Таблица зарубежные теории развития личности ребенка таблица
Фрейд
Эриксон
Пиаже
Колберг
Эльконин
Периоды/основание
Согласно З.Фрейду, развитие личности соответствует психосексуальному развитию человека. Движущей силой развития личности является врожденная энергия либидо (сексуальная энергия).
Развитие личности опред. тем, что общество ожидает от человека. На каждой стадии развития он приобретает определенное кач-во (личностное новообразование), которое фиксируется в структуре личности и сохраняется в послед. периоды жизни. Личность развивается благодаря включению в различные социальные общности.
Интеллектуальное развитие обеспечивает адаптацию ребенка со средой, достигая равновесие с ней. Он полагал, что развитие интеллекта имеет универсальный характер, и идет всегда одним и тем же путем: стадии следуют друг за другом в неумолимом порядке. Возрастные границы могут сдвигаться, но последовательность стадий остается постоянной.
Уровень морального развития человека.
Деятельность-условие формирования психики. Критерии периодизации-ведущий вид деятельности (ВВД).
0-1 год
Оральная стадия.
Удовлетворение либидо достигается за счет ротового контакта во время сосания, покусывания или жевания. Невозможность реализации либидо на этой стадии приводит впоследствии к возникновению таких “пороков” как курение, гурманство, словесная агрессия. Личность человека характеризуется такой чертой как зависимость от окружения и пассивность.
Орально — сенсорная стадия.
+ доверие к окружающему миру, хочет познать мир, получает все, что хочет (мир уютен, люди достойны доверия)
— недоверие к окружающему миру, не получает должного, дискомфорт (боязнь людей, опасение за свое благополучие)
Сенсомоторный интеллект (0-2)
Овладение сенсорными и моторными способностями. ребенок, наделенный изначально только рефлексами, постепенно связывает воедино разрозненные восприятия и действия. Шаг за шагом ребенок постигает свойства окружающих объектов через действия с ними, что приводит к появлению представлений об объектах в умственном плане (репрезентациям, то есть представлением самому себе).
1-3 года.
Анальная стадия (от 1 до 2 лет). Приучение ребенка к чистоплотности ведет к перемещению удовлетворения либидо в анальную область тела. Суровость в процессе приучения к чистоплотности рождает у ребенка страх потерять контроль над своим сфинктером, не оправдать ожидания родителей.
Мышечно – анальная стадия (2-3 год).
+ чувство автономности, ребенок начинает передвигаться, родители предоставляют возможность проявить себя (вырабатывается самостоятельность, ощущение своего тела)
— чувство стыда, неуверенности; нерешительность, скованнность малообщительность, ограничения со стороны родителей
Преддошкольный возраст.
ВВД-предметно-манипулятивный, предметно-орудийный. Ребенок овладевает речью, преобразование действительности: осваивает физические свойства предметов – расстояние, скорость, направление движения, свое место в пространстве относительно других предметов.
3-7 лет.
Фаллическая стадия (с 2 до 5 лет). Интерес к своим половым органам и половым органам других детей. Половые отличия мальчиков и девочек. Эдипов комплекс у мальчиков и комплекс Электры у девочек — ребенок испытывает нежные чувства к родителю противоположного пола и агрессию по отношению к родителю своего пола, которого ребенок считает соперником и подсознательно хочет “устранить”. Конфликт решается отождествлением себя с родителем того же пола, что представляется меньшим злом для ребенка, чем агрессивные чувства.
Локомоторно – генитальная стадия (4-5 лет)
+ чувство инициативы, познавательная активность, границы дозволенного, сотрудничество со взрослыми ( я могу делать много удивительных вещей, мои способности волшебные)
— чувство вины, взрослые твердят, что игры не желательны, вопросы назойливы, наказывают за мелкие проступки ( я бываю таким ужасным, другие сердятся, готовы уничтожить)
Период дооперационального мышления (2-7 лет).
Образование понятий, понятия эгоцентричны, «ребенок считает себя центром, ребенок не может посмотреть на себя стороны. Рядоположенность детской мысли – ребенок стремится получить причинно-следственные связи между предметами и явлениями. Неправильное содержание и объем понятий. Моральные суждения исходят из образного представления о ситуации.
Преднравственный период (4-10 лет). На этом уровне поступки определяются внешними обстоятельствами и точка зрения других людей не учитывается. Этому уровню соотвествуют стадия дооперационального мышления и стадия конкретных операций.
На первой стадии этого уровня суждения выносятся на основе того, будут ли такой поступок наказан или удостоится похвалы. Например, брать конфетку без спроса нельзя, потому что накажут.
На второй стадии суждение о поступке выносится в связи с той пользой, которую можно будет извлечь. Например, мальчик, который без спроса взял конфету – хороший, потому что он ее очень хотел.
Дошкольный возраст.
ВВД-сюжетно-ролевая игра (с реальными людьми), важен сюжет. Подвижные игры, настольные игры, большая потребность в общении с другими людьми. Ребенок должен наиграться в детстве.
7-10 лет.
Латентный период (от 6 до 11 лет). Снижение сексуальной активности и интересов в сексуальным вопросам. Ребенок осваивает формы поведения , свойственные данному полу. Недостаточное освоение форм, установок полового поведения может привести к неадекватному пониманию своей половой роли и половой роли противоположного пола.
Латентная стадия (6-11).
+ чувство компетентности, смелость, трудолюбие, родители поощряют любое творчество, хвалят, есть результат (интерес к жизни, умение ставить высокие цели)
— чувство неполноценности, не поощрение родителями, потеря авторитета у сверстников, развитие страха неудачи (я ничтожество)
Стадия конкретных операций (7 — 11 лет).
Есть понятие размера, числа. Может принять тоску зрения другого человека, не меняет своих «убеждений».
Младшая школа(8-10).
ВВД-учебная; чтобы хорошо учиться, нужно иметь учебную задачу; учебные действия, контроль и оценка должный перейти в самоконтроль и самооценку.
11-12-15 лет.
Генитальная стадия (начинается при половом созревании). Подростки начинают ориентироваться на половое удовлетворения с партнерами противоположного пола Так человек приближается к зрелости, критериями которой Фрейд считал способность работать и любить.
Кризис подросткового возраста (12-20)
+ идентификация Я, устойчивое мировоззрение, есть место в жизни, проекция будущего
— путаница ролей, чувство вины, неуверенность пред. развития (я не знаю кто я, и куда иду)
Стадия формальных операций (11-15 лет).
На этой стадии дети способные совершать мыслительные операции без какой — либо конкретной опоры. Они способны к абстрактному мышлению и построению логических суждений по правилам индукции и дедукции.
Конвенциональный уровень (с 10 до 13 лет). Поступки оцениваются в соответствии с нормами принятыми в обществе. Ребенок ориентируется на оценки других людей. Этому уровню соответствует стадия конкретных операций.
На третьей стадии главным критерием суждения является одобрение или неодобрение других людей. Например, мама похвалит, если спросить разрешения.
На четвертой стадии ребенок ориентируется на общепринятые нормы и законы. Например, воспитанные мальчики всегда спрашивают разрешения.
Подростковый(10-14-15).
ВВД-интимно-личностное общение. Зависимость от мнения окружающих, общение со сверстниками выходит на первый ряд, очень много противоречий .
15-20 лет.
Постконвенциональный уровень (с 13 лет) оценивается Колбергом как истинная нравственность, поскольку человек исходит из своих собственных критериев, что предполагает высокий уровень мыслительного развития. Этот уровень возможен на стадии формальных операций.
Ранняя юность (15-17).
ВВД-учебная, учебно-профессиональная д-ть. Формируется самосознание, повышается мера ответственности, самостоятельность.
20-50-60 лет.
Ранняя зрелость (20-25 лет).
+ близкие отношения, чувства к близким людям, сензитивный период для интимных отношений
-одиночество, не с кем разделить свою жизнь, не о ком заботиться
Средняя зрелость (26-64)
+ общечеловечность, генеративность, интересуют проблемы общества
— самопоглощенность, застой, озабоченность собственными личными удобствами
Источник
Сводная таблица по теориям развития в возрастной психологии.
Теория
Автор
Метод
Факты
Теоретические взгляды
Сильные стороны
Слабые стороны
1. Рекапитуляции
С. Холл
Самонаблюдение, наблюдение за играми детей, анкетирование родителей.
Основа детские страхи и игры. Есть страхи, не связанные с с жизненным опытом ребенка (страх воды и т.п.).
Существуют последовательность игр, сменяющих друг друга, которым никто детей не обучает.
Ребенок в своем развитии повторяет социогенез в сжатом виде. Исследование страхов показало, что дети часто бояться того, чего никогда не было в их личном опыте, и их можно объяснить памятью прошлого, от которой ребенок освобождается в процессе игры. Определенная последотельность этих игр (встречающаяся у многих детей) соответствует социогенетическим стадиям (жиэнь в пещерах охота строительство скотоводство растеневодство меновые отношения).
Развитие определяется генетическими механизмами.
- установил наличие закономерности в развитии ребенка;
- классифицировал игры.
- использовал неадекватный метод самонаблюдение (дети часто не различают фантазию и реальность);
- критика бихевиористов: страхи не врожденны, а возникают из реальных событий;
- критика Гросса: игра есть период подготовки ко взрослой жизни, а не избавление от прошлого;
- критика Рубинштейна: социогенез и онтогенез идут по «от простого к сложному», но не правильно отождествлять эти процессы.
2. Трех ступенчатого развития
К. Бюллер
Эксперименты аналогичные Келлеру, но вместо палки и бананов использовали стулья и игрушки.
Развитие ребенка запаздывает по сравнению развитием животного (сначала человек проходит путь развития животного, а затем специфический человеческий).
Стадии развития ребенка сопостовимы со стадиями развития животных (онтогенез есть краткое повторение филогенеза).
3 ступени развития: инстинкт (01 год), формирование навыков (13 года), интеллект (35 лет).
Развитие корковых слоев мозга в 3 года ведет к развитию новых психических способностей, поэтому ускорить процесс развития, пока не созреют определенные участки мозга нельзя (т.е. обучение не влияет на процесс развития).
- ввел эксперимент;
- наметил движение от низших к высшим стадиям (от примитивных к совершенным стадиям поведения).
- перенес зоологический эксперимент на исследование человека;
- навык и интеллект не существуют независимо друг от друга, т.к. в навыке есть интеллектуальные компоненты, а интеллект. действие может стать автоматизированным (навыком);
- не учел роль активности субъекта в развитии;
- полностью исключено средовое влияние.
3. Нормативный подход (не является самостоятельной теорией, а существует в рамках теории рекапитуляции).
Л. Гезелл,
Л. Термен.
Лонгитюдные наблюдения, тестовые методики.
Значительные изменения на физиологическом, интеллектуальном и моторных уровнях достигают своего максимума до 3х лет затем снижение темпов далее подобие плато, а к старости регрессив. изменения (закон затухания)
Разделяют позицию Холла, но ставят перед собой практическую задачу: если развитие предопределено, то каким образом происходит. Закон затухания.
- первыми использовали близнецовый метод, технические срва (зеркало, фотографии) и тестовые методики;
- разработали методику контроля за ходом нормального психического развития ребенка;
- положили начало детской психологии как нормативной дисциплины;
- учитывали пол и порядок рождения ребенка;
- все объективные изменения фиксировались вместе (психические и физические смешанное развитие);
- представление о неизменности интеллекта на протяжении всей жизни;
- исследовали не все психические функции (особенно происходящие на внутреннем уровне);
- небольшая выборка исследуемых (особенность лонгитюдного исследования);
4. «Чистой доски»
Скиннер, Торндайк
Лабораторный (обучающий) эксперимент.
Законы научения:
- готовности (наличие актуальной потребности в общении, познании);
- повторения (для закрепления реакции нужно подкрепление);
- эффекта (каждое действие имеет определенный эффект).
После появления на свет ребенок не может ничего. Затем у него появляются реакции, которые накапливаясь преобразуются в цепь поведенческих реакций.
- естественнонаучный подход;
- учет влияния среды на развитие.
- игнорирование активной позиции ребенка;
- научение может происходить и вопреки всем законам научения (эксперимент на латентное обучение), т.е. к интеллектуальному развитию законы научения не применимы.
5. Конвергенции двух факторов
В. Штерн
Наблюдение, биографический метод.
Способности детей повторяют способности родителей.
Развитие ребенка определяется суммой воздействия наследственности (задатки) и среды, но они не определяют его. Движущей силой развития здесь является потребность к саморазвитию и самосохранению.
- учет влияния и средовых и генетических факторов
- потребность в самосохранении является основой для психического развития.
- социальная среда и биологические задатки ничем не отличаются (приспособленность к соц. среде есть процесс адаптации);
- роль наследственности ведущая.
6. Психодинамическая концепция развития личности
З. Фрейд
А. Фрейд
Гипноз, анализ сновидений, метод свободных ассоциаций, игра (исп. в качестве коррекц. мероприятий).
- наличие неосознаваемых процессов, комплексов и защитных механизмов, что можно выявить при анализе оговорок, сновидений и др.
В основе процесса развития лежит структура строения личности: я (ядро человеческой личности) оно (неосознаваемые потребности)сверхЯ (культурное образование, как совокупность правил и т.п.).
СверхЯ считается сформированным если человек внутрь себя запреты извне.
- первая концепция личностного развития;
- открытие периода детства, как факта, оставляющего отпечаток в человеке;
- формирование личности происходит в процессе взаимодействия с другими;
- разработка проблемы защитных механизмов;
- сведение побудительных сил развития к телесным;
- ребенок поставлен в антагонистическое отношение к обществу;
- периодизация получена на клиническом материале (неврозы);
7. Эпигенетическая
концепция
Э. Эриксон
Анализ биографий, кросскультурные сравнения, анализ современного ему общва с выделением его специфики.
Существуют различные подходы к воспитанию ребенка в разных культурах, различные стили материнства, феномены счастливой и несчастной старости и их связь с предыдущим развитием. Большая часть его современников страдают от оторванности от общества.
Придерживался концепции Фрейда в части структуры личности, но выделил собственную перодизацию психического развития. Каждый новый этап характеризуется сменой значимой социальной группы и задачей развития. Их последовательность результат биологического созревания, но содержание развития определяется тем, что ожидает от человека общество, к которому он принадлежит. Есть 2 врожденные потребности: в эгоидентичности и в групповой принадлежности.
- единственная концепция, охватывающая все периоды жизни человека;
- человек сам определяет свою судьбу
- социальное начало двигатель развития;
- период старости не имеет негативного значения;
- не полный отход от фрейдовской позиции (особенно на ранних этапах);
- не определения критерия перехода от стадии к стадии;
- человек не может вернуться к решению задач, которые не были реализованы ранее.
8. Концепция развития интеллекта
Ж. Пиаже
Клиническая беседа
Особенности детского мышления:
- эгоцентризм;
- реализм;
- артифициализм;
- алогизм;
- трансдукция.
Интеллект общая способность к познанию, которая отражается в каждой психической функции. Единица познавательного способности интеллекта познавательное действие, которое стремиться к объединению с др. действиями в познавательные структуры (биологические по знам которых развивается интеллект).
Интеллект развивается во взаимодействии с окружающей средой, насыщенность которой является стимулом для развития. Интеллект развивается последовательно (ступени развития) и строго логично: каждая предыдущая стадия подготавливает последующую. Стадии: сенсомоторный интеллект (02 г.), дооперацион. стадия (27 л.), стадия конкретных операций (712 л.), формальных операций (1217 л.)
- введение метода клинической беседы;
- интеллект не существует изначально, а возникает и развивается в онтогенезе;
- развитие интеллекта связанно с собственной познавательной активностью;
- отметил процесс интериоризации как одну из форм познавательной деятельности;
- использовал биологические механизмы при объяснении развития интеллекта;
- игнорировал влияние обучения на развитие;
- ребенок в своем познавательном развитии рассматривается вне социального взаимодействия.
9. Культурноисторическая
Л. Выготский
Эксперимент (развитие понятий)
Животные просто приспособились к среде, а человек совершенствует свои способности и психику. Человек, в отличии от животных, ставит между собой и природой опосредованную связь (орудия) и таким образом, такое развитие культурное. Закон формирования ВПФ: каждая ПФ появляется на свет дважды сначала как внешняя функция, а затем как интрапсихическая. 2 линии развития: интериоризация и от интер к интра. Каждый вид имеет видовой опыт. У человека он существует вокруг него, а не внутри, за счет чего и происходит присвоение культурного опыта (механизм развития).
- введение понятия ВПФ, как содержания психического развития;
- среда источник развития;
- ввел представление о смысловом строении сознания;
- для развития необходима активность ребенка.
Источник
Автор,
страна,
время
Определе-
ние личности
Структура личности
Развитие личности
Мотивация
Методы исследования
Примечание
1
2
3
4
5
6
7
Зигмунд
Фрейд
(1856-
1939 гг)
Австрия
(психо-
анализ)
Личность- динамическая конфигураия процессов, находящихся
в нескончае-мом конфлик-те
Топографическая модель лич-ностной организации.
3 уровня: сознание, предсозна-ние , бессознательное.
Сознание –ощущения, пережива ния, кот. осознаются в данный момент времени.
Предсознательное – включает в себя весь опыт, который не осоз-нается в данный момент време-ни, но может легко вернуться в сознание (спонтанно или в ре- зультате минимальных усилий);
Бессознательное –хранилище примитивных инстинктов, воспо-минания, которые были подавле ны или вытеснены в область бес сознательного;
Три основные структуры лич ности (структурная модель)
ИД – примитивные, инстинктив- ные и врожденные аспекты лич-ности. Полностью неосознав-мы.
ЭГО – компонент психического аппарата ответственный за при-нятие решений. ЭГО стремится удовлетворить желание ИД в со-ответствии с ограничениями на-лагаемыми внешним миром. По-могает обеспечить безопасность и сохранение организма.
Латентная стадия (6-12 лет) –зона сосредоточения либидо от-сутствует (сексуальное бездейст-вие) – расширение социальных контактов со сверстниками.
Генитальная стадия (пубертат) – зона сосредоточения либидо- половые органы (способность к
Психосексуальная стадия. Ч. рождается с определенным количеством сексуальной энергии, которая в своем раз витиии проходит через нес-колько стадий, коренящихся в инстинкт. процессах орга-низма.
Главным фактором, опреде-ляющим развитие Ч. являет ся сексуальный инстинкт, прогрессирующий от 1-ой эрогенной зоны к др. в тече-ние жизни.
Оральная стадия (0-18 м) – зона сосредоточения либидо – рот (отвыкание от груди). Отделение себя от материн-ского тела.
Анальная стадия (1,5 –3г) – зона сосредоточения либидо – анус (удержание или вытал кивание фикалий) – приуче-ние к туалету (самоконтроль;
Фалическая стадия (3-6л) – зона сосредоточения либидо – половые органы (мастур-бация). Идентефикация себя со взрослыми того же пола, выступ. в роли образа для по дражания. Действует на трех уровнях сознания, также как СуперЭГО – интернализован ная версия общих норм и стандартов поведения. Делится на 2 подсистемы: со весть и эго-идеал. Совесть приобретается под действием разных наказа-.
Инстинкты –ко-нечная причи-на любой актив ности. Источ-ником Психи- ческой энер-гии является нейрофизиоло-гическое сос-тояние возбуж
дения.Цель
любой формы поведения ин-дивида состоит в уменьшении
напряжения, вызывает не-приятные для него скопле-ниямниям
этой энергии. Влияние инс-
тинктов на по-ведение м.б.
как прямым
так и не пря-
мым, замаски-
кированым.
2 осн. груп инстинктов:
инстинкты жизни (сек-суальые) и смерти.
Метод св-х
ассоциаций:
Оговорки, ошибки …
1
2
3
4
5
6
7
гетеросексуальным отношениям; установление интимных отноше-ний или влюбленность; внесение своего трудового вкла да в об-во.
Все поведение человека направлено на удовлетво-рение инстинктов
ний, включает способность к критической самооценке. Наличие моральных запре-тов и возникновение вины у ребенка, когда он не сделал того, что дол жен был сде-лать.
ЭГО идеал фор-ся из того, что родит. одобр. и выс. це-нят, ведет индивида к устан. для себя высо ких стандарт
А. Адлер
(1870-1937 гг)
Австрия,
(Психоа-нализ)
Личность, как единое, самосогласующееся целое
Структура самосогласующейся и единой личности определяется как стиль жизни
Стиль жизни включ-ет в себя уник. Соедин. черт, способов поведения и привычек, кот. взяты в совок-ти, «определя-ют неповторимую картину су-ществования индивидуума.
Стиль жизни основан на на-ших усилиях, направленных на преодоление неполноцен-ности. Стиль жизни прочно закрепляется в 4-5 лет. Все аспекты поведения человека вытекают из его стиля жизни. Стиль жизни формир-ся под влиян. творческ. спос-ей лич-сти. Каждю чел. им. воз-сть свободно создавать свой соб. стиль = сами люди отв-ны за то, кем они становятся и как они себя ведут.
Ч. стремится к совершенству
Ведущая моти вация – стрем ление преодо-леть комплекс неполноценности
Индекс соци-ального ин-тереса, шко-ла социаль-ного интереса
Г.Ю. Ай-зенк
(род. 1916 г)
Герма-ния
Элементы личности располагают ся иерархически .
Суперчерты (типы). (напр. экстраверсия) – неск. черт (отно-шения основополагающего типа, либо специфические качества, присущ. Этому типу) – многочис-ленные привычные реакции – множество специфических реак- ций. 3 осн-ых типа: интроверсия /экстраверсия и нейротизм /ста-бильность, психотизм/сила суперэго.
Большое значение прида
валось генетическим фак торам
Поведение, исходя из типа личности
(интроверсия,
экстраверсия, нейротизм, психотизм)
Факторный анализ, личностный опросник
1
2
3
4
5
6
7
К.Р. Роджерс
(1902-1988 гг)
США
(гуманис-тич. Психоло-гия)
Личность- интегрированное целое (позиция гештальт-восприятие св-в «я», взаимодействие «Я» с другими …)
Ч. ведет себя как интегрирован-ный организм; Это единство нельзя свести к составляющим частям его личности «Я-концеп ция» (самость) – это орган-й, послед-й концептуальный геш-тальт, составл-й и восприятий св-в «Я» и восприятий взаимо-отношений «Я» с другими, с раз-личными аспектами жизни, а так-же цен-сти, связан. С этими вос-приятиями. Это геш-т, кот. Досту-пен осознав-ю, хотя не обяза-тельно осознаваем.
«Я – конц. Вкл-ет не только наше восприятие, какие мы есть, но и то, какими мы хотели бы быть (Я-идеальное)
Тенденция самоактуализа-ции это процесс реализации чел-ом на прот. Всей жизни своего потенциала с целью стать полноцен. Личностью. Оценка индивидуума други-ми людьми способ-ет разви-тию позитивного или негат-ивного образа себя. Младе-нец не осознает себя как от-дельное сущее. Вслед-вие общей тенденции к диффе-ренциации реб. Полн. Нач-ет отличать себя от остального мира, Этот процесс объясня-ет возникновение «Я-концеп ции». Структура «Я» форми-руется через взаим-е с окру-жением, в частности со зна-чимыми другими
Стремление к актуализации;; стремление развивать себя. Тенден-ция актуализа-ции берет нача ло в физиоло ких проц. Орг-ма. (это биол. Факт, а не псих. Тенденция). Содержание «Я-концепции» являются про дуктом процес са социализа-ции
Математические методы
(матрицы, напр-р; ит.д.)
А.Х. Маслоу
(1908-1970 гг)
США
(гуманис-тик)
Личность – единое, уникальное организованное целое
-единое уникальное организованное целое; Человек стоит в центре, ему все подчи-нено
Ч. никогда не бывает ста-тичен, он всегда находится в становлении. Иерархия пот-ребностей распространяется на всех людей; чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем большая индивидуальность челов. Качеств псих-го здоровья он продемонстрирует.
Люди мотиви-рованы для по-иска личных це лей. Жизнь чел хар-ся тем, что люди почти все гда что-то жела ют. Иерархия потребностей: физиологическ-ие, в безопас-ности и защите принадлежнос-ти и любви, в самоуважении, в самоактуа-лизации.Ур-ни потребн. рас-ых внизу иер. , дел-ет возмож. осоз-ние. пот-реб распол. вы-ше и их участ. в мотивации.
Опросник личностной ориентации; шкала вершинных переживаний
Маслоу выд-ет 2 глоб-ые категории мотивов:
1.дефицитарные мотивы
( Д-мотивы) цель-удовлет ворение де-фицитарных состояний (голода, холо да,опасности)
2.мотивы рос-та Бытийные Б-мотивы) цель-актуали зация потен-циала
(дополнение. к пункту «мотивация»)
1
2
3
4
5
6
7
Э. Эриксон
(1902-1994 гг)
Германия
(неофрейдизм)
Личность-некая автономная структура, главная задача которой социальная адаптация
Принимает структурную модель личности Фрейда
(Ид, Эго, Суперэго)
Ч. в теч . жизни проходит ч-з неск. универсальных психосо циальных стадий. Кажд. ст. наст. в опред. Ддя нее вре-мя («критич. период); кризис возникает как следствие до-стижения опред. уровня пс. зр-сти и соц. требований предъявл. к индивид. На этой стадии. кажд. фаза хар-ся специф. эволюц-й зада-чей. Каждая стадия основыв-ся на разрешении и интегра ции предшеств-щих психо-социальных конфликтов.
Орально-сенсорная стадия (рожд-1 год) –психосоц. кри-зис: базальное – доверие /недоверие, сильная сторона –надежда;
Мышечно-анальная стадия (1-3 года) – автономия (стыд и сомнения. Сильная сторо-на – сила воли;
Локамоторно-генитальная стадия(3-6 лет)-инициатив- ность/вина –цель.
Латентная (6-12 лет) –трудолюбие (неполноцен-ность-компетентность);
Подростковая (12-19 лет) –Эго идентичность (ролевое сомнение –верность;
Ранняя зрелость (20-25 лет)- интимность/изоляция –любовь;
Средняя зрелость (65 лет) –Эго интеграция (отчаяние-мудрость)
Биологическая и социальная основа; стремление личности к социальной адаптации
Психоисторияавтобиография и др.
1
2
3
4
5
6
7
А.Н. Ле-онтьев
(1903-1979 гг)
Россия
Деятельность, со
знание, личность
Личность-не есть целост-
ность,обусловлен. генотипи чески: личностью не рождаются, личностью становятся
Сущ-т некое ядро лич-ти, кот. Обрастает многочисл. Жизн. Приоритетами. Базисом явля-ется совок-сть его общих отн-ий к миру, кот. Реализ-ся сово купн. Его многообразн. Деят-ей. В основании личности ле жат отношения сплоченности чел-ой деятельн., порожд-ся ходом их развития. Иерархия деят-ей и образует ядро лич-сти. Процесс стан-я иерархии деят-ей процесс развития личности.
Исходя из набора отд.псих и соц-но психич-х способн-ей чел-ка, низшую «струк туру личн-ти» устан-ть не-возм. но реально основ-ие личн-ти лежит в системе деятельностей, которые реализуются знаниями и умениями. Существует со подчин-е деятельностей, характериз. кажд. отд. лич. Проис-т центрир. вокруг нем-х деятель-ей, подчиня ющих себе другие.
В ходе раз-ия чел-ка разл. его деят-сти вступают мсо бой в иерарх. отн-я. Раз-ем лич-ти движут те мотивы кот имеют для че-ловека наиб. знач-е. Сопод чин-е мот-ов может из-ся, меняя тем са-мым направ-е разв-я лич-ти
С.Л. Рубин-штейн
(1889-1960 гг)
Россия
«Основы общей психоло-гии»
(гл. ХХ)
Личн.- это не сущ-во, котор. просто вросло в среду; личн. явл. лишь чел способный вы делять себя из своего ок-ружения для того чтобы по-новому, сугу- бо избират. связ-ся с ним. Личностью явл. лишь чел кот. относит. опред. обр-ом к окруж., созн. устанвлив. это свое отно шение так, что оно выявл во всем его существе.
Все многообраз-е псих-х явл-й, ф-ций, проц-ов, псих-х св-в деят-сти входит в личн-сть и смык-ся в ее единстве. Созн-е самосозн-е явл-ся позд- прод-ем развития созн-ия, пред-й станов-я реб-ка. В проц разв. Самосозн. Цент тяжести все больше переностится от внешн. Стор-ны лич-сти к ее внутр. Стороне; от случ-х черт – к хар-ру в целом.
1 этап в фор-нии личн-сти с овлад-ем собств. Телом, с возникн. Произ-ых движ-ий, в формиров. 1-х пред-ых дей-ей.
2 этап – нач. ходьбы, са-
мостоят-х передвижений — самое овлад-е предм.- самост-сть по отнош. к другим людям.
3 этап – овладенеие речью. Речь удовлетв. воз-сти взаимоотнош-ия с окружающими.
Разв. личн. связ-ся с разв созн-я и само-созн. На тех этапах, когда соз-ие еще не дост. развито, у чел. преобл. биол. ком-ты. Когда разви-тое сознание позволяет чел полноценно взаим. с общ, на 1-й план выходят соц. потр., мотивы
1
2
3
4
5
6
7
А.С. Вы-
Готский
(1869-1934 гг)
Россия
Личность-есть понятие социальное. оно охваты-вает надпри-родное, ис-торич. в чел. Личн. не рождена, но возник. В рез-те культ-го развития, поэт. личн. есть понятие историческое.
Различают 2 основных стерж-ня личн.: «Я» и «ОНО».
«Я» следует за влечениями, заложенными в более глубо-ких пластах личности. Психозы и неврозы – формы заболеваний, возн-х на почве
внутр. конф-та мд отдельны-ми слоями.
«Я» – сознат-ое, организую-щее ядро. Мышление возникает только на инстинкт и эмоц. базе и направл-ся эмоциями.
У новорож.. отсут-ет самое примитивн. «Я», т.е. личн. относит-ся к др. На след-ей стад. Реб. Овлад-ет вертик. походкой и речью
( расшир-е возм позн-ия, перест-ка мышлен-я). Речь стан. унив-ым ср-ом возд-я на мир. Главн. На этой стадии явл. осозн-е своего «Я». Далее наст. стад. игры. Реб. еще не ус тойчиво лок-ет свою личн. Только в школьн. возр. у реб вперв. появл. более уст. форма личн. и миро-возр.. важн. осн-й этого явл формир. внутр. речи. К 12 год. реб вполне прео-долев. эгоцентр логики. Подростк. возр – открытие своего «Я». осознаваемый жизн. план.
Хар-р восп-я чел. всецело опред-ся той общ-ой сре-дой, в кот. он развив-ся. Среда не всег да влияет на чел. не пос-редственно и прямо, но кос венно, чз иде ологию. Индив. опыт кажд. чел. обусл. ролью его в отн-ии среды, клас-совая принад-сть опред-ет пс-гию и по-вед. чел. Од-нако личн. сфера опыта чел надстра-ивается на ос нове насл-х форм пов-я.
К.К. Пла-тонов
(1906-1984 гг)
Россия
Личностью явл-ся конкретный человек как носитель сознания
Структура личности состоит из подструктур.
Х 1.подструктура, связ. с А психол-ми процессами.
Р 2.подстр. связ. с психич.
А состояниями
К 3.- с опытом
Т 4 — с направленностью
Е (установки, мотивы,
Р убеждения ..)
5 – с самосознанием (са-моопред.,самоотнош.)Хар-р и темп. соед все в един целое.
Как только у реб. появл. соз-е, он начинает станов-ся личностью. Чем полнее у человека развито созна-ние и его высшая форма – самосознание, тем полнее и ярче развита его личность
1
2
3
4
5
6
7
Б.Г. Ананьев
(1907-1972 гг)
Россия
Человек – общ-е образ личн. Образ. и развив. посредством опред-х дея-тельностей в обществе. Личность Как общий инди-вид всегда вып опред. совокупност. Общ-х функ-ций.
Структура личности-продукт ин-ой психологии развития, кот. Выступает в 3-х планах: онтогенетич. эволюцион. пси-хология физиологических функций, становление дея-тельности и личности – жиз-ненный путь личности строит ся на 2-м принципам:
1. иерархический – более сложные св-ва личн. Подчин-т себе элементарные св-ва.
2 координационный –относит-ная свобода одного свойства от влияния других.
Начало личности – многообразный процесс ранней социализации инд-да. Становление личности проис-т неравн-но и гете-рохронных – становление послед-сти усвоения ро-лей и смена позиций чел-ка в обществе происходит неодинаково, разновремен но
Доминантой является соц. сторона лич ности, воззре-ния, напра-ть, потребности, интересы, иде алы, стремле ния, которые опр-т направ-ление разви-тия личности
Генетический подход к эволюции личности как общественного индиви-да; биогра-фический ме тод
В.Н. Мя-сищев
1962 год
Россия
«Методо
логичес-кие про-
блемы
психоневрологии»
Личн-высш. Интегральн. понятие.Она прежде все-го характ-ся как сист. отн чел. к окруж. Действ. Са-мое главн. и определяющ личн. – ее отн-ие к лю-дям, а так же взаимоотн.с людьми.Лич опред-ся как обществен.- историчес. псих. образ. свойст-ое только чел-ку, как созн-й регулят. его психикич. деят-сти и поведения.
1.План хар-ки личн.; об