Свобода ребенку до 5 лет

Свобода ребенку до 5 лет thumbnail

Содержание:

  • Прыжки с двухметрового мостика
  • Бросит — утешим, родит — воспитаем…
  • Прекрасная встреча с реальностью

Почему мы не даем пятилетнему малышу повозиться с завязыванием шнурков, а школьника не отпускаем гулять во двор? Как получилось, что дети не делают сами домашние задания, а к окончанию школы не могут выбрать себе занятие или профессию? Наконец, когда и сколько свободы надо, скрепя сердце, предоставить ребенку, чтобы он вырос ответственным и самостоятельным?

Прыжки с двухметрового мостика

Мне кажется, обычно дети хорошо понимают, чем они уже готовы заниматься самостоятельно, а чем еще нет. Пятилетний ребенок вряд ли скажет отцу: «Папа, дай мне денег, я схожу в магазин за мороженым». Потому что ему это пока страшно. А вот восьмилетний — уже вполне. Зато пятилетний может сказать: «Папа, а можно я на лифте сам поеду? Я нашу кнопку знаю». Значит, он уже готов к этому.

Маме с папой бывает страшно что-то разрешить, мы обычно не поспеваем за скоростью развития наших детей, но все же нужно, оценив ситуацию, позволить ребенку сделать следующий шаг. На самом деле у него все равно остается какое-то внутреннее сомнение, и если мы часто повторяем, что он еще мал, что пока рано, то он начнет играть в эту игру, и тогда и в семнадцать лет будет говорить: «Ну, я не знаю, куда поступать. Пусть мама с папой решают».

Бывают, конечно, случаи, особенно в подростковом возрасте, когда ребенок переоценивает свои возможности. Но до двенадцати лет этого обычно не происходит, чувство безопасности у детей хорошо работает. Мне кажется, если до подросткового возраста давать ту свободу и ответственность, которую дети готовы взять, то потом все будет гораздо легче.

Важно, чтобы все нужные самостоятельные шаги были сделаны вовремя. Если малыш говорит вам: «Я сам завяжу шнурки» — и занимается этим очень долго и неумело, то, если время позволяет — а хорошо бы, чтобы позволяло, — не дергайте его. И когда через минуту эти шнурки развязались, не говорите: «Ну вот видишь! Надо было мне завязать». Это, собственно, и есть начало обретения свободы и ответственности.

К слову, я на собственном опыте убеждался, что, как только мы говорим детям: «Вот видишь, я же тебе говорил!», как только мы пытаемся возвыситься над ними, тут же сами начинаем куда-то опаздывать и о чем-то важном забывать. У меня в жизни не раз так случалось — скажу своему ребенку: «Ну как такое можно забыть?!», после этого прихожу на работу в школу и понимаю, что не взял из дома стопку тетрадей…

— Значит, надо просто отпустить, — горячится Маринина подруга. — А то он привык, что мама всегда спасет и соломки подстелет.
— А как, как я его отпущу? — восклицает Марина. — Ну хорошо, вот я не буду заставлять его делать уроки. Останется на второй год.
— Ну и поймет, что это его проблемы, и начнет с ними разбираться.
— Его проблемы? Это мои проблемы, это меня будут в школу вызывать, я буду искать репетиторов и их оплачивать.
— Пусть сам зарабатывает. Не учился — прекрасно, теперь вместо каникул ты учишься и зарабатываешь на репетиторов. Отпусти его, перестань за него жить.
— Где он будет зарабатывать в 13 лет? Куда я его отпущу-то?
— Ну так он у тебя вообще никогда не научится за себя отвечать.

Как понять, нормален ли груз ответственности, возложенный на ребенка? Мне кажется, по его эмоциональному состоянию. Нормально, если ему страшновато, но он делает, потому что у растущего человека есть внутренняя потребность «поднимать планку». Не знаю, как у девочек, а для мальчишек это важно: спрыгнул сначала с такого мостика, потом — с более высокого… Страшно — но ты прыгаешь. Преодоленный страх — это опыт настоящего успеха. Ты спрыгнул с двухметрового мостика — ничего особенного, все взрослые прыгают, но ты внутренне очень сильно вырос. Если же ребенок слишком напуган, он, возможно, не скажет этого словами, но по его виду будет понятно, что его перегрузили. Это заметно даже по мышечному напряжению.

Когда ребенку трудно, взрослый должен это видеть и быть готовым ему помочь. В любом возрасте ребенок должен знать: если что, взрослые где-то рядом, есть у кого спросить, они помогут и в случае чего можно сказать: «Я вот этот этап прошел, а дальше пока не могу. Давайте вы меня все-таки за ручку возьмете». Стресс возникает тогда, когда поручили и оставили одного.

Бросит — утешим, родит — воспитаем…

В современной жизни одна из главных сфер свободы и ответственности ребенка — это школа, с которой сопряжено множество родительских страхов. Нередко ребенок не делает уроки самостоятельно, потому что в семье негласно установлено: это — ответственность родителей. Как родителям переложить ее на детей?

Прежде всего им надо научиться получать удовольствие от того, что они эту ответственность с себя сняли. У нас должны быть приятные ожидания, что в какой-то момент ребенок будет сам завязывать шнурки, в какой-то — приготовит ужин для всей семьи и так далее. И не надо ждать с ужасом, что это никогда не наступит.

В одной моей знакомой семье сын очень долго ходил с пустышкой. Ему уже было два с половиной года, он уже разговаривал вовсю: вынет соску, что-то скажет — и засунет ее обратно. Мама очень переживала и пошла к психологу. Та ей сказала: «Вы когда-нибудь видели семнадцатилетнего юношу, который ходит с пустышкой?» — «Нет конечно». — «Значит, когда-то это кончится».

Это кончилось ровно через неделю. Как только мама сняла с себя этот стресс, ее ребенок вдруг понял, что соска ему больше не нужна. Так что любая подобная проблема — это прежде всего проблема взрослого.

У дочери моей подруги в одиннадцатом классе случился бурный роман, и вся семья страшно переживала: и к поступлению в институт она толком не готовится, и вообще чем все это может кончиться? Особенно переживали бабушка с дедушкой. И тогда мама в какой-то момент решила, что надо с этими переживаниями покончить. Она села и сказала: «Так, ну чего вы боитесь-то? Бросит — утешим, родит — воспитаем!». Роман, надо сказать, вскоре закончился.

Прекрасная встреча с реальностью

На самом деле человеку надо чаще получать прямые сигналы от реальности, а не от родителей. Потому что, когда родители говорят: «Если ты не будешь этого делать, то будет плохо», они лишь сотрясают воздух. Но вот если ты не делал, не делал и, наконец, получил две двойки в четверти — ты сам это испытал.

По поводу школьных дел у родителей должна быть позиция очень простая: если тебе нужна помощь, я готов (готова) помочь. Но дело это твое, и ответственность тоже твоя — с первого класса.

Конечно, иногда ребенок понимает, что все запустил, но ему как-то страшно начать разговор и попросить о помощи. Но это опять-таки видно по его состоянию. Вы чувствуете, что он чем-то угнетен, и если причина кроется в школьных проблемах, то прежде всего нужно объяснить ему (а перед этим себе!), что никакой катастрофы не произошло.

В школьных неудачах нет ничего страшного. Во взрослой жизни разве не бывает так, что мы взялись за несколько проектов сразу, пропустили сроки сдачи и стесняемся сказать начальнику: «Извини, дорогой, я не справился!» Бывает сплошь и рядом. А тут ту же ситуацию можно проиграть в мягком, щадящем режиме, пока человек еще не взрослый…

Родительский страх (не осторожность, связанная с безопасностью, а именно страх) — непродуктивная вещь, он очень мешает ребенку развиваться. Понятно, когда малыш бежит на дорогу, мы его хватаем за шкирку, но такие ситуации бывают редко. А в основном это страх перед каким-то выдуманным будущим: «Если сейчас, в восьмом классе, он не сдаст хорошо зачет по биологии, то будет…» А что, собственно, будет? Правильно: не поступит через четыре года в медицинский институт и пойдет в армию.

Читайте также:  Ребенок 5 лет пакостит

Родительский невроз — тяжелая болезнь интеллигентных родителей нашего времени. И как многие болезни, она заразна. В Москве так просто эпидемия этого заболевания.

В сущности, именно наш страх лишает детей свободы и мешает им стать ответственными людьми. Множество взрослых не могут найти себе любимую профессию, не могут занять правильную позицию в семье, потому что в детстве разными способами им говорили: «У тебя же ничего не получится!».

Сколько энергии уходит у ребенка, чтобы преодолеть негативный сценарий, написанный их родителями! Начиная с того, что ребенок бегает, а мама говорит: «Упадешь!» Значит, надо падать, ведь маму нужно слушаться…

На самом деле, если мы хотим помочь нашим детям, мы должны бороться со своими страхами и говорить, как моя подруга: «Чего бояться-то? Бросит — утешим, родит — воспитаем!» При такой доверительной родительской позиции, как правило, наши дети пользуются своей свободой с разумной ответственностью.

Источник

Мне кажется, все родители так или иначе задавались этим вопросом. Я хотела бы поразмышлять на эту тему и привести личный пример.

Что же будет, если дать ребенку свободу?

Бытует мнение, что он сразу сядет на шею, будет целыми днями валяться на диване, смотреть в телефон и ничего не делать. Но это мнение ошибочно. Так ведут себя как раз те, кто устал от постоянных уроков, занятий, секций.

Знаю, многие со мной не согласятся. Но я убеждена, что дети не должны знать слово «надо». Только без принуждения ребенок может заглянуть внутрь себя. Понять, что ему хочется. И почему именно этого хочется. И начать это делать не «из-под палки», а вследствие искреннего желания. Заставить хотеть невозможно, зато с легкостью можно заставить ненавидеть. Ведь они всего лишь дети. У них все на интересе и непритворных чувствах. И дружба, и любовь, и увлечения, и учеба. Поэтому я так люблю проводить время с друзьями дочки. Там все без фальши и по-честному.

Главное, не погубить интерес к чему-либо правилами и границами. Например, живой детский интерес к какому-либо предмету может увести его в глубины познания, открывая по пути новые способности и таланты. Для ребенка не должно быть никаких сдерживающих факторов. Окунувшись с головой в какую-то определенную тему, он даже может найти дело всей своей жизни. Поэтому свобода необходима.

Но чтобы она принесла положительные результаты, а не привела к постоянному «ничегонеделанию», необходимо несколько составляющих.

Теплая атмосфера дома. Необходимо слушать и слышать ребенка, пусть он не стесняется петь и плясать, говорить глупости и смеяться до боли в животе. Поддержание постоянной дружелюбной атмосферы в доме – это очень не просто. Мне иногда такого труда стоит задвинуть свои стереотипы в голове на задний план и дать дочке свободу. Она очень хорошо рисует. Я хотела, чтобы она пошла в художественную школу. А она не хотела. Сказала, что там надо рисовать в заданное время заданные картины. А вдруг у нее в это время вдохновения не будет? Как хорошо, что мне хватило тогда ума не заставлять ее. Зато она до сих пор горит этим увлечением и хочет связать с ним свою жизнь в будущем. Рисует днями и ночами, и все свои эмоции выплескивает в рисунках и набросках.

Доверие.Необходимо доверять детям и стараться их не контролировать. Это сложно, но очень важно. Обещал почитать перед сном, он почитает. А если нет, значит была причина.

Пример родителей. Очень важно, чтобы мама с папой имели увлечения, посвящали им время, читали, занимались спортом, а также постоянно учились чему-то новому. И, конечно, привлекали детей к своей деятельности. Это очень мотивирует.

Есть еще один момент. Говорят, что нужно приучать детей к труду с раннего детства. Не согласна! Нельзя взваливать на ребенка домашние дела, а особенно делать их обязанностями. Слово «надо» погубит интерес и искреннее желание помочь родителям. У моей дочки обязанностей по дому никогда не было. Но она всегда поможет, если видит, что мне тяжело или я устала. Она внимательна ко мне, как и я к ней. Часто она делает что-то без напоминаний: моет пол в своей комнате, стирает, убирает посуду со стола, разбирает посудомойку. В этом вопросе тоже крайне важна свобода.

Что же значит для меня «свобода» в отношении дочки? Это в первую очередь, уважение к ней, к ее чувствам и желаниям, к ее эмоциям. Почему-то всегда взрослые считают, что знают лучше. Не знают. Если честно, я не люблю слово «воспитание»! Нашим отношениям с дочкой оно точно не подходит. Я отношусь к ней так, как хочу, чтобы относились ко мне. Не заставляю дочитывать книгу, которая не понравилась. Не забираю телефон посреди просмотра любимого сериала. Не настаиваю на занятиях математикой, если вижу, что ее зовут гулять. Мы не пишем диктанты, которые дочка так не любит. Зато она пишет рассказы на десятки страниц. Сама и с удовольствием. Я разрешаю дочке лениться, потому что иногда разрешаю лениться себе. Я убеждена, что это все никак не испортит ее, не сделает ленивой и безответственной. Наоборот, это сделает ее счастливой, свободной от шаблонов и осознанной.

Так вести себя у меня получилось далеко не сразу. Сначала я считала, что надо ходить минимум на три кружка плюс спортивная секция. Надо участвовать в олимпиадах, надо учиться на 5. Стихи наизусть и обязательные диктанты по выходным. Но потом, отпустив дочку и дав ей свободу, я увидела, как она меняется. Как раскрываются ее таланты, как проще дается учеба, как улучшилось ее психо-эмоциональное и физическое состояние. Поэтому у меня есть причины думать, что я поступаю правильно.

Читайте также:  Для горла ребенку 5 лет

Автор: Елена Лачина

Опубликовано ЦСО «Хочу Учиться» школьная аттестация онлайн

Читайте также статьи автора:

Что главное в учебнике? Как я искала книги для ребенка

5 вдохновляющих книг для девочек-подростков.

Какие цели преследуют родители при переходе семейную форму обучения?

Спасибо за ваши «Спасибо». Подписывайтесь на канал.

Ставьте ???? и будьте в курсе семейного обучения.

Источник

Интервью со священником Павлом Гумеровым.

— Если родитель любит ребенка, он должен направить его на верный путь. Но зачастую ребенок «не поддается», и получается, что мы либо должны совершать насилие над ним, чтобы хотя бы внешне удержать его в определенных рамках, либо дать ему свободу и смотреть на то, как он пользуется ею во вред себе. В какой степени родители должны давать ребенку свободу?

— Задача родителей – подготовить ребенка к взрослой жизни. Ребенок — это не наша собственность, ребенок – это всегда чадо Божие. Потому что мы только сотворцы Богу — мы даем человеку тело, даем ему воспитание, а душу дает ему Господь. И посылает Господь родителям ребенка или нет – это, опять же, всё от Бога, это не в наших силах.

Для чего Господь родителям дает ребенка? Не для того, чтобы мы сделали из него наш образ и подобие, не для того, чтобы воплотили какие-то свои нерешенные жизненные задачи, планы, преодолели какие-то свои комплексы, дали им совершенно другое, супер-воспитание, а для того, чтобы мы подготовили его к вступлению во взрослую жизнь и, — главное – сформировали в нем личность, образ Божий.

Родительское воспитание – это колоссальная вещь. Родители где-то до дошкольного возраста — это целый мир для ребенка. И, в зависимости от того, какой это мир: мир добра, мир любви, мир правильных установок, или это мир ложных ценностей, – будет зависеть то, как он дальше будет строить свои взаимоотношения с людьми. Потому что, чем взрослее становится человек, тем он больше и больше от родителей отрывается, от этого древа отпочковывается. Дальше начинается совершенно другая жизнь — он создает свою собственную семью. Т.е. от этого древа росток этот отходит, и дальше уже вырастает совершенно новое дерево.

Что касается степени свободы и насилия над волей ребенка, тут христианство идет, как всегда, путем золотой середины. Естественно, мы должны о детях заботиться, но есть такие слова в Священном Писании: «отцы, не раздражайте чад своих». Родители иногда своей гиперопекой, этим желанием подчинить, воспитывать, «лечить» ребенка, бесконечные нравоучения какие-то читать – перегибают палку, т.е. они раздражают ребенка. Почти любой человек по собственному опыту знает тяжесть этих бесконечных родительских нотаций.

Естественно, взаимоотношения родителя и ребенка в течение жизни человека должны трансформироваться, расти. Потому что, когда ребенок вырастает, очень большая ошибка продолжать считать его маленьким мальчиком или девочкой, которых нужно бесконечно контролировать и направлять. Отношения уже должны стать другими, более дружескими, мы должны стать старшими товарищами, которые молятся за человека, участвуют в его судьбе какой-то помощью, но понимают, что человек стал взрослой личностью. Понятно, что мы знали его, когда он еще поперек лавки лежал и соску сосал, но он стал уже другим, он набрался опыта, изменился. То, что мы в него вложили, то вложили. Что сделано, то сделано. Т.е. мы должны это стараться сделать до вступления его во взрослую жизнь, до того, как он создал свою семью.

Дальше уже какое-то вмешательство — особенно с нравоучением – как правило, ни к чему хорошему не приводит. Наш родительский авторитет дальше нужно использовать не как разменную монету, а как некую драгоценность. Т.е. дозировано, если ребенку угрожает реальная опасность для его здоровья, или для его души.

Естественно, мы не должны рассчитывать, что ребенок будет нас слушаться как в детстве – пятилетний малыш, это не двадцатипятилетний юноша. Тут наши функции как руководителей, как воспитателей уже отходят на второй план, у нас появляется другая функция – функция помощи, дружбы, хороших отношений. Когда родители умеют с ребенком дружить, уважают его интересы, уважают его свободную волю, причем это нужно делать не только, когда он вырос. Т.е. до этого мы будем его усмирять, контролировать, а потом ребенок получил паспорт – и мы вдруг стали друзьями. Дружить нужно с самого начала. Даже пятилетний ребенок является личностью, он не является нашей собственностью. И если родители не знают школьных друзей своего отпрыска, не в курсе, какую музыку он слушает, что читает, во что играет в 8 лет — вряд ли у них установятся хорошие отношения с чадом, когда ему исполнится 14, скорее всего отчуждение только усилится.

Каждый ребенок требует внимания и понимания. Вот у меня, например, двое детей – два совершенно разных человека. Т.е. два разных подхода – что для одного хорошо – например, шлепнуть его по попе, он сразу усмирится; другому — нет, на другого вообще это не действует. И порог боли у него совершенно другой, и всё такое прочее, для него подходят другие меры – например, запреты. Т.е. что ни человек, то — целый мир. Даже в одной семье два родных брата – разные. Естественно, к каждому свой подход нужен. А родителям требуется умение понять человека: что ребенку нужно, чем он живет, какие у него интересы, требуется уважение к нему. Уважение должно быть у нас и к пятилетнему ребенку, и к двадцатилетнему человеку.

Понятно, что маленький ребенок не является состоявшейся личностью. Наша задача постараться в него вложить максимально разумного, доброго, вечного, духовного, чтобы он вступил уже во взрослую жизнь подготовленным. И дальше можно обижаться только на себя: если он делает ошибки или неправильно себя ведет – значит, мы плохо его воспитывали, значит, мы плохо за него молились, значит, мы не показали ему правильного примера.

Читайте также:  Снятие тревожности у ребенка 5 лет

— Меня вот, как пример такой удивительной родительской деликатности, больше всего впечатляет эпизод из жития Силуана Афонского. Когда сын (т.е. будущий Силуан), забыв о том, что сегодня постный день, приготовил свинину. А его отец ел ее, не показав виде. И только через много лет отец сыну об этом вспомнил, и сказал, что «я ел ее как стерву», т.е. как падаль.

— Меня очень часто родители спрашивают, например: как воздействовать на ребенка, он слушает музыку, которая мне не нравится, или имеет какие-то увлечения, фильмы и т.д. мне не близки, я считаю это вообще мерзостью и чуть ли не беснованием каким-то.

Вот один отец, батюшка московский, имел двух детей. Один стал священнослужителем, он был старший сын; а второй сын был поменьше. У них умерла матушка. Т.е. он воспитывал этих двоих детей, но одного уже не надо было воспитывать — он уже сам был взрослый, а вот второй сын его, Никита, он был подростком, и, может быть, без материнского влияния он начал немножко от рук отбиваться, увлекся творчеством скандально-известной группы «Ленинград». Этой группе даже в Москве одно время Лужков запрещал выступать, потому что там почти в каждой песне нецензурная лексика содержится. Понятно, что «за гранью» это всё находится. Что бы сделал обычный родитель – он тут же наорал бы, выкинул на помойку эти диски и кассеты, и сказал: «Ты что! Ты вообще думаешь головой?!». А этот папа сказал: «Никита, дай мне послушать эти записи». И он ему дал — по-моему, кассету — дисков тогда не было еще. И батюшка стал слушать этот «Ленинград». Притом, в присутствии Никиты включил — и не только слушает, а комментирует, и как-будто старается в смысл этих, совершенно сумасшедших песен, вдуматься.

И вы знаете, сыну это всё скоро надоело. Он как увидел это, что вообще какой-то абсурд происходит: папа, протоиерей, взрослый солидный человек, уже пожилой, сидит, слушает какую-то лабуду… Причем, отец его не ругал, не говорил, что это бесовщина какая-то – он всерьез обсуждал это всё. И Никита сказал: «Папа, давай не будем это слушать», — и больше этот «Ленинград» не слушал.

Вот пример уважения к человеку. Отец показывает сыну: ты считаешь, что ты такой независимый, такой взрослый, что ты можешь всё сам решать? Хорошо, вот я — взрослый, солидный, семейный человек, — мне пристало вообще слушать эту глупость и через себя это всё пропускать?

Поэтому, я такой обычно совет даю: если вы хотите что-то запретить, нужно разобраться в проблеме. Сначала побольше узнать. Например, влияние компьютерных игр. Если ребенок играет целыми днями в игры, то побольше узнать, что это за игры, посмотреть — действительно ли они плохие, ужасные, или всё-таки более-менее нормальные. Игры играм рознь. Есть люди, которые огульно всё отрицают, говорят, что это сатанизм и всё. Во-первых, узнайте о вреде, чтобы ребенку уже аргументировано показать.

И ребенок сразу чувствует, что его уважают, что его не считают маленьким, глупым дурачком, с мнением которого никто не считается. С ним общаются практически на равных. Какой-то фильм не нравится тебе – сядь с ребенком, посмотри это фильм, обсуди, прокомментируй. Ребенку будет приятно, что отец с ним общается. Не так уж много, к сожалению, современные отцы общаются с детьми. Второе — ему будет приятно, что ты его уважаешь. И третье — ты уже конструктивно подойдешь к проблеме, ты не будешь всё отрицать, говоря: «Я прав, потому что я старше», «Я — начальник, ты – дурак». Понятно, что это неправильно. Так с детьми можно только поссориться.

Я из своего детства могу такой пример привести. Я слово какое-то нехорошее принес домой из школы, и стал в разговоре употреблять. Мама послушала и говорит: «А ты знаешь вообще, что это значит?», я говорю: «Нет». И она не поленилась, целую беседу провела со мной. Говорит, что вообще-то это заменитель очень серьезного мата и вот потому-то и потому-то это плохо. Я после этого старался в ее присутствии этого не употреблять и дальше вообще старался этих слов избегать. Почему? Потому что человек с уважением ко мне подошел — не заорал, не стукнул меня по губам, не сказал: «Что ты вообще говоришь! В нашей семье так не говорят никогда». Она поняла, что недостаточно просто запретить, надо человеку объяснить.

Кстати, таких объяснений ждут не только подростки. Это очень эффективно работает и с детьми семи или пяти лет. Хорошо, когда ты ребенку не просто что-то запрещаешь и отнимаешь у него, а когда ты объясняешь о вреде, или обосновываешь, почему ты, например, в данный момент не разрешаешь ему играть, что надо то-то, то-то делать.

Хорошо объяснить ребенку, что и в мире взрослых не всё так просто. Ребенок думает, что вырастет, и у него будет полная свобода. Ничего подобного — у него будет гораздо меньше свободы, чем когда он был ребенком. Потому что в мире взрослых вообще одни запреты и ответственность: Уголовный Кодекс – это запреты, Правила дорожного движения – это запреты, какие-то служебные инструкции – это запреты. У него будут начальники, куча каких-то людей, которые будут его контролировать, начиная от налоговой инспекции и заканчивая полисменами на улице и гаишниками. Там никакой свободы вообще нет.

Человек, не умеющий подчиняться запретам, не уважающий родителей, не будет готов к взрослой жизни.

Священник Павел Гумеров

www.pavel-gumerov.ru

Источник