Тест на самооценку ребенка 5 лет

Тест на самооценку ребенка 5 лет thumbnail

Самооценка – представление человека о важности своей личности среди других людей. От этого критерия зависит не только формирование характера человека, но и его успешность в будущем. Ребенок с заниженной самооценкой всегда будет оставаться в тени своих сверстников, стесняться отвечать перед аудиторией, высказывать свою точку зрения и прочее.

Предлагаю провести несложную диагностику, чтобы узнать самооценку вашего ребёнка.

 Тест ДЕРЕВО С ЧЕЛОВЕЧКАМИ 

Автор теста — психолог Джон Ломпен.
Этот тест часто проводят школьные психологи, диагностируя учеников. Думаю, что родителям тоже полезно провести этот тест со своими детьми.
Благодаря ему можно понять уровень самооценки ребенка, выявить причины проблем в общении и понять, насколько адекватно малыш воспринимает себя в обществе.

Как проводить тест:

  • Предложите ребенку рассмотреть картинку. На ней 21 человечек и дерево. У каждого свое занятие, все находятся в разных местах, у них определенное настроение.
  • Затем попросите раскрасить картинку.
  • Пусть красным карандашом ребенок раскрасит человечка, который напоминает ему самого себя, собственное настроение и положение в школе или среди друзей.
  • А зеленым — того человечка, которым хотелось бы быть и на чьем месте хочется оказаться.
  • Оцените, с положением какого человечка ребенок отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия.

Тест на самооценку для детей

Или можно использовать цветной вариант.

Тест на самооценку для детей

Ключ к тесту:

№ 1, 3, 6, 7 — установка на преодоление препятствий
№ 2, 11, 12, 18, 19 — настрой на общительность, дружескую поддержку
№ 4 — устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудностей)
№ 5 — утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость
№ 8 — отстраненность от учебного процесса, уход в себя
№ 9 — мотивация на развлечения
№ 10, 15 — комфортное состояние, нормальная адаптация
№ 13, 21 — отстраненность, замкнутость, тревожность
№ 14 — кризисное состояние, «падение в пропасть»
№ 16 — дети не всегда понимают как позицию человечка, который несет на себе человечка № 17 — они склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим
№ 17 — неспособность самостоятельно справиться с возникающими проблемами
№ 20 — завышенная самооценка и установка на лидерство

 Тест КАКОЙ Я? 

Тест предназначен для определения самооценки ребенка 6-9 лет.

Для проведения тестирования необходимо спросить ребенка как он воспринимает и оценивает себя по десяти различным положительным качествам личности.

№ п/п Оцениваемые качества  

личности 

Оценки по вербальной шкале 
да нет иногда не знаю 
Хороший         
Добрый         
Умный         
Аккуратный         
Послушный         
Внимательный         
Вежливый         
Умелый (способный)         
Трудолюбивый         
10 Честный         

Обработка результатов:

Ответы  “да” оцениваются в 1 балл, ответы  “нет” оцениваются в 0 баллов, ответы “не знаю” или “иногда” оцениваются в 0,5 балла. Уровень самооценки определяется по общей сумме баллов, набранной ребенком по всем качествам личности. 

Ключ к тесту:

10 баллов — очень высокий   

8-9 баллов — высокий 

4-7 баллов — средний 

2-3 балла — низкий 

0-1 балл — очень низкий 

Согласно возрастной норме, самооценка дошкольника и младшего школьника обычно достаточно высокая. Следует отметить, что ответы ребенка на некоторые вопросы (например, послушный, честный) могут свидетельствовать об адекватности самооценки. Так, например, если наряду с ответами “да” на все вопросы ребенок утверждает, что он “послушный всегда”, “честный всегда”, можно предположить, что он не всегда достаточно критичен к себе. Адекватность самооценки можно проверить, сравнив ответ ребенка по данной шкале с ответами родителя о ребенке по тем же личностным качествам. 

 Тест ЛЕСЕНКА 

Для проведения тестирования понадобится нарисовать лестницу, состоящую из семи ступенек.

Скажите ребёнку: «Посмотри на эту лесенку. На самой высокой ступеньке стоит самый хороший человечек, а на самой нижней ступеньке самый плохой человечек. Где ты? Нарисуй точку».

тест на самооценку для детей

Ключ к тесту:

Ступенька 1 – завышенная самооценка

Ступеньки 2, 3 – адекватная самооценка

Ступенька 4 – заниженная самооценка

Ступеньки 5, 6 – низкая самооценка

Ступенька 7 – резко заниженная самооценка

Прежде всего обращают внимание, на какую ступеньку ребенок сам себя поставил. Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку «самый хороший». В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уже тем более на самой нижней) говорит об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. Эта очень серьезное нарушение структуры личности, которое может привести к возникновению тревожности.

Как правило, это связано с холодным отношением к детям, отвержением или суровым, авторитарным воспитанием, при котором ребенок приходит к выводу, что его любят только тогда, когда он хорошо себя ведет.

А так как дети не могут быть хорошими постоянно и уж тем более не могут соответствовать всем притязаниям взрослых, то, естественно, дети в этих условиях начинают сомневаться в себе, в своих силах и в любви к ним родителей. Также не уверены в себе и в родительской любви дети, которыми вообще не занимаются дома. Таким образом, пренебрежение ребенком, как и постоянная опека и контроль, приводят к сходным результатам.

Помните: самооценку можно скорректировать в любом возрасте!

Надеюсь данная статья была для вас полезна. Желаю удачи!

С уважением, Ольга Наумова

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

Источник

Здравствуйте, уважаемые родители!

Хотим принести свои извинения за количество рекламы, которое отображается на нашем веб-ресурсе и замедляет загрузку его страниц, мешает прочтению материалов и отвлекает. На данный момент это единственный источник финансирования и просто вынужденная мера.

С уважением, администрация клуба родителей Tummy.

В статье «Варианты детской самооценки и их признаки» мы говорили о том, что оценка нашим ребенком его способностей, его сил и возможностей не является чем-то постоянным. Этот «показатель» быстро и часто меняется, в зависимости от людей, с которыми общается наше сокровище, от того, как они с ним общаются, от происходящих событий, от его роли в них и т.д. Такая изменчивость, такая непостоянность детской самооценки требует от нас (родителей) постоянно следить за её уровнем и стараться вовремя и правильно реагировать на все изменения. Но начинать нужно с адекватной оценки её уровня в конкретный момент времени. Сделать это достаточно просто, тем более, что все необходимое для этого есть у любого из нас дома.

Читайте также:  Ребенку 5 лет не кушает

Как определить уровень детской самооценки дома?

Самым простым, доступным любому родителю и достаточно показательным способом определения нынешнего уровня является оценка месторасположения детских рисунков на листах бумаги. В подавляющем большинстве случаев, если ребенок больше и чаще рисует в верхней части листа, то у него завышенная самооценка. Если в нижней части, то, скорее всего, детская самооценка занижена. Если же рисунки располагаются примерно по середине, то все в порядке, у ребенка, скорее всего, адекватная оценка себя и своих способностей / возможностей. Если вы решите воспользоваться этим способом определения уровня, то ни в коем случае не акцентируйте внимание маленького художника на нем. Пусть он рисует, как и рисовал, самостоятельно, подсознательно выбирая место для рисунка. Кстати, детские рисунки можно считать полноценным зеркалом их психологического состояния, отражающим их страхи, переживания, восприятие окружающих людей, событий и т.д.

В качестве второго способа определения уровня детской самооценки в домашних условиях можно использовать небольшой тест «Лесенка.

Определение детской самооценки тест "Лесенка"

Он очень хорошо зарекомендовал себя с детьми, возрастом старше 3-х лет. Провести его очень просто – нарисуйте на листе бумаги обычную лесенку, состоящую из 10-ти ступенек.  Потом покажите её своему сокровищу и расскажите, что на этой лесенки совсем плохие дети стоят на самой нижней, на первой ступеньке. Если ребенок чуть лучше, то он стоит уже на второй ступеньке, если он еще лучше, то может встать на следующую, третью, и т.д., до 10-ой, где стоят самые, самые хорошие. После этого попросите юного художника самостоятельно нарисовать себя на той ступеньке, где он «видит» себя, где, как ему кажется, он бы стоял.

  1. Если он нарисует себя на 1-3-ей ступеньке, то его самооценка занижена и очень сильно;
  2. Если свой рисунок он разместит на ступеньке 4-7, то детская самооценка адекватная и поводов для беспокойства нет, то это только сейчас. «Попускать» и переставать следить нельзя;
  3. Если своего человечка чадо нарисует на ступеньках 8-10, то, сами понимаете, детская самооценка завышена.

После можно попросить маленького художника нарисовать на этой лесенке своих друзей. Так вы получите наглядный показатель того, как оценивает свое положение ваше чадо среди друзей и других людей. Единственное, о чем хотелось бы предупредить, тест «Лесенка» слишком показательный и его результаты видны самому ребенку, что может «застолбить» проблему.

И третий способ оценки уровня детской самооценки в домашних условиях – это тест, называемый «смешные человечки». Он не такой показательный, как предыдущий, и больше похож на обычную игру. Сначала нарисуйте обычное дерево, на ветках которого будут сидеть забавные зверюшки (любые). Потом уберите этих зверушек и спросите ребенка, где бы он сидел, если бы попал на это дерево, а где сидели бы его друзья? Недостаток теста «Смешные человечки» в том, что он показывает лишь самоощущение ребенка в знакомом ему коллективе.

В конце хочется сказать лишь о том, что только доверительное общение со своим маленьким человечком может показать реальную картину. Такое общение, такой разговор покажет и расскажет о гораздо большем, чем любой, даже самый «умный» тест. Старайтесь чаще разговаривать со своими детьми и учитесь слышать их. Так вы легко и быстро находить решения его маленьких, но таких больших проблем.

Больше материалов по психологии общения вы можете найти в одноименном разделе нашего клуба родителей, перейдя по приведенной ссылке.

22.12.2016

Источник

Здравствуйте, дорогие друзья! В продолжении темы прошлой статьи хочу предложить вашему вниманию тесты на определение самооценки у детей.

1. Тест «Лесенка»

Его можно проводить с детьми от трёх лет и старше.
На листе бумаги рисуется лесенка из семи ступенек, можно её вырезать. Среднюю ступеньку №4 выделите (поставьте галочку или обозначьте другим цветом).

Тест лесенка
Ребёнку нужно показать эту лесенку и объяснить, что, если на этой лесенке расположить всех ребятишек, то на верхней ступеньке должны стоять самые хорошие, послушные, лучшие во всём.

На 2-3 ступеньках-хорошие, на серединке 4 -ни хорошие, ни плохие. На 5-6 -плохие детишки, а на самой нижней седьмой -самые плохие (злые, непослушные, завистливые).

Убедитесь, что ребёнок вас понял и после этого спросите, на какой ступеньке должен стоять он сам, пусть нарисует человечка или поставит галочку.

Расшифровка теста Лесенка

♦ Если ребёнок определил для себя самую верхнюю ступеньку, то у него завышенная самооценка.

♦ Ступеньки под номером 2 и 3 -адекватная самооценка

♦ Если он поставил себя на 4 ступеньку-немного заниженная.

♦ На ступеньки- 5 и 6 — низкая.

♦ Ступенька №7 — очень заниженная.

2. Тест «Дерево с человечками»

Этот тест на определение самооценки можно использовать для ребёнка дошкольного и школьного возраста.

Предложите сыну (или дочке) картинку дерева с человечками (предварительно распечатайте её из интернета) и попросите внимательно рассмотреть.

Тест Дерево
Объясните, что на картинке изображено дерево, а рядом человечки с разным настроением и положением, каждый занят своим делом.

Сначала попросите раскрасить ствол и ветки дерева карандашом или фломастером коричневого цвета.
Скажите, что во время раскрашивания нужно обратить внимание на каждого человечка, подумать, какое у него настроение, чем он занят.

Далее попросите малыша закрасить красным карандашом того человечка, на которого он больше всего похож своим настроением и расположением.

А затем предложите раскрасить синим цветом человечка, на которого бы он хотел быть похож в будущем.

Расшифровка теста Дерево:

♦ Если ваш ребёнок выбрал человечков 1, 2, 3, 6, 7, 10, 11, 12, 15, 18, 19, то у него адекватная здоровая самооценка.

♦ Номер 20 выбирают детки с завышенной самооценкой и лидерскими качествами.

♦ А 5, 8, 13, 14, 16, 17, 21 — дети с низкой самооценкой.

♦ Если более подробно, то дети, выбравшие человечков № 2, 11, 12, 18 и 19 — общительные и умеют дружить.

♦ Дети, которых не пугают трудности, легко преодолевающие препятствия на своём пути, выбирают номера 1, 3, 6, 7.

Читайте также:  Как поздравить ребенка 5 лет с днем рождения

♦ Под номером 4 обычно выбирает ребёнок, которого всё устраивает, он хочет добиться успехов, не затрачивая никаких усилий.

♦ Детишки застенчивые, стеснительные, быстро утомляющиеся, физически слабые, обычно выбирают человечка под номером 5.

♦Легко адаптирующиеся к новым условиям, прекрасно чувствующие себя в детском коллективе дети выбирают № 10 и 15.

♦ Человечек №8 означает уход в себя, отстранённость.

♦ Номер 9 олицетворяет тягу к развлечениям.

♦ Под номерами 13 и 21 выбирают детки замкнутые и тревожные.

♦ Кризисное состояние и внутренний страх отражает человечек № 14.

♦ Ребёнок, подстраивающийся под чужое мнение и готовый на жертвы, выбирает № 16.

♦ Человечка под номером 17 обычно выбирает ребёнок, не умеющий справляться с возникающими трудностями.

Надеюсь, эти тесты на определение самооценки у детей вам пригодятся.

Если у вашего ребёнка низкий уровень самооценки, то узнайте, как можно её поднять в этой статье.

Если эта информация была для вас полезной, поделитесь, пожалуйста, со своими друзьями, нажав на кнопочки соц сетей

Источник

Диагностика самооценки (для детей 4-10 лет)

ИНСТРУКЦИЯ: Отметь себя на каждой из лестниц, при условии, что на вершине лестницы находятся самые лучшие (здоровые, умные) люди, а внизу – cамыe , самые худшие (больные, злые).

hello_html_m3b4f99ac.png

Интерпретация результатов

Каждая ступень оценивается в один балл. Таким образом, по каждой шкале ребенок может набрать от 1 до 1О баллов. Если ребенок располагает себя на четвертой -седьмой ступенях, то это говорит об адекватности его самооценки. Размещение себя на ступнях с первой по третью говорит о низкой самооценке, а с восьмой по десятую — о завышенной. Таким образом, можно увидеть, по какой шкале ребенок себя оценивает адекватно, а по какой нет.

Проективная методика «Волшебная страна чувств» *

Цель: исследование психоэмоционального состояния. Материалы: бланк с изображением восьми домиков, названиями восьми чувств и силуэтом человека, цветные карандаши (8 цветов).

Перед ребенком раскладываются восемь карандашей (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый и черный) и бланк методики .

Шаг 1. Ребенку зачитывается следующий текст.

Далеко-далеко, а, может быть, и близко, есть волшебная страна, и живут в ней Чувства: Радость, Удовольствие, Вина, Грусть, Злость, Страх, Обида u Интерес. Живут они в маленьких цветных домиках. Причем, каждое чувство :живет в доме определенного цвета. Кто-то :живет в красном домике, кто-то в синем, кто-то в черном, кто-то в зеленом …

Каждый день, как встает солнце, :жители занимаются своими делами.

Но однажды случилась беда. На страну налетел страшный ураган. Порывы ветра были настолько сильны, что срывали крыши с домов и ломали ветви деревьев. Жители успели спрятаться, но домики спасти не удалось.

И вот ураган закончился, ветер стих. Жители вышли из укрытий и увидели свои дома разрушенными. Конечно, они были очень расстроены, но слезами, как известно, горю не поможешь. Взяв необходимые инструменты, :жители вскоре восстановили свои домики. Но вот беда — всю краску унес ветер.

Инструкция: У тебя есть цветные карандаши. Пожалуйста, помоги жителям и раскрась домики.

Шаг 2. Ребенку говорят:

Спасибо тебе от лица всех жителей. Ты восстановил страну. Настоящий волшебник! Но дело в том, что во время урагана жители были так напуганы, что совсем забыли, в домике какого цвета жил каждый из них.

Инструкция: Пожалуйста, помоги каждому чувству найти свой дом. Закрась или подчеркни название чувства цветом, соответствующим цвету его домика.

На этом этапе детям предлагается поработать со второй колонкой, где в столбике по вертикали перечислены названия чувств. В результате мы узнаем, с каким цветом ассоциируется у ребенка определенное чувство.

Шаг 3. Ребенку говорят:

Спасибо, ты не только восстановил страну, но и помог жителям найти свои дома. Теперь им хорошо, ведь очень важно знать, где твой дом.

hello_html_m21b3bcda.png

Обработка результатов

При обработке результатов важно обращать внимание на следующее:

1) все ли цвета были задействованы при раскрашивании домиков;

2) адекватно ли подобраны цвета при «заселении» в домики. Например, неадекватным может считаться соответствие «радости» И «удовольствия,» черному, коричневому или серому цветам. Однако, несмотря на то что данный выбор может считаться неадекватным, он тем не менее является диагностичным;

3) каким образом распределены обозначающие чувствa цвета внутри силуэта человека. Символически силуэт делится на 5 зон:

голова и шея — символизируют ментальную деятельность;

туловище до линии талии, исключая руки — символизируют эмоциональную деятельность,;

руки — символизируют коммуникативные функции.

тазобедренная область — символизирует область сексуальных, а также творческих переживаний;

ноги — символизируют чувство «опоры», уверенность в себе.

Таким образом, данная методика показывает нам актуальное психоэмоциональное состояние ребенка.

Про маленькую веселую рыбку*

т. Холкuна

К Морю текла большая красивая Река, а в ней резвилась Маленькая Веселая Рыбка.

Река была большая и поэтому легко преодолевала и мели, и пороги, и холод зимой, и жару летом. Каждая капелька в ней поддерживала друг дружку и нежила Маленькую Веселую Рыбку. Река очень любила свою Маленькую Рыбку, а Рыбка очень любила Реку. И было Маленькой Веселой Рыбке в этой большой Реке спокойно и хорошо. Она плыла вместе с Рекой по течению к Морю и росла-подрастала. А еще у Маленькой Веселой Рыбки был друг Ветерок, с которым она играла в догонялки. Когда они играли, над ними светило ласковое солнышко!

Но однажды все изменилось! Началось в Реке волнение. Вода стала шумной, бурной и мутной, как будто ссорилась сама с собой … Рыбке казалось, что Река совсем забыла про нее. И даже солнышко вроде бы померкло. Маленькой Рыбке стало страшно и обидно. Она захотела вернуться назад — туда, где было так спокойно и хорошо! Но Река несла ее вперед и вперед, и, казалось, ничего уже нельзя поправить …

— Ветерок-Ветерок, почему все не может быть, как прежде? — спрашивала, чуть не плача, Маленькая Рыбка. — Я не знаю, как мы будем жить дальше, и поэтому боюсь.

— Не надо бояться того, чего не знаешь. Хочешь, я слетаю вперед и расскажу тебе, что там? — спросил Ветерок и умчался далеко вперед.

А когда вернулся, то успокоил Рыбку:

— Впереди Река разделяется на два Ручья. Они, конечно, не такие большие, как была когда-то Река, но очень симпатичные. Они текут совсем рядышком, и над ними опять сияет солнышко.

Читайте также:  Физкультурные занятия в жизни ребенка 5 лет

— Ну почему, почему Река разделяется? — возмутилась Маленькая Рыбка. — Я не хочу!

— Знаешь, реки как люди: то сходятся, то расходятся.

Так бывает, но жизнь-то продолжается! Надо просто переплыть поскорее трудное место, — сказал ей мудрый Ветерок.

Когда Рыбка доплыла до места, где делилась Река, она заметалась: в какой ручей ей плыть? Где остаться? На что решиться?!

Но верный друг Ветерок ее упокоил:

— Плыви туда, куда сама захочешь. Оба Ручейка тебя любят и будут любить всегда. Они всегда будут рядом с тобой! И не так важно, в каком Ручейке ты плаваешь, ведь ты всегда можешь прыгнуть в гости к другому Ручью, а потом опять вернуться обратно.

— Ладно-ладно, я поняла, — засмеялась Маленькая Рыбка. — Сделаю, как ты советуешь!

Рыбка выбрал правый Ручей. И чем дальше, тем спокойнее становился Ручеек: сначала взъерошенный и мутный, будто заплаканный, дальше он успокаивался. Вода стала чистой и снова заискрилась под солнышком. И второй Ручеек тоже прояснился и кидал в Маленькую Веселую рыбку веселые брызги. От них над ручейком зажегся мостик-радуга. Рыбка прыгала к Ручейку в гости прямо по этой радуге, и вместе с ней прыгал друг Ветерок.

Так Маленькая Веселая Рыбка и плыла вместе со своими Ручейками дальше, все вперед и вперед, к великому и прекрасному Морю

Комментарии :

Эту сказку дети очень любят. После прочтения Я предлагаю им нарисовать иллюстрацию к ней. Таким образом ребенок на символическом уровне проживает и принимает ситуацию возникновения двух «ручейков»(домов), возникающих в его жизни после развода родителей. Рисуя рыбку (свой НОВЫЙ образ Я), ребенок постепенно начинает и себя воспринимать по-другому.

Работа с семьей

Вирджиния Сатир, занимаясь вопросами развития личности, провозгласила декларацию самоценности

Декларация самоценности

«Я — это Я. Во всем мире нет никого в точности такого (й) же, как Я.

Поэтому все, что исходит от меня, — это подлинно мое, потому что именно Я выбрал (а) это …

Мне принадлежат все мои фантазии, мои мечты, все мои надежды и мои страхи.

Мне принадлежат все мои победы и успехи.

Все мои поражения и ошибки.

Я знаю кое-что во мне, что озадачивает меня, и есть во мне что-то такое, чего я не знаю. Но поскольку я дружу с собой и люблю себя, Я могу осторожно и терпеливо открывать в себе источники того, что озадачивает меня, и узнавать все больше и больше разных вещей о себе …

… Когда Я вглядываюсь в свое прошлое; смотрю на то, что Я видел (а) и ощущал (а), что Я говорил (а) и что делал (а); как Я думал (а) и как Я чувствовал (а), Я вижу, что не вполне меня устраивает. Я могу отказаться от того, что кажется неподходящим, и сохранить то, что кажется нужным, и открыть что-то новое в себе самой …

.. Я принадлежу себе, и поэтому Я могу строить себя.

Я — это Я, и Я — это замечательно!»

Прекрасные слова! Взрослым людям они наверняка помогут принять себя, принять свой путь и возникающие на нем преграды и победы, вдохновят на постоянное изучение себя, своего внутреннего мира и той социальной реальности, с которой мы неизбежно взаимодействуем.

Исследование образа семьи*

Цель: выявление особенностей внутрисемейных отношений, анализ самоощущения человека в семье.

Рисование семьи

1 этап Инструкция: «Нарисуй свою семью»

2 этап Инструкция : «Нарисуй свою семью в образах животных»

Конечная цель

анализа рисунка

Ракурс анализа

Ход анализа

Составление заключения относительно общего состояния и картины внутрисемейных взаимоотношений.

Характер взаимоотношений в семье; наличие явных и скрытых конфликтов и их влияние на психологический статус членов семьи.

Главное понять: является ли семья

источником патологического влияния на ребенка и других членов семьи ;есть ли перспектива положительных изменений внутрисемейных отношений.

Составление заключения и рекомендаций относительно индивидуально-личностных особенностей ребенка.

Психологическая экспертиза индивидуально-личностных особенностей ребенка и влияния семейной среды на его самоощущение.

Главное понять: какие характеристики рисунка являются наиболее информативными для описания индивидуально-личностных особенностей ребенка

и составления рекомендаций для

взаимоотношений с ним.

Формулирование задач для последующей психологической коррекции или консультирования ребенка.

«Проблемные» и «ресурсные» потребности ребенка ,его ограничения и стремления.

Важно понять : как ребенок чувствует себя в семье : ресурсы какого качества содержит в себе семья ; если есть деструктивное влияние членов семьи , то какого оно рода и каким образом можно его нейтрализовать или скорректировать.

Рисунок

семьи

*эстетика изображения;

*площадь (размер) рисунка;

*наличие или отсутствие смещения композиции (вверх ,вниз, вправо ,влево);

*соразмерность фигур друг другу и листу;

*расстояние между членами семьи;

*наличие предметов (или иных преград/посредников) между членами семьи;

*наличие дополнительных образов (животные , солнце ,растения и пр.,);

*контекст изображения (дома за столом , в интерьере ,на природе , в контексте определенного события );близость членов семьи по выбранному цвету и характеру изображения их (одежде ,образу действий)

Рисунок семьи в

образах животных

К общим признакам ,анализируемым при рисовании семьи ,добавляются дополнительное:

*символическое значение нарисованных животных (субъективное ,природное и глубинное);

*характер взаимоотношений между животными (особенно если в рисунке присутствуют как хищники ,так и травоядные ,как домашние ,так и дикие животные );

*родовитая принадлежность животных;

*эмоциональное восприятие животных.

Примерные уточняющие вопросы

1 этап. Рисунок семьи:

  • Кто изображен на рисунке?

  • Какое настроение у этих людей?

  • Хорошо ли всем вместе?

  • Чем они занимаются?

  • Что будет с ними завтра?

  • Когда просыпается каждый из членов семьи ,какое у него настроение?

  • Часто ли все собираются вместе?

2 этап. Рисунок семьи в образах животных:

  • Расскажи ,пожалуйста, об этих животных : какие у них повадки ;что они любят ;чего не любят.

  • Расскажи о каждом животном подробно.

  • В каких отношениях животные между собой находятся?

  • Кто за кем охотится?

  • Кто от кого спасается?

  • Что является самым главным для каждого животного?

  • Чем можно помочь этим животным ,чтобы они жили дружно?

  • Чем можно помочь каждому животному?

Источник