Таблица речевого развития ребенка до 3 лет
Многих родителей малышей волнует вопрос, всё ли в порядке с их ребенком. Или нормально то, что малыш не говорит в 2 года. Иногда детские неврологи говорят мамам детей-молчунов, что отсутствие речи в 3 года — ничего страшного. Я хочу рассказать о нормах речевого развития, опираясь на периодизацию Б. М. Гриншпуна.
Он выделил 2 периода
1. Доречевой.
Крик — первый звук, который появляется у ребенка после рождения. Он может быть сильным, слабым, появиться сразу или после каких-то врачебных манипуляций.
3-6 месяцев — гуление. Ребенок начинает произносить серии звуков, обычно певучие, гласные (а-а-а), но могут слышаться и согласные звуки (а-а-а-о-о-о-м-м-м). Гуление у детей всего мира одинаково. Это биологическая программа. Гуление есть даже у глухих детишек.
6-12 месяцев — лепет. Появляются слоги (ба-ба-ба, па-па-па, ма-ма-ба). Это еще не первые слова, так как произносимое «ба-ба» не несет никакого смысла для ребенка. Лепет может быть слабым или активным, во многом лепет зависит от людей, которые окружают малыша. Дефектологи отмечают, что у детишек-отказников лепет не такой продуктивный, как у детей, с которыми играют родители. Взрослым надо понимать, что лепет — это важный этап в развитии ребенка, от которого во многом зависит собственно речевой этап. Поэтому так полезно агукать с малышом, повторять его лепетные словечки, эмоционально, громко и радостно. Чем больше взаимодействия и речевого общения с малышом на «его» языке, тем лучше. В этот же период ребенок начинает различать интонации, поэтому важно говорить ласково, с любовью.
Отмечу, что лепет может отсутствовать у детей с аутизмом, глухих детей. Может запаздывать у детей с интеллектуальной недостаточность и у алаликов.
К году ребенку нужно дать возможность самостоятельно есть: жевать небольшие кусочки еды (не протертую еду, а твердую), пробовать самостоятельно пользоваться ложкой, пить из кружки (да, малыш еще неуклюжий, пачкается, но ему уже пора начинать самостоятельно кушать). И еще важный момент — дыхание, оно должно быть через нос, а не рот. Если ребенок дышит ртом, нужно обратиться к лору. То, как работают мышцы артикуляционного аппарата и то, как дышит ребенок тесно связано с речью. У детей с ротовым дыханием и неразвитыми мышцами могут быть проблемы с речью.
К 12 месяцам у ребенка должно быть 8-12 слов (например, мама, папа, баба, ку-ку, му). Если у вашего ребенка нет 8 слов в год, но при этом ребенок контактный, знает жест «пока», «дай», то можно подождать еще полгода, до 1,5 лет.
Если же в год у ребенка отсутствуют жесты, он не любит играть, то можно заподозрить аутизм, снижение слуха или «сенсорный компонент» (ребенок не понимает речь, в будущем может быть сенсорная алалия). С такими детками надо начинать заниматься как можно раньше.
2. Речевой период
1-1,5 года. В 1,5 года обязательно должны появиться первые слова. Если их нет, нужно обратиться к логопеду за консультацией.
В 1,5 года ребенок уже хорошо понимает речь и может выполнить простую просьбу: «Принеси кружку», «Погладь кису». У ребенка появляются согласные звуки п, б, м, н (гласные а, у, о, и, э уже есть). В словаре ребенка от 70 до 100 слов. Ребенок хорошо произносит простые слова (мама, папа, дядя, тётя, киса и т. д.).
1,5-2 года. Ребенок активен, его словарный запас растет: к двум годам — около 200 слов. Дети пытаются общаться со взрослыми, если не хватает слов, они используют жесты, самый популярный — указательный жест. Появляются первые глаголы, например, «дай», и более сложные слова по структуре: из 3 слогов (кубики, молоко). Дети уже могут произносить звуки в, ф, г, к, х и даже ль. Малыш вправе смягчать согласные, ведь и взрослые с ним сюсюкают. А детки говорят так, как слышат.
В 2 года уже формируется фонематический слух — способность различать звуки. Если перед ребенком поставить стол и стул и попросить его показать, где стул и где стол, он справится. Хотя такие задания могут быть сложны для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
2-3 года. Словарный запас уже очень большой — около 1000 слов. В этом возрасте дети различают единственное и множественное число сущ. (муха — мухи), женский и мужской род (моя мама, мой папа) и активно пытаются употреблять все эти формы в речи, но иногда допускают ошибки — это нормально. В речи ребенка появляются полноценные длинные предложения, появляются союзы «когда» и «почему».
Период интересен словотворчеством ребенка: продавец = продаватель (как и «покупатель»), курица окурилась (по аналогии «кошка окатилась»). Словотворчество — важный показатель нормального речевого развития ребенка. У детей с умственной отсталостью и аутизмом словотворчества нет.
Период 3 лет заканчивается кризисом. Ребенок хочет стать независимым от мамы, превращается в маленького непоседу и нехочуху.
После 3 лет наступает дошкольный период, в 5-6 лет ребенка начинают готовить к школе. Речь детей уже становится правильной, а в 7 лет она ничем не отличается от речи взрослых.
Источник
Становление ребенка как отдельной личности начинается с рождения. Речь – это способ коммуникации. В раннем возрасте закладываются основы речевых навыков. Поэтому родителям нужно знать, как происходит развитие речи у детей от 0 до 3 лет. Чтобы не упустить самый благоприятный момент для ее формирования.
Факторы, влияющие на выработку речи
Разговору ребенка в будущем способствуют:
1. Биологическое здоровье. Его составляющие:
• наследственность;
• отсутствие заболеваний, влияющих на умственное развитие;
• правильная работа ЦНС;
• нормальное течение беременности;
• роды без осложнений.
2. Социальное благополучие. Родители должны начинать общаться с грудничком сразу после рождения. Даже если, по их мнению, малыш ничего не понимает.
Родителям редко удается понять, что именно тормозит развитие речи у детей, и какой фактор оказывает наибольшее влияние https://rechudetey.ru/narushenie-rechi/prichiny.html В целях профилактики рекомендуется периодически посещать невропатолога и логопеда
Как происходит формирование речевых способностей от рождения до 1 года
С первых дней жизни ребенок говорит о своих потребностях с помощью плача. Такое выражение эмоций длится 2 месяца. Приближаясь к 3 месяцу у малыша в лексиконе появляется слово «агу». В процессе гуления задействованы органы голосового аппарата. Данный этап развития происходит одинаково у всех грудничков.
Для наглядности представим нормы по возрастам в виде таблицы:
Количество месяцев после рождения | Вид коммуникации со взрослыми |
До 2 месяцев | Плач. |
3 месяца | Гуление. |
4 – 6 месяцев | Лепет. Появление отдельных слогов. |
7 – 9 месяцев | Разнообразие слогов |
9 – 11 месяцев | Повторение звуков. |
11 – 13 месяцев | Первые слова, составленные из двух одинаковых слогов. |
После 6 месяцев малыш начинает активно лепетать. В словарном запасе появляются слоги, повторяемые взрослыми («ма», «ба», «ла» и другие). Происходит адаптация к окружающим.
Важно: Если малыш не начал лепетать до 8 месяцев – это повод обратиться к педиатру. У него могут быть проблемы со слухом.
В 8 месяцев лепет приобретает эмоциональный окрас. Он становится продолжительным, а некоторые слоги повторяются. Родители ошибочно думают, что ребенок говорит первые слова («баба», «мама»). Но это лишь тренировка речевого аппарата. Сказанное не несет смысла.
Примерно после 9 месяцев малыш начинает понимать интонацию и смысл слов, сказанных в его адрес. Пытается самостоятельно пить из чашки. Очень радуется, когда его хвалят и обижается, когда ругают. Может показать на знакомый предмет, если мама попросит.
Развитие речи после года
Первые активные попытки разговаривать проявляются в год. Если этого не происходит, то следующий «скачок» будет на 2 году развития ребенка.
Что произносят дети с 1 года до 2 лет.
• В год и три месяца в словарном запасе крохи 5 слов. Появляется осознание того, что от него требуют взрослые. Он отзывается на свое имя и повсюду следует за мамой. Может узнавать родственников.
• В год и шесть месяцев добавляется еще 10 слов. Малыш показывает две части тела.
• Ближе к 2 летнему возрасту может указать почти на все части тела. Складывает словосочетания («мама дай»). Говорит 20 слов.
Мнение эксперта
Маргарита Сергеевна С.
Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.
Совет: Чтобы малыш начал разговаривать раньше, не торопитесь исполнять его прихоти. Просите ребенка сказать «дай», если он что-то требует. Помогайте ему выражать желания словами.
Как разговаривают дети после 2 лет
Словарный запас ребенка в два года составляет не менее 50-ти слов. Старается выполнять просьбы родителей. Например, когда мама говорит сложить игрушки в ящик, малыш это выполняет.
В 2 года и 6 месяцев ребенок понимает значение вопросов. Показывает на предметы вокруг и знает, как они называются. Может сосчитать до 3. Запоминает порядок цифр.
В 3 года кроха должен заговорить. Его речь наполнена целостными предложениями. Начинается возраст, когда малышу все интересно. Вопросы занимают большую часть диалога с мамой. Он знает имя и фамилию. Может назвать свой адрес.
Кто начинает говорить быстрее, мальчики или девочки?
Статистические данные свидетельствуют, что девочки опережают мальчиков. Связано это с физиологическими причинами. Развитие головного мозга девочек происходит стремительнее. Поэтому у мальчиков словарный запас почти в двое меньше.
Девочкам свойственна высокая эмоциональность, которая пробуждает желание разговаривать. Мальчики более замкнуты в этом плане. Поэтому сказать во сколько начинают говорить мальчики довольно трудно. А вот ускорить формирование речи возможно независимо от пола ребенка.
Важно: Чем энергичнее малыш, тем больше шансов, что он начнет разговаривать раньше.
Двигательная активность напрямую связана с развитием речевых способностей. Родителям следует, заниматься с ребенком не только мелкой моторикой, но и подвижными играми. Например, научить его танцевать.
Несколько советов родителям
Речь не передается по генам. Для ее выработки необходимо постоянно разговаривать с ребенком четкими фразами.
Рекомендации
• Во время прогулки обращайте внимание малыша на крупные объекты и называйте их. Объясняйте зачем они нужны и для чего построены.
• Ходите почаще в парк. Показывайте красоту природы вокруг. Возьмите с собой немного хлеба и покормите птичек. Ребенку понравится такая затея.
• Старайтесь отвечать на вопросы. Подробно опишите предмет, интересующий кроху. Тщательно осмотрите его и дайте полную характеристику. С помощью такого подхода развивается умение описывать увиденное.
• Дома включайте детские песни. Читайте сказки и показывайте картинки. Описывайте, что на них нарисовано.
• Когда ребенок станет постарше, начинайте учить стихотворения. Просите рассказать их папе или бабушке.
Формирование речи у ребенка – сложная задача. Но этот этап можно с легкостью преодолеть. Организуйте правильно занятия. Они не должны происходить в насильственной форме, например, когда у малыша плохое настроение. Настаивать в таком деле не стоит. Выждите момент, когда кроха сам захочет пообщаться. Тогда разговаривайте, пойте, читайте, и все получится. Через время ребенок расскажет все, чему его научили.
Источник
Среда, 29 Августа 2012 г. 10:22
+ в цитатник
ОНТОГЕНЕЗ РЕЧИ В ТАБЛИЦАХ.
НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ
Показатели речевого развития | Время появления в норме |
Употребляет местоимение «Я» | 2 года 3 мес. |
Адекватно использует названия цветов | 2 года 6 мес. |
Согласует имена прилагательные с существительными в роде (кроме средн. Р.) | К 3 годам |
Согласует глаголы прошедшего времени с существительными в роде | К 3 годам |
Активно пользуется предложно-падежными конструкциями | С 2 лет 1 мес. |
Понимает слова-обобщения, начинает использовать их в активной речи | К 3 годам |
Понимает значение пространственных наречий, употребляет их в речи | С 2 лет 3 мес. |
Произносит твердые звуки С, 3, Ц | С 2 лет 1 мес. |
Замечает неправильное звукопроизношение у других детей | К 3 годам |
Начинает подбирать рифмы к словам | С 3 лет |
НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ
Показатели речевого развития | Время появления в норме |
Употребляет в активной речи слова -названия частей предметов | 3 года 6 мес. |
Пользуется уменьшительно-ласкательными суффиксами | С 3 лет |
Использует в речи приставочные глаголы | 3 года 1 мес. |
Появляется словотворчество | С 3 лет |
Различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа жук — лук) | К 4 годам |
Произносит звуки Ш, Ж, Щ. Ч, Л, Р | К 4 годам |
Замечает неправильное звукопроизношение в собственной речи | К 4 годам |
Может пересказать знакомую сказку близко к тексту | К 4 годам |
Побуждает взрослых играть с ним в сказки, распределяет роли, изображает голосом различных героев сказки | К 4 годам |
НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ
Показатели речевого развития | Время появления в норме |
Использует родовые названия предметов | С 4 лет 6 мес. |
Пользуется суффиксами, обозначающими людей по их профессии | 4 года 6 мес. |
Может подбирать к словам антонимы | К 5 годам |
Продолжается словотворчество | В течен. дошк. детства |
Различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа рак — лак) | С 4 лет 6 мес. |
Определяет наличие звука в слове | С 4 лет 6 мес. |
Находит место звука в слове по трем позициям (начало, середина, конец) | К 5 годам |
Может составить рассказ по картинке или серии картинок | К 5 годам |
Начало формирования внутренней (планирующей) речи | К 5 годам |
Звукопроизношение полностью соответствует норме | С 4-5 лет |
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ | |
Возраст | Развитие |
2 недели | Услышав речь, перестает сосать грудь, перестает кричать. |
0-2 месяца | Реагирует на звуки с определенной задержкой, узнает голос мамы. |
1 месяц | Успокаивается песней. |
3 месяца | Поворачивает голову в сторону говорящего, следит за ним глазами. |
3-4 месяца | Реагирует на громкость, интонацию. |
5-6 месяцев | Слушает разговор, активно гулит. |
6 месяцев | По подражанию произносит отдельные фонемы, слоги, перенимает темп, ритм, мелодику. |
8 месяцев | В лепете остаются только звуки родного языка. |
К 1 году | Может слушать, но короткое время, подчиняется простым приказам. |
2 года | Слышит речь, находясь в другой комнате, повторяет то, что слышит. Различает слова, отличающиеся одной фонемой. |
3 года | Понимает когда ему читают книге, замечает неправильное произношение в чужой речи, начинает замечать ошибки в собственной речи, иногда исправляется. Заканчивается формирование фонематического слуха. |
4 года | Помнит и повторяет фразу из простых слов (4-6). Дифференцирует все звуки, что появляются в установившемся звукопроизношении. |
5 лет | Фразы из 8 слов. Способен к выполнению заданий на фонематический слух. |
6 лет | Способен повторить краткий рассказ, владеют фонематической и ритмической структурой слов. Вариативность интонаций, владеют орфоэпическими нормами. |
7 лет | Повышает грамотность речи, появляется способность к элементам письма. |
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ | |
Возраст | Развитие |
2 месяца | Недифференцированные и непроизвольные, возникающие в процессе движений голосовые реакции – гуление. Можно выделить гласные: А, О, У, Э; согласные: П, М, Б, К, Г, Х. |
3-4 месяца | Характер гуления меняется, появляется лепет. |
5 месяцев | Неосознанное повторение звуков. |
6 месяцев | Подражательно повторяет ритмические отдельные слоги. |
8 месяцев | Произносит «слова», образованные повторением одного и того же слога, по типу «ма-ма». |
1-2 года | Гласные: А, О, Э; согласные: П, Б, М. |
2-3 года | Гласные: И, Ы, У; согласные: Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й. |
4-5 лет | Свистящие: С, З, Ц; шипящие: Ш, Ж, Щ, Ч. |
5-6 лет | Р, Л. |
СЛОВАРЬ | |
Возраст | Развитие |
Около 1 года | Появляются первые слова, но произношение нарушено. существительные – 80% глаголы – 20% прилагательные местоимения, наречия служебные части речи |
Около 2 лет | 200-300 слов существительные – 75% глаголы – 20% 5 % — прилагвтельные + местоимения, наречия и др. (хорошо, плохо, там) |
Около 3 лет | 1500 слов местоимения и наречия – часто путают в употреблении (моя, наша). служебные части речи – простые предлоги, союзы. |
Около 4 лет | ≈1900 слов местоимения и наречия – используют сравнительное смешение (больше/меньше). служебные части речи – используют сложные союзы. |
Около 5 лет | В словаре 2000-2500 слов. |
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ | |
Возраст | Развитие |
1 год | Закладываются основы в процессе эмоционального общения со взрослым. Выражает эмоции и чувства, слова начинают выражать предметы и действия, развивается понимание речи окружающих. На основе понимания начинает развиваться активная речь. Ребенок начинает подражать звукам, звукосочетаниям. |
К концу 1, началу 2-ого года | Появляются первые осмысленные слова, они выражают желания и потребности. |
II половина 2 года | Слова служат для обозначения предметов, слово имеет смысл целого предложения. Предложение состоит из 2-4 слов. |
К концу 2-ого года | Появляется грамматическое оформление предложения. |
3 года |
Серия сообщений «ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ»:
Подписка на еженедельную бесплатную логопедическую рассылку https://subscribe.ru/catalog/socio.edu.logoped
Активная группа логопедов в «Одноклассниках» — «Логопеды, логопедия» https://www.odnoklassniki.ru/logovlad/
Часть 1 — ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ
Часть 2 — РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ
Часть 3 — 4. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ В 3-4 ГОДА
Часть 4 — 10. ОНТОГЕНЕЗ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
Часть 5 — ОНТОГЕНЕЗ РЕЧИ В ТАБЛИЦАХ
Часть 6 — КАК БУДЕТ ГОВОРИТЬ ВАШ РЕБЕНОК, ЗАВИСИТ ОТ ВАС. М.Шохор-Троцкая
Серия сообщений «Онтогенез детской речи»:
Переход на страничку онлайн логопеда Губаревой Ольги Анатольевны (жми)…
Часть 1 — ОНТОГЕНЕЗ ДЕТСКОЙ РЕЧИ. ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ
Часть 2 — 2 ОНТОГЕНЕЗ ДЕТСКОЙ РЕЧИ (РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ)
…
Часть 10 — 10. ОНТОГЕНЕЗ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
Часть 11 — ПРИЗНАКИ НОРМАЛЬНОГО И ПАТОЛОГИЧНОГО РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Часть 12 — ОНТОГЕНЕЗ РЕЧИ В ТАБЛИЦАХ
Часть 13 — КАК БУДЕТ ГОВОРИТЬ ВАШ РЕБЕНОК, ЗАВИСИТ ОТ ВАС. М.Шохор-Троцкая
Метки:
онтогенез речи в таблицах
возрастные особенности речи
Процитировано 5 раз
Понравилось: 2 пользователям
Источник