Таблица развития ребенка моторика

Таблица развития ребенка моторика thumbnail

Крупная моторика

1 -4 нед.    —  Все безусловные рефлексы вызываются, симметричны

1 мес.        —  Пытается оторвать голову от поверхности, на которой лежит, но удержать ее не может, роняет и поворачивает в сторону

1 мес.         —  Пытается поднимать голову, лежа на животе

1,5 мес.      —  Приподнимает голову на 45 градусов, лежа на животе, удерживает ее 10—20 сек, ноги при этом напряжены

2 мес.        —  В положении на животе удерживает голову, при этом руки под грудью согнуты в локтевых суставах, активно двигает ногами. Удерживает голову, находясь в вертикальном положении (недолго)

2,5 мес.     —  Лежа, может опираться на предплечья (несколько минут)

3 мес.         —  Чаще поднимает руки выше горизонтального уровня

4 мес.         —  Появляется опора на ноги

4,5 мес.      —  Активно поднимает голову из положения на спине. Переворачивается на бок

5 мес.         —  Сидит с поддержкой, устойчиво держа голову

5,5 мес.     —  Прочная опора на ноги при стоянии с поддержкой

6 мес.         —  Лежа на животе, ребенок может вытягивать одну руку. Сидит при пассивно приданной позе.

6,5 мес.     —  Переворачивается со спины на живот

7 мес.        —  Переворачивается с живота на спину. Ползание без включения тазового пояса

7,5 мес.     —  Синхронное ползание по-пластунски. Самостоятельно приседает из положения лежа, через бочок

8 мес.        —  Защитная экстензия рук вперед и в стороны, позволяющая сохранять равновесие. Стоит в позе на коленях (на четвереньках).

8,5 мес.     —  Садится самостоятельно из любых положений и сидит уверенно

9 мес.        —  Передвигается на коленях (на четвереньках) самостоятельно

10 мес.      —  Стоит у опоры, встает самостоятельно

11 мес.      —  Стоит самостоятельно

11,5 мес.    —  Ходит с поддержкой

12 мес.       —  Ходит самостоятельно

1 г. 3 мес.   — Ходит длительно, поворачивается

1 г. 6 мес.   — Перешагивает через препятствия

1 г. 10 мес. — Пытается бегать

1 г. 11 мес. — Поднимается и спускается по лестнице приставными шагами, держась за перила

2 г.              — Бегает. Самостоятельно приседает и встает. Наклоняется и поднимает предметы с пола

2 г. 6 мес.   — Стоит на одной ноге без поддержки. Поднимается, спускается по лестнице, чередуя ноги (с опорой). Умеет ездить на трехколесном велосипеде

3 г.              — Прыгает на двух ногах

4 г.              — Умеет делать кувырок вперед

4 г.              — Прыгает на одной ноге

5 л.             —  Выполняет одновременно два вида движений

Мелкая моторика

1 нед.    — Пальцы сжаты в кулачок, единичные, редкие «атетоидные» движения пальцами

2 мес.    — Открывает кулачок

2,5 мес. — Удерживает вложенную в кисть игрушку, тянет ее в рот

3 мес.    — Иногда захватывает предмет кистью руки

3,5 мес. — Тянется к игрушке, хватает ее

4,5 мес. — Захватывает игрушку двумя пальцами, подносит ко рту, бросает

5 мес.    — Начинает захватывать мелкие предметы

5,5 мес. — Перекладывает игрушку из руки в руку

7 мес.    — Активно манипулирует предметами

8 мес.    — Для захвата использует большой палец. Стучит игрушкой об игрушку

8,5 мес. — Начинает целенаправленно манипулировать пирамидкой из 2-3 колец (снимает, сбрасывает)

9 мес.    — Пытается ставить кубик на кубик

10 мес.  — Указательным и большим пальцами берет мелкие предметы

11 мес.  — Пытается нанизывать колечки на стержень пирамидки

12 мес.  — Может перелистывать страницы у картонной книжки. Опускает мелкие предметы в узкое отверстие

1 г. 2 мес. — Переворачивает одновременно 2-3 страницы

1 г. 5 мес. — Рисует каракули, росчерки

1 г. 6 мес. — Разрывает бумагу

1 г. 8 мес. — Переворачивает по одной странице

2 г.            — Формируется предпочтение руки. По показу повторяет вертикальные и круглые линии

2 г. 6 мес. — «Правильно» держит карандаш

3 г.            — Копирует круг. Расстегивает пуговицы

4 г.            — Копирует квадрат (нечетко, с загнутыми углами). Режет ножницами бумагу

5 лет         — Копирует треугольник. Верно рисует квадрат

Источник

Таблица развития ребенка моторика

Первый год – самый важный для развития крохи. 

Именно в это время он учится управлять своим телом, ползать, вставать и ходить – на языке специалистов это называется крупной моторикой. Что же нужно знать о моторном развитии малыша и как помочь ему с успехом пройти все стадии?

Вашему малышу 1 месяц

В спокойном состоянии ручки малыша согнуты в суставах и прижаты к туловищу, пальчики сжаты в кулачки. В короткие минуты бодрствования ребенок хаотично двигает ручками и ножками. Но через пару-тройку недель кроха уже будет способен недолго лежать спокойно и расслабленно, то есть обретет контроль над своим телом – это и есть первый шаг в развитии крупной моторики ребенка.

К концу первого месяца малыш, лежа на спине,  самостоятельно может поворачивать головку в стороны и долго держит ее ровно по средней линии. Примерно в это же время появляются так называемые реакции оживления – ребенок начинает замирать при резком звуке, способен сосредоточивать взгляд на предмете (игрушке, лице матери) и следить за движущимся объектом, не поворачивая головы.

  • Важно: 
Читайте также:  Развитие ребенка 5 месяц мальчик

Чтобы правильно развиваться, младенец первые три месяца должен как можно больше находиться на руках у матери – ведь в соответствии с тонусом ее тела ребенок формирует свой мышечный тонус. Не бойтесь, что ребенок излишне привяжется к рукам и будет специально капризничать, чтобы вы его взяли. До трех месяцев ребенку крайне важно знать, что мама рядом и позаботится о нем по первому зову. Если же малыша редко брали на руки, единственный способ почувствовать свое тело для него – это гиперподвижность. Такие дети постоянно находятся в движении. В результате они нередко вырастают неусидчивыми, из-за чего испытывают трудности в обучении и общении.

Вашему малышу 2 месяца

Кроха становится более активным. Он чаще отводит ручки в стороны, поднимает их выше горизонтального уровня, разжимает кулачки, поворачивает головку в стороны. Начинает более продолжительное время (пока неуверенно) удерживать головку в вертикальном положении. Малыш фиксирует взгляд на неподвижных предметах, четко реагирует на звуки и недолгое время прислушивается к ним. Начинает улыбаться, когда с ним разговаривают мама или папа. Поэтому побольше общайтесь с крохой, показывайте ему интересные игрушки. Если он чем-то заинтересовался и демонстрирует это взглядом, поднесите его ближе к предмету, помогите потрогать, расскажите, что это такое. Однако не стоит развлекать усталого или плачущего ребенка. Все, что ему нужно, когда он устал – это уют и покой.

Вашему малышу 3 месяца

В этом возрасте ребенок уже может удерживать вложенную в руку игрушку, пытается тянуть ее в рот. В положении на животе он поднимает голову и опирается на ручки, согнутые в локтях. Самостоятельно может поворачиваться со спины на бок. Хорошо удерживает голову в вертикальном положении. Пока малыш лежит на спине, попробуйте аккуратно потянуть его за руки вверх. Вы увидите, что кроха будет сгибать шею, приподнимая головку. Когда ребенок видит мамину грудь или бутылочку, он начинает улыбаться, гулить и активно двигать ручками и ножками, выражая радость. Мама может петь песенки, потешки – малышу очень интересно в этот момент наблюдать за ее лицом и слушать голос.

Вашему малышу 4 месяца

Поскольку главное средство познания мира для ребенка сейчас – это осязание, он настойчиво тянет все в рот. Не препятствуйте этому. Если же вы беспокоитесь о гигиене, лучше почаще мойте игрушки с мылом, а ручки малыша протирайте детскими влажными салфетками.

Увидев яркую игрушку, ребенок тянется к ней и пытается схватить. Сначала он с трудом удерживает погремушку, но вскоре будет держать ее вполне уверенно и даже попытается размахивать ею из стороны в сторону, иногда ударяя себя при неудачной попытке.

  • Важно:

Если малыш в 4 месяца не интересуется игрушками, не пытается дотянуться до предметов, стоит посоветоваться с педиатром.

Гиперопека крайне вредна для ребенка. Если к нему бегут со всеми игрушками по первому же крику, у него не будет стимула двигаться.

Вашему малышу 5 месяцев

У малыша новое достижение – теперь он умеет поворачиваться со спины на живот. Лежа на животе, он приподнимается, опираясь на выпрямленные ручки. Сейчас главное – дать ребенку простор для игры и развития. Он должен иметь возможность дотягиваться до любимых игрушек и получать от этого удовольствие. Для начала подойдет мобиль, по которому кроха может бить ручками, когда лежит в кроватке. Старайтесь размещать предметы на мобиле по-разному: не только прямо перед глазами малыша, но и левее, правее, чтобы стимулировать разнообразие движений у ребенка.

  • Важно:

Освоение каждого движения для крохи должно быть осмысленным, а не механическим. Так, поворот со спины на живот малыш сделает только за игрушкой. Когда мы учим ребенка новым движениям чисто механически (например, поворачиваться со спины на живот, просто подтягивая его за ручку), мы тем самым приучаем его к быстрому механическому типу ответа – без обдумывания задачи.

«Хочется обратить внимание мам на то, что развитие крупной моторики самой по себе – это не цель. Движение для ребенка – это просто способ удовлетворить интерес к окружающему миру. Малышу интересно, когда двигаться нужно за чем-то – дотянуться до лица мамы, яркой игрушки, звенящего колокольчика. Главная мотивация для ребенка – это игра. Не столь важно, в каком возрасте кроха перевернулся, сел или пополз. Потому что, если он это сделал в положенное именно ему время, он будет развиваться нормально. Если же ребенка просто подгонять под некие средние нормы, не учитывая его индивидуальных особенностей, вас ждет много проблем, начиная от поведенческих и заканчивая трудностями в обучении. Не гонитесь за результатами, ведь каждый ребенок индивидуален.

Дети сейчас живут в таком комфорте, что очень много интересного можно узнать, вообще не делая никаких движений. К примеру, мобиль, который висит над кроватью – он играет мелодию, светится, крутится, а ребенок не может дотянуться до него руками. Или игрушка, у которой достаточно нажать одну кнопку, а она в ответ выдает целый спектр действий. Для младенца это все – познавательная активность, а моторной реализации у нее нет. В итоге кроха переполняется информацией, и потом ему обязательно нужно просто активно подвигаться, чтобы скомпенсировать интеллектуальную деятельность. В дальнейшем таким детям умственное усилие надо сопровождать двигательной активностью. Например, слушать учителя и ходить по классу».

Вашему малышу 6 месяцев

Читайте также:  Этапы речевого развития ребенка речевой онтогенез

Движения малыша становятся все более уверенными и скоординированными. Так, лежа на животике и опираясь на ручки, он уже может оторвать одну руку от поверхности и потянуться за игрушкой. Он одинаково ловко держит игрушку как в левой, так и в правой руке. Лежа на спине, малыш увлеченно играет со своими ножками, тянет их в рот. Следит глазами за упавшей игрушкой, поднимает ее. А еще кроха умело поворачивается со спины на живот и обратно, и эта игра ему очень нравится.

Вашему малышу 7-8 месяцев

В этом возрасте кроху уже нужно начинать высаживать на ровную поверхность. Как правило, он уже довольно хорошо держит равновесие и способен подолгу сидеть самостоятельно, занимаясь с игрушками. Когда он поймет всю выгоду сидячего положения, то будет пробовать садиться и сам. Для этого он сначала встает на четвереньки, а потом отталкивается ручками и садится на попку. Некоторые малыши начинают копошиться и пытаться сесть из положения на спине за счет мышц брюшного пресса. Но редко у кого это получается.

  • Важно:

В 7-8 месяцев кроха уже пытается ползать. Поначалу он подолгу раскачивается назад и вперед, стоя на четвереньках (таким образом он учится плавно переносить вес с рук на ноги), затем у него получается поочередно отрывать от пола по одной руке. Как только кроха научится сохранять равновесие на двух точках опоры (одна рука – одна нога), он готов ползти.

Ползание ребенка – это самый яркий этап в развитии крупной моторики. В это время малыш впервые начинает выстраивать зрительное пространство сверху вниз: он смотрит вперед (туда, куда ползет) и следит, куда при этом встают его ноги и руки. Если малыш не ползал, у него сформировано только горизонтальное зрение. И когда такой ребенок в будущем сядет за парту, он сможет смотреть только вперед. Чтобы посмотреть в тетрадь, ему нужно лечь на стол. Поэтому, даже если ваш ребенок не ползал в положенное время, научите его ползать хоть в 3 года, хоть в 6 лет. Для этого надо создавать игровые условия, в которых он будет вынужден ползать. Например, устроить «домики» из стульев, под которыми ему надо будет проползать, чтобы дотянуться до любимой игрушки.

Вашему малышу 9-10 месяцев

Постепенно малыш понимает, что он может двигаться не только горизонтально, когда ползает, но еще и вертикально. В этот момент кроха впервые пробует вставать, держась за решетку кроватки или любую другую устойчивую опору. Сделайте так, чтобы ребенку захотелось вставать: разложите его любимые игрушки на стульях или диване.

Чтобы кроха начал ходить, держась за опору, можно класть игрушку на один конец дивана, когда он стоит у другого. В какой-то момент ему надоест опускаться на четвереньки и ползти к цели, и он начнет двигаться вдоль дивана приставными шагами (боком). Постепенно ребенок отрывает от опоры одну руку и начинает делать первые шаги лицом вперед (боком к опоре) – как все люди. Не проявляйте нетерпения и не требуйте от ребенка, чтобы он встал раньше времени. Если он пока не хочет этого, пусть тренирует головной мозг и мышцы ползанием.

  • Важно:

В этот период многие матери начинают ограждать ребенка от чрезмерно активных действий, опасаясь, как бы он не набил себе шишек. И совершенно напрасно. Во-первых, он физиологически к этому приспособлен (у него оптимальное соотношение массы и высоты для падения), а во-вторых, дети, которых в детстве оберегали от падений и ушибов, вырастают без чувства страха – они просто не знают, что такое опасность. А человек, у которого не развит инстинкт самосохранения, не оберегает себя.

Вашему малышу 11-12 месяцев

Ваш кроха очень вырос – он может ходить, держась за ваши руки, и даже пытается делать отдельные шажки самостоятельно. Но движения при ходьбе у него пока неуверенные, и он часто падает. Ближе к году ребенок уже может сделать 3-4 самостоятельных шага от опоры до опоры. Можно считать, что ребенок научился ходить, когда он во время движения может самостоятельно остановиться посреди комнаты и не упасть. В этот период ребенок уже может вставать без опоры. Если малыш уронил игрушку, он приседает, чтобы поднять ее, а затем вновь встает. Сделав первые самостоятельные шаги, ребенок учится поворачиваться стоя, чтобы увидеть, что находится у него за спиной.

  • Важно:
Читайте также:  Танец как средство всестороннего развития ребенка

Некоторые дети начинают ходить намного позже сверстников. Если ваш кроха не пошел в 12 месяцев, не отчаивайтесь, но и не забывайте о том, что двигательная активность позволяет судить о развитии нервной системы в целом – будьте в контакте с опытным неврологом или педиатром.

????????Первые годы малыша — это фундамент всей жизни, проекция в будущее. Именно в это время формируется его личность, и моторика в этом играет огромную роль. Очень важно понимать потребности ребенка на каждом этапе, чтобы вложить максимум в это волшебное время.

Для родителей самых маленьких у нас есть цикл мини-лекций про малышей от 0 до 3-х лет «Онлайн-азбука. Действительно важное».

Онлайн-азбука — это большой сборник лекций, который включает более 60 видео-роликов про моторику, психику, игрушки по возрастам, диагнозы ортопедов и многое другое, что действительно важно знать родителям. Даю большое количество инструментов по развитию самых маленьких. Подарите себе спокойствие, а детям — успешный старт ????

????Только до 21 января действуют скидки до 45% + вебинар про сон ребенка в подарок

Об авторе

Олег Леонкин, детский реабилитолог, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и детскому массажу, муж и отец 5-х детей.

Уже больше 25 лет я работаю на стыке 3 наук: медицины, педагогики и психологии, из них 18 лет с “особыми детьми”.

Наблюдая за ребенком, я анализирую порядка 40 факторов, вижу этап развития, чувствую потребности ребенка и знаю о его проблемах. Слушаю родителей и верю им. Думаю, делаю выводы, соединяю и объясняю. Перевожу с детского языка на взрослый.

Таблица развития ребенка моторика

Источник

Этапы развития моторных функций в онтогенезе

Возраст

Развитие моторных функций

от 2 до 3 месяцев

У ребенка возникают ощупывающее движение. С этого времени происходит включение рецепторов тактильного анализатора коры больших полушарий.

До 3, 5 — 4 месяцев

Движение рук носят безусловно-рефлекторный характер: движения выполняются как относительно постоянные стереотипичные реакции организма на воздействие окружающей среды. Первая функция рук -схватывание, которое стимулируют тактильные раздражения.

В 4 — 4, 5 месяцев

Появляются простые движения рук при контакте с объектом.

От 4 до 7 месяцев

В развитии действий с предметами наступает этап простого «результативного» действия. Для этого периода характерно активное обнаружение скрытых свойств объектов. С 5 месяцев при схватывании более активное участие принимают пальцы: заметно доминирующее положение большого пальца — ребенок отводит его при схватывании.

В 6 месяцев

Он не только умеет крепко удерживать вложенный в руку предмет, но и брать его из любого положения

От 7 до 10 месяцев

Возникает этап «соотносящего» действия. Ребенок умеет уже соотносить предмет с определенным местом в пространстве. С 8 — 9 месяцев он прекрасно сжимает игрушку, если у него ее хотят взять, берет мелкие предметы двумя пальцами, а большие — всей ладонью.

У него начинает проявляться преобладание одной руки (правой). Новое для этого периода -манипулирование двумя предметами.

С 10 месяцев до 1 года 3-х месяцев

Отличается появление функциональных действий, которые выражают социальную сущность предмета, определяют его назначение. Наблюдается совершенствование действий: кулачок разжался, пальцы действуют более самостоятельно.

В 1 год 3 месяца

Активизируется кончик большого пальца, а затем указательный палец. В последующем наблюдается интенсивное развитие относительно тонких движений всех пальцев.

В возрасте 2-3 лет

Психомоторика детей развита уже достаточно высоко. Они выучиваются бегать, подпрыгивать на двух ногах, бить по мячу ногой, бросать мяч двумя руками, взбираться по лестнице, переливать воду из одной емкости в другую, рисовать каракули, самостоятельно раздеваться.

Четырехлетние дети

Могут рисовать карандашом простые формы и фигуры, рисуют красками, выстраивают конструкции из кубиков. Могут самостоятельно одеваться и раздеваться, если одежда достаточно проста, обслуживать себя за столом. Они научаются ловить мяч, что свидетельствует о развитии у них зрительно-моторной координации (ручной ловкости и способности к экстраполяции).

В 5 лет

Функция равновесия значительно улучшается, и дети могут ходить по гимнастическому бревну, стоять на одной ноге. Развивается правильная координация движений рук и ног при ходьбе.

В возрасте 6-7 лет

Улучшается тонкая моторика, поэтому дети могут застегивать и расстегивать одежду, некоторые выучиваются завязывать шнурки.

В 6 лет

Моторика у детей развита уже настолько, что они начинают осваивать профессиональные виды деятельности — заниматься спортом, играть на музыкальных инструментах, танцевать и т.д.

В возрасте 6-7 лет

Улучшается тонкая моторика, поэтому дети могут застегивать и расстегивать одежду, некоторые выучиваются завязывать шнурки.

Между 7 и 10 годами

В связи с окончательным анатомическим созреванием двигательных механизмов, у детей совершенствуется координация движений и более быстро вырабатываются и закрепляются динамические стереотипы движений. К 11 годам несколько уменьшается богатство движений, но совершенствуются мелкие и точные .

Источник