Тема этапы развития ребенка

Тема этапы развития ребенка thumbnail

Ребенок – это не только источник постоянного позитива для родных и близких, но, главное, человек, который растет и развивается. При этом каждый этап его развития сопровождается формированием различных умений, знаний, навыков, личных качеств и особенностей характера. Следует понимать это , а еще досконально знать основные этапы развития ребенка, которые имеют свои особенности протекания и различные классификации.

Возрастные этапы развития детей

Основные этапы развития детей делятся на следующие категории согласно определенному возрасту:

  • внутриутробныйэтапы развития ребенка (280 дней беременности);
  • младенческий (первый год жизни);
  • ранний (до трех лет);
  • дошкольный;
  • младший школьный (с первого по седьмой класс);
  • старший школьный.

Каждый этап имеет свои особенности. Чтобы понять все прелести каждого, их следует разобрать подробнее. Это поможет родителям понять, на чем сделать акценты в воспитании ребенка и его физиологическом развитии.

Внутриутробное развитие

Один из самых важных этапов в жизни человека – внутриутробный. Но в этот период от малыша ничего не зависит – все в руках мамы и частично папы. Во время этапы развития ребенкабеременности у плода закладываются системы всех органов, вследствие чего кроха начинает слышать, видеть и дышать.

Еще в утробе, на четырнадцатой неделе беременности, малыш способен запомнить тембр голоса своей мамы! Но и это не все – еще он может запоминать музыку, особенно наиболее любимую беременной, если она регулярно ее слушает.

Именно поэтому специалисты рекомендуют будущим мамам сменить свои приоритеты и вкусы в пользу классической музыки, которая имеет сильное успокаивающее свойство. Также маме и папе рекомендуется регулярно общаться с крохой: разговаривать, читать вслух стихи и сказки, поглаживать живот.

Младенчество

Младенчество – еще один особенный этап для каждого человека. Он самый стремительный и показательный в жизни малыша, который всего за один год превращается «из гусеницы в бабочку» – из полностью зависящего от мамы младенца в самостоятельного человечка.

В этот период ребенок особенно уязвим и требует правильного ухода и повышенного комфорта. Все это – задача родителей, которые должны не только максимально облегчить всевозможные дискомфортные ситуации, но и помочь малышу в развитии, например, когда он начинает поднимать головку, ползать, сидеть и ходить.этапы развития ребенка

Ребенку нельзя запрещать познавать мир через тактильные ощущения, посредством прикосновений. Пусть трогает, пробует, прикасается и даже «лапает» испачканными ручонками. Зачем? Чтобы развиваться духовно, интеллектуально и физически!

С полугода кроху не стоит ограничивать в передвижении, так как он начинает познавать пространство. Ему необходимо его изучить, а для этого следует ползать и «гулять» в ходунках по квартире или дому.

К году у малыша появляется понимание правил пользования предметами, кроме того, что он уже умеет перекладывать их из коробки в коробку, складывать маленькие предметы в большие, открывать и даже откручивать крышки.

Ранний этап

Длительность раннего этапа равна двум годам – от года до трех лет. В это время самым важным является социальное взаимодействие. Ребенок учится налаживать отношения со взрослыми и детьми, знакомиться, дружить, получать удовольствие от общения. Кроме того, появляется желание стать более самостоятельным и этапы развития ребенканезависимым от родителей, так как к малышу приходит осознание и принятие себя как полноценной личности.

Кроха начинает много фантазировать, думать, оценивать, прогнозировать. А еще в этом возрасте он приобретает большое количество навыков, среди которых:

  • стройка за́мков из кубиков;
  • складывание простых пазлов;
  • попадание в мяч ножкой;
  • выполнение простых просьб взрослых;
  • складывание фраз из пяти слов;
  • рисование прямой вертикальной линии;
  • декламация четверостиший и потешек;
  • знание частей своего тела и их расположения;
  • пользование горшком и туалетом;
  • самостоятельное употребление пищи и жидкости;
  • разрезание бумаги и правильная фиксация ножниц рукой;
  • умение мыть и вытирать руки.

В конце раннего этапа развития ребенка может посетить первый в его жизни кризис – так называемый кризис трех лет. Каждый малыш переносит его по-своему в зависимости от индивидуальных особенностей психики и отношений в семье. Одни проявляют негативизм, другие становятся чрезмерно упрямыми, а третьи превращаются в маленьких агрессоров. И лишь небольшая часть детей приобретает положительные качества в виде уступчивости и мягкости.

Все это самые обычные формы поведения в кризисном возрасте. Стоит ли родителям терпеть новые привычки этапы развития ребенкамалыша, или же от них следует избавиться? Ни первое, ни второе. Ведь своим поведением ребенок говорит, а иногда кричит о том, что он хочет больше внимания к себе. А его к этому возрасту, как правило, становится меньше: родители перестают переживать по любому поводу, ведь ребенок обретает самостоятельность и не требует постоянного наблюдения, вследствие чего начинают уделять больше времени себе, друг другу, работе, дому, общению с друзьями. Это беспокоит кроху, ведь он к такому не привык и хочет, чтобы все было как прежде, когда мир крутился вокруг него, а он в этой вселенной был центром. Что делать? Просто проводить с сыном или дочкой больше времени, при этом поощряя хорошее поведение и не акцентируя внимания на плохом.

Не говорите ребенку «не бегай». Скажите: «подойди ко мне спокойно». Слова «не кричи» замените на «говори потише». «Ты так ударишься, упадешь, убьешься» звучат как приказ к действию, а еще говорят о неотвратимости удара и падения. А ведь их можно заменить всего на два слова: «это опасно». Можете добавить: «Я переживаю за тебя. Твое поведение и поступки могут иметь такие-то последствия». Старайтесь избегать негатива, ведь его и так достаточно в жизни человека – во взрослой жизни. А детство – это та пора, которая должна быть наполнена только приятными эмоциями, позитивом, радостью, смехом, беспечностью и огромным счастьем безоговорочной любви родителей, вне зависимости от кризисов и поведения ребенка.

Читайте также:  Развитие ребенка на десятом месяце жизни

Дошкольный возраст

Для малыша этот этап начинается с трех лет и заканчивается поступлением в школу. В это время закладываются личностные качества крохи, происходит развитие этапы развития ребенкаиндивидуальных механизмов поведения, которые будут присущи человеку на протяжении всей жизни.

Ребенок дошкольного возраста – это губка, впитывающая как информацию, так и манеры поведения. Например, если мама будет требовать от ребенка, чтобы он не кричал, и при этом сама будет регулярно повышать голос, то сын или дочь ничему не научатся. Этот период воспитывает не только детей, но и их родителей. Не зря говорят: хочешь воспитать ребенка – воспитай себя, так как он все равно вырастет твоей копией. Об этом следует задуматься каждому родителю. А еще лучше – взяться за собственное перевоспитание!

Пример для подражания – это то, необходимо малышу в данный момент. И этот пример должен быть положительным. К слову, примеров может быть много. Часто у идеальных родителей растут совершенно несносные дети. В этом случае следует обратить внимание на поведение людей, с которыми ребенок общается наравне с родителями: бабушек и дедушек, друзей по песочнице и саду, детей знакомых, регулярно бывающих в гостях. Все эти люди также могут быть примером для подражания, особенно если у ребенка с ними налажен эмоциональный контакт и он ими восхищается.

Во время дошкольного периода следует начать готовить малыша к школе, развивая его внимание, память, мышление, этапы развития ребенкавоображение и т.д. Кроме того, ребенок должен научиться брать на себя ответственность – за поступки, ситуацию, человека.

Данный возрастной период также имеет свой кризис – кризис шести лет, который выражается демонстративной формой поведения. Настроение ребенка может меняться ежеминутно, при этом он постоянно жеманничает, кривляется и манерничает. Все это связано с быстрым ростом, изменением пропорций тела, появлением постоянных зубов и психологическими изменениями – осознанием себя полноценной личностью с кучей прав и минимумом обязанностей (которые на него пока никем не возложены).

Навыки, умения и знания ребенка дошкольного возраста:

  • понимание величины, длины, высоты;
  • знание геометрических фигур;
  • сравнение чисел;
  • сравнение предметов по цвету и форме;
  • нахождение лишних предметов среди похожих;
  • составление рассказов по картинкам;
  • ведение диалога и монолога.

Младший школьный возраст

Школа – это то место, в котором ребенок становится взрослым. А еще именно с этого места у некоторых начинаются проблемы, связанные со сменой обстановки, авторитетов и приоритетов. Хорошо, если первый класс станет для ребенка первой радостью на пути к сознательной жизни. И плохо, когдаэтапы развития ребенка родители не могут об этом позаботиться. Их основная задача – выбрать хорошую школу и первого учителя. Далее дело за ребенком.

Для малыша наступает новый период жизни, явно обозначенный сменой учебных учреждений и открывающий массу возможностей. В это время начинается активное развитие интеллекта. Ребенок принимает новую социальную роль и полагающиеся ей нормы и правила, которым старается подчиняться.

В это время близкие малыша должны поддерживать его, стать помощниками в решении трудных ситуаций и сложных задач, но ни в коем случае не выполнять все за него. Пришло время, когда кроху следует оторвать от материнской юбки, но при этом оставить в поле зрения матери.

Старший школьный возраст

Данный этап развития характеризируется переходом ребенка во взрослую жизнь, где он становится подростком. Да, это все еще мамин и папин ребенок, но уже взрослый – требующий уважения, понимания и еще большего внимания, чем когда бы то ни было. Только внимание это должно быть иным – ненавязчивым, без нравоучений и разговоров свысока. В общении с подростком более эффективно открытое общение.

Ребенок будет стараться походить на взрослых поведением, поступками, словами, поэтому и вести себя с ним следует соответственно. Главное – учитывать, что в это время детская психика и организм в целом довольно неустойчивы. Поэтому ребенку старшего школьного возраста присущи чрезмерная эмоциональность, раздражительность, упрямство и конфликтность.

Источник

«Возрастные этапы развития ребенка.»

 Каждый ребенок преодолевает эти этапы, переходя от одного к другому.  Возрастные этапы сопровождаются развитием умений, навыков, знаний, личностных качеств, характерных особенностей.

Воспитания ребенка должно основываться на возрастных этапах развития, учитывая особенности их протекания.

Существует много классификаций возрастных этапов. Приведём основную и более распространённую:

ВОЗРАСТНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

  1. Внутриутробный возрастной этап – от зачатия до рождения, составляет около 280 дней.
  2. Младенчество – от рождения до 1 года.
  3. Ранний возрастной этап – от 1 года до 3 лет.
  4. Дошкольный возрастной этап – от 3 до 7 лет.
  5. Младший школьный возрастной этап – от 7 до 12 лет.
  6. Старший школьный возрастной этап – от 12 до 16 лет.

А теперь про каждый возрастной этап развития ребенка расскажем более подробно.

Читайте также:  Полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте

ВНУТРИУТРОБНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Этот этап очень важен. Ведь именно в этот период у ребенка закладываются основы систем органов, ребенок учиться слышать, видеть, дышать. На 14 неделе ребенок запоминает тембр голоса своей мамы и музыку. Поэтому специалисты рекомендуют слушать спокойную классическую музыку, разговаривать с малышом, будучи беременной.

РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В МЛАДЕНЧЕСТВЕ

Физиологические показатели: рост – 48-55, вес – 3-4 кг.

Младенчество можно поделить в свою очередь еще над этапа: новорожденный и грудничковый. В период новорожденности ребенок уязвим и не защищен от внешней среды. Здесь очень важно правильно ухаживать за ребенком, следить за комфортностью и удобствами. В грудничковый период ребенок начинает изучать мир, стремится к познаниям. Ребенок учится поднимать головку, ползать, сидеть, ходить. Малыш познает мир через тактильные ощущения, поэтому ему хочется всё потрогать и попробовать.

С 6 месяцев ребенок обращает внимание на цвета и проявляет к ним интерес. В этом возрасте развивается восприятие пространства.

С 7 месяцев малыш уже может перекладывать предметы с коробочки в коробочку,  открывать крышки, сложить маленькие предметы в большие.

К году малыш познаёт правила пользования предметами 

Ранний возрастной этап развития ребенка

К весу прибавляется 4 кг, а к росту – 25 см.

Этот этап длится от 1 до 3 лет. Главное в этом этапе – социальное взаимодействие. Ребенок учиться взаимодействовать с детьми и взрослыми, заводить знакомства, дружить. У малыша появляется стремление к самостоятельности и независимости от родителей. Ребенок в три года осознает себя как личность. Он учиться прогнозировать и оценивать действия и ситуации. Любит  фантазировать.

В этом возрасте ребенок уже должен уметь:

  • строить башню из кубиков;
  • складывать простые пазлы для этого возраста;
  • бить ногой по мячу;
  • проявлять исследовательские действия (что-то ломать, что-то разрывать, для того, чтобы исследовать);
  • выполнять самые простые требования взрослых;
  • складывать фразы из 5 слов;
  • рисовать прямую вертикальную линию;
  • рассказывать четверостишья и потешки;
  • знать части своего тела и где они находятся, показывать части тела на других;
  • проситься в туалет;
  • самостоятельно пить из чашки и есть;
  • раздеваться и одеваться с помощью родителей;
  • резать бумагу и стараться правильно держать ножницы;
  • мыть и вытирать ручки.

В три года у ребенка может возникнуть кризис трёх лет. Каждый ребенок переживает его по-своему. Кто-то проявляет негативизм, упрямство, агрессию к окружающим, а кто-то становится уступчивым. Хотя это бывает крайне редко. Это обычные формы поведения, свойственны кризису этого возраста.

Детки этого возраста хотят, чтобы их действия и поступки одобрили взрослые и похвалили.

У детей развивается и усовершенствуется речь, мышление. Игра – самая важная особенность этого возраста. С помощью игры ребенок познает мир, отношения с людьми, учиться вести себя в разных жизненных ситуациях.

Дошкольный возрастной этап развития у ребенка

Этот этап начинается с 3 лет и заканчивается поступлениям ребенка в школу. В этот период первоначально начинают закладываться личностные качества характера ребенка, развиваются личностные механизмы поведения. Ребенок стремится быть похожим на своих родителей, поэтому пример здесь очень важен. Если Вы будете учить малыша не кричать, а сами накричите на него, то ничему Ваш малыш не научиться. Он будет копировать только Вас. Активно развивается речь и общение со сверстниками.

В этот период у ребенка активно развиваются все психические процессы: память, внимание, мышление, воображение и др. Ребенок готовится к школе, учиться брать на себя ответственность.

Дети такого возраста способны делать логические выводы из своих наблюдений.

В 6 лет у детей происходит кризис. Ребенок начинает быстро расти, меняются пропорции тела, появляются постоянные зубы, кардинально меняется поведение. У детей преобладает демонстративная форма поведения. Настроение меняется ежечасно, ребенок кривляется и манерничает.

Ребенок этого возраста должен уметь и знать:

  •  геометрические фигуры;
  • владеть понятиями о величине, длине, высоте;
  • сравнивать предметы по форме и цвету;
  • сравнивать числа;
  • математические знаки и буквы;
  • считать прямо и обратно;
  • находить лишний предметы среди предметов одного типа;
  • составлять рассказ по картинками ,соблюдая последовательность;
  • вести диалог и монолог.

Младший школьный возрастной этап развития ребенка

Ребенок идёт в первый класс, поэтому он чувствует себя уже «взрослым». Родители немного теряют свой авторитет, на замену им приходит первый учитель. Дети в этом возрасте учат планировать и прогнозировать свою деятельность. Активно развивается интеллект. Ребенок учиться принимать новые социальные нормы, выполнять правила.

Нужно помнить, что каждый ребенок индивидуальный и уникальный. Каждый возрастной этап проходит по-своему. Кто-то может опережать своих сверстников, а кому-то наоборот требуется больше времени для развития тех или иных качеств и способностей.

Источник

Возрастные этапы развития ребенка. Каждый ребенок преодолевает эти этапы, переходя от одного к другому.  Возрастные этапы сопровождаются развитием умений, навыков, знаний, личностных качеств, характерных особенностей.

Воспитания ребенка должно основываться на возрастных этапах развития, учитывая особенности их протекания.

Существует много классификаций возрастных этапов. Приведём основную и более распространённую:

Возрастные этапы развития ребенка

  1. Внутриутробный возрастной этап – от зачатия до рождения, составляет около 280 дней.
  2. Младенчество – от рождения до 1 года.
  3. Ранний возрастной этап – от 1 года до 3 лет.
  4. Дошкольный возрастной этап – от 3 до 7 лет.
  5. Младший школьный возрастной этап – от 7 до 12 лет.
  6. Старший школьный возрастной этап – от 12 до 16 лет.
Читайте также:  Особенности поведения и развития ребенка

А теперь про каждый возрастной этап развития ребенка расскажем более подробно.

Внутриутробное развитие ребенка

Этот этап очень важен. Ведь именно в этот период у ребенка закладываются основы систем органов, ребенок учиться слышать, видеть, дышать. На 14 неделе ребенок запоминает тембр голоса своей мамы и музыку. Поэтому специалисты рекомендуют слушать спокойную классическую музыку, разговаривать с малышом, будучи беременной.

Развития ребенка в младенчестве

Физиологические показатели: рост – 48-55, вес – 3-4 кг.

Младенчество можно поделить в свою очередь еще над этапа: новорожденный и грудничковый. В период новорожденности ребенок уязвим и не защищен от внешней среды. Здесь очень важно правильно ухаживать за ребенком, следить за комфортностью и удобствами. В грудничковый период ребенок начинает изучать мир, стремится к познаниям. Ребенок учится поднимать головку, ползать, сидеть, ходить. Малыш познает мир через тактильные ощущения, поэтому ему хочется всё потрогать и попробовать.

С 6 месяцев ребенок обращает внимание на цвета и проявляет к ним интерес. В этом возрасте развивается восприятие пространства.

С 7 месяцев малыш уже может перекладывать предметы с коробочки в коробочку,  открывать крышки, сложить маленькие предметы в большие.

К году малыш познаёт правила пользования предметами 

Ранний возрастной этап развития ребенка

К весу прибавляется 4 кг, а к росту – 25 см.

Этот этап длится от 1 до 3 лет. Главное в этом этапе – социальное взаимодействие. Ребенок учиться взаимодействовать с детьми и взрослыми, заводить знакомства, дружить. У малыша появляется стремление к самостоятельности и независимости от родителей. Ребенок в три года осознает себя как личность. Он учиться прогнозировать и оценивать действия и ситуации. Любит  фантазировать.

В этом возрасте ребенок уже должен уметь:

  • строить башню из кубиков;
  • складывать простые пазлы для этого возраста;
  • бить ногой по мячу;
  • проявлять исследовательские действия (что-то ломать, что-то разрывать, для того, чтобы исследовать);
  • выполнять самые простые требования взрослых;
  • складывать фразы из 5 слов;
  • рисовать прямую вертикальную линию;
  • рассказывать четверостишья и потешки;
  • знать части своего тела и где они находятся, показывать части тела на других;
  • проситься в туалет;
  • самостоятельно пить из чашки и есть;
  • раздеваться и одеваться с помощью родителей;
  • резать бумагу и стараться правильно держать ножницы;
  • мыть и вытирать ручки.

В три года у ребенка может возникнуть кризис трёх лет. Каждый ребенок переживает его по-своему. Кто-то проявляет негативизм, упрямство, агрессию к окружающим, а кто-то становится уступчивым. Хотя это бывает крайне редко. Это обычные формы поведения, свойственны кризису этого возраста.

Детки этого возраста хотят, чтобы их действия и поступки одобрили взрослые и похвалили.

У детей развивается и усовершенствуется речь, мышление. Игра – самая важная особенность этого возраста. С помощью игры ребенок познает мир, отношения с людьми, учиться вести себя в разных жизненных ситуациях.

Дошкольный возрастной этап развития у ребенка

Этот этап начинается с 3 лет и заканчивается поступлениям ребенка в школу. В этот период первоначально начинают закладываться личностные качества характера ребенка, развиваются личностные механизмы поведения. Ребенок стремится быть похожим на своих родителей, поэтому пример здесь очень важен. Если Вы будете учить малыша не кричать, а сами накричите на него, то ничему Ваш малыш не научиться. Он будет копировать только Вас. Активно развивается речь и общение со сверстниками.

В этот период у ребенка активно развиваются все психические процессы: память, внимание, мышление, воображение и др. Ребенок готовится к школе, учиться брать на себя ответственность.

Дети такого возраста способны делать логические выводы из своих наблюдений.

В 6 лет у детей происходит кризис. Ребенок начинает быстро расти, меняются пропорции тела, появляются постоянные зубы, кардинально меняется поведение. У детей преобладает демонстративная форма поведения. Настроение меняется ежечасно, ребенок кривляется и манерничает.

Ребенок этого возраста должен уметь и знать:

  •  геометрические фигуры;
  • владеть понятиями о величине, длине, высоте;
  • сравнивать предметы по форме и цвету;
  • сравнивать числа;
  • математические знаки и буквы;
  • считать прямо и обратно;
  • находить лишний предметы среди предметов одного типа;
  • составлять рассказ по картинками ,соблюдая последовательность;
  • вести диалог и монолог.

Младший школьный возрастной этап развития ребенка

Ребенок идёт в первый класс, поэтому он чувствует себя уже «взрослым». Родители немного теряют свой авторитет, на замену им приходит первый учитель. Дети в этом возрасте учат планировать и прогнозировать свою деятельность. Активно развивается интеллект. Ребенок учиться принимать новые социальные нормы, выполнять правила.

Старший школьный возрастной этап развития ребенка

Это этап перехода с детства во взрослую жизнь. Но, не смотря на своё поведения и действия, стремящиеся к похожести на взрослое, еще остаются детские манеры и поступки.

Это период полового созревания. Организм в таком возрасте «неустойчивый».  Ребенок очень эмоциональный, раздражительный и упрямый. У детей этого возраста часто возникают конфликтные ситуации со сверстниками и взрослыми.

На этом возрастном этапе происходит открытие внутреннего мира ребенка, формируются собственные взгляды.

Нужно помнить, что каждый ребенок индивидуальный и уникальный. Каждый возрастной этап проходит по-своему. Кто-то может опережать своих сверстников, а кому-то наоборот требуется больше времени для развития тех или иных качеств и способностей.

Источник