Теория развития личности ребенка в социальной педагогике

Теория развития личности ребенка в социальной педагогике thumbnail

Психоаналитическая теория (З. Фрейд и его последователи). Теория отчуждения Э. Фромма. Теория фрустрации. Эпигенетическая теория Э. Эриксона.

Личность, по Фрейду, единство трех структур (Оно, или Ид; Я, или Эго; Сверх-Я, или Супер-Эго). Зависимость становления и развития личности от действия внутренних, врожденных, неосознанных сил (Оно) и норм общества, воспринятых человеком (Сверх-Я). Развивающаяся личность находится в постоянном конфликте с социальным окружением. Бессознательные стремления личности образуют ее потенциал и основной источник активности, задают мотивацию ее действий.

Теория научения (бихевиоризм) (Б. Скиннер и его последователи). Основой формирования личности является научение (тренировка). Регулирование внешнего поведения личности осуществляется позитивным или негативным подкреплением.

Теория личности в экзистенциальной психологии (К. Ясперс, М. Хайдеггер и др.). Отстаивают идею о несводимости человеческой психики к физиологическим механизмам. В человеческом действии всегда отражается отношение человека к окружающему. Ему присуще «рефлектирующее» сознание, высвобождающее человека из ситуации. Человек находится с окружающим миром в постоянном взаимодействии.

Гуманистические теории личности (К. Роджерс, Г. Олпорт и др.). Теория самоактуализации А. Маслоу. Личность является психологическим образованием, которое относится не только к окружающей действительности, но и к самому себе. Всякий человек наделен стремлением заботиться о своей жизни с целью сохранять ее и улучшать. У человека изначально существуют альтруистические потребности, являющиеся источником поведения. Человек обладает способностью, развивающейся только в контексте социальных отношений, решать возникающие перед ним проблемы и направлять должным образом свое поведение. Центральным ядром человека является его представление о себе, его самооценка. Психическое развитие — результат собственного выбора, сделанного человеком. Сам процесс развития носит спонтанный характер, так как его движущей силой является стремление к актуализации (по К. Роджерсу) или стремление к самоактуализации (по А. Маслоу). Эти стремления носят врожденный характер. Смысл самоактуализации (актуализации) состоит в развитии человеком собственного потенциала, своих способностей, что ведет к развитию «полноценно функционирующего человека».

Антропософия Р. Штейнера как антропология для педагогики, ставящая перед собой цель развития человека в целом. Обоснование практики преподавания, нацеленной на индивидуальность ребенка. Цель — посредством образного и феноменологического преподавания, развития фантазии и художественного понимания мира разбудить в учениках способности, которые выведут их за рамки упрощенной и ограниченной интерпретации. Христианские взгляды в антропософии занимают существенное место.

Когнитивная теория (Ф. Хайдер, Ж. Пиаже, Л. Кольберг и др.). Социальное поведение человека объясняется за счет описания познавательных процессов, характерных для человека. Когнитивисты обращаются, прежде всего, к психической деятельности, к структурам психической жизни. Развитие в трактовке сторонников этого подхода состоит из эволюционирования психических структур или способов обработки информации, частью генетически запрограммированных и зависящих от степени зрелости личности. Познавательное развитие происходит по мере нарастания и усложнения опыта ребенка но практическому действованию с предметами за счет интериоризации предметных действий, т.е. их постепенного превращения в умственные операции. Эгоцентризм, представление о сохранении и обратимости мышления являются диагностическими признаками интеллектуального развития ребенка.

Интеракционистские теории (Дж. Мид, Г. Блумер, Э. Берн и др.). Теории группового приспособления, взаимодействия и общения. Нет человека вне ролевого поведения. Личность — функция от того множества социальных ролей, которые присущи любому индивиду в том или ином обществе. Группа как проводник социальных ценностей. Реферетная группа. Социальная солидарность. Эффект зависимости.

Теологическая концепция человека как основа клерикальных (религиозных) подходов в воспитании и образовании (Ж. Мари-тен, Д. Трейси и др.). Человек — совмещение двух начал — физического и духовного. Духовное начало — «бессмертная душа» — возвышает человека над земной природой, служит залогом общения с Богом. Смысл человеческой жизни во все более глубоком постижении «сверхчувственного мира», открываемого верой.

Деятельностная теория (А. А. Ухтомский, А . К. Гастев, М. Я. Басов, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, Д. Н. Узназде, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев и др.). Развитие личности в процессе деятельности, которая выступает как предпосылка и средство формирования личности и ее сознания.

Отечественная психология и педагогика стоят на позициях признания значимости влияния на развитие личности как биологических, так и социальных факторов при активной позиции самой личности. «Человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды (социальной, биогенной, абиогенной); воспитания (вернее, многих видов направленного воздействия общества на формирование личности); собственной практической деятельности человека» (Б. Г. Ананьев).

На основе теорий развития личности формируются различные педагогические теории, в которых разрабатываются методы, средства и формы воспитания и обучения в соответствии с их пониманием философской и психологической концепций развития личности. Так основой авторитарной педагогики является бихевиористский подход. Гуманистические педагогические теории развиваются на основе теории личности в экзистенциализме, гуманистических теориях личности, антропософии; ролевая педагогика на основе интерракционистских теорий; религиозная педагогика на теологических концепциях.

Источник

Формирование концепций развития личности

Процесс формирования и развития личности с давних времен изучался различными науками, такими как философия, психология, педагогика. Многие известные ученые задавались вопросом, что движет развитием личности, какие факторы влияют на ее формирование. Результатом их научных изысканий стало множество концепций и теорий, раскрывающих данную тему.

Все существующие теории, каждая с разной стороны, позволяют ответить на многие вопросы и найти причину формирования тех или иных качеств определенного индивида. Почему одни члены общества становятся успешными, а другие остаются всю жизнь в тени? Можно ли оказывать влияние на развитие, и при помощи каких методик осуществлять это влияние?

Две основные концепции и их сторонники

На сегодняшний день выделяется две основные концепции развития личности:

  • биогенетическая (биологическая);
  • социогенетическая (социальная).
Читайте также:  Сколько спит ребенок в 1 год и 1 месяц развитие

Биологическая концепция рассматривает человека как существо по сути своей природное, и любое поведение объясняет влиянием присущих ему от рождения инстинктов, влечений и потребностей.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Основными приверженцами такой теории были австрийский психолог Зигмунд Фрейд, английский натуралист Чарльз Дарвин, немец Иоганн Петер Мюллер, американский психолог Грэнвилл Стэнли Холл и другие.

Социальная концепция предполагает, что среда является основополагающим фактором в развитии человека, помогающем человеку социализироваться.

Именно этой теории придерживались британский педагог Джон Локк, советский психолог Лев Семенович Выготский, советский педагог Антон Семенович Макаренко и другие.

Существует так же концепция, объединяющая два описанных выше подхода – биосоциальная. Сторонники биосоциальной концепции считают, что психические процессы обладают биологической природой, а интересы и направленность формируются под влиянием среды.

Остановимся подробнее на каждой из этих концепций.

Биогенетическая концепция

Основными идеями биологической концепции являются:

  • психическое развитие человека обусловлено этапами исторического и биологического развития его родителей, важнейшая роль в развитии принадлежит биологическому фактору, в частности наследственности;
  • детерминанта поведения – это созревание человеческого организма, а развитие – лишь комплекс количественных изменений индивида;
  • наличие биологической связи между ребенком и обществом;
  • воспитание и социальная среда создают условия (положительные или отрицательные) для развития наследственных черт индивида;
  • недопустимо вмешательство в природу ребенка.

Внутри биогенетической концепции существует множество теорий развития. Одна из них принадлежит З.Фрейду. Его психодинамическая теория (психоанализ) развития заключается в том, что инстинкты, порождающие либидо (желания) являются основным источником развития личности. Энергия либидо может быть положительной и отрицательной в зависимости от направленности. В первом случае она направлена на продолжение рода и проявляется в сексуальном влечении. Если либидо не получило выхода, энергия становится разрушающей и проявляется в виде агрессии. Согласно теории Фрейда между желаниями человека («оно») и морально-этическими ограничениями («сверх-я») идет постоянное взаимодействие, борьба. В результате такого взаимодействия формируется личность («я»). Схематичное изображение теории З.Фрейда представлено на рисунке 1.

Рисунок 1

Рис.1

Эпигенетическая теория Е.Эриксона также несет в своей основе биологическую концепцию. По Эриксону развитие личности – это социальное приспособление в процессе взросления. Для него среда была лишь фактором, в котором развивается человек. Выделение и описание восьми основных стадий развития является важнейшим достижением его теории.

Знаменитая теория оперантного обусловливания Скиннера строится на основе работ И.П.Павлова, анализирующего условные рефлексы. Основа у этой теории биологическая.
Несмотря на большое количество недостатков в этой концепции, а в частности занижение роли среды, социума, она имела определенные достижения:

  • создание основы идеи развития личности;
  • описание важности роли активности для саморазвития;
  • определение роли игры в жизни ребенка, рассмотрение игры как подготовки для будущего;
  • положено начало развитию теории научения личности;
  • начало изучения биологического фактора в развитии личности, что явилось толчком для развития генетики и психогенетики.

Социогенетическая концепция

Социогенетическая концепция возникла в 19 веке и, по сути, явилась ответом на биологическую.

Теоретические основы данной концепции заключаются в следующем:

  • развитие личности – это в первую очередь результат влияния окружающей среды, который является решающим фактором в развитии;
  • основой становления личности является воспитание и обучение;
  • развитие предполагает усвоение опыта окружающего мира.

Основные идеи, которые рождает социальная концепция, отражаются следующими формулировками:

  • ребенок в социальной концепции представляется чистой доской;
  • социальные нормы усваиваются в процессе развития;
  • анализ окружающей социальной среды дает знание об индивиде;
  • ребенок пассивно воспринимает внешнюю среду, воздействующую на него.

Так же, как и в биологической концепции, в социальной развивается множество теорий. Одной из самых известных является теория социального научения. Ученые придерживающиеся этой теории считают, что индивидуальные различия между людьми – это результат научения. В рамках этой теории Миллер дал четкое обоснование процессам личностной социализации.

Социальная концепция получила широкое распространение в Советском Союзе в 20-30-х годах двадцатого столетия. Согласно утверждениям советских ученых только 10% в процессе развития ребенка определяется инстинктами и наследственностью. Остальные 90% — это результат влияния среды.

Говоря о социогенетической концепции нельзя не сказать о теории предложенной Выготским. Он считал среду основным источником развития личности. Два очень взаимосвязанных направления развития человека выделял Выготский. Это естественное созревание и овладение способами поведения, мышления, а также культурой. Личность для Выготского – это социальное понятие.

Основным достижением социогенетической концепции можно считать выяснение значимости среды для становления и развития личности.

Источник

Работа над формированием и развитием личности изучается разными науками – философией, психологией и педагогикой. Ученые задаются вопросом, что движет процессом развития личности, какие факторы воздействуют на ее формирование. Результат их исследований стал основой для концепций и теорий.

Все теории позволяют ответить на разные вопросы, найти причины формирования у индивида определенных качеств. Ведь на протяжении жизни одни люди становятся известными и успешными, а другие так и остаются в тени. Как влиять на развитие человека и какие есть методики?

Создатели концепций

Ученые выделили две концепции развития личности – это:

  • Биогенетическая или биологическая – рассматривает человека как существо по природе, а поведение зависит от имеющихся инстинктов, влечений и потребностей. В своих трудах эту теорию раскрывали австриец Зигмунд Фрейд, англичанин Чарльз Дарвин, немец Иоганн Петер Мюллер, американец Грэнвилл Стэнли Холл и т.д.
  • Социогенетическая или социальная – среда – это главный фактор в развитии человека, помогающий индивиду социализироваться. Этого мнения придерживались британец Джон Локк, советский психолог Лев Выготский, советский педагог Антон Макаренко.
Читайте также:  Ребенок 3 месяца развитие что умеет

Замечание 1

Выведена еще одна концепция, состоящая из двух описанных выше. Называется она биосоциальная. Ее сторонники считают, что психические процессы обладают биологической природой, а интересы и направленность создаются под влиянием социума.

Биогенетическая концепция развития личности

Главные позиции идеи:

  • Психическое развитие индивида приходится на этапы исторического и биологического развития его родителей, важнейшая роль в развитии принадлежит наследственности;
  • Детерминанта поведения – это созревание организма, а развитие – это комплекс количественных изменений человека;
  • Наличие биологической связи ребенка с обществом;
  • Воспитание и социальная среда провоцируют развитие наследственных черт;
  • Недопустимо вмешательство в природу ребенка.

Замечание 2

В суть биогенетической концепции положено множество теорий развития личности. Одна из них принадлежит Фрейду. Его психодинамическая теория развития говорит, что инстинкты, порождающие желание, – это основной источник развития личности. Энергия либидо бывает положительной и отрицательной. В первом случае она направлена на продолжение рода и проявляется в сексуальном влечении. Если либидо не вышло, то энергия превращается в разрушающую и проявляется в агрессии.

Фрейд говорил, что между желанием человека и морально-этическими ограничениями идет борьба. В результате такого взаимодействия формируется личность.

Биогенетическая концепция развития личности

Эпигенетическая теория Е.Эриксона также основана на биологической концепции. Развитие личности, говорит ученый, – это социальное приспособление в процессе взросления. Среда – это фактор, где развивается человек. Выделение и описание 8 стадий развития считается достижением его теории.

Теория оперантного обусловливания Скиннера построена на основе работ И.П.Павлова по условным рефлексам. Ее основа биологическая. В теории есть недостатки – уменьшенная роль среды и социума. Но есть и достижения:

  • Основа идеи развития личности;
  • Важность активности для саморазвития;
  • Игра в жизни ребенка, игра как подготовка для будущего;
  • Теория научения личности;
  • Изучение биологического фактора в развитии личности, что стало началом исследования генетики и психогенетики.

Социогенетическая концепция

Появилась эта теория в 19 веке, как ответ на биологическую. Ее основные положения:

  • Развитие личности – результат воздействия со средой;
  • Воспитание и обучение – это основа становления личности;
  • Развитие предполагает усвоение опыта окружающего мира.

Социальная концепция выводится в таких идеях:

  • Ребенок – это чистая доска;
  • Социальные нормы усваиваются в процессе развития;
  • Анализ окружающей среды дает понимание об индивиде;
  • Ребенок пассивно относится к внешней среде.

Замечание 3

У этой концепции множество теорий и вариаций. Одна из известных – теория социального научения. Ученые считают, что индивидуальные различия между людьми – это результат научения. Миллер в своей работе подробно обосновал процессы личностной социализации.

Социальная концепция получила широкое одобрение в Советском Союзе в 20-30-х годах 20 века. Советские ученые утверждают, что 10% развития ребенка зависит от инстинктов и наследственности, а остальные 90% – это влияние окружения.

К социогенетической концепции относится и теория Выготского. Для него социум – это источник развития личности. Ученый выделял два взаимосвязанных направления развития человека – естественное созревание и овладение способами поведениями, мышления, культурой. Личность для Выготского – это социальное понятие.

Достижения социогенетической концепции определяют значимость окружения для становления и развития человека.

Источник

ИСТОКИ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

В результате изучения главы 1 студент должен:

знать

  • • истоки становления социальной педагогики;
  • • основные подходы, определившие осмысление истоков становления социальной педагогики;
  • • содержание каждого подхода в осмыслении истоков становления социальной педагогики;

уметь

• выявлять истоки становления отдельных аспектов социальной педагогики при ее изучении;

владеть

• информацией об известных личностях, положивших начало в развитии социальной педагогики и ее основных направлений.

Истоки социального направления в педагогике имеют глубокие корни. Изучение и систематизация материалов, раскрывающих истоки социальной педагогики, позволили выделить несколько подходов, раскрывающих их. Для их раскрытия требуется рассмотреть следующие вопросы:

  • – развитие идей в педагогике, исходя из потребностей социального фактора развития личности (личностно-социальный подход);
  • – востребованность общества в воспитании подрастающего поколения (социоличностный подход);
  • – формирование и развитие социологии как научного знания и практики (средовый подход).

Все подходы тесно взаимосвязаны, выделены в определенной степени условно и взаимно дополняют понимание истоков социальной педагогики.

Развитие идей в педагогике, исходя из потребностей социального фактора развития личности (личностно-социальный подход)

Личностно-социальный подход представлен Петром Андреевичем Соколовым (род. в 1876 г.)[1]. Он основывается на главном: человек воспитывается для того, чтобы он мог быть принят обществом и реализовать себя как личность в интересах этого общества и самого себя. Человеческое общество регламентируется нравственными нормами и правилами. Следовательно, важнейшим направлением воспитательной деятельности выступает нравственное воспитание подрастающего поколения. Именно оно определяет направленность деятельности воспитателя, который заинтересован в достижении значимых целей воспитательной деятельности. Нормативные основы нравственного воспитания определяются средой жизнедеятельности воспитанника, а особенности воспитании – его своеобразием.

Идеи нравственного воспитания получили развитие в эпоху Просвещения. В этом периоде получает проявление индивидуалистическая тенденция в педагогике, которая способствует развитию идей нравственного воспитания и абсолютизации индивидуального воспитания человека.

Петр Андреевич Соколов назвал первым представителем социально-волевого (нравственно-волевого) направления в философии и педагогике немецкого философа Иммануила Канта (1724–1804). Он вместо индивидуалистической морали эпохи Просвещения ввел мораль долга. По И. Канту, она является законом общей воли, законом высшей человеческой солидарности. Его подход заключается в следующем: «Поступай (во всех случаях своей жизни) так, чтобы правило твоего поведения могло быть всеобщим правилом»[2]. Волевой человек никогда не должен в своем поведении забывать, что он не один со своими интересами и желаниями, а член всеобщего целого. Помимо него существуют и другие центры, другие «Я». Именно с И. Канта начинается первенство в воспитании (и жизни) нравственного характера, нравственной воли.

Читайте также:  Ступени развития ребенка по возрастам

Человек в своей жизни и деятельности – нравственное существо, что находит проявление в его социальном поведении, в деятельном объединении личностной воли с интересами всего человечества. Развить в человеке его истинно- человеческую природу, подготовить ее к нравственной деятельности, составляет, по мысли И. Канта, первостепенную задачу воспитания. По его этике, человек должен поступать так, чтобы правила его поведения могли быть правилами общего поведения, и воспитываться должен так, чтобы его воспитание совпадало с общечеловеческим. Он считал, что основой воспитания должно быть не только совершенствование отдельных личностей, но и всего целого, всего человеческого рода. Поэтому воспитание должно охватывать, прямо или косвенно, все слои народа.

Идеи И. Канта получили развитие в трудах немецкого философа и педагога Иоганна Готлиба Фихте (1762–1814). Он является основоположником идеи национального воспитания. Для него вера в свой народ, любовь к своей национальности является источником всего великого. Стержневым направлением в воспитательной деятельности является национальное воспитание. Национальный фактор выступает как социофактор воспитательной деятельности. Основные идеи И.-Г. Фихте в области социального воспитания заключаются в следующем: воспитание любви к нации, веры в нее и в ее историю. Общечеловеческая культура, усовершенствование всего человеческого рода достигается через посредство самобытного развития, культуры нации. Следовательно, воспитание высокой нравственной личности, по мысли И.-Г. Фихте, должно совпадать с воспитанием национальным.

Социальное понимание задачи, основы и средств воспитания ребенка нашло проявление у швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци (1746–1827). Его называют одним из основоположников социальной педагогики. Ключевые социально-педагогические взгляды И.-Г. Песталоцци сводятся к следующему:

  • – ужасное положение народа ведет к обнищанию в нем «человека», затуханию высших человеческих способностей и сил: любовь и способность к труду, здравый разум и добрые братские чувства. Человек без воспитания становится невдумчивым, неосторожным, ленивым и вместе с тем безгранично жадным. Истинное образование народа направленно на поднятие в нем «человека», на развитие в людях высших человеческих сил и чувств;
  • – совершенный человек наделен практическими умениями и навыками. Эти качества служат элементарным ядром духовно-нравственного воспитания. Основа духовного совершенства лежит в существе самого человека, но развивается оно в нем как части социального целого;
  • – идеальный «человек» – это нравственная личность, которая живо чувствует единение со всем человечеством;
  • – целью воспитания человека является воспитание чувства деятельного братства со всеми людьми и лучшей средой;
  • – общий принцип, определяющий воспитание – согласие с природой. Всем человеческим силам по самой природе свойственно побуждение к самодеятельности и саморазвитию. Если природа должна добиться развития в человеке таких свойств, то она предполагает, с одной стороны, помощь родительской любви, с другой – просвещенное пользование искусством, которое человеческий род приобрел веками опыта. В помощь природе должно придти воспитание. Оно согласовывается со стремлениями и ходом самой природы. «Человек становится человеком только с помощью искусства (т.е. искусства воспитания)»[3].

Фридрих Фребель (1782–1852) – немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания, создатель первой системы дошкольного воспитания, активный последователь И.-Г. Песталоцци.

Социальный элемент в воспитании имел место у Иоганна Фридриха Гербарта (1776–1841) – немецкого философа, психолога и педагога. Он обращал внимание на воспитание социального интереса и восторгался античною древностью, когда дети с детства сливались с душой народа через его литературу.

Индивидуалистическая тенденция века Просвещения способствовала абсолютизации индивидуального воспитания человека. Провозглашенный немецким философом Фридрихом Ницше (1844–1900) культ «воли к власти» и «сверхчеловека» способствовал пробуждению идеи назначения воспитания человека для подготовки его к жизни в обществе (государстве). Как бы в противовес идеи индивидуального стала формироваться тенденция к общественной солидарности. Вместе с провозглашением идеи о свободе развития личности стали искать основы и к ее общественному развитию как части целого. Оно вытекало из того, что человеку необходимо было в своем развитии и воспитании подготовиться к самореализации в определенной социокультурной среде. Само общество нуждалось в людях, которые составляли бы его как целостную социокультурную среду, а не совокупность отдельных самодостаточных людей, оторванных друг от друга.

Данный факт способствовал тому, что со второй половины XIX в. в Европе появляется новое философское «социальное направление в педагогике». Видными представителями сто явились немецкий философ и педагог Пауль Наторп (1854–1924), немецкий педагог Пауль Бергеманн (1862–1946), американский философ, психолог и педагог Джон Дьюи (1859–1952), немецкий педагог Георг Кершенштейнер (Кершепштайпер) (1854–1932), швейцарский педагог Роберт Зейдель (1850–1933) и др.

Автор книги «Социальная педагогика» П. Наторп в своем учении утверждал:

  • – педагогика должна, с одной стороны, указать социальные условия, которые бы служили образованию человека, с другой – каково должно быть это образование в отношении к общности, чтобы человек осознал свое отношение к ней, другим людям, группам. Это обоюдное выяснение и составляет содержание социальной педагогики;
  • – понятие «социальная педагогика» выражает принципиальное признание того факта, что воспитание индивидуума обусловлено социальными принципами (социальными отношениями), точно так же, как придание человеческого (т.е. истинно – человечески – образовательного) уклада социальной жизни зависит от соответствующего такому укладу воспитания индивидуумов, которые должны в этой жизни участвовать.

Таковы некоторые истоки личностно-социального подхода в становлении социальной педагогики.

Источник