Структура ролевой игры и ее роль в развитии ребенка

Структура ролевой игры и ее роль в развитии ребенка thumbnail
Структура ролевой игры и ее роль в развитии ребенка

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическое значение игры: игра является средством умственного воспитания (формирование символических действий, взятие на себя роли, отображение окружающих явлений); нравственное воспитание (настойчивость, ответственность, доброта, честность, самостоятельность, умение согласовывать действия, сопереживать); эстетическое воспитание, проявление творчества; физическое воспитание – совершенствование разнообразных движений.

Сюжетно-ролевая игра.

Игры, которые придумали сами дети, отражают знания, впечатления, представления об окружающем мире, условно воссоздают социальные отношения между людьми.

Компоненты сюжетно-ролевой игры: 1 – воображаемая ситуация (складывается из сюжета и ролей, которые принимают на себя дети в игре), 2 – сюжет (с 1 персонажем, 1 действием в 1 предметной ситуации; несколько персонажей, с одинаковыми видами действий в 1 предметной ситуации; 2 взаимодополняющих персонажа в одной предметной ситуации; взаимодействие персонажей + отношения между ними), 3) роли (чаще роль взрослого, роль отражается в действиях: речь, мимика).

Сюжеты: бытовые игры, семья, детский сад, на тему труда, с обществ. тематикой

Этапы развития. Сюжетно-ролевая игра возникает на 3 году жизни. 1этап – действия с предметами, в определенно последовательности, но часто нарушается, действия однообразные, и часто повторяющиеся, роли не обозначены, цепочка действий носит сюжетный характер, на бытовые темы, по форме – это игра рядом, или одиночная, охотно со взрослым, кратковременная, стимулом являются игрушка, предмет. 2 этап – действия с предметами, но более полно и последовательно в соответствии с ролью –обозначена словом., основной сюжет – бытовые темы, в игре объединяется 2-3 человека, игрушки заранее не подбираются, взаимодействие детей на основе использования общей игрушки; 3этап – действия с предметами, но появляются контакты с партнерами по игре, роли четко обозначены и распределены, действия определены ролью, игрушки и предметы подбираются по ходу игры, игра – совместная, увеличивается ее продолжительность, сюжеты разнообразны: быт, труд, общественные явления. 4этап – в игре отражаются отношения и взаимодействие взрослых друг с другом, темы разнообразны, носят совместный, коллективный характер, объединения устойчивы, строятся на интересе, длительные, развив.

Руководство: приемы; косвенные (без вмешательства, внесение игрушки, создание игровой обстановки) и прямые (ролевое участие воспитателя в сговоре, в игре, разъяснение, помощь, совет по ходу). В младшей группе работа на развитие и обогащение сюжета, умение играть рядом, затем вместе; совместная игра с воспитателем, который обогащает замысел, игровые действия, воспитатель должен обучать детей игровым действиям (показывать образец игрового действия, включать предметы -заместители). В средней группе воспитатели обогащают содержание игры, организовывают игру небольшими группами, поддерживают дружеские отношения, воспитатель использует косвенные приемы, вопросы, приучает обдумывать тему, распределять роли, подбирать игрушки, помогает объединиться двум и более детям для общей игры, воспитатель- второстепенная роль, чтобы направить, оказать помощь) для развития сюжета: показ действий игры, напоминание, совет, совместное обсужден. В старшей группе задачи: обогащение содержания, формирование взаимоотношений, развитие самостоятельности, умения договариваться, распределять роли, наметить сюжет, подготовить игровую обстановку; правила: во что будем играть?, с кем будешь играть, доводить игру до конца, играть дружно. Воспитатель для того, чтобы заинтересовать детей игрой, читает художественную литературу, рассказы, как сам играл, организовывает экскурсии, совместно с детьми изготавливает атрибутику.

Психологические особенности художественной деятельности детей (изобразительной, музыкальной, художественно-речевой)

Характерная мотивация художественной деятельности – общение посредством искусства.Формирование художественной деятельности происходит в конце 1 – начале 2 года жизни, когда у ребенка появляется интерес к рисованию, к карандашу, к линии, который ребенок оставляет. Перелом в становлении изодеятельности наступает в связи с узнаванием в каракулях (что это?) предметов окружающего мира. Новый этап связан с появлением знаковой функции.

Следующий этап- перенесение названия изображенного с конца действия на начало. Затем происходит совершенствование изобразительных средств, что дает возможность изображать предметы ближе к реальным. Дети широко используют слово, с помощью речи ребенок поясняет изображенное, речь позволяет преодолеть ребенку ограничения.

Возможности изображения. По мере усвоения изодеятельности у ребенка формируется внутренний план действий. Причем важность художественной деятельности заключается в том, что для психологического развития ребенка важен не результат – рисунок, а те психологические изменения, которые происходят в процессе рисования. В художественной деятельности ребенок познает окружающий мир, получает сенсорный опыт.

Значение: художественная деятельность включается в развитие знаковой функции сознания, т.е. чтобы нарисовать, надо знать как он называется; формируется ручная умелость ребенка (штриховка), развивается умение создавать и воплощать замысел (функция целеполагания); осваиваются специфические выразительные средства художественной деятельности.

Изобразительная деятельность имеет особый биологический смысл. Детство — период интенсивного становления физиологических и психических функций. Рисование при этом играет роль одного из механизмов выполнения программы совершенствования организма и психики.

В первые годы жизни ребенка особенно важно развитие зрения и моторики, а также сенсомоторной координации. От хаотического восприятия пространства ребенок переходит к усвоению таких понятий, как вертикаль и горизонталь. И первые детские рисунки, появляющиеся в эту пору, естественно, линейны. Рисование участвует в формировании зрительных образов, помогая овладевать формами, координировать перцептивные и моторные акты.

Что касается характерных особенностей детского рисунка, то они четко отражают этапы развития зрительно-пространственно-двигательного опыта ребенка, на который он опирается в процессе рисования. Так, дети примерно до 6 лет не признают пространственного изображения, они рисуют только вид спереди или сверху. Обучение при этом крайне малоэффективно: даже учась рисованию в кружках, дети в неформальной обстановке предпочитают выполнять те изображения, которые соответствуют их уровню развития и которые соответствуют их уровню развития и которые они сами считают более правильными.

Читайте также:  Центр развития ребенка беларусь

Музыкальные виды деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, каждый оказывает особое влияние на развитие музыкальных способностей, личности в целом. В восприятии музыки переплетены интеллектуальные и эмоциональные процессы, формируются и дифференцируются: целостное восприятие, эмоциональный отклик; исполнительство – пение, музыкально-ритмические движения, игра на инструментах.

Музыкальная деятельность состоит из многочисленных действий. Например, при усвоении песни ребенок внимательно слушает вступление к песни, старается вовремя начать ее, улавливает заданный темп, при ее исполнении отражает несложные оттенки, одновременно со своими сверстниками заканчивает исполнение. Как видим, действия могут быть внешними, предметными: ребенок поет, двигается, дирижирует, играет на инструменте и т.д., а так же внутренними: воспринимая музыку, он проникается ее эмоциональной настроенностью, сравнивает сольное и хоровое звучание, прислушивается к собственному пению. Если действие повторяется многократно, оно постепенно усваивается и переходит в навык. Совокупность этих навыков позволяет ребенку справиться затем с новыми, более сложными действиями.



Источник

Социально-психологическая природа игры.

Предпосылки возникновения сюжетно-ролевой игры в младенчестве и раннем детстве. Становление игрового действия и развитие сюжета игры. Предметная и предметно-отобразительная игра.

Структурные компоненты сюжетно-ролевой игры: роль, правила, сюжет, содержание, игровые действия, ролевые и реальные взаимоотношения, игровые предметы и предметы-заместители.

Развитие сюжетно-ролевой игры, ее отдельных компонентов на протяжении дошкольного возраста. Характеристика сюжетно-ролевой игры как ведущей деятельности дошкольника.

Значение игры для психического развития ребенка. Игра и развитие познавательных процессов, умственных действий. Игра и развитие мотивационно-потребностной сферы. Игра и нравственное развитие. Игра и развитие произвольности поведения, воли. Игра и межличностные отношения детей.

Психологическое значение игры: игра является средством умственного воспитания (формирование символических действий, взятие на себя роли, отображение окружающих явлений); нравственное воспитание (настойчивость, ответственность, доброта, честность, самостоятельность, умение согласовывать действия, сопереживать); эстетическое воспитание, проявление творчества; физическое воспитание – совершенствование разнообразных движений.

Сюжетно-ролевая игра.

Игры, которые придумали сами дети, отражают знания, впечатления, представления об окружающем мире, условно воссоздают социальные отношения между людьми.

Компоненты сюжетно-ролевой игры: 1 – воображаемая ситуация (складывается из сюжета и ролей, которые принимают на себя дети в игре), 2 – сюжет (с 1 персонажем, 1 действием в 1 предметной ситуации; несколько персонажей, с одинаковыми видами действий в 1 предметной ситуации; 2 взаимодополняющих персонажа в одной предметной ситуации; взаимодействие персонажей + отношения между ними), 3) роли (чаще роль взрослого, роль отражается в действиях: речь, мимика).

Сюжеты: бытовые игры, семья, детский сад, на тему труда, с обществ. тематикой

Этапы развития. Сюжетно-ролевая игра возникает на 3 году жизни. 1этап – действия с предметами, в определенно последовательности, но часто нарушается, действия однообразные, и часто повторяющиеся, роли не обозначены, цепочка действий носит сюжетный характер, на бытовые темы, по форме – это игра рядом, или одиночная, охотно со взрослым, кратковременная, стимулом являются игрушка, предмет. 2 этап – действия с предметами, но более полно и последовательно в соответствии с ролью –обозначена словом., основной сюжет – бытовые темы, в игре объединяется 2-3 человека, игрушки заранее не подбираются, взаимодействие детей на основе использования общей игрушки; 3этап – действия с предметами, но появляются контакты с партнерами по игре, роли четко обозначены и распределены, действия определены ролью, игрушки и предметы подбираются по ходу игры, игра – совместная, увеличивается ее продолжительность, сюжеты разнообразны: быт, труд, общественные явления. 4этап – в игре отражаются отношения и взаимодействие взрослых друг с другом, темы разнообразны, носят совместный, коллективный характер, объединения устойчивы, строятся на интересе, длительные, развив.

Руководство: приемы; косвенные (без вмешательства, внесение игрушки, создание игровой обстановки) и прямые (ролевое участие воспитателя в сговоре, в игре, разъяснение, помощь, совет по ходу). В младшей группе работа на развитие и обогащение сюжета, умение играть рядом, затем вместе; совместная игра с воспитателем, который обогащает замысел, игровые действия, воспитатель должен обучать детей игровым действиям (показывать образец игрового действия, включать предметы -заместители). В средней группе воспитатели обогащают содержание игры, организовывают игру небольшими группами, поддерживают дружеские отношения, воспитатель использует косвенные приемы, вопросы, приучает обдумывать тему, распределять роли, подбирать игрушки, помогает объединиться двум и более детям для общей игры, воспитатель- второстепенная роль, чтобы направить, оказать помощь) для развития сюжета: показ действий игры, напоминание, совет, совместное обсужден. В старшей группе задачи: обогащение содержания, формирование взаимоотношений, развитие самостоятельности, умения договариваться, распределять роли, наметить сюжет, подготовить игровую обстановку; правила: во что будем играть?, с кем будешь играть, доводить игру до конца, играть дружно. Воспитатель для того, чтобы заинтересовать детей игрой, читает художественную литературу, рассказы, как сам играл, организовывает экскурсии, совместно с детьми изготавливает атрибутику.

8.Развитие и формирование способностей детей дошкольного возраста. Одарённые дошкольники и особенности их развития.

Развитие и формирование способностей детей дошкольного возраста. Одарённые дошкольники и особенности их развития.

Понятие, виды и характеристика общих способностей детей дошкольного возраста. Понятие специальных творческих способностей, специфика их проявления. Этапы развития общих и специальных способностей. Факторы и условия развития общих и специальных способностей.

Читайте также:  Развитие речи для ребенка 6 месяцев

Определение понятия «одаренность». Формы проявления одаренности. Виды одаренности и типология одаренных детей. Психолого-педагогические и организационные условия развития одаренности в дошкольном возрасте.

Развитие ребенка связано с его способностями (индивидуально-психологические особенности, которые обеспечивают высокие достижения личности). Природно-биологической основой способностей являются задатки. В детском возрасте начинают формироваться познавательные, практические, некоторые специальные способности.

Познавательные способности связаны с познанием окружающего мира (сенсорное восприятие предметов и их внешних свойств); интеллект (обеспечивает легкое овладение знаниями. В детском возрасте складываются такие формы опосредованного познания как использование сенсорных эталонов и наглядно-пространственное моделирование. Обучение направлено на их овладение детьми и оказывает эффективное воздействие на развитие познавательных способностей.

Важную роль в жизни человека имеют способности к практической деятельности.К ним относятся организаторские способности. Особенно ярко они проявляются в игровой деятельности.

Детский возраст — благоприятный период для проявления задатков и развития конструктивно-технических способностей (в процессе конструирования по условиям ребенок учится варьировать, по-разному решать задачи на основе одних и тех же условий, что создает важные предпосылки для творчества).

Специальные способности –индивидуально-психологические свойства личности, которые обуславливают возможность успеха в специальных областях деятельности. Очень рано начинают развиваться у детей музыкальные способности, к изобразительной деятельности, к театральной деятельности; литературные способности.

Итак, детский возраст – важный период, когда начинают формироваться способности. Важный компонент способностей – трудолюбие. Взрослые уделяют внимание, помогают проявлять ребенку его замыслы, способности в обучении специальным умениям.

Одаренность основывается на совокупности особых качеств личности. Эта совокупность внутренних предпосылок, возникших и стабилизировавшихся в процессе индивидуального развития, и определяет успешность деятельности личности в той или иной области. Эта систематически организованная структура индивидуальных качеств личности формируется в течение всей жизни человека и является тем самым продуктом взаимоотношений человека и окружающей среды.

Имеющиеся в психологии подходы позволяют выделить три категории одаренных детей: 1) с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях; 2) с признаками специальной умственной одаренности, например, к математике или языкам; 3) проявляющие яркую познавательную активность, отличающиеся оригинальностью психического склада, незаурядными умственными способностями. Это случай потенциальной творческой одаренности. Таким образом, можно говорить об общей, специальной и творческой видах одаренности детей.

Признаки одаренности, по которым мы судим о ребенке, могут быть кратковременными, т.е. относящимися преимущественно к данной поре жизни и не свидетельствующими об устойчивых индивидуальных свойствах, а могут быть долговременными, т.е. выражающими подлинное становление индивидуальности и являющимися предвестниками более зрелых достижений. Понятие «одаренный» применительно к ребенку имеет два разных значения: одаренный именно как ребенок, и одаренный в более полном смысле – как носитель долговременного, пожизненного дара. Это очень важное различение. Оно не должно позволить забывать о том, насколько это сложное и ответственное дело – судить о признаках одаренности у ребенка.

Строго говоря, слово «одаренность» должно было бы применяться лишь в тех случаях, когда выдающиеся свойства ребенка – действительные Предпосылки, ведущие к будущей зрелой одаренности.

В работе с одареннымидетьми важно понять неординарность, не игнорировать уникальность, учитывать индивидуальность , не восторгаться сверх, не перегружать, не гасить инициативу, учить терпению, поощрять, помогать, но – учить проигрывать, не занижать самооценку, налаживать отношения со сверстниками, способствовать гармонии физического и умственного развития.

Методология и методика психолого-педагогических исследований:

Источник

Наталья Александровна Потапова
Сюжетно-ролевая игра: роль и значение в развитии ребенка

«Сюжетно — ролевая игра, роль и значение в развитии ребенка»

В жизни ребенка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни, средство всестороннего развития.

Для большинства ребят группа детского сада является первым детским обществом, где они приобретают первоначальные навыки коллективных отношений. Надо научить ребенка жить общими интересами, подчиняться требованиям большинства, проявлять доброжелательность к сверстникам.

Сюжетно-ролевая игра – это та игра, которая помогает воспитывать эти качества у детей. Сюжетно-ролевая игра теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением, но и с личностью в целом.

Педагогическая ценность игры состоит и в том, что в процессе игры помимо взаимоотношений, диктуемых сюжетом, взятой на себя ролью или правилами, возникают другого рода отношения — уже не условные, а реальные, действительные, регулирующие настоящие отношения между детьми.В игре выясняется: как относится ребенок к успехам или неудачам партнеров по игре, вступает ли в конфликты с другими участниками игры, готов ли помочь товарищу, внимателен ли к другим участникам игры, насколько точен в выполнении роли. Ролевые действия так увлекают детей, что подчас воспринимаются ими как реальные поступки. Игра помогает ребенку преодолевать свою слабость, управлять собой, создает условия для упражнения в трудовых навыках, в навыках нравственного поведения.

В процессе игры ребенок самостоятельно налаживает взаимоотношения с коллективом, у него формируются коллективистские черты характера. При условии разумной организации игра — это школа жизни, школа труда и общения с людьми. Игровое общение воспитателя с детьми позволяет ему направлять ход игры, руководить отношениями между ними. Перед каждым воспитателем детского сада стоит задача – создать дружный организованный коллектив, научить детей играть.

Читайте также:  Что делать маме во время беременности для развития ребенка

Совместная игровая деятельность способствует формированию у детей организованности и ответственности, умения контролировать свои действия и согласовывать их с другими детьми. В процессе развития сюжета игры ребенок приобретает навыки планирования деятельности, развивает творческое воображение, необходимое в других видах деятельности. Умение играть имеет решающее значение для формирования активности, инициативы, целеустремленности и других качеств, необходимых затем для успешного обучения в школе и будущей трудовой деятельности.

Роль воспитателя в проведении сюжетно- ролевой игры

Существуют различные сюжеты ролевых игр, которые в детском саду могут проводить с детьми воспитатели, либо в которые дети могут играть самостоятельно.

Игры могут носить чисто импровизированный характер или иметь заранее продуманный сценарий. Во втором случае руководство игрой осуществляет воспитатель, который раздаст роли, объяснит правила, покажет способы взаимодействия игроков друг с другом. Однако психологи утверждают, что это – далеко не лучший вариант для развития дошкольников.

Основная цель сюжетно – ролевой игры в детском саду — развитие творческих и коммуникативных способностей ребенка, которые должны научить его принимать решения, делать и обосновывать свои выбор. Когда дети в сюжетно – ролевой игре исполняют только указания воспитателя, игра превращается в тренировку, которая не способствует ни запоминанию информации, ни общению, ни развлечению ребенка, а значит, не представляют никакой пользы. «Семья», «Магазин», «Больница», «Аптека», «Парикмахерская», «Перекресток», – список игр для детей достаточно большой. Роль воспитателя должна ограничиваться тем, чтобы подталкивать детей к выбору игр, которые были бы интересны всем, не навязывать им каких бы, то, ни было сценариев и жестких рамок поведения. Важно контролировать, чтобы дети играли по правилам.

Основные цели и задачи, которые воспитатель выполняет при проведении сюжетно – ролевых игр: научить ребенка играть, содействовать объединению детей в игре; тактично руководить выбором игры, приучать детей соблюдать во время игры правила, воспитывать чувство доброжелательности. Для того чтобы игра развивалась необходимо дать детям знания об окружающем, способствовать развитию воображения.

В группе для проведения сюжетно-ролевых игр должна быть создана предметно-развивающая среда, которая наполнена всеми необходимыми игрушками и атрибутами. Однако для развития игры недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Необходимо еще наличие разнообразных знаний и впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. Обогащению игровых сюжетов способствуют экскурсии и целевые прогулки, тематические беседы, рассказы о профессиях, показ иллюстраций, дидактические и театрализованные игры. Все эти формы взаимодействия воспитателя с ребенком становятся содержанием предварительной работы, которая готовит ребенка к игре. Задача воспитателя направить детей на обогащение игровых действий, на развитие игрового сюжета.

Рассмотрим алгоритм проведения игр на примере игры в «Дочки – матери».

Этап первый. Подготовка.

«Дочки – матери» это очень условное название игры, в которой речь идет о семье, ее быте и отношениях. Играть могут и папа с сыном. Здесь нам не нужно столь тщательное планирование. Суть отношений между родителями и детьми ребенок видит каждый день. И правила особо тут не надо оговаривать, равно, как и планировать заранее игру. Можно примерно оговорить сюжет, например, пускай, это будет день из жизни на даче. Вспомните, как вы проводите такие дни, обсудите роли, возможно, ваш ребенок вообще захочет играть сам при помощи двух или тех кукол.

Этап второй. Игра.

Дайте волю фантазии ребенка. Присоединяйтесь к игре в любой из моментов, если ребенок играет сам. Многие родители, наблюдая за такой игрой со стороны, видят, как выглядят из отношения с ребенком, ведь в такой игре, ребенок проигрывает именно то, что видит каждый день. Вы можете взять на себя роль дочки или сына, отдав ребенку роль мамы или папы. Посмотрите, как ведет себя персонаж, за которого играет ребенок? Вы никого не узнаете? Присмотритесь повнимательнее, этот персонаж похож на вас.

Этап третий. Обсуждение игры.

После того, как игра окончена, обсудите, все ли было логично, не получилось ли так, что персонажи сначала поужинали, потом пошли купаться и только после этого позавтракали. Если да, обсудите, почему так вышло, что было не логично. Можете прямо по горячим следам переиграть нелогичный фрагмент, обсудить, что могло быть по – другому и спланировать, что вы хотите добавить в сюжет в следующей игре.

Положительных результатов в работе можно добиться, действуя в тесном контакте с родителями, обогащение их знаниями об особенностях игровой деятельности ребенка.Для того чтобы выбрать правильное направление в работе с родителями можно провести ряд консультаций: «Ребенок и его игрушки», «Играйте вместе с детьми», «Роль современной игрушки в жизни детей». Вся эта работа способствовала развитию у родителей интереса к игровой деятельности детей.

Методическая литература:

Бойченко H. A. и др. «Сюжетно – ролевые игры дошкольников».

Н. В. Краснощекова «Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста».

Источник