подготовки управленческих кадров, специалистов системы образования в области обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов» в объеме 72 учебных часа (Ярославль, 2010);
• курсы ФГБОУ ВПО МГГУ им. М.А.Шолохова по программе «Современные методы повышения эффективности работы учреждений высшего профессионального образования» в объеме 87 часов (2013);
• курсы ФГБОУ ВПО МГГУ им. М.А.Шолохова по программе повышения квалификации для педагогов, работающих с глухими детьми после кохлеарной имплантации в условиях инклюзивного образования в объеме 72 часов (2013).;
• курсы ФГБОУ ВПО МГГУ им. М.А.Шолохова по программе повышения квалификации по программе «Распространение моделей раннего выявления и комплексного сопровождения детей с целью коррекции первых признаков отклонений в развитии детей» в объеме 72 часов, Москва, 15-31 мая 2015.

Читайте также:  Влияние типов воспитания на развитие личности ребенка

Государственные и ведомственные награды

Медаль «В память 850-летия Москвы», 1997 г.
Медаль «80 лет Вооруженных Сил СССР» , 1997 г.
Почетный знак Первого Всероссийского Съезда дефектологов « За вклад в дефектологию» (26-28 октября 2015 г.)

Достижения и поощрения

Диплом XX Московской международной книжной выставки-ярмарки «Дошкольник 2007. Инновационные тенденции в дошкольном образовании и коррекционной педагогике».
Диплом I степени МГГУ им. М.А.Шолохова за подготовку и издание учебного пособия «Технологии психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии», М., 2007.
Диплом I степени МГГУ им. М.А.Шолохова за учебное пособие «Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии», М., 2008.
Диплом I степени МГГУ им. М.А.Шолохова за подготовку и издание учебного пособия «Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии», М., 2009.
Сертификат №98 Лучший преподаватель МГГУ им. М.А.Шолохова по итогам 2012 г.
Благодарность от ректора МГГУ им.М.А.Шолохова за большой вклад в работу факультета и педагогическое мастерство.

Исследовательские проекты и гранты

3.4.1. 15024 «Организационные и методические основы организации обучения детей с множественными психофизическими нарушениями» аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 годы)» на 2008 г.;

3.1.1/5014 «Разработка научно-методического обеспечения формирования магистерских примерных основных образовательных программ по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» аналитической ведомственной целевой программы “Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)”.

3.1.1/10818 «Разработка научно-методического обеспечения формирования магистерских примерных основных образовательных программ по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2011 годы)”.

Государственный контракт № 07.028.11.0002 от 26 марта 2014 г.
«Внедрение модели повышения квалификации работников сферы образования в области распространения современных технологий успешной социализации детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья».

Государственное задание по проекту № 3305 «Разработка и научно-методическое обоснование системы профориентационной работы и моделей социализации (сопровождаемого проживания) для обучающихся с ОВЗ со сложным дефектом».

Участие в конференциях

Круглый стол «Актуальные проблемы социализации и жизнеустройства детей и молодежи с тяжелыми нарушениями развития в социальном и образовательном пространстве», ГБОУ СПО Педагогический колледж №16, Межрегиональная общественная организация РОО «ЯБЛОЧКО», Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова, Москва, 26 марта, 2014 г.

Доклад «Взаимодействие специалистов и семьи в процессе психолого-педагогического сопровождения лиц с интеллектуальными нарушениями»

Городская межрегиональная научно-практическая конференция «Междисциплинарный подход к сопровождению детей с церебральным параличом в системе образования», ГБОУ ВПО МГПУ ИСО и КР, г. Москва, 14-15 мая, 2014 г.

Доклад «Общие вопросы теории и методологии психологической помощи семье ребенка с ограниченными  возможностями здоровья»

IV международная научно-практическая конференция “Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья”, г. Москва, МГГУ им. М.А. Шолохова, 26-27 июня, 2014 г.

Доклад «Взаимодействие специалистов с семьями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в свете модернизации системы специального образования»

Читайте также:  Развитие ребенка различает цвета возраст

Всероссийский Семинар по внедрению моделей выявления отклонений и раннего комплексного вмешательства с целью коррекции первых признаков отклонений в развитии детей, г. Москва, МГГУ им. М.А. Шолохова, 21-23 сентября, 2015 г.

Доклад «Роль семьи в предупреждении нарушений развития детей раннего возраста»

I Всероссийский Съезд дефектологов «Особые дети в обществе», секция «Современные модели взаимодействия с родителями, воспитывающими ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития», г. Москва, 26 – 28 октября, 2015 г.

Доклад «Психолого-педагогическое сопровождение семей лиц со сложными нарушениями развития»

Круглый стол «Актуальные проблемы социализации и жизнеустройства детей и молодежи с тяжелыми нарушениями развития в социальном и образовательном пространстве», ГБОУ СПО Педагогический колледж №16, Межрегиональная общественная организация РОО «ЯБЛОЧКО», Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова, Москва, 26 марта, 2014 г.

Доклад «Взаимодействие специалистов и семьи в процессе психолого-педагогического сопровождения лиц с интеллектуальными нарушениями»

Городская межрегиональная научно-практическая конференция «Междисциплинарный подход к сопровождению детей с церебральным параличом в системе образования», ГБОУ ВПО МГПУ ИСО и КР, г. Москва, 14-15 мая, 2014 г.

Доклад «Общие вопросы теории и методологии психологической помощи семье ребенка с ограниченными  возможностями здоровья»

IV международная научно-практическая конференция “Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья”, г. Москва, МГГУ им. М.А. Шолохова, 26-27 июня, 2014 г.

Доклад «Взаимодействие специалистов с семьями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в свете модернизации системы специального образования»

Источник

Вторник, 26 Января 2010 г. 14:38

+ в цитатник

Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: Методическое пособие.  – М.: Просвещение, 2008. — 239 с.

 Книга содержит теоретические и практические материалы по диагностической, консультационной и коррекционной работе с семьями, воспитывающими детей с проблемами в развитии. Пособие включает как классические приемы и методы, так и новые авторские разработки.
Методическое пособие адресовано в первую очередь Психологам, работающим в учреждениях специального образования, в реабилитационных центрах, медицинских учреждениях, где получают помощь дети с отклонениями в развитии. Материалы пособия могут быть полезны педагогам дошкольных и школьных специальных образовательных учреждений, учителям, которые осуществляют интегрированное обучение, а также представителям родительских ассоциаций и общественных объединений. Пособие может быть использовано при обучении студентов дефектологических, психологических и педагогических факультетов.

Скачать

Содержание

Предисловие 2
Глава 1. Анализ проблем в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии 4
Уровни деформации внутрисемейных взаимоотношений 4
Психологический уровень 5
Социальный уровень 6
Соматический уровень 8
Влияние нарушений развития ребенка на родителей 9
Умственно отсталые дети 10
Дети с детским церебральным параличом 12
Аутичные дети 14
Дети с задержкой психического развития, осложненной выраженными нарушениями поведения 15
Дети с недостатками речевого развития 16
Дети с сенсорными нарушениями 16
Особенности личностного развития детей и детско-родительских отношений 17
Личностные характеристики родителей детей с отклонениями в развитии. Типология психологических портретов родителей 22
Психологические портреты родителей 24
Ценностные ориентации и мотивационные установки родителей 27
Модели семейного воспитания 31
Отношение социума к детям с отклонениями в развитии, детям-инвалидам и их семьям 35
Глава 2. Концепция психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии 37
Теоретические основы организации психологической работы с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии 37
Основные концептуальные положения 41
Направления психологической помощи семьям 42
Психологическое изучение проблем семей. Цели, задачи, принципы и направления диагностической работы 42
Психокоррекционная работа с детьми и их родителями. Цели, задачи, принципы 46
Психолого-педагогическая коррекция 47
Глава 3. Программа психологического изучения семей. Задачи, направления и методы диагностической работы 49
Технологии психологического изучения семьи 49
Глава 4. Психологическое консультирование семей 68
Психолого-педагогическое и семейное консультирование 68
Профориентированное консультирование 68
Этапы консультирования и диагностика семейных проблем 69
Глава 5. Организация и содержание психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии 77
Коррекция нарушений в личностной и межличностной сферах родителей 80
Психокоррекционные техники 95
Заключение 109
Список литературы для специалистов 110
Список литературы для родителей 116
Приложение 1 118
Образцы документации психолога по изучению семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии 118
Приложение 2 123
Конспекты групповых психокоррекционных занятий, проводимых с родителями2 123
Приложение 3 129
Примеры выполнения диагностических заданий различными категориями испытуемых 129
Приложение 4 131
Комплект авторских методик для скрининг-диагностики семьи 131

Читайте также:  Если ребенок отстает в развитии жуков

Вложение: 3771562_Psihologicheskaya_pomosch_seme.rar

Метки:
психология семьи

дефектология

 

Источник

      Собчик Л. Н. Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений / Л. Н. Собчик. — СПб.: Речь, 2002. — 96 с.

      Собчик Л. Н. Методы психологической диагностики / Л. Н. Собчик. — М., 1990. — Вып. 1—3.

      Солнцева Л. И. Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста / Л. И. Солнцева, С. М. Хорош. — М.: ВОС, 1988. — 65 с.

      Спиваковская А. С. Обоснование психологической коррекции неадекватных родительских позиций / А. С. Спиваковская // Семья и формирование личности / под ред. А. А. Бодалева. — М.: Просвещение, 1981. — 115 с.

      Тесты детской апперцепции (CAT, CAT-H, CAT’S): справ, руководство. — М.: Междунар. академия психологических наук, 2000. — 35 с.

      Ткачева В. В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии / В. В. Ткачева // Дефектология. — 1998. — № 4. — С. 3—9.

      Ткачева В. В. Психологическая помощь семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии: автореф. дис. канд. психол. наук / В. В. Ткачева. — М., 1999. — 15 с.

      Ткачева В. В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии: практикум по формированию адекватных отношений / В. В. Ткачева. — М.: Гном-Пресс, 1999. — 64 с.

      Ткачева В. В. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии / В. В. Ткачева // Дефектология. — 1999. — № 3. — С. 30—36.

      Ткачева В. В. Гармонизация внутрисемейных отношений: мама, папа, я — дружная семья: практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений / В. В. Ткачева. — М.: Гном и Д, 2000. — 160 с.

      Ткачева В. В. Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы / В. В. Ткачева // Психолого-педагогическая диагностика. — М.: Академия, 2003. — С. 202— 220.

      Ткачева В. В. Психолого-педагогическое изучение семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями развития / В. В. Ткачева // Психолого-педагогическая диагностика. — М.: Академия, 2003. — С. 280—290.

      Ткачева В. В. Психологическое изучение семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии / В. В. Ткачева. — М.: УМК «Психология», 2004. — 192 с.

      Ткачева В. В. Система психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии: автореф. дис. д-ра психол. наук / В. В. Ткачева. — М., 2005. — 46 с.

      Ульенкова У. В. Дети с задержкой психического развития / У. В. Ульенкова. — Н. Новгород: НГПУ, 1994. — 230 с.

      Фелинская Н. И. О взаимосвязи между психогенным заболеванием и «патологической почвой» / Н. И. Фелинская // Психогенные (реактивные) заболевания на измененной «почве»: материалы науч.-практ. конф. / редкол.: В. В. Ковалев [и др.]. — Воронеж, 1982. — С. 15—24.

      Филиппова Г. Г. Психология материнства: учеб. пособие / Г. Г. Филиппова. — М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. — 240 с.

      Филичева Т. Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: учеб. пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. — М.: МГЗПИ. — 1991. — 187 с.

      Фопель К. Как научить детей сотрудничать: психологические игры и упражнения / К. Фопель. — М.: Генезис, 1998. — Ч. 1—4. — 157 с.

      Фромм Э. Душа человека / Э. Фромм. — М., 1981. — 145 с.

      Чавес B. C. Социально-психологические особенности семейного воспитания детей с церебральным параличом: автореф. дис. канд. психол. наук / B. C. Чавес. — СПб., 1993. — 17 с.

      Чарова О. Б. Особенности материнского отношения к ребенку с интеллектуальным недоразвитием / О. Б. Чарова, Е. А. Савина // Дефектология. — 1999. — № 5. — С. 29—33.

      Чевелева Н. А. Исправление заикания у школьников в процессе обучения: пособие для логопедов. — М.: Просвещение, 1978. — 112 с.

      Чистякова М. И. Психогимнастика / М. И. Чистякова. — М.: Владос, 1995. — 160 с.

      Шарипов А. Р. Особенности представлений родителей близоруких детей о семейном воспитании / А. Г. Шарипов, З. Ф. Гафурова // Дефектология. — 1998. — № 3. — С. 23—27.

Источник