Талантливый ребенок в 3 года

Талантливый ребенок в 3 года thumbnail

Уровни одаренности: как распознать умного ребенка

Наверное, каждый родитель считает, что его ребенок особенно талантлив и умен. Но почему-то в обществе больше приветствуется уравнительная точка зрения: педиатры, воспитатели и учителя, скорее всего, скажут вам, что все дети по-своему талантливы, и ваш ребенок ничем не отличается от обычных детей. Но мы-то знаем, что это не так. Что наш ребенок особенный. Что он уже в два года знал алфавит, а в три мог прочитать табличку «Выход». Вот только как это доказать?

Все же профессионалы в области педиатрии лукавят: не существует детей с совершенно одинаковым развитием. И сравнительные таблицы одаренности существуют. Уровни одаренности могут сказать нам, насколько ребенок опережает по развитию своих ровесников, варьируются они от просто умного ребенка до гениального.

Зачем нужно знать интеллектуальный уровень своего ребенка? Затем, чтобы помочь ему развить свой потенциал и создать дополнительные возможности для развития талантов.

1 уровень

• Такие дети к 2 годам знакомы со многими понятиями: они различают и могут назвать цвета, перечисляют цифры до десяти в правильном порядке и могут сами собрать простую головоломку-паззл или картинку из кубиков.

• Большинство из них к 3 годам обладает развитой речью, а в 4 года знает большинство букв, может написать печатными буквами некоторые буквы, цифры, свое имя.

• К 6 годам эти дети могут читать простые книжки и печатать на компьютере, а к 7 годам читать книги, разделенные на главы.

• В обычном среднем школьном классе из 25 человек можно найти 6-8 детей этого уровня. Детей, которые на шаг опережают остальных сверстников, которые схватывают все на лету и как будто уже заранее знают то, что учитель объясняет остальному классу.

2 уровень

• Эти сообразительные дети уже к 15 месяцам любят листать книжки с яркими картинками, не отрывая страниц, и внимательно слушать, когда им читают взрослые. У некоторых даже есть любимые сказки.

• К 18 месяцам такие дети уже знают некоторые буквы алфавита, а к 20 месяцам – цвета.

• К 3-4 годам они могут сосчитать небольшую группу предметов, могут писать буквы и цифры и просто сводят с ума родителей вопросами об окружающем мире.

• К 6 годам они свободно читают и с удовольствием слушают, когда им читают книги для детей более старшего возраста.

• В школьном классе можно найти 1-2 детей этого уровня. Обычно они настолько впереди остальных детей, что им трудно бывает завести друзей.

3 уровень

• Такие дети с самого рождения активны и проявляют интерес к окружающему миру: рано начинают оглядывать комнату, реагировать на лица, звуки и речь.

• К 6 месяцам такие дети хорошо понимают обращенную к ним речь: когда вы называете игрушку или знакомого им человека, ребенок начинает искать их взглядом.

• Все то, что дети 2-го уровня делают к 15 месяцам, дети 3-го уровня начинают делать к 10-12 месяцам.

• К 2 годам такие дети знают весь алфавит, помнят наизусть простые любимые книжки и могут складывать головоломки-паззлы из 35-50 элементов.

• К 3 годам хорошо говорят, любят писать буквы, могут считать в обратном порядке и совершать простые математические действия на сложение и вычитание.

• К 5 годам эти дети обычно неплохо читают, а к 6 годам многие умеют умножать и делить простые числа.

• Большинство таких детей к 6 годам опережает сверстников на 2-4 года, находит школьное обучение слишком медленным и скучным и обычно имеет мало друзей среди ровесников.

• Из 100 детей одного возраста обычно только 1 или 2 ребенка принадлежит к этому уровню.

4 уровень

• Дети этого уровня уже в возрасте нескольких месяцев начинают проявлять интерес к книгам и любят, когда им читают вслух.

• До двухлетнего возраста они опережают детей 3-го уровня на 2-5 месяцев.

• К 2 годам они обладают довольно развитой речью и большим словарным запасом.

• Большинство начинает самостоятельно читать простые книжки в 3,5-4,5 года и может совершать базовые математические вычисления с простыми числами, а к 6 годам с удовольствием читают книги для подростков и взрослых, понимая большую часть из написанного.

• К 7-8 годам опережают сверстников на 5-8 лет.

• Из 500 детей одного возраста обычно только 1 ребенок соответствует этому уровню. Им трудно найти друзей среди ровесников, поэтому они любят находиться в одиночестве либо дружат с детьми старшего возраста.

5 уровень

• Дети этого уровня проявляют одаренность практически в любых областях. Они все делают раньше и активней, чем остальные дети.

• В возрасте 6-8 месяцев у них есть любимые телепередачи. К 10-14 месяцам они знают буквы и цифры (не могут произносить, но могут на них указать) и могут сортировать предметы по их геометрической форме.

• В 16-24 месяца могут писать буквы, цифры, свое имя и отдельные простые слова или складывать их из других предметов (палочек, камешков и т.д.).

• К 18 месяцам начинают проявлять музыкальные, драматические и артистические способности.

• К 2 годам большинство таких детей говорит практически на взрослом уровне.

• К 3 годам проявляют интерес к науке, принципам работы различных вещей, биологии и аспектам жизни и смерти. Начинают интересоваться энциклопедиями и словарями.

Читайте также:  Ребенок 3 года сломал нос

• К 4 годам совершают базовые математические вычисления со сложными числами. Могут играть в настольные игры, предназначенные для детей 12 лет, любят решать задачи и головоломки.

• К 5 годам, как правило, могут читать книги любой сложности.

• К 8-10 годам могут окончить курс десятилетней школы.

• Частота соответствия этому уровню примерно 1 на миллион, и в обычной школе такому ребенку делать нечего.

Нужно ли «лишать ребенка детства»?

Родители, имеющие нескольких детей, скорее всего замечали, что у каждого ребенка есть свои, присущие только ему, интересы и таланты, даже если воспитывать и развивать всех детей одинаково. Это происходит потому, что способности ребенка большей частью являются врожденными – мы можем только распознать их и помочь им развиться. Как только вы выявляете одаренность вашего ребенка, ваша задача – помочь ему развить его способности, вовлекая его в разнообразные сферы деятельности: искусство, науку, математику и т.д.

Игнорировать способности малыша, искусственно «продлевать ему детство» — значит лишать его того, что он умеет и любит делать, то есть учиться и познавать все новое. Мозг ребенка развивается быстрее, когда к нему поступает какая-либо новая информация. Без тренировки же способны зачахнуть даже самые выдающиеся таланты. Психологи считают, что гениев и талантливых людей среди нас намного больше, чем считается. Может, ваш ребенок – один из них?

Источник

Чтобы как следует разобраться в этой теме, родителям важно осознать следующее:

1. До 5 лет мы можем говорить лишь об опережающем развитии, но никак не об одаренности.

2. «Ранняя одаренность», когда ребенок сильно опережает сверстников, – это скорее повод задуматься. Очевидно, что если семимесячный малыш активно бегает по площадке, то он вызывает восторги, восхищение и удивление взрослых. Но мало кто знает, что если ребенок пропускает этап ползания, то в будущем у него будут трудности с осанкой и проблемы со спиной. Так как этап ползания помогает ребенку сформировать мышечный корсет и укрепляет мышцы спины.

Или, например, ребенок в год говорит взрослыми фразами, наизусть рассказывает сказки и цитирует стихи. Это, скорее, признак дисгармоничного развития, нежели словесного таланта и одаренности.

3. Ни один специалист не возьмет на себя ответственность утверждать, в чем будет одарен, талантлив, успешен ребенок, если речь идет о детях до 3 лет. Психика ребенка очень пластична в этот период.

4. Все дети развиваются по-разному, и темп развития в дошкольном возрасте очень велик. Поэтому если ребенок что-то не умеет сейчас, то пройдет несколько месяцев, и он сможет это освоить. Главное – создавать гармоничную развивающую среду, предоставлять условия для раскрытия потенциальных возможностей ребенка.

Итак, если кратко и честно ответить на первый вопрос, то ответ будет: никакие. Однако не все так скучно!

Как родители могут помочь ребенку раскрыть способности

На что же обращать внимание родителям, чтобы помочь малышу до 3 лет в будущем раскрыть свои таланты и способности?

В младшем дошкольном возрасте выделяют 4 сферы развития: физическую, интеллектуальную, социальную и эмоциональную. И вот тут возникает важный момент, который не всегда понимают родители.

Говоря о раннем развитии ребенка, мы всегда подчеркиваем гармоничность. То есть все перечисленные выше сферы должны быть представлены в развивающей среде ребенка и нельзя делать акцент только на чем-то одном.

Начнем с того, что очевидно и понятно.

Физическая сфера

Здесь важно освоение основных физических навыков: сидеть, вставать, ползать, ходить, бегать, лазить, подниматься по лестнице, спускаться с горки и так далее.

Также сюда можно включить взаимодействие с предметами, например с мячом: ловить, ударять ногой, кидать, попадать в цель. Освоение плавания, катание на беговеле, самокате, лыжах, коньках.

Возможностей море, поэтому увлекайте малыша тем, что вам нравится больше всего.

Наличие дома спортивного уголка, колец, турника, тарзанки, веревочной лесенки может помочь ребенку и дома тренировать свою силу, ловкость и выносливость.

Если вы отмечаете, что вашему чаду нужно больше физической активности, то можно пробовать спортивные секции, например, мягкая школа, фитнес для детей, плавание.

После 4 лет разнообразие спортивных кружков возрастет, и вот тут можно у тренера спросить про способности, есть они или нет.

Интеллектуальная сфера

Сюда следует отнести знакомство с внешним миром и освоение ребенком речи. Как отмечал знаменитый детский психолог Жан Пиаже, в этом возрасте «интеллект находится на кончиках пальцев».

Важное правило: позволять ребенку все трогать, щупать, исследовать, а также разговаривать с ребенком, читать ему книги, проговаривать его желания и поведение.

Всевозможные развивашки, конечно, это плюс. Но до 3 лет рекомендуются совместные занятия с мамами, которые потом могут закрепить полученные навыки дома.

Если вы отмечаете, что ваш ребенок интересуется цифрами или буквами, с упоением слушает сказки Пушкина, любит собирать пазлы или конструктор – это очень хорошо, можно в дальнейшем развивать его интерес и распространять его на другие области.

Точно сказать о сформированных способностях и одаренности в интеллектуальной сфере можно будет только к концу начальной школы.

Читайте также:  Третий раз за месяц болеет ребенок 3 года

В развитии физическом и интеллектуальном родители чувствуют себя уверенно, сюда они готовы вкладываться, так как результаты их усилий будут максимально наглядны. Вот умеет кататься на коньках, вот знает несколько английских слов…

А с другими двумя следующими областями – эмоциональной и социальной – бывает сложнее, так как не все родители понимают, зачем здесь развивать ребенка, они уверены, что он и так научится общаться. Часто мамы и папы сомневаются: «А чем эмоции могут помочь в одаренности?» А на самом деле это очень важно!

Согласитесь, если ребенок боится детей, не умеет привлечь их внимание либо не может справиться со своим переживаниями, то в дальнейшем ему будет сложно презентовать себя и демонстрировать свою уникальность и одаренность.

Социальная сфера

Умение общаться начинает формироваться с самого раннего возраста. Сначала это просто привыкание к тому, что есть другие дети. Они, оказывается, тоже хотят усесться на качели, скатиться с горки, они занимают место в песочнице и приносят туда свои игрушки. С детьми интересно, но бывает сложно и трудно.

Задача взрослых – не только показать ребенку наличие других детей, но и научить принимать этот факт, ждать своей очереди на качели, спрашивать разрешения посмотреть понравившуюся игрушку (пока еще с помощью мамы) и так далее.

Поэтому, дорогие родители, ходите на площадки, посещайте игровые комнаты и детские мероприятия – все это способствует тому, что ребенок будет постепенно усваивать правила социальной жизни.

Помогайте малышу общаться. Пока он маленький, проговаривайте за него то, что происходит, описывайте поведение самого малыша и других детей, помогайте решать сложные ситуации (попросить игрушку, предложить игру).

Эмоциональная сфера

Эмоции – это основа регуляции поведения ребенка. Это все то, что в дальнейшем будет помогать ему справляться с напряжением, страхом, контролировать свои переживания, разрешать конфликты. Но это будет еще не скоро. Однако уже на раннем этапе развития важно показать ребенку эмоциональное разнообразие мира, научить понимать свои чувства, настроения, переживания.

Задача родителей – проговаривать свои эмоциональные переживания, описывать настроение ребенка с помощью мимики, жестов, поз и подкреплять все это словами.

Вклад в физическое развитие и интеллект виден быстрее, а вот развитие социальной и эмоциональной сфер формируется годами, и не факт, что ребенок вырастет гением общения.

Но еще раз хочется подчеркнуть, что важно именно гармоничное развитие всех этих сфер. В дальнейшем эта гармония поможет ребенку показать свою уникальность и талантливость.

Автор Наталья Соломахо

ПОНРАВИЛОСЬ? СОХРАНИТЕ СЕБЕ НА СТРАНИЦУ, НАЖАВ НА КНОПКУ

Опубликовано ЭТО ИНТЕРЕСНО!
ПОНРАВИЛОСЬ? СОХРАНИТЕ СЕБЕ НА СТРАНИЦУ, НАЖАВ НА КНОПКУ

Источник

Все ли дети талантливы?

Одна из основных особенностей талантливых детей – им присуща настоящая «жажда» знания. Психологи в таких случаях говорят о познавательной потребности – чем она сильнее выражена, тем больше вероятность выдающихся способностей. Доказано, что потребность в познании от природы присуща всем нормально развивающимся детям, почему же тогда одни вырастают одарёнными, а другие нет? Причина кроется в поведении родителей, которые нередко сами подавляют в своих чадах эту потребность. Примерно с 3х лет ребёнок входит в возраст «почемучек» – он начинает задавать множество вопросов о самых разных явлениях действительности. При этом вместо ответов взрослые порой грубо одёргивают «не мешай» «отстань, я занят(а)». В 2-3 года малыши ломают игрушки и вещи, чтобы посмотреть, что находится внутри, – не стоит этому препятствовать и, тем более, ругать, ведь таким способом они исследуют окружающий мир.

Когда и как развивать талант?

Существуют возрастные периоды , которые наиболее благоприятны для развития определенных способностей . В это время дети становятся особенно чувствительными к тем или иным сторонам действительности. Например, в период овладения речью (с 1,5 года до 3х лет) ребёнок демонстрирует удивительную лингвистическую одарённость – он очень быстро запоминает слова и научается соединять их в грамматические конструкции, поэтому в таком возрасте дети могут с лёгкостью выучить два и более языков.

Также известно, что в возрасте до 3х лет ребёнок наиболее восприимчив к музыке. Соответственно, если Вы хотите развить у ребёнка музыкальные способности, нужно, чтобы в возрасте до трех лет он слышал музыку (те же колыбельные), желательно пробовал сам что-либо спеть. Такой благоприятный период существует для каждой, без исключения, способности. Кроме того, у всех многочисленных видов таланта – будь-то математика или футбол (исследования показывают или существует единая основа – высокие умственные способности, которые формируются с 3-4 до 7 лет. В этот период ребенок приобретает определенное направление: либо по пути одаренного ребенка, либо по пути обыкновенного, либо по пути, увы, неспособного. Это еще не фатально, но с каждым годом все определеннее.

Надо ли заставлять ребёнка учиться?

Весьма распространённая, к сожалению, ошибка родителей и учителей – внушать ребёнку, что учёба – это его долг, обязанность. Талантливый ребёнок отличается тем, что сам хочет учиться, его никто не заставляет, им движет потребность в познании. Он может увлекаться только каким-то одним из школьных предметов ( с талантливыми детьми такое бывает часто), но зато уж в его изучении проявит необыкновенное усердие, самостоятельность и любопытство. Способности и таланты развиваются при одном обязательном условии – то, чем занимается ребёнок, должно ему нравиться, доставлять положительные эмоции. Никакие секции, кружки и другие дополнительные занятия не помогут пробудить талант, а то и помешают, если отсутствует искренний интерес к делу. Это, конечно, не означает, что обучение превращается в сплошное удовольствие или развлечение. Но чтобы в дальнейшем возник интерес к учёбе, её начало обязательно должно быть приятным, радостным. Если этого не произошло, и ребёнок не хочет учиться, требуется помощь психолога, чтобы сформировать у ребёнка познавательную мотивацию и изменить восприятие учёбы на более позитивное.

Читайте также:  Как нормализовать работу кишечника у ребенка 3 года

Что делать, если у ребёнка нет талантов?

Если Вам кажется, что у ребёнка нет никаких особых талантов, не спешите отчаиваться. Одарённость далеко не обязательно проявляется явно и в раннем возрасте. Вопреки одному из распространённых мифов, талантливые дети часто развиваются неравномерно. Есть множество случаев, когда признанные всеми гении плохо учились, а порой и считались чуть ли не умственно отсталыми, как это было, например с А. Эйнштейном. Случается, что родители и педагоги недооценивают ребёнка, поскольку некоторые одарённые дети не сразу обнаруживают свои способности. Ведь на развитие влияют множество факторов – отношения в семье, образовательная среда, мнение учителей и др.

Некоторые дети со «скрытой» одарённостью бывают рассеянными, погружёнными в свои фантазии. С другой стороны, те же самые симптомы характерны для ранних стадий психозов и неврозов. Поэтому чтобы точно понять, насколько талантлив Ваш ребёнок, необходима консультация психолога.

Источник

Все дети – всегда самые лучшие и умные для своих родителей. Но одарённость (по Б. М. Теплову) – это особое врождённое качество, потенциально высокий уровень способностей ребёнка. И если его не заметить и не направить в нужное русло, оно может угаснуть.

Одарённость определяется не уровнем IQ или школьными тестами и контрольными. Её можно заметить, только внимательно наблюдая за ребенком. Итак, 6 главных признаков того, что ребёнок одарён самой природой.

1. Он внимателен и наблюдателен

Одарённый ребенок словно губка. Запоминает абсолютно всё, что видит и слышит. Любую фразу из рекламы или научный факт, про который другие уже забыли. Он может обладать в совершенстве одним из видов памяти. Нарисовать в деталях картину из музея или воспроизвести услышанную однажды мелодию.

Фотографической памятью, например, обладают всего 4-5% детей! А к взрослому возрасту без развития эти навыки исчезают.

2. Он слишком быстро говорит

Не стоит путать с невнятной речью. Такие дети говорят много и быстро. Мыслей и идей в голове намного больше, чем лимит слов в минуту. Уже в два года одарённые дети могут составлять более сложные предложения, чем сверстники. Речевые конструкции, которые строит малыш, могут быть на удивление выразительными и меткими.

3. Он тянется к общению и знакомствам

Талантливый ребёнок хочет как можно больше узнать о мире, а особенно о людях. Одарённые дети часто тянутся к общению со старшим поколением. Они знают, к кому и какой подход требуется. Умение в детстве руководить даже небольшой группой детсадовских ребят или быть душой компании – тоже часть одарённости.

Но есть и малая часть одарённых детей, которые не проявляют инициативы в общении.

4. Он любит мечтать и фантазировать

Не только вслух, но и наедине с собой. Иногда ребёнок замечтается настолько, что не замечает ничего вокруг. Да и делать домашнее задание часто приходится вместе, под строгим контролем.

Да, одарённые дети не ассоциируются с хорошей дисциплиной и усидчивостью. Они сочиняют масштабные выдуманные истории и не лгут, а просто приукрашивают реальность!

5. Он увлечён

Тем, чем занимается. И чаще всего это только одна область занятий. Если ему интересны рисование и музыка, то на других уроках он будет разрисовывать поля. Если литература, то на математике он будет читать под партой книжку.

Интересный факт: большинство гениев отличает неаккуратный торопливый почерк!

6. Он проявляет инициативу и самостоятельность

Одарённый ребёнок открывает энциклопедию не потому, что заставили, а потому что стало интересно, как летает самолёт по небу. Им хочется узнать как можно больше о мире, приходится много бегать, говорить и спрашивать. Столько, что у взрослых не хватает времени и ответов!

Часто одарённость не замечается ни родителями, ни учителями. А все эти качества списываются на «детскую непосредственность».

Врождённые способности ребёнка нужно уметь вовремя разглядеть. Серия книг «Одарённый ребёнок» направлена на развитие всех сторон ребёнка одновременно. Например, книга-задачник «Учусь думать: для детей 2-3 лет (с наклейками)» для самых маленьких». В игровой форме учит ребёнка думать, размышлять, анализировать жизненные ситуации, грамотно формулировать своё мнение.

Понравилась статья? Поддержите канал лайком и подпиской! Вам не сложно, нам приятно!

До новых книг!

Ваш Book24

Источник