Теории развития способностей ребенка

Теории развития способностей ребенка thumbnail

Развитие способностей у детей

Развитие способностей у детей совершается в процессе воспитания и обучения. Способности ребенка формируются посредством овладения в процессе обучения содержанием материальной и духовной культуры, техники, науки, искусства. Исходной предпосылкой для этого развития способностей служат врожденные задатки. В действенном контакте ребенка с окружающим его миром, в процессе постепенного освоения достижений предшествующего исторического развития человечества задатки — и общие у всех людей, и вместе с тем у каждого человека различные — превращаются в многообразные и все более совершенные способности.

Уже самые первые проявления задатков превращают их в элементарные, начинающие складываться способности. Вместе с тем каждая начинающаяся складываться способность является как бы задатком для дальнейшего развития способностей. Каждая способность, проявляясь, вместе с тем развивается, переходит на высшую ступень, а переход ее на высшую ступень открывает возможности для новых, более высоких ее проявлений. Роль задатков в развитии различных способностей различна. Она более значительна и специфична, например, в развитии музыканта, в даровании которого существенную роль играют специфические врожденные свойства слухового аппарата, чем в развитии способностей ученого литературоведа, историка или экономиста.

В развитии способностей у ребенка существенным этапом является развитие у него так называемой готовности к обучению. <…>Эта готовность в обучении и формируется, конечно, на основе той подготовки, которую дает дошкольное воспитание. Эта способность к обучению не угасает в школьном возрасте, как склонны утверждать те, кто связывает ее с определенным периодом возрастного созревания. Практика массового обучения взрослых при ликвидации безграмотности в Советском Союзе это доказала. Но, конечно, юные годы все же исключительно благоприятная пора для учения; в процессе этого учения совершается формирование способностей, которые открывают более широкие возможности для успешного дальнейшего учения и совершенствования в зрелые годы.

В способностях детей — как общих, так и специальных — обнаруживаются многообразные индивидуальные различия. Они проявляются в успешности учебной работы, в том, что различные ученики с различной степенью совершенства справляются с учебными заданиями, с разной глубиной осваивают ту систему знаний, которой они обучаются. Однако успешность саму по себе никак нельзя превращать в критерий одаренности. Различная успеваемость разных учеников может быть обусловлена многообразными причинами — интересом к учебе, который сумел вызвать педагог, предшествующей учебной подготовкой и т. п., а вовсе не только их способностями. Поэтому одни и те жеуспехи разных учеников могут быть показателями различныхспособностей, и при одних и тех жеили равных способностях их успехи могут быть различны. Для того чтобы сколько-нибудь обоснованно заключать об одаренности детей по успешности их работы, темпам их продвижения и т. п., необходимо учесть условия их развития, а не только его результаты. Лишь соотнеся эти результаты с условиями, при которых они достигнуты, можно, исходя из успешности учебной работы детей, опосредованно составить себе суждение об их одаренности. <…>

В результате индивидуального жизненного пути у человека формируется — на основе задатков — индивидуально своеобразный склад способностей.

Наличие более или менее значительных индивидуальных различий в способностях требует и индивидуализированного подхода к учащимся.

Вместе с тем, поскольку успешность учебной работы учащихся зависит в известной мере от их способностей, а развитие, формирование их способностей в свою очередь зависит от того, как ребенок осваивает передаваемые ему в ходе обучения знания, перед педагогом встает задача: учитывая способности учащихся во всем их многообразии и индивидуальных особенностях, вместе с тем и формировать их в надлежащем направлении. <…>

Между всесторонним развитием способностей и интересов существует при этом теснейшая взаимосвязь: с одной стороны, развитие способностей совершается в деятельности, которая стимулируется интересами, с другой — интерес к той или иной деятельности поддерживается ее успешностью, которая в свою очередь обусловлена соответствующими способностями. Эта взаимосвязь не исключает, конечно, и возможности противоречий между интересами к тому или иному предмету, склонностями к той или иной деятельности и способностями. Бывает, как известно, и так, что у человека, у подростка складываются интересы, не отвечающие его способностям. Но это случается по преимуществу при слабовыраженных способностях. Значительные способности, подлинный талант обычно определяют призвание человека, которое, переживаясь как таковое, определяет и направленность интересов.

Всестороннее развитие интересов, означая нормальное развитие человеческой личности, не исключает особой собранности и сосредоточенности интересов по каким-то основным главным руслам. Точно так же всестороннее гармоническое развитие способностей, означая развитие такой человеческой личности, которая не была бы раз и навсегда пригнана к одной узкоспециализированной деятельности и как бы сведена к одной функции, личности, которой доступны были бы разные сферы человеческой деятельности, не исключает, конечно, особого развития каких-либо специальных способностей (технических, изобразительных, музыкальных) на фоне достаточно высокого общего развития.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Похожие главы из других книг:

Развитие способностей
Человек должен делать определенное дело, которому он предан в результате жизненного самоопределения. Это дело представляет его в обществе как личность, и от успеха или неудачи в профессиональной деятельности зависит очень многое. Поэтому наша

Читайте также:  Рекомендации по развитию памяти ребенка

Развитие способностей и психических процессов

Я развиваю свои способности
Под способностями мы обычно понимаем психические условия, наши индивидуальные особенности, обеспечивающие успешное исполнение определенной деятельности. Проблема классификации способностей

80. Развитие и формирование способностей
В способностях каждого человека выражается концентрированный исторический и индивидуальный опыт деятельности. Накопленные предшествующими поколениями знания составляют ту исходную основу, опираясь на которую люди могут

Глава 6
Развитие познавательных и творческих способностей детей и подростков средствами арт-терапии
Одной из задач применения арт-терапии в работе с детьми и подростками может являться развитие их познавательных и творческих способностей. Решение этой задачи

РАЗВИТИЕ БИОЛОКАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
Одним из самых эффективных способов работы в режиме СК-Сверхсознания является известный десятки тысяч лет русским жрецам метод лозоходства (пруткарства).Древнейшие изображения людей с вилообразными прутьями встречаются на

РАЗВИТИЕ ТЕЛЕПАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
СК – упражнение 66. Цель – овладение телепатией в приеме и индукции. Телепатия (греч. tele – вдаль, pathos – чувство) – это способность всех объектов Вселенной обмениваться информацией. Телепатическое информационное общение существует

РАЗВИТИЕ ПСИХОМЕТРИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Психометрия – это облегченный вид начального ясновидения. С древних времен замечено, что если какие-либо объекты природы когда-либо находились в близком контакте, то экстрасенс, вступив в новый контакт с одним из ранее

РАЗВИТИЕ ЯСНОВИДЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

«Истинно говорю вам,
если будете иметь веру в сердце своем
и не усомнитесь; –
не только сможете сделать
все то, что сделано мною…
но и все, что попросите искренне
в сердце своем в молитве и с верою –
получите…»
Иисус Христос (от Матфея,

РАЗВИТИЕ ПСИХОКИНЕТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
СК – упражнение 69. Цель – развитие психокинетических способностей.Психокинез – это способность двигать предметы психической энергией, то есть не касаясь их руками. Это явление дистантного воздействия человека на физические

9.3. Развитие способностей по преодолению стресса
Решение проблемы развития ресурсов, стратегий и стилей преодоления стресса непосредственно связано с особенностями биологического, когнитивного, социального и эмоционального развития субъекта, их интеграцией и

1.4. Что вам даст развитие творческих способностей?
Когда вы будете лучше знать и понимать себя, вам не придется оказываться перед мучительным вопросом выбора или поиска выхода из сложной ситуации. Творческий потенциал помогает применять и создавать новое в любых сферах

Получение знаний и развитие способностей
Наконец, последняя популярная группа устремлений людей — развитие каких-либо способностей, получение и усвоение определенных знаний или навыков.Сюда относятся хорошая учеба, изучение языков, развитие способностей к творчеству

Глава 7. Развитие талантов и способностей
КомпетентностьРассказывает Джон ТаунсендМы с сыновьями состоим в команде отцов и детей, которая называется «Индейские следопыты». Наша группа регулярно собирается, проводит спортивные состязания, устраивает пикники и походы.

Источник

Äàëåå: 4. Ïîíÿòèÿ «îäàðåííîñòü», «òàëàíò»,
Ââåðõ: Òåìà 4. Ñïîñîáíîñòè
Íàçàä: 2. Âèäû ñïîñîáíîñòåé

3. Ïðîèñõîæäåíèå è ðàçâèòèå ñïîñîáíîñòåé

Ïðîèñõîæäåíèå ñïîñîáíîñòåé

Îäèí èç ñàìûõ ñëîæíûõ âîïðîñîâ ïñèõîëîãèè — ýòî âîïðîñ î ïðîèñõîæäåíèè
ñïîñîáíîñòåé.  ïñèõîëîãèè ñóùåñòâóåò íåñêîëüêî òî÷åê çðåíèÿ íà ýòó
ïðîáëåìó.

1. Òåîðèÿ î ãåíåòè÷åñêîé ïðèðîäå ñïîñîáíîñòåé. Ñ òî÷êè çðåíèÿ ýòîé
òåîðèè ñïîñîáíîñòè — ýòî âðîæäåííûå èíäèâèäóàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêèå
îñîáåííîñòè ÷åëîâåêà, êîòîðûå ïåðåäàþòñÿ îò ðîäèòåëåé ðåáåíêó ïî íàñëåäñòâó.
Äîêàçàòåëüñòâîì âðîæäåííîñòè ñïîñîáíîñòåé ñëóæèò èõ ðàííåå ïðîÿâëåíèå ó
ðåáåíêà.  ýòîì ñëó÷àå ññûëàþòñÿ íà èçâåñòíûå ïðèìåðû çíàìåíèòûõ ëþäåé
èñêóññòâà è íàóêè. Íàïðèìåð, ó Ìîöàðòà ìóçûêàëüíûå ñïîñîáíîñòè îáíàðóæèëèñü
â òðè ãîäà, ó Ãàéäíà — â ÷åòûðå, Ðàôàýëü ïîêàçàë ñåáÿ êàê õóäîæíèê â
âîñåìü ëåò, Ãàóññ ñâîè ÷ðåçâû÷àéíûå ñïîñîáíîñòè ê ìàòåìàòèêå ïðîÿâèë â
÷åòûðå ãîäà è ò. ä.  êà÷åñòâå äîêàçàòåëüñòâà âðîæäåííîñòè ñïîñîáíîñòåé
ïðèâîäÿòñÿ ôàêòû èõ ïîâòîðåíèÿ ó ïîòîìêîâ âûäàþùèõñÿ ëþäåé, íàïðèìåð,
ñóùåñòâóþò îäàðåííûå ñåìüè èëè öåëûå äèíàñòèÿ: Áàõîâ, Äàðâèíîâ è äð.

2. Òåîðèÿ ïðèîáðåòåííûõ ñïîñîáíîñòåé. Ñîöèàëüíîå îêðóæåíèå,àòìîñôåðà, â êîòîðîé ðàñòåò è âîñïèòûâàåòñÿ ðåáåíîê, ìîæåò îêàçàòü íà
ðàçâèòèå åãî ñïîñîáíîñòåé çíà÷èòåëüíîå âîçäåéñòâèå. Ñðåäè áëàãîïðèÿòíûõ ôàêòîðîâ âíåøíåé ñðåäû,
âëèÿþùèõ íà ðàçâèòèå ñïîñîáíîñòåé, ñëåäóåò íàçâàòü

äåÿòåëüíîñòü îïûòíûõ, âûäàþùèõñÿ ïåäàãîãîâ;

îñîáåííîñòè òîé èëè èíîé êóëüòóðû;

îñîáåííîñòè âîñïèòàíèÿ.

 òî æå âðåìÿ, îáåäíåííàÿ ñðåäà, ñîçäàþùàÿ äåôèöèò âïå÷àòëåíèé, îêàçûâàåò îòðèöàòåëüíîå
âëèÿíèå íà ðàçâèòèå ñïîñîáíîñòåé.

Íà îñíîâå ðàññìîòðåííûõ òî÷åê çðåíèÿ ìîæíî ñäåëàòü âûâîä, ÷òî ôàêòîðû ñðåäû è ôàêòîðû íàñëåäñòâåííîñòè èãðàþò âàæíóþ ðîëü â ôîðìèðîâàíèè è ðàçâèòèè ñïîñîáíîñòåé. Èíîãäà
ôàêòîðû ñðåäû ìîãóò ïîëíîñòüþ êîìïåíñèðîâàòü èëè, íàîáîðîò, íèâåëèðîâàòü
äåéñòâèå íàñëåäñòâåííûõ ôàêòîðîâ.

Ðàçâèòèå ñïîñîáíîñòåé

Ðàçâèòèå ñïîñîáíîñòåé ñâÿçàíî ñ ôàêòîðàìè íàñëåäñòâåííîñòè è ñ ôàêòîðàìè
ñðåäû. Âëèÿíèå ôàêòîðà íàñëåäñòâåííîñòè ïðîÿâëÿåòñÿ â íà÷àëüíîé
ôîðìå çàðîæäåíèÿ ñïîñîáíîñòåé — â çàäàòêàõ.

Îïðåäåëåíèå. Çàäàòêè — âðîæäåííûå àíàòîìî-ôèçèîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè íåðâíîé ñèñòåìû, ñîñòàâëÿþùèå áèîëîãè÷åñêóþ îñíîâó ðàçâèòèÿ ñïîñîáíîñòåé.

Читайте также:  Развитие видов деятельности ребенка с нарушениями зрения

Çàäàòêè — ýòî ïðèðîäíûå ïðåäïîñûëêè ñïîñîáíîñòåé.

Çàäàòêàìè ìîãóò áûòü òàêèå ñâîéñòâà íåðâíîé ñèñòåìû, êàê ñòåïåíü îáùåé
àêòèâíîñòè, ïîâûøåííàÿ ÷óâñòâèòåëüíîñòü íåðâíûõ ñòðóêòóð èëè ñïåöèàëüíàÿ
ïðåäðàñïîëîæåííîñòü ê âîñïðèÿòèþ çâóêîâ, êðàñîê, ïðîñòðàíñòâåííûõ ôîðì, ê
óñòàíîâëåíèþ ñâÿçåé è îòíîøåíèé, ê îáîáùåíèþ è ò. ä.

Îäíàêî íàóêîé åùå íå óñòàíîâëåíî, â êàêèå èìåííî ñïîñîáíîñòè âîïëîòÿòñÿ
çàäàòêè. Çàäàòêè íåñïåöèôè÷íû ïî îòíîøåíèþ ê êîíêðåòíîìó ñîäåðæàíèþ è êîíêðåòíûì ôîðìàì
äåÿòåëüíîñòè. Ýòî îçíà÷àåò, ÷òî íà îñíîâå îäíèõ è òåõ æå çàäàòêîâ ìîãóò
âîçíèêíóòü ðàçëè÷íûå ñïîñîáíîñòè â çàâèñèìîñòè îò õàðàêòåðà ñîîòâåòñòâóþùåé
äåÿòåëüíîñòè. Íàïðèìåð, îñòðàÿ íàáëþäàòåëüíîñòü è õîðîøàÿ çðèòåëüíàÿ ïàìÿòü
ìîãóò âîéòè â ñòðóêòóðó ñïîñîáíîñòåé õóäîæíèêà, ñëåäîâàòåëÿ, ãåîëîãà è äð.
Âìåñòå ñ òåì íåëüçÿ ñ÷èòàòü, ÷òî çàäàòêè ñîâñåì íåéòðàëüíû ïî îòíîøåíèþ ê
áóäóùèì ñïîñîáíîñòÿì. Òàê, îñîáåííîñòè çðèòåëüíîãî àíàëèçàòîðà ñêàæóòñÿ íà
ñïîñîáíîñòÿõ, òðåáóþùèõ èìåííî äàííîãî àíàëèçàòîðà, à îñîáåííîñòè ðå÷åâûõ
öåíòðîâ ìîçãà ïðîÿâÿòñÿ â âèäàõ äåÿòåëüíîñòè, ñâÿçàííûõ ñ ðå÷åâûìè öåíòðàìè,
è ò. ä. Òàêèì îáðàçîì, èíäèâèäóàëüíûå çàäàòêè â êàêîé-òî ìåðå èçáèðàòåëüíû,
íåîäèíàêîâû ïî îòíîøåíèþ ê ðàçíûì âèäàì äåÿòåëüíîñòè. Çàäàòêè ñîçäàþò âîçìîæíîñòè äëÿ ðàçâèòèÿ ñïîñîáíîñòåé.

Ôàêòîð ñðåäû ïðîÿâëÿåòñÿ â ñïåöèàëüíî îðãàíèçîâàííûõ
öåëåíàïðàâëåííûõ ïðîöåññàõ îáó÷åíèÿ è âîñïèòàíèÿ, à òàêæå â îñîáåííîñòÿõ
êóëüòóðû. Èçâåñòíûé ñîâåòñêèé ïñèõîëîã ß. Ë. Êîëîìåíñêèé, ðàññìàòðèâàÿ
ïðîáëåìó ðàçâèòèÿ ñïîñîáíîñòåé, ïðèâîäèò òàêóþ âîîáðàæàåìóþ ñèòóàöèþ:
«Ãäå-òî íà äàëåêîì îñòðîâå â Òèõîì îêåàíå ðîäèëñÿ ìàëü÷èê ñ âûäàþùèìèñÿ
ìóçûêàëüíûìè çàäàòêàìè. Êåì îí ìîæåò ñòàòü, åñëè ó÷åñòü, ÷òî ëþäè åãî
ïëåìåíè íå çíàþò íèêàêîé ìóçûêè, êðîìå åäèíîãîëîñíîãî ïåíèÿ, è íèêàêîãî
äðóãîãî ìóçûêàëüíîãî èíñòðóìåíòà, êðîìå áàðàáàíà?  ëó÷øåì ñëó÷àå ýòîò
ìàëü÷èê âîéäåò â èñòîðèþ îñòðîâà êàê ñàìûé çàìå÷àòåëüíûé áàðàáàíùèê. Èíûìè
ñëîâàìè, îí äîñòèãíåò òàêîãî óðîâíÿ ðàçâèòèÿ ñâîåãî ìóçûêàëüíîãî òàëàíòà,
êîòîðûé âîçìîæåí â îïðåäåëåííûõ ñîöèàëüíûõ óñëîâèÿõ. Ñîâñåì èíà÷å ñëîæèëàñü
áû åãî ñóäüáà, åñëè áû îí îêàçàëñÿ â ñòðàíå ñ âûñîêîðàçâèòîé ìóçûêàëüíîé
êóëüòóðîé è ïîïàë ê õîðîøèì ïåäàãîãàì».

Îäíàêî â ðàçâèòèè ñïîñîáíîñòåé èãðàåò íå ìåíåå âàæíóþ ðîëü åù¸ îäèí ôàêòîð
ôàêòîð ëè÷íîé àêòèâíîñòè. Òðóäîëþáèå, èíòåðåñ ê äåÿòåëüíîñòè, ê
êîòîðîé ó ÷åëîâåêà èìåþòñÿ ëèøü íåêîòîðûå çàäàòêè, ìîãóò èçìåíèòü ñòðóêòóðó
åãî ñïîñîáíîñòåé. Íåäîñòàòî÷íàÿ çàèíòåðåñîâàííîñòü äåÿòåëüíîñòüþ ìîæåò,
íàîáîðîò, ïðèâåñòè ê íåäîðàçâèòèþ çàäàòêîâ ê ñïîñîáíîñòè. Òàêèì îáðàçîì,
ëè÷íàÿ àêòèâíîñòü ïî ðåàëèçàöèè çàäàòêîâ ÿâëÿåòñÿ âàæíåéøèì ôàêòîðîì
ôîðìèðîâàíèÿ è ðàçâèòèÿ ñïîñîáíîñòåé. Ñêëîííîñòè — ýòî ïåðâè÷íûé è
íàèáîëåå ðàííèé ïðèçíàê çàðîæäàþùåéñÿ ñïîñîáíîñòè ïîñëå çàäàòêîâ, êîòîðûå íå
âñåãäà ìîæíî îïðåäåëèòü îäíîçíà÷íî.

Îïðåäåëåíèå. Ñêëîííîñòü — èçáèðàòåëüíàÿ íàïðàâëåííîñòü èíäèâèäà íà îïðåäåëåííóþ äåÿòåëüíîñòü, ïîáóæäàþùàÿ åþ çàíèìàòüñÿ.

Îñíîâîé ñêëîííîñòè ÿâëÿþòñÿ ãëóáîêàÿ óñòîé÷èâàÿ ïîòðåáíîñòü èíäèâèäà â òîé
èëè èíîé äåÿòåëüíîñòè, ñòðåìëåíèå ñîâåðøåíñòâîâàòü íàâûêè è óìåíèÿ,
ñâÿçàííûå ñ äàííîé äåÿòåëüíîñòüþ. Âîçíèêíîâåíèå ñêëîííîñòåé îáû÷íî ÿâëÿåòñÿ
ïðåäïîñûëêîé ðàçâèòèÿ ñîîòâåòñòâóþùèõ ñïîñîáíîñòåé.

Ñòàíîâëåíèå è ðàçâèòèå ñïîñîáíîñòåé â õîäå îíòîãåíåòè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ
÷åëîâåêà ïðîèñõîäèò íåðàâíîìåðíî. Äëÿ îòðàæåíèÿ ýòîé íåðàâíîìåðíîñòè â
ïñèõîëîãèè âûðàáîòàíà òåîðèÿ ñåíçèòèâíûõ ïåðèîäîâ.

Ñîãëàñíî ýòîé òåîðèè, êàæäîìó îïðåäåëåííîìó âîçðàñòíîìó ïåðèîäó ïðèñóùå îïòèìàëüíîå ñî÷åòàíèå óñëîâèé äëÿ ðàçâèòèÿ îïðåäåëåííûõ ïñèõè÷åñêèõ ñâîéñòâ è ïðîöåññîâ. Ñ òî÷êè çðåíèÿ ýòîé òåîðèè êàæäûé ðåáåíîê â ñâîåì
ðàçâèòèè ïðîõîäèò ïåðèîäû ïîâûøåííîé ÷óâñòâèòåëüíîñòè ê òåì èëè èíûì
âîçäåéñòâèÿì, îñâîåíèþ òîãî èëè èíîãî âèäà äåÿòåëüíîñòè. Èçâåñòíî, ÷òî ó
ðåáåíêà â 2-3 ãîäà èíòåíñèâíî ðàçâèâàåòñÿ óñòíàÿ ðå÷ü, à â 5-7 ëåò îí
íàèáîëåå ãîòîâ ê îâëàäåíèþ ÷òåíèåì, â ñðåäíåì è ñòàðøåì äîøêîëüíîì âîçðàñòå
óâëå÷åííî èãðàåò â ðîëåâûå èãðû è îáíàðóæèâàåò ÷ðåçâû÷àéíóþ ñïîñîáíîñòü ê
ïåðåâîïëîùåíèþ è âæèâàíèþ â ðîëè. Îòñþäà ìîæíî ïðåäïîëîæèòü, ÷òî
ôóíêöèîíàëüíûå ñòðóêòóðû èìåþò ñâîè ñåíçèòèâíûå ïåðèîäû èëè îòäåëüíûå
ìîìåíòû, â êîòîðûõ îíè ïîëó÷àþò èëè íå ïîëó÷àþò íàèáîëüøèé èìïóëüñ â ñâîåì
ðàçâèòèè. È åñëè óãàäàòü ýòîò ìîìåíò è äàòü òîë÷îê, òî çàäàòêè è ñêëîííîñòè
ê äàííîìó âèäó äåÿòåëüíîñòè ìîãóò ðàçâèòüñÿ â õîðîøèå ñïîñîáíîñòè.

Ñïîñîáíîñòè, êàê îòìå÷àëîñü âûøå, ïðåäñòàâëÿþò ñîáîé ñëîæíûé êîìïëåêñ
ïñèõîëîãè÷åñêèõ ñâîéñòâ ÷åëîâåêà, îáåñïå÷èâàþùèõ åìó óñïåõ â òîé èëè èíîé
äåÿòåëüíîñòè. Îäíàêî â îñíîâå îäèíàêîâûõ èëè äàæå ñõîäíûõ äîñòèæåíèé ïðè
âûïîëíåíèè êàêîé-ëèáî äåÿòåëüíîñòè ìîæåò ëåæàòü ñî÷åòàíèå ðàçëè÷íûõ
ñïîñîáíîñòåé. Ïñèõîëîãè óñòàíîâèëè, ÷òî ïðè îòñóòñòâèè òåõ èëè èíûõ
ñïîñîáíîñòåé ñóùåñòâóåò âîçìîæíîñòü èõ âçàèìîçàìåíÿåìîñòè è
êîìïåíñàöèè íà îñíîâå ðàçâèòèÿ äðóãèõ ñâîéñòâ ëè÷íîñòè. Êîìïåíñàöèÿ
îäíîé ñïîñîáíîñòè ïðè ïîìîùè äðóãîé îòêðûâàåò íåèñ÷åðïàåìûå âîçìîæíîñòè
ïåðåä êàæäûì ÷åëîâåêîì, ïîçâîëÿÿ îñâàèâàòü ðàçíûå ïðîôåññèè è
ñîâåðøåíñòâîâàòüñÿ â íèõ.

Òàêèì îáðàçîì, ìîæíî óñëîâíî íàçâàòü òðè îñíîâíûõ ýòàïà ðàçâèòèÿ
ñïîñîáíîñòåé: çàäàòêè, ñêëîííîñòè, ñïîñîáíîñòè.

Äàëåå: 4. Ïîíÿòèÿ «îäàðåííîñòü», «òàëàíò»,
Ââåðõ: Òåìà 4. Ñïîñîáíîñòè
Íàçàä: 2. Âèäû ñïîñîáíîñòåé

ßÃÏÓ, Îòäåë îáðàçîâàòåëüíûõ èíôîðìàöèîííûõ òåõíîëîãèé

26.07.2010

Источник

В результате освоения данной темы студент должен:

знать

  • • основные направления анализа развития ребенка с позиции теории способностей;
  • • стадии развития воображения;
  • • понимание нормативной ситуации с позиции теории способностей;

уметь

  • • анализировать процесс воображения с позиции теории способностей;
  • • рассматривать социальное развитие с позиции теории способностей;

владеть

навыками анализа практического применения теории способностей в образовании.

Читайте также:  Особенности развития взаимоотношений ребенка со сверстниками

Введение в теорию развития способностей в отечественной психологии

Концепция изучения развития способностей у дошкольников складывалась на протяжении длительного времени под руководством таких психологов, как А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. Они ясно понимали, что психическое развитие в дошкольном детстве отличается чрезвычайным разнообразием и динамичностью, и что на протяжении этого периода происходят существенные изменения в самых разнообразных сферах психики ребенка: в развитии познания, личности, общения с окружающими, в освоении детских деятельностей. Поэтому как особая задача обозначилась необходимость выделить наиболее значимые стороны подобных изменений, определяющие ключевые направления психического развития ребенка. В качестве одного из них выступило развитие способностей.

Понимание способностей отечественными психологами

Понимание этого процесса было основано прежде всего на культурно-исторической теории Л. С. Выготского. Согласно этой теории, как уже было отмечено ранее, психическое развитие человека обусловлено становлением его сознания. Выготский полагал, что сознание человека представляет собой особую структуру высших психических функций, таких как восприятие, мышление, память, воображение. На разных возрастных этапах на первый план выходят те или иные функции, подчиняя себе все остальные и перестраивая таким образом сознание субъекта.

Сущность развития ребенка по Л. С. Выготскому заключается в постепенном вхождении в человеческую культуру через овладение средствами, через развитие возможности видеть мир и взаимодействовать с ним существующими в культуре способами. При этом, как отмечал Выготский, средства не только изменяют отношения человека с миром, но и преимущественно являются средствами воздействия субъекта на самого себя. В процессе развития опосредствования психика ребенка становится осознанной и произвольной. Культурные средства, которые активно присваивает ребенок, дают ему возможность самостоятельно анализировать любую новую ситуацию, быть свободным в выборе собственных действий, самостоятельно организовывать свою деятельность.

В качестве универсального средства Л. С. Выготский выделял знак, с которым всегда связано социально выработанное и удерживаемое в культуре значение. Оно в конечном итоге и определяет не только способ употребления знака, по и строение сознания субъекта, и своеобразие его мышления.

Но совершенно очевидно, что оперирование закрепленными в знаках понятиями, в которых в значительной степени фиксируется человеческий опыт, не является одинаково значимым для всех возрастных ступеней. Таким образом, если следовать логике концепции Л. С. Выготского, встает проблема поиска специфического для каждой возрастной ступени типа средств, которые ребенок присваивает и использует в своей деятельности.

Так, в исследованиях, выполненных под руководством А. В. Запорожца, Л. А. Венгера, Η. Н. Поддьякова, было показано, что для ребенка дошкольного возраста существуют свои специфические формы опосредствования, которые носят образный характер. В частности, как было показано в предыдущей главе, основная линия развития восприятия обусловлена усвоением детьми особого рода социально выработанных средств: сенсорных эталонов и способов их применения, т.е. действий восприятия.

Таким образом, разработка проблемы способностей стала осуществляться не только в русле культурно-исторической теории, но и с использованием единиц теории деятельности, концептуально оформленной А. Н. Леонтьевым. Согласно теории деятельности А. Н. Леонтьева основной движущей силой развития является активность самого ребенка, реализуемая в различных видах деятельности. Для ребенка-дошкольника наиболее значимыми являются игра, а также продуктивные виды деятельности: рисование, конструирование, литературно-художественная деятельность и другие.

Л. А. Венгер, опираясь на предыдущий опыт развития отечественной психологии, сформулировал основные принципы концепции развития способностей. В соответствии с его подходом способности понимаются как универсальные действия ориентировки в окружающем мире с помощью специфических для дошкольника средств. В отличие от знаний, умений и навыков способности имеют непреходящее значение для всей человеческой жизни. При этом существуют особые периоды, когда ребенок наиболее чувствителен, сензитивен к развитию определенных видов способностей. По Венгеру, в дошкольном возрасте развиваются образные формы сознания. Основными средствами, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, разного рода наглядные модели, схемы и планы. С помощью этих средств ребенок как бы удваивает мир, разделяет сто на обозначаемое и обозначающее, «учится смотреть на мир сквозь очки человеческой культуры». Использование таких обозначений позволяет обобщить свой непосредственный опыт, выделить в действительности наиболее существенные для решения задачи стороны, формируя осознанное и произвольное отношение к реальности.

Таким образом, в концепции развития способностей оказалась представленной двойная логика: с одной стороны, это овладение действиями и такими средствами, как сенсорные эталоны, символы, модели во вполне определенной, отработанной в многочисленных исследованиях последовательности; с другой – овладение каждой детской деятельностью: игрой, конструированием, литературно-художественной деятельностью и др. Фактически детские виды деятельности выступили как особое пространство активности, в котором осуществляется присвоение и развитие детских способностей. «Логику» средств и «логику» деятельностей ребенок открывает, «сотворяет» вместе со взрослым. Взрослый организует деятельность детей, в процессе которой он передает ребенку опыт в особых, присущих дошкольнику, формах обучения.

Источник