Тактильный контакт для ребенка 5 лет

Тактильный контакт для ребенка 5 лет thumbnail

Раньше я думала, что тактильный контакт с ребенком просто напросто связан с невербальным выражением любви, укреплением отношений. Но оказалось, что все не так просто. Сегодня я расскажу о пяти удивительных ролях прикосновений в развитии детей, две из которых относятся к воспитательным приемам. Даже не знаю, что бы я делала без этой информации! Уверена, она пригодится и вам.

1. Стимул для развития нервной системы

Вылизывание детенышей у млекопитающих влияет на последующую жизнеспособность особей — это научно доказанный факт, о котором я недавно узнала из замечательной книги «Как дети добиваются успеха». Причем, под жизнеспособностью подразумеваются как физические факторы, такие как рост и масса тела, так и психические — способность решать нестандартные задачи, уверенность в себе.

У человека вместо вылизывания — прикосновения. В период новорожденности и до года — это ношение малыша на руках, контакт кожа к коже, пестование, поглаживания, поцелуи. После года — это больше объятия, подвижные игры, в которых малыша можно подбросить и поймать, защекотать или потискать (только если ваши действия вызывают положительный отклик у ребенка).

Все это не просто является выражением любви. Любовь, выраженная таким способом, буквально питает малыша на гормональном уровне. Важно понимать, что это фундаментальное условие развития ребенка, необходимое ему куда больше, чем, к примеру, развивающие игрушки.

2. Укрепление кровеносной системы и массаж мышечных тканей

Здесь речь идет больше об интенсивных прикосновениях, как при массаже, когда за счет надавливания разминаются мышцы и разгоняется кровь, так как происходит воздействие на капиллярную сеть.

Пока ребенок не начал ползать, хорошим решением этой задачи будет пестование — альтернатива профессиональному массажу от сторонников естественного родительства. При пестовании мама малыша проглаживает его, разминает  все части тела, сгибает и разгибает конечности, все свои действия сопровождая потешками.

Пять неочевидных ролей прикосновений в развитии малышей | Дочки-Матери

В отличие от профессионального массажа, выполненного посторонним человеком, пестование решает не только задачу укрепления тела, но и некоторые другие, о которых идет речь в этой статье. Плюс потешки, которые дают дополнительный стимул к развитию речи, развлекают малыша и укрепляют его отношения с мамой.

После того как ребенок начал ползать, роль укрепления переходит к подвижным играм. Вспомните об этом в следующий раз, когда будете играть в догонялки ) Моя Евочка очень любит догонялки, и всякий раз, когда я ее догоняю, подбрасываю, щекочу и переворачиваю, визжит от восторга!

3. Помочь малышу осознать свое тело

Когда ребенок рождается, он осознает свое тело как шар со «щупом» в области носогубного треугольника. Это ощущение достается ему в наследство от внутриутробной жизни, когда его тело было компактно сложено в шарообразном животе матери. Носогубный труегольник же связан с самым важным процессом, которым ребенок может в некоторой степени управлять, — сосанием груди.

Остальные части тела, его «инструменты» и функции открываются ребенку позже в процессе взросления. К году ребенок уже хорошо знаком с передней частью своего тела, однако,  все еще не знает, что у него выше бровей. Я сейчас хорошо вижу это по своей дочери: она научилась одевать бусы и думает, что в любой предмет с отверстием можно продеть голову, например, в колечко от пирамидки.  Наверняка вы также могли наблюдать, как малыш задевает макушкой стол, пытаясь пройти под него.

Пять неочевидных ролей прикосновений в развитии малышей | Дочки-Матери

Осознание тела у ребенка развивается во взаимоотношениях с матерью с первых мгновений жизни. Эти взаимоотношения в здоровом варианте максимально телесны, что особенно важно в первые пол года, когда ребенок еще не овладел руками и не может ощупать себя сам. Но и после этого, имейте в виду, что до осознания своей спины малышу еще год, полтора.

Осознание своего тела ребенком связано с развитием его опорно-двигательного аппарата, освоением ползания и ходьбы, ловкостью, безопасностью в движении, уверенным ощущением себя в пространстве, в том числе, на высоте. Благополучное развитие в этом направлении даст базу для активного, спортивного образа жизни.

4. Научить малыша следованию

Следование — это безопасная модель поведения ребенка на «чужой» территории — то есть, вне дома. Для ребенка такое поведение является естественным, это подтверждают наблюдения за жизнью народов, живущих природной жизнью, где дети воспитываются «сами по себе». Например, Жан Ледлофф в своей знаменитой книге «Как вырастить ребенка счастливым» пишет о том, что дети индейцев Екуана следуют за матерями по джунглям так, что последним нет нужды оглядываться. Детей специально не обучают следованию, но в отличие о того, что мы видим на детских площадках, индейским малышам не приходит в голову убегать от мам.

Пять неочевидных ролей прикосновений в развитии малышей | Дочки-Матери

В чем секрет? Есть мнение, подтвержденное опытом многих матерей, практикующих естественное родительство, что следование начинает осваиваться ребенком у груди. Вообще, поведение у груди — это широкое поле для воспитания и очень большая тема для обсуждения. Подпишитесь на обновления блога, если не хотите пропустить )

Так вот. Секрет в правильном захвате ребенком груди, что является одним из необходимых условий успешного грудного вскармливания. При таком захвате носик малыша оказывается прижатым к груди. Замечали, что все младенцы курносы? Да, даже те, которые во взрослой жизни будут иметь нос крючком. Это предусмотрено природой специально для того, чтобы было удобно дышать, пока носик прижат к материнской груди.

Читайте также:  Скрежет зубами по ночам у ребенка 5 лет

Это казалось бы незначительное прикосновение на самом деле учит ребенка следовать за грудью, то есть за матерью. Помните, для новорожденного понятие груди и матери тождественны, это потом он поймет, что мать — это гораздо больше, чем просто грудь ) Плюс из всего своего тела он осознает только носогубный треугольник, так как его главный процесс жизнедеятельности — сосание молока. Именно поэтому все, что «происходит» на территории этого крошечного треугольника, так важно для малыша.

5. Помочь ребенку занять правильное место в семейной иерархии

Большинство млекопитающих животных живет в иерархических группах, и человек не исключение. Маленький малыш гораздо ближе к миру животных, чем мы с вами, так как он еще не научился быть человеком. Он развивается согласно своей биологической, естественной программе. Часть этой программы заключается в том, чтобы определить свое место в семейной иерархии, ответить на вопрос «Кто здесь главный»?

Пять неочевидных ролей прикосновений в развитии малышей | Дочки-Матери

Прикосновение — это один из способов невербального общения. На этом языке ребенок и задает свой вопрос «Кто здесь главный?»  Когда ребенок дотрагивается до вас, он ждет, что вы ему ответите тем же. Тот, кто коснулся последним, тот и «главный». Если вы этого не делаете, может последовать череда более интенсивных воздействий по нарастающей. В крайней степени запущенности ребенок может лупить маму, кусаться, скакать по ней, самостоятельно вынимать ее грудь на людях.

Почему так происходит — это очень важный вопрос и он стоит размышлений. Но в рамках этой статьи мы поговорим лишь о том, как это «лечится» именно прикосновениями:

  • Возьмите в привычку дотрагиваться до ребенка при каждом удобном случае, делайте это, преследуя цели о которых говорилось выше в этой статье, вкладывайте в них любовь.
  • Придайте вашим прикосновениям покровительственный характер — погладить по голове, потрепать по плечу или по щеке.
  • Следите, чтобы ваше касание всегда было последним и чтобы оно было сверху. Например, если ребенок играючи ползает по вам, пока вы лежите на диване — так же играючи схватите его, переверните на спинку, так чтобы вы сами оказались сверху малыша, пощекочите или поцелуйте его животик.
  • Пресекайте неприятные действия в отношении вас, показывайте, что вы чувствуете при этом. В крайнем случае, можно остановить действие, уверенно перехватив руку малыша, и глядя в глаза, простыми словами твердо сказать, что вы не одобряете это действие. При этом дождитесь, пока малыш не отведет глаза первым. В этих действиях должна быть любовь и твердость, но никак не агрессия. Чтобы правильно рассчитать «силы», имеет смысл настроиться на любовь прежде чем начать действовать.

Эти советы «выдернуты» из разных областей знаний о психологии и физиологии ребенка. Они любопытны сами по себе, но для того, чтобы их правильно понимать и применять, нужна целостная картина в голове. Моя позиция в том, что материнству сегодня нужно учиться. Статьи этого блога вам в помощь, подпишитесь на обновления блога, чтобы не пропустить. Так, я рекомендую курсы  врача Ирины Жгаревой:

 «Подготовка к беременности и родам» 

 «Естественное родительство: мифы и рифы» 

«Секреты счастливого материнства»

Была ли вам полезна эта статья? Знали ли вы раньше об этих удивительных ролях прикосновений в развитии малышей? Уверена, многое из этого вы используете по наитию… расскажите об этом в комментариях!

Источник

В этой статье Вы узнаете об эффективном способе управлять вниманием ребенка через тактильный контакт.

Получите методику «Безопасное физическое воздействие на ребенка в процессе воспитания», которая позволит Вам превратить процесс воспитания в приятное занятие без рутины и стресса.

А также получите ответы на вопросы:

В чем заключается смысл физического контакта в процессе воспитания?

Как установить с ребенком гармоничный тактильный и эмоциональный контакт?

Каким должен быть этот контакт, чтобы не пострадало тело и психика ребенка?

В итоге, Ваш ребенок будет получать от Вас знания и опыт с искренним интересом и неподдельной благодарностью.

На консультациях по детско-родительским отношениям меня часто спрашивают: «Можно ли бить ребенка?».

И я всегда отвечаю:

«Можно и даже нужно, причем постоянно! Но не бить, а касаться».

***

В детско-родительских отношениях проблема воспитания всегда упирается в дилемму «послушание-непослушание».

Как передать необходимые знания ребенку, если он еще не в состоянии самостоятельно управлять своим восприятием, вниманием и поведением?

***

Достаточно часто, для того чтобы избежать ответственности и не признаваться в собственном бессилии и некомпетентности, взрослые придумывают теории о гиперактивности, непослушании и прочих негативных качествах ребенка.

Нередко эти попытки самооправдания доходят даже до научного абсурда, который выражается в различных диагнозах типа СДВГ, родовых травм, генетических особенностей и прочих теорий фило-, онто- и психогенетического заговора.

Читайте также:  Горящие туры с ребенком 5 лет

Но все это является всего лишь отговорками и показателем слабости взрослого, который тем самым стремится компенсировать отсутствие элементарного педагогического опыта и базовых знаний о том, как управлять вниманием ребенка и его поведением.

***

Поэтому, проблема физического насилия в воспитательном процессе берет свои корни именно в эмоциональном и интеллектуальном бессилии взрослого и его неспособности организовать воспитательный процесс.

В этом и заключается источник неадекватного поведения взрослого человека, который для того, чтобы привлечь внимание ребенка, подчинить его своей воле и манипулировать им, прибегает к физическому насилию.

Причина такого поведения кроется, прежде всего, в отсутствии знаний и навыков цивилизованного способа организовать тактильный и эмоциональный контакт с ребенком, для того, чтобы управлять его вниманием и поведением.

***

Как управлять вниманием ребенка

***

Существует два основных способа управлять вниманием.

1) Через сознание.

2) Через тело.

***

1) Первый способ управления вниманием ребенка – через сознание – это и есть педагогические навыки, знания и опыт.

Когда Вы воздействуете на ребенка через эмоциональную и интеллектуальную сферы его сознания.

Используете мотивацию, аргументы, побуждения и т.п.

Стимулируете у ребенка проявление таких чувств, как интерес, удивление, радость и т.п.

***

2) Второй способ управления вниманием ребенка – через тело – чаще всего воспринимается как физическое насилие.

Но, это ошибочное восприятие педагогического процесса, которое возникает из-за стереотипов мышления, социальных традиций и отсутствия знаний и опыта в межличностных коммуникациях.

***

Когда родители задаются вопросом «можно ли бить ребенка?», то большинство из них делают неверный акцент, ставят неправильное ударение в этом вопросе.

Ключевое слово в этом вопросе не «можно ли», а «бить».

Под словом «бить» имеется в виду физический контакт.

Этот контакт всегда крайне необходим в любом воспитательном процессе.

Проблема же возникает именно в непонимании смысла этого физического контакта, его эмоционального и тактильного значения.

Если обратиться к этимологии слова «бить», то оно имеет множество значений и смыслов.

Для воспитания ребенка наиболее подходящим смыслом «бить», является – «совершать резкое движение до соприкосновения с каким-либо объектом».

Смысл этого «резкого движения» состоит в том, чтобы перехватить инициативу в двигательном и мыслительном процессе ребенка.

Переключить его внимание в нужное Вам направление.

Чтобы определенным образом воздействовать на сознание ребенка.

Причем, сила этого воздействия находится полностью в Ваших руках (как в прямом, так и в переносном смысле).

***

Можно привести примеры физического воздействия в обычной жизни с целью передать информацию (эмоцию, сообщение и т.п.):

1) Рукопожатие или похлопывание по плечу.

2) Массаж или мануальная терапия.

3) Пощечина во время истерики (или обморока), с целью привести человека в чувства (в сознание) или отталкивание его от угрожающей опасности.

***

Психику ребенка (его поведение) можно сравнить с пластилином.

Вопрос: «Можно ли бить пластилин, для того чтобы слепить из него нужную фигуру?»

Ответ: «Можно».

Проблема состоит только в том, насколько полученный результат будет соответствовать Вашим ожиданиям,

не говоря уже об эффективности самого процесса лепки?

Если Вы хотите что-то слепить из пластилина, то, что будет более эффективным?

Сильные хаотичные удары по пластилину?

Или точечные выверенные целенаправленные и аккуратные надавливания?

Ответ очевиден.

***

Воздействовать на внимание ребенка через тело, можно и нужно не причиняя ему боль, не проявляя раздражение и агрессию.

Наоборот, это взаимодействие может и должно быть осознанным с Вашей стороны, целенаправленным, приятным и полезным воспитательным процессом.

В результате такого конструктивного взаимодействия, информация будет передана и воспринята полностью и с минимальными искажениями, а уровень доверия между ребенком и Вами повысится.

***

Вы можете скачать Методику «Безопасное физическое воздействие на ребенка в процессе воспитания» по ссылке https://vk.com/app5898182_-194082747#s=782447

***

Если Вам показалась эта информация полезной, поделитесь этой статьей с теми, кому она может пригодиться в улучшении детско-родительских отношений.

***

Чтобы всегда быть в курсе полезной информации, вступайте в наши группы:

Трансформер мышления» https://vk.com/transformerm

«ВСД * Навязчивые мысли * Панические атаки» https://vk.com/vsd_panicheskie_ataki_nm

А также смотрите на YouTube:

Источник

Анна Гаращенко
Развитие тактильных ощущений как средство развития речи дошкольника

Развитие тактильных ощущений как средство развития речи дошкольника.

Для малыша развитие тактильных ощущений имеет очень большое значение! Ручки, ладошки, пальчики ребенка – очень важные части его тела, которые отвечают за развитие мыслительной деятельности. В момент прикосновения ребенка к различной поверхности, в его мозгу происходит много процессов, которые позволяют ему идентифицировать объект, к которому он прикоснулся.

Тактильные ощущения — одна из форм общения ребенка с окружающим миром. Рука, пальцы, ладошки ребенка — едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания. Чем тоньше тактильные ощущения малыша, тем точнее он может сравнить, объединить или различить окружающие его предметы и явления, то есть наиболее успешно упорядочить мышление. Тактильные ощущения — одна из форм общения ребенка раннего возраста с окружающим миром.

Читайте также:  Режим ребенка в 5 лет таблица

От развития движений пальцев рук зависит функционирование зон коры головного мозга, отвечающих за речь. Стимулирование тактильных чувств также оказывает положительное влияние на координацию, внимание, мышление, воображение, зрительную и двигательную память.

Таким образом, работа по развитию тактильных ощущений и мелкой моторики рук благотворно влияет на развитие всех сторон психики ребенка, в том числе и на развитие речи.

С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов. С этой целью используются различные виды деятельности, прямо или косвенно способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений.

Можно создать свою коллекцию самых разных игр и пособий.Для этого нужно: кусочки разных тканей и материалов – кожи, меха, наждачной бумаги разных номеров, губки и др. Так же пригодятся разные крупы, мешочки с разными наполнителями (можно использовать перчатки, носочки, колготки для змеек и т. д.). Вы можете наклеить на дощечки разные ткани и материалы, или это можно сделать на одной большой поверхности.

Взять обрезки разных тканей и разложить их перед ребенком. Рассмотрите их и потрогайте руками, расскажите, для чего какая ткань может использоваться, но сделайте это кратко, ведь детям не интересно долго слушать наши объяснения, им интереснее играть.

В качестве таких игр хорошо использовать занятия по художественно-эстетическому воспитанию:

— лепка из глины, пластилина, теста;

— аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга);

— аппликационная лепка (заполнение рельефного рисунка пластилином);

— рисование пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой»;

— игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором (металлическим, пластмассовым);

— собирание разнообразных пазлов;

— сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки, разных по величине, форме, материалу.

Кроме того, практическая деятельность вызывает положительные эмоции у детей, помогает снизить умственное утомление.

Не следует забывать и о традиционной пальчиковой гимнастике, об использовании элементов массажа и самомассажа рук, что, несомненно, также способствует повышению тактильной чувствительности. Стимуляция ее нервных окончаний способствует формированию более полных представлений о предметах окружающего мира.

Вот в какие игры, развивающие тактильные ощущения, можно поиграть дома и в группе детского сада.

1. Ткани на ощупь. Сделайте с ребенком книжку-игрушку «Ткани». Разложите разные кусочки ткани, пусть ребенок трогает их. Отдельно положите второй комплект таких же тканей, предложите малышу найти пары к каждому кусочку.

2. Волшебный мешочек. Показывайте ребенку предметы и складывайте их в мешочек. Это могут быть пуговицы, деревянные геометрические фигурки, пластмассовые колечки от пирамиды и т. д. Возьмите пуговицу, покажите ребенку.Скажите: «Смотри, какая красивая пуговица, подержи ее».После бросьте ее в мешочек со словами: «Смотри, она прыгнула, давай ее найдем». Пусть ребенок ищет предмет, запустив ручку в мешочек и опираясь только на ощущения. Если найдет, пусть расскажет о его свойствах – гладкий, твердый и т. д.

3.Игры с жидкостями: налейте в стаканчики различные вещества – сироп, мед, варенье, растительное масло, гель, шампунь, молоко. Не наливайте большое количество. Будет достаточно и трех капель.Предложите ребенку окунать по очереди пальчик в каждый стакан и называть свойства: липкое, вязкое, жидкое, жирное и т. д.

4. Игры с крупами. Насыпьте разные крупы в тарелочки. Пусть ребенок их трогает, перебирает пальчиками, смотрит, чем они отличаются. Спрячьте в крупу небольшую игрушку. Предложите ребенку найти ее. На крупе можно и порисовать пальчиком. Игры с крупами развивают мелкую моторику рук малыша.

5. Тактильный коврик.Для этого сшейте небольшие мешочки и набейте их разными наполнителями: крупой, макаронами, бумагой, целлофаном. Ребенок может не только потрогать, но и ходить по нему ножками.

6. Тактильные аппликации.Для этого можно взять разный материал: кусочки кожи, бумагу, палочки, спички, скорлупки, листья и т. д. Предложите ребенку намазать лист клеем и выкладывать эти кусочки в хаотичном порядке. Не ограничивайте малыша ни в чем, пусть творит так, как ему хочется.

7. Аппликации с крупой. Для этого вам понадобятся готовые шаблоны картинок. Намажьте их клеем, и пусть ребенок посыпает в середину картинки крупу.

Хочу предложить Вам сделанную мной тактильную аппликацию в виде картины по произведению А. С. Пушкина «Золотая рыбка».В работе я использовала следующие материалы: морской песок, измельченные ракушки, веточки и семена растений, листья и травинки. Для создания фона обыкновенные цветные карандаши и аппликацию героя сказки.

Развитие тактильных ощущений как средство развития речи дошкольника

Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой. Полноценно организованная тактильная среда позволяет через развитие тактильной чувствительности расширить представления о различных предметах и объектах окружающей действительности.

Источник