Существенные моменты в развитии ребенка 5 лет
Надежда Афошина
Возрастные особенности детей 5–6 лет
Возрастные особенности детей 5-6 лет.
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Ребенок пяти лет становится все более активным в познании. Он познает мир, окружающих его людей и себя, что позволяет ему выработать собственный стиль деятельности, основанный на его особенностях и облегчающий социализацию.
Взаимодействие взрослых с детьми является важным условием формирования самостоятельности.
Повышается общий уровень физической выносливости, но повышенная физическая активность, эмоциональная возбудимость и импульсивность детей этого возраста зачастую приводят к тому, что ребенок быстро утомляется.
Более совершенной становится крупная моторика.Развитие мелкой моторики помогает освоить навыки самообслуживания: ребенок самостоятельно одевается, раздевается, завязывает шнурки.
В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности памяти, возникает намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения материала, более устойчивым становится внимание. Происходит развитие всех познавательных психических процессов. У детей снижаются пороги ощущений. Повышаются острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух.
Восприятие. В 5-6 лет продолжает развиваться, совершенствуется восприятие цвета, формы, величины. Ребенок легко выстраивает в ряд по возрастанию и убыванию до 10 различных предметов, рисует в тетради в клетку геометрические фигуры; выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры; ориентируется на листе бумаги. Он способен воспринимать и классическую музыку. Количество одновременно воспринимаемых объектов – не более двух.
Подача обучающего материала, как и в среднем дошкольном возрасте, должна быть направлена на активное восприятие его ребенком. Ориентация в пространстве пока может вызывать затруднения. Не совершенно пока и освоение времени.
Память. Объем памяти изменяется несущественно. Улучшается ее устойчивость. Появляются произвольные формы психической активности, элементы ее произвольности. Возможно как непроизвольное, так и произвольное запоминание, однако пока преобладает непроизвольная память.
Внимание. Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Но устойчивость пока невелика (достигает 10-15 минут) и зависит от индивидуальных особенностей ребенка и условий обучения.
Вместе со взрослыми ребенок может заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 минут. Помимо устойчивости внимания, развивается переключаемость и распределение внимания.
Мышление. По мнению Л. А. Венгера, в старшем дошкольном возрасте возникают первые попытки иерархии понятий, зачатки дедуктивного мышления, перелом в понимании причинности. Более высокий уровень обобщения, способность к планированию собственной деятельности, умение работать по схеме (в конструировании, в рассказывании) – характерные особенности ребенка 5-6 лет.
В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) Кнаглядно-действенному мышлению дети прибегают для выявления необходимых связей.
Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребенку видеть перспективу событий, предвидеть близкие и отдаленные последствия собственных действий и поступков.
Способность ребенка 5-6 лет к обобщениям становится основой для развития словесно-логического мышления.Старшие дошкольники при группировании объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д.
Дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения входят в их наглядный опыт.
Речь. Речь, согласно мнению Л. С. Выготского, начинает выполнять основную нагрузку в регуляции поведения и деятельности детей, возникает способность решать задачи в умственном плане.
Благодаря активно развивающейся памяти для ребенка 5-6 лет становится доступным чтение с продолжением.
В возрасте 5-6 лет продолжает совершенствоваться звуковая сторона речи. Развивается фонематический слух, интонационная выразительность при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи,богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь.
Воображение. Развитие воображения позволяет детям этого возраста сочинять сказки, оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.
Развивается продуктивное воображение, способностьвоспринимать и воображать себе на основе словесного описания различные миры: космос, космические путешествия, пришельцев, замок принцессы, волшебников и т. д. Эти достижения находят воплощение в детских играх, театральной деятельности, в рисунках, детских рассказах. В рисунках все больше мелких второстепенных деталей (шляпа на голове, одежда, обувь; у машины фары, руль). Рисунки уже наполнены содержанием, они отражают реальный и волшебный мир.
Развивается и сюжетно-ролевая игра: в ее процессе ребенок фантазирует, проявляет смекалку, он уже предпочитает быть положительным героем, так как игра отражает реальные социальные роли.
К пяти-шести годам эти контакты завершаются образованием групп- детских игровых объединений с непостоянным составом. В деятельности и общении детей становятся все более заметными индивидуальные и половые различия.
Детские игровые объединения имеют непостоянный состав, который определяется, как правило, содержанием игры. В 5 лет формируются микрогруппы по 4-6 человек, в основном одного пола, и только 8 % из них – смешанные.
Возрастающая потребность старших дошкольников в общении со сверстниками, в совместных играх и деятельности приводит к возникновению детского сообщества. Развивается система межличностных отношений, взаимных симпатий и привязанностей. Дети чаще играют со сверстниками небольшими группами от двух до пяти человек. Они становятся избирательны во взаимоотношениях и общении.
Под влиянием педагога более активно проявляется интерес к сотрудничеству, к совместному решению общей задачи. Дети стремятся договариваться между собой для достижения конечной цели.
Интерес старших дошкольников к общению со взрослыми не ослабевает. Равноправное общение со взрослым поднимает ребенка в своих глазах, помогает почувствовать свое взросление и компетентность.
В качестве ведущей деятельности ребенка выступает сюжетно-ролевая игра, основным назначением которой, с точки зрения формирования субъекта деятельности и общения, является воспроизведение и интериоризация важнейших конвенциональных ролей взрослых данной культуры и отработка навыков формального и неформального общения.
У детей этого возраста формируется способность управлять своим поведением в связи с ситуациями морального выбора, преобладание мотивов рассудочного характера над импульсивным, возникает потребность отделить себя от внешнего мира.
Дети в своих играх проявляют творчество сюжетосложения. Они воображают себя и свои действия в придуманных ими обстоятельствах. Тем самым дети создают образ себя (часто весьма далекий от истинных объективных характеристик). Свое отношение к действительности ребенок выражает к 5 годам в рисунках, постройках, позах и движениях.
Возраст 5-6 лет характеризуется «взрывом» всех проявлений дошкольника, адресованных сверстнику, особенно в плане интенсивности общения. Именно в дошкольный период формируются основные эмоциональные новообразования, выступающие неким результатом взаимодействия эмоциональных и познавательных компонентов развития личности.
Главное эмоциональное новообразование этого периода- становление процесса произвольной эмоциональной регуляции. Постепенно, согласно концепции Л. С. Выготского, происходит интеллектуализация детских чувств. Видоизменяются и формы выражения чувств.
Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание.
В этом возрасте ваш ребенок:
• Продолжает активно познавать окружающий мир. Он не только задает много вопросов, но и сам формулирует ответы или создает версии. Его воображение задействовано почти 24 часа в сутки и помогает ему не только развиваться, но и адаптироваться к миру, который для него пока сложен и малообъясним.
• Желает показать себя миру. Он часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыражения. Иногда для него негативное внимание важнее никакого, поэтому ребенок может провоцировать взрослого на привлечение внимания «плохими» поступками.
• С трудом может соизмерять собственные «хочу» с чужими потребностями и возможностями и поэтому все время проверяет прочность выставленных другими взрослыми границ, желая заполучить то, что хочет.
• Готов общаться со сверстниками, познавая через это общение правила взаимодействия с равными себе. Постепенно переходит от сюжетно-ролевых игр к играм по правилам, в которых складывается механизм управления своим поведением, проявляющийся затем и в других видах деятельности. В этом возрасте ребенку еще нужен внешний контроль — со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом — каждый самого себя.
• Стремится к большей самостоятельности. Он хочет и может многое делать сам, но ему еще трудно долго сосредоточиваться на том, что ему неинтересно.
• Очень хочет походить на значимых для него взрослых, поэтому любит играть во «взрослые дела» и другие социальные игры. Продолжительность игр может быть уже достаточно существенной.
• Может начать осознавать половые различия. По этому поводу может задавать много «неудобных» для родителей вопросов.
• Начинает задавать вопросы, связанные со смертью. * Могут усиливаться страхи, особенно ночные и проявляющиеся в период засыпания.
Математика
Ребенок в возрастеот 5 до 6 лет может уметь:
1.Ребенок может определять направление: вперед, назад, направо, налево, вверх, вниз.
2. Ребенок может считать предметы в пределах 10 на основе действий со множествами.
3.Ребенок может понимать и правильно отвечать на вопросы: Сколько? Который? Какой по счету?
4. Ребенок может различать и называть предметы круглой, квадратной, треугольной и прямоугольной формы.
5.Ребенок может знать такие геометрические фигуры как: квадрат, прямоугольник, круг, треугольник, трапеция, ромб.
6. Ребенок может уметь разделить круг, квадрат на две и четыре равные части.
7. Ребенок может знать прямой и обратный порядок числового ряда.
Логическое мышление
-Развитие Мышления, Памяти, Внимания
Ребенок в возрастеот 5 до 6 лет может уметь:
1. Ребенок может отвечать на такие вопросы «как…».
2. Ребенок может находить лишний предмет из 4-5 предложенных предметов.
3. Ребенок может уметь составлять рассказ по предложенным картинкам, уметь заканчивать рассказ (придумать конец).
4. Ребенок может разделять предложенные предметы на две группы и находить для каждой группы общий признак.
Развитие речи
Ребенок в возрастеот 5 до 6 лет может уметь:
1. Ребенок может называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, называть город в котором живет, как зовут родителей, сколько им лет, где и кем они работают.
2. Ребенок может знать домашний адрес, номер домашнего телефона
4. Ребенок может знать, что такое интонация, может пользоваться ею для выражения своих эмоций.
5. Ребенок может отличать побудительное предложение от повествовательного, восклицательное от вопросительного, может уметь их использовать.
6. Ребенок может формулировать и задавать вопросы, строить рассуждения, спорить.
8. Ребенок может знать много наизусть выученных стихотворений, сложных и больших по объему произведений. Рассказывать он может с выражением.
Окружающий мир
Ребенок в возрастеот 5 до 6 лет может уметь:
1.Ребенок может знать названия всех окружающих его предметов: мебель, посуда, одежда, бытовые и электроприборы, растений, животных, явлений природы, названия любимых мультфильмов, сказок, книжек, имена любимых героев.
Навыки обихода
Ребенок в возрастеот 5 до 6 лет может уметь:
1. Ребенок может звонить по телефону.
2. Ребенок может знать как вдеть нитку в иголку, как пришить пуговицу
3. Ребенок может уметь вести себя за столом.
4. Ребенок может самостоятельно чистить зубы, полоскать рот после приема пищи.
5. Ребенок может застегивать пуговицы, завязывать шнурки.
6. Ребенок может знать, что значит быть опрятным, может уметь следить за прической, за ногтями и состоянием одежды.
7. Ребенок может знать для чего нужен светофор, для чего нужен каждый цвет светофора, как и где можно переходить дорогу.
8. Ребенок может знать название текущего месяца, последовательность дней недели.
Вам,как его родителям важно:
С уважением относиться к его фантазиям и версиям, не заземляя его магического мышления. Различать «вранье», защитное фантазирование и просто игру воображения.
• Поддерживать в ребенке стремление к позитивному самовыражению, позволяя развиваться его талантам и способностям, но не акцентируя и не эксплуатируя их. Постараться обеспечить ребенку возможности для самого разнообразного творчества.
• Быть внимательными к желаниям ребенка, но и уметь ставить границу там, где его желания вредны для него самого или нарушают границы окружающих его людей. Важно помнить, что не стоит ставить ту границу, которую вы не в состоянии отстоять и выдержать.
• Обеспечивать ребенку возможность общения со сверстниками, помогая своему малышу только в случае его эмоциональных затруднений, обсуждая сложившуюся трудную ситуацию и вместе рассматривая варианты выхода из нее.
• Обеспечивать общение с близкими, организовывая отдых всей семьей, вместе с ребенком обсуждая совместные планы.
• Постепенно снижать контроль и опеку, позволяя ребенку ставить перед собой самые разнообразные задачи и решать их. Важно радоваться самостоятельным успехам ребенка, и поддерживать его в случае проблем, совместно разбирая причины неудачи.
Источник
Вопрос знатокам: 1. Какие моменты в развитии ребенка Вы считаете существенными?
Что имеется ввиду ? умственное,физическое и т.д или конкретно в той или иной области ?
и
2. Социальный статус семьи.
Диапозон социального статуса огромен,конкретно,что имеют ввиду ?что то застряла я на этих двух пунктах..
С уважением, Лёлька
Лучшие ответы
Ксения Х.:
1.Возможно, здесь имеется ввиду те моменты в личности ребенка, которые необходимо знать педагогам для более продуктивной работы с ним и на которые стоит обратить внимание для успешной социализации ребенка в микросреде (группа детского сада) (например, гиперактивность, либо замкнутость или что-то в этом роде) .
2. Социальный статус (если имеется таковой по документам): многодетная, малообеспеченная; далее полная, неполная; опекунская и т. д.
Маша:
Пишите так.. . если понравится
1. в развитии важен комплексный подход, т. е. развитие умственных, физических и социальных умений. при необходимости можно конкретизировать, что вы понимаете под этими словами — перечислите, что может ребенок
2. не/полная семья, кто работает, сидит дома и т. д.
что-то в этом роде, думаю
Ксюня брюнетка)):
Второе многодетные, дети инвалиды и т. д, если нет просто прочерк. Ну а первое у вас ребенок ничего не умеет что ли перечислите, что он умеет делать. , лепить. рисовать и т. д
Peva:
1. Какие моменты в развитии ребенка Вы считаете существенными?
Самостоятельно встал на ножки, сам стал держать ложку и кушать, пить из чашки, умеет слушать музыку, реагирует на веселую (танцует). умеет держать карандаш.
2. Социальный статус семьи.
Укажите ваше и мужа образование, и специальности, отдельно или с родителями живете,
Q:
По первому пункту напишите — хорошее здоровье и воспитание, по второму пункту напишите — семья полная, благополучная, стабильный доход, обеспечены жильем. Этого достаточно, а если не достаточно, то пусть воспитатели сами добавят. А вообще хрень все это…
Видео-ответ
Это видео поможет разобраться
Ответы знатоков
Шеба:
Формирование личности идет всю жизнь. Описаны случаи кардинальных изменений и в преклонном возрасте.
И все же. Основные этапы развития ребенка:
до года;
до трех лет;
до пяти;
до 11-12;
до 16-18.
Каждый переход с этапа на этап характеризуется возрастным кризисом. У кого это проходит мягче, у кого острее.
На разных этапах закладываются разные аспекты личности.
Это очень сложный вопрос.
Например, характер — не темперамент, хотя связан с ним. Нравственность — не характер, но тоже с ним связана. И так далее.
В возрасте до 5 лет закладывается некоторый практически неизменный фундамент. Любой фундамент определяет здание, его размеры, устойчивость и пр. Но согласитесь, сами здания на одинаковом фундаменте могут все же очень разниться.
Валенсия:
Я считаю что ребенок рождается уже со своим личным характером, темпераментом, чувством воспириятия. Так что формирование личности начинается с момента, когда яйцеклетка уже понимает кто она — мальчик, или девочка. Человечек родился и уже индивидум. Родители могут только откорректировать и что-либо подправить своими заботой и трудолюбием.
А когда заканчивается? Наверное человек развивается на протяжении всей своей жизни, если он этого хочет.
exKress:
ЛИЧНОСТИ — до 5 лет.
Mari Ya:
я тоже слышала что формирование личности у ребенка происходит до трех лет, это говорила одна преподовательница моя по психологии.
LADA:
личность у ребенка появляется в 2,5-3 года, когда он начинает узнавать себя в зеркале и говорить: №я сам…. о сформированной личности мы можем говорить примерно к годам 20.
Критериями сформированной личности являются: наличие иерархии мотивов (способность преодолевать побуждения ради чего-то другого) , способность к сознательному руководству собственным поведением .НИ о какой сформированной личности в 5 лет не может быть и речи.
Helen:
После 5 лет уже сложно что-то изменить! Старая русская поговорка гласит, что воспитывать ребенка нужно, пока он поперек лавки лежит! То есть до пяти лет нужно вложить в ребенка максимум! Я упустила это время, теперь мучаюсь и переделать ничего не могу!
Intalia:
Формирование личности как правило заканчивается в юношеском возрасте, в это период уже сформированы как волевые качества, так и самосознание, т. е. , становится социально зрелым индивидумом
Мария Пироговская:
Начинается с той поры, когда бьет ножками в животе и не хочет успокаиваться. До сих пор характер пробивной.
Нина Миронова:
Примерно до 3-х лет формируется у человека сознание, к 5-ти годам уже складывается характер, а именно формирование как личности со своими убеждениями и контролем поведения может длиться всю жизнь и меняться.
Роман Лебедев:
Бред дилетантов.
Фотография:
до 20
Иван IV Грозный:
Большинство бред, какая к черту личность у ребенка которые еще находится во внутреутробном развитии?
заюня:
в момент слияния яйцеклетки со спермотозоидом.
TRAINTOWN:
во время зачатия.
Наталья:
При зачатии. Сперматозоиды сразу несуб в себе информацию о поле ребёнка.
Кроха:
в момент зачатия! Если попала У-хромосома, то будет сын, и если Х, то дочка. Как только спермотазоид оплодотворил яйцеклетку — уже точно будет ребенок того или иного пола.
Marianna Chernysheva:
А на УЗИ можно увидеть в 16-20 недель
@ня:
он заложен еще в сперматозойде! яйцеклетка всегда женского пола, а сперматозойд может быть мальчиком или девочкой)))
Пользователь удален:
а я думаю в первые месяцы беременности!! !
хотя могу и ошибаться!
Валерия Киселева:
к 17ой неделе можно определить по узи какой пол у ребенка, а формируется пол с самого зачатия, как только х или у хромосома папы соединяется с х хромосомой мамы.
Лора:
Любая пара, ожидающая ребенка, втайне имеет свои предпочтения касательно того, кто у них должен родиться — мальчик или девочка. Многие пары, планируя беременность, предполагают использовать специальные методики для планирования пола малыша, однако определиться с тем, какая из них является наиболее действенной, не так просто. Для того, чтобы сделать это, нужно четко представлять себе, каким образом формируется половая принадлежность будущего ребенка, и как происходит зачатие вообще.
Считается, что пол малыша в наибольшей степени зависит от отца, так как определяется тем, какую хромосому будет иметь сперматозоид, оплодотворивший яйцеклетку — X(женскую) или Y(мужскую) . Однако ученые установили, что вероятность появления ребенка того или иного пола в значительной мере зависит и от женщины. Например, молодые мамы чаще имеют сыновей, тогда как у женщины в зрелом возрасте больше шансов родить дочку, также немного выше вероятность, что в результате первых родов на свет появится именно мальчик, а не девочка.
Интересно, что мальчики в принципе появляются на свет немного чаще девочек — 105 против 100, однако они чаще гибнут в родах и на первом году жизни, в результате чего общее количество мужчин и женщин остается приблизительно одинаковым. Известно, что беременности мальчиками наступают еще чаще, однако многие из них прерываются на разных стадиях.
Каким же образом формируется пол будущего ребенка?
Информация о том, кем будет только что зачатый ребенок, мальчиком или девочкой, закладывается сразу же после оплодотворения, а пол малыша определяется тем, какую хромосому нес оплодотворивший яйцеклетку сперматозоид, «мужскую» или «женскую».
На первых этапах формирования все эмбрионы имеют только женские половые признаки. Если яйцеклетка была оплодотворена сперматозоидом, который нес информацию «на мальчика», в определенный момент начинает действовать мужская Y-хромосома, и у эмбриона начинают формироваться определенные органы и части тела, характерные только для мальчиков. Таким образом, получается, что повлиять на пол малыша после зачатия невозможно, и если родители больше хотят сына или наоборот, дочку, побеспокоиться об этом им стоит заранее.
Наиболее распространенными в настоящее время являются методы планирования пола будущего ребенка по дате зачатия и путем соблюдения специальной, так называемой французской диеты. Согласно первой методике для того, чтобы зачать девочку, нужно совершить половой акт не позднее, чем за два-три дня до овуляции, а чтобы в результате получить сына, сношение должно произойти или накануне, или в день овуляции. Основной принцип планирования с помощью диеты — употребление в пищу большого количества продуктов, содержащих соль и калий, в том случае, если они больше хотят иметь сына, или кальций и магний, если пара настроена на рождение дочери. Кроме этих методов существует множество рекомендаций и более или менее результативных способов «запрограммировать» пол малыша. Однако, какой бы из этих способов ни выбрали будущие родители, им важно помнить о том, что ни один метод не дает 100%-й гарантии успеха, и заранее быть готовыми к тому, что половая принадлежность родившегося малыша может и не совпасть с их ожиданиями.
СветлаяЯ:
С Седьмой по девятой недели. .
Подробнее :
/> /> />
Людмила Белова:
После третьего месяца беременности. Пол ребенка кстати зависит от мужчин.
Ксения:
При зачатии.
наф-наф ниф-ниф:
Пол не формируется, а определяется, а формируются половые признаки. Запутали народ, поэтому и ответы разные.
Источник