Тест на проверку памяти у ребенка 5 лет

Тест на проверку памяти у ребенка 5 лет thumbnail
  • Слуховая кратковременная память. Тест Лурия А.Р.

Данная методика направлена на изучение произвольного процесса запоминания. Процесс заучивания показывает общую картину об умении ребенком концентрироваться, выявляет способность к целенаправленной монотонной деятельности, дает представление об устойчивости внимания малыша. Проводить тест следует в тишине. Материал – 10 известных ребенку слов, несвязанных между собой логической цепочкой.

Пример: МОЛОКО, ЖИРАФ, СНЕГ, МЯЧ, ЛОЖКА, ДИВАН, ШУМ, ДОЧЬ, ПТИЦА, КАМЕНЬ.

Инструкция: Предложите сыграть ребенку в игру на запоминание. Предупредите, что запомнить все слова с первого раза сложно даже взрослому, поэтому вы даете ему 5-6 попыток. Ребенок должен повторить все слова, которые запомнил.

Читая стимульный материал, обратите внимание ребенка на то, что он должен повторить слова, которые запомнил с первого раза и слова, которые запомнились ему после второй (третьей и т.д.) попытки.

Фиксируйте на листочке, сколько слов ребенок воспроизвел после каждой попытки. 

Дайте ребенку время на отдых. Через час попросите малыша последний раз воспроизвести ряд слов, уже не зачитывая их (отсроченное воспроизведение).

Оценка результатов.

Норма 3-5 воспроизведенных слов после первого прочтения. После пятого шестого прочтения 8-10 слов. Отсроченный результат 7-9 слов.

— Очень высокий показатель развития памяти. 10- 12 слов за пять и менее попыток. 10-12 слов отстроченный результат.

— Высокий показатель развития памяти. Ребенок повторил 9-10 слов за пять или менее попыток. 8-9 слов отстроченный результат.

— Средний показатель развития памяти. Ребенок повторил 6-8 слов за пять и менее попыток. 5-7 слов отстроченный результат.

— Ниже среднего показатель развития памяти. Ребенок повторил 3-5 слов за пять и менее попыток. 3-4 слова отстроченный результат.

— Низкий показатель развития памяти. Ребенок запомнил 0-2 слова за пять попыток. 0-2 слова отстроченный результат. Или неконтактный ребенок 5-6 лет, неспособный организовать себя для прохождения данного тестирования.

  • Зрительная память.

Стимульный материал: 10 карточек с изображением, для демонстрации ребенку. Картинки должны быть разные по содержанию, но одинаковые по размеру.

Изображения должны быть несложными, например: РОЗА, ЦЫПЛЕНОК, ГРУША, КЛОУН, ТРАКТОР, СОЛНЦЕ, КУКЛА, ПОРТФЕЛЬ, ПОМИДОР, ШАПКА.

Инструкция: Скажите ребенку, что вы будете ему показывать карточки с изображением, а он должен постараться их запомнить. Каждое изображение показывайте малышу на протяжении 5-6 секунд. После попросите назвать изображения, которые он помнит, в произвольном порядке. Следите за тем, чтобы не было повторов или ответов, не присутствующих на изображениях.

Оценка результатов.

Отличный результат – ребенок смог назвать 8-10 предметов, изображенных на карточках.

Менее 5 правильных ответов свидетельствует о низкой степени развития зрительной памяти.

  • Долговременная и кратковременная память.

Стимульный материал: 10 карточек с изображением предметов, знакомых вашему малышу.

Пример: КОТЕНОК, РОМАШКА, ОГОНЬ, ВИЛКА, ПИРАМИДКА, МАШИНА, ЧЕСНОК, СВЕТОФОР, ГРИБ, РАДУГА.

Инструкция: Скажите малышу, что он должен запомнить все изображения на карточках, которые находятся перед ним в течение 30 секунд. После попросите назвать предметы, которые он запомнил.

Через 10 минут покажите изображения, которые ребенок не смог запомнить сразу. По истечению часа, попросите ребенка сказать, какие изображения с карточек он помнит, дабы оценить долговременную память.

Оценка результатов.

Кратковременная память: ребенок смог запомнить 6-7 картинок из предложенных десяти, признак отличного результата.

Долговременная память: отличный результат, если ребенок смог вспомнить семь и более изображенных на карточках предметов.

Образная память у дошкольников.

Стимульный материал.  6 карточек с изображением слона, вертолета, телефона, красок, книги, чайника. Карта, разделенная на восемнадцать клеток.

Изображению на карточке соответствует 3 картинки, которые находятся на карте:

— идентичный рисунок;

— рисунок, отличающейся незначительной деталью;

— рисунок, который имеет схожесть своим назначением или силуэтными линиями.

Цветовая палитра одинаковая.

Инструкция: Разложите перед ребенком карту из 18 квадратов. Поочередно показывайте ему карточки с маленьким изображением (в течение 1-3 сек). После попросите малыша найти данные изображения на большой карте.

Отмечайте на листочке количество баллов за каждый ответ ребенка. Баллы начисляются в зависимости от того, на какое изображение указал малыш.

Идентичный рисунок 3 балла.

Рисунок, отличающейся незначительной деталью 2 балла.

Рисунок, который имеет схожесть своим назначением или силуэтными линиями 1 балл

Рисунок иной 0 баллов.

Результаты:

Если в сумме ребенок набрал выше 20 баллов – высокий уровень образной памяти.

Сумма баллов от 16 до 19 свидетельствует о среднем показателе развития образной памяти.

Сумма баллов ниже 15 говорит о том, что у ребенка плохо развита образная память.

Данные тесты проводятся при необходимости оценить способности малыша до и после развивающих видов деятельности, которые предусматривают развитие определенных видов памяти.

Источник

Тест для диагностики памяти у дощкольников.

        Память можно представить как запоминание, сохранение, забывание и воспроизведение информации. Память бывает:

  1. слуховая — лучше запоминается «на слух»;
  2. зрительная — сохраняются образы, написанный текст;
  3. моторная — «я не знаю как, руки сами делают».
Читайте также:  Сколько взрослого парацетамола можно дать ребенку 5 лет

        В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольной памяти к произвольной. Ребенок уже может ставить себе цель — запомнить что-либо. Для этого он с большим или меньшим успехом подбирает средства, облегчающие процесс запоминания.

Тест на слуховую память. Методика «Запоминание 10 слов»

по А.Р. Лурия.

        Задачи: диагностика уровня развития слуховой памяти, слухового внимания, фонематического слуха, утомляемости.

        Инструкция: ребенку предлагается послушать и повторить ряд слов. Процедура повторяется 3 раза. Все названные слова фиксируются. Четвертый раз ребенок воспроизводит слова через 20-30 минут в конце диагностики.

        Слова:  1) лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мед; 2) обед, сад, дорога, поле, молоко, свет, одежда, ночь, ошибка, лошадь, птица, ученье, стул, лес, мышь.

        Критерии оценки: объем и скорость слухоречевого запоминания, наличие ошибок, неточности воспроизведения.

Итоги:

        В норме после первого прочтения ребенок повторяет 4-6 слов.

        Меньшее число слов и наличие ошибок может говорить о низком слуховом внимании (включение других слов), нарушении фонематического восприятия (замена звуков).

        Второе и третье воспроизведение слов показывает скорость запоминания, утомляемость ребенка.

        Четвертое воспроизведение говорит об уровне развития долговременной памяти, ее объеме и в норме составляет ±2 от наибольшего воспроизведенного числа слов в 1,2 или 3 попытке.

Тесты для исследования зрительной памяти.

        1 тест.

        Описание: покажите ребенку 10 картинок (рис.1). Каждую картинку демонстрируйте 5 – 6 секунд. Показав ребенку все 10 картинок, попросите его назвать предметы, которые он запомнил. Порядок воспроизведения значения не имеет.

Рисунок 1

Оценка: 

Хороший результат – 8–10 картинок.

Удовлетворительный результат – 5–7 картинок.

Неудовлетворительный результат – меньше 5 картинок.

        Данная методика позволяет исследовать зрительную память у детей дошкольного возраста.

        Детям дают 4 картинки (рисунок 2):

Рисунок 2

        На каждую из картинок ребенку разрешается посмотреть в течение 10 секунд. Затем он их должен воспроизвести на чистом листе бумаги.

        Результаты диагностики:

1. Две перекрещенные линии и два флажка — 1 балл;

правильно расположенные флажки — 1 балл;

правильный угол пересечения линий — 1 балл;

максимальная оценка этого задания — 3 балла.

2. Большой квадрат, разделенный на 4 части двумя линиями — 1 балл;

четыре маленьких квадрата в большом .— 1 балл;

две пересекающиеся линии и 4 мелкие квадрата — 1 балл;

четыре точки в квадратах — 1 балл;

точность в пропорциях — 1 балл;

максимальная оценка этого задания — 5 баллов.

3. Большой прямоугольник с маленьким в нем — 1 балл;

все вершины внутреннего прямоугольника соединены с вершинами внешнего прямоугольника — 1 балл;

маленький прямоугольник точно размещен в большом — 1 балл.) Максимальная оценка — 3 балла.

4. Открытый прямоугольник с правильным углом на каждом краю — 1 балл;

центр и левая и правая стороны воспроизведены правильно — 1 балл;

фигура правильная за исключением одного неправильно воспроизведенного угла — 1 балл.

Максимальная оценка — 3 балла.

Максимальный результат — 14 баллов.

        Итоги:

• хорошей зрительной памяти свидетельствует результат — 10 и выше баллов,
• средней зрительной памяти свидетельствует результат — 9 – 6 баллов,
• низкой зрительной памяти свидетельствует результат – 5 – 0 баллов.

Источник

Работать с развивающими математическими заданиями совсем нетрудно, родителям вполне по силам с этим справиться. Но чтобы ребенок получал от занятий максимальную пользу, необходимо придерживаться правил их организации: Задания на смекалку помогают детям понять, что каждая потенциальная задача может содержать хитрость или двойной смысл. Чтобы найти правильный ответ, необходимо сосредоточиться и рассмотреть головоломку с разных позиций. Перед тем как приступить к заданию, необходимо дать рекомендации по его выполнению: Учитывать уровень развития и возрастные особенности ребенка. Например, концентрация внимания дошкольников ниже, чем у младших школьников. Они могут удерживать внимание, занимаясь интересующей деятельностью, на протяжении 30-50 минут. Если вдруг внимание малыша угасло, не нужно заставлять его заниматься дальше. Исходить из интересов ребенка. Не злоупотреблять подсказками. Если ребенок не может найти решение задачи, не нужно каждый раз говорить правильные ответы, надо побуждать его к поиску и проявлению терпения. Чтобы удержать интерес ребенка, взрослый может предложить частичную подсказку. Как правило, дошкольнику не удается выполнить все задания с первого раза, но это имеет позитивные стороны — если ребенок вынужден что-то делать несколько раз, происходит развитие волевой сферы. Не ограничиваться упражнениями одного типа, а использовать разнообразный материал. Это поможет разностороннему развитию. При организации занятий надо обращать внимание на тренировку пространственных временных отношений, навыков счета, воображения, логического мышления и др. Применять разные формы организации занятий: индивидуальная работа, игры в паре или командные соревнования. Исходить из постепенного усложнения заданий. Использовать средства наглядности, которые будут привлекать внимание ребенка: яркие картинки или фотографии, изображения любимых сказочных героев. Не скупиться на похвалу, если малыш ее заслужил. Поощрять самостоятельность. 

Раздел

Задания

Р е з у л ь т а т ы

Читайте также:  Аудиосказки ребенку 5 лет

память

Задание № 1

Задание № 2

Задание № 3

Задание № 4

Задание № 5

Высокий уровень развития — все квадраты в каждом разделе закрашены полностью или есть только 1-2 квадрата, закрашенных наполовину

Средний уровень развития — половина квадратов закрашены полностью, несколько — наполовину и несколько пустых; или все квадраты закрашены наполовину

Низкий уровень развития — все квадраты пустые; или половина квадратов закрашены наполовину, а половина пустых

1. Рассмотри картинки. Запомни их. Потом закрой страничку и назови все картинки. Накартинки достаточно посмотреть в течении 10-15 секунд.

hello_html_m3ca7209a.pnghello_html_7c544df3.jpg

hello_html_7812627b.jpghello_html_m1d1ce607.jpg

hello_html_e9d9259.jpg

hello_html_66b01178.jpg

Назвал 5-6 картинок

Назвал 3-4 картинки

Назвал 1-2 картинки

2. Назови всех животных, изображенных на картинке. Запомни все предметы, которые есть на столе. А теперь закрой страницу и ответь на вопрос. Сколько животных на картинке? Сколько предметов находится на столе? Назови эти предметы.hello_html_4b9901a1.jpghello_html_m37291a03.jpg

hello_html_b3657d2.jpghello_html_m5c559fcb.png

hello_html_m3b6b05b0.jpg

hello_html_m62c1130c.jpghello_html_m679e8382.png

Запомнил 8-10 объектов

Запомнил 6-8 объектов

Запомнил меньше шести объектов

3. Рассмотри табличку с картинками и попробуй запомнить картинки, а теперь прикрой страницу. Появились ли какие-то новые картинки в таблице? Назови их.

hello_html_m6cba4320.png

hello_html_m4446da0b.jpg

Продолжение на следующей странице

hello_html_m6f3d1666.jpg

hello_html_276ee0b8.jpg

hello_html_m2dcb26b1.jpg

hello_html_m325f4619.jpg

hello_html_6b732b96.png

Нашел 3 новых картинки

Нашел 1-2 новых картинки

Не смог найти новые картинки

4. Посчитай предметы в каждой рамочке. Закрой страницу и скажи сколько было клоунов? Сколько зонтиков, лошадок, ягод, груш?

hello_html_mc668c69.jpg

hello_html_mc668c69.jpg

hello_html_mc668c69.jpg

hello_html_m54bceaa.jpghello_html_1497ab01.jpghello_html_m52bc64fa.jpghello_html_m77497a12.jpghello_html_m54bceaa.jpg

hello_html_e4b419a.jpghello_html_m300b3171.jpghello_html_32565ed.jpg

hello_html_m1383f1e.jpghello_html_m139320c2.jpghello_html_m2e3bea32.jpghello_html_m2e3bea32.jpghello_html_m300b3171.jpg

hello_html_m36ad06af.png

hello_html_m36ad06af.png

hello_html_7b624d5f.jpghello_html_7b624d5f.jpg

hello_html_7b624d5f.jpghello_html_7b624d5f.jpg

Назвал количество предметов без ошибок

Назвал количество предметов , но допустил 1-2 ошибки

Допустил 3-4 ошибки

  • Запоминать шесть-восемь картинок в течение одной-двух минут.

  • Запоминать или повторять семь-восемь слов, прочитанных взрослыми один — два раза.

  • Запоминать и повторять фразу, прочитанную взрослыми один раз. Например : «Николай проснулся, умылся, оделся, взял портфель и пошел в школу».

  • Запоминать и повторять в определенной последовательности движения, показанные взрослым один раз. Например : «Руки вверх», «Руки вперед», «Руки на пояс», «Подпрыгнуть на месте».

  • Рассказывать наизусть несколько стихотворений.

  • Пересказывать близко к тексту прочитанное произведение

  • Сравнивать два изображения по памяти.

  • Уметь отвечать на вопросы взрослого по содержанию картинки Если ваш малыш еще не все может, позанимайтесь с ним дополнительно

Запомни картинки в таблице.

Прикройте эту таблицу листом бумаги

Вспомните, какие фигуры были нарисованы. Нарисуйте их в том же порядке.

Запомни, какая цифра написана на каждой из картинок. Потом прикрой верхнюю часть листом бумаги.

Вспомни, какие цифры были написаны на картинках. Напиши их.hello_html_1b6f7c5d.jpg

hello_html_m106988f.jpghello_html_m7e823660.jpg

hello_html_20de4bd.jpghello_html_m67ff3308.png

hello_html_3b278794.jpg

Рассмотри картинку и запомни, кто на какой лесенке находится

hello_html_73ec198b.jpghello_html_m26589320.pnghello_html_518706e2.pnghello_html_4a242bdb.pnghello_html_m55b007a6.jpghello_html_m741ddcc1.jpghello_html_73ec198b.jpg

Вспомни и расскажи, кто стоял на первой лесенке, на второй, третьей, четвертой, пятой.

Рассмотри картинку, попробуй ее запомнить.

hello_html_5cdd8d38.jpg

Разрисуй только те предметы, которые были на верхней картинке. Назови, каких предметов не было на той картинке.

hello_html_1d98df01.jpg

hello_html_1fb3e85f.jpg

hello_html_476189ed.jpghello_html_2d5d4110.jpg

Послушай стихотворение и выучи его напамять

Источник

$show_meta = false; ?>

  1. Тест на проверку уровня слуховой памятитест на проверку

С помощью данной методики определяется динамика процесса заучивания. Ребёнок получает задание за несколько попыток выучить и безошибочно воспроизвести ряд, состоящий из 12 слов: ДЕРЕВО, КУКЛА, ВИЛКА, ЦВЕТОК, ТЕЛЕФОН, СТАКАН, ПТИЦА, ПАЛЬТО, ЛАМПОЧКА, КАРТИНА, ЧЕЛОВЕК, КНИГА.

Взрослый читает ребёнку слова (всего 6 попыток). После каждого прослушивания ребёнок должен попытаться воспроизвести весь ряд.

Взрослый каждый раз отмечает, сколько слов ребёнок вспомнил и назвал правильно.

Оценка результатов

  • Ребёнок запомнил и безошибочно воспроизвёл все 12 слов за 6 или меньше попыток. Это свидетельствует об очень высоком уровне развития памяти.
  • Ребёнок запомнил и безошибочно воспроизвёл за 6 попыток 10-11 слов. Это свидетельствует о высоком уровне развития памяти.
  • Ребёнок запомнил и безошибочно воспроизвёл за 6 попыток 8-9 слов. Это свидетельствует о среднем уровне развития памяти.
  • Ребёнок запомнил и безошибочно воспроизвёл за 6 попыток 4-5 слов. Это свидетельствует о низком уровне развития памяти.
  • Ребёнок запомнил и безошибочно воспроизвёл за 6 попыток не более 3 слов. Это свидетельствует об очень низком  уровне развития памяти. В таком случае нужна консультация невропатолога.
  1. Тест на проверку зрительной памяти

Подберите 10 одинаковых по размерам и разных по содержанию картинок и покажите их дошкольнику – каждую по 5-6 секунд.

Картинки должны быть несложными, например такими: утёнок, кубик, пирамида, груша, мяч,  игрушечная машинка, яблоко, кораблик, кактус.

После этого попросите ребёнка назвать предметы, которые он запомнил.

Оценка результатов

Оценивая результат, обратите внимание на то, есть ли повторы, встречаются ли названия предметов, которые вы не показывали.

Порядок воспроизведения значения не имеет.

Хороший результат – 8-10 картинок, неудовлетворительный – менее 5 картинок.

  1. Тест на проверку кратковременной и долговременной памяти

Чтобы оценить кратковременную память, понадобятся 10 картинок с изображениями различных, знакомых ребёнку предметов, например: щенок, цыплёнок, рыбка, пчела, ёжик, гусь, ромашка, стрекоза, птенец, лук.

Предложите малышу рассмотреть их, а затем через 30 секунд попросите его назвать все предметы, изображённые на картинках, которые он смог запомнить.

Читайте также:  Бассейн с горкой для ребенка 5 лет

Далее следует показать ребёнку те картинки, которые он забыл назвать, и через 10 минут, а потом через час попросить ребёнка снова вспомнить их – для того, чтобы оценить долговременную память.

Оценка результатов

Проверка кратковременной памяти: если 6-7 летний ребёнок из 10 картинок назвал хотя бы 6-7 – результат очень хороший.

Проверка долговременной памяти: если ребёнок назвал 7 и более картинок – результат отличный.

  1. Тест на проверку образной памяти у дошкольников

Для теста нужны 6 карточек с изображением часов, ножниц, телефона, карандаша, самолёта и вазы, а также карта, разделённая на 18 клеток.

Каждому изображению на карточке соответствует три изображения на карте:

  • идентичное изображение;
  • изображение, отличающееся деталью;
  • изображение схожее лишь силуэтом и назначением.

Соотношение цветов одинаковое.

Тест проводится индивидуально. Положите перед ребёнком карту. Показывайте ему по одной маленькой карточке (примерно 1 секунду), а он пусть запоминает, что на них нарисовано. После этого ребёнок должен найти такую же картинку на большой карте.

Оценка результатов

За верный ответ, т.е. в том случае, если ребёнок показал идентичное изображение, его память оценивается максимально – 3 балла. Если ребёнок показал изображение, отличающееся деталью, его память оценивается в 2 балла. В том случае, если ребёнок показал изображение схожее лишь силуэтом и назначением, его память оценивается в 1 балл. За неверный ответ, т.е. если ребёнок показал другое изображение, оценка его памяти минимальна — 0 баллов.

  • При результате в 15 баллов и ниже – у ребёнка низкий уровень памяти.
  • При результате от 16 до 20 баллов – у ребёнка средний уровень памяти.
  • При результате в 21 балл и выше – у ребёнка высокий уровень памяти.память ребёнка

Эти тесты даны для получения результатов при оценке способностей ребёнка до и после любого вида обучения, предполагающего развитие вышеперечисленных видов памяти.

Читайте ещё:


Результаты «Летнего Интенсива» по тесту Э. Ландольта 

Зачем нужен Соробан? 

Теги: Развитие памяти, советы родителям, Тесты

Источник

Краткое описание документа:

Статья содержит диагностический материал для исследования развития восприятия, памяти и мышления будущих первоклассников.

Существующая школа с ее классно-урочной системой и действующими программами требует от ребенка определенного уровня функциональной готовности.

Школьной зрелостью считают обычно достижение такой ступени нервно-психического развития, когда ребенок становится способен принимать участие в школьном обучении в коллективе сверстников без ущерба для своего физического и психического здоровья; подразумевается также овладение умениями, знаниями, навыками, способностями, мотивами и другими поведенческими характеристиками, необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы.

Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие требованиям жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.

Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации.

Подготовка детей к школе — задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе — только один из аспектов этой задачи, но внутри этого аспекта выделяются различные подходы:

1. Исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе.

2. Исследование новообразований и изменений в психике ребенка.

3. Исследование генезиса отдельных компонентов учебной деятельности и выявление путей их формирования.

4. Изучение умений ребенка сознательно подчинять свои действия заданному при последовательном выполнении словесных указаний взрослого. Это умение связывается со способностью овладения общим способом выполнения словесных указаний взрослого.

Определяя психологическую готовность к школьному обучению детей дошкольного возраста, детский практический психолог должен четко понимать, для чего он это делает. Можно выделить следующие цели, которым нужно следовать при диагностике готовности к школе:

1. понимание особенностей психологического развития детей с целью определения индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе.

2. выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости.

3. распределение будущих первоклассников по классам в соответствии с их «зоной ближайшего развития», что позволит каждому ребенку развиваться в оптимальном для него режиме.

4. отсрочка на один год начала обучения детей, не готовых к школьному обучению (возможно лишь по отношению к детям шестилетнего возраста).

Метод исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы.

В отечественной психологии у истоков исследования проблемы готовности к школьному обучению стояли Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин. На современном этапе также многие психологи исследуют проблемы готовности к школьному обучению.

Источник