Тест на память ребенку 5 лет
- Слуховая кратковременная память. Тест Лурия А.Р.
Данная методика направлена на изучение произвольного процесса запоминания. Процесс заучивания показывает общую картину об умении ребенком концентрироваться, выявляет способность к целенаправленной монотонной деятельности, дает представление об устойчивости внимания малыша. Проводить тест следует в тишине. Материал – 10 известных ребенку слов, несвязанных между собой логической цепочкой.
Пример: МОЛОКО, ЖИРАФ, СНЕГ, МЯЧ, ЛОЖКА, ДИВАН, ШУМ, ДОЧЬ, ПТИЦА, КАМЕНЬ.
Инструкция: Предложите сыграть ребенку в игру на запоминание. Предупредите, что запомнить все слова с первого раза сложно даже взрослому, поэтому вы даете ему 5-6 попыток. Ребенок должен повторить все слова, которые запомнил.
Читая стимульный материал, обратите внимание ребенка на то, что он должен повторить слова, которые запомнил с первого раза и слова, которые запомнились ему после второй (третьей и т.д.) попытки.
Фиксируйте на листочке, сколько слов ребенок воспроизвел после каждой попытки.
Дайте ребенку время на отдых. Через час попросите малыша последний раз воспроизвести ряд слов, уже не зачитывая их (отсроченное воспроизведение).
Оценка результатов.
Норма 3-5 воспроизведенных слов после первого прочтения. После пятого шестого прочтения 8-10 слов. Отсроченный результат 7-9 слов.
— Очень высокий показатель развития памяти. 10- 12 слов за пять и менее попыток. 10-12 слов отстроченный результат.
— Высокий показатель развития памяти. Ребенок повторил 9-10 слов за пять или менее попыток. 8-9 слов отстроченный результат.
— Средний показатель развития памяти. Ребенок повторил 6-8 слов за пять и менее попыток. 5-7 слов отстроченный результат.
— Ниже среднего показатель развития памяти. Ребенок повторил 3-5 слов за пять и менее попыток. 3-4 слова отстроченный результат.
— Низкий показатель развития памяти. Ребенок запомнил 0-2 слова за пять попыток. 0-2 слова отстроченный результат. Или неконтактный ребенок 5-6 лет, неспособный организовать себя для прохождения данного тестирования.
- Зрительная память.
Стимульный материал: 10 карточек с изображением, для демонстрации ребенку. Картинки должны быть разные по содержанию, но одинаковые по размеру.
Изображения должны быть несложными, например: РОЗА, ЦЫПЛЕНОК, ГРУША, КЛОУН, ТРАКТОР, СОЛНЦЕ, КУКЛА, ПОРТФЕЛЬ, ПОМИДОР, ШАПКА.
Инструкция: Скажите ребенку, что вы будете ему показывать карточки с изображением, а он должен постараться их запомнить. Каждое изображение показывайте малышу на протяжении 5-6 секунд. После попросите назвать изображения, которые он помнит, в произвольном порядке. Следите за тем, чтобы не было повторов или ответов, не присутствующих на изображениях.
Оценка результатов.
Отличный результат – ребенок смог назвать 8-10 предметов, изображенных на карточках.
Менее 5 правильных ответов свидетельствует о низкой степени развития зрительной памяти.
- Долговременная и кратковременная память.
Стимульный материал: 10 карточек с изображением предметов, знакомых вашему малышу.
Пример: КОТЕНОК, РОМАШКА, ОГОНЬ, ВИЛКА, ПИРАМИДКА, МАШИНА, ЧЕСНОК, СВЕТОФОР, ГРИБ, РАДУГА.
Инструкция: Скажите малышу, что он должен запомнить все изображения на карточках, которые находятся перед ним в течение 30 секунд. После попросите назвать предметы, которые он запомнил.
Через 10 минут покажите изображения, которые ребенок не смог запомнить сразу. По истечению часа, попросите ребенка сказать, какие изображения с карточек он помнит, дабы оценить долговременную память.
Оценка результатов.
Кратковременная память: ребенок смог запомнить 6-7 картинок из предложенных десяти, признак отличного результата.
Долговременная память: отличный результат, если ребенок смог вспомнить семь и более изображенных на карточках предметов.
Образная память у дошкольников.
Стимульный материал. 6 карточек с изображением слона, вертолета, телефона, красок, книги, чайника. Карта, разделенная на восемнадцать клеток.
Изображению на карточке соответствует 3 картинки, которые находятся на карте:
— идентичный рисунок;
— рисунок, отличающейся незначительной деталью;
— рисунок, который имеет схожесть своим назначением или силуэтными линиями.
Цветовая палитра одинаковая.
Инструкция: Разложите перед ребенком карту из 18 квадратов. Поочередно показывайте ему карточки с маленьким изображением (в течение 1-3 сек). После попросите малыша найти данные изображения на большой карте.
Отмечайте на листочке количество баллов за каждый ответ ребенка. Баллы начисляются в зависимости от того, на какое изображение указал малыш.
Идентичный рисунок 3 балла.
Рисунок, отличающейся незначительной деталью 2 балла.
Рисунок, который имеет схожесть своим назначением или силуэтными линиями 1 балл
Рисунок иной 0 баллов.
Результаты:
Если в сумме ребенок набрал выше 20 баллов – высокий уровень образной памяти.
Сумма баллов от 16 до 19 свидетельствует о среднем показателе развития образной памяти.
Сумма баллов ниже 15 говорит о том, что у ребенка плохо развита образная память.
Данные тесты проводятся при необходимости оценить способности малыша до и после развивающих видов деятельности, которые предусматривают развитие определенных видов памяти.
Источник
Тест для диагностики памяти у дощкольников.
Память можно представить как запоминание, сохранение, забывание и воспроизведение информации. Память бывает:
- слуховая — лучше запоминается «на слух»;
- зрительная — сохраняются образы, написанный текст;
- моторная — «я не знаю как, руки сами делают».
В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольной памяти к произвольной. Ребенок уже может ставить себе цель — запомнить что-либо. Для этого он с большим или меньшим успехом подбирает средства, облегчающие процесс запоминания.
Тест на слуховую память. Методика «Запоминание 10 слов»
по А.Р. Лурия.
Задачи: диагностика уровня развития слуховой памяти, слухового внимания, фонематического слуха, утомляемости.
Инструкция: ребенку предлагается послушать и повторить ряд слов. Процедура повторяется 3 раза. Все названные слова фиксируются. Четвертый раз ребенок воспроизводит слова через 20-30 минут в конце диагностики.
Слова: 1) лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мед; 2) обед, сад, дорога, поле, молоко, свет, одежда, ночь, ошибка, лошадь, птица, ученье, стул, лес, мышь.
Критерии оценки: объем и скорость слухоречевого запоминания, наличие ошибок, неточности воспроизведения.
Итоги:
В норме после первого прочтения ребенок повторяет 4-6 слов.
Меньшее число слов и наличие ошибок может говорить о низком слуховом внимании (включение других слов), нарушении фонематического восприятия (замена звуков).
Второе и третье воспроизведение слов показывает скорость запоминания, утомляемость ребенка.
Четвертое воспроизведение говорит об уровне развития долговременной памяти, ее объеме и в норме составляет ±2 от наибольшего воспроизведенного числа слов в 1,2 или 3 попытке.
Тесты для исследования зрительной памяти.
1 тест.
Описание: покажите ребенку 10 картинок (рис.1). Каждую картинку демонстрируйте 5 – 6 секунд. Показав ребенку все 10 картинок, попросите его назвать предметы, которые он запомнил. Порядок воспроизведения значения не имеет.
Рисунок 1
Оценка:
Хороший результат – 8–10 картинок.
Удовлетворительный результат – 5–7 картинок.
Неудовлетворительный результат – меньше 5 картинок.
Данная методика позволяет исследовать зрительную память у детей дошкольного возраста.
Детям дают 4 картинки (рисунок 2):
Рисунок 2
На каждую из картинок ребенку разрешается посмотреть в течение 10 секунд. Затем он их должен воспроизвести на чистом листе бумаги.
Результаты диагностики:
1. Две перекрещенные линии и два флажка — 1 балл;
правильно расположенные флажки — 1 балл;
правильный угол пересечения линий — 1 балл;
максимальная оценка этого задания — 3 балла.
2. Большой квадрат, разделенный на 4 части двумя линиями — 1 балл;
четыре маленьких квадрата в большом .— 1 балл;
две пересекающиеся линии и 4 мелкие квадрата — 1 балл;
четыре точки в квадратах — 1 балл;
точность в пропорциях — 1 балл;
максимальная оценка этого задания — 5 баллов.
3. Большой прямоугольник с маленьким в нем — 1 балл;
все вершины внутреннего прямоугольника соединены с вершинами внешнего прямоугольника — 1 балл;
маленький прямоугольник точно размещен в большом — 1 балл.) Максимальная оценка — 3 балла.
4. Открытый прямоугольник с правильным углом на каждом краю — 1 балл;
центр и левая и правая стороны воспроизведены правильно — 1 балл;
фигура правильная за исключением одного неправильно воспроизведенного угла — 1 балл.
Максимальная оценка — 3 балла.
Максимальный результат — 14 баллов.
Итоги:
• хорошей зрительной памяти свидетельствует результат — 10 и выше баллов,
• средней зрительной памяти свидетельствует результат — 9 – 6 баллов,
• низкой зрительной памяти свидетельствует результат – 5 – 0 баллов.
Источник
Работать с развивающими математическими заданиями совсем нетрудно, родителям вполне по силам с этим справиться. Но чтобы ребенок получал от занятий максимальную пользу, необходимо придерживаться правил их организации: Задания на смекалку помогают детям понять, что каждая потенциальная задача может содержать хитрость или двойной смысл. Чтобы найти правильный ответ, необходимо сосредоточиться и рассмотреть головоломку с разных позиций. Перед тем как приступить к заданию, необходимо дать рекомендации по его выполнению: Учитывать уровень развития и возрастные особенности ребенка. Например, концентрация внимания дошкольников ниже, чем у младших школьников. Они могут удерживать внимание, занимаясь интересующей деятельностью, на протяжении 30-50 минут. Если вдруг внимание малыша угасло, не нужно заставлять его заниматься дальше. Исходить из интересов ребенка. Не злоупотреблять подсказками. Если ребенок не может найти решение задачи, не нужно каждый раз говорить правильные ответы, надо побуждать его к поиску и проявлению терпения. Чтобы удержать интерес ребенка, взрослый может предложить частичную подсказку. Как правило, дошкольнику не удается выполнить все задания с первого раза, но это имеет позитивные стороны — если ребенок вынужден что-то делать несколько раз, происходит развитие волевой сферы. Не ограничиваться упражнениями одного типа, а использовать разнообразный материал. Это поможет разностороннему развитию. При организации занятий надо обращать внимание на тренировку пространственных временных отношений, навыков счета, воображения, логического мышления и др. Применять разные формы организации занятий: индивидуальная работа, игры в паре или командные соревнования. Исходить из постепенного усложнения заданий. Использовать средства наглядности, которые будут привлекать внимание ребенка: яркие картинки или фотографии, изображения любимых сказочных героев. Не скупиться на похвалу, если малыш ее заслужил. Поощрять самостоятельность.
Раздел
№ Задания
Р е з у л ь т а т ы
память
Задание № 1
Задание № 2
Задание № 3
Задание № 4
Задание № 5
Высокий уровень развития — все квадраты в каждом разделе закрашены полностью или есть только 1-2 квадрата, закрашенных наполовину
Средний уровень развития — половина квадратов закрашены полностью, несколько — наполовину и несколько пустых; или все квадраты закрашены наполовину
Низкий уровень развития — все квадраты пустые; или половина квадратов закрашены наполовину, а половина пустых
1. Рассмотри картинки. Запомни их. Потом закрой страничку и назови все картинки. Накартинки достаточно посмотреть в течении 10-15 секунд.
Назвал 5-6 картинок
Назвал 3-4 картинки
Назвал 1-2 картинки
2. Назови всех животных, изображенных на картинке. Запомни все предметы, которые есть на столе. А теперь закрой страницу и ответь на вопрос. Сколько животных на картинке? Сколько предметов находится на столе? Назови эти предметы.
Запомнил 8-10 объектов
Запомнил 6-8 объектов
Запомнил меньше шести объектов
3. Рассмотри табличку с картинками и попробуй запомнить картинки, а теперь прикрой страницу. Появились ли какие-то новые картинки в таблице? Назови их.
Продолжение на следующей странице
Нашел 3 новых картинки
Нашел 1-2 новых картинки
Не смог найти новые картинки
4. Посчитай предметы в каждой рамочке. Закрой страницу и скажи сколько было клоунов? Сколько зонтиков, лошадок, ягод, груш?
Назвал количество предметов без ошибок
Назвал количество предметов , но допустил 1-2 ошибки
Допустил 3-4 ошибки
Запоминать шесть-восемь картинок в течение одной-двух минут.
Запоминать или повторять семь-восемь слов, прочитанных взрослыми один — два раза.
Запоминать и повторять фразу, прочитанную взрослыми один раз. Например : «Николай проснулся, умылся, оделся, взял портфель и пошел в школу».
Запоминать и повторять в определенной последовательности движения, показанные взрослым один раз. Например : «Руки вверх», «Руки вперед», «Руки на пояс», «Подпрыгнуть на месте».
Рассказывать наизусть несколько стихотворений.
Пересказывать близко к тексту прочитанное произведение
Сравнивать два изображения по памяти.
Уметь отвечать на вопросы взрослого по содержанию картинки Если ваш малыш еще не все может, позанимайтесь с ним дополнительно
Запомни картинки в таблице.
Прикройте эту таблицу листом бумаги
Вспомните, какие фигуры были нарисованы. Нарисуйте их в том же порядке.
Запомни, какая цифра написана на каждой из картинок. Потом прикрой верхнюю часть листом бумаги.
Вспомни, какие цифры были написаны на картинках. Напиши их.
Рассмотри картинку и запомни, кто на какой лесенке находится
Вспомни и расскажи, кто стоял на первой лесенке, на второй, третьей, четвертой, пятой.
Рассмотри картинку, попробуй ее запомнить.
Разрисуй только те предметы, которые были на верхней картинке. Назови, каких предметов не было на той картинке.
Послушай стихотворение и выучи его напамять
Источник
Краткое описание документа:
Статья содержит диагностический материал для исследования развития восприятия, памяти и мышления будущих первоклассников.
Существующая школа с ее классно-урочной системой и действующими программами требует от ребенка определенного уровня функциональной готовности.
Школьной зрелостью считают обычно достижение такой ступени нервно-психического развития, когда ребенок становится способен принимать участие в школьном обучении в коллективе сверстников без ущерба для своего физического и психического здоровья; подразумевается также овладение умениями, знаниями, навыками, способностями, мотивами и другими поведенческими характеристиками, необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы.
Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие требованиям жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.
Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации.
Подготовка детей к школе — задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе — только один из аспектов этой задачи, но внутри этого аспекта выделяются различные подходы:
1. Исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе.
2. Исследование новообразований и изменений в психике ребенка.
3. Исследование генезиса отдельных компонентов учебной деятельности и выявление путей их формирования.
4. Изучение умений ребенка сознательно подчинять свои действия заданному при последовательном выполнении словесных указаний взрослого. Это умение связывается со способностью овладения общим способом выполнения словесных указаний взрослого.
Определяя психологическую готовность к школьному обучению детей дошкольного возраста, детский практический психолог должен четко понимать, для чего он это делает. Можно выделить следующие цели, которым нужно следовать при диагностике готовности к школе:
1. понимание особенностей психологического развития детей с целью определения индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе.
2. выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости.
3. распределение будущих первоклассников по классам в соответствии с их «зоной ближайшего развития», что позволит каждому ребенку развиваться в оптимальном для него режиме.
4. отсрочка на один год начала обучения детей, не готовых к школьному обучению (возможно лишь по отношению к детям шестилетнего возраста).
Метод исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы.
В отечественной психологии у истоков исследования проблемы готовности к школьному обучению стояли Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин. На современном этапе также многие психологи исследуют проблемы готовности к школьному обучению.
Источник
- Слуховая кратковременная память. Тест Лурия А.Р.
Данная методика направлена на изучение произвольного процесса запоминания. Процесс заучивания показывает общую картину об умении ребенком концентрироваться, выявляет способность к целенаправленной монотонной деятельности, дает представление об устойчивости внимания малыша. Проводить тест следует в тишине. Материал – 10 известных ребенку слов, несвязанных между собой логической цепочкой.
Пример: МОЛОКО, ЖИРАФ, СНЕГ, МЯЧ, ЛОЖКА, ДИВАН, ШУМ, ДОЧЬ, ПТИЦА, КАМЕНЬ.
Инструкция: Предложите сыграть ребенку в игру на запоминание. Предупредите, что запомнить все слова с первого раза сложно даже взрослому, поэтому вы даете ему 5-6 попыток. Ребенок должен повторить все слова, которые запомнил.
Читая стимульный материал, обратите внимание ребенка на то, что он должен повторить слова, которые запомнил с первого раза и слова, которые запомнились ему после второй (третьей и т.д.) попытки.
Фиксируйте на листочке, сколько слов ребенок воспроизвел после каждой попытки.
Дайте ребенку время на отдых. Через час попросите малыша последний раз воспроизвести ряд слов, уже не зачитывая их (отсроченное воспроизведение).
Оценка результатов.
Норма 3-5 воспроизведенных слов после первого прочтения. После пятого шестого прочтения 8-10 слов. Отсроченный результат 7-9 слов.
— Очень высокий показатель развития памяти. 10- 12 слов за пять и менее попыток. 10-12 слов отстроченный результат.
— Высокий показатель развития памяти. Ребенок повторил 9-10 слов за пять или менее попыток. 8-9 слов отстроченный результат.
— Средний показатель развития памяти. Ребенок повторил 6-8 слов за пять и менее попыток. 5-7 слов отстроченный результат.
— Ниже среднего показатель развития памяти. Ребенок повторил 3-5 слов за пять и менее попыток. 3-4 слова отстроченный результат.
— Низкий показатель развития памяти. Ребенок запомнил 0-2 слова за пять попыток. 0-2 слова отстроченный результат. Или неконтактный ребенок 5-6 лет, неспособный организовать себя для прохождения данного тестирования.
- Зрительная память.
Стимульный материал: 10 карточек с изображением, для демонстрации ребенку. Картинки должны быть разные по содержанию, но одинаковые по размеру.
Изображения должны быть несложными, например: РОЗА, ЦЫПЛЕНОК, ГРУША, КЛОУН, ТРАКТОР, СОЛНЦЕ, КУКЛА, ПОРТФЕЛЬ, ПОМИДОР, ШАПКА.
Инструкция: Скажите ребенку, что вы будете ему показывать карточки с изображением, а он должен постараться их запомнить. Каждое изображение показывайте малышу на протяжении 5-6 секунд. После попросите назвать изображения, которые он помнит, в произвольном порядке. Следите за тем, чтобы не было повторов или ответов, не присутствующих на изображениях.
Оценка результатов.
Отличный результат – ребенок смог назвать 8-10 предметов, изображенных на карточках.
Менее 5 правильных ответов свидетельствует о низкой степени развития зрительной памяти.
- Долговременная и кратковременная память.
Стимульный материал: 10 карточек с изображением предметов, знакомых вашему малышу.
Пример: КОТЕНОК, РОМАШКА, ОГОНЬ, ВИЛКА, ПИРАМИДКА, МАШИНА, ЧЕСНОК, СВЕТОФОР, ГРИБ, РАДУГА.
Инструкция: Скажите малышу, что он должен запомнить все изображения на карточках, которые находятся перед ним в течение 30 секунд. После попросите назвать предметы, которые он запомнил.
Через 10 минут покажите изображения, которые ребенок не смог запомнить сразу. По истечению часа, попросите ребенка сказать, какие изображения с карточек он помнит, дабы оценить долговременную память.
Оценка результатов.
Кратковременная память: ребенок смог запомнить 6-7 картинок из предложенных десяти, признак отличного результата.
Долговременная память: отличный результат, если ребенок смог вспомнить семь и более изображенных на карточках предметов.
- Образная память у дошкольников.
Стимульный материал. 6 карточек с изображением слона, вертолета, телефона, красок, книги, чайника. Карта, разделенная на восемнадцать клеток.
Изображению на карточке соответствует 3 картинки, которые находятся на карте:
— идентичный рисунок;
— рисунок, отличающейся незначительной деталью;
— рисунок, который имеет схожесть своим назначением или силуэтными линиями.
Цветовая палитра одинаковая.
Инструкция: Разложите перед ребенком карту из 18 квадратов. Поочередно показывайте ему карточки с маленьким изображением (в течение 1-3 сек). После попросите малыша найти данные изображения на большой карте.
Отмечайте на листочке количество баллов за каждый ответ ребенка. Баллы начисляются в зависимости от того, на какое изображение указал малыш.
Идентичный рисунок 3 балла.
Рисунок, отличающейся незначительной деталью 2 балла.
Рисунок, который имеет схожесть своим назначением или силуэтными линиями 1 балл
Рисунок иной 0 баллов.
Результаты:
Если в сумме ребенок набрал выше 20 баллов – высокий уровень образной памяти.
Сумма баллов от 16 до 19 свидетельствует о среднем показателе развития образной памяти.
Сумма баллов ниже 15 говорит о том, что у ребенка плохо развита образная память.
Данные тесты проводятся при необходимости оценить способности малыша до и после развивающих видов деятельности, которые предусматривают развитие определенных видов памяти.
Читать ещё: О мозге и Соробан простыми словами!
Источник