Тестирование ребенка в 3 года у логопеда

           Обследование уровня развития речи проводится по следующим параметрам, которые выстроены с учётом возрастных психологических особенностей детей, имеющих отклонения в развитии:

  • понимание речи;
  • сформированность фонематического слуха;
  • предметный и глагольный словарь;
  • слоговая структура слов;
  • уровень развития активной речи;
  • состояние артикуляционного аппарата и звукопроизношение.

СЕРИЯ  1

Задания направлены на понимание ребенком обращен­ной к нему речи.

  1. ПОКАЖИ ИГРУШКУ. Выясняется умение ребенка выделять определенную игрушку среди других (выбор из четырех), выполнять действия по словесной инструкции.

Оборудование: игрушки – машинка, матрешка, миш­ка, зайчик.

Методика обследования: перед ребенком на столе рас­кладывают игрушки, а затем педагог предлагает: «Пока­жи, где зайчик. Возьми матрешку. Возьми машинку. Поставь матрешку в машинку»

Фиксируются: выбор ребенком игрушки и выполнение действий соответственно инструкции.

  1. ПОКАЖИ КАРТИНКУ. Выясняется понимание ребенком функционального назначения предметов, изображенных на картинках.

Оборудование: картинки с изображением предметов, знакомых ребенку: шапка, варежки, очки, иголка с нит­кой, зонт, ножницы.

      Методика обследования: перед ребенком раскладывают картинки и предъявляют речевую инструкцию, которая не соответствует последовательности разложенных карти­нок. Ребенок должен выбрать картинку среди других, ори­ентируясь на следующие задания и вопросы: «Покажи, что ты наденешь на голову, когда пойдешь гулять. Если ручки замерзнут, что наденешь на них? Что нужно маме, чтобы пришить пуговицу? Что нужно бабушке, чтобы луч­ше видеть? Чем будешь резать бумагу? Что возьмешь на улицу, если пойдет дождь?»

Фиксируется: выбор ребенком картинки в соответствии с инструкцией.

  1. СПРЯЧЬ ИГРУШКУ. Проверяется понимание простых предлогов типа: на, под, в, за

Оборудование: машинка,  коробка.

Методика обследования: ребенку предлагают выпол­нить следующие действия:   «Спрячь машинку в коробку. Поставь машинку на коробку. Спрячь машинку под ко­робку. Поставь машинку за коробку».

Фиксируется: выполнение действий в соответствии со словесной инструкцией.

  1. НАЙДИ КАРТИНКУ. Выясняется понимание ребенком единственного и множественного числа имени существи­тельного.

Оборудование: картинки с изображением одного и не­скольких предметов.

    Методика обследования: перед ребенком попарно рас­кладывают картинки и предлагают: «Покажи, где шар и шары. Покажи, где гриб и грибы. Покажи, где кукла и куклы. Покажи, где яблоко и яблоки. Покажи, где стул и стулья. Покажи, где карандаш и карандаши»

Фиксируется: показ картинок в соответствии с инст­рукцией.

Формирование связной речи у ребенка и тесно связан­ное с ним усвоение грамматического строя родного языка невозможно вне овладения звуковой системой речи. В ус­воение звуковой стороны языка входят два взаимосвязан­ных процесса: развитие восприятия звуков (фонематиче­ский слух) и формирование произнесения звуков речи. Поэтому в предпосылках к развитию речи рассматривают­ся состояние фонематического слуха, готовность артику­ляционного аппарата к произнесению звуков и произно­шение отдельных звуков.

СЕРИЯ 2

Задания направлены на проверку уровня сформирован­ности фонематического слуха.

  1. ПОКАЖИ, КТО КАК ГОЛОС ПОДАЕТ. Проверяется слу­ховое восприятие близких по звучанию звукоподражаний.

Оборудование: картинки с изображением животных: кошки, барашка, коровы.

    Методика обследования: перед ребенком раскладывают картинки и просят: «Покажи, кто кричит му, бе, мяу». Затем и ему предлагают произнести звукоподражания: «Скажи, как мычит корова. Скажи, как мяукает кошка. Скажи, как кричит барашек».

Фиксируются: показ картинок в соответствии с инст­рукцией и возможность произнести звукоподражание.

  1. ДАЙ КАРТИНКУ. Выясняется умение ребенка дифференцировать слова, близкие по звучанию.

Оборудование: предметные картинки.

   Методика обследования: перед ребенком раскладывают парные картинки, его просят: «Покажи, где коса, а где коза (уточка и удочка, ложки и рожки, мышка и миш­ка, сабля и цапля, уши и усы)»

Фиксируется: показ картинок в соответствии с инст­рукцией.

СЕРИЯ 3

Задания этой серии направлены на обследование уров­ня развития предметного и глагольного словаря.

  1. НАЗОВИ, ЧТО ПОКАЖУ. Выясняется состояние пред­метного словаря по темам: «Игрушки»,  «Одежда»,  «Наше тело»

Оборудование: игрушки – кукла, машина, пирамидка, матрешка; картинки: одежда – куртка, рубашка, платье; части тела и лица – голова, рука, нос, глаза.

      Методика обследования: ребенку предлагают показать и назвать игрушки, части тела и предметы одежды.

Фиксируется: умение называть предметы звуком, сло­гом, звукоподражанием, словом или показывать жестом.

  1. СКАЖИ, ЧТО ДЕЛАЕТ. Обследуется состояние глагольного словаря, называние слов-действий.

Оборудование: картинки с изображением действий, зна­комых детям из их опыта: играет, рисует, поливает, мо­ет, танцует, катается, кормит, прыгает.

     Методика обследования: ребенку предлагают рассмот­реть картинки с изображением различных действий и от­ветить на вопросы: «Что делает мальчик? Что делает де­вочка? Что делает мама? Что делают дети?»

Фиксируется: умение ребенка объясняться жестом, сло­гом, звукоподражанием, словом.

  1. СКАЖИ КАКОЙ. Проверяется наличие у ребенка слов, обозначающих признаки предметов.

Оборудование: набор разноцветных (красный, желтый, синий, зеленый) больших и маленьких мячей.

Методика обследования: взрослый играет с ребенком: сначала ему катит маленький мяч, затем – большой. По­сле того как ребенок поймает мяч, у него спрашивают: «Какой это мяч?» Сначала мячи отличаются только по размеру, а затем отличаются только по цвету.

Фиксируются: понимание инструкции и наличие слов, обозначающих признаки предметов.

СЕРИЯ 4

Задание направлено на проверку состояния слоговой структуры слов.

  1. ПОВТОРИ ЗА МНОЙ. Выясняется умение ребенка про­износить слова различной слоговой структуры. Слова да­ются с учетом усложнения. Ребенок отраженно повторяет за психологом 5 наборов слов (дву- и трехсложные с от­крытыми слогами, односложные без стечения согласных, двусложные с закрытым слогом, двусложные со стечени­ем согласных в середине слова: пила, рыба, часы; сапо­ги, молоко, корова; мяч, лук, нож; диван, лимон, ба­тон; ложка, мишка, туфли).

Оборудование: набор сюжетных картинок по три на каждый набор слов.

     Методика обследования: взрослый показывает картин­ку, произносит слово и просит ребенка его повторить.

Фиксируется: умение ребенка отраженно повторять сло­ва различной слоговой структуры.

СЕРИЯ 5

Задания направлены на проверку уровня развития ак­тивной речи.

  1. ИГРА С ЗАЙКОЙ И МИШКОЙ.  Проверяется уровень развития активной речи.

Оборудование: игрушки – зайка, мишка.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку поиграть с зайкой и мишкой. Вначале взрослый показы­вает разные действия с игрушками: зайка прыгает, бега­ет; мишка медленно идет, топает. Затем взрослый, демон­стрируя ребенку действия с игрушкой, просит его назвать это действие: «Назови, что делает зайка. Назови, что делает мишка».

Фиксируются: высказывания ребенка – звукоподража­ния, лепет, слова, фразовая речь.

  1. РАССКАЖИ СТИШОК. Выясняется уровень развития связной речи.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку рассказать стихи (А. Барто. «Зайка», «Мишка косола­пый»). Если ребенок затрудняется, то взрослый начинает читать первым.

Фиксируются: высказывания ребенка – звукоподража­ния, лепет, слова, фразовая речь.

  1. РАССКАЖИ. Проверяется состояние фразовой речи и грамматического строя.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением дей­ствий,   часто   встречающихся   в   жизни   детей:   мальчик играет на дудочке, девочка рисует, девочка поливает цве­ты, мама моет малыша, мальчик кормит голубей, девоч­ка танцует, девочка катается на коньках, девочка прыга­ет со скакалкой.

     Методика обследования: ребенку предлагают рассмот­реть картинки, затем дается инструкция: «Расскажи». Ес­ли ребенок не справляется с заданием, то задаются во­просы: «Что делает мальчик? Что делает девочка? Что делает мама?»

Фиксируются: умения ребенка отвечать на вопрос сло­вом, фразой, грамматически правильно строить предложе­ния, употреблять простые предлоги.

СЕРИЯ 6

Задания этой серии направлены на выявление состоя­ния артикуляционного аппарата и звукопроизношения.

Состояние артикуляционного аппарата проверяется по следующим параметрам.

И н н е р в а ц и я    м и м и ч е с к о й    м у с к у л а т у р ы:

Читайте также:  Во сколько купать ребенка в 3 года

движение оскаливания (улыбнись Петрушке);

надувание щек (надуй щечки, как воздушные шары);

наморщивание (удивись, увидев Петрушку);

нахмуривание (рассердись на Петрушку).

Если выполнение задания по словесной инструкции не доступно ребенку, то оно выполняется по показу и обяза­тельно в игровой форме.

С т р о е н и е    а р т и к у л я ц и о н н о г о    а п п а р а т а:

губы (толстые, тонкие, расщепление верхней губы и т. д.);

зубы (норма, редкие, кривые, отсутствие зубов);

прикус (прогения, прогнатия, открытый передний, от­крытый боковой);

язык (норма, массивный, маленький, подвижный, малоподвижный);

уздечка (толстая, укороченная, подрезалась ли ранее);

твердое и мягкое небо (аномалии строения).

Д в и ж е н и я    а р т и к у л я ц и о н н о г о    а п п а р а т а:

уточнение возможности движений губами:

  • раздвинуть углы губ («улыбка» – улыбнись Петрушке);
  • выдвинуть губы вперед («трубочка» – вытяни губки и поцелуй киску);
  • округлить губки («баранка»);

уточнение возможности движений языком:

  • высунуть язык на нижнюю губу (покажи киске язы­чок);
  • высунуть язык на верхнюю губу (достань язычком нос);
  • пощелкай язычком (лошадка поскакала);
  • «часики»;

упражнение для выявления подвижности мягкого неба:

произнести звук а при широко открытом рте.

При обследовании важно отметить, производится тре­буемое движение по словесной инструкции или по пока­зу. Если ребенку не доступен уровень воспроизведения движений по показу, отмечается непроизвольный уровень движений (тянется ли ребенок губами к конфете, сладко­му шпателю, слизывает ли варенье с нижней губы, с верх­ней губы, может ли захватить трубочку губами, а также особенности движений органов артикуляции во время еды, мимических проявлений, во время произнесения звуков, слогов, фраз). Выясняется, все ли движения доступны ре­бенку и, если доступны, с какой точностью и в каком темпе они производятся. Отмечаются явления истощаемости, паретичности, напряженности, наличие непроизволь­ных движений, насильственных движений, саливация. Су­щественное значение имеют упражнения на переключение движений губ, языка. Отмечаются трудности переключе­ния, застревания на одном движении. С этой целью мож­но использовать следующие упражнения:

«улыбка» – «трубочка» (улыбнись Петрушке – поце­луй его);

«трубочка» – «улыбка» (поцелуй Петрушку – улыб­нись ему);

высовывание языка на нижнюю губу – высовывание языка на верхнюю губу (покажи Петрушке язычок – по­тяни его к носику);

высовывание языка на верхнюю губу – высовывание языка на нижнюю губу (потяни язычок к носику – по­кажи его Петрушке).

Выясняется возможность удержания определенной позы:

«улыбка» (улыбнись Петрушке, он тебя будет фотогра­фировать);

«покажи язычок киске».

При обследовании артикуляционного аппарата обраща­ют внимание на общее выражение лица ребенка: осмыс­ленное, выразительное, с живой и активной мимикой или безучастное, амимичное.

При обследовании произношения отдельных звуков де­тям предлагаются звуки раннего онтогенеза:

гласные: а, и, у, о;

согласные:  м, п, б, т, д, н, в, ф, к, г, х;

йотированные: я, ю, е, ё;

мягкие согласные: сь, зь, ль.

Задание: «Скажи, как гудит поезд (у-у-у-у-у), как пла­чет маленькая девочка (а-а-а-а-а), как кричит лошадка (и-и-и-и-и)»  и т. д.

Фиксируются: способность ребенка к звукоподражанию; особенности дыхания, темпа речи и общего звучания го­лоса.

В случае затруднений прибегают к отраженному про­изнесению звуков в звукоподражаниях. Кроме того, ана­лизируется звуковой состав слогов и слов, произносимых самим ребенком в других заданиях обследования. Отмечаются особенности собственного и отраженного произнесе­ния звуков. Методика предъявления изолированных зву­ков не используется, так как она нецелесообразна в данном возрасте.

Результаты обследования речевого развития ребенка фиксируются в протоколе.

                                      СХЕМА ПРОТОКОЛА

   ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 3-4 ЛЕТ

СЕРИЯ  1

  1. ПОКАЖИ ИГРУШКУ

Покажи, где зайчик _____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Возьми матрешку ______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Возьми машинку _______________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Поставь матрешку в машинку ____________________________________________________

_____________________________________________________________________________

  1. ПОКАЖИ КАРТИНКУ

Покажи,  что ты наденешь  на голову,  когда пойдешь гулять __________________________

Если ручки замерзнут, что наденешь на них?     ______________________________________

Что нужно маме, чтобы пришить пуговицу? ________________________________________

Что нужно бабушке, чтобы лучше видеть? ___________________________________________

Чем будешь резать бумагу? ______________________________________________________

Что возьмешь на улицу, если пойдет дождь? _________________________________________

  1. СПРЯЧЬ ИГРУШКУ

Спрячь машинку в коробку______________________________________________________

Поставь машинку на коробку______________________________________________________

Спрячь машинку под коробку____________________________________________________

Поставь машинку за коробку _____________________________________________________

  1. НАЙДИ КАРТИНКУ

Покажи, где шар и шары ________________________________________________________

Покажи, где гриб и грибы _______________________________________________________

Покажи, где кукла и куклы_______________________________________________________

Покажи, где яблоко и яблоки_____________________________________________________

Покажи, где стул и стулья________________________________________________________

СЕРИЯ 2

  1. ПОКАЖИ, КТО КАК КРИЧИТ

Кто так кричит: му, бе, мяу? ______________________________________________________

Скажи, как мычит корова _______________________________________________________

Скажи, как мяукает кошка_______________________________________________________

Скажи, как блеет барашек _______________________________________________________

  1. ДАЙ КАРТИНКУ

Покажи, где коса и коза __________________________________________________________

Покажи, где уточка и удочка_____________________________________________________

Покажи, где ложки и рожки______________________________________________________

Покажи, где мышка и мишка_____________________________________________________

Покажи, где сабля и цапля _______________________________________________________

СЕРИЯ 3

  1. НАЗОВИ, ЧТО ПОКАЖУ

Игрушки _____________________________________________________________________

Предметы_____________________________________________________________________

Части тела______________________________________________________________________

  1. СКАЖИ, ЧТО ДЕЛАЕТ

Что делает мальчик? ____________________________________________________________

Что делает девочка? ____________________________________________________________

Что делает мама? _______________________________________________________________

Что делают дети?_______________________________________________________________

  1. СКАЖИ КАКОЙ

Какой это мяч (по размеру)?_____________________________________________________

Какой это мяч (по цвету)? _______________________________________________________

СЕРИЯ 4

  1. ПОВТОРИ ЗА МНОЙ

Пила, рыба, часы_______________________________________________________________

Сапоги, молоко, корова _________________________________________________________

Мяч, лук, нож _________________________________________________________________

Диван, лимон, батон ____________________________________________________________

Ложка, мишка, туфли ___________________________________________________________

СЕРИЯ 5

  1. ИГРА С ЗАЙКОЙ И МИШКОЙ

Назови, что делает зайка ________________________________________________________

Назови, что делает мишка _______________________________________________________

  1. РАССКАЖИ СТИШОК

«Зайка» ______________________________________________________________________

«Мишка косолапый» ___________________________________________________________

  1. РАССКАЖИ

Мальчик играет на дудочке ______________________________________________________

Девочка рисует________________________________________________________________

Девочка поливает цветы _________________________________________________________

Мама купает малыша ___________________________________________________________

Мальчик кормит голубей ________________________________________________________

Девочка танцует________________________________________________________________

Мальчик катается на коньках ______________________________________________________

СЕРИЯ 6

Иннервация мимической мускулатуры:

движение оскаливания __________________________________________________________

надувание щек _________________________________________________________________

наморщивание_________________________________________________________________

нахмуривание _________________________________________________________________

Строение артикуляционного аппарата:

губы _________________________________________________________________________

зубы _________________________________________________________________________

прикус _______________________________________________________________________

язык _________________________________________________________________________

уздечка _______________________________________________________________________

твердое и мягкое небо_____________________________________________________________

Движения артикуляционного аппарата:

раздвинуть углы губ ___________________________________ __________________________

выдвинуть губы вперед _________________________________________________________

округлить губы________________________________________________________________

высунуть язык на нижнюю губу __________________________________________________

высунуть язык на верхнюю губу __________________________________________________

пощелкать язычком_____________________________________________________________

«часики» ______________________________________________________________________

произнести звук а при широко открытом рте________________________________________

«улыбка» – «трубочка» _________________________________________________________

«трубочка» – «улыбка» _________________________________________________________

высовывание языка на нижнюю губу – высовывание языка на верхнюю губу______________

высовывание языка на верхнюю губу – высовывание языка на нижнюю губу _____________

«улыбка» _____________________________________________________________________

«показать язычок киске» ________________________________________________________

Гласные: а, и, у, о ______________________________________________________________

Согласные: м, п, б, то, д, н, в, ф, к, г, х _____________________________________________

Йотированные: я, ю, е, ё _________________________________________________________

Мягкие согласные: сь, зь, ль ______________________________________________________

Как гудит поезд? _______________________________________________________________

Как плачет маленькая девочка? ____________________________________________________

Как кричит лошадка? ___________________________________________________________

Заключение: ___________________________________________________________________

Рекомендации:       

Источник

Многие родители не относятся серьезно к нарушениям речи своих деток, упуская драгоценное время. Особенность речевых нарушений в детском возрасте – их обратимость, поскольку детский мозг очень пластичен. Его можно сравнить с кусочком свежей глины, а попробуйте что-нибудь слепить из засохшей глины.

Безусловно, провести полноценное обследование и поставить точный диагноз может только дипломированный логопед.

Предлагаю провести тестирование (обследование речи вашего ребенка) и выяснить, нуждается ли ваш ребенок в помощи специалиста-логопеда.

Читайте также:  Как нарисовать ребенка 3 года

1. Обследование звукопроизношения.

Проверить правильность произношения звуков (сложных по артикуляции) можно при помощи картинок, начинающихся с основных согласных звуков (или просто попросите повторять за вами слова:

с

ова,

с

ено,

з

онт,

з

ебра,

ц

апля,

ш

апка,

ж

ук,

щ

ука,

ч

ай,

л

ук,

л

ев,

р

ак,

р

ека,

ю

ла,

я

блоко, попуга

й

. Предложите ребенку называть предметы, изображенные на картинках. Желательно, чтобы ребенок называл картинки самостоятельно.

Далее оцените результаты:

Если вы обнаружили дефекты в произношении каких либо звуков речи, обратите внимание, в каком варианте они проявляются.

Если полностью отсутствует звук (например, «ампа» вместо лампа, «ука» вместо рука), либо звук заменяется более простым для произношения («сюба» вместо шуба), такой дефект может являться «возрастным косноязычием» и исправиться самостоятельно (по мере созревания речевого аппарата), если ребенку еще не исполнилось 5 лет. Однако, если это наблюдается и после 5 лет, такая задержка свидетельствует о наличии каких-то особых причин, мешающих своевременно овладеть правильным произношением. Это уже нарушение звукопроизношения, когда требуется специальная логопедическая помощь.

Если вы слышите искаженное произношение некоторых звуков («хлюпающее» с неприятным для слуха оттенком, либо у ребенка при произнесении звуков С, З, Ш, Ж просовывается язык между резцами, ребенок «шепелявит», либо «картавое» Р), это нельзя относить к «возрастному косноязычию». Необходимо обратиться как можно раньше к логопеду (с 4-4,5 лет), т.к. такое искаженное произнесение звуков не пройдет с возрастом, а будет только закрепляться. Причиной такого нарушения может быть недостаточная подвижность губ и языка либо дефекты в строении речевых органов.

Ребенок умеет правильно произносить звуки, но смешивает их (говорит то «ракета», то «лакета», то «шапка», то «сапка»), причиной тому может быть затруднение в слуховой дифференциации звуков речи. Ребенок как бы не улавливает разницы в звучании сходных звуков. Слова типа СУП-ЗУБ, МИСКА-МИШКА, САЙКА-ЗАЙКА воспринимаются таким ребенком как одинаковые. Такая форма нарушения речи особенно коварна, т.к. при поступлении в школу такие звуковые замены неизбежно и на письме и при чтении. При таком нарушении обязательно проведите обследование фонематического слуха (см. ниже). Итак, если в ходе проверки будет выяснено, что ребенок 3-х – 4-х лет, заменяющий, например, звук Ш на С, не может правильно показать, где на картинках МИШКА, а где МИСКА, то это патология и нужна помощь логопеда.

2. Обследование фонематического слуха.

Родителям очень важно выяснить, может ли их ребенок различать сходные звуки речи на слух. (В норме к 2-м годам ребенок дифференцирует на слух все звуки речи). Здесь не имеется ввиду физический слух, т.к. мы будем говорить о детях с нормальным слухом и интеллектом.

Затруднения в различении на слух звуков речи могут быть без труда выявлены самими родителями с помощью специальных картинок. При обследовании заинтересуйте ребенка в правильном выполнении заданий. Показывайте две картинки, их названия отличаются только звуками, которые заменяет в речи ребенок (например, РОЗА-РОЖА). Сначала объясните значение обоих слов: «Вот видишь, красная роза, а это нарисована рожа. Теперь я буду называть эти картинки, а ты будешь показывать, где рожа, а где роза». Соблюдайте условия называния картинок:

1) Картинки называйте одним словом («Где роза?», «Где рожа?»), чтобы не было слов-подсказок (например, «где красная роза?»).

2) Картинки называйте не в определенной последовательности, а в беспорядке. Одну и ту же картинку можно называть 2-3 раза подряд, тогда ребенок не сможет случайно угадать нужную картинку и в случае неразличения смешиваемых звуков, он начнет показывать картинки невпопад.

3) При назывании картинок прикрывайте рот листом бумаги и не смотрите на называемую картинку.

— Посмотри внимательно на картинки. Это миска, это коса (объяснить значение незнакомых слов). затем уже обследуем фонематический слух ребенка. Покажи, где миска? Где мишка?

— Покажи, где коза? А где коса?

— Покажи, где усы? Где уши?

Картинки к словам с оппозиционными звуками с — з, сь — зь.

Сначала беседуем по картинкам: «Это кассета, а это газета. А это что? Да, это зуб, а это суп в тарелке и т.д. Далее проверяем дифференцирует ли ребенок на слух сходные по звучанию звуки: «Покажи, где кассета? где газета? Где суп? Где зуб?

Картинки к словам с оппозиционными звуками ш—с:

Картинки к словам с оппозиционными звуками ш-ж:

Картинки к словам с оппозиционными звуками ж-з:

Далее оцените результат:

Если при выполнении заданий ребенок постоянно задумывается, направляет руку то в сторону одной картинки, то в сторону другой, значит, он испытывает затруднения в различении звуков на слух. В этом случае у ребенка необходимо развивать слуховую дифференциацию этих звуков. Помощь логопеда здесь понадобится, но и сами родители могут проводить специальные упражнения.

3. Обследование слоговой структуры слов.

Для обследования детей 3-х лет предлагается назвать картинки с предметами, в названии которых 2 открытых слога, затем 3 открытых слога, затем 1 закрытый слог (дым, мак, сок). Оценивая результат, отметьте количество верно воспроизведенных слов (допускаются 1-2 ошибки).

Для детей 4 – 5 лет предлагаются различные типы слов: от простых к более сложным (снег, кошка, капуста, мостик, помидоры, лекарство, сковорода, пуговица, аквариум, велосипед, милиционер, парикмахерская, экскаватор и т.п.). Можно чередовать разные виды работ: ребенок сам называет картинки; взрослый называет (медленно проговаривая слова), а ребенок повторяет за ним; взрослый задает ребенку вопросы (-Где подстригают волосы?).

Для детей старше 5 лет взрослый предлагает ребенку повторить за ним предложения. Даются предложения с большой концентрацией сложных слов: Волосы подстригают в парикмахерской. В аквариуме плавают разноцветные рыбки. Милиционер регулирует уличное движение. Водопроводчик чинит водопровод. Строители работают на строительстве высотного дома.

Далее оцените результат:

Нарушение слоговой структуры слов может быть незначительным, когда ребенок допускает очень мало ошибок.

Если ребенок допускает много ошибок (перестановка, замена, выпадение одного или нескольких звуков, слогов («весипед», «велосибист», «скоровода», «акравиум», «мицнанер» и т.д.)), то мы говорим о нарушении звуко-слоговой структуры слов. Это нарушение речи может быть выражено как в легкой степени, так и в более тяжелой. Но в любом случае требуется помощь логопеда. Работу по совершенствованию слоговой структуры слов проводят параллельно с работой по коррекции звукопроизношения. Эта работа должна вестись длительно, систематизировано.

4. Обследование словарного запаса.

Если ребенок мало и неразборчиво говорит, может оказаться, что у него общее недоразвитие речи (когда нарушено не только звукопроизношение, но и грамматический строй речи и связная речь). Детки с таким нарушением имеют словарный запас слов в пределах 2 тысяч слов, когда в норме к 5 годам словарь ребенка должен содержать не менее 5 тысяч слов. Родители, которым интересно узнать, правильно ли развивается их ребенок, мы предлагаем провести обследование его словарного запаса.

1) Взрослый предлагает ребенку называть предметы с картинок (книга, стол, часы, пальто, кастрюля, нож, лопата, свеча, крокодил, прищепка, перо, колесо, сито, карандаш).

2) Взрослый показывает на какую либо часть тела и просит ребенка сказать, как это называется:
для детей 4-5 лет: голова, рука, пальцы, уши, шея, нос;
для детей 5-6 лет: пятка, кулак, голова, рука, пальцы, шея, уши, лоб, нос, колено;
для детей 6-7 лет: пятка, кулак, голова, рука, пальцы, шея, уши, лоб, нос, колено, подбородок, плечо.

Читайте также:  Задания для ребенка 3 года распечатать

3) Взрослый просит ребенка назвать части у игрушки (машинки, самолетика):
для детей 4-5 лет: машина — колеса, двери, окна, руль; самолет – крылья, окна, двери;
для детей 5-6лет: машина — колеса, двери, окна, руль, фары, сиденье; самолет – крылья, окна, двери, хвост;
для детей 6-7лет: машина — колеса, двери, окна, руль, фары, сиденье, зеркала, багажник; самолет – крылья, окна, двери, хвост, кабина, колеса.

4) Предлагается назвать по картинкам детенышей животных.
Для детей 4-5 лет: котята, зайчата, козлята, щенки.
Для детей 5-6 лет: котята, зайчата, козлята, щенки, лисята, волчата, медвежата.
Для детей 6-7 лет: те же и жеребята, поросята, ягнята.

5) Предлагается ответить на вопрос по картинкам: — Что делает? (моет, причесывается, с 5 лет — шьет, стирает, подметает, трет, вешает белье, вяжет).

6) Подбор прилагательных (определений) к слову.

Предложите ребенку сказать: небо – какое?, снег – какой?, солнце – какое?, конфета – какая?

7) Назвать антонимы – игра «Скажи наоборот» (с 5 лет).

— Я скажу большой, а ты …(маленький), толстый — …, тяжелый -…, горячий -…, чистый -…, новый -…, молодой -…; с 6 лет – длинный -…, высокий-…, широкий-…

8) Побеседуйте с ребенком по вопросам (знание таких времен года, как осень и весна проверяем с 5 лет):

— Какое сейчас время года? А как ты догадалась(ся)? А что бывает в это время года? А какие времена года ты знаешь? Что идет после осени (зимы)?

9) Знание обобщающих понятий: игра «Назови одним словом» (обследуем с 4 лет – одежда, ягоды, посуда, животные; с 5 лет – овощи, фрукты, обувь, домашние и дикие животные; с 6 лет – те же и мебель, транспорт.

— Я буду называть слова, а ты подумай и скажи, как назвать их одним словом:

Платье, юбка, рубашка, брюки, куртка, носки — …одежда;
Земляника, малина, крыжовник, смородина, вишня — …ягоды;
Помидор, огурец, морковь, лук, свекла, репа — … овощи;
Яблоко, груша, банан, слива, лимон, апельсин — …фрукты;
Тарелка, чашка, чайник, кастрюля, вилка, ложка — …посуда;
Кошка, корова, собака, коза, лошадь, свинья — …домашние животные;
Лиса, заяц, медведь, белка, еж, лось – дикие животные;
Тапочки, сапоги, туфли, ботинки, валенки, галоши — …обувь;
Стул, стол, кровать, диван, кресло, шкаф — …мебель;
Грузовик, трамвай, поезд, самолет, автобус, корабль — …транспорт.

10) Знание названий профессий – игра «Назови профессии» (по картинке и словесному описанию).
Для детей 4-5 лет – врач, учитель, продавец, повар, водитель.
Для детей 5-6 лет — врач, учитель, продавец, повар, водитель (шофер), дворник, летчик.
Для детей 6-7 лет — врач, учитель, продавец, повар, водитель (шофер), дворник, летчик, актер, парикмахер.

11) Образование относительных прилагательных (обследуем с 5 лет) – игра «Скажи, какой?»: шарик из ваты — …ватный шарик, сумка из кожи -…кожаная сумка, матрешка из дерева -…деревянная, шуба из меха -…, стакан из стекла -…, кубик из пластмассы -…

12) Образование притяжательных прилагательных – игра «Скажи чей? (чья, чье, чьи)» (обследуем с 5 лет): дом бабушки – бабушкин дом, шапка папы -…, зубы волка -…, платок тети -…, будка собаки -…, уши зайца -…, дупло белки -…

5. Обследование грамматического строя речи.

Родители, попробуйте сами определить, нет ли у вашего ребенка лексико-грамматического недоразвития речи или общего недоразвития речи.

1) Необходимо проверить, правильно ли ребенок употребляет в своей речи предлоги, а также, умеет ли изменять форму слова в зависимости от падежа.

Взрослый сажает на стол какую-нибудь игрушку (например, щенка), коробку, начинает выполнять с игрушкой различные действия и обращается к ребенку: — Посмотри, где сидит щенок? (На столе.) Вот он прыгнул (спрятался, перепрыгнул, запрыгнул, спрыгнул, выпрыгнул, выглянул, подошел, отошел)…куда (откуда)? (Варианты ответов: на коробку, за коробку, под коробку, в коробку, с коробки, из коробки, из-за коробки, к коробке, от коробки).

Для детей 4-5 лет допускается неумение использовать предлог из-за, все остальные предлоги ребенок с нормальным речевым развитием должен использовать верно.

2) Умение образовывать множественное число существительных – игра «Один — много»: » Я буду говорить про один предмет, а ты про много: шарф -…шарфы, мяч -…, стул — …, (с 5 лет) дом -…»

3) Умение согласовывать прилагательные с существительными (обследуем с 5 лет).

Показываем ребенку изображения предметов (желательно черно-белые)и кружки разных цветов и говорим: — Если мы закрасим этот предмет такой краской (покажем красный кружок), что у нас получится? (красный шар, красные шары, красная машина и т.д.)

Картинки: шар, шары, машина, флажок, платье, звезда, пальто, брюки.

Можно провести игру «Мой, моя». Взрослый раскладывает перед ребенком предметы (например, чашку, карандаш, шарф, машинку, куклу, полотенце, зеркальце и т.п.) и говорит: «Возьми себе предмет и скажи «Моя кукла, мое зеркальце»» и т.д.

4) Умение согласовывать существительные с числительными – игра «Посчитай». Взрослый предлагает ребенку посчитать помидоры по образцу: один помидор, два помидора, три помидора, четыре помидора, пять помидоров. Слова для обследования: помидор, ухо, стул, ручка.

При обследовании детей до 5 лет берем только числительные 1, 2.

Далее оцените результат:

если ребенок пропускает или заменяет предлоги (например, «а коробку» вместо «на коробку»), не умеет образовывать множественное число существительных, допускает ошибки в согласовании существительных с числительными, прилагательных с существительными, то вам необходимо как можно быстрее обратиться к логопеду, чтобы пройти более подробное обследование, уточнить диагноз и составить план коррекционной работы. Аграмматизм является довольно стойким нарушением речи и требует длительной систематизированной работы. Дети с аграмматичной речью посещают логопедические группы в течение 2 лет и за это время чаще всего нарушение полностью исправляется.

6. Обследование связной речи.

Предложите ребенку рассмотреть сюжетную картинку и рассказать, что на ней нарисовано.

Детям 4-5 лет необходимо составить 2-3 простых предложения, детям 5-6 лет – 3-5 предложений (из них 1 сложное), детям 6-7 лет – 5-6 предложений (из них не менее 2-х сложных).

Рассмотрите серию сюжетных картинок (с 5 лет 2-3 картинки, с 6 лет 3-4 картинки), разложенных в правильной последовательности. Затем взрослый перемешивает картинки и предлагает ребенку разложить картинки правильно и рассказать, что было сначала, а что потом.

Далее оцените результат:

Если ребенок не может связно, логически последовательно описать увиденное на картинке, не может правильно разложить серию картинок, с ним очень важно проводить специальные занятия по развитию связной речи. На логопедических занятиях с такими детьми уточняется и расширяется словарный запас, формируются практические навыки словообразования и словоизменения, умения употреблять простые и сложные предложения и некоторые виды сложных синтаксических структур. В результате такой работы дети учатся передавать впечатления об увиденном, о каких-либо событиях, последовательно излагать содержание картин или серий картинок, составлять красивые рассказы – описания.

Удачи!!!

Источник