Ступени развития сознания ребенка
Развитие сознания ребенка
Путь индивидуального развития человека представляет собой развертывающуюся в узких рамках немногих лет историю замечательнейших превращений, какие может себе представить человеческая мысль. <…>
Основным содержанием психического развития ребенка является все более глубокое отражение действительности — отражение активное, действенное, которое, отражая, преображает чувственную данность явлений, чтобы проникнуть в их сущность, охватить тенденцию их развития, которое познает действительность, изменяя ее, и изменяет, познавая. Со все более многообразной деятельностью связана исполненная напряжения эмоциональная внутренняя жизнь. Все более глубокое действенное и познавательное проникновение в действительность на одном полюсе связано на другом со все большим углублением внутреннего плана с углублением и расширением внутренней жизни личности.
В процессе этого развития неоднократно перестраивается вся личность подрастающего человека, по мере того как накопление количественных изменений приводит к коренному качественному изменению основных ее свойств, формирующихся и проявляющихся во взаимоотношениях личности с окружающим миром — в изменяющихся формах деятельности и взаимоотношениях с людьми.
Такие периоды общей перестройки личности биологизаторской психологией трактовались как кризисы.
Их нельзя рассматривать как кризисы, потому что они не патологическое явление, которое в силу имманентных возрастных, биологических закономерностей фатально делало бы детей в этом возрасте трудными. Не подлежит сомнению, что переходные периоды более крупной перестройки иногда сопряжены с трудностями, с которыми нередко приходится сталкиваться и родителям, и педагогу. Но наличие этих трудностей, их характер, размеры и преодоление зависят от того, как конкретно складываются у данного ребенка или подростка отношения с окружающими, т. е. от того, насколько взрослые — родители, педагоги — умеют правильно установить эти отношения: они зависят от сознательного поведения людей, а не предопределены стихийно действующей фатальной необходимостью. Точно так же и подъем на высшую ступень, выход из кризиса не совершается сам собой потому, что созрело для этого время; и тут существеннейшую роль играют живые люди, их сознательное, воспитательное воздействие. <…>
В понимании взаимоотношения последовательных этапов или ступеней психического развития друг другу противостоят у ряда авторов две противоположные, но равно несостоятельные концепции. Одна, господствующая, рассматривает все психическое развитие ребенка как единый однородный процесс, в котором не выделяются никакие качественно отличные стадии, поскольку на всем его протяжении лишь развертываются задатки. Эта точка зрения по существу упраздняет развитие, поскольку подлинное развитие — это не только рост, но и изменение, качественное преобразование. Другая (представленная особенно ярко у Ж.Пиаже) подчеркивает качественное своеобразие различных ступеней так, что их различия превращаются во внешние противоположности, лишенные внутреннего единства: нужно выйти из одной стадии или «структуры» для того, чтобы войти во внешнюю ей другую. Каждая стадия понимается как только противоположность последующей, а не одновременно и подготовительная к ней ступень; ребенок противопоставляется взрослому; всякая преемственная связь между ними рвется. Таким образом, идя в обратном направлении, приходят к тому же результату — к упразднению подлинного развития, которое предполагает качественные преобразования внутри единства.
При этом стадии развития превращаются в формальные структуры, зависящие только от возраста, а не от реальных форм деятельности конкретного содержания, которым в процессе своего развития — в ходе обучения и воспитания — овладевает ребенок. <… >
Вразрез с вышеуказанными обеими точками зрения, в действительности психическое развитие человека с раннего возраста до зрелых лет протекает как единыйпроцесс, внутрикоторого выделяются качественноразличные ступени; каждая из этих ступеней подготовляет следующую.
При анализе любой стороны психического развития — развития восприятия, мышления, речи и т. д. — можно выделить такие качественно отличные ступени. Однако эти ступени не формальные структуры; они зависят не непосредственно от возраста как такового, а от конкретного содержания, которым в процессе своего развития овладевает ребенок. Применительно к разному содержанию не только разные дети одного и того же возраста, но и один и тот же ребенок может находиться на разных стадиях. Поэтому различные стадии не надстраиваются внешним образом одна на другую и не сменяют друг друга в раз навсегда предопределенной последовательности. Различные стадии могут сосуществовать. 55
При этом сосуществование образований различных уровней является не чем иным, как выражением того факта, что в процессе развития психики ребенка, как в каждом процессе развития, всегда имеются как отложившиеся в результате предшествующего развития уже отжившие формы, так и вновь нарождающиеся, передовые, выражающие прогрессивные тенденции развития. Высшая стадия, или форма, мышления, восприятия и т. д., развиваясь и становясь господствующей, по большей части не вытесняет, а перестраивает ранее развившиеся. Между ними образуются многообразные, сложнейшие, от одного конкретного случая к другому изменяющиеся соотношения, находящие себе выражение в широчайшей вариативности индивидуального развития. В результате развитие каждого конкретного ребенка может быть отлично не только по темпам, но и по конкретному пути, которым оно идет. <…>
Возрасти возрастные особенности как ступени развития выступают на этой основе как проявление, как моментразличных фаз жизничеловека. «Онтогенез» человека — это жизненный путьличности, процесс индивидуальногоразвития.
У каждого ребенка свой индивидуальный путь развития. Разные дети и развиваются не только разными темпами, но и проходят через индивидуально различные ступени развития. Каждая ступень развития конкретного индивида включает в единстве и взаимопроникновении и единичные, и особенные, и общие черты. Поэтому при всей индивидуализированности пути развития каждого человека, конечно, существуют и общие закономерности, знание которых необходимо для понимания индивидуального психического развития ребенка. Но общие возрастные особенности не обозначают ни возрастных стандартов, ни возрастных лимитов. Возраст не определяет стандарты психического развития. Возрастные особенности существуют лишь внутри индивидуальных, в единстве с ними. При этом, во-первых, чем ребенок старше и, во-вторых, чем процессы сложней, тем большую роль играют индивидуальные особенности, тем значительнее индивидуальные различия (см., например, данные о минимальных и максимальных словарях детей). <…>
Изучая процесс индивидуального развития человека, его становление и выделяя в нем различные этапы — младенца, преддошкольника, дошкольника, школьника младших, средних классов, подростка, старшеклассника или юношу, нельзя забывать, что это все звенья единой цепи, единого процесса становления человека. Подросток, например, — это ребенок, становящийся взрослым. Каждый период в развитии подрастающего человека — это и ступень, и переходот одной ступени к другой. Возрастные характеристикизаключаются для нас поэтому не в статических срезах, а в стержневых, узловых изменениях, характерных для данного периода.
Конкретно онтогенетическое развитие каждого человека совершается по мере того, как он проходит свой индивидуальный жизненный путь, и является формированием, развитием его индивидуальности. По мере этого развития человек, овладевая в процессе обучения и воспитания содержанием культуры и затем изменяя в своей трудовой деятельности действительность, изменяется сам; но в изменении, поскольку оно является развитием данной личности, сохраняется и определенная преемственность. В силу этого в самом процессе изменения, усложнения, преобразования различных его черт уже с ранних сравнительно лет часто с такой отчетливостью выступает характерный для данного человека облик, который у цельных натур с ярко выраженной индивидуальностью сохраняется в наиболее общих своих чертах на протяжении всей сознательной жизни.
В итоге развития в жизнь вступает и в жизни дальше формируется личность — субъект практической и теоретической деятельности. <…>
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
1.2. Игра и ее влияние на развитие ребенка 5–7 лет
1.2. Игра и ее влияние на развитие ребенка 5–7 лет
До знакомства с играми-заданиями остановимся сначала на том, что такое игра для ребенка, почему именно в ней происходит его психическое развитие и почему именно в игре можно и нужно как формировать предпосылки к школьному
Общение и сознание (осознание, самосознание). Развитие сознания (самосознания) в онтогенезе[14]
Общение и сознание (осознание, самосознание). Развитие сознания (самосознания) в онтогенезе[14]
Мы понимаем под общением взаимодействие двух и более человек, в ходе которого они обмениваются информацией с целью налаживания отношений и достижения общего результата.
3. Возникновение и историческое развитие сознания человека
3. Возникновение и историческое развитие сознания человека
По многим анатомическим и физиологическим признакам имеется значительное сходство между человеком и обезьяной. Это объясняется тем, что человек и обезьяна имели общего предка. Человекообразная обезьяна и
Историческое развитие сознания у человека
Историческое развитие сознания у человека
Проблема антропогенеза
Начало человеческой истории означает качественно новую ступень развития, коренным образом отличную от всего предшествующего пути биологического развития живых существ. Новые формы общественного бытия
Развитие сознания
Развитие сознания
Первой предпосылкой человеческого сознания было развитие человеческого мозга. Но самый мозг человека и вообще его природныеособенности — продукт историческогоразвития. В процессе становления человека отчетливо выступает основной закон
Развитие мышления ребенка
Развитие мышления ребенка
Изучение истории умственного развития ребенка представляет, несомненно, большой теоретический и практический интерес. Оно является одним из основных путей к углубленному познанию природы мышления и закономерностей его развития. Недаром
Развитие игр ребенка
Развитие игр ребенка
Игра теснейшим образом связана с развитием личности, и именно в период ее особенно интенсивного развития — в детстве — она приобретает особое значение.В ранние, дошкольные годы жизни ребенка игра является тем видом деятельности, в которой
Развитие ребенка и психология
Развитие ребенка и психология
В отличие от психоаналитической теории с ее фокусом на этиологии и влиянии инфантильной травмы на последующее психосексуальное развитие, теоретическая позиция Юнга вывела его из области детства как единственной базы для психологического
ЛЕКЦИЯ № 14. Развитие речи ребенка
ЛЕКЦИЯ № 14. Развитие речи ребенка
Одним из главных умений, которым необходимо овладеть ребенку при познании речи, – это умение комбинировать слова. Многие исследователи, например, Кольцова, Рыбников, Гвоздев, Люблинский, отмечают как характерный этап развития детской
РАЗВИТИЕ МЕХАНИЗМОВ СОЗНАНИЯ
РАЗВИТИЕ МЕХАНИЗМОВ СОЗНАНИЯ
В процессе развития сознания изменяются содержание, структура и механизмы идеального отражения ребенком действительности. Это проявляется, в частности, и в изменении особенности его мыслительной деятельности. Например, для дошкольника
5.4. Речь ребенка и развитие его мышления
5.4. Речь ребенка и развитие его мышления
Начнем с общего замечания: современные воззрения на ДР не имеют в качестве точки опоры какую–либо одну теорию развития мышления. Конечно, большинство работ о ДР в той или иной мере учитывает идеи Жана Пиаже, основателя так
Развитие общественного сознания в условиях идеологической борьбы
Развитие общественного сознания в условиях идеологической борьбы
В Советском Союзе построено развитое социалистическое общество. Это «общество высокой организованности, идейности и сознательности трудящихся — патриотов и интернационалистов», — подчеркивается в
Развитие ребёнка
Развитие ребёнка
Развитие ребёнка с точки зрения строения ума идёт по двум направлениям. Самое главное, чем занят ум в детстве: он грузит в себя, как сейчас принято говорить, информацию: образы и образцы поведения. На них он будет опираться всю последующую жизнь.Что
Развитие сознания (цветовая схема)
Развитие сознания (цветовая схема)
Ключевым фактором для создания хороших отношений можно назвать сходный уровень сознания у обоих партнёров. В этом разделе мы поговорим о том, что такое сознание и как оно проявляется у человека на разных стадиях развития. Каждой стадии
Источник
Формирование сознания в онтогенезе обусловлено не только возрастными преобразованиями мозга и психофизиологических процессов, протекающих в нем, особенно мышления, но и является результатом воспитания и обучения. В развитии сознания от рождения ребенка до зрелого возраста выделяется 5 этапов (Г.К. Ушаков):
- — до 1 года—бодрствующее сознание;
- — от 1 года до 3 лет—предметное сознание;
- — от 3 до 9 лет—индивидуальное сознание;
- — от 9 до 16 лет—коллективное сознание;
- — от 16 до 22 лет —рефлексивное, высшее социальное сознание.
Первый этап формирования сознания характеризуется появлением выбора наиболее удовлетворяющих ситуаций. При этом наблюдаются первые реакции на окружающую среду — первые элементы сознания. Ребенок может оценивать наиболее приятную для него ситуацию, например, находиться на руках у матери или засыпать при покачивании и др. В этом возрасте описаны своеобразные состояния сытого бодрствования, при которых ребенок не вступает в контакт с окружающими, не реагирует на слова матери, хотя не спит и глаза у него открыты, мимика ребенка выражает полное удовлетворение.
На втором этапе формирования сознания (предметное сознание) главную роль играют непосредственные впечатления действительности. Сознание ребенка дополняется представлениями о предметах и явлениях, объем этих представлений увеличивается с того периода, когда ребенок начинает ходить, с появлением речи возникают обобщения и отвлечения, элементы абстрагирования. На данном этапе формирования сознания ребенок пока не улавливает взаимосвязь реальных событий и предметов с прошлым и будущим, он живет только в настоящем. На этом этапе ребенок еще не выделяет себя из окружающей среды, в его речи пока отсутствует местоимение «я», которое появляется к 3-му году жизни.
На третьем этапе формирования сознания (индивидуального) появляются первые представления о пространстве и времени, что делает возможным выделение себя из окружающей среды, отдифференцирование от других предметов действительности. Формируется способность оценивать свое физическое «я» (соматопсихическое самосознание), которая начинается с умения ребенка правильно идентифицировать правую и левую стороны применительно к себе и окружающим (5—6 лет). Сознание собственного «я» в последующем развитии совершенствуется и усложняется.
Для четвертого этапа формирования сознания (коллективного) характерно появление более дифференцированных представлений о предметах действительности, о себе, о простейших взаимоотношениях в коллективе. В этом периоде становятся отчетливыми представления об объектах пространства, о связи переживаемых в прошлом событий с настоящими. Обучение в старших классах школы сопровождается участием подростков в общественных событиях и появлением у них общественного, социального сознания. К 14—15 годам появляется способность оценивать свое психическое «я», развивается аутопсихическое самосознание. Полная идентичность, постоянство своего «я» (самосознание) завершается к подростковому возрасту.
На пятом этапе формирования подросток приобретает новые качества, оно становится рефлексивным, на этом уровне многообразные приобретенные знания оцениваются и соотносятся с реальными событиями. Рефлексивное сознание обеспечивает предвидение не только всего хода развития событий, но и их последствий. Зрелость сознания достигается к окончанию юношеского возраста, а именно к 20—22 годам, по мере созревания всех основных психофизиологических процессов и социального становления личности.
Источник
От автора: Интересно замечать в работе, когда теория и практика имеют общее направление. Когда есть возможность наблюдать, за тем, как формируются процессы развития, за их становление и новым развитием.
Этот текст навеян моей практической работой с детьми и их родителями. Основной способ взаимодействия детей и родителей – это воспитание. Воспитание – это определенные нормы и правила, которым родители хотят научить своих детей. И хорошо бы понимать, что в этом процессе нужно помнить о возможностях и ограничениях детей и взрослых. И вот, благодаря научным взглядам умных коллег, и других умных людей, и особенно детям и для себя определила важные особенности развития психики, на которые опираюсь в работе с детьми. И это один из возможных, и я бы даже подчеркнула, очень узких взглядов на развитие психики и становление ребенка.
Психика – это процесс взаимодействия с внешним миром, через эмоции, действия, мысли. Эти три простых и понятных слова, эмоции, действия, мысли, рядом с нами на протяжении нашей жизни, от рождения до смерти.
И человек, так устроен, что первично воспринимает мир через ощущения, которые наполняются эмоциями. А вот уже только потом появляются действия и мысли.
Эмоции первичны и спонтанны. Мы ими управлять не можем. А как бы нам этого хотелось, увы, нет – это наш ответ на то, что нас окружает вокруг.
А вот действиями и мыслями мы можем управлять и контролировать. Подбирать мягкую и комфортную форму наших эмоций, следовать правилам и нормам.
И для того, чтобы этому научиться нужно пройти определенные этапы развития, которые уже нам подарила природа по праву рождения.
Так вот, исторически так сложилось, что в человеческом мозге есть:
- Мозг рептилий (ствол мозга, мозжечок), который отвечает за инстинкты самосохранения. Похоже, он обогащается от поколения к поколению новыми способами выживания. Там хранится информация, накопленная нашими предками, и мы уже с ней рождаемся. Точно каждый человек в минуту опасности, выберет один из способов: замри, беги, нападай.
- Мозг млекопитающих (лимбическая система), который отвечает за эмоции, память, привычки. Именно он позволяет принимать решения. Это уже то, что мы можем развивать. Зависит это от условий и наших физиологических особенностей (тин нервной системы, строение тела, способ восприятия мира, и т. д.). Каждый человек рождается с задатками конкретных способностей.
- Мозг человека (неокортекс), который отвечает за умение говорить, абстрактное мышление, воображение, сознание. Он позволяет находить причино – следственные связи, делать анализ и выводы.
И, вот каждому человеку нужно пройти исторические этапы развития психики: элементарную сенсорную, перцептивную, а вот только потом раскроются функции интеллекта.
Развития психики по А.Н. Леонтьеву:
Стадии развития психики | Тип среды/содержание отражения | Форма отражения (чувствительность[1]) | Форма поведения (раздражимость – возможность реагировать[2]) |
Элементарная сенсорная | Предметная среда/отражение свойств | Ощущение | Инстинкт (безусловный рефлекс), условные рефлексы лабильны |
Перцептивная | Среда отношений между предметами/отражение предметов в целом (способность к различению формы) | Чувственный образ и образная память | Навык (условный рефлекс), операция (зависимость способа достижения от условий) |
Интеллект | Отношения между предметами | Целостные предметные ситуации; способность к переносу в другие ситуации; функциональные понятия | Интеллект (мышление в действии): 1) двухфазность 2) функциональное использование орудий 3) инсайтное поведение |
1. Чувствительность/отражение имеет два аспекта: объективный и субъективный. В объективном смысле “отражать”— значит реагировать, прежде всего двигательно. Субъективный аспект выражается во внутреннем переживании, ощущении.
2. Раздражимость же субъективного аспекта не имеет.
Вот здесь, в этом месте очень уместен вопрос: Что нужно для развития психики?
А вот для этого нужны опреденные:
Факторы:
- Социальный.
- Биологический.
Условия:
- Собственная активность человека, интерес к познанию окружающего мира.
- Благоприятная среда для обучения и воспитания. Благоприятная среда – это когда комфортно и спокойно.
Противоречия, которые являются движущей силой:
- Между потребностями и внешними обстоятельствами
- Между новыми возможностями и старыми формами действия
- Между новыми требованиями деятельности и несформированными умениями и навыками
- Между новыми потребностями и возможностями их удовлетворения
А дальше еще интереснее, ведь каждый процесс развития, т.е каждый этап имеет постоянную структуру: адаптация, становление, интеграция.
Известно, что каждый человек уникален. И вот, что получается: конкретный человек имеет свои индивидуальные этапы развития психики, которые базируются на исторических и природных механизмах и процессах.
Этапы развития психики ребенка
Этапы развития | Возраст, годы | Действия | Эмоции | Мысли |
Новорожденный | 0 – 2 мес | Инстинктивное поведение. Формирование простейших движений, связанных с ориентацией. | Удовлетворение, голод | Безусловные рефлексы, связанные с питанием. Восприятие мира через первые ощущения телесные и вкусовые |
Младенчество | 2 мес – 1 | Освоение предметной деятельности. Начало формирования речи. Появляется предметное общение с окружающими. | Удовольствие, боль, приятное, неприятное, удивление | Развитие и становление чувствительных и двигательных структур – сенсорных и моторных способностей |
Раннее детство | 1 – 3 | Познание свойств предметов, через подражание взрослым. Начало самостоятельной игры и познания мира. | Простые эмоции: радость, раздражение, испуг, грусть любопытство, отвращение (сигнальные – быстрая оценка ситуации на впечатление) | Появление условных рефлексов. Выработка навыков. Появление сенсомоторного интеллекта и эмоционального. Начало формирования силы воли. |
Детство Дошкольный | 3 – 7 | Игра. Появляется воображаемая ситуация в игре. Ролевые и сюжетные игры. Стремится делать не то, что может, а то, что видит и слышит. | Простые эмоции (коммуникативные, симпатия, взаимопонимание). Первые впечатления от ситуации. Начало формирования личности ребенка. Первый опыт адаптации в коллективе. | Появление символического интеллекта и наглядного мышления. Формирование системы операций, выполняемых в уме, с обязательной опорой на внешние наглядные данные. Концентрация на одной стороне события. |
Младший школьный | 7 — 11 | Учеба, как самостоятельная, деятельность. Появление первых обязанностей. | Смешанные эмоции | Формирование логического мышления. Стадия конкретных операций. Появление первых логических связей, основанных на эмоциях и впечатлениях. Формирование собственной мотивации. |
Подростковый | 11 – 16 | Первая ориентация на взрослую жизнь. Появление своих устойчивых интересов. Процесс полового созревания. | Развивается способность проживать разные эмоции без подавления их в себе и без выплескивания на тех, кому они не предназначены (контенирование) | Формирование формально-логического интеллекта. Мыслительные операции могут совершаться без опоры на чувственное восприятие конкретных объектов. |
Юность | 16 — 22 | Начало формирования зрелости. Обретение уверенности в себе, как личности определенного пола. Период проб и ошибок. Первые шаги отсоединения от семьи и возвращения. | Формирование моральных, эстетических интеллектуальных чувств | Формирование комплексного процесса осмысления операций |
Вывод: психика ребенка физиологически завершает свое основное развитие к окончанию периода «Юность». Человек готов осознанно принимать взвешенные обдуманные решения и брать за них ответственность. Здесь есть важный момент: ребенок прошел каждый этап развития в сопровождении взрослого, который его обучал, как это делать. Возможно, человека этому не обучали, тогда ему нужно найти себе мудрого наставника и проделать самостоятельную работу по своему саморазвитию.
Литература:
Психика // Большой Энциклопедический словарь. 2000.
Гиппенрейтер Ю.Б.Происхождение и развитие психики // Введение в общую психологию. М., 1996. — С. 169—197.
Сидоров П. И., Парняков А. В. — Введение в клиническую психологию: Т. I., Т II
Источник