Типы личностного развития ребенка

Типы личностного развития ребенка thumbnail

Любой малыш — это личность, пусть не совсем окрепшая, но со своим индивидуальным характером и манерой поведения. А если понаблюдать за группой детей, то можно отметить, что часть малышей схожа в выражении своих эмоций, умении общаться и находить общий язык. Психологи утверждают, что существует несколько «типологий», благодаря которым можно определить личностные характеристики того или иного ребенка. По мнению психологов, существуют такие психологические типы как: интроверты, экстраверты, а также дети сенсорного и интуитивного типа.

Ребенок-экстраверт

Как правило, это всегда непоседа, который отличается энергичностью и коммуникабельностью. Он всегда открыт для окружающего мира, любит общение и в группе ребят стремится занять лидирующую позицию. Это очень увлекающая личность, которая может браться за несколько дел сразу, но, в большинстве случаев, редко доводит начатое до конца. Такие дети бывают непунктуальными и необязательными, поэтому данные качества нужно прививать ребенку с «пеленок». Дети-экстраверты очень эмоциональны: они ярко и открыто выражают свою радость, а обиды и несчастье «выливаются» в капризы и иногда даже истерики. Окружающие зачастую принимают яркое выражение эмоций за невоспитанность, поэтому во период взросления такому малышу нужно объяснить, что подобное «яркое» поведение все же нужно держать под контролем.

Ребенок-интроверт

Это очень спокойный и молчаливый малыш, который словно погружен в себя. Интроверты очень внимательные и чуткие, при этом они весьма болезненно реагируют на критику и замечания, однако всеми силами стараются не подавать виду, что обижены. Любое неприятно слово или взгляд может оставить в душе такого малыша тяжелый след, поэтому прессинг со стороны близких и окружения может превратить ребенка в закомплексованную и неуверенную в себе личность. Вот почему ребенка-интроверта с его природной неразговорчивостью и замкнутостью нужно регулярно призывать к общению, проявлять интерес к его внутреннему миру и знакомить, но очень аккуратно, с окружающим миром.

Ребенок интуитивного типа

Ему характерна яркая фантазия и великолепное воображение. Это творческие личности, которые обожают рисовать, писать стихи, сказки и сочинения. Из-за природной рассеянности и некоторой хаотичности в поведении, они следуют своим «душевным» порывам и легко увлекаются.  Про таких детей обычно говорят, что они «ворон считают». С такими малышами нужно много заниматься, обязательно следует поощрять их интерес к творческой реализации, в противном случае они впустую растратят свой творческий потенциал в процессе взросления.

Ребенок сенсорного типа

Таким детям с «пеленок» нравится разбирать игрушки и механические предметы, чтобы посмотреть, что же там внутри. Они обожают заниматься кубиками, конструкторами и другими играми инженерной направленности. Малышам сенсорного типа нравится порядок и организованность, они всегда первыми предлагают мамам помощь по дому.

На сегодняшний день, по мнению детских специалистов, существует еще одна психологическая типология. Согласно ей детей можно поделить на четыре вида: ребенок чувствительный, обязательный, авантюрный и малыш-умник.

Чувствительный тип

Такие малыши впечатлительны и чутки. Они очень коммуникабельны, поэтому для них важно ощущать чувство близости с родными людьми. Даже в раннем возрасте они способны на проявление сентиментальности. Им важно мнение окружающих, такие дети нуждаются в поощрении.

Обязательный тип

Эти дети в меньшей степени нуждаются в ощущении близости с родными, они хотят чувствовать себя самостоятельными и нужными, принимая активное участие в жизни семьи, поэтому с огромным удовольствием берут на себя домашние обязанности: убирают вещи за собой, накрывают на стол и пр. Любовь к дисциплине помогает малышам обязательного типа без особых проблем адаптироваться к школе. Такой ребенок нуждается в похвале: для него важно, чтобы его прилежность и усердие было отмечено.

Авантюрный тип

Поведение таких детей предсказать невозможно: они порывисты, им все вокруг интересно, как правило, чрезмерно активны и непоседливы, поэтому очень редко бывают дисциплинированными и собранными. К порядку таких малышей нужно приучать с раннего детства. Родители должны ограничивать малыша в некоторых порывах и желаниях, однако очень осторожно и мягко. Главная цель родителей малыша авантюрного типа — постепенно и корректно адаптировать его к организованности.

Разумный тип

Ребенок рационально мыслит и всегда обдумывает свои поступки и слова. Такие дети спешат познать и понять мир, поэтому им интересны книги, научно-популярные программы и логические игры. С таким малышом нужно общаться как со взрослым, делая все же небольшую скидку на возраст.

Психологи считают, что детей одного, четко выраженного типа не существует. У любого ребенка имеются черты сразу нескольких типов, как правило, двух или трех, но при этом лишь один является преобладающим, доминантным. Определив тип ребенка, у родителей появляется уникальная возможность грамотно создать линию поведения и воспитания малыша. К тому же подобная «классификация» наверняка поможет наладить и упрочить контакт со своим ребенком.

Ирина Васильева

Источник

Åñëè âû ñìîæåòå îïðåäåëèòü, ê êàêîìó òèïó ëè÷íîñòè îòíîñèòñÿ ðåáåíîê, âàì áóäåò ëåã÷å ïîíèìàòü äðóã äðóãà.

Êàæäûé ðåáåíîê — óíèêàëüíûé, íåïîâòîðèìûé, êàæäûé îòëè÷àåòñÿ îò äðóãèõ. È òåì íå ìåíåå íåêîòîðûå äåòè ïîõîæè äðóã íà äðóãà â ãîðàçäî áîëüøåé ñòåïåíè, ÷åì îñòàëüíûå. Îíè ïðåäïî÷èòàþò îäíè è òå æå èãðû, ó íèõ ïîõîæèå óâëå÷åíèÿ, ïîõîæåå îòíîøåíèå ê ïîðÿäêó, ñïîðòó, äîìàøíèì çàäàíèÿì, îíè ïðèìåðíî îäèíàêîâî ðåàãèðóþò íà ñòðåññ, ðàäîñòü èëè ññîðó. Òî, ÷òî ó äåòåé ñõîäíûé èëè ñèëüíî ðàçëè÷àþùèéñÿ òèï ïîâåäåíèÿ, çàâèñèò íå îò âîçðàñòà èëè ñòåïåíè ðîäñòâà, à îò òèïà ëè÷íîñòè.

Ðàçëè÷àþò ÷åòûðå îñíîâíûõ òèïà: âïå÷àòëèòåëüíàÿ, ÷óâñòâèòåëüíàÿ íàòóðà; çäðàâîìûñëÿùèé, îáÿçàòåëüíûé ðåáåíîê; ýìîöèîíàëüíûé àâàíòþðíûé òèï è ñòðàòåãè÷åñêè ïëàíèðóþùèé ñâîè äåéñòâèÿ óìíèê.

Ñàì ïî ñåáå êàæäûé òèï ëîãè÷åí è ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé âïîëíå íîðìàëüíîå ÿâëåíèå. Øêîëüíûé ïñèõîëîã Êðèñòèíà Êàíèàë-Óðáàí ðàçðàáîòàëà ýòó äåòñêóþ òèïîëîãèþ â õîäå ñâîåé ìíîãîëåòíåé ïðàêòèêè, îïèðàÿñü òàêæå íà îïûò, íàêîïëåííûé àìåðèêàíñêèìè èññëåäîâàòåëÿìè. Ïðè ýòîì íàäî èìåòü â âèäó, ÷òî â ÷èñòîì âèäå äàííûå òèïû ïðàêòè÷åñêè íå âñòðå÷àþòñÿ. Èíîãäà ýòî ñìåøàííûå ôîðìû (â ÷àñòíîñòè, ÷óâñòâèòåëüíîé íàòóðû è îáÿçàòåëüíîãî ðåáåíêà), íî îáû÷íî íàëèöî çàìåòíîå ïðåîáëàäàíèå îäíîãî èç òèïîâ. Ñòîèò âûÿñíèòü, ê êàêîé ãðóïïå îòíîñèòñÿ ñîáñòâåííîå ÷àäî. Ýòî ïîìîæåò ëó÷øå îöåíèòü ñâîåãî ðåáåíêà, åãî ñïîñîáíîñòè, åãî ñëàáûå ñòîðîíû è ñ áîëüøåé ÷óòêîñòüþ ó÷èòûâàòü èõ. Ê ïðèìåðó, òî, ÷òî õîðîøî äëÿ àâàíòþðíîãî òèïà, ìîæåò íå ïîäîéòè äëÿ óìíèêà. Òî, ÷òî îáÿçàòåëüíîìó ðåáåíêó íåîáõîäèìî äëÿ åãî áåçîïàñíîñòè, ÷óâñòâèòåëüíîé íàòóðîé âîñïðèíèìàåòñÿ óæå êàê îãðàíè÷åíèå. Âàæíî ïðèíÿòü êàê äîëæíîå òî, ÷òî âàø ðåáåíîê îòíîñèòñÿ ê äàííîìó îñíîâíîìó òèïó ëè÷íîñòè, íå ïûòàòüñÿ ïåðåäåëàòü åãî. Ýòî âñå ðàâíî íå óäàñòñÿ, íî áóäåò èìåòü ñåðüåçíûå ïîñëåäñòâèÿ. Äëÿ ðåáåíêà õóæå âñåãî, åñëè åãî âîñïèòàíèå áóäåò ïðîòèâîðå÷èòü òèïó åãî ëè÷íîñòè, âåäü òåì ñàìûì îí êàê áû ïîëó÷àåò ïîñëàíèå: òî, ÷òî òû òàêîé -íåíîðìàëüíî. Ýòî ñìóùàåò ðåáåíêà è ìîæåò äàæå äîâåñòè äî áîëåçíè. Âîñïèòàíèå â ñîîòâåòñòâèè ñ òèïîì ëè÷íîñòè, íàïðîòèâ, ïîìîæåò ðåáåíêó îïòèìàëüíî ðàçâèâàòüñÿ, óêðåïëÿòü ñâîè ñèëüíûå ñòîðîíû, îáðåñòè ÷óâñòâî óâåðåííîñòè è çàùèùåííîñòè. Ýòî îñîáåííî âàæíî, êîãäà âîçíèêàþò áîëüøèå è ìàëåíüêèå êðèçèñû: ïðîáëåìû ñ äðóçüÿìè, â øêîëå, ðàçëóêà ñ ðîäèòåëÿìè, óòðàòà ëþáèìîãî ÷åëîâåêà.

Читайте также:  Витамины для развития мозга ребенка 3 года

Ìû îïèøåì ÷åòûðå òèïà ëè÷íîñòè â èõ îñíîâíûõ ïðîÿâëåíèÿõ è óêàæåì, êàê ëó÷øå îáðàùàòüñÿ ñ ðåáåíêîì ñîîòâåòñòâóþùåãî òèïà.

×óâñòâèòåëüíàÿ íàòóðà

×ÒÎ ÒÈÏÈ×ÍÎ. Ýòî êîììóíèêàáåëüíûé ðåáåíîê, ÷óòêèé, ñ ðàçâèòîé èíòóèöèåé. Åìó íóæíà áëèçîñòü ñ äðóãèìè ëþäüìè, ñ ñåìüåé, ñî ñâåðñòíèêàìè. Îí õî÷åò òåñíî îáùàòüñÿ ñ íèìè, çàáîòèòüñÿ î äðóãèõ, îäàðèâàòü èõ. È áîëüøå çíàòü î íèõ. Êàêîé æåíùèíîé áûëà ìîÿ ïðàáàáóøêà? Êàê æèë ìîé äåäóøêà, êîãäà áûë ìàëåíüêèì ìàëü÷èêîì? Íèêàêîé äðóãîé òèï íå èíòåðåñóåòñÿ òàê ñèëüíî òåì, êàêîâû äðóãèå ëþäè (â ïåðâóþ î÷åðåäü ÷ëåíû ñåìüè), êàê îíè ñåáÿ ÷óâñòâóþò.

Äåòè, îòíîñÿùèåñÿ ê ýòîìó òèïó, âîñòîðãàþòñÿ ñêàçêàìè è ðàçíûìè èñòîðèÿìè, ïîýòîìó îíè çàìå÷àòåëüíûå ñëóøàòåëè è õîðîøèå ðàññêàç÷èêè. Îáû÷íî îíè ðàíî íà÷èíàþò ãîâîðèòü, î÷åíü ñïîñîáíû â îáó÷åíèè èíîñòðàííûì ÿçûêàì.  ðîëåâûõ èãðàõ îíè ïîëíîñòüþ ïîãðóæàþòñÿ â ñâîþ ðîëü. Òî æå îòíîñèòñÿ ê ìèðó ôàíòàçèé. Íå ñëåäóåò îñòàâëÿòü èõ îäíèõ ó òåëåâèçîðà: îíè íàñòîëüêî îòîæäåñòâëÿþò ñåáÿ ñ äåéñòâóþùèìè ëèöàìè, ÷òî â äðàìàòè÷åñêèå ìîìåíòû äåéñòâèÿ íóæäàþòñÿ â ïîääåðæêå. Äåòè ýòîãî òèïà î÷åíü õîòÿò áûòü ëþáèìûìè è öåíèìûìè, èì ïîñòîÿííî íåîáõîäèìî ïîäòâåðæäåíèå òîãî, ÷òî îíè ïðåäñòàâëÿþò ñîáîé íå÷òî îñîáåííîå, öåííîå.

ÊÎÃÄÀ ÑÒÀÍÎÂÈÒÑß ÒÐÓÄÍÎ. ×óâñòâèòåëüíîé íàòóðå òðóäíî ïðîâîäèòü ãðàíèöó ìåæäó ß è ÒÛ. Îíè — «ñëèâàþùèåñÿ», áóêâàëüíî ïåðåòåêàþò â ëþáèìîãî ÷åëîâåêà. Ýòî ïîäâåðãàåò èõ îïàñíîñòè îòêàçà îò ñîáñòâåííîãî ß è ïîëíîãî ðàñòâîðåíèÿ â ëè÷íîñòè äðóãîãî — ïîòîìó ÷òî îíè ñ÷èòàþò õîðîøèì òî, ÷òî ñ÷èòàåò õîðîøèì ëþáèìûé èìè ÷åëîâåê. Èç-çà ýòîãî îíè ëåãêî çàáûâàþò î ñîáñòâåííûõ ïîòðåáíîñòÿõ.  ñåìüÿõ, êîòîðûå ïðèäàþò áîëüøîå çíà÷åíèå ñïîðòó è äðóãèì àêòèâíûì çàíÿòèÿì, ðåáåíîê, îòíîñÿùèéñÿ ê òèïó ÷óâñòâèòåëüíîé íàòóðû, ÷àñòî ÷óâñòâóåò ñåáÿ áåñïîìîùíûì.  òàêîì ñëó÷àå åìó íóæåí åäèíîìûøëåííèê èç âçðîñëûõ, ðàçäåëÿþùèé åãî ñêëîííîñòè.

ÊÀÊ ÎÍ ÐÅÀÃÈÐÓÅÒ ÍÀ ÍÅÏÐÈßÒÍÎÑÒÈ. Îí åùå áîëüøå, ÷åì îáû÷íî, èùåò áëèçîñòè ñ äðóãèìè, áóêâàëüíî öåïëÿåòñÿ çà íèõ. Íåêîòîðûå ðåàãèðóþò ýìîöèîíàëüíûìè âçðûâàìè, ïëà÷óò è ðûäàþò. Äðóãèå óõîäÿò â ñåáÿ, ñòðàäàþò ìîë÷à. Ìíîãèå åùå áîëüøå ïîãðóæàþòñÿ â ìèð ñâîèõ ôàíòàçèé.

ÏÐÀÂÈËÜÍÛÉ ÑÒÈËÜ ÂÎÑÏÈÒÀÍÈß

 áóäíè è â êðèçèñû: ÷óâñòâèòåëüíîé íàòóðå íóæåí ÷åëîâåê (êòî-íèáóäü èç ðîäèòåëåé, äåäóøêà èëè áàáóøêà), êîòîðûé äàâàë áû ïðîñòîð è ïèùó åãî âîîáðàæåíèþ, åãî õàðàêòåðíûì êà÷åñòâàì. Ðàññêàçûâàë áû åìó ñêàçêè, çàíèìàëñÿ ðèñîâàíèåì, ïîñâÿùàë â èñòîðèþ ñåìüè. Òàêîìó ðåáåíêó íåîáõîäèìî ïðèçíàíèå åãî äàðîâàíèé, åãî ýñòåòè÷åñêîãî ÷óòüÿ (êðàñèâûå îäåæäû!) è âðåìÿ äëÿ ìå÷òàíèé. Âûñìåÿòü ôàíòàçåðà — çíà÷èò, íàíåñòè åìó ãëóáîêóþ îáèäó. Îáû÷íî òàêèå äåòè õîðîøî ÷óâñòâóþò ñåáÿ â øêîëàõ, óäåëÿþùèõ îñîáîå âíèìàíèå ðàçâèòèþ òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé ó÷åíèêîâ. Îíè íóæäàþòñÿ â óòåøåíèè, óâåðåííîñòè è êàê ìîæíî áîëüøåé áëèçîñòè. Îñîáåííî â êðèçèñíûõ ñèòóàöèÿõ. Åñëè ýòà ïîâûøåííàÿ ïîòðåáíîñòü â áëèçîñòè íå óäîâëåòâîðÿåòñÿ, êðèçèñ óñèëèâàåòñÿ. Âàæíà òàêæå ÷óòêàÿ èíäèâèäóàëüíàÿ ïîõâàëà («Êàê çàìå÷àòåëüíî òû ýòî ñäåëàë!»). Ïîìîãàþò òàêæå èñòîðèè î ðàçðåøåíèè êàêèõ-ëèáî ïðîáëåì, â êîòîðûõ ðåáåíîê òîãî æå âîçðàñòà ñïðàâëÿåòñÿ ñ àíàëîãè÷íûì çàòðóäíåíèåì.

Àâàíòþðíûé ðåáåíîê

×ÒÎ ÒÈÏÈ×ÍÎ. Åìó ÷àñòî íå õâàòàåò âðåìåíè, ïîòîìó ÷òî ìèð òàê óâëåêàòåëåí, ïîëîí ïðèêëþ÷åíèé, èñïûòàíèé íà ñìåëîñòü. Àâàíòþðíûì äåòÿì òðåáóåòñÿ àêòèâíîñòü — ÷óòü ëè íå êðóãëûå ñóòêè. Îíè — óâëåêàþùèåñÿ, êîììóíèêàáåëüíûå íàòóðû, ïîçíàþùèå ìèð âñåìè ñâîèìè ÷óâñòâàìè. Èäåàëüíî ñïðàâëÿþòñÿ ñ íåïðèÿòíîñòÿìè, íå áîÿòñÿ ðèñêîâàòü, îõîòíî ýêñïåðèìåíòèðóþò. Òî, ÷òî ïåðåñòàëî èõ èíòåðåñîâàòü, îíè ïðîñòî áðîñàþò. Íåóäèâèòåëüíî, ÷òî â èõ äåòñêîé êîìíàòå ÷àñòî öàðèò õàîñ. Òàì ðÿäîì ñ êîìïüþòåðíîé èãðîé ìîæåò ëåæàòü âñÿêèé õëàì.

Ó íèõ ñèëüíà ïîòðåáíîñòü â äâèæåíèè, îíè ñ àïïåòèòîì åäÿò, îòêðûòî ïðîÿâëÿþò ñâîè ýìîöèè. Èõ ïðîáëåìû: âðåìÿ (÷àñòî îïàçäûâàþò), äåíüãè (íå óìåþò îáðàùàòüñÿ ñ íèìè) è øêîëà.  øêîëå èì ñêó÷íî, ïîýòîìó îíè ìåøàþò çàíÿòèÿì è ÷àñòî âûñòóïàþò â ðîëè êëîóíà êëàññà. Äîìàøíèå çàäàíèÿ ëèáî íå âûïîëíÿþò, ëèáî âûïîëíÿþò ïîâåðõíîñòíî.

ÊÎÃÄÀ ÑÒÀÍÎÂÈÒÑß ÒÐÓÄÍÎ.  ñåìüå, ïðèäàþùåé áîëüøîå çíà÷åíèå ïîðÿäêó è êîíòðîëþ, àâàíòþðíîìó ðåáåíêó ïðèõîäèòñÿ íåñëàäêî, ïîòîìó ÷òî îí âå÷íî âûçûâàåò íåóäîâîëüñòâèå. Ïîýòîìó òàêîé ðåáåíîê áîëüøå âñåãî ñòðàäàåò è îò íàøåé øêîëüíîé ñèñòåìû.

ÊÀÊ ÎÍ ÐÅÀÃÈÐÓÅÒ ÍÀ ÍÅÏÐÈßÒÍÎÑÒÈ. Åùå áîëüøèì áåñïîêîéñòâîì. Ñòðåìëåíèå ê äâèæåíèþ ïðåâðàùàåòñÿ â áåñïðåñòàííóþ àêòèâíîñòü, ïîòðåáíîñòü â ñòèìóëàõ — â ïåðåâîçáóæäåíèå, ìíîãîîáðàçèå èíòåðåñîâ — â èìïóëüñèâíîñòü.  çàòðóäíèòåëüíûõ ñèòóàöèÿõ òàêèå äåòè ÷àñòî òåðÿþò ñòîëü âàæíîå äëÿ íèõ ÷óâñòâî ñàìîñîõðàíåíèÿ, ïðè ìàëåéøåì ðàçî÷àðîâàíèè âïàäàþò â áóéíóþ ÿðîñòü.  êîíå÷íîì èòîãå òàêîé ðåáåíîê ìîæåò èñïûòûâàòüòðóäíîñòè â îáùåíèè ñ äåòüìè).

ÏÐÀÂÈËÜÍÛÉ ÑÒÈËÜ ÂÎÑÏÈÒÀÍÈß

Äàâàòü âîëþ äî îïðåäåëåííûõ ïðåäåëîâ -ýëåìåíòàðíîå òðåáîâàíèå ïðèìåíèòåëüíî ê àâàíòþðíîìó òèïó. Îáÿçàòåëüíûå ïðàâèëà è òâåðäîå ðóêîâîäñòâî íàñòîÿòåëüíî íåîáõîäèìû, ðàâíî êàê è êîíòàêòû ñî ñâåðñòíèêàìè (äàæå åñëè àâàíòþðíûé ðåáåíîê, îòíîñÿùèéñÿ ê òèïó «ß», ñòðåìèòñÿ ê íåçàâèñèìîñòè).  ñëó÷àå âîçíèêíîâåíèÿ ïðîáëåì â øêîëå íàäî íå çàïðåùàòü, íàïðèìåð, ñïîðòèâíûå çàíÿòèÿ, à óäåëèòü áîëüøå âíèìàíèÿ ðåæèìó è ïîðÿäêó. Òàêèå äåòè íóæäàþòñÿ â êîì-òî, êòî âìåñòå ñ íèìè óáèðàë áû â êîìíàòå, îðãàíèçîâûâàë áû ðàáî÷åå ìåñòî, ïîêàçûâàë èì. êàê ìîæíî äàòü ïðèåìëåìûé âûõîä ïðèñòóïàì ÿðîñòè — íàïðèìåð, ñ ïîìîùüþ ãðóøè äëÿ òðåíèðîâêè áîêñåðà, àêòèâíûõ ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé

Ðåáåíîê Óìíèê

×ÒÎ ÒÈÏÈ×ÍÎ. Îáû÷íî âåñüìà ðàçóìíûé è âñåãäà ïîñòóïàþùèé îáäóìàííî — òèï èíòåëëåêòóàëüíîãî ðåáåíêà. Îí âñåãäà çàäàåò äîïîëíèòåëüíûå âîïðîñû, õî÷åò çíàòü âñå äîñêîíàëüíî, ñòðåìèòñÿ ïîíÿòü ìèð, ÷òîáû ÷óâñòâîâàòü ñåáÿ óâåðåííî. Êàêèå-ëèáî ãðóïïîâûå äåéñòâèÿ è áóéíûå èãðû â ñîñòàâå êîìàíäû äëÿ íåãî îáû÷íî íå î÷åíü ïðèâëåêàòåëüíû, îí áîëüøå ïðåäïî÷èòàåò îáùàòüñÿ ñ äðóãîì, ïîäðóãîé. Èëè ñ êîìïüþòåðîì.  åãî êîìíàòå íà ïåðâûé âçãëÿä öàðèò õàîñ, íî, â îòëè÷èå îò àâàíòþðíîãî òèïà, îí ñðàçó íàõîäèò òî, ÷òî íóæíî, ïîòîìó ÷òî ó íåãî ñâîé ñîáñòâåííûé ïîðÿäîê. Äåòè-óìíèêè î÷åíü ðàíî íà÷èíàþò âåñòè ñåáÿ êàê âçðîñëûå, èíîãäà íå ïî ãîäàì ðàçóìíû. Èì íðàâèòñÿ ó÷àñòâîâàòü â ðàçìåðåííîé áåñåäå è ïîýòîìó îíè îõîòíî ïðèñîåäèíÿþòñÿ ê âçðîñëûì. Îíè îðèåíòèðóþòñÿ íà ðåçóëüòàò, ïðåñëåäóþò ñàìîñòîÿòåëüíî ïîñòàâëåííûå ïåðåä ñîáîé öåëè. Ê ñàìèì ñåáå ïðåäúÿâëÿþò âûñîêèå òðåáîâàíèÿ, ñòðåìÿòñÿ äîñòè÷ü áîëüøåãî.

ÊÎÃÄÀ ÑÒÀÍÎÂÈÒÑß ÒÐÓÄÍÎ. Ðåáåíîê-óìíèê íå âëàäååò èñêóññòâîì óãîæäàòü, ïîýòîìó îí ÷àñòî âûãëÿäèò âûñîêîìåðíûì, õîëîäíûì, ëåãêî ñòàíîâèòñÿ àóòñàéäåðîì. Ïðè âñåì ïðè òîì ýòî ÷ðåçâû÷àéíî ðàíèìûé ðåáåíîê.

ÊÀÊ ÎÍ ÐÅÀÃÈÐÓÅÒ ÍÀ ÍÅÏÐÈßÒÍÎÑÒÈ. Îáû÷íî âûñøåå ïðàâèëî ó äåòåé ýòîãî òèïà — ñîõðàíÿòü íåâîçìóòèìîñòü.  òðóäíûå ïåðèîäû îíè ñòàíîâÿòñÿ åùå áîëåå ðàññóäèòåëüíûìè, íå äàþò âîëè ýìîöèÿì. Ïîêàçàòåëüíî, ÷òî, íàïðèìåð, ïîñëå ðàçâîäà ðîäèòåëåé òàêèå äåòè ïî-ïðåæíåìó âåäóò ñåáÿ õîðîøî, îäíàêî èõ ñïîêîéñòâèå ëèøü íàïóñêíîå, â ýìîöèîíàëüíîì æå ïëàíå îíè îáåäíÿþò ñåáÿ.  ðåçóëüòàòå îíè óòðà÷èâàþò êîíòàêò ñ ñàìèìè ñîáîé è ñâîèìè áëèçêèìè. ×óâñòâóÿ êàêóþ-òî óãðîçó äëÿ ñåáÿ, äåòè-óìíèêè ðåàãèðóþò íà íåå — ñîâåðøåííî íåîæèäàííî äëÿ äðóãèõ — êðàéíå ýìîöèîíàëüíî, âïëîòü äî ïðèñòóïîâ ÿðîñòè. Ïðè íåóäà÷àõ, íàïðèìåð â øêîëå, îíè ëåãêî òåðÿþòñÿ, ïûòàþòñÿ äîáèâàòüñÿ åùå áîëüøåãî ñîâåðøåíñòâà, ÷òî ìîæåò ïðåâðàòèòüñÿ â íàâÿç÷èâîå ñîñòîÿíèå.

Читайте также:  Развитие речи ребенка это

ÏÐÀÂÈËÜÍÛÈ ÑÒÈËÜ ÂÎÑÏÈÒÀÍÈß

Ñ äåòüìè-óìíèêàìè âûðàæåíèÿ òèïà «Òû ñåé÷àñ æå ñäåëàåøü ýòî, ïîòîìó ÷òî ÿ òàê õî÷ó» âðÿä ëè ïîìîãóò ÷åãî-ëèáî äîáèòüñÿ. ×åì ñòàðøå îíè ñòàíîâÿòñÿ, òåì ìåíüøå ìîæíî ðàññ÷èòûâàòü íà àâòîðèòåò, ïîñêîëüêó îíè ñ÷èòàþò ðåøàþùåé èíñòàíöèåé ñàìèõ ñåáÿ. Òîìó, êòî õî÷åò, ÷òîáû îíè ÷òî-òî ñäåëàëè, íàäî óáåäèòü èõ. Îíè ðóêîâîäñòâóþòñÿ òîëüêî ïîíèìàíèåì.  ñëó÷àå íåóäà÷ â øêîëå òàêîé ðåáåíîê íàñòîÿòåëüíî íóæäàåòñÿ â ïîääåðæêå. Âàæíî ñíîâà è ñíîâà ïîä÷åðêèâàòü åãî ñïîñîáíîñòè, ïîäêðåïëÿòü åãî óâåðåííîñòü â ñåáå — è ðàçúÿñíÿòü åìó, ÷òî îøèáêè òîæå âàæíû, ÷òî áåç íèõ áûëî áû íåâîçìîæíî äâèãàòüñÿ âïåðåä.  ñëó÷àå ýìîöèîíàëüíûõ çàòðóäíåíèé ðîäèòåëè ìîãóò äåëèêàòíî ïîääåðæàòü ðåáåíêà, çàâîäÿ ðàçãîâîð î ñîáñòâåííûõ ÷óâñòâàõ. Ê ïðèìåðó: «ß î÷åíü îãîð÷åíà ýòèì è äóìàþ, ÷òî òû èñïûòûâàåøü òî æå ñàìîå». Ñêîðåå âñåãî, îí áóäåò ñìîòðåòü â ñòîðîíó, ñêðèâèâ ðîò. íî ýòîãî äîñòàòî÷íî. Íå ñëåäóåò îæèäàòü îò íåãî áîëüøåé äåìîíñòðàöèè ïå÷àëè.

Îáÿçàòåëüíûé ðåáåíîê

×ÒÎ ÒÈÏÈ×ÍÎ. Îí â ñîâåðøåíñòâå âëàäååò èñêóññòâîì áûòü ïîëåçíûì. ×óâñòâî ïðèíàäëåæíîñòè ê ñåìüå òîæå ÿâëÿåòñÿ âûñøåé öåííîñòüþ. Òàêèå äåòè ñòðåìÿòñÿ äîáèòüñÿ áîëüøåé áëèçîñòè òåì, ÷òî äåëàþò (â îòëè÷èå îò òèïà ÷óâñòâèòåëüíîé íàòóðû) ÷òî-íèáóäü îñìûñëåííîå, ïðàêòè÷íîå, îõîòíî ïîìîãàþò ïî äîìó, áåðóò íà ñåáÿ îïðåäåëåííûå îáÿçàííîñòè (íàïðèìåð, íàêðûòü íà ñòîë), íî áîëüøå ëþáÿò äåëàòü ÷òî-ëèáî âìåñòå ñ ìàòåðüþ èëè îòöîì.

Óæàñíî ïåðåæèâàþò, åñëè èõ íå ïîõâàëÿò. Õîðîøî ïðèñïîñàáëèâàþòñÿ ê øêîëüíîé ñèñòåìå ñ åå ïðàâèëàìè, ïîñêîëüêó ó íèõ íåò ïðîáëåì ñ äèñöèïëèíîé, óñåðäèåì,ïîðÿäêîì. Òðóäíîñòè âîçíèêàþò, êîãäà â ñâîáîäíûé ÷àñ èì íàäî ñàìèì âûáèðàòü ñåáå çàíÿòèå. Ýòî ðåàëèñòè÷åñêè ìûñëÿùèå äåòè, ñïîñîáíûå äîáèâàòüñÿ âûäàþùèõñÿ ðåçóëüòàòîâ. Îíè ëþáÿò ñåìåéíûå ïðàçäíèêè, èì èíòåðåñíî, êàê âåäóò ñåáÿ ðîäñòâåííèêè.

ÊÎÃÄÀ ÑÒÀÍÎÂÈÒÑß ÒÐÓÄÍÎ. Ðàñïî-ëîæåíèåì îáÿçàòåëüíîãî ðåáåíêà íåðåäêî çëîóïîòðåáëÿþò, ïîñêîëüêó îí âñåãäà ãîòîâ ïîìî÷ü.  òðóäíûõ îáñòîÿòåëüñòâàõ èëè ïîñëå ðàçâîäà îí ëåãêî âõîäèò â ðîëü çàìåíèòåëÿ îäíîãî èç ðîäèòåëåé. Òàêîé ðåáåíîê ñêëîíåí íåêðèòè÷íî, áåç äîëæíîãî îñìûñëåíèÿ, ïåðåíèìàòü ïðàâèëà è ìíåíèÿ äðóãèõ ëþäåé. Òîò, êòî ñëèøêîì ðàíî îæèäàåò îò íåãî ñàìîñòîÿòåëüíîñòè, òåì ñàìûì ñòàâèò ïåðåä íèì íåïîñèëüíóþ çàäà÷ó.  ñåìüÿõ áåç ÷åòêîãî ðàñïîðÿäêà äíÿ, áåç ïîñòîÿííîãî âðåìåíè ïðèåìà ïèùè, óñòîé÷èâûõ ðèòóàëîâ òàêîé ðåáåíîê ÷óâñòâóåò ñåáÿ áåñïîìîùíûì, åìó íóæåí ÿñíûé ïîðÿäîê.

ÊÀÊ ÎÍ ÐÅÀÃÈÐÓÅÒ ÍÀ ÍÅÏÐÈßÒÍÎÑÒÈ. Ñòàðàåòñÿ áûòü åùå áîëåå ïîñëóøíûì. Îáÿçàòåëüíûé ðåáåíîê âåäåò ñåáÿ íåâåðîÿòíî õîðîøî, èç ñòðàõà âûïîëíÿåò âñå äåéñòâèòåëüíûå èëè äàæå âîîáðàæàåìûå òðåáîâàíèÿ. Öåïëÿåòñÿ çà ðèòóàëû ÷òî ìîæåò äîâåñòè åãî äî íàâÿç÷èâûõ ñîñòîÿíèé, íî ìîæåò è óãðîæàòü: «Åñëè ìíå íåëüçÿ âêëþ÷àòü êîìïüþòåð, óéäó ê ïàïå!»

ÏÐÀÂÈËÜÍÛÉ ÑÒÈËÜ ÂÎÑÏÈÒÀÍÈß

Îáÿçàòåëüíûé ðåáåíîê îñîáåííî ñèëüíî íóæäàåòñÿ â îáðàòíîé ñâÿçè, ïîõâàëå, ïîäòâåðæäåíèè åãî ñïîñîáíîñòåé — è â ïîñòîÿííûõ âîïðîñàõ î òîì, ÷åãî åìó õîòåëîñü áû.  òðóäíûå ïåðèîäû ýòî îñîáåííî íåîáõîäèìî. Õîðîøî ïðåäëàãàòü åìó ðàçëè÷íûå âàðèàíòû — íà âûáîð. Ðîäèòåëÿì ñëåäóåò äàâàòü åìó áîëüøå óêàçàíèé î òîì, êàê åìó ïîñòóïàòü â æèçíè. Íå ïðåäúÿâëÿòü ê íåìó ÷ðåçìåðíûõ òðåáîâàíèé â îòíîøåíèè ñàìîñòîÿòåëüíîñòè. Ðàçóìíî, åñëè îí áóäåò âûïîëíÿòü äîìàøíèå çàäàíèÿ ïî ÷àñòÿì è òàê, êàê îáúÿñíèëà ó÷èòåëüíèöà. Òàì, ãäå âåëèê óäåëüíûé âåñ ñâîáîäíûõ çàíÿòèé, òàêîé ðåáåíîê îáû÷íî ÷óâñòâóåò ñåáÿ íåóâåðåííî.

Источник

Воспитание или генетика? Уже на протяжении нескольких столетий споры о том, что же первично в формировании личности ребенка и его поведении, не утихают. Концепция психолога Виктора Толкачева и его ученицы Людмилы Перельштейн выделяет восемь основных типов детского поведения. Попробуйте узнать в одном из портретов своего ребенка: авторы предлагают не только подробное описание каждого типа характера, но и полезные советы по развитию и общению.

Психотипы детей

Оба психолога, Виктор Толкачев и Людмила Перельштейн, были последователями системного векторного психоанализа. Идеи Толкачева, который впервые выделил и сформулировал восемь типов личности, восходят к учению незабвенного Фрейда, а его ученица Перельштейн смогла адаптировать эту концепцию к личности ребенка, добавив свой 15-летний опыт работы психологом и не менее ценный опыт взаимоотношений с тремя собственными детьми. Свои идеи Людмила Перельштейн объединила в книге «Осторожно: дети!», которая с момента своего выхода в 2006 году обрела немало поклонников из числа состоявшихся и будущих родителей.

Основная идея концепции Людмилы Перельштейн стара, как мир: все дети рождаются уникальными, а главное, что может сделать каждый родитель, — это помочь своему чаду адаптироваться в мире и найти свое призвание. Рассмотреть зачатки будущей личности можно еще в глубоком детстве, потому что именно дети максимально свободны от условностей и ролей, принятых в обществе, а значит, способны ярче выражать свою суть. Маленькие дети еще не умеют притворяться (только если ради мелких целей), зато обладают неистощимыми запасами фантазии.

Именно такое немного фантазийное разделение детских личностей на группы и использует психолог в своей книге, взяв за основу метафору индийского племени и распределяя таким образом роли внутри любого детского коллектива. Итак, как выглядит детское общество глазами психолога Перельштейн? Присмотритесь — возможно, в этих характеристиках вы найдете своего ребенка. Сразу оговоримся: для более точной «диагностики» автор концепции предлагает родителям пройти развернутый тест и подчеркивает, что в личности одного ребенка, как правило, выделяются один ведущий и два сопутствующих психотипа.

Пмихотипы детей

Ребенок-вождь

Определение этого типа личности лежит на поверхности: такой ребенок любит (и умеет) командовать, его отличают тяга к свободе, инициативность и решительность во всем. Будущее у Вождя может быть блестящим, но в младенчестве и детстве его родителям придется несладко, предупреждает психолог. Из любимых занятий этого ребенка — исследование окружающего мира, купание, тяга к новым играм и игрушкам. Однообразие и запреты утомительны, новые идеи возникают часто, но до реализации доводятся редко — внимание Вождя привлекает что-то новое и непознанное. Соответственно, главная задача для родителей — направить кипящую энергию в мирное русло, но при этом не создавая строгих ограничений. Нужно действовать тоньше: заинтересовать, вовлечь в соревнование, разбудить азарт.

Читайте также:  Консультация по социальному развитию ребенка

Ребенок-«нюхач» (в племени — тайный советник вождя)

Если Вождь — это явный и самопровозглашенный лидер, то такой ребенок — лидер тайный, но обладающий не меньшим влиянием и силой. Скрытность, любовь к одиночеству и самостоятельность отличают такого ребенка. В младенчестве дети этого типа зачастую признают лишь мать, поскольку она является носителем самого родного и безопасного запаха — тонкую психологическую организацию детской натуры психолог связывает с тонким природным чутьем. «Нюхачи» чаще проявляют себя в интеллектуальном труде, играть и работать в команде им бывает довольно сложно. Внешнюю обстановку, дело и людей они выбирают, полагаясь на свое внутреннее чутье — и редко обманываются, хоть и слывут порой высокомерными нелюдимами. Верная стратегия для родителей — всегда быть рядом, понимать и принимать, ведь на подсознательном уровне эти дети уже давно приняли своих родных и не доверяют никому больше, чем им.

Ребенок-«художник» (в племени — дневной наблюдатель)

Очевидно, что это творческая натура с утонченным и ранимым восприятием действительности, врожденным чувством гармонии. Важная «племенная» характеристика: нужный в мирное время и бесполезный в период войны. С первых месяцев жизни такие дети очень ласковы, взрослея, они не сходят с родительских рук и боятся засыпать одни в темной комнате. Для них характерны резкие перепады настроения — так «художники» разряжают свои эмоции. Фантазеры и мечтатели, познающие мир своими глазами, любопытные и умеющие сопереживать — это тоже про них. От взрослых такому ребенку прежде всего нужны безусловная любовь, защита и постоянная поддержка. Причем с возрастом эта потребность в принятии только усиливается: в подростковом возрасте гармоничная натура «художников» часто не может смириться с собственными несовершенствами, а вот в атмосфере тепла и любви эти ранимые создания расцветают и заряжаются уверенностью  в себе.

Психотипы детей

Ребенок-«слухач» (в племени — ночной сторож)

Этот психотип также выделен на основании ведущего органа восприятия. В младенчестве такие дети очень любят мелодичные или динамичные стихи, красивые песни, но при этом часто не выносят страшных или некрасивых звуков. Чуть позже на этих детей отрицательно воздействует информация, сказанная с приказной интонацией или вовсе на повышенных тонах. Классический прием — «отключение» внешних раздражителей, потом такой ребенок говорит, что не слышал и не запомнил, что ему было сказано. Обида проявляется не в криках и громком плаче — проще уединиться и закрыться от внешней дисгармонии. Дети-«слухачи» обладают способностями к изучению иностранных языков и, конечно, музыки и ритмики. Для родителей важно создать атмосферу, пронизанную заботой и опекой, потому что из-за частой погруженности в свои мысли такие дети часто страдают от соприкосновений с внешним миром — сталкиваются с дверьми, стенами и лбами других детей, защемляют конечности или случайно проливают что-то на себя. Глаз да глаз за этими мечтателями!

Ребенок-«калькулятор» (в племени — охотник)

Смелый и быстрый, а вместе с этим выносливый и дисциплинированный — этот психотип ребенка психолог считал одним из самых «удобных» для воспитания. Вместе с тем такой ребенок — собственник, и это гораздо заметнее, чем просто типичное детское нежелание делиться. С возрастом это стремление к присвоению часто трансформируется в любовь к деньгам и желанию накопить — важно направить эти порывы в правильную сторону, не вырастить скрягу и научить выбирать цели для «инвестирования». Закономерны арифметическая одаренность этих детей, их точная память на цифры и даты, их скрупулезность и выносливость. Родителям всегда считающих детей психолог советует учить своих чад целеполаганию, борьбе с завистью и творческим порывам, а самим научиться у такого ребенка врожденной бережливости и аккуратности, порядку и рациональности.

Ребенок-«копуша» (в племени — хранитель очага)

За немного обидным определением этого типа детской личности прячутся такие черты, как справедливость, терпение, аккуратность и исполнительность. Распознать этого ребенка в детском коллективе несложно: он дольше других собирается, кушает и сидит на горшке. Вывести «копушу» из себя непросто, но если сверстникам или родителям это удалось, то остановить этот «локомотив» будет еще сложнее. Психологи предупреждают: довольно часто случаи детской жестокости встречаются именно среди малышей с подобным складом характера. Родители должны помогать такому ребенку во всех его начинаниях: ему сложно «разогнаться» на старте, нужны уверенность в своих силах и поддержка. Самый верный путь к успеху для этого ребенка — маленькими шажками, но постоянно и неуклонно, поэтому не стоит требовать от него рывков, да и перехваливать тоже не нужно. «Человек красен словами, а не делами», — эта поговорка, по мнению автора концепции, наиболее полно отражает внутренний мир и идеалы ребенка этого типа.

Психотипы детей

Ребенок-«болтушка» (в племени — парламентарий)

Стремление к речевой коммуникации — ведущий способ познания мира и выражения себя у этого ребенка. Две отличительные черты с пеленок — стремление много и разнообразно говорить (поначалу — агукать, хныкать, бормотать) и познание мира «на зуб» (грызут и облизывают вещи такие дети не только в период прорезывания зубов). С приобретением умения говорить такие дети автоматически приобретают и способность к сочинительству — родителям не стоит чрезмерно упрекать их во лжи, потому что они не лгут, а придумывают — это разные вещи. В коллективе «болтушки» — не лидеры, но максимально приближены к ним, их слушают и к ним прислушиваются. Кстати, именно активное слушание — это тот минимум, который родитель такого ребенка должен непременно обеспечивать. В противном случае психолог «грозится» наступлением эмоционального замыкания и даже заикания. А на уровне «познания» мира через вкусовые рецепторы очевиден совет не перекармливать такого ребенка, а вместо этого пользоваться тонкой физиологической организацией и прививать любовь к вкусной и полезной пище. Вырастая, такие дети смогут стать настоящими гурманами и кулинарными гуру.

Ребенок-«силач» (в племени — работяга)

На первый план в этом психотипе выходят недюжинные физические способности и привычка к привычка к стабильности. Любимые слова с детства — «нет» и «не знаю», так дети-«силачи» часто реагируют на новую еду, новые занятия и новых людей. У этих детей есть любимые книги, которые они знают наизусть, любимая затертая одежда, любимые, хоть и уже поломанные игрушки. Эти дети — традиционалисты и вместе с тем самые лучшие помощники. Не стоит отказывать им в желании помочь, даже если задача трудна не по годам. «Силачам» интересно все, что требует мышечной памяти, поэтому спорт, активный отдых и частые прогулки помогут наладить с таким ребенком самый тесный контакт.

Татьяна Гольдина

Источник