Теоретические основы диагностики развития ребенка

Теоретические основы диагностики развития ребенка thumbnail

Раздел I

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИАГНОСТИКИ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Глава 1

Умственное развитие и его связь с учебной деятельностью

§1 Характеристика умственного развития и его показателей

Содержание:
Теоретические основы диагностики

§ 2 Умственное развитие как единство содержательного и операционального компонентов
Глава 2 Значение диагностики умственного развития для решения школьных проблем

§ 2. Тесты как показатели уровней умственного развития отдельных учащихся
Глава 3 Принцип нормативности в психическом развитии и организации обучения

§ 3. Коррекционностъ психодиагностических методик

Так как это руководство посвящено проблеме диагностики интел­лектуальной сферы учащихся, первое, что следует сделать, — рассмот­реть основные относящиеся к ней понятия.

Термином интеллектуальная {когнитивная) сфера принято обозначать совокупность познавательных процессов, выполняющих функции полу­чения и обработки информации, ее запечатления и использования.

Для характеристики основных количественных и качественных изме­нений, происходящих в когнитивной сфере индивида со временем, чаще всего используется понятие интеллектуального (умственного) развития.

Умственное развитие рассматривается как одна из сторон общего психического развития индивида. Поэтому к нему применимо общее для отечественной психологии понимание психического развития как специфического процесса присвоения индивидом социального опы­та, накопленного человечеством.

Широко известны отражающие эти представления слова А. Н. Леон­тьева: «Главным процессом, который характеризует психическое раз­витие ребенка, является специфический процесс усвоения или присво­ения им достижений предшествующих поколений людей… Этот процесс осуществляется в деятельности ребенка по отношению к предметам и явлениям окружающего мира, в которых воплощены эти достижения человечества» [45, с. 547-548].

Важно отметить, что в современном мире умственное развитие не является одной из равных по своему значению составляющих психи­ческого развития. Его роль для индивида исключительно велика. Его состоянием нередко определяются и настоящее, и будущее человека,так как от умственного развития в значительной степени зависят его достижения, социальная ценность, место в общественной иерархии (социальный статус).

В зарубежной психологии понятие умственного развития не получи­ло широкого распространения. Чаще всего те психологические характе­ристики, которые в отечественной психологии трактуются в связи с по­нятием умственного развития, за рубежом рассматриваются в свете изучения интеллекта, умственных способностей, развития мышления.

Вопрос о соотношении понятий «умственное развитие» и «интел­лект» заслуживает особого внимания, так как они часто рассматрива­ются как синонимы или отождествляются. Несмотря на огромное ко­личество работ, посвященных исследованию природы интеллекта, попыток определить его и выяснить его структуру [1; 77; 78; 79 и др.], к настоящему времени эти вопросы нельзя считать решенными. Много­значность использования этого понятия (и как биологической характе­ристики, и как общей способности, и как умений выполнять задания тестов интеллекта) мешает взаимопониманию разных исследователей, делает невозможным его употребление в психологической практике.

Трудность усугубляется еще и тем, что если проанализировать об­щую историю психологической идеи интеллекта, то можно увидеть, что интеллект всегда трактовался учеными как общая способность (или со­вокупность способностей), проявляющаяся в разных видах интеллек­туального выполнения, т. е., по сути, отождествлялся с умом в житей­ском понимании. Поэтому если использовать термины «интеллект» и «умственное развитие» как взаимозаменяемые, может возникнуть со­блазн оценивать умственные способности на основании определения уровня умственного развития. Важно сразу отметить, что не следует отождествлять понятия «умственное развитие» с понятием «умствен­ные (интеллектуальные) способности». Умственные способности и уровень умственного развития соотносятся между собой примерно так же, как любая способность соотносится с уровнем достижений в соот­ветствующей деятельности. Не всегда низкий уровень достижений мо­жет означать отсутствие способностей, а по уровню умственного разви­тия нельзя судить об умственных способностях человека. Тем не менее нельзя не признать, что уровень умственного развития зависит, среди прочих факторов, и от умственных способностей. Прав, на наш взгляд, Н. С. Лейтес, утверждая: «Подлинное умственное развитие, очевидно, не является чем-то внешним по отношению к способностям. Внутренняя близость, в некоторых отношениях единство умственного развития и умственных способностей не могут вызывать сомнений» [44, с. 237-238].

Читайте также:  Консультация развитие мелкой моторики ребенка

Вместе с тем очевидно, что уровень умственного развития обусловлен многими факторами, такими как условия жизни, методы обучения, сфера интересов и направленность личности, характер и пр. Уровни умственного развития отражают этапы проявления формирующихся способностей в специфических для индивида средовых условиях, на фоне развивающейся личности.

Таким образом, понятие «умственное развитие» имеет собственное психологическое содержание, которое мы кратко охарактеризуем.

Отметим сначала ряд базовых положений, которые разработаны в отечественной психологии и являются важнейшими в трактовке умственного развития.

  • Умственное развитие, являясь динамической системой, рассмат­ривается как детерминированное взаимодействие ряда факторов (природно-наследственных, социокультурных, индивидуально-пси­хологических). Оно отчасти зависит от созревания органической ос­новы, особенно мозга и нервной системы. Созревание морфологи­ческого субстрата создает, с одной стороны, необходимые предпосылки для психического (в том числе и умственного) развития, а с другой стороны, меняется под воздействием функционирования соответству­ющих органических систем в процессе осуществления деятельности [41; 49]. Так, например, говорить и понимать речь (а это составляющие умственного развития) ребенок начинает в определенном возрасте, когда сформировались некоторые анатомо-физиологические структу­ры (определенные отделы коры головного мозга).

Но основной источник умственного развития — разнообразные со­циальные влияния и, прежде всего, воспитание и обучение, в ходе кото­рых молодым поколениям передается опыт человечества в виде зна­ний, умений, навыков. Умственное развитие человека зависит как от микросреды (семьи, школы, сферы общения), так и от общественных условий в целом, определяющих объем и содержание знаний и уме­ний, необходимых человеку в каждый период его жизни.

  • Умственное развитие ребенка носит стадиальный характер, что объяснимо в первую очередь возникновением на каждой возрастной ступени специфических предпосылок для усвоения нового социаль­ного опыта, для овладения новыми способами деятельности, для фор­мирования новых психических процессов.
  • Умственное развитие протекает весьма различно в зависимости от условий жизни и воспитания ребенка. При стихийном, неорганизо­ванном развитии его уровень снижен, несет на себе отпечаток непол­ноценного функционирования психических процессов.

Хотя проблемам умственного развития посвящено довольно боль­шое число психологических исследований, все еще существуют опре­деленные трудности в его трактовке, обусловленные отсутствием единой теоретической базы для его описания. С этим связано много­образие показателей, которые рассматриваются разными исследова­телями для оценки уровня умственного развития.

4. Термин уровень умственного развития используется в качестве кри­терия умственного развития, отражающего количественные и качествен­ные изменения, происходящие в когнитивных характеристиках индиви­да со временем, а также для определения отдельных этапов развития.

Понимая умственное развитие человека как качественно своеоб­разный тип его функционирования, Л. С. Выготский, Д. Б. Элько-нин, В. В. Давыдов рассматривают уровни умственного развития с позиции психологических новообразований, возникающих в связи с переходом психологической системы на новый уровень функцио­нирования [20; 28; 81].

Обращаясь к анализу умственной деятельности учащихся, осуществ­ляемой в процессе обучения, к характеристике целостной учебной дея­тельности, ряд психологов принимают в качестве показателей уровней умственного развития следующее:

  • способность усваивать знания и приемы работы [4];
  • накопление знаний, умений, навыков [12; 32; 50];
  • интериоризацию, т. е. преобразование практических, внешних, предметных действий в умственные действия [22; 69; 70];
  • способность к обобщенному переносу умственных действий на новый материал, в новые условия [39].

Часть психологов ищут показатели уровней умственного развития в особенностях психических процессов индивидов, преимущественно в характеристиках мышления и памяти. Это объясняется тем, что именно отмеченные психические функции обеспечивают усвоение поступаю­щей информации и адаптацию индивида к окружающей среде, что и яв­ляется, в конечном счете, целью функционирования когнитивной сфе­ры человека. Так, в качестве показателей уровня умственного развития рассматриваются:

  • развитие мыслительных операций [12; 50; 46; 48];
  • оперирование абстрактными отношениями, содержательные обоб­щения, теоретическое мышление [28; 33];
  • логическое мышление, анализирующее наблюдение [34];
  • способность действовать «в уме» — внутренний план действий [58];
  • степень дифференциации когнитивных структур [79].
Читайте также:  Обложка для карты развития ребенка

Особо следует выделить показатели творческого мышления, кото­рыми также характеризуют умственное развитие:

  • творческое преобразование материала в проблемной ситуации [74];
  • прогнозирование, целеполагание [13; 74];
  • гибкость мышления, умение находить новые способы решения [58];
  • интеллектуальную инициативу как продолжение за пределами требований задачи поиска новых знаний [11].

Специально остановимся на соотношении умственного развития с такой характеристикой, как обучаемость, которую иногда рассмат­ривают как показатель его уровня. Обучаемость в психологии опреде­ляют следующим образом:

  • как восприимчивость к обучению [4];
  • как способность достигать в более короткий срок более высокого уровня усвоения [50];
  • как сложную динамическую систему интеллектуальных свойств личности, качеств ума, от которых зависит продуктивность учеб­ной деятельности [60].

Чаще всего под обучаемостью понимают индивидуальную способ­ность к усвоению знаний, проявляемую в легкости и быстроте их при­обретения и использования. Тогда основным показателем обучаемости выступает «темп продвижения» [40]. В исследованиях Н. А. Менчин-ской, 3. И. Калмыковой, А. Я. Ивановой установлено, что чем выше обучаемость, тем быстрее и легче приобретает ученик новые знания, тем выше темп его умственного развития [37; 40; 50].

Однако, признавая исключительную важность обучаемости как харак­теристики умственного развития, нельзя, тем не менее, согласиться с их отождествлением, с представлением о том, что по обучаемости можно судить об уровне умственного развития. Н. С. Лейтес на основе собствен­ных исследований пришел к выводу о том, что сближение этих понятий является обоснованным лишь до определенного предела. В первые годы жизни возрастание уровня умственного развития сопровождается рос­том обучаемости, причем обучаемость в этот период чрезвычайно вели­ка. Однако в школьном возрасте уровень умственного развития продол­жает возрастать от младших классов к старшим, а обучаемость не прогрессирует аналогичным образом. Напротив, «обучаемость школьни­ков младших классов в некоторых отношениях превосходит обучаемостьшкольников последующих классов» [44, с. 239-240]. Поэтому нельзя оце­нивать уровни умственного развития и обучаемости без учета возраст­ных особенностей индивидов. Неправомерно считать обучаемость все­объемлющей характеристикой умственного развития.

Есть свои ограничения и у других рассмотренных выше показате­лей умственного развития. Общий недостаток прежде всего состоит в их сосредоточенности только на отдельных сторонах мышления, а также отнесенности к одному виду деятельности (учебной). Кроме того, некоторые из них недостаточно дифференцируют индивидов и не всегда приложимы к индивидам разных возрастов. Так, с помощью внутреннего плана действий можно измерить индивидуальные разли­чия в умственном развитии только у детей до 12-13 лет, так как к этому возрасту завершается формирование этой стороны умственного раз­вития у всех детей.

Таким образом, ни один из выделяемых показателей умственного развития не является исчерпывающим, полностью отражающим осо­бенности когнитивной сферы индивидов на отдельных этапах развития. Вряд ли возможно найти универсальную характеристику умственно­го развития, которую с одинаковой успешностью можно было бы при­менить для его оценки у человека любого возраста независимо от об­разования, условий жизни, опыта основной деятельности. Нельзя не согласиться с Л. С. Выготским, который считал, что не может быть оди­наковых единиц для измерения всех ступеней в развитии интеллекта, каждая качественно новая ступень требует своей особой меры [20, т. 4]. На каждом этапе в умственном развитии на первый план выдвигаются разные его составляющие (компоненты). Найти наиболее чувстви­тельные и значимые в каждом возрасте компоненты умственного раз­вития и адекватные методы их измерения — важная задача психолога.

Продолжение:

§ 2 Умственное развитие как единство содержательного и операционального компонентов

Источник

Раиса Маркс
Диагностика развития дошкольника

Диагностика развития дошкольника.

В последнее время в системе дошкольного образования все большее распространение получает практика проведения психолого-педагогической диагностики, в том числе тестирования, детей дошкольного возраста.

Читайте также:  Методика выявления уровня развития ребенка

Диагностика – деятельность, направленная на постановку диагноза (диагноз – распознание, греч.).

Виды диагностики:

психологическая — психическое состояние ребёнка (изучение индивидуальных особенностей ребёнка, познавательных процессов и эмоциональной сферы;

педагогическая — освоение ребёнком образовательной программы;

Реализация в образовании личностно – ориентированного подхода предполагает построение педагогического процесса на диагностической основе. Диагностика развития детей дошкольного возраста призвана помогать педагогам и родителям ребенка правильно строить с ним педагогическое общение.

Принципы организации диагностической работы:

1. Диагностическая работа должна проводиться на законных основаниях,с соблюдением нормативно-правовых документов: Конвенции о правах ребёнка; «Базовый компонент педагога-психолога» Ростовской области; Закона Российской Федерации «Об образовании»; приказов и инструктивных писем Министерства образования РФ; Устава образовательного учреждения; Договора с родителями; решений педагогического совета ОУ; приказов руководителя ОУ.

2. Принцип научности – предполагает, что диагностическая работа в ОУ должна опираться на научные исследования.

3. Принцип этичности – предполагает, что диагностическая работа должна проводиться с соблюдение этических норм и правил.

4. Принцип оптимальности – предполагает, что минимальными усилиями должно быть получено достаточное количество диагностической информации.

Формы проведения диагностики могут быть групповые и индивидуальные, письменные.

Виды диагностики

В работе педагогом-психологом ОУ используются следующие виды диагностики:

1. Скрининговая диагностика Диагностика проводится с группой детей и направлена на выделение детей, имеющих какие- либо особенности развития и нуждающихся в дополнительной развивающей или коррекционной работе.

2. Углубленная психологическая диагностика проводится после скрининговой диагностики, проводится индивидуально или в малых группах.

3. Итоговая диагностика. Цель данного вида диагностики – оценить состояние ребенка по окончании курса коррекционной работы.

Наиболее приемлемыми методами диагностики являются: наблюдение, беседа, анкетирование, диагностика с помощью тестов.

Анкетирование и наблюдение, являются наиболее распространенными исследовательскими методами. Анкетирование обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые (наряду с данными, полученными при помощи других исследовательских методов) используются при составлении анкет.

Беседа – один из методов исследования поведения. Беседу также можно проводить с группой, когда воспитатель задает вопросы всей группе и следит, чтобы в ответах присутствовало мнение всех членов группы, а не только самых активных.

Тест – стандартизированное задание, результат выполнения которого позволяет измерить психологические характеристики испытуемого. Таким образом, целью тестового исследования является испытание, диагностика определенных психологических особенностей человека, а его результатом – количественный показатель, соотносимый с ранее установленными соответствующими нормами и стандартами.

Педагогическое обследование проводиться два раза в год: в начале учебного года и второе — в мае, конце учебного года; возможно третье в середине учебного года для воспитанников группы риска (ПМПк). Педагогическое обследование проводится по всем разделам программы для детей ПМПк, кроме специальных (музыкальное и физическое, которое проводится только в начале и конце года.

Психологическое обследование проводится по разработанным и утверждённым МО педагогов-психологов диагностическим программам развития познавательного уровня детей с учётом возрастных норм психического развития.

Диагностика развитияпознавательного уровня каждого возраста предполагает два среза в течение года: — начало года (сентябрь, октябрь) с целью обеспечения индивидуального подхода гармонизации познавательной сферы ребёнка, выработки рекомендаций педагогам и родителям; — конец года (апрель, май) — отслеживание динамики развития, оценка уровня развития познавательной сферы у дошкольников.

Диагностика эмоционально-волевой и личностной сферы проводится со средней группы в начале года с целью оценки эмоционального состояния ребёнка, наличия тревожности, агрессивности и страхов. Диагностика проводится индивидуально с детьми и с помощью анкетирования педагогов по оценке агрессивности, тревожности, гиперактивности. Используются проективные методики для выявления эмоциональных особенностей дошкольников: тест «Рисунок семьи» Г. Т. Хоментаускаса, графическая методика «Кактус», М. Панфиловой.

После проведённой диагностики даются рекомендации педагогам и родителям, дети группы «РИСКА» выводятся на ПМПк.

Источник