Сущность развития ребенка социальная педагогика

Сущность развития ребенка социальная педагогика thumbnail

Сущность и значение социальной педагогики

Определение 1

Социальная педагогика – это отрасль педагогической науки, занимающаяся исследованием проблем личностного становления человека в социуме на разных стадиях его возрастного развития, сферы его окружения и прохождения трудовой и иных видов деятельности, и разрабатывающая соответствующие педагогические методики и технологии, ориентированные на индивидуальное развитие отдельной личности, формирование ее качеств и навыков социальной адаптации.

По своей сути, социальная педагогика занимается определением идеала воспитания, которого необходимо достигнуть, посредством воспитательного воздействия. Этот идеал задается общественными требованиями, определяемыми текущим этапом развития общества, его этическими нормами и политическими ориентирами.

Социальная педагогика осуществляет исследование процессов построения личностью коммуникативных связей, необходимых в разных ситуациях и условиях реализации жизнедеятельности. Она выявляет целевое назначение воспитания, его задачи и содержание, а также методы, посредством которых можно реализовать данные направления в педагогическом процессе.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Посредством данной отрасли открываются возможности:

  1. Изучения проблем и трудностей социального воспитания личности.
  2. Влияние общества на процесс воспитания и развития.
  3. Исследовать процесс внешкольного воспитания.
  4. Определить пути и варианты повышения эффективности организации учебно-воспитательной деятельности, интеграции и координации всех воспитательных общественных сфер.

Социальная педагогика рассматривает именно социальную область воспитания, которое протекает в процессе всей жизнедеятельности. Она рассматривает процесс воспитания с точки зрения его подверженности общественному воздействию. Оно является контролируемым процессом личностного становления и развития в процессе социализации индивида.

Замечание 1

Объектом исследования социальной педагогики является государственное или общественное воспитание т.е. сфера воспитательной деятельности учреждений обучения и воспитания.

Данное научное направлении педагогики изучает социальные факторы и условия, которые прямо или косвенно воздействуют на личностное развитие и процесс ее социального становления. Это может быть исследовано в масштабах всей планеты, отдельной страны, ее региона, области, поселения. Кроме того, проводится исследования роли средств коммуникации на воспитание личности, воздействие ее семейных и бытовых условий существования, а также личностные взаимоотношения.

Процесс становления социальной педагогики как науки

Понятие «социальная педагогика» и ее практическая значимость было введено в практику в 1844 году К. Магером. Далее, развитие этого научного направления продолжил А. Дистервег.

Оба ученых придавали разное значение данному понятию. Так, К. Магер определял социальную педагогику, как средство оказывающее особое влияние на социальное формирование и воспитание.

А. Дистервег имел иной взгляд на роль социальной педагоги. Им отмечалось, что она является педагогической технологией, методикой, которая помогает в конкретных социальных процессах и ситуациях.

Были и иные воззрения на роль данной научной отрасли. Например, ее рассматривали, как помощь при социальном воспитании и реабилитации детей с девиантным и ассоциативным поведением, направлением поддержки сиротам и обездоленным детям, проблему интеграции воспитательных возможностей социума, необходимых для повышения их культурного уровня развития.

Социальная педагогика в России начала складываться к концу XIX столетия и получило широкое развитие только к середине XX в. в то время, она рассматривалась в качестве направления науки, исследующего взаимосвязь учебных учреждений с процессами жизнедеятельности и обществом.

Более полно и глубоко социальная педагогика не развивалась, ни в нашей стране, ни за рубежом, вплоть до 70-х гг. XX века. В это время, существовавшая воспитательная система столкнулась с кризисом своего существования и развития. Требовалось ее реформирование. По направлению социальной педагогики начали появляться разнообразные методические пособия, которые содержали приемы по работе с детьми разных возрастов и с различными социальными проблемами.

Более полно обширно понятие социальной педагогики развилось в конце 20-го века. На сегодняшний день, социальная педагогика занимается исследованием проблем, связанных с воспитательным воздействием родителей, педагогов и иных субъектов на личностное становление, принятие участия в развитии личности, начиная с момента ее рождения и на всем жизненном пути.

Содержание и функции социальной педагогики

Содержание социальной педагогики определяется ее целевым назначением и функциональной ролью. Каждая функция, выполняемая данной наукой, отражает ее содержание и выступает в качестве направления развития и функционирования данной науки.

Основными функциями социальной педагоги выступаю следующие:

  • Познавательная функция. Связана с исследованием практических направлений педагогического процесса различными исследователями и экспериментаторами, а также социальными педагогами.
  • Оценочная функция. Занимается выявлением и анализом социальных компонентов в каждой личности.
  • Научная функция. Заключается в исследовании специфики прохождения социализации личности, социального развития, подверженности социальному воздействию, кроме того, происходит формирование понятийного аппарата науки и ее теоретической основы.
  • Прогностическая функция. Данная функция занимается выявлением направлений и перспектив в развитии социально-педагогических процессов и мете человека в них.
  • Адаптационная функция. Она формирует приспособление человека к условиям своей жизнедеятельности, приобщению к социальным нормам.
  • Мобилизационная функция. Она связана с конкретными направлениями работы специалистов по активизации своих навыков и возможностей в конкретных направлениях социальной деятельности.

Источник

Социальное воспитание – целенаправленный процесс формирования социально значимых качеств личности, необходимых ему для успешной социализации.

Изначально в основе социального воспитания лежала христианская мораль. Изменение целей и задач данного процесса произошло после октябрьской революции, и в начале ХХ века особый интерес вызывало изучение взаимосвязи общества и школы и влияние школы на социальную среду. Данный термин употребляют в двух значениях: государственный орган, функцией которого является управление детскими воспитательными и образовательными учреждениями и передача общественного опыта от одного поколения другому. В советский период вместо социального воспитания использовался термин «коммунистическое воспитание».

Сущность социального воспитания:

  • Воспитание подросткового поколения в социуме.
  • Высококачественное образование и воспитание детей.
  • Воспитание всех возрастных групп и социальных категорий.

Принципы социального воспитания – основополагающие идеи и ценностные ориентации воспитания человека, отражающие уровень развития общества, его потребности и требования к воспроизводству конкретного типа личности.

Принципы социального воспитания:

  • Принцип ценностной ориентации (способствует становлению социально ценных взглядов, отношений, убеждений, поведения человека, обеспечивает формирование у него потребности в творческой деятельности на благо других людей – патриотизм, милосердие. Педагог ориентирует ребенка на ценности характерные для данного общества, с другой стороны на отношение к обществу и отдельным людям, как ценности).
  • Принцип культуросообразности (организация социального воспитания в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, а также их специфическими особенностями).
  • Принцип природосообразности (построение социального воспитания на основе понимания взаимосвязи естественных, природных и социальных процессов и в соответствии с полом и возрастом человека.).
  • Принцип вариативности социального воспитания (определяется многообразием интересов личности и общества, предполагает учет этнических особенностей и местных условий).
  • Принцип дополнительности (комплементарности) (отражает связь воспитания с другими условиями развития человека. Он предполагает что воспитание является одним из условий развития наряду с природными, социальными, культурными условиями).
  • Принцип центрации социального воспитания на развитии человека (создание условий для целенаправленного развития личностных, индивидуальных и субъективных свойств человека; социальное воспитание должно быть направлено на помощь человеку в самосовершенствовании, исходя из его приоритета перед группой).
  • Принцип социальной ответственности (направлен на стимулирование у человека стремления к активной общественной деятельности с учетом многообразия социальных групп, способствует утверждению в обществе норм гуманитарности по отношению к людям, отклоняющимся от социальной нормы).
Читайте также:  Как педагогическая запущенность влияет на развитие речи ребенка

К институтам социального воспитания относятся семья, образовательные (воспитательные), общественные и религиозные организации, учреждения культуры. Под институтами социального воспитания понимают организации и структуры, призванные оказывать на человека целенаправленное воспитательное воздействие с целью его социализации.

Важнейшим институтом является – школа. К социализирующим функциям школы относятся: 1) эмансипация. Т.к. требуется высокий уровень самостоятельности, ребенок избавляется от первичной зависимости от родителей. 2) Усвоение общественных ценностей и норм. 3) Социальной дифференциации.

Социализация – процесс усвоения и овладения тем социальным опытом, который передается индивидуально в ходе его взаимодействия и общения с социальным окружением.

Функции деятельности социального педагога:

  • Диагностическая функция (выявление детей, нуждающихся в социальной защите).
  • Прогностическая функция (прогноз процесса воспитания и развития личности ребенка).
  • Посредническая функция (установление контактов между семьей, личностью и социальными институтами).
  • Коррекционно-реабилитационная функция (создание условий для коррекции нарушений детей).
  • Охранно-защитная функция (использование всего комплекса правовых норм для защиты прав и интересов детей).
  • Предупредительно-профилактическая функция (приведение в действие мер для профилактики нарушений у детей).
  • Эвристическая функция (создание развивающей среды).

Агенты социализации – те, кто влияет на процесс научения и в решающей степени формируют его. К ним относятся:

  • Семья (первичный агент, оказывает функциональное воздействие не только на социализацию, но и становление всей структуры личности).
  • Группа ровесников (первичный агент, выполняет функцию «охраны» от авторитета взрослых в процессе социализации и позволяет проявлять новые социальные статусы и роли).
  • Образовательное учреждение (вторичный агент, дает новые знания и навыки социализации, развивает интеллект и формирует ценности и нормы поведения).
  • Средства массовой информации (вторичный агент, формирует ценности, образы героев и антигероев и дает образцы поведения и знания о структуре общества).

Человек является не только объектом и субъектом социализации, но также может стать и жертвой неблагоприятных условий социализации. Социально-педагогическая виктимология разрабатывает принципы, цели, формы и методы профилактики и коррекции тех обстоятельств, вследствие которых человек может стать жертвой. Жертвы социализации могут быть реальными (инвалиды, сироты и т.д.), потенциальными (люди с пограничными психопатическими состояниями) и латентными (не имеющими возможности реализовать свои способности).

М е х а н и з м о м с о ц и а л ь н о г о в о с п и т а н и я , как и воспитания в целом, выступает преодоление кризисов, связанных с включением человека в систему общественных отношений. В процессе преодоления кризисных ситуаций, вызванных как влиянием внешних условий, так и внутренними факторами, актуализируются внутренние силы человека, проявляются способности в сфере социального творчества, приобретается или изменяется опыт взаимодействия с другими людьми, социальными группами и социальными институтами.

Семья — это естественная среда жизни и развития ребенка. Семья является «промежуточным звеном» между обществом и растущим человеком, она не только опосредует влияния общества на ребенка (защищает, закаляет, объясняет, приучает к нормам общежития, дает нравственные ориентиры поведения),но и сама оказывает формирующее влияние на социальное поведение и деятельность ребенка. Именно в семье он получает первый опыт межличностных отношений, в семье закладываются основы его жизненной позиции.

    Среди основных функций семьи особо выделяется функция социализации ребенка, его включения в общество: по мере взросления ребенка в семье постепенно возрастает его ответственность и свобода действий, перераспределяются его обязанности и права по отношению к другим членам семьи.

   С е м ь я выполняет чрезвычайно важные функции в воспитании ребенка,нарушения в выполнении которых в ряде случаев не могут быть компенсированы другими социальными институтами. Поэтому взаимодействие социального педагога с семьей предполагает оказание помощи семье в выполнении ею воспитательных функций.

В современной практике семейного воспитания довольно определенно выделяются три стиля (вида) отношений: авторитарное, демократическое и попустительское отношение родителей к своим детям.

Авторитарный стиль родителей в отношениях с детьми характеризуется строгостью, требовательностью, безапелляционностью. Угрозы, понукания, принуждение — главные средства этого стиля. У детей он вызывает чувство страха, незащищенности. Психологи утверждают, что это ведет к внутреннему сопротивлению, проявляющемуся внешне в грубости, лживости, лицемерии. Родительские требования вызывают либо протест и агрессивность, либо обычную апатию и пассивность.

Либеральный стиль предполагает всепрощенчество, терпимость в отношениях с детьми. Источником является чрезмерная родительская любовь. Дети растут недисциплинированными, безответственными. Попустительский тип отношения А. С. Макаренко называет «авторитетом любви». Суть его заключается в потакании ребенку, в погоне за детской привязанностью путем проявления чрезмерной ласки, вседозволенности. В своем стремлении завоевать ребенка родители не замечают, что воспитывают эгоиста, человека лицемерного, расчетливого, умеющего «подыгрываться» к людям. Это, можно сказать, социально опасный способ отношений с детьми.

Демократический стиль характеризуется гибкостью. Родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. В результате дети лучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства. Они видят в родителях образец гражданственности, трудолюбия, честности и желания воспитать детей такими, какими являются сами.

Читайте также:  Раннее развитие ребенка вред

В. И. Андреев выделяет семь стилей семейных взаимоотношений1:

   1. Сотворчество — идеальный вариант взаимодействия, когда все наиболее

значимые проблемы преодолеваются путем их обсуждения и совместного творческого решения.

   2. Сотрудничество — для этого стиля взаимоотношений характерны взаимопомощь и взаимоподдержка.

   3. Паритетные — т.е. равные, основанные на взаимной выгоде всех членов семьи.

   4. Независимые — каждый член семьи действует автономно от другого, якобы уважая свободу и независимость других.

   5. Конкурентные — характеризуют стремление противопоставить одного

другим, иметь преимущества перед остальными членами семьи.

   6. Конфликтные — любые решения, обсуждение семейных проблем с неиз-

бежностью приводят к конфликту.

   7. Авторитарные — это тип взаимоотношений между родителями и детыми, когда родители стремятся в любой ситуации подчинить поведение детей своей

воле.

Источник

Социальная педагогика как самостоятельное направление имеет свое содержание, научный аппарат, основные задачи и функции, их изучение позволит полнее определить ее место и роль в социально-педагогической практике.

В результате изучения главы 2 студент должен:

знать

  • • сущность и содержание социальной педагогики как специфического знания, теории и практики;
  • • назначение, основные функции и задачи, понятия, категории социальной педагогики;

уметь

• использовать понятийный аппарат социальной педагогики, определять перспективы ее развития;

владеть

• понятийным аппаратом в области социальной педагогики.

Сущность и содержание социальной педагогики как специфического знания, теории и практики

Термин «педагогика» произошел от двух греческих слов: pais, paidos – дитя, ребенок, ago – веду, что означает «ведущий дитя», или «детоводитель». По преданию, в Древней Греции рабовладельцы специально назначали раба, который водил их детей в школу. Его и называли paidagog. Впоследствии педагогами стали называть людей, которые занимались обучением и воспитанием детей. От этого слова и произошло название науки – педагогики.

Слово «социальный» (от лат. socialis) означает – общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе. В этом смысле, речь идет нс просто о социальном развитии и воспитании человека, а о его ориентации на социальные ценности, нормы и правила общества (среды жизнедеятельности), в котором (которой) ему предстоит жить и реализовывать себя как личность. Родители, лица, их замещающие, воспитатели ведут ребенка по жизни, помогая ему усваивать социальный опыт, культуру, формироваться как личность, овладевать способностью и готовностью реализовывать себя в жизни.

В настоящее время существуют несколько подходов к определению сущности социальной педагогики:

  • – научная дисциплина, раскрывающая социальную функцию общей педагогики и исследующая воспитательный процесс во всех возрастных группах (немецкий социальный педагог Ханс Мискес (1915–2006, Mieskes));
  • – помощь молодежи в быстрой адаптации к социальной системе, противостоянии негативным отклонениям от норм поведения (немецкий социальный педагог Клаус Е. Молленхауер (1928 – 1998, Mollenhauer));
  • – наука о воспитательных влияниях социальной среды (российский социальный педагог Владимир Давыдович Семенов);
  • – отрасль знания, изучающая социальное воспитание в контексте социализации (российский социальный педагог Анатолий Викторович Мудрик);
  • – отрасль педагогического знания, исследующая явления и закономерности целесообразно организованного педагогического влияния (социального воспитания, социального обучения, социально-педагогической помощи и др.) на социальное развитие, становление, формирование человека, независимо от того, протекает ли оно в условиях «нормы» либо «отклонения от нормы» (российский социальный педагог Минненур Ахметхановна Галагузова).

Систематизируя различные подходы к пониманию сущности социальной педагогики, а также анализ ее существа и практического применения, можно сформулировать следующее определение. Социальная педагогика представляет собой отрасль педагогическою знания, исследующую явления и закономерности социального становления и развития человека в социокультурной среде, а также целесообразно организованной социально-педагогической деятельности, направленной на обеспечение социального становления и формирования личности человека, в соответствии с потребностями его самореализации с учетом возраста и индивидуальных возможностей.

В качестве субъекта социально-педагогической деятельности может выступать социальный педагог, воспитатель, родитель, лицо, его замещающее, организатор, выполняющий социально-педагогические функции.

Социально-педагогическая деятельность способствует ведению человека с рождения, как личности (социальному воспитанию, социально-педагогическому сопровождению, поддержки) по этапам социального становления и его развития как гражданина конкретного общества (социума). Этот процесс осуществляется в соответствии со сложившимися традициями, обычаями, культурой и социальным опытом жизнедеятельности той среды, в которой живет человек и где предстоит ему реализовывать себя.

В развитии социальной педагогики прослеживаются два направления:

  • – личностное;
  • – социальное.

Личностное направление («индивидуальная» педагогика) можно охарактеризовать как социальную педагогику личности в ее становлении и развитии. Оно берет свое начало от «индивидуальной» педагогики Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо. В ней развиваются условно-гуманистический и консервативный подходы.

Во второй половине XIX в. в рамках этого направления педагогике сформировалась радикальная концепция формирования «сверхчеловека» немецкого философа Ф. Ницше. Ее появление поставило перед педагогами проблему воспитания человека ради его самого, либо подготовки его к жизни в определенной среде (государстве, обществе). Данный факт степени способствовал формированию, как альтернативы «индивидуальной» педагогики, социального направления.

Социальное направление. В широком смысле оно определяется влиянием государства, общества в целом на воспитание подрастающего поколения (социопедагогика); в узком смысле – влиянием среды жизнедеятельности на процесс формирования личности человека (педагогика среды).

Социопедагогика изучает деятельность государства и общества по воспитанию своих граждан, отражающуюся в сложившейся законодательной базе, создании институтов воспитания, обучения и профессиональной подготовки, обеспечении их функционирования. Она носит официальный социально-педагогический характер.

Кроме того, в обществе складываются так называемые «неписаные законы» в виде обычаев, совокупности норм и правил, принятых в обществе в отношении воспитания подрастающего поколения. По своей сущности они носят социально-педагогический, но неофициальный характер.

Педагогика среды. На формирование человека существенное влияние оказывает среда его жизнедеятельности. При этом каждый фактор среды имеет свои воспитательные возможности. К таким факторам относятся: семья, в которой родился и воспитывается ребенок (приемная семья, государственное учреждение); средства массовой информации; игрушки и игры ребенка; книги, которые он читает; круг друзей; авторитетные личности; социально-педагогические особенности коллективов, в которые входит человек на разных этапах его жизнедеятельности; улица и многое другое.

Педагогика среды изучает социально-педагогические возможности среды, непосредственно и опосредованно влияющей на социальное развитие и воспитание человека на разных этапах его возраста. Это направление получило развитие в трудах П. Наторпа, П. Бергеманна, И.-Г. Песталоцци, Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнера, Р. Зейделя, Станислава Теофиловича Шацкого (1878–1934), Антона Семеновича Макаренко (1888–1939), Бориса Тимофеевича Лихачева (1929– 1999), В. Д. Семенова и других исследователей-педагогов.

Читайте также:  Свободное развитие ребенка школы

Социальное направление обосновывает приоритет социального предназначения человека, необходимость его подготовки к жизни в конкретном обществе и включает:

  • – педагогику социального становления личности;
  • – педагогику социальных отклонений в формировании личности;
  • – социальное воспитание.

Педагогика социального становления личности. Человек как социальное существо развивается но законам природы и воспитывается с учетом потребностей определенной социальной среды, общества, индивида (Карл Магер (1811– 1855, Mager), X. Мискес, М. А. Галагузова, А. В. Мудрик, Б. Т. Лихачев и др.). Он, с одной стороны, социально развивается в соответствии с его индивидуальностью, теми особенностями и возможностями, которые характерны именно ему (внутренняя личностная обусловленность); с другой – развивается в соответствии с теми социальными условиями, в которых живет и реализует себя как личность (средовая обусловленность); с третьей – ориентирован в социальном становлении в соответствии с требованиями конкретного общества, его социокультуры, образа жизни (внешняя социальная обусловленность).

Педагогика социальных отклонений в формировании личности. Подраздел, изучающий причины социального отклонения в развитии и воспитании человека и определенных групп, возможности его предупреждения и преодоления (И.-Г. Песталоцци, К. Молленхауер, Фридрих Адольф Дистервег (1790–1866), А. С. Макаренко, Виктор Николаевич Сорока-Россинский (1882–1960) и др.). На социальные отклонения формируемой личности значительное влияние оказывают факторы индивидуальной предрасположенности, предшествующего этапа социального формирования, среды жизнедеятельности растущего человека и воспитание.

Важное место в социальной педагогике уделяется социальному воспитанию, преодолению трудностей в нем, социально-педагогическому сопровождению, поддержке человека в его социальном становлении, преодолении трудностей в самореализации, в самосовершенствовании. Знание того, как происходит социальное саморазвитие человека, позволяет воспитателю (родителю, лицу его заменяющему, учителю) прогнозировать ero динамику, изыскивать возможности направленного влияния на условия протекания этого процесса и через них на сам процесс. В этом заключается основная задача прикладной части социальной педагогики – социально-педагогического сопровождения, поддержки человека.

Велика в социальной педагогике роль влияния самого человека на его социальное становление, которое различно в зависимости от возраста. На начальном этапе она обусловлена преимущественно индивидуальной предрасположенностью к активности, любознательности. С возрастом, как следствие образа жизни, формирования мировоззрения и воспитания нравственно-волевых качеств, все более и более возрастает осознанный выбор, нравственная ориентация, жизненная позиция человека. Они в значительной степени определяют дальнейшее социальное самосовершенствование и изменения в человеке на разных этапах его возраста. Именно от процесса социального самосовершенствования во многом зависит, как сформируется личность из человека.

Одновременно, следует учитывать, что социальное саморазвитие человека – это сложный закономерный процесс. В определенных социальных условиях и человек развивается соответствующе. Меняются направленность и интенсивность этого процесса.

В соответствии с изложенным, социальную педагогику следует рассматривать с позиций:

  • – педагогики среды как реализации функций государства и влияния непосредственной среды жизнедеятельности человека;
  • – педагогики социального становления личности человека как влияния социального воспитания; социального фактора самого человека; личностной позиции и активности человека в социальном самосовершенствовании;
  • – социального воспитания, социально-педагогического сопровождения, поддержки человека в самореализации.

Структура социальной педагогики представлена на рис. 2.1.

Социальная педагогика с позиции педагогики среды – это научная и практическая деятельность государства, государственных и общественных институтов по формированию идеологии и обеспечению воспитания. Она направлена на социально-педагогическую оценку законодательного творчества государства, деятельности государственных инсти-

Структура социальной педагогики

Рис. 2.1. Структура социальной педагогики

тутов, общественных организаций, движений и партий, средств массовой информации по воздействию на массы, воспитанию подрастающего поколения. Также исследуются социально-педагогические возможности и проблемы целесообразного использования различных институтов (семьи; образовательных, специальных образовательных, исправительных, коррекционных, реабилитационных, социальных, досуговых учреждений; общественных объединений, движений и организаций; средств массовой информаций) в воспитании и другие факторы, непосредственно влияющие на социальное становление растущего человека, групп.

Социальная педагогика с позиции педагогики социального становления личности человека – это теория и практика социального становления и развития личности, общественных групп в процессе их социализации. Такое определение дает общее представление о социальной педагогике.

Социальное воспитание, социально-педагогического сопровождение, поддержка человека в самореализации – это непосредственная и опосредованная деятельность специалистов по обеспечению целесообразного социального формирования человека, усвоения им необходимой культуры, становления как личности, самосовершенствования и самореализации в различных сферах жизнедеятельности, т.е. в тех процессах, где человек нуждается в социально-педагогическом сопровождении, поддержке в преодолении проблем, с которыми он сталкивается. Так проявляется значимость социума, среды жизнедеятельности человека.

В целом социальную педагогику следует рассматривать как теорию, практику и образовательный комплекс.

Социальная педагогика как теория – это система понятий, утверждений, законов и закономерностей, раскрывающих процесс социального становление личности, управления группой (массой) с учетом влияния на них факторов среды. Теория складывается из совокупности сформулированных учений и концепций, подтвержденных общественной и педагогической практикой. Она позволяет понимать природу социального формирования личности, управления группой, проблемы социальных отклонений в них, возможности их предупреждения и преодоления.

Социальная педагогика как практика – это направленная деятельность (опыт деятельности) субъекта (социального педагога; лица, осуществляющего социально-педагогическую деятельность) по диагностике и прогнозированию социального развития, коррекции и воспитанию, перевоспитанию человека, группы, а также по управлению массами, мобилизации их на определенные действия, сдерживанию в интересах достижения определенных политических и иных целей.

Социальная педагогика как образовательный комплексэто теория и практика подготовки специалистов социальной сферы, в том числе и самих социальных педагогов. Он включает теорию и методическое обеспечение социальной педагогики как учебной дисциплины – компонент специальной (профессиональной) подготовки социального педагога, социального работника и других специалистов.

Как учебная дисциплина социальная педагогика состоит из разделов и подразделов, каждый из которых имеет свое содержание и действует во взаимосвязи с другими (рис. 2.2).

Структура социальной педагогики как учебной дисциплины

Рис. 2.2. Структура социальной педагогики как учебной дисциплины

Источник