Тенденция развития прав ребенка

Тенденция развития прав ребенка thumbnail

24. 12. 2019

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка на итоговой пресс-конференции за 2019 год обозначила положительные и негативные тенденции в сфере детства за последние 10 лет – время существования Института уполномоченных по правам ребенка, перечислила некоторые планы на будущее, а также основные задачи, над которыми работал институт в этот период, в том числе в текущем году.

Детей в России за 10 лет стало больше на 16% — 30 213 330 на 1 января 2019 года (на 1 января 2010 года – 26 055 414), сообщила Анна Кузнецова.

К положительным изменениям в демографической сфере детский омбудсмен отнесла снижение показателей младенческой смерности в России на 42,2%; к отрицательным – снижение коэффециента рождаемости (до 10,9 в 2018 году с 12,4 в 2009).

В сфере здравоохранения как негативный момент она отметила устойчивую тенденцию увеличения количества заболеваний, зарегистрированных у детей (на 5,6%) при улучшении качества диагностики, а также рост числа детей с инвалидностью (на 18%). Относительно положительным моментом Уполномоченный назвала уменьшение количества несовершеннолетних с психическими расстройствами за 10 лет (более чем на 8%), отметив, однако, что в последние годы эта цифра опять пошла на увеличение (на 2%).

В образовании остается, по ее словам, относительно неизменной ситуация с нехваткой мест в детских садах: на 100 мест приходится 105 детей, в 2018 году охват детей возраста 1-6 лет услугами дошкольных образовательных учреждений составил 67,2%. Положительная тенденция: за 10 лет на 30% увеличился охват детей дополнительным образованием, но за последние три года есть некоторая тенденция к снижению – на 5,9%. Лишь каждый третий ребенок занят подобного рода формами досуга, сообщила Анна Кузнецова.

В сфере безопасности отрицательной тендецией она назвала увеличение количества преступлений против половой неприкосновенности детей (за 10 лет на 41,7%). Положительная статистика: снижение в целом количества преступлений в отношении несовершеннолетних (на 9%), снижение численности детей, состоящий на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних (на 54,2% ), также на 50% снизилась численность детей, совершивших преступления, сообщила детский омбудсмен.

Говоря о положении детей-сирот, Анна Кузнецова отметила негативную тенденцию увеличения в 3,6 раза численности детей-сирот, состоящих на учете на получение жилья, положительным моментом стало снижение на 56% численности детей, находящихся в детских домах, на 57,7% — в домах ребенка.

Также Анна Кузнецова перечислила ряд тенденций в развитии Института уполномоченных по правам ребенка за 10 лет. Так, по ее словам, принятие закона «Об Уполномоченных по правам ребенка» заложило основу того, что институт стал большой единой командой, систематически участвует в законотворческой деятельности (в 2019 году даны заключения на порядка 70 законопроектов, в 2018 — 50).

Детский омбудсмен сообщила о росте на 100% числа обращений в адрес института за 10 лет, систематизации взаимодействия со всеми органами исполнительной власти, со многими из которых заключены договоры о взаимодействии, активной работе с общественными организациями, которая была налажена практически с нуля: сейчас до тысячи общественных активистов участвуют в выработке решений и анализе законодательных инициатив. Анна Кузнецова отметила развитие международной деятельности: только за последние 3 года подписаны меморандумы с Финляндией, Киргизией и Казахстаном.

Кроме того, по ее словам, в практику работы был введен такой такой формат, как мониторинг, который стал важным инструментом получения обратной связи. Было проведено порядка 20 мониторингов (по питанию детей в школах, ситуации в детских домах-интернатах (ДДИ) и пр.). Также институт уполномоченных стал выходить в суды, на данный момент участвует в нескольких десятках процессов, сообщила детский омбудсмен. С рабочими визитами, по ее словам, аппарат Уполномоченного посетил все регионы РФ, проверены все ДДИ.

Также Уполномоченный рассказала, чего удалось добиться в текущем году, на этом этапе работы. Это внесение изменений в строительные нормы для профилактики выпадения детей из окон, введение единой системы подчиненности организаций для детей-сирот, принятие решения о разработке совместно с Минтрудом плана совершенствования работы ДДИ, внедрение проекта «Социальный навигатор» (прорабатывается вопрос запуска проекта в Москве и Санкт-Петербурге).

Читайте также:  Центр дошкольного развития ребенка ростов

Кроме того, Аппарат Уполномоченного добивается создания специальной программы по обеспечению жильем детей-сирот и уже есть поручение главы Правительства РФ разработать такую программу. По инициативе детского омбудсмена решается вопрос с проведением в школах «Уроков семейного счастья», сейчас они включены во ФГОС и находятся на стадии согласования. Также расширен перечень лекарств, которые закупаются за счет государственного бюджета, Анна Кузнецова заявила, что продолжит добиваться перевода всех нозологий на федеральный уровень.

Также в текущем году, по ее словам, устанена практика «разных столов» в школах 14 регионов РФ, выявленная при мониторинге питания детей. Кроме того, были внесены предложения по профилактике суицидов среди несовершеннолетних, осуществлен вывоз детей из зон военных конфликтов на Ближнем Востоке, и эта работа будет продолжена.

Она поблагодарила журналистов за совместную работу, неравнодушие к проблемам детей, отметив увеличение числа публикаций на эту тему в 2019 году на 25%. И рассказала о состоянии детей, столкнувшихся с недетскими проблемами в своей жизни, внимание к которым было приковано в этом году благодяря СМИ. Это, в частности, девочка Люба, найденная в замусоренной квартире, Айша из Ингушетии, подвергавшаяся истязаниям в семье родственников, а также подросток, против которого было возбуждено уголовное дело после того, как он в сердцах ударил по капоту автомобиля, наехавшего на его собаку. Сейчас Любе подобрана приемная семья, Айша готовится к выписке и будет жить с родной матерью, есть предложение по протезированию, а дело против подростка было закрыто, подаренный ему щенок уже успел подрасти.

Пресс-служба Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка

Источник

«Священно не общество, не государство,
не нация, а Человек…»

Н.Бердяев

ПРОБЛЕМА

Значение правового воспитания в современном
обществе невозможно переоценить. Правовая
культура — это гарантия независимого мышления
молодых людей, формирование навыков ориентации в
сложных жизненных коллизиях и, в конечном счете, —
воспитание здорового и полноценного поколения.

Сегодня правовое воспитание должно стать
приоритетным направлением работы с молодежью.
Недаром в своем первом обращении к российскому
парламенту Президент РФ Дмитрий Медведев
вспомнил слова известного русского правоведа
Бориса Чичерина о том, что в праве, как известно,
следует видеть не только продукт практической
пользы, а «условие истинно человеческого
существования». Глубокое знание своих прав и
свобод, определенных в Основном законе РФ, в
российских и международных законах и
декларациях, умение применить эти знания на
практике — основные принципы современного
правосознания.

Юношеский возраст — возраст самоопределения —
жизненного, личностного, профессионального.
Самоопределение характеризуется не только
пониманием себя, своих возможностей и
стремлений, но и пониманием своего места в
обществе и жизненного предназначения.

Однако в молодежной среде культивируются
негативные стереотипы поведения, получают все
большее распространение алкоголизм и
наркомания, укореняется эгоистическая и
иждивенческая психология. Неопределенность
настоящего, неуверенность в будущем,
безработица, трудности, связанные с получением
образования, падение престижа ряда профессий
порождают критическое отношение к учебе, ведут к
примитивности сознания, а многих подростков
толкают в криминальную среду. Нынешняя молодежь
быстро взрослеет. Отечество предстает перед нею
как дом, в котором идет постоянный ремонт. Ее
мировоззрение, система нравственных ценностей
складываются в мире острых противоречий,
правового нигилизма и социальной
незащищенности. Преступление — это социальное
зло, а преступление несовершеннолетних — зло
увеличенное во много раз. Нужно всеми силами
бороться за каждого человека, чтобы никто не
пропал для общества. В уголовном кодексе
заложена главная идея: исправить и перевоспитать
несовершеннолетнего правонарушителя. Но ведь
никто не знает, каким он выйдет из
воспитательно-трудовой колонии, станет ли на
правильную дорогу. Вот почему необходимо вести
активную предупредительную деятельность.

Поэтому на сегодняшний день особенно
актуальной становится вопрос о формировании мер
действенной социальной профилактики и
воспитания законопослушных граждан. Разрешение
данной проблемы обусловило разработку и
реализацию проекта «Права ребенка: проблемы и
перспективы».

Проект «Права ребенка: проблемы и
перспективы» — это коллективный поиск
обновления современного воспитательного
процесса, позволяющего максимально
удовлетворить интересы подрастающего поколения
в их личностном развитии. Развитие может
осуществляться только в собственной
деятельности и общении (во взаимодействии
человека с внешним миром, людьми). Деятельность
детей должна быть специально организована.
Поэтому данный проект призван, через систему
творческих дел активизировать жизненную
активность подрастающего поколения в
направлении развития таких качеств, как правовое
поведение, гражданская позиция, мой выбор,
патриотизм, ответственность за свои поступки, в
этом его несомненная актуальность.

Читайте также:  Развитие ребенка неделя за неделей

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель проекта: развитие личности,
направленной на формирование правосознания и
правовой культуры, социально-правовой
активности через комплекс творческих дел
практической направленности.

Задачи проекта:

  • информирование и обучение правым знаниям и
    применение полученных знаний на практике;
  • организация совместной социально-значимой
    деятельности взрослых и детей;
  • создание условий для реализации детского
    творческого потенциала и личной инициативы в
    решении поставленных задач и представлении
    результата своей деятельности;
  • выявление и поддержка учащихся, проявляющих
    склонность к изучению правовых знаний, ведущих
    активную исследовательскую работу, привлечение
    научной и педагогической общественности города
    к работе с юными правоведами;
  • воспитание гражданской ответственности,
    уважение к правам и свободам другого человека,
    демократическим правовым институтам,
    правопорядку.

Целевая группа проекта

Прямая группа — учащиеся школ города
(возрастная группа 12-16 лет).

Косвенная группа — учреждения образования,
родительская общественность, социум, СМИ.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Для успешной реализации проекта, на 1-м этапе,
организаторы проекта знакомятся с общей
концепцией проекта, разрабатывают положения
конкурсных программ, составляют уточненный
график реализации проекта, выработают командный
подход для достижения задач проекта «Права
ребенка: проблемы и перспективы», создают Web —
сайт проекта и организуют работу Интернет-форума
«Права ребенка: мифы и реальность».

На 1 — этапе запускается две игры: 1 -я игра
«Права ребенка» — организована для обучающихся
гимназии: первый этап круглый стол «Жить —
значит действовать», 2-1 игра
телекоммуникационный проект «Имею право!». В
ходе реализации игр формируются команды и
создается банк данных участников проекта

На 2-м этапе будут проведены встречи с
представителями высших учебных заведений
«Право на образование», викторина «Знатоки
права».

На 3-м этапе проводится акция «Право на труд», в
результате которой обучающиеся подготовят
пришкольный участок к зиме, конкурс на
изготовление плакатов по теме «Международное
право».

На 4-м этапе организуется благотворительная
акция «Право на жизнь», оказана материальная
помощь детям, проживающим в детских домах,
составлены конкурс презентаций «Один день из
жизни инспектора по делам несовершеннолетних».

На 5-м этапе состоится научно-практическая
конференция для учащихся школ города и
родительской общественности и конкурс эссе «О
праве в шутку, и серьез». В результате будет
выпущен сборник тезисов научных работ учащихся
по праву.

На 6-м этапе будет проведён фестиваль детского
творчества «Имею право», в работе которого
примут участие команды-участницы проекта,
родительская общественность. Фестиваль призван
акцентировать «веер» интеллектуальной,
творческо-практической деятельности подростков
города для воспитания личности, обладающей
высоким уровнем правового самосознания. Также
будут проведены спортивные соревнования «Право
на отдых», где учащиеся реализуют свое право на
здоровый образ жизни. Состоится спортивная игра
«Право на отдых».

На 7 -м этапе будет организована
интеллектуальная игра «Права ребенка: проблемы
и перспективы».

На 8 этапе будет составлен финансовый и
аналитический отчет.

Эффективность проведения мероприятий в рамках
проекта будет оцениваться по результатам
фестиваля детского творчества, интеллектуальной
игры и отзывам участников данного фестиваля. Во
время проведения мероприятий будет вестись
фоторепортаж, по завершению которого будут
подготовлены фотоматериалы, часть материалов
будет отправлена в СМИ.

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

ЭтапыМероприятиеРезультат
1 этапуточнение и решение организационных
вопросов по реализации проекта
организаторы проекта ознакомятся с
общей концепцией проекта, выработают командный
подход для достижения задач проекта, составят
уточненный график реализации проекта,
разработают положения мероприятий проекта
информация учебных заведений города о
начале реализации проекта,

создание Web — сайта
проекта,

организация Интернет-форума «Права ребенка:
права и обязанности»,

консультации по осуществлению проекта

СМИ, учебные заведения города будут
проинформированы о начале проекта, его целях и
задачах, будет создано

Web — сайт проекта,

начнется обсуждение перспектив развития
города на Интернет-форуме «Права ребенка: права
и обязанности», осуществлены консультации по
реализации проекта

Круглый стол «Жить — значит
действовать!»

Запуск Интернет — проекта «Имею
право!»

Встреча с представителями правовых
структур, расширение знаний по праву,
изготовление пресс-релизов о встрече
2 этап«Право на образование»: встреча с
представителями высших учебных заведений
правовой направленности

Интернет — проекта
«Имею право!»

Разрешите представиться! (визитка)

«Знатоки права» (викторина)

Пресс-релиз о встрече

Создается банк данных участников проекта

3 этап«Право на труд»: акция по пришкольного
участка к зиме

Интернет — проекта «Имею
право!»

«Международное право» (изготовление плакатов)

Пресс-релиз о трудовой деятельности

Плакаты «Конвенция о правах человека»

4 этап«Право на жизнь»: благотворительная
акция детям проживающим в детских домов

Интернет
— проекта «Имею право!»

«Один день из жизни инспектора по делам
несовершеннолетних» (презентация)

Пресс — релиз об акции

Презентация о деятельности инспектора по делам
несовершеннолетних;

5 этап«Авторское право»:
научно-практическая конференция

Интернет —
проекта «Имею право!»

«О праве и в шутку, и серьез» (эссе)

Сборник тезисов научных работ учащихся

Сборник
детских работ «О праве и шутку, и серьез»

6 этап«Право на отдых»: спортивные
соревнования

Интернет — проекта «Имею право!»

«Имею право!» (фестиваль детского творчества)

Пресс-релиз о спортивных соревнованиях

Выставка детского творчества

7 этап«Права ребенка: проблемы и
перспективы»: интеллектуальная игра
Интеллектуальная игра, выставка
пресс-релизов, чествование победителей
 информирование в СМИ о результатах
проекта
подготовлена информация для СМИ,
предполагается появление в прессе не менее 3-х
публикаций о результатах проекта
Читайте также:  Уроки развития для ребенка 6 лет

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА

Создан банк данных участников проекта «Права
ребенка: проблемы и перспективы» и составлен
рейтинг информированности учебных заведений по
правовой культуре, что даст возможность
проанализировать уровень знаний по праву,
выявить существующие проблемы в этом
направлении. Критерий оценки — анализ
результатов банка данных.

Создана фотовыставка «Жить — значит
действовать!» и выпущен сборник плакатов
«Конвенция о правах человека». Это позволит
актуализировать в сознании подростков проблемы
правового поведения в обществе, осознать роль
права в системе человеческих отношений. Критерий
оценки — метод компетентных лиц.

Составлен сборник презентаций «Один день из
жизни инспектора по делам несовершеннолетних»
на электронном носителе, который даёт
возможность учащимся получить новую информацию
о деятельности инспектора по делам
несовершеннолетних, а также проявить свой
творческий потенциал, проявить свою гражданскую
позицию. Критерий оценки — метод компетентных
лиц.

Проведена научно-практическая конференция,
издан сборник материалов научных работ учащихся
города по праву, что даёт возможность подросткам
осваивать такой вид деятельности, как
научно-исследовательская. Критерий оценки —
организация совместной социально-значимой
деятельности взрослых и детей по воспитанию
ключевых компетенций у подростков.

Организована интеллектуальная игра «Права
ребенка: проблемы и перспективы» и проведён
фестиваль детского творчества «Имею право!»,
организованные среди подростков, которые в
творческом ракурсе покажут значимость знаний по
праву. Помогут презентовать результаты данного
проекта, сделать выводы, наметить планы на
будущее в направлении работы с молодёжью, тем
самым будет начат общественный диалог. Критерий
оценки — отзывы участников фестиваля о проекте.

Работа со СМИ позволит информировать граждан
города о сути и результатах проекта, и главное,
донести информацию о необходимости совместной
работы по воспитанию личности, обладающей
высоким уровнем правового самосознания,
развитым интеллектом, творческими способностями
и владеющей практическими умениями,
необходимыми в новой социокультурной ситуации.
Критерий оценки — публикации в СМИ, отзывы на
Интернет-форуме.

ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА

Предполагается, что данный проект найдет свое
продолжение после окончания финансирования в
силу следующих обстоятельств: актуальности
проекта, заинтересованности государственных
органов, учреждений образования города,
социально ориентированных общественных
организаций. Отзывы участников данного проекта
дадут возможность разработать новые направления
по воспитанию подростков и молодёжи. На базе
гимназии будет создана мини-типография для
установления партнерских отношений учебных
заведений с социумом, развития государственного
самоуправления, организации социально значимой
практики учащихся.

Источник