Таблицы мастюковой развитие ребенка
Комплекс методик для изучения развития речи детей третьего года жизни Е.М. Мастюковой, А.Г. Московкиной.
МЕТОДИКА № 1. «Изучение понимания речи».
Цель: выявить уровень восприятия речи взрослого.
Материал: кукла и 4-5 хорошо знакомых детям предметов (чашка, погремушка, собачка).
Процедура проведения: исследование было проведено индивидуально с каждым ребенком
1 Ситуация. Проверяли, отзывается ли ребенок на свое имя.
2 Ситуация. Просили ребенка указывать на называемый предмет.
3 Ситуация. Предлагали ребенку показать у куклы какую-либо часть лица или тела.
4 Ситуация. Просили ребенка найти аналогичную часть лица или тела у себя.
5 Ситуация. Просили ребенка дать называемый предмет.
6 Ситуация. Предлагали произвести с предметом определенные действия (положить кубики в коробку). Задание усложняется в зависимости от возраста ребенка.
7 Ситуация. Предлагали ребенку проделать те или иные движения руками, ногами, головой, всем корпусом.
Формулировку задания повторяли несколько раз.
Обработка данных.
Все данные заносили мы в таблицу, где отмечали число повторений формулировки заданий, необходимых для того, чтобы ребенок его понял, число правильно выполненных заданий. Число повторений определило количество набранных ребенком баллов:
1 раз — 2 балла,
2 раза — 1 балл (при выполнении задания),
0 баллов (при невыполнении задания).
Более 2 раз — 0 баллов.
Если ребенок набрал от 12 — до 14 баллов, то это высокий уровень понимания речи.
От 10 до 11 баллов — уровень понимания речи выше среднего.
От 7 до 9 баллов — средний уровень понятия речи,
От 4 до 6 баллов — низкий уровень понимания речи.
От 0 до 3 баллов — очень низкий уровень понимания речи
МЕТОДИКА № 2.» Найди игрушку».
Цель: выявить понимание речи взрослого.
Материал: различные знакомые предметы (игрушки, пирамидки, куклы и т.д.)
Процедура проведения: в процессе игровой деятельности мы наблюдали за тем, как ребенок реагирует на предметы:
сосредоточенно ли всматривается в игрушки,
берет ли в руки,
вызывает ли игрушка ответную реакцию, улыбку,
понимает ли обращенную к нему речь.
Обработка данных.
Все данные мы заносили в таблицу, где отмечали все вышеперечисленные параметры оценки понимания речи ребенком взрослого. Число выполненных фрагментов определило количество набранных ребенком баллов: качество выполнения:
5 баллов — в речи ребенка встречаются все 5 приведенных фрагментов, определяющих результативность. Такое количество баллов соответствует высокому уровню понимания. Выполнены все параметры.
4 балла — 4 выполненных фрагмента, определяющих понимание речи — уровень выше среднего.
3 балла — 3 выполненных фрагмента, определяющих понимание речи — средний уровень
2 балла — 1-2 выполненных фрагмента, определяющих понимание речи — низкий уровень.
1 балл — задание не выполнено — очень низкий уровень.
МЕТОДИКА № 3. «Кто это».
Цель: выявить объем активного словаря.
Материал: предметные картинки.
Процедура проведения: для оценки словарного состава ребенка весь предлагаемый материал мы условно разделили на три группы по степени частотности употребления слов в речи. В первую группу вошли слова, обозначающие предметы, наиболее часто встречающиеся в жизни ребенка. В качестве примеров мы брали приблизительные картинки из категорий: одежда (шапка, шарф, рубашка, юбка), овощи (капуста, морковь, картофель, редис), домашние животные (кошка, собака, попугай), транспорт, игрушки, птицы.
Обработка данных.
Все данные мы заносили в таблицу, где отмечали число правильных ответов.
1 балл — наличие правильного ответа.
0 баллов — неправильный ответ.
Выводы об уровне объема словаря.
10 баллов — высокий уровень объема словаря,
8-9 — баллов — выше среднего уровень,
6-7 баллов — средний уровень
2-5 балла — низкий уровень.
0-1 балла — очень низкий уровень.
МЕТОДИКА № 4. «Беседа по картинке».
Цель: определить уровень активного словарного запаса детей, выявить состояние грамматического строя, речи.
Материал: сюжетная картинка.
Процедура проведения: ребенку показывают сюжетную картинку, на которой изображен мальчик с мячом. Около мальчика прыгает собака, рядом с мальчиком на скамье сидит девочка с куклой в руках.
После того, как рассмотрены картинки, мы, задавая ребенку вопросы, предлагали рассказать о том, что он увидел на них, ответы на которые требовали состояние различных видов предложений: простого, простого распространенного — с употреблением дополнения прямого или косвенного с употреблением предлогов:
Что нарисовано на картинке?
Что делает девочка?
Что делает мальчик?
Что делает собака?
Обработка данных:
Все результаты мы отмечали в таблице, где фиксировались наличие и частота употребления ребенком различных частей речи, грамматических форм и конструкций предложений.
Оценка результатов.
5 баллов — 2-3 предложения, правильно согласованные в глагольных и падежных окончаниях.
4 балла — 2-3 предложения с аграмматизмами.
3 балла — одно предложение из 2-3 слов, правильно согласованные в глагольных и падежных окончаниях.
балла — одно предложение из 2-3 слов с аграмматизмами.
0 — 1 балл — ответ одним словом или нет ответа.
Выводы об уровне развития.
Высокий уровень — 17 — 20 баллов.
Выше среднего уровень — 13-16 баллов.
Средний уровень — 9-12 баллов
Низкий уровень — 5-8 баллов.
Очень низкий уровень 0-4 балла.
Источник
Мастюкова Елена Михайловна — доктор медицинских наук, профессор, зав. лабораторией клинического изучения аномальных детей НИИ дефектологии АПН СССР, Москва. Книги (8)Лечебная педагогика. Ранний дошкольный возраст В книге обобщены многолетние данные автора, а также отечественных и зарубежных исследований по диагностике и коррекции различных форм аномального нервно-психического развития детей. Особое внимание обращено на раннюю диагностику наиболее частых отклонений в развитии познавательной деятельности и сложных дефектов. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни Соавтор: Журба Л.Т. Монография посвящена особенностям нарушения психомоторного развития детей первого года жизни. На основе большого клинического опыта описан оригинальный подход к выявлению у них психических, речевых и двигательных расстройств. Представлен впервые разработанный и примененный в клинике метод количественной оценки возрастного психомоторного развития новорожденных и грудных детей, позволяющий объективизировать уровень развития и определить, какие функции страдают в первую очередь и в наибольшей степени. Описаны предложенная авторами классификация задержки развития и основные неврологические и психопатологические синдромы, которые могут сочетаться с этой задержкой и влиять на ее качество. Намечены пути выяснения причины нарушения возрастного развития и изложены общие принципы его коррекции. Нарушение речи у детей с церебральным параличом Соавтор: Ипполитова М.В. В книге представлены неврологические данные о мозговых механизмах речевой деятельности и звукопроизносительной стороне речи у детей с церебральным параличом, а также рассматриваются методические приемы коррекционных занятий по исправлению нарушений речи у данной категории детей Нарушения коммуникативного поведения при раннем детском аутизме Ранний детский аутизм — особая аномалия психического развития, при которой имеют место стойкие и своеобразные нарушения коммуникативного поведения, эмоционального контакта ребенка с окружающим миром. Основной признак аутизма, неконтактность ребенка, проявляется обычно рано, уже на первом году жизни, но особенно четко в возрасте2-3лет в период первого возрастного криза. Ранняя диагностика аутизма имеет важное значение, так как прогноз этой аномалии развития в значительной степени зависит от времени начала психолого-педагогической коррекции и лечения. Психодиагностический комплекс методик Психодиагностический комплекс методик для определения уровня умственного развития младших школьников. Соавтор: Переслени Л.И., Чупров Л.Ф. Учебно-методическое пособие содержит теоретический, методический и диагностический материал по использованию в практической работе психодиагностического комплекса методик, разработанного и апробированного авторами применительно к целям школьной психологической службы и практики работы медико-педагогических комиссий по отбору детей в специальные школы. Ребенок с отклонениями в развитии Ранняя диагностика и коррекция. В книге обобщены данные отечественных и зарубежных исследований по диагностике и коррекции различных форм аномального развития детей раннего возраста. Автор рассматривает аномальное развитие как следствие органического поражения центральной нервной системы. Особое внимание обращает на раннюю диагностику и коррекцию отклонений в познавательной сфере детей. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии Соавтор: Московкина А.Г. Учебное пособие содержит сведения о современных технологиях воспитания в семье ребенка с отклонениями в развитии: сенсорными нарушениями, интеллектуальной недостаточностью, речевыми расстройствами, нарушениями опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы и поведения. Особое внимание уделяется взаимодействию специалистов и родителей детей младенческого, раннего и дошкольного возраста, формам его организации. Помимо практических вопросов рассматриваются теоретические обоснования семейного воспитания детей с отклонениями в развитии. Физическое воспитание детей с церебральным параличом Младенческий, ранний и дошкольный возраст. В книге с учетом специфики двигательных нарушений обосновываются содержание и методы физического воспитания детей с церебральным параличом. Приводятся рекомендации по использованию конкретных приемов развития и коррекций движений при ДЦП. Добавить отзыв |
Источник
МЕТОДИКА № 1. «Изучение понимания речи».
Цель: выявить уровень восприятия речи взрослого.
Материал: кукла и 4-5 хорошо знакомых детям предметов (чашка, погремушка, собачка).
Процедура проведения: исследование было проведено индивидуально с каждым ребенком
1 Ситуация. Проверяли, отзывается ли ребенок на свое имя.
2 Ситуация. Просили ребенка указывать на называемый предмет.
3 Ситуация. Предлагали ребенку показать у куклы какую-либо часть лица или тела.
4 Ситуация. Просили ребенка найти аналогичную часть лица или тела у себя.
5 Ситуация. Просили ребенка дать называемый предмет.
6 Ситуация. Предлагали произвести с предметом определенные действия (положить кубики в коробку). Задание усложняется в зависимости от возраста ребенка.
7 Ситуация. Предлагали ребенку проделать те или иные движения руками, ногами, головой, всем корпусом.
Формулировку задания повторяли несколько раз.
Обработка данных.
Все данные заносили мы в таблицу, где отмечали число повторений формулировки заданий, необходимых для того, чтобы ребенок его понял, число правильно выполненных заданий. Число повторений определило количество набранных ребенком баллов:
1 раз — 2 балла,
2 раза — 1 балл (при выполнении задания),
0 баллов (при невыполнении задания).
Более 2 раз — 0 баллов.
Если ребенок набрал от 12 — до 14 баллов, то это высокий уровень понимания речи.
От 10 до 11 баллов — уровень понимания речи выше среднего.
От 7 до 9 баллов — средний уровень понятия речи,
От 4 до 6 баллов — низкий уровень понимания речи.
От 0 до 3 баллов — очень низкий уровень понимания речи
МЕТОДИКА № 2.» Найди игрушку».
Цель: выявить понимание речи взрослого.
Материал: различные знакомые предметы (игрушки, пирамидки, куклы и т.д.)
Процедура проведения: в процессе игровой деятельности мы наблюдали за тем, как ребенок реагирует на предметы:
сосредоточенно ли всматривается в игрушки,
берет ли в руки,
вызывает ли игрушка ответную реакцию, улыбку,
понимает ли обращенную к нему речь.
Обработка данных.
Все данные мы заносили в таблицу, где отмечали все вышеперечисленные параметры оценки понимания речи ребенком взрослого. Число выполненных фрагментов определило количество набранных ребенком баллов: качество выполнения:
5 баллов — в речи ребенка встречаются все 5 приведенных фрагментов, определяющих результативность. Такое количество баллов соответствует высокому уровню понимания. Выполнены все параметры.
4 балла — 4 выполненных фрагмента, определяющих понимание речи — уровень выше среднего.
3 балла — 3 выполненных фрагмента, определяющих понимание речи — средний уровень
2 балла — 1-2 выполненных фрагмента, определяющих понимание речи — низкий уровень.
1 балл — задание не выполнено — очень низкий уровень.
МЕТОДИКА № 3. «Кто это».
Цель: выявить объем активного словаря.
Материал: предметные картинки.
Процедура проведения: для оценки словарного состава ребенка весь предлагаемый материал мы условно разделили на три группы по степени частотности употребления слов в речи. В первую группу вошли слова, обозначающие предметы, наиболее часто встречающиеся в жизни ребенка. В качестве примеров мы брали приблизительные картинки из категорий: одежда (шапка, шарф, рубашка, юбка), овощи (капуста, морковь, картофель, редис), домашние животные (кошка, собака, попугай), транспорт, игрушки, птицы.
Обработка данных.
Все данные мы заносили в таблицу, где отмечали число правильных ответов.
1 балл — наличие правильного ответа.
0 баллов — неправильный ответ.
Выводы об уровне объема словаря.
10 баллов — высокий уровень объема словаря,
8-9 — баллов — выше среднего уровень,
6-7 баллов — средний уровень
2-5 балла — низкий уровень.
0-1 балла — очень низкий уровень.
МЕТОДИКА № 4. «Беседа по картинке».
Цель: определить уровень активного словарного запаса детей, выявить состояние грамматического строя, речи.
Материал: сюжетная картинка.
Процедура проведения: ребенку показывают сюжетную картинку, на которой изображен мальчик с мячом. Около мальчика прыгает собака, рядом с мальчиком на скамье сидит девочка с куклой в руках.
После того, как рассмотрены картинки, мы, задавая ребенку вопросы, предлагали рассказать о том, что он увидел на них, ответы на которые требовали состояние различных видов предложений: простого, простого распространенного — с употреблением дополнения прямого или косвенного с употреблением предлогов:
Что нарисовано на картинке?
Что делает девочка?
Что делает мальчик?
Что делает собака?
Обработка данных:
Все результаты мы отмечали в таблице, где фиксировались наличие и частота употребления ребенком различных частей речи, грамматических форм и конструкций предложений.
Оценка результатов.
5 баллов — 2-3 предложения, правильно согласованные в глагольных и падежных окончаниях.
4 балла — 2-3 предложения с аграмматизмами.
3 балла — одно предложение из 2-3 слов, правильно согласованные в глагольных и падежных окончаниях.
балла — одно предложение из 2-3 слов с аграмматизмами.
0 — 1 балл — ответ одним словом или нет ответа.
Выводы об уровне развития.
Высокий уровень — 17 — 20 баллов.
Выше среднего уровень — 13-16 баллов.
Средний уровень — 9-12 баллов
Низкий уровень — 5-8 баллов.
Очень низкий уровень 0-4 балла.
Приложение 2
Вопросы к методике диагностики стиля взаимодействия В.Л. Симонова:
1.1 Я всегда в хорошем отношении со всеми, даже с теми, чьи поступки не одобряю.
1.2 Мне нравятся компании, где люди подшучивают друг над другом
1.3 Я всегда следую чувству долга и выполняю все правила.
2.1 Мне трудно бороться с самим собой
2.2 Я не люблю, когда другие командуют мной
2.3 Кое-кто имеет что-то против меня.
3.1 Уверен, что многие люди лгут, так как им это выгодно.
3.2 Иногда я делаю такое, о чем впоследствии сожалею.
3.3 То, что я говорю, всегда соответствует истине.
4.1 Я могу так настаивать на чем-нибудь, что люди теряют терпение.
4.2 У меня отсутствует уверенность в себе.
4.3 Бывает так, что я откладываю на завтра то, что можно сделать сегодня.
5.1. Я могу быть снисходительным, когда надо мною посмеиваются.
5.2. Люди часто разочаровывают меня.
5.3. Критика или порицание всегда сильно задевают меня.
6.1. Работа для меня всегда связана с большим напряжением
6.2. Я принимаю участие в играх всегда с целью выиграть.
6.3. Я любил школу.
7.1. Я очень люблю туризм
7.2. Я многое теряю из-за своей нерешительности.
7.3. Я раздражаюсь, когда меня отвлекают от выполняемого важного делаю.
8.1. Я против подачи милостыни.
8.2. Я привык обращаться к людям за советом
8.3. Меня часто пытаются обмануть
9.1. Ко мне часто придирается начальник
9.2. Я стесняюсь дурачиться в компаниях.
9.3. Меня трудно рассердить
10.1. Считаю, что ряд моих поступков нельзя простить.
10.2. У меня часто наступает безразличие и все кажется одинаковым.
10.3. Я отношусь спокойно к виду страдающих животных.
11.1 Жизнь меня мало щадит
11.2 Меня легко охватывает гнев, но все же я успокаиваюсь
11.3 Я верю в конечное торжество справедливости
12.1 Уверен, что любые поступки рано или поздно обнаруживаются
12.2 Согласен с теми, кто пытается взять от жизни все, что можно.
12.3 Большинству людей безразлично, что может случиться с другими.
13.1 Самое трудное для меня в любом деле — это начало.
13.2 Моя повседневная жизнь заполнена интересными делами.
13.3 Мне часто говорят, что я вспыльчивый.
14.1 Мне кажется, что передо мной специально создают трудности
14.2 Меня очень привлекают в газетах и журналах разделы юмора
14.3 Я твердо рассчитываю на успех в своих делах.
15.1. Я умею заставлять людей бояться меня.
15.2. Есть тот, кто управляет моими мыслями
15.3. Мое здоровье требует постоянного внимания.
16.1. Иногда меня так забавляет ловкость плута, что я начинаю ему завидовать.
16.2. Иногда я чувствую, что окружающие смотрят на меня осуждающе.
16,3. Люди часто придираются ко мне.
17.1. Человек, оставляющий вещи без присмотра, также виноват в их краже, как и вор.
17.2. Иногда я думаю о вещах слишком плохих, чтобы говорить о них.
17.3. Многие меня не понимают.
18.1. Я общительный человек.
18.2. Вопросы религии мне безразличны.
18.3. Я люблю работать не торопясь.
19.1. Я избегаю оставаться один в темноте.
19.2. Я люблю путешествовать
19.3. Лошадей, которые плохо тянут, следует бить.
20.1. Я склонен иметь несколько разных увлечений.
20.2. Уверен в том, что существует единственно правильное понимание жизни.
20.3. Я редко чувствую себя счастливым и энергичным
21.1 Окружающие меня на работе — люди честные.
21.2 Я настораживаюсь, когда кто-нибудь смотрит на меня в упор.
21.3 Мне нравится, когда жена курит.
22.1 Меня очень раздражает человек, пытающийся пролезть впереди меня без очереди.
22.2 Порой мне кажется, что я мало на что годен.
22.3 Я нередко встречаю начальников, которые знают не более меня.
23.1 Я готов на многое, чтобы победить в споре.
23.2 Я настораживаюсь, когда кто-нибудь смотрит на меня в упор
23.3 Я очень люблю быть с людьми
24.1 Я прекращаю работу, которая «не клеится»
24.2 Я хочу, чтобы судьба была более благосклонна ко мне
24.3 Люблю беседовать на темы нравственности и морали
25.1. Считаю, что человек не имеет права игнорировать правила.
25.2. Мало кто меня понимает
25.3. У меня есть дурные привычки и бесполезно бороться с ними
26.1. Если это возможно, я избегаю конфликтов
26.2. Я всегда избегаю конфликтов
26.3. Я не могу отказаться от своих намерений
27.1. Имеются люди, которые используют мои идеи и мысли.
27.2. Я хотел бы избавиться от своей застенчивости
27.3. Я придерживаюсь принципов нравственности и морали, более строго, чем другие люди.
28.1. Я полностью уверен в себе
28.2. Следует более доверять людям
28.3. Я часто мучаюсь выбором темы разговора
29.1. Я не люблю обсуждать проблемы моей работы
29.2. Мне всегда легко выступать перед аудиторией.
29.3. Я отказываюсь играть в некоторые игры, потому что не терплю проигрывать.
30.1. Я бываю просто счастлив, когда остаюсь один.
30.2. Я предпочитаю заговаривать с людьми первым
30.3. Я часто испытываю чувство вины перед подчиненными мне людьми
31.1 Мне трудно удерживать внимание на чем-нибудь одном.
31.2 Я часто становлюсь нетерпимым при общении с непонятливыми людьми
31.3 Я редко испытываю чувство тревоги.
32.1 Мне легко сосредоточиться на любой работе.
32.2 Поменьше препятствий, и я достиг бы больших успехов
32.3 Знаю, что лучше промолчать, когда я взволнован
33.1 Большинство людей завязывают дружеские отношения потому, что надеются, что друзья будут им полезны.
33.2 Уверен, что в мое отсутствие обо мне говорят плохо
33.3 Бывает, что нескромные шутки или остроты вызывают у меня смех.
34.1 Мне приходится часто ругать подчиненных за лень
34.2 Меня часто несправедливо обижает начальник
34.3 Всякая грязь пугает меня и вызывает отвращение
35.1. Лучше, если бы многие законы были бы отменены
35.2. Меня очень просто увлечь новой идеей
35.3. Я разбираюсь в работе сам и не люблю, чтобы мне объясняли
36.1. Я очень серьезно отношусь к работе
36.2. Я понимаю, что работа и дом — это очень серьезные, но разные вещи.
37.1. Уверен, что большинство начальников — просто придиры
37.2. Меня раздражает, когда меня торопят
37.3. Иногда я чувствую себя излишне строгим
38.1. Как правило, я упорно отстаиваю свое мнение
38.2. Считаю, что в опозданиях на работу нет ничего страшного
38.3. Если мое мнение уже сложилось, люди могут все-таки изменить его
39.1. Предпочитаю, чтобы люди всегда знали мою точку зрения
39.2. Я всегда говорю человеку правду в глаза — пусть он знает об этом
39.3. Я человек нервный и легкоранимый.
40.1. Я не испытываю смущения, входя впервые в коллектив
40.2. Я часто сомневаюсь в своих способностях
40.3. Плохие слова иногда приходят мне в голову.
41.1 Я постоянно озабочен личными заботами
41.2 Иногда я не в силах сдержать свои эмоции
41.3 Я всегда озабочен своими служебными делами
42.1 Я легко плачу
42.2 Сейчас самое счастливое время в моей жизни
42.3 Я практически никогда не признаю своего поражения
43.1 Я всегда читаю о том, чем в данное время занимаюсь
43.2 Мне бы хотелось познакомиться с известным лицом
43.3 Без боязни имею дело с новым коллективом
44.1 Мое поведение зависит от общественного мнения
44.2 Я всегда чувствую себя полезным
44.3 Я не мог бы служить в армии
45.1. Я легко забываю то, о чем мне говорят
45.2. У меня бывает ощущение, что окружающие стараются мне досадить
45.3. Вряд ли я имею много врагов
46.1. Большинство людей опасается за свой престиж
46.2. Мои манеры дома менее хороши, чем в гостях
46.3. Может быть, против меня что-то готовится
47.1. Мне не нравятся драматические спектакли
47.2. К виду крови отношусь спокойно
47.3. Я лишен боязни чем-нибудь заразиться
48.1. Всегда отстаиваю то, что считаю справедливым
48.2. Соблюдение законов является безусловно обязательным
48.3. Чувствую, что окружающие слишком требовательны ко мне
49.1. В трудных ситуациях я всегда советуюсь
49.2. Полагаю, что у меня приличная память
49.3. Мне трудно поддерживать разговор с незнакомыми людьми
50.1. Я часто первым заговаривая с незнакомым человеком
50.2. Я обычно работаю с большим напряжением
50.3. Временами я изматываюсь, так как беру на себя слишком много.
Приложение 3
Источник