Теории нравственного развития ребенка

Теории нравственного развития ребенка thumbnail

Нравственное развитие детей

Нравственное развитие детей держится на трех китах:

  1. Моральное развитие (когнитивное и поведенческое)
  2. Развитие альтруизма
  3. Развитие агрессии

В этой публикации мы подводим итог всего того, о чем разговаривали в нескольких последних статьях из цикла Детская и Педагогическая психология. Социальная интеграция нравственных убеждений и поведения является одной из основных задач во всех культурах. Теоретики, изучавшие тему нравственного развития детей, рассматривали вопрос нравственности с различных сторон. Психоаналитические теоретики больше внимания уделяли эмоциональным компонентам морали. Например, развитию чувства вины и раскаяния. Теоретики социального обучения фокусировались на моральном поведении. Когнитивных теоретиков больше интересовали моральные суждения индивида.

Когнитивные теории морального развития

  • Жан Пиаже и Лоуренс Колберг предложили две теории, включающие инвариантные последовательности этапов нравственного развития, связанные с развитием когнитивных навыков ребенка.
  • Пиаже предложил двухэтапный подход: этап морального реализма, за которым следует этап автономной морали. Этап морального реализма характеризуется моральным абсолютизмом, верой в имманентную справедливость и объективную ответственность (наступающей независимо от вины правонарушителя). По мере развития стадии автономной морали, дети начинают признавать произвольный характер социальных правил и преднамеренность в своих моральных суждениях. Несмотря на исследовательскую поддержку общей последовательности развития, последние исследования показывают, что Пиаже недооценивал когнитивные способности детей. Ключевой особенностью развития моральных суждений по Пиаже является способность различать намерения. Однако, последующие исследования показали, что на суждения детей влияют также многие другие факторы.
  • Колберг предложил свою теорию развития морального суждения детей, которая состоит уже не из 2-х, а из 6-ти стадий. Порядок развития является фиксированным и инвариантным, и движение обычно направлено на более высокие стадии. Моральные суждения могут развиваться всю жизнь, но немногие люди достигают самых продвинутых уровней (этапы 5 и 6).
  • Критики Колберга настаивали на возможных половых и культурных отличиях. Например, Гиллиган предположил, что женщины обладают природной предрасположенностью к заботе об окружающих и поэтому их моральное развитие отличается от мужского.
  • Пиаже и Колберг особо подчеркивали роль сверстников в процессе развития моральных суждений. Они оба сводили к минимуму влияние родителей на развитие нравственных суждений их детей. Существуют доказательства того, что последовательная дисциплина, включающая в себя рассуждения, объяснения, а также заботу о чувствах других, приводит не только к более зрелым моральным суждениям, но и к большему самообладанию.
  • Социальные соглашения, такие как правила поведения за столом и формы обращения, отличаются от моральных правил и следуют другому курсу развития. Теоретик Туриэль рассматривал условные договоренности как произвольные и относительные, а также как кросс-культурные.

Поведенческая сторона нравственного развития: возникновение самоконтроля

  • Самоконтроль и способность вести себя в соответствии с социальными или моральными правилами проходит через три этапа: 1) внешний контроль, 2) самоконтроль, 3) саморегулирование.
  • Самоконтроль и моральное поведение сильно зависят от ситуационных факторов. Более последовательная форма морального поведения формируется по мере обнаружения сходств, в жизненных ситуациях и типах поведения. Индивидуальные различия в самоконтроле также очевидны. Ранняя способность к самоконтролю связана с более поздними социальными и когнитивными способностями.

Развитие альтруизма

  • Вопреки прежним убеждениям, было обнаружено, что альтруистическое поведение начинается очень рано. Ребенок в возрасте 1-2 лет уже демонстрирует: помощь, обмен и проявление эмоциональных реакций на страдания окружающих
  • Изменения в развитии происходят в способах выражения просоциальных действий и в определённых сигналах, которые выявляют альтруистическое поведение.
  • Рассуждения о просоциальных ситуациях весьма скромно связаны с развитием морального суждения.
  • Родители влияют на возникновение альтруистического поведения демонстрируя модели поведения в «бедственных» ситуациях и организуя возможности вести себя просоциальным образом.
  • Возможности для принятия ответственности, по-видимому, ведут к усилению альтруистического поведения. Аналогичным образом, ролевые игры и эмпатия способствуют развитию альтруизма и помогают развитию желательного поведения.

Развитие агрессии

  • Агрессия — это поведение, которое преднамеренно причиняет вред или травму другому человеку.
  • Агрессия претерпевает важные сдвиги в развитии: дети младшего возраста проявляют скорее инструментальную агрессию, а дети старшего возраста проявляют более враждебную личностную агрессию. Способность детей правильно понимать намерения других людей может частично объяснить эти изменения. Проактивная агрессия, которая используется для доминирования над другим человеком, уменьшается по мере развития больше, чем реактивная агрессия, которая возникает в ответ на нападение.
  • Явные половые различия в агрессии очевидны: мальчики чаще, чем девочки провоцируют и мстят. Агрессия по мере взросления проявляет умеренную стабильность.
  • Некоторые дисциплинарные взыскания со стороны родителей способствуют повышению уровня агрессии у детей. Особенно неэффективны физические наказания. Отсутствие родительского контроля за детьми также является фактором повышенной агрессии у детей.
  • С точки зрения биологии агрессия включает в себя: генетические и гормональные факторы, а также особенности темперамента.
  • Теория катарсиса (убеждение в том, что агрессия может быть уменьшена путем агрессивного поведения против безопасной цели) была серьезно оспорена научными данными. Поощрение альтернативного просоциального поведения, представление юмористического материала и повышение осведомленности ребенка о вредных последствиях агрессии являются более эффективными методами контроля.
Читайте также:  Как развитие ребенка перед школой

Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993

Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна

Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения: pexels.com

Ключевые слова: воспитание детей, психологические эксперименты, развитие ребенка, агрессия у детей, альтруизм у детей, развитие морали у детей, самоконтроль у детей, теория Жана Пиаже, теория Лоуренса Колберга

Источник

Шесть стадий морального развития по Лоуренсу Кольбергу

Уровень-1: Доморальный уровень
Стадия-1 Ориентация на порицания и поощрения (сам результат поведения определяет, правильным ли оно было)
Стадия-2 Простой инструментальный гедонизм (удовлетворение собственных потребностей определяет, что является хорошим)
Уровень-2: Мораль конвенциональной ролевой конформности
Стадия-3 Ориентация «хороший мальчик — милая девочка» (что нравится другим, то и хорошо)
Стадия-4 Мораль долженствования (поддержание закона и порядка, выполнение долга — это хорошо)
Уровень-3: Уровень собственных моральных принципов
Стадия-5 Мораль соглашения и демократического закона (общественные ценности и права человека определяют, что хорошо, а что плохо)
Стадия-6 Мораль, основанная на индивидуальных принципах совести (что хорошо, а что плохо, определяется индивидуальной философией в соответствии с универсальными принципами)

МОРАЛЬНАЯ ДИЛЕММА

Кольберг предпринял исследование, в ходе которого ставил своих испытуемых (детей, подростков, а впоследствии и взрослых) перед моральными дилеммами. Вернее, дилемма стояла перед героем истории, которая рассказывалась испытуемому.
Специфика экспериментальной ситуации состояла в том, что ни одна дилемма не содержала абсолютно правильного, безупречного решения — любой вариант имел свои минусы. Кольберга интересовало не столько суждение, сколько рассуждение испытуемого по поводу решения героем его дилеммы.
Вот одна из классических задач Кольберга.
В Европе одна женщина умирала от редкой разновидности рака. Существовало только одно лекарство, которое, по мнению врачей, могло ее спасти. Таким лекарством был препарат радия, открытый недавно местным фармацевтом. Изготовление лекарства стоило очень дорого, но фармацевт назначил цену, в 10 раз превосходившую его себестоимость. Он платил 200 долларов за радий и требовал 2000 долларов за небольшую дозу лекарства. Муж больной женщины, которого звали Хайнц, обошел всех знакомых, чтобы раздобыть денег, но сумел одолжить только 1000 долларов, то есть половину требуемой суммы. Он сказал фармацевту, что его жена умирает, и попросил снизить цену или отпустить лекарство в кредит, чтобы заплатить оставшуюся половину денег позже. Но фармацевт ответил: «Нет, я открыл это лекарство и хочу на нем заработать. У меня тоже есть семья, и я должен ее обеспечивать». Хайнц пришел в отчаяние. Ночью он сломал в аптеке замок и выкрал это лекарство для своей жены.
Испытуемому задавались вопросы: «Должен ли был Хайнц воровать лекарство? Почему?», «Был ли прав фармацевт, назначив цену, во много раз превосходившую реальную стоимость лекарства? Почему?», «Что хуже — позволить человеку умереть или украсть ради спасения жизни? Почему?»

То, как представители разных возрастных групп отвечали на подобные вопросы, подтолкнуло Кольберга к предположению, что в развитии моральных суждений можно выделить несколько стадий — больше, чем полагал Пиаже.
По мнению Кольберга, нравственное развитие имеет три последовательных уровня, каждый изкоторых включает две четко выраженные стадии.
На протяжении этих шести стадий происходит прогрессивное изменение оснований морального рассуждения. На ранних стадиях суждение выносится с опорой на некие внешние силы — ожидаемое вознаграждение или наказание. На самых последних, высших стадиях суждение уже основывается на личном, внутреннем моральном кодексе и практически не поддается влиянию других людей или общественным ожиданиям.
Этот моральный кодекс стоит выше любого закона и общественного соглашения и может иногда, в силу исключительных обстоятельств, вступать с ними в конфликт

Теория нравственного развития Л . Кольберга

I. Предконвенциональный уровень.
На этом уровне ребенок реагирует уже на культурные правила и масштабы «хорошего» и «плохого», «справедливого» и «несправедливого»; но он понимает эти масштабы в смысле физических или чувственных последствий действий (наказание, награда, обмен преимуществ) или в смысле физической власти личностей, которые придают значимость этим правилам и масштабам (родители, учителя и т.д.).
1 ступень: Ориентация на наказание и послушание.
Физические последствия действия определяют его доброе и злое качество без отношения к человеческому смыслу или ценности этих последствий. Избежание наказания и безропотная уступчивость власти рассматриваются как самоцель, а не в смысле уважения морального порядка, который поддерживается наказанием и авторитетом.
2 ступень: Инструментально-релятивитстская ориентация.
Правильная деятельность заключается в действии, которое удовлетворяет собственные потребности и иногда потребности других в качестве средства (инструментально). Человеческие отношения понимаются в смысле обменных отношений рынка. Элементы честности, взаимности и равенства обмена здесь наличны, но они понимаются физически-прагматическим способом. Взаимность – это аналогия случая «почеши мою спину, тогда я почешу твою», но не в смысле лояльности, благодарности и справедливости.

II. Ковенциональный уровень.

На этом уровне самоцелью является исполнение ожиданий собственной семьи, группы или нации, без оглядки на непосредственные или очевидные последствия. Эта установка определена не только конформизмом, приспособлением к личным ожиданиям и общественному порядку, но и посредством лояльности, активного поддержания и оправдания порядка и идентификации с личностями или группой, которые выступают в качестве носителя порядка.
3 ступень: межперсональное подлаживание или ориентация «goodboy – nicegirl».
Хорошее поведение – то, которое нравится другим, помогает и одобряется другими. Возникает полнаяконформность в отношении стереотипных представлений о «естественном» поведении или поведении большинства. Кроме того, суждение часто выносится на основании обнаруженного намерения – формула «он хотел хорошего» впервые приобретает важное значение. Расположение других выигрывается посредством приятности, «beingnice».
4 ступень: Ориентация на «закон и порядок».
На этой ступени господствует ориентация на авторитет, фиксированные правила и поддержание социального порядка. Правильное поведение заключается в том, чтобы выполнять долг, оказывать уважение авторитетам и поддерживать имеющийся социальный порядок ради него самого.

Читайте также:  Оценка общее развитие ребенка

III. Постконвенциональный уровень.
На этом уровне господствует очевидное старание определять моральные ценности и принципы, которые имеют значение и применяются независимо от авторитета групп и личностей, которые представляют эти принципы, и независимо от идентификации индивидуума с этими группами.
5 ступень: Легалистская ориентация на социальный договор.
Правильное поведение определяется в смысле всеобщих индивидуальных прав и в смысле масштабов, которые критически проверены и приняты со стороны всего общества. Присутствует ясное осознание относительности личных оценок и мнений, соответственно, потребность в правилах для процедур достижения консенсуса. В той мере, в какой правильное не покоится на конституционном и демократическом согласии, оно является делом личных «ценностей» и «воззрений». Из этого вытекает подчеркивание «правовой точки зрения» («legalpointofview»), принимающее во внимание возможность изменения права в смысле разумного взвешивания общественной пользы (в любом случае в большей мере, чем замораживание в смысле формулы «закон и порядок» на 4 ступени). Невзирая на правовую область свободное соглашение и договор являются обязывающим элементом сознания. Это «официальная» мораль американского правительства и Конституции США.
6 ступень: Ориентация на универсальный этический принцип.
Правильное определяется на основании решения совести в созвучии с самостоятельно избранными этическими принципами, которые должны быть к логически взаимосвязаны, универсальны и логически непротиворечивы. Эти принципы абстрактны (как, например, категорический императив Канта); речь идет не о конкретных моральных нормах, таких, как десять заповедей. В своей сути речь идет об универсальных принципах справедливости, взаимности и равенства человеческих прав, принципах уважения достоинства людей как индивидуальных личностей».

На шестой ступени речь идет о категорическом императиве Канта, о решении «по совести». При этом каждому индивиду приходится самостоятельно (монологически) перепроверять нормы на предмет их универсальной значимости. Соответственно, логично предположить существование более высокой (7-й) ступени, на которой задача интерпретации норм становится предметом совместного практического дискурса. Интерпретация норм в ситуации возможного нормативного конфликта на этой ступени не происходит более согласно масштабам, перенимаемым из культуры, а впервые совершается непосредственно в обществе в дискурсе всех его участников согласно процедурам разрешения индивидуальных претензий. Условием морального решения индивида становится участие всего общества, условием этического дискурса всего общества становится моральная компетентность каждого индивида. Таким образом, постконвенциональный уровень расширяется до ступени универсальной коммуникативной этики, которая отражает уже не столько уровень индивида, сколько этическое состояние всего общества. Разумеется, эти построения уже выходили за пределы области психологии и индивидуального морального развития , поэтому не встретили сочувствия самого Кольберга .
Особое значение для социологической экстраполяции имела выделенная Кольбергом ступень 4 ½ – «подросткового кризиса» при переходе от конвенционального к постконвенциональному уровню. Вот как характеризует ее Кольберг :
«Этот уровень постконвенциональный, но он еще не снабжен принципами. Решение здесь личное и субъективное. Оно базируется на чувствах. Совесть рассматривается как произвольная и относительная, точно так же как идеи «долга» или «морально правильного». Точка зрения, которую индивид принимает на этом уровне, – точка зрения внешнего обществу наблюдателя, который принимает индивидуальные решения без обязательств или договора с обществом. Обязательства можно извлекать или выбирать, но не существует принципов для подобного выбора».
4 ½ ступень является высшим этапом конвенциональной морали, вместе с тем она несет свои специфические опасности, чреватые ниспадением в аморальность. Этот период характеризуется критикой и низвержением авторитетов, традиций и ценностей. В качестве руководства к действию взамен стабилизирующих конвенциональных норм могут выступить чисто субъективные, революционизирующие абстрактные псевдо-нормы. Преодоление негативных последствий состояния подросткового кризиса требует продолжающейся активной социализации и интеграции личности в общественную жизнь. Это предполагает, что общественное сознание должно уже содержать универсальные нормы постконвенциональной ступени.

Читайте также:  Роль детского коллектива в воспитании развитии ребенка

Уже саму теорию Кольберга упрекали в «сильных» утверждениях и серьезно критиковали с разных сторон. Он сам отмечал, что, согласно его наблюдениям, не более 5% взрослых американцев соответствуют требованиям 6-й ступени, при этом никто не придерживается их постоянно. Научное сообщество сошлось на том, что речь идет о реконструкции возрастного формирования представлений о справедливости, которые могут служить для повседневной ориентации, но без необходимых следствий для индивидуального поведения. Очевидно, экстраполяция теории в измерение социума еще более усиливает тезисы теории. Ведь развитие ребенка вызывается процессами его физического взросления, созреванием психо-соматических функций его организма, формированием способностей полноценной деятельности и лишь во вторую очередь нарастанием опыта взаимодействия с окружением. В культуре невозможно найти аналогов этим процессам. Культуры не «взрослеют» в подобном смысле, и источники опыта у них другие. В результате указанной экстраполяции неожиданно возникает представление об исторической логике развития, которой, присуща некоторая эсхаталогическая и телеологическая устремленность. В виде седьмой ступени конструируется социальный идеал «высшего морального состояния общества», который не может быть свободен от упреков в утопизме. Если в кольберговской концепции естественным завершением развития является способность действовать по принципам, но не выносится никакого суждения о том, что все или большинство на это способны,.

Опираясь на идеи Пиаже, Л. Кольберг обозначил этапы нравственного развития, основанные на интеллектуальной зрелости детей.

Кольберг, как и Пиаже, предполагал, что смена стадий нравственного развития связана с общими когнитивными возрастными изменениями, прежде всего с децентрацией и формированием логических операций. При этом он считал, что на нравственное развитие влияет как общий уровень образования, так и общение ребенка со взрослыми и сверстниками, желание получить награду за хорошее поведение. Именно этот, последний, фактор вызывает наибольшее количество критических замечаний, хотя большинство исследователей в целом принимают последовательность этапов формирования нравственности, разработанную ученым.

Теория Кольберга нашла подтверждение в результатах ряда исследований, показавших, что мальчики (девочки остались за рамками его опытов), по крайней мере в западных странах, обычно проходят стадии морального развития именно так, как это описано Кольбергом.
С целью уточнения своей теории Кольберг предпринял с первой обследованной им группой (48 мальчиков) двадцатилетнее лонгитюдное исследование, интервьюируя всех участников эксперимента каждые четыре года с единственной целью — определить уровень моральных суждений опрашиваемых.
К концу 70-х это исследование практически исчерпало себя, полностью подтвердив гипотезы Кольберга.

Критики считали, что Лоуренс Колбергне учёлв своих стадиях различия между девочками и мальчиками, а также культур, где сильна ориентация на мнение группы (а не на развитие индивидуума).

Омский Государственный университет имени Достоевского

Доклад по возрастной психологии на тему:

«Периодизация нравственного развития Л. Кольберга»

Выполнила: Воротникова Яна

2012 год

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных



Поиск по сайту:

Источник