Диагностика развития ребенка в норме и патологии

Диагностика развития ребенка в норме и патологии thumbnail

В статье рассматриваются особенности понятий «норма» и «патология» применительно к психофизиологическому развитию ребенка. Описаны особенности выявления критериев диагностики и особенности коррекционной работы с детьми, имеющими умственную отсталость. Даны рекомендации по работе c детьми данной категории.

Ключевые слова: норма, патология развития, умственная отсталость, аномальные дети.

На современном этапе развития общества, в связи с изменениями в различных сферах жизни, особо актуальными становятся вопросы, связанные с подготовкой к самостоятельной жизни подрастающего поколения. Не являются исключением в данной ситуации и проблемы детей с проблемами в психофизическом развитии. Диагностика психических заболеваний невозможна без методологического определения понятий, которые будут рассмотрены далее.

Различают целый ряд понятий в общем подходе к диагностике психофизиологических заболеваний, но нами будет рассмотрены «норма» и «патология». С точки зрения некоторых ученых, понятия «нормы» и «аномального» обусловлены всей совокупностью психического, мировосприятием, в котором неразрывно слиты как субъективные, так и объективные моменты [3].

Наиболее сложным и противоречивым является понятие «норма». Чаще всего под нормой рассматривают эталон либо установленный стандарт для оценки существующих и создания новых объектов. Однако, в данном случае целесообразнее говорить о патологии и болезни, чем пытаться сформулировать четкое определение понятия «норма» (лат. norma — требование, правило, образец). Понятие «норма» уже, чем понятие «здоровье», и подразумевает всего лишь идеальное состояние оптимального функционирования. Наиболее распространенная сфера применения нормы — диагноз (распознание) как познавательный прием. Благодаря поставленному диагнозу, возможно установить находится ли реальный эмпирический объект в границах нормы. Наличие «патологии» далеко не всегда является «болезнью», так как здоровье не исключает наличие патологии, не достигающей степени заболевания.

Детей, у которых в результате физиологического или психического отклонения произошло нарушение общего развития, относят к категории аномальных. В соответствии со сложившейся исторически системой образования, детей с отклонениями в развитии, в науке традиционно принято классифицировать исходя из характера нарушений. Таким образом, в исследованиях обычно выделяют детей с нарушениями [4]:

—        зрения;

—        слуха;

—        опорно-двигательного аппарата;

—        интеллектуального развития;

—        тяжелыми нарушениями речевого развития;

—        комплексными нарушениями психо-физиологического развития.

В науке также выделяют группы детей:

—        с психопатоподобными формами поведения,

—        с трудностями адаптации в школе,

—        одаренных детей, страдающих школьными неврозами.

Кроме того, существует обобщенная классификация, в основу которой положена группировка перечисленных выше категорий нарушений исходя из локализации нарушений в конкретной системе организма. В соответствии с этим выделяют:

1)      соматические нарушения (например, нарушения опорно-двигательного аппарата, хронические заболевания и др.);

2)      сенсорные нарушения (например, нарушения зрения и слуха);

3)      нарушения деятельности мозга (например, нарушения движения, психические и речевые нарушения, умственная отсталость).

Несмотря на все теоретические и практические трудности, возникающие у исследователей в процессе определения сущности психической патологии, все же выделяется одна закономерность, которую можно обозначить как первый научный критерий психической патологии. При наличии патологии в психике больного начинают доминировать внутренние, собственно патологические законы, заслоняющие нормальную функцию регуляции действий человека по отношению к внешнему миру [3].

Особый интерес для нашего исследования представляет умственная отсталость, относящаяся к болезням развития — дизонтогениям. Данная патология возникает только при поражении мозга во время внутриутробного развития, при родах, в раннем и младшем (до трёх лет) возрасте. У большинства детей с умственной отсталостью степень их недоразвития соответствует степени интеллектуального дефекта, т. е. дефект характеризуется тотальностью и относительной равномерностью недоразвития ЦНС.

Исследования В. И. Лубовского, М. С. Певзнер, Г. Е. Сухаревой показали, что у детей с умственной отсталостью в результате органических изменений в центральной нервной системе имеются нарушения всех анализаторов, наблюдается патологическая инертность и чрезмерно широкая иррадиация нервных процессов, что затрудняет образование новых условных связей, и, следовательно, отрицательно сказывается на формировании обобщений, тормозит переход от одной деятельности к другой. В исследованиях авторов (В. Г. Петрова, Б. И. Пинский) показано недоразвитие у детей с умственной отсталостью таких психических функций, как память, речь, мышление, что отражается на их учебной деятельности и др.

На сегодняшний день уже выявлено большое количество патологий интеллектуального развития, которые, к сожалению, имеют весьма широкое распространение в мире. В среднем каждый десятый ребенок страдает какой-либо формой нарушения интеллекта, в том числе, проблемы с речью, умственную отсталость и неспособность к обучению [1]. Умственная отсталость или, как ее называют в науке, интеллектуальная недостаточность, обычно диагностируется, если ребенок характеризуется «интеллектуальным функционированием, последовательно не достигающим нижнего предела нормы». Это нижний предел соответствует показателям IQ 70–75. В этом случае у ребенка наблюдаются серьезные нарушения адаптивного поведения. В частности, ребенок конфликтует с окружающими, не может приспособиться к школьным требованиям. Иными словами, низкий уровень IQ является необходимым, хотя и недостаточным условием для диагностики интеллектуальной недостаточности. В современной науке получила распространение классификация низких значений IQ по группам, каждая из которых получила свое название. Количество детей в каждой категории прямо пропорционально значению IQ по шкале интеллекта — чем меньше это значение, тем меньше количество детей в данной группе. В результате, легкую степень умственной отсталости имеют около 80 % детей, умеренную степень умственной отсталости — около 18 % детей, а к группе с глубокой умственной отсталостью относятся лишь 2 %.

Некоторые ученые предпринимали попытки изучения процессов обработки информации на основе рассмотрения различий в мышлении и решении проблем между здоровыми детьми и детьми с умственной отсталостью. Полученные ими результаты позволили сделать некоторые выводы, например, то, что при решении простых, конкретных задач дети с интеллектуальной недостаточностью достигают некоторого успеха и по некоторым параметрам соответствуют детям младшего возраста с нормальным IQ [3]. Что же касается более серьезной информации, то ее обработка таким детям практически недоступна. Дети с умственной отсталостью могут учиться, однако делают они это медленнее, и для их обучения необходима разработка более подробных и конкретных инструкций.

Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития ребенка в доу фгос

В своих работах ученые проводят диагностические исследования, учитывая критерии для дифференциации по клиническим проявлениям, а также конституциональные особенности высшей нервной деятельности ребенка. В науке принято все формы умственной отсталости по глубине интеллектуального дефекта делить на четыре степени [2]:

1)      легкая степень умственной отсталости;

2)      умеренная степень умственной отсталости;

3)      тяжелая степень умственной отсталости;

4)      глубокая степень умственной отсталости.

Накопленный в последнее время опыт исследований значительно расширил потенциал диагностики и классификации различных уровней и форм интеллектуальной недостаточности. Очевидно, что в случае, когда речь идет об умственной отсталости, наиболее эффективным является показатель интеллектуального развития ребенка, определяемый объективными инструментальными методами и зафиксированный в поддающихся измерению единицах. Своевременная диагностика является важной составной частью всей коррекционной работы с детьми, имеющими патологии развития.

В целях создания оптимальных условий для обучения ребенка с умственной отсталостью необходимо в первую очередь рекомендовать родителям (опекунам, законным представителям) провести обследование ребенка на психолого-медико-педагогической комиссии. Основная задача комиссии — определение образовательного маршрута. Затем является необходимым получение от родителей или законных представителей заявления об обучении ребенка. На основании вышеназванных документов директор учебного заведения издает приказ об обучении школьника по специальной (коррекционной) общеобразовательной программе для учреждений VIII вида.

Кроме этого, используя возможности дифференцированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе, необходимо: привлечение родителей или законных представителей к участию в коррекционно-развивающем процессе; создание соответствующего методического обеспечения коррекционно-развивающей работы.

В основу организации индивидуального образовательного маршрута учащегося должно лечь тщательное изучение работы каждого ребенка на основе систематического и своевременного выявления уровня усвоения каждого раздела программы, результаты диагностики способностей учащихся специалистом, его рекомендации в отношении ребенка.

Оптимальным вариантом в настоящее время выявляется сохранение и совершенствование существующей в России сети коррекционных образовательных учреждений и поэтапное развитие инклюзивного образования. В данном случае коррекционные образовательные учреждения могут выполнять функции учебно-методических центров, которые обеспечивают оказание методической помощи педагогическим работникам образовательных учреждений общего типа, консультативной и психолого-педагогической помощи обучающимся и их родителям или законным представителям.

Литература:

1.    Иванова Н. Н. Интеграция в общество детей с ограниченными возможностями здоровья: содержание, формы, методы: метод. реком. / сост. Иванова Н. Н., Можейко А. В., Монастырский В. А. // Федеральное агентство по образованию Рос. Федерации, Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина. — Тамбов, 2006. — 51с.

2.    Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков. — СПб., 2003.

3.    Носачёв Г. Н., Баранов В. С. Семиотика психических заболеваний (общая психопатология) Учебное пособие. — Самара: 2002. — 89 с.

4.    Шипицына Л. М.«Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. — 2-е изд., перераб. и дополн. — СПб.: Речь, 2005. — 477 с.

Основные термины (генерируются автоматически): умственная отсталость, ребенок, интеллектуальная недостаточность, нарушение, психическая патология, опорно-двигательный аппарат, коррекционная работа, интеллектуальный дефект, интеллектуальное развитие, VIII.

Источник

В учебном пособии на современном уровне раскрываются основные психологические понятия, ведущие закономерности психического развития детей и методы изучения психики ребенка. Излагаются базисные представления об отклонениях в психическом развитии ребенка. Представлены основные способы психологической профилактики и психологической коррекции психических и поведенческих расстройств у детей. Книга окажется незаменимой в качестве учебного пособия для студентов педагогических и медицинских учебных заведений, изучающих психологические дисциплины, слушателей учебных заведений системы последипломного образования. Представляет несомненный интерес для практических психологов, социальных педагогов, педагогов детских дошкольных учреждений и школ, врачей — детских психиатров, психотерапевтов, педиатров и всех, кого волнуют вопросы психологического благополучия и гармоничного личностного развития детей.

Часть I ОБШИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНК

Глава 1 ПРЕДМЕТ И ИСТОРИЯ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Глава 2 МЕТОДЫ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Глава 3 ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Часть II ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В МЛАДЕНЧЕСКОМ И РАННЕМ ВОЗРАСТ

Глава 4 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

Глава 5 ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В РАННЕМ ДЕТСТВЕ

Часть III ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТ

Глава 6 ИГРА КАК ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Глава 7 ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА

Глава 8 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ТРУДУ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Глава 9 УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА

Часть IV РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ РЕБЕНК

Глава 10 РАЗВИТИЕ ОЩУЩЕНИЙ И ВОСПРИЯТИЯ РЕБЕНКА

Глава 11 РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ

Глава 12 РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

Глава 13 МЫШЛЕНИЕ У ДЕТЕЙ: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ

Глава 14 СТАНОВЛЕНИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ

Глава 15 РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

Часть V РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНК

Глава 16 УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Глава 17 РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ И МОТИВАНИОННОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА

Глава 18 ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА РЕБЕНКА

Глава 19 РАЗВИТИЕ ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА

Глава 20 РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА

Читайте также:  Развитие ребенка графический диктант

Глава 21 ПРОЯВЛЕНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА И ЕГО РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Глава 22 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Глава 23 ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО САЛА

Глава 24 ПСИХОЛОГИЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Глава 25 ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРА ПОДРОСТКОВ

Глава 26 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ИЗУЧЕНИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

Приложени

  1. Ганькина М.. Грамматическая Аптечка — 2010 год
  2. Людмила Александровна Регуш. ПРАКТИКУМ ПО НАБЛЮДЕНИЮ И НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ — 2008 год
  3. Тимошенко Г.В., Леоненко Е.А.. Детство на 100%. Что должны и не должны делать родители, чтобы их ребенок вырос счастливым человеком — 2008 год
  4. Первушина Е. В.. Настольная книга молодой мамы. Все о малышах от рождения до 2 лет — 2007 год
  5. Священномученик Владимир (Богоявленский). Беседы о православном воспитании детей. — Мн.: Свято-Елисаветинский монастырь. — 80 с. — 2004 год
  6. Г. Ф. Кумарина, М. Э. Вайнер, Ю. Н. Вьюнкова и др. Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений /.; Под ред. Г. Ф. Кумариной. — М.: Издательский центр «Академия»,2003. — 320 с. — 2003 год
  7. Скотт Миллер. Психология развития: методы исследования — СПб.: Питер. — 464 с: ил. — (Серия «Мастера психологии») — 2002 год
  8. Хацкевич Ю.Г. (отв.ред.). Играем вместе с мамой и друзьями. — 2001 год
  9. Аллан Фромм. АЗБУКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
    ИЛИ КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ В ТРУДНОЙ СИТУАЦИИ — 1996 год
  10. Москвичев Л. Н.. Знания о мире и мир знаний — 1989 год
  11. Маркова А. К., Орлов А. Б., Фридман Л. М.. Мотивация учения и ее воспитание у школьников — 1983 год
  12. Минкина М.В.. Чем и как занять ребенка дома — 1983 год

Источник

Методы диагностики
в норме и патологии.

1. Шаповал И.А. методы 
изучения и диагностики отклоняющегося 
развития.

2. Кисова, Конева «Практикум
по спец. Психологии»

3. Сорокин, Кокоронко « Практикум
по спец. Психологии», под ред. Шипициной.

Общие вопросы методологии 
психологического исследования.

Методология – учение о 
методах, методиках, способах и средствах 
познания.

Метод – путь, способ исследования
обучения, совокупность предметов и 
операций познания, практического преобразования
деятельности.

Методика – конкретные
приемы, средства получения и обработки 
практического материала.

Методы психологического
исследования по Дружинину.

  1. Организационные методы
  1. Сравнительные методы – сопоставление различных объектов или различных сторон одного объекта изучения, в некоторый момент времени.
  1. Лангитюдный метод – длительное, систематическое изучение одного и того же объекта.
  2. Комплексный метод – организация комплексного исследования какого-нибудь предмета.
  1. Эмпирические методы
  1. Обсервационные (наблюдение) – целенаправленное, организованное фиксированное восприятие психических явлений, с целью их изучения в определенных условиях.
  2. Вербально – коммуникативные методы
  1. Беседа – метод устного получения сведений от интересующего исследования человека, путем ведения с ним тематически – направленного разговора.
  1. Опрос – специальный способ целостного получения первичной информации по средствам ответов опрашиваемых людей на задаваемые вопросы.
  1. Анкетирование
  1. Интервью – активное непосредственное устное речевое общение интервьюера с респондентом. Характеризуется организованностью, целенаправленностью и симметричностью функций собеседника.
  2. Тест – стандартизированная система вопросов и заданий позволяющего обнаружить или измерить уровень развития психики человека.
  1. Психомоторные методы – измерение двигательных способностей и умений.
  1. Методы социально – психологической диагностики.
  2. Психотерапевтические – специальные приемы воздействия на сознание человека с целью оказания ему помощи в разрешении ему психических проблем.
  3. Методы изучения продуктов деятельности – изучение психи на материале прошлого.
  4. Метод изучения документов.
  5. Графология.
  6. Биографические методы – избирательное название способов исследования диагностики, коррекции и планирование жизненного пути личности.
  7. Психофизиологические методы.
  8. Праксиметрические методы – группа методов нацеленных на изучение действий и действительности.
  9. Профессиография.
  10. Моделирование – опосредованное, практическое и теоретическое исследование объекта при котором непосредственно изучающий нас объект, а некоторая вспомогательная модель.
  1. Методы обработки данных.
  1. Количественные – манипуляции с измеренными характеристиками изучаемого объекта.
  2. Качественные – способ предварительного проникновения в сущность объекта, путем выявления его не измеряемых свойств, на базе количественных данных.
  1. Интерпретационные методы (подходы).
  1. Генетический метод – способность исследования и объяснения явлений основанный на анализе их развития в онтогенетическом, так и филогенетическом планах.
  2. Структурный метод – направление, ориентированное на описание структуры объекта.
  3. Функциональный метод – направление, ориентированное на выявление функций объектов и явлений.
  4. Комплексный метод – рассматривает объект исследования как совокупность компонентов подлежащих изучению с помощью соответствующей совместимости методов.
  5. Системный подход – методологическое направление в изучении реальности рассматривающий любой ее орнамент как структуру.

Теоретико – методологические
основы современной диагностики и изучения
отклоняющегося развития.

  1. Каждый тип нарушенного развития характеризуется свойственно только ему специфической структурой, определяемой соотношение первичного и вторичного нарушения.
  2. Психолого — педагогическое изучение – изучает ребенка в педагогике и воспитании.
  3. Социально – психологическое изучение – характер межличностных отношений ребенка, особенностей его общения социальной перцепции и т.д., исследования реабилитационных процессов в различных условиях обучения.
  4. Консультативное изучение – оказание квалифицированное помощи родителям и учителям проблемных детей с опорой на изучение условий их семейного воспитания интегрированного обучения.
Читайте также:  Развитие ребенка по баллам

Диагностика отклоняющегося
развития.

  1. Скрилинговая с группой – на выявление детей с психологическими свойствами, на оценку постоянства этих свойств и выявление примерного спектра психолого — педагогических проблем.
  2. Диагностическое – прослеживает динамику развития.
  3. Итоговая диагностика.

Принципы обследования
детей.

  1. Гуманизм;
  2. Всесторонне, системное, целостное изучение ребенка;
  3. Динамическое изучение;
  4. Качественно – количественный подход;
  5. Индивидуальный подход.

Принципы интерактивного
подхода к диагностике отклоняющегося
развития.

  1. Построение гипотезы психологического обследования;
  2. Использование алгоритма изменения диагностической гипотезы в свете получаемых данных;
  3. Построение процедуры обследования;
  4. Проведение обследования и анализа полученных данных с учетом трех основополагающих критериев деятельности ребенка (обучаемость, адекватность, критичность);
  5. Использование методологического аппарата;
  6. Анализ получаемых данных;
  7. Психолого-педагогическая  квалификация уровня актуального развития ребенка с выходом на тип и структуру, постановка диагноза.

Условия психологического обследования.

  1. Помещение;
  2. Обязательное освоение ребенка в комнате, где проводится обследование;
  3. Установление контакта ребенка с психологом перед обследованием;
  4. Адекватность поощрения и стимуляция ребенка;
  5. Относительность оценочных характеристик.

Этапы обследования.

  1. Предварительный этап – сбор и анализ всестороннего анамнеза;
  1. Данные методологического обследования;
  1. Данные о семье;
  2. Психолого – педагогические данные о психологическом развитии ребенка до момента обследования.
  1. Наблюдение за поведением и деятельностью ребенка;
  1. Углубленное изучение психических процессов с помощью методик (уровень мышления и речи).

Требования к организации
и проведению обследования.

  1. Процедура строится в соответствии с возрастом ребенка на основе ведущей деятельности;
  2. Характер объектов и материалов знакомым ребенку способом общения, таким же, как и с взрослыми;
  3. Анализ полученных результатов – качественно – количественно.

Методы интегративной 
диагностики отклоняющегося развития

  1. Медико – кинетические методы;
  2. Цетогенетический метод заключается в изучении хромосом. Материалом для микроскопического исследования служат лейкоциты крови или культуры клеток кожи или косного мозга;
  3. Клинико – генеалогический метод, используется в генетике психических болезней и включает этапы составления родословных и использование генеалогических данных для генетического анализа. Составление родословной с пробанды (человек обследуемый первым);
  4. Близнецовый метод — исследование детей родившихся в результате одной беременности. Монозиготные и тизиготные близнецы;
  5. Популяционый метод – основан на изучение наследования патологий в семьях при составлении такой патологии среди соответственных популяций;
  6. Пренатальная диагностика – позволяет вместо вероятного прогноза получить точный ответ поражен ли плод;
  1. УЗИ – наблюдают за ростом и развитием плода с 5ой недели беременности;
  1. Ультросонография (экография) – с середины третьего триместра беременности (5месяц). Наблюдение за лицевой частью черепа, структурами мозга. Можно выявить микроцефалию, увеличение плаценты и печени;
  2. Амниозентез — рекомендуется при риске рождения с тяжелой патологией не менее 1 процента. Амнион – водная оболочка вокруг плода.
  1. Метод биопсии;
  1. Амнеография и фетография – методы контрастных снимков амнеостической полости (последний триместр беременности);

Нейропсихологический 
подход к диагностики (высших психических
функций)

А.Р. Лурия.

  1. Формальное описание испытуемого (история болезни, результаты различных лабораторных обследований);
  2. Общее описание психологического статуса испытуемого;
  3. Произвольное и не произвольное внимание;
  4. Эмоциональные реакции на основании жалоб больного по оценке лиц на фотографиях;
  5. Исследование зрительного гнозиса;
  6. Соматосенсорный гнозис;
  7. Слуховой гнозис;
  8. Движения;
  9. Речь;
  10. Письмо;
  11. Чтение;
  12. Память;
  13. Счет;
  14. Интеллектуальные процессы.

ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
ЭКСПЕРИМЕНТ.

  1. Строение эксперимента должно давать возможность обнаружить не только измененные формы, но и оставшиеся сохранными формы психической деятельности;
  2. Учитывается отношение испытуемого к опыту;
  3. Необходимо многообразие применяемых методик;
  4. Необходима возможность неоднократного повторения эксперимента. Нарушение психической деятельности может быть не стойким;
  5. Имеют значение качественные показатели.

Диагностика
познавательной и личностной сферы.

При изучении нарушений познавательных
процессов эксперимент должен показать:

  1. Как распадаются те или иные мыслительные операции;
  2. Как видоизменяются процесс приобретения новых связей;
  3. В какой форме искажается возможность пользования системой, образовавшихся в прежнем опыте связи;
  4. Сохранность или нарушение динамики и направленности психических процессов;

Патологические 
симптомы нарушения мышления.

  1. Обстоятельность – застревание на деталях, топтание на месте. Наблюдается при эпилепсии при органических поражения головного мозга.
  2. Ограниченность способности к абстрагированию – одно из ведущих проявлений интеллектуальной недостаточности при олигофрении, деменции и эпилепсии. Суждения доминируют. Оперирование общими признаками заменяется установлением сугубо личных связей. Синдром метофизической интексиции – чрезмерная оторванная от реальной действительности абстрактная интеллектуальная деятельность доминирующая психической жизнью. При шизофрении.
  3. Братефрения – общая замедленность психической деятельности, замедленность мыслительных процессов, осмысление, бедность ассоциаций, скудность лексики. При психоорганическом синдроме. Сочетается с церебрастенией, адинамией, снижением уровня побуждения.
  4. Сужение объема мышления – ограниченность содержательной стороны узким кругом представлений и интересов при формальной сохранности процессов мышления как таковых. Однообразные представления, фразы, выражения. Замыкание в ограниченном круге.
  5. Инертность или тугоподвижность мышления – замедление темпа ввиде переключения, затруднения с одной мысли или темы на другую. Проявляется при заторможенности мышления, при решении сложных или новых задач.

Источник