Сущность развития способностей ребенка
Сущность развития творческих способностей детей
« …Детский рисунок, процесс рисования — это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой».
В. Л. Сухомлинский
При определении сущности способностей психологи долгое время (более 50-ти лет) ссылались на работы Б.М.Теплова. Ученый трактовал способности как индивидуально- психологические способности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям, навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности.
В настоящее время существуют разные подходы к определению способностей. А.Г.Ковалев определяет способность как синтез свойств человеческой личности, отвечающие требованиям деятельности и обеспечивающие успешность ее выполнения. По мнению ряда авторов «способности- это внутренние условия развития человека, которые формируются в процессе его взаимодействия с внешним миром.
С.Л.Рубинштейн рассматривает способности как специфические качества личности, необходимые для той или иной деятельности.
К.К.Платонов, отмечал, что успешность в той или иной деятельности зависит от мотивации, и от личностных способностей. Поэтому ученый относил к способностям любые свойства психики, определяющие успех в конкретной деятельности .
При всем разнообразии подходов к определению способностей ученые единодушно подчеркивают связь конкретных способностей с конкретными видами деятельности.
Из всех видов способностей наибольший интерес вызывают творческие способности, что связано с их исключительной важностью для достижения значимых результатов в любой сфере жизнедеятельности.
Понятие «творческие способности» тесно связано с понятиями «творчество», «творческая деятельность», «детское творчество». В современной науке существует различные точки зрения на то, что следует понимать под творчеством.
К.Роджерс подразумевал под творчеством процесс «..создания с помощью действия нового продукта, вырастающего, с одной стороны из уникальности индивида, а с другой- обусловленного материалом, людьми и обстоятельствами жизни.
Более убедительным является такое определение творчеству, которое допускает субъективную новизну и личностную значимость продукта творчества. В.И.Петрушин считает, что творчество имеет субъективную ценность в том случае, если «продукт творчества нов не сам по себе, объективно, а нов для человека, его впервые создавшего. Таковы по большей части продукты детского творчества…». Далее он пишет: «Творческая деятельность всегда связана с личностным ростом и именно в этом заключена субъективная ценность продуктов детского творчества».
Большую роль в понимании развития творческих способностей играет утверждение Л.С.Выготского, что творчеством могут заниматься не только лишь избранные, одаренные особым талантом: «Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, как создание нового, легко прийти к выводу, что творчество является уделом всех в большей или меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником детского развития».
Исходя из сказанного выше, под творческими способностями следует понимать сочетание индивидуальных особенностей ребенка, определяющие успешность творческой деятельности.
Проявление творческих способностей варьируют от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных. Но сущность творческого процесса одинакова для всех. Разница в конкретном материале творчества, в масштабах достижений и их общественной значимости. Элементы творчества проявляются и в решении повседневных жизненных задач их можно наблюдать в обычном мыслительном процессе.
Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д. Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы.
В зарубежной психологии творческие способности обозначаются термином «креативность». (Э. Фромм, Д. Гилфорд и другие).
Креативность, отмечает Э. Фромм, – это способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.
П.П. Торренс определяет креативность (творческие способности), как естественный процесс, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации неопределенности и незавершенности. Рассмотрение креативности как процесса дает возможность выявить способности к творчеству и условия, облегчающие и стимулирующие этот процесс, а также оценивать его продукт.
Творческие способности сами по себе не превращаются в творческие свершения, Для того чтобы получить результат, добиться достижений, необходим «двигатель», который запустил бы в работу механизмы мышления, т.е. необходимы желания и воля, нужна мотивационная основа.
Творческая мотивация – побудительная сила к действию, субъективное основание, психологическое условие, определяющее целенаправленный характер творческой деятельности.
Детское изобразительное творчество – мир ярких, удивительных образов. Это не только одна из радостей, которыми наполнено детство, но и возрастная потребность каждого ребенка, это самое первое и доступное средство выражения своих мыслей, переживаний. Дети транслируют все, что видят, знают, слышат, чувствуют и ощущают, всё то, о чем думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображение свое представление о мире, свое отношение к нему, свободно обращаясь с изображаемыми предметами, действуют и живут в своем рисунке. Детские работы поражают нас своей непосредственностью, оригинальностью, эмоциональностью, и своеобразным восприятием. Рисуя то, что нравится и интересует ребёнка, он получает уникальную возможность перенести на бумагу свои переживания, а если новое впечатление захватывает его, то он очень дорожит им и хочет снова и снова испытать его.
Художественное воспитание детей в современной системе не может быть второстепенным. Изобразительная деятельность – важнейшее средство эстетического воспитания и один из немногих видов художественных занятий, где ребенок творит сам, а не просто разучивает и исполняет созданные кем-то стихотворения, песни, танцы. Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник позволяет обогащать и развивать внутренний мир ребенка. Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов.
Эффективными средствами для создания выразительных образов в детском рисовании являются нетрадиционные техники рисования. Нетрадиционные техники привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Необычность материалов позволяет ребенку изучать, пробовать изображать, будит детскую фантазию, развивает творчество.
Таким образом, творческие способности – создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и произведений, словом — индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности. Известно, что природные задатки превращаются в способности только в деятельности, что творческие способности не только проявляются в деятельности, но и создаются деятельностью. Развитие творческих способностей — это выработка у ребенка стремления к проявлению собственной инициативы: стремление создать что-то новое, свое, лучшее, стремление расширить кругозор, наполнить новым содержанием свои познания.
Использованная литература:
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.-М.1994.
- Теплов Б.М. Способность и одаренность. Избранные труды: В 2-х т.ч. М.:Педагогика, 1985.
Источник
Способности
Способности – это индивидуально-типологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и лёгкость освоения ими. Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение.
Природными предпосылками развития способностей являются задатки, то есть генетически закреплённые анатомо-физиологические особенности организма.
Способности имеют качественную и количественную характеристику. К первой относятся составляющие их компоненты (например, в изобразительной деятельности – чувство линии, пропорции, формы, светотени, колорита, ритма и др., а также художественное воображение, эмоциональная настроенность, эмоциональное отношение к изображаемому и т. д.), ко второй — степень выраженности способностей.
Способности классифицируются на:
- Природные (естественные) способности, в основе своей биологически обусловленные, связанные с врождёнными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей. Природные способности являются общими для человека и животных, особенно высших. Например, такими элементарными способностями являются восприятие, память, способность к элементарной коммуникации.
- Специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде.
Специфические способности подразделяются на:
- Общие способности, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения. Общие способности составляют две группы – познавательные и практические.
К познавательным способностям относят, в первую очередь, сенсорные, интеллектуальные и творческие. Сенсорные связаны с восприятием ребёнком предметов и их качеств, они составляют основу умственного развития. Сенсорные способности интенсивно формируются с 3 – 4 лет. Усвоение дошкольниками эталонов ведёт к возникновению идеальных образцов свойств предмета, которые обозначаются в слове. Дети знакомятся с разновидностями каждого свойства и систематизируют их, когда, например, овладевают представлениями о цветах спектра, фонемах родного языка, эталонах геометрических форм. Основу развития интеллектуальных способностей составляют действия наглядного моделирования: замещение, использование готовых моделей и построение модели на основе установления отношений между заместителем и замещаемым объектом. Так, в качестве готовой модели может выступать план игровой комнаты или участка, по которому дети учатся ориентироваться. Затем они сами начинают строить такой план, обозначая предметы в комнате какими-либо условными значками, например стол – кружком, а шкаф – прямоугольником.
Творческие способности связаны с воображением и позволяют ребёнку находить оригинальные способы и средства решения задач, придумать сказку или историю, создать замысел игры или рисунка.
К практическим способностям дошкольников относят: организаторские, конструктивно-технические (пространственное видение, пространственное воображение, умение представлять предмет в целом и его части по плану, чертежу, схеме, описанию, а также умение самостоятельно формулировать замысел, отличающийся оригинальностью). Данные способности лежат в основе, в дальнейшем с их помощью дети усваивают такие школьные предметы, как черчение, геометрия, физика, химия, где требуется умение представить сущность процесса, строение механизма. Богатые возможности для развития конструктивно-техничесих способностей в дошкольном возрасте создаёт конструирование из разных материалов, конструкторов, использование технических игрушек.
- Специальные способности определяют успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные, музыкальные и т. д.).
В дошкольном возрасте активно развиваются специальные способности, прежде всего художественные. Дошкольное детство, как никакой другой возрастной период, создаёт благоприятные условия для их формирования. Дошкольник включён во всё многообразие художественных видов деятельности. Он поёт, танцует, лепит, рисует. У ребёнка дошкольного возраста проявляются такие способности, как изобразительные, декоративно-прикладные, включающие чувство композиции, цвета, формы; музыкальные, которые составляют мелодический и ритмический слух, чувство лада; театрально-речевые, в которые входят поэтический слух, выразительность интонации и мимики.
Помимо разделения способностей на общие и специальные принято разделять способности на: теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одарённым людям.
Существует также деление на учебные способности, определяющие успешность обучения, усвоения человеком знаний, умений и навыков, а также способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т. д.
Уровни развития способностей:
- Способности;
- Одарённость — следующий уровень развития способностей. Одарённостью называется своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности.
- Талант – это определённое сочетание способностей, их совокупность, высшая степень способностей личности в определённой деятельности. В настоящее время под талантом понимают высокий уровень развития специальных способностей (музыкальных, литературных и др.). Так же как и способности, талант проявляется и развивается в деятельности. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода.
- Гениальностью называют высшую степень творческих проявлений личности. О гениальности говорят, когда творческие достижения человека составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Высокий уровень одарённости, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в различных областях деятельности (Аристотель, Леонардо да Винчи, Ломоносов). Например, Ломоносов достиг выдающихся результатов в различных областях знаний: химии, астрономии, математике и в то же время бал художником, литератором, языковедом, превосходно знал поэзию. Однако это не означает, что все индивидуальные качества гения развиты в одинаковой степени. Гениальность, как правило, имеет свой «профиль», какая-то сторона в ней доминирует, какие-то способности проявляются ярче.
Способности проявляются и формируются лишь в деятельности. Значит, только правильно организуя деятельность ребёнка, можно выявить, а затем и развить его способности.
К. Д. Ушинский писал: «Основной закон детской природы можно выразить так: ребёнок нуждается в деятельности непрестанно и утомляется не деятельностью, а её однообразием или односторонностью».
Условия развития способностей в дошкольном возрасте:
- Особенности семейного воспитания. Если родители проявляют заботу о развитии способностей своих детей, то вероятность обнаружения у детей каких-либо способностей более высока. Чем когда дети предоставлены сами себе.
- Включение дошкольника в разные виды деятельности для проявления всех его задатков и склонностей. Ребёнку необходимо попробовать себя во всех сферах деятельности.
- Создание предметно-развивающей среды.
- Правильная позиция взрослого в общении с детьми. Ведь, именно взрослые формируют у ребёнка оценку, отношение к своим способностям, к достигаемым результатам. Поэтому в общении с одарёнными детьми взрослому следует проявлять терпение к странным на его взгляд идеям малыша, проявлять сочувствие к неудачам, стараться отвечать на все его вопросы, предоставлять максимальную самостоятельность и возможность заниматься интересующим делом. И в то же время следует помнить, что одарённый ребёнок всё-таки характеризуется теми же возрастными показателями, что и обычный. Поэтому ему необходимо предоставить время для игры, дошкольных видов деятельности, чтобы избежать преждевременного взросления. Ребёнку надо помочь поверить в себя, свои силы, поддержать на трудном пути познания, научить дошкольника правильно и объективно оценить себя, полученный результат.
Приложение 3.1.1.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 83» г. Сыктывкара
Консультация для воспитателей
«Развитие способностей детей дошкольного возраста»
Вакуева Е. М.
воспитатель
Источник
Сущность развития творческих способностей детей
При определении сущности способностей психологи долгое время (более 50-ти лет) ссылались на работы Б.М.Теплова. Ученый трактовал способности как индивидуально- психологические способности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям, навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности.
В настоящее время существуют разные подходы к определению способностей. А.Г.Ковалев определяет способность как синтез свойств человеческой личности, отвечающие требованиям деятельности и обеспечивающие успешность ее выполнения. По мнению ряда авторов «способности- это внутренние условия развития человека, которые формируются в процессе его взаимодействия с внешним миром. [5, с.233].
С.Л.Рубинштейн рассматривает способности как специфические качества личности, необходимые для той или иной деятельности [13, с.89].
К.К.Платонов, отмечал, что успешность в той или иной деятельности зависит от мотивации, и от личностных способностей. Поэтому ученый относил к способностям любые свойства психики, определяющие успех в конкретной деятельности [9].
При всем разнообразии подходов к определению способностей ученые единодушно подчеркивают связь конкретных способностей с конкретными видами деятельности [18, с.4].
Из всех видов способностей наибольший интерес вызывают творческие способности, что связано с их исключительной важностью для достижения значимых результатов в любой сфере жизнедеятельности.
Понятие «творческие способности» тесно связано с понятиями «творчество», «творческая деятельность», «детское творчество». В современной науке существует различные точки зрения на то, что следует понимать под творчеством.
К.Роджерс подразумевал под творчеством процесс «..создания с помощью действия нового продукта, вырастающего, с одной стороны из уникальности индивида, а с другой- обусловленного материалом, людьми и обстоятельствами жизни [12, с.411].
Более убедительным является такое определение творчеству, которое допускает субъективную новизну и личностную значимость продукта творчества. В.И.Петрушин считает, что творчество имеет субъективную ценность в том случае, если «продукт творчества нов не сам по себе, объективно, а нов для человека, его впервые создавшего. Таковы по большей части продукты детского творчества…». Далее он пишет: «Творческая деятельность всегда связана с личностным ростом и именно в этом заключена субъективная ценность продуктов детского творчества» [8, с.70].
Большую роль в понимании развития творческих способностей играет утверждение Л.С.Выготского, что творчеством могут заниматься не только лишь избранные, одаренные особым талантом: «Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, как создание нового, легко прийти к выводу, что творчество является уделом всех в большей или меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником детского развития» [3, с.32].
Исходя из сказанного выше, под творческими способностями следует понимать сочетание индивидуальных особенностей ребенка, определяющие успешность творческой деятельности.
Проявление творческих способностей варьируют от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных. Но сущность творческого процесса одинакова для всех. Разница в конкретном материале творчества, в масштабах достижений и их общественной значимости. Элементы творчества проявляются и в решении повседневных жизненных задач их можно наблюдать в обычном мыслительном процессе.
Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д. Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы.
В зарубежной психологии творческие способности обозначаются термином «креативность». (Э. Фромм, Д. Гилфорд и другие).
Креативность, отмечает Э. Фромм, — это способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.
П.П. Торренс определяет креативность (творческие способности), как естественный процесс, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации неопределенности и незавершенности. Рассмотрение креативности как процесса дает возможность выявить способности к творчеству и условия, облегчающие и стимулирующие этот процесс, а также оценивать его продукт.
Творческие способности сами по себе не превращаются в творческие свершения, Для того чтобы получить результат, добиться достижений, необходим «двигатель», который запустил бы в работу механизмы мышления, т.е. необходимы желания и воля, нужна мотивационная основа.
Творческая мотивация- побудительная сила к действию, субъективное основание, психологическое условие, определяющее целенаправленный характер творческой деятельности.
Таким образом, творческие способности — создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и произведений, словом — индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности. Известно, что природные задатки превращаются в способности только в деятельности, что творческие способности не только проявляются в деятельности, но и создаются деятельностью. Развитие творческих способностей — это выработка у ребенка стремления к проявлению собственной инициативы: стремление создать что-то новое, свое, лучшее, стремление расширить кругозор, наполнить новым содержанием свои познания.
Источник