Теория нравственного развития ребенка кольберга

Если заглянуть в «Словарь академии России», датируемый 1789 годом, то там уже можно встретить слово «нравственность». Как и в других словарях, нравственность описывают как свод норм и правил человека. Скажем некий личный кодекс. Но если в то время нравственность пытались скорее привить по общему сценарию, то спустя век психологи стали изучать природу и возникновение наших внутренних кодексов.

Давайте же ознакомимся с трудами известного психолога прошлого столетия, а так же пройдем его небольшой тест, в котором сами себе честно ответим на ряд вопросов. Итак.

Лоуренс Колберг — известный американский психолог, специалист в области психологии развития. Его имя получило мировую известность благодаря созданной им «Теории развития нравственности», над которой он начал работать будучи еще аспирантом и продолжал развивать на протяжении всей своей жизни.

Колберг проводил интервью с испытуемыми, которые записывались на магнитные ленты. Особенность его интервью в том, что он не просто задавал испытуемым какие-то каверзные вопросы, он рассказывал истории, которые получили название «нравственные дилеммы». Прослушав историю, испытуемый должен был ответить на ряд вопросов о том, насколько правильно или неправильно поступил персонаж истории, как бы поступил на его месте сам испытуемый и т.д.

Побудем немного испытуемыми Лоуренса. Почитаем одну из его дилемм и попробуем для себя понять, что персонажи сделали правильно, а что нет.

Главное примечание, которое делает Колберг перед интервьюированием — не существует единственно верного ответа на эти вопросы и каждый вариант имеет свою плюсы и минусы. На что стоит обратить внимание, это на свои обоснования. Почему вы думаете именно так? Какие на то есть причины?

Дилемма Хайнца.

Женщина умирала от особой формы рака. Ей могло помочь только одно лекарство, которое открыл недавно фармацевт из того же города. Вещество, из которого производилось лекарство стоило 400 долларов, но фармацевт, назначил цену в 10 раз больше — 4000 долларов за упаковку. Муж умирающий женщины — Хайнц, смог собрать только половину стоимости. Он пришел к фармацевту с просьбой снизить цену или продать ему лекарство в рассрочку. Но фармацевт ему твердо отказал, аргументировав тем, что он создал это лекарство и намерен хорошо на нем заработать. Хайнц не нашел другого выхода, как ночью залезть в аптеку и украсть лекарства.

Вопросы:

Правильно ли поступил Хайнц, совершив кражу? Если бы он не любил свою жену, должен ли он был все равно пойти на преступление, ради спасения ее жизни? Если бы это была не его жена, а малознакомый человек? Должен ли Хайнц украсть лекарство? Да или нет? А если бы болел совсем не человек, а, например, любимое животное Хайнца? Он бы имел право красть? Нужно ли людям идти на любые поступки, делать все возможное, чтобы спасти чью-то жизнь?Должны ли люди повиноваться закону? Воровать нельзя только со стороны закона? Или со стороны морали тоже это плохо?

Как бы вы ответили на эти вопросы? Что такое хорошо, что такое плохо? Часто ли мы поступаем по закону, а не по совести? Или наоборот, имеем ли мы право нарушить закон, ради чего-то действительно стоящего и важного? Стоит задуматься…

Теории нравственного развития по Колбергу.

Основная мысль его теории заключалась в том, что развитие нравственности или морали происходит у человека постепенно, последовательно проходя через 6 стадий. И самое главное, что должен усвоить человек, заключается в том, что моральные нормы — это результат договоренности между людьми и ничего абсолютно правильного или в корне неправильного в мире не существует. А нравственность человеческого поступка зависит вовсе не от результата, который в итоге получился, а от намерения человека, от его побуждений. Именно так и должен рассуждать здравомыслящий и взрослый человек, именно в этом его отличие от ребенка.

Рассмотрим кратко стадии развития.

Данные стадии Колберг не ограничивает жесткими рамками возраста, т.к. совершенно не факт, что человек в своем развитии дойдет до последней стадии. Даже будучи в преклонном возрасте, он может остановиться в развитии на менее зрелых стадиях. Но в любом случае, переход от одной стадии к другой, Колберг связывает с развитием когнитивных функций и способности к эмпатии. Итак, 6 стадий развития, которые поделены еще и по уровням. Смотрим:

1 уровень. Доконвекциональный. Состоит из двух стадий:

Ориентация на наказание и послушание.Основное, чем руководствуется человек, совершая определенный поступок — как избежать наказание.

Читайте также:  Методики диагностики речевого развития ребенка

Наивная гедонистическая ориентация.Здесь уже человек поступает так или иначе, в зависимости от того, какую пользу он будет для себя иметь.

2 уровень. Конвенциональный. Состоит из:

Ориентация на соответствие ближнему окружению. Поступки человека исходят из норм, принятых в его небольшом социальном кругу (семье, группе, коллективе), что можно назвать «моделью хорошего ребенка»

Установка на поддержание установленного порядка социальной справедливости. Тут уже мораль соответствует более обширным правилам и законам.

Уровень 3. Постконвенциональный. Состоит из:

Представление о морали как о продукте общественного договора. Человек понимает, что мораль это всего-лишь социальный контракт, и нормы действуют не во всем и не всегда, а в зависимости от ситуации.

Универсальные этические принципы. У человека на этой стадии появляется совесть, он руководствуется в своем поведении собственными  моральными принципами.

А если другими словами…

Все это действительно серьезный материал, над которым трудился Колберг. Понимая откуда рождается наша внутренняя программа, мы можем лучше понять себя и нашу реакцию на окружение. Можем легче относится к оценке и поведению других людей. У каждого свое понятие нравственности, которое проходит определенные жизненные этапы и зависит от многих факторов. Особенно оно зависит от общества, в котором мы выросли, от культуры, в которой нас воспитали.

Источник

Шесть стадий морального развития по Лоуренсу Кольбергу

Уровень-1: Доморальный уровень
Стадия-1 Ориентация на порицания и поощрения (сам результат поведения определяет, правильным ли оно было)
Стадия-2 Простой инструментальный гедонизм (удовлетворение собственных потребностей определяет, что является хорошим)
Уровень-2: Мораль конвенциональной ролевой конформности
Стадия-3 Ориентация «хороший мальчик — милая девочка» (что нравится другим, то и хорошо)
Стадия-4 Мораль долженствования (поддержание закона и порядка, выполнение долга — это хорошо)
Уровень-3: Уровень собственных моральных принципов
Стадия-5 Мораль соглашения и демократического закона (общественные ценности и права человека определяют, что хорошо, а что плохо)
Стадия-6 Мораль, основанная на индивидуальных принципах совести (что хорошо, а что плохо, определяется индивидуальной философией в соответствии с универсальными принципами)

МОРАЛЬНАЯ ДИЛЕММА

Кольберг предпринял исследование, в ходе которого ставил своих испытуемых (детей, подростков, а впоследствии и взрослых) перед моральными дилеммами. Вернее, дилемма стояла перед героем истории, которая рассказывалась испытуемому.
Специфика экспериментальной ситуации состояла в том, что ни одна дилемма не содержала абсолютно правильного, безупречного решения — любой вариант имел свои минусы. Кольберга интересовало не столько суждение, сколько рассуждение испытуемого по поводу решения героем его дилеммы.
Вот одна из классических задач Кольберга.
В Европе одна женщина умирала от редкой разновидности рака. Существовало только одно лекарство, которое, по мнению врачей, могло ее спасти. Таким лекарством был препарат радия, открытый недавно местным фармацевтом. Изготовление лекарства стоило очень дорого, но фармацевт назначил цену, в 10 раз превосходившую его себестоимость. Он платил 200 долларов за радий и требовал 2000 долларов за небольшую дозу лекарства. Муж больной женщины, которого звали Хайнц, обошел всех знакомых, чтобы раздобыть денег, но сумел одолжить только 1000 долларов, то есть половину требуемой суммы. Он сказал фармацевту, что его жена умирает, и попросил снизить цену или отпустить лекарство в кредит, чтобы заплатить оставшуюся половину денег позже. Но фармацевт ответил: «Нет, я открыл это лекарство и хочу на нем заработать. У меня тоже есть семья, и я должен ее обеспечивать». Хайнц пришел в отчаяние. Ночью он сломал в аптеке замок и выкрал это лекарство для своей жены.
Испытуемому задавались вопросы: «Должен ли был Хайнц воровать лекарство? Почему?», «Был ли прав фармацевт, назначив цену, во много раз превосходившую реальную стоимость лекарства? Почему?», «Что хуже — позволить человеку умереть или украсть ради спасения жизни? Почему?»

То, как представители разных возрастных групп отвечали на подобные вопросы, подтолкнуло Кольберга к предположению, что в развитии моральных суждений можно выделить несколько стадий — больше, чем полагал Пиаже.
По мнению Кольберга, нравственное развитие имеет три последовательных уровня, каждый изкоторых включает две четко выраженные стадии.
На протяжении этих шести стадий происходит прогрессивное изменение оснований морального рассуждения. На ранних стадиях суждение выносится с опорой на некие внешние силы — ожидаемое вознаграждение или наказание. На самых последних, высших стадиях суждение уже основывается на личном, внутреннем моральном кодексе и практически не поддается влиянию других людей или общественным ожиданиям.
Этот моральный кодекс стоит выше любого закона и общественного соглашения и может иногда, в силу исключительных обстоятельств, вступать с ними в конфликт

Читайте также:  Ребенок 6 месяцев беременности развитие

Теория нравственного развития Л . Кольберга

I. Предконвенциональный уровень.
На этом уровне ребенок реагирует уже на культурные правила и масштабы «хорошего» и «плохого», «справедливого» и «несправедливого»; но он понимает эти масштабы в смысле физических или чувственных последствий действий (наказание, награда, обмен преимуществ) или в смысле физической власти личностей, которые придают значимость этим правилам и масштабам (родители, учителя и т.д.).
1 ступень: Ориентация на наказание и послушание.
Физические последствия действия определяют его доброе и злое качество без отношения к человеческому смыслу или ценности этих последствий. Избежание наказания и безропотная уступчивость власти рассматриваются как самоцель, а не в смысле уважения морального порядка, который поддерживается наказанием и авторитетом.
2 ступень: Инструментально-релятивитстская ориентация.
Правильная деятельность заключается в действии, которое удовлетворяет собственные потребности и иногда потребности других в качестве средства (инструментально). Человеческие отношения понимаются в смысле обменных отношений рынка. Элементы честности, взаимности и равенства обмена здесь наличны, но они понимаются физически-прагматическим способом. Взаимность – это аналогия случая «почеши мою спину, тогда я почешу твою», но не в смысле лояльности, благодарности и справедливости.

II. Ковенциональный уровень.

На этом уровне самоцелью является исполнение ожиданий собственной семьи, группы или нации, без оглядки на непосредственные или очевидные последствия. Эта установка определена не только конформизмом, приспособлением к личным ожиданиям и общественному порядку, но и посредством лояльности, активного поддержания и оправдания порядка и идентификации с личностями или группой, которые выступают в качестве носителя порядка.
3 ступень: межперсональное подлаживание или ориентация «goodboy – nicegirl».
Хорошее поведение – то, которое нравится другим, помогает и одобряется другими. Возникает полнаяконформность в отношении стереотипных представлений о «естественном» поведении или поведении большинства. Кроме того, суждение часто выносится на основании обнаруженного намерения – формула «он хотел хорошего» впервые приобретает важное значение. Расположение других выигрывается посредством приятности, «beingnice».
4 ступень: Ориентация на «закон и порядок».
На этой ступени господствует ориентация на авторитет, фиксированные правила и поддержание социального порядка. Правильное поведение заключается в том, чтобы выполнять долг, оказывать уважение авторитетам и поддерживать имеющийся социальный порядок ради него самого.

III. Постконвенциональный уровень.
На этом уровне господствует очевидное старание определять моральные ценности и принципы, которые имеют значение и применяются независимо от авторитета групп и личностей, которые представляют эти принципы, и независимо от идентификации индивидуума с этими группами.
5 ступень: Легалистская ориентация на социальный договор.
Правильное поведение определяется в смысле всеобщих индивидуальных прав и в смысле масштабов, которые критически проверены и приняты со стороны всего общества. Присутствует ясное осознание относительности личных оценок и мнений, соответственно, потребность в правилах для процедур достижения консенсуса. В той мере, в какой правильное не покоится на конституционном и демократическом согласии, оно является делом личных «ценностей» и «воззрений». Из этого вытекает подчеркивание «правовой точки зрения» («legalpointofview»), принимающее во внимание возможность изменения права в смысле разумного взвешивания общественной пользы (в любом случае в большей мере, чем замораживание в смысле формулы «закон и порядок» на 4 ступени). Невзирая на правовую область свободное соглашение и договор являются обязывающим элементом сознания. Это «официальная» мораль американского правительства и Конституции США.
6 ступень: Ориентация на универсальный этический принцип.
Правильное определяется на основании решения совести в созвучии с самостоятельно избранными этическими принципами, которые должны быть к логически взаимосвязаны, универсальны и логически непротиворечивы. Эти принципы абстрактны (как, например, категорический императив Канта); речь идет не о конкретных моральных нормах, таких, как десять заповедей. В своей сути речь идет об универсальных принципах справедливости, взаимности и равенства человеческих прав, принципах уважения достоинства людей как индивидуальных личностей».

На шестой ступени речь идет о категорическом императиве Канта, о решении «по совести». При этом каждому индивиду приходится самостоятельно (монологически) перепроверять нормы на предмет их универсальной значимости. Соответственно, логично предположить существование более высокой (7-й) ступени, на которой задача интерпретации норм становится предметом совместного практического дискурса. Интерпретация норм в ситуации возможного нормативного конфликта на этой ступени не происходит более согласно масштабам, перенимаемым из культуры, а впервые совершается непосредственно в обществе в дискурсе всех его участников согласно процедурам разрешения индивидуальных претензий. Условием морального решения индивида становится участие всего общества, условием этического дискурса всего общества становится моральная компетентность каждого индивида. Таким образом, постконвенциональный уровень расширяется до ступени универсальной коммуникативной этики, которая отражает уже не столько уровень индивида, сколько этическое состояние всего общества. Разумеется, эти построения уже выходили за пределы области психологии и индивидуального морального развития , поэтому не встретили сочувствия самого Кольберга .
Особое значение для социологической экстраполяции имела выделенная Кольбергом ступень 4 ½ – «подросткового кризиса» при переходе от конвенционального к постконвенциональному уровню. Вот как характеризует ее Кольберг :
«Этот уровень постконвенциональный, но он еще не снабжен принципами. Решение здесь личное и субъективное. Оно базируется на чувствах. Совесть рассматривается как произвольная и относительная, точно так же как идеи «долга» или «морально правильного». Точка зрения, которую индивид принимает на этом уровне, – точка зрения внешнего обществу наблюдателя, который принимает индивидуальные решения без обязательств или договора с обществом. Обязательства можно извлекать или выбирать, но не существует принципов для подобного выбора».
4 ½ ступень является высшим этапом конвенциональной морали, вместе с тем она несет свои специфические опасности, чреватые ниспадением в аморальность. Этот период характеризуется критикой и низвержением авторитетов, традиций и ценностей. В качестве руководства к действию взамен стабилизирующих конвенциональных норм могут выступить чисто субъективные, революционизирующие абстрактные псевдо-нормы. Преодоление негативных последствий состояния подросткового кризиса требует продолжающейся активной социализации и интеграции личности в общественную жизнь. Это предполагает, что общественное сознание должно уже содержать универсальные нормы постконвенциональной ступени.

Читайте также:  Взаимодействие между развитием и воспитанием ребенка

Уже саму теорию Кольберга упрекали в «сильных» утверждениях и серьезно критиковали с разных сторон. Он сам отмечал, что, согласно его наблюдениям, не более 5% взрослых американцев соответствуют требованиям 6-й ступени, при этом никто не придерживается их постоянно. Научное сообщество сошлось на том, что речь идет о реконструкции возрастного формирования представлений о справедливости, которые могут служить для повседневной ориентации, но без необходимых следствий для индивидуального поведения. Очевидно, экстраполяция теории в измерение социума еще более усиливает тезисы теории. Ведь развитие ребенка вызывается процессами его физического взросления, созреванием психо-соматических функций его организма, формированием способностей полноценной деятельности и лишь во вторую очередь нарастанием опыта взаимодействия с окружением. В культуре невозможно найти аналогов этим процессам. Культуры не «взрослеют» в подобном смысле, и источники опыта у них другие. В результате указанной экстраполяции неожиданно возникает представление об исторической логике развития, которой, присуща некоторая эсхаталогическая и телеологическая устремленность. В виде седьмой ступени конструируется социальный идеал «высшего морального состояния общества», который не может быть свободен от упреков в утопизме. Если в кольберговской концепции естественным завершением развития является способность действовать по принципам, но не выносится никакого суждения о том, что все или большинство на это способны,.

Опираясь на идеи Пиаже, Л. Кольберг обозначил этапы нравственного развития, основанные на интеллектуальной зрелости детей.

Кольберг, как и Пиаже, предполагал, что смена стадий нравственного развития связана с общими когнитивными возрастными изменениями, прежде всего с децентрацией и формированием логических операций. При этом он считал, что на нравственное развитие влияет как общий уровень образования, так и общение ребенка со взрослыми и сверстниками, желание получить награду за хорошее поведение. Именно этот, последний, фактор вызывает наибольшее количество критических замечаний, хотя большинство исследователей в целом принимают последовательность этапов формирования нравственности, разработанную ученым.

Теория Кольберга нашла подтверждение в результатах ряда исследований, показавших, что мальчики (девочки остались за рамками его опытов), по крайней мере в западных странах, обычно проходят стадии морального развития именно так, как это описано Кольбергом.
С целью уточнения своей теории Кольберг предпринял с первой обследованной им группой (48 мальчиков) двадцатилетнее лонгитюдное исследование, интервьюируя всех участников эксперимента каждые четыре года с единственной целью — определить уровень моральных суждений опрашиваемых.
К концу 70-х это исследование практически исчерпало себя, полностью подтвердив гипотезы Кольберга.

Критики считали, что Лоуренс Колбергне учёлв своих стадиях различия между девочками и мальчиками, а также культур, где сильна ориентация на мнение группы (а не на развитие индивидуума).

Омский Государственный университет имени Достоевского

Доклад по возрастной психологии на тему:

«Периодизация нравственного развития Л. Кольберга»

Выполнила: Воротникова Яна

2012 год

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных



Поиск по сайту:

Источник