Тесты уровень развития ребенка 2 3 года

Тесты уровень развития ребенка 2 3 года thumbnail

Тесты для детей от 2 лет для проверки развития. Скачать бесплатно в pdf.

Включены тесты на: распознавание и сравнение фигур, знание домашних животных и предметов, определение цвета, счет до 4 (считаем предметы), сложение и вычитание предметов, сравнение предметов по весу и размерам (самый короткий, самый длинный), определение пространственного расположения предметов.

Что должен уметь ребенок в 2-3 года?

В возрасте 2–3 лет нормально развивающийся ребёнок должен:
1. Узнавать некоторые геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.
2. Понимать, что значит «вверх», «вниз» и ориентироваться, что находится выше, а что ниже.
3. Представлять разницу между понятиями «много» и «мало». Четко понимать, что означает: «один», «ни одного».

4. Представлять разницу между понятиями «больше» и «меньше».
5. Желательно, что бы он имел представление о цифрах до 5. Мог показать: сколько лап у кошки, сколько ножек у стола.
6. Различать 5–6 основных цветов (белый, черный, синий, зеленый, красный, желтый).
7. Выбирать цвет по просьбе и группировать предметы по цветам.
8. Желательно, что бы он мог собирать простейшие пазлы из 2-3 частей.

Если ваш ребёнок не справляется с некоторыми тестами для 2-3 летних детей, не стоит сильно переживать, это просто повод заниматься ребёнком больше в том направлении, в котором у него есть некоторые пробелы.

Уважаемые пользователи, не забывайте оставлять свои комментарии, отзывы, пожелания. Все материалы проверены антивирусной программой.

1. Тест на распознавание геометрических фигур (расположение и сравнение)

Какие фигуры нарисованы на картинке?
Круг, квадрат, треугольник
Какие фигуры нарисованы на картинке? Какая фигура больше? Какая фигура меньше?
Круг, квадрат, треугольник
Какие фигуры нарисованы на картинке? Какая фигура вверху? Какая фигура внизу?
Круг, квадрат, треугольник
Каких фигур много? Каких фигур мало? Назови фигуры. Какого они цвета?
Круг, квадрат, треугольник

2. Тест на знание домашних предметов

Назови предметы и расскажи, когда ты их используешь? Покажи их дома.
Домашние предметы

3. Тест на знание животных

Покажи на рисунке: кошку, лошадку, бычка.
Кошки

Кого больше: кошек или собачек?
Собаки

Кого меньше: утят или птичек?
Утята и птички

4. Тест на определение цвета

Какого цвета утёнок?
Утёнок

Какого цвета роза?
Цветок

К нам в гости прискакала лягушка. Какого она цвета?
Лягушка

После лягушки пришла кошка. Какая она?
Кошка

5. Тест на внимательность

Найди на картинке кошку, рыбку, собаку, птичку.

Домашние предметы и животные

6. Тест на счет до 4

Сколько птичек на картинке?
Утята и птички
Сколько пчелок вокруг цветка?
Пчелки

Сколько горшочков на рисунке?
Горшки с медом

Сколько точек на картинке? Покажи это число пальчиками.
Точки

Сосчитай точки. Покажи это число пальчиками.
Точки

Сколько книжек на картинке? Покажи это число пальчиками.
Книжки
Сколько ножиков на картинке? Покажи это число пальчиками.
Ножики

Сколько стиральных машин на картинке? Покажи это число пальчиками.
Машинки

Сколько стульчиков на картинке? Покажи это число пальчиками.
Стулья

Сколько столов на картинке. Покажи это число пальчиками.
Столы

7. Тест на умение складывать и вычитать

Сложи точки.
Точки

Точки

Сколько диванов на картинке?
Диваны

Сколько чайников на картинке?
Чайники

Было 3 ложки. Одну ложку убрали. Сколько ложек осталось?
Ложки

Было 2 чайника. Один чайник убрали. Сколько чайников осталось?
Чайники

8. Тест на сравнение предметов по количеству, по длине, по весу

Чего больше: ножей или кружек?
Домашние предметы

Что длиннее: ножик или вилка?
Предметы

Что короче: вешалка или ножницы?
Предмет
Что легче: иголка или ножницы?
Сравнение предметов

Что тяжелее: стол или стул?
Сравнение предметов

9. Тест на пространственное расположение (слева, справа, выше, ниже, посередине)

Что находится правее: стол или стул?
Положение предметов

Что находится левее: свеча или чайник?
Положение предметов

Что находится выше: диван или лестница?
Положение предметов
Что находится посередине?
Положение предметов
Что находится ниже щетки? Что находится ниже фена?
Положение предметов

9. Тест на сравнение длины разных предметов и животных (длиннее, короче, самый длинный, самый короткий)

Которая книга короче?
Книги

Которая собака длиннее?
Собаки

Который автомобиль длиннее?
Автомобиль

Который диван самый длинный?
Диваны

Который батон самый короткий?
Батоны

Источник

Перед тем как приступить к тесту, убедитесь, что ваш ребенок не устал, не голоден и прибывает в хорошем расположении духа. Если малыш не хочет сейчас играть и отвечать на вопросы, не заставляйте, дождитесь другого момента. Весь процесс тестирования должен проходить играючи, как бы между прочим. Помните, что все детки индивидуальны, а  результаты теста носят лишь рекомендательный характер.

1. Строим башню из кубиков

Baby Playing with Building BlocksДля прохождения подобного рода теста вам понадобятся кубики (сторона около 8-10 см). Предложите малышу с ними поиграть.  Начните с ребенком строить башню, предварительно показав как нужно правильно складывать один кубик на другой. Постепенно дайте возможность ребенку самостоятельно приступить к постройке башни. Ваш малыш уже не должен засовывать их в рот и бросать на пол, он должен в точности выполнить поставленную перед ним задачу. В идеале двухлетний ребенок должен самостоятельно строить башни и даже поезда из кубиков.

2. Тестируем при помощи простых геометрических фигур

отверстия фигурыЗаранее подготовьте доску, которая будет иметь прорези для геометрических фигур. Основные фигуры: овал, круг, четырехугольник, треугольник, ромб и квадрат. На доске каждой фигуре должен соответствовать определенный контур. Такую доску нетрудно и самим изготовить. А можно купить подобную развивающую игрушку в магазине. Начинать тест стоит с самого простого задания.  Покажите малышу фигуры, взяв каждую с соответствующего ей контура, пускай он их потрогает. Начните с круга, предложив ребенку положить его на место, чтобы доска стала гладкой. Если он начнет делать неправильно, то покажите ему, что положив круг не на свое место, доска стала неровная. Попросите его исправить это.  Если в следующий раз он справится с задачей, то попросите еще раз выполнить задание. Обязательно хвалите ребенка. Не переживайте, если с остальными фигурами малыш не всегда справляется, через пару дней занятий все получится. В два года ребенок должен уметь вкладывать уже абсолютно все фигуры.

3. Используем  любую пирамиду

пирамидкаСоберите сами пирамиду и покажите ее своему ребенку, попросив сделать такую же. Не подсказывайте малышу и следите за тем, как он выполняет ваше задание. Бывают случаи, когда дети в этом возрасте не учитывают размеры частей пирамиды и не могут последовательно разложить их по размерам. Отлично, если малыш сам замечает свои ошибки и устраняет их, при этом не разрушает всю постройку. Если у него не получается исправить ошибки самостоятельно, то помогите ему ,объясняя, что и как необходимо было сделать. Ребенок двух лет должен уметь нанизывать кольца пирамиды,  в полном соответствии с размером  и их последовательностью.

4. Простые тесты с предметами повседневного  быта

держит ложкуДвухгодовалые малыши уже могут не только пользоваться многими предметами быта. В этом возрасте дети уже должны уметь пользоваться ложкой и пить из кружки, а также вставлять ключ в замок, кормить и баюкать игрушки. Также постарайтесь научить ребенка надевать носки, штаны и обувь. К двум годам он должен это уметь делать самостоятельно (купить детскую одежду интернет магазин). 

Читайте также:  Ребенку 2 года жалуется что ножка болит

5. Развитие двигательной сферы двухгодовалых детей

движенияМалыши в возрасте двух лет  полностью овладевают своим телом. Они уже влезают на стулья, могут перешагивать через препятствия и, нагнувшись, поднимают игрушки с пола.

Двухлетние дети должны уметь рисовать круглые (почти круглые) и вертикальные линии, давайте ему побольше рисовать его «каляки-маляки».

 6. Оцениваем детскую память

Cute child draw with colorful crayons and smile, isolated over whiteВаш ребенок уже может запомнить как минимум четыре последовательных  простых действия, вам стоит только несколько раз попросить их выполнить. Например, взять ручку, подойти к столу, нарисовать рисунок и принести его вам. То есть он должен без ваших подсказок все эти действия согласно вашей последовательности выполнить.

7. Проверяем запас слов малыша

назвать предметПоставьте перед ребенком примерно пять самых простых предметов: соску, мячик, игрушку, яблоко, ботинок. Попросите его перечислить все, что он видит. Ваш малыш должен будет, как минимум два предмета назвать правильно.

8. Проверьте, узнает ли ребенок изображения по их названию.

кто этоДля этого покажите малышу картинки с изображением знакомых ему животных и спросите про каждого, где оно (корова, лошадь и т.д.) Он должен будет пальцем вам указывать правильные ответы.

Если ваш малыш с большим количеством данных тестов не справился, то поработайте над заданиями совместно и повторите тест через пару недель. Играйте в игры, развивающие мелкую моторику (смотрите здесь).

У двухлетних детей продолжает интенсивно развиваться психическая сфера. Ребенок в этом возрасте должен быть подвижен и находится в преимущественном положительном эмоциональном состоянии. У малышей формируются основные бытовые навыки. Поэтому необходимо привлекать ребенка к самостоятельному выполнению простых гигиенических  умений. Ваш малыш должен уметь подставлять руки под струю воды, снимать вещи ( к примеру, шапку или носочки) и т.д. Он уже аккуратно кушает, умеет и должен самостоятельно убирать игрушки, а также участвовать в уборке помещения .  Возраст двух лет – это полное подражание взрослым, о чем последним ни в коем случае не стоит забывать.

У двухлетнего малыша совершенствуется речь, увеличивается запас слов. Для него пока одно слово может быть целой фразой.  Вполне нормально, если в незнакомом месте малыш молчит и очень насторожен.

Родители должны учить малыша выражать мысли в предложения, а не догадываться о том, что он хотел сказать. Разговаривайте с детьми, просите, чтобы он повторял слова за вами. Стоит начать немного переживать, если ребенок совсем не говорит. Это еще не совсем страшно, так как все дети индивидуальны, но все же стоит проконсультироваться с детским психологом по данному вопросу.

Источник

На четвертом году жизни для детей без задержки психического развития особенно характерно усиленное психомоторное развитие. Ребенок становится выносливым, может преодолевать большие расстояния, получает удовольствие от новых впечатлений, расширяет собственные познания об окружающем мире.

Что умеют дети в 3 года: особенности нервно-психического развития

Дети становятся более ловкими, улучшается координация мелких движений рук, повышается зрительный контроль. Именно на четвертом году жизни дети проявляют повышенный интерес к изобразительной деятельности.  Малыши без задержки психического развития с огромным удовольствием пробуют рисовать, не заботясь о результате.

Колоссальное значение для них имеет именно сам процесс рисования, а не то, что получится в итоге. Именно поэтому готовые работы для малышей ничего не значат – они о них быстро забывают. Изобразительная деятельность играет огромную роль в психическом развитии детей 3 лет, диагностика которого обязательно должна проводиться на каждом этапе.

Дети в этом возрасте обязательно должны уметь и хотеть фантазировать.

Стоит позволить им использовать разные ненужные с точки зрения взрослого предметы – они тут же найдут им применение. Это могут быть старые швабры, ненужные железки или деревянные бруски, из которых дети 3 лет соорудят машины, лодки и даже космические корабли.

Играя и фантазируя, дети стараются моделировать манеру поведения взрослых, таким образом подтверждая стремление к самостоятельности. Именно так малыши знакомятся с миром взрослых.

Естественно, что такой шаг в психическом развитии детей 3 лет возможен благодаря активному развитию речи. Малыши к дети рисуютэтому возрасту уже способны четко и красочно выражать собственные чувства и эмоции. Каждое слово ребенка наполнено смыслом и обязательно узнаваемо, несмотря на некоторые возможные видоизменения.

Дети в этом возрасте уже имеют значительный словарный запас, используют многие части речи, общаясь со сверстниками и взрослыми. Малышу уже не сложно описать предметы и объекты, он способен мыслить наглядно-образно, строить связи, обобщать и даже решать простые задачки. Впрочем, логика мышления у детей 3 лет все еще существенно отличается от логики более старших детей или взрослого человека.

Как определить уровень психического развития детей: задания

Диагностика умственного развития ребенка 3 лет может быть проведена с помощью тестирования на основании заданий из таблицы ниже. Как правило, задержки в развитии могут проявиться недоразвитостью речевых и психомоторных функций, что обязательно скажется на основных видах деятельности.

Уже в возрасте 3 лет специальная диагностика поможет выявить некоторые особенности психического развития малыша. Так, например, если у ребенка имеются задержки психического развития церебрально-органического генеза, то для него будет характерно недоразвитие:

  • речевых функций (скудный словарный запас и дети рисуютнесовершенная фонематическая сторона речи);
  • психомоторных функций (слабая мелкая моторика пальцев рук);
  • внимания (недостаточная концентрация, быстрое переключение внимания, повышенная отвлекаемость).

Диагностика детей 3 лет на предмет задержки психического развития соматогенного и психогенного генеза может быть проведена в домашних условиях. Подтверждающими признаками задержки развития станут:

  • недостаточная познавательная активность;
  • нежелание выполнять задания, сопровождаемое негативными эмоциями;
  • избирательная активность с выбором отдельных игр;
  • быстрая утомляемость.

В таблице ниже основные задания, которые можно предложить выполнить детям для диагностики их психического развития.

Задания для выявления отклонений в развитии у трехлетних детей

Обратите внимание, что в колонках указаны реакции на задания у здоровых детей и у малышей 3 лет с отклонениями психического развития. Наблюдая за дошкольником, можно будет сделать соответствующие выводы.

Нормальные детиДети с задержками развития
МоторикаВо время ходьбы и бега движения рук свободны, координация не нарушена. Ноги не волочатся. Мяч бросают двумя руками. Во время выпрыгивания вверх опускаются на полусогнутых ногах. Умеют останавливаться по сигналу.Скованность движений и отсюда шаркающая неуклюжая подходка. Нарушение координации движений. Во время выпрыгивания ребенок не отрывает ног от пола, имитируя движения приседаниями, не способен останавливаться по сигналу. Не может провести карандашом линию из-за сбитого ритма движений и слабого нажима.
Сенсорно-перцептивная деятельностьМалыш знает 6 основных цветов и некоторые оттенки, различает геометрические фигуры; развиты тактильные навыки.Путается в цветах, названиях геометрических фигур, не пробует их рисовать, плохо ориентируется в величине предметов, не всегда распознает предметы на ощупь.

Интеллектуальная деятельность

Свободно считает до пяти, различает время дня, много спрашивает, требует пояснений, любит анализировать сюжетные картинки, с  удовольствием слушает сказки.Знает времена года, но почти ничего не спрашивает; много отвлекается при выполнении заданий; не может определить сюжет картинки; старается говорить односложно; очевидное нарушение звуков.
Игровая деятельностьДети с удовольствием играют в ролевые игры, продолжительность которых может достигать получаса. Появляются любимые игры. Часто занимается разного рода постройками, фантазируя на эту тему.Игры таких деток однообразные с примитивным сюжетом, причем подвижные игры занимают большую часть времени в отличие от сюжетно-ролевых. Играют недолго, отвлекаются, не могут задумать и воспроизвести постройку с выделением форм. Конструкции получаются максимально простыми.
УменияДети 3 лет сами умеют одеваться, застегивать молнии и пуговицы, есть, знают, как правильно держать столовые приборы.Основные навыки присутствуют, но некоторые действия недоступны еще на протяжении нескольких лет (застегивание пуговиц, молний, липучек).
Читайте также:  Ребенок 2 года ноет не говорит

Тестирование детей четвертого года жизни для диагностики задержек в развитии

Несколько простых тестов, которые могут провести сами родители, помогут определить степень психического развития у ребенка 3 лет. Обнаружение отклонений должно стать сигналом обратиться за консультацией к врачу.

Тест с пирамидкой. Нормально развивающиеся дети диагностикасправятся со сбором и разбором пирамидки после наглядного примера взрослых. Заменить пирамидку можно матрешкой. Основная цель тестирования — определение умения видеть разницу между размерами и их соотношением.

Тест с сортировкой предметов. Попросите дошкольника нарисовать геометрические фигуры с образца на карточках и закрасить их соответствующим цветом. Когда рисунки будут готовы, попросите малыша отложить квадраты в одну сторону, круги в другую, ромбы в третью. Цель задания — проверка понимания различий между геометрическими фигурами и способности группировать предметы.

Тест на понимание функций предметов. Разложите перед малышом картинки разных предметов и попросите его определить некоторые из них по описанию их функций. Например, этот предмет умеет расчесывать, а этот — показывать мультики. Малыш без задержки психического развития сможет запросто справиться с определением функций девяти предметов.

Тест на понимание количественных соотношений. Покажите крохе карточки с одним и несколькими предметами. Попросите его выбрать карточку с одним предметом или с двумя. Малыш без задержки психического развития справиться с заданием в 3,5 года.

Тест на умение группировать предметы. Предложите диагностикасгруппировать карточки по какому-то признаку. Например, животных отнести в одну группу, посуду в другую, а транспорт — в третью. С помощью такого теста может быть проведена диагностика умений обобщать по признакам.

Тест для понимания общей осведомленности ребенка 3 лет. Задайте ребенку вопрос о том, что нужно делать, когда хочется есть или спасть. Трехлетний кроха должен будет изложить алгоритм своих действий в той или иной ситуации.

Диагностика ориентировки в пространстве. Дайте дошкольнику задание разложить предметы перед ним в той же последовательности, в которой они лежали перед тем. Спросите у малыша, где верх, а где низ, попросите спрятать игрушку под стол или найти карандаш на столе. На четвертом году жизни кроха выполнит задание максимум с двумя ошибками.

Диагностика внимания. Покажите малышу картинки в одной руке и попросите найти похожую среди картинок в другой руке. В 3 года кроха способен найти около 10 схожих изображений.

Источник

Напишу основы пмпк комиссии по определению интеллекта, поскольку именно зпр/задержка психического развития/ или уо/умственная отсталость являются зачастую факторами задержки речи. Итак, интеллектуальное развитие ребенка:

Тест для 2.5-3-х леток

Показатели психического развития детей от двух с половиной до трех лет.

Восприятие.

1. Предлагается выполнить постройку из 9 крупных кубиков (со стороной около <st1:metricconverter productid=«8 см» w:st=«on»>8 см</st1:metricconverter>) башню, поезд с трубой, мост.

Нормативное развитие: Дети складывают кубики без предварительного показа. Далее, после показа, делают модель поезда с трубой, строят, также после показа, мост.

Дети с ЗПР: Ребенок затрудняется в выполнении задания по речевой инструкции. Способен выполнить задание по подражанию.

2. Ребенку предлагается знакомая для него доска с вырезанными геометрическими фигурами (круг, треугольник, квадрат), каждая фигура состоит из двух частей

Нормативное развитие: Дети соотносят фигуры с их местом, но могут затрудняться в их сложении. После показа успешно справляются

Дети с ЗПР: Самостоятельно выполнить задание не удается: Ребенок пытается соотнести часть фигуры с местом, но без учета формы. После прямого показа эффективность выполнения задания возрастает, но сложение из двух частей по-прежнему недоступно.

Дифференцировка величины предмета.

Нормативное развитие: Ребенок самостоятельно собирает пирамидку из нескольких колец, ориентируясь на их размер

Дети с ЗПР: Ребенок самостоятельно разбирает и собирает пирамидку, но затрудняется в распределении колец по величине

Память.

Нормативное развитие: Ребенок хорошо отвечает на вопросы, повторяет фразу из 6-7 слов («Летом в лесу было много грибов и ягод»), а также повторяет три цифры подряд

Дети с ЗПР: Затруднено повторение фразы из 6-7 слов. Наблюдаются аграмматизмы. Часто отвлекается в процессе инструкции. Объем памяти снижен

Развитие пространственных представлений.

Нормативное развитие: Ребенок способен расположить игрушки на столе так же, как взрослый, сидящий напротив ребенка. Задание выполняется с некоторой помощью, может ошибиться в 1-2 направлениях. В целом задание демонстрирует развитие у ребенка способности ориентироваться в пространстве по образцу и по слову.

Дети с ЗПР: Затруднено воспроизведение пространственных отношений, особенно по словесной инструкции

Оценка речи.

Нормативное развитие: Словарный запас достигает 1200-1300 слов. Ребенок употребляет почти все части речи, хотя не всегда правильно. Звукопроизношение становится более совершенным, но все же еще с некоторыми дефектами. Однако родители должны уже не умиляться этому, а тактично поправлять ребенка. Характерной особенностью речи ребенка двух-трех лет является постоянное проговаривание, сопровождение речью всех действий, игровых ситуаций. Ребенок к трем годам называет все предметы изображенные на картинках (от 10 до 15 предметов)

Дети с ЗПР: Недоразвитие речи проявляется, как правило, в отсутствии фразовой речи, в ограничении словарного запаса, в аграмматизмах, в неправильном произношении, в трудностях речевого подражания. Отсутствует или ограничен словарный запас, отмечаются неправильное произношение, недоступность речевого подражания.

Ребенок с ЗПР может дать картинку с изображенным предметом по инструкции по затрудняться в ее названии.

Развитие двигательной сферы

Нормативное развитие: Совершенствуется моторное развитие. Оно качественно улучшается: появляется большая согласованность в умении управлять своим телом. Шаги при ходьбе становятся равномерными, исчезают лишние движения. Ребенок способен изменять темп ходьбы,

Дети с ЗПР: Моторные функции могут оставаться незрелыми, наблюдаются выраженные диспраксические отклонения.

Оценка крупной моторики

Нормативное развитие: К трем годам ребенок может выполнять следующие действия: простоять несколько секунд на одной ноге; поднимаясь вверх по лестнице, ставить по одной ноге на каждую ступеньку; спускаясь, ставить на ступеньку обе ноги; прыгать на двух ногах; ездить на трех колесном велосипеде, может пройти по узкой доске, затем остановиться, развернуться, побежать.

Читайте также:  Зоопарк с ребенком 2 года

Дети с ЗПР: Затруднено выполнение двигательных проб. При выполнении заданий отмечается скованность, неловкость движений. Затруднено формирование двигательных умений (езда на велосипеде).

Оценка тонкой моторики

Нормативное развитие: Ребенок уже может после показа нарисовать круг, крест, человечка, правда пока без туловища. Следует иметь в виду, что успехи в рисовании очень сильно зависят от обучения: если ребенок никогда раньше не видел, как держат карандаш, он вряд ли выполнит эти задания.

Дети с ЗПР: Затруднено выполнение рисуночных тестов. Изображение вертикальных и горизонтальных линий может быть доступно ребенку, но это умение плохо реализуется при изображении квадрата. Линии не ровные, нередко заходят за пределы листа бумаги.

Особенности общения

Нормативное развитие: В процессе общения со взрослыми и детьми ребенок двух — трех лет должен здороваться и прощаться, употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность (спасибо, пожалуйста), проявлять внимание, сочувствие к другим детям (делиться игрушками, угощениями, уступать), отзываться на просьбу другого ребенка, помогать ему.

Дети с ЗПР: Особых трудностей в процессе общения со взрослыми и детьми не наблюдается. В связи с недоразвитием речи возможны трудности усвоения слов (спасибо, пожалуйста и пр.)

Навыки самообслуживания

Нормативное развитие: На третьем году жизни развивается тонкая моторика, что позволяет ребенку самостоятельно одеться, раздеться, умыться, рисовать карандашом, застегивать пуговицы, есть аккуратно и пользоваться столовыми приборами.

Дети с ЗПР: Недоразвитие навыков самообслуживания проявляется в неопрятности, в трудностях самостоятельного одевания, в процессе еды ребенок с ЗПР затрудняется пользоваться ложкой, салфеткой.

Игра

Нормативное развитие: Ребенок может играть по предварительному замыслу, подбирая в соответствии с ним игрушки или какие-то предметы. Например, ребенок задумал построить из кубиков гараж, куда он будет ставить машинку, а выезжая из гаража, машина будет перевозить какие-то грузы и т. д. Игра теперь состоит из ряда связанных между собой событий, то есть она имеет сюжет. Это становится возможным и благодаря развитию воображения, фантазии, абстрактного мышления. К концу третьего года жизни любимыми играми детей становятся ролевые игры. Ребенок принимает на себя определенную роль, изображая маму, папу, воспитательницу детского садика, и в точности повторяет характерные позы, жесты, мимику, речь. Наличие ролевой игры является показателем новой ступени в умственном развитии малыша.

Дети с ЗПР: Игровая деятельность отличается примитивностью, однообразием сюжета, наблюдается замедленный темп ее развития.

Третий год в жизни ребенка психологи называют кризисным (кризис трех лет), так как он является переломным с точки зрения осознания ребенком себя как личности. Он сознательно произносит «я»: «Я не хочу, я не буду!» Он узнает себя в зеркале и на фотографии. Малыш становится иногда упрямым. Часто это происходит оттого, что его не поняли, оскорбили, унизили. Нельзя в этом возрасте шлепать ребенка, так как он становится обидчивым.

Характерными признаками задержки психического развития детей к трехлетнему возрасту являются следующие:

·недоразвитие речевых функций;

·недоразвитие навыков самообслуживания;

·недоразвитие познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания);

·недоразвитие игровой деятельности;

·несформированность возрастных форм поведения.Показатели психического развития детей от двух с половиной до трех лет

Восприятие.

1. Предлагается выполнить постройку из 9 крупных кубиков (со стороной около <st1:metricconverter productid=«8 см» w:st=«on»>8 см</st1:metricconverter>) башню, поезд с трубой, мост.

Нормативное развитие: Дети складывают кубики без предварительного показа. Далее, после показа, делают модель поезда с трубой, строят, также после показа, мост.

Дети с ЗПР: Ребенок затрудняется в выполнении задания по речевой инструкции. Способен выполнить задание по подражанию.

2. Ребенку предлагается знакомая для него доска с вырезанными геометрическими фигурами (круг, треугольник, квадрат), каждая фигура состоит из двух частей

Нормативное развитие: Дети соотносят фигуры с их местом, но могут затрудняться в их сложении. После показа успешно справляются

Дети с ЗПР: Самостоятельно выполнить задание не удается: Ребенок пытается соотнести часть фигуры с местом, но без учета формы. После прямого показа эффективность выполнения задания возрастает, но сложение из двух частей по-прежнему недоступно.

Дифференцировка величины предмета.

Нормативное развитие: Ребенок самостоятельно собирает пирамидку из нескольких колец, ориентируясь на их размер

Дети с ЗПР: Ребенок самостоятельно разбирает и собирает пирамидку, но затрудняется в распределении колец по величине

Память.

Нормативное развитие: Ребенок хорошо отвечает на вопросы, повторяет фразу из 6-7 слов («Летом в лесу было много грибов и ягод»), а также повторяет три цифры подряд

Дети с ЗПР: Затруднено повторение фразы из 6-7 слов. Наблюдаются аграмматизмы. Часто отвлекается в процессе инструкции. Объем памяти снижен

Развитие пространственных представлений.

Нормативное развитие: Ребенок способен расположить игрушки на столе так же, как взрослый, сидящий напротив ребенка. Задание выполняется с некоторой помощью, может ошибиться в 1-2 направлениях. В целом задание демонстрирует развитие у ребенка способности ориентироваться в пространстве по образцу и по слову.

Дети с ЗПР: Затруднено воспроизведение пространственных отношений, особенно по словесной инструкции

Оценка речи.

Нормативное развитие: Словарный запас достигает 1200-1300 слов. Ребенок употребляет почти все части речи, хотя не всегда правильно. Звукопроизношение становится более совершенным, но все же еще с некоторыми дефектами. Однако родители должны уже не умиляться этому, а тактично поправлять ребенка. Характерной особенностью речи ребенка двух-трех лет является постоянное проговаривание, сопровождение речью всех действий, игровых ситуаций. Ребенок к трем годам называет все предметы изображенные на картинках (от 10 до 15 предметов)

Дети с ЗПР: Недоразвитие речи проявляется, как правило, в отсутствии фразовой речи, в ограничении словарного запаса, в аграмматизмах, в неправильном произношении, в трудностях речевого подражания. Отсутствует или ограничен словарный запас, отмечаются неправильное произношение, недоступность речевого подражания.

Ребенок с ЗПР может дать картинку с изображенным предметом по инструкции по затрудняться в ее названии.

Развитие двигательной сферы

Нормативное развитие: Совершенствуется моторное развитие. Оно качественно улучшается: появляется большая согласованность в умении управлять своим телом. Шаги при ходьбе становятся равномерными, исчезают лишние движения. Ребенок способен изменять темп ходьбы,

Дети с ЗПР: Моторные функции могут оставаться незрелыми, наблюдаются выраженные диспраксические отклонения.

Оценка крупной моторики

Нормативное развитие: К трем годам ребенок может выполнять следующие действия: простоять несколько секунд на одной ноге; поднимаясь вверх по лестнице, ставить по одной ноге на каждую ступеньку; спускаясь, ставить на ступеньку обе ноги; прыгать на двух ногах; ездить на трех колесном велосипеде, может пройти по узкой доске, затем остановиться, развернуться, побежать.

Дети с ЗПР