Стремление ускорить развитие ребенка

Стремление ускорить развитие ребенка thumbnail

Описание методики

Методика изучения родительских установок (Parental Attitude Research Instrument — РARI) предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Авторы — американские психологи Е.С. Шефер и Р.К. Белл, в России методика адаптирована Т.В. Нещерет.

Опросник PARI включает 115 утверждений о семейной жизни и воспитании детей. В него заложены 23 шкалы, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье, в каждой из шкал по 5 вопросов. Из них 8 шкал описывают отношение к семейной роли и 15 касаются родительско-детских отношений. В свою очередь эти 15 шкал делятся на следующие 3 группы:

  • 1 — оптимальный эмоциональный контакт,
  • 2 — излишняя эмоциональная дистанция с ребенком,
  • 3 — излишняя концентрация на ребенке.

Есть шкалы, связанные между собой. Суждения расположены в определенной последовательности, и отвечающий должен выразить к ним отношение в виде активного или частичного согласия или несогласия:

  • А – активное согласие
  • а — частичное согласие
  • б – частичное несогласие
  • Б – полное несогласие.

Процедура проведения

Инструкция

«Прочтите каждое утверждение, данное ниже, и оцените каждое из них следующим образом:

  • А — полностью согласен;
  • а — почти согласен;
  • б — скорее согласен;
  • Б — полностью не согласен.

Здесь нет правильных или неправильных ответов, поэтому вы отвечаете согласно своему мнению. Очень важно, чтобы вы ответили на все вопросы. Многие утверждения будут казаться похожими, но все они необходимы, чтобы уловить слабые различия во взглядах.»

Обработка результатов

Результаты тестирования заносятся в специальную таблицу, в строках которой располагаются номера 5 вопросов, «измеряющих» тот или иной аспект (признак) родительского отношения к ребенку (шкалы методики).

Аспекты — признаки (шкалы)

Опросник объединяет следующие шкалы:

  1. Вербализация
  2. Чрезмерная забота
  3. Зависимость от семьи
  4. Подавление воли
  5. Ощущение самопожертвования
  6. Опасение обидеть
  7. Семейные конфликты
  8. Раздражительность
  9. Излишняя строгость
  10. Исключение внутрисемейных влияний
  11. Сверхавторитет родителей
  12. Подавление агрессивности
  13. Неудовлетворенность ролью хозяйки
  14. Партнерские отношения
  15. Развитие активности ребенка
  16. Уклонение от конфликта
  17. Безучастность мужа
  18. Подавление сексуальности
  19. Доминирование матери
  20. Чрезвычайное вмешательство в мир ребенка
  21. Уравненные отношения
  22. Стремление ускорить развитие ребенка
  23. Несамостоятельность матери

Ключ

А — 4 балла; а — 3 балла; б — 2 балла; Б — 1 балл.

№ признака Признаки № вопросов
Отношение к семейной роли
3 Зависимость от семьи 3 26 49 72 95
5 Ощущение самопожертвования 5 28 51 74 97
7 Семейные конфликты 7 30 53 76 99
11 Сверхавторитет родителей 11 34 57 80 103
13 Неудовлетворенность ролью хозяйки 13 36 59 82 105
17 Безучастность мужа 17 40 63 86 109
19 Доминирование матери 19 42 65 88 111
23 Несамостоятельность матери 23 46 69 92 115
Отношение родителей к ребенку
Оптимальный эмоциональный контакт
1 Вербализация 1 24 47 70 93
14 Партнерские отношения 14 37 60 83 106
15 Развитие активности ребенка 15 38 61 84 107
21 Уравненные отношения 21 44 67 90 113
Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком
8 Раздражительность 8 31 54 77 100
9 Излишняя строгость 9 32 55 78 101
16 Уклонение от контакта 16 39 62 85 108
Излишняя концентрация на ребенке
2 Чрезмерная забота 2 25 48 71 94
4 Подавление воли 4 27 50 73 96
6 Опасение обидеть 6 29 52 75 98
10 Исключение внутрисемейных влияний 10 33 56 79 102
12 Подавление агрессивности 12 35 58 81 104
18 Подавление сексуальности 18 41 64 87 110
20 Чрезвычайное вмешательство в мир ребенка 20 43 66 89 112
22 Стремление ускорить развитие ребенка 22 45 68 91 114

Интерпретация результатов

Отношение к семейной роли

Описывается с помощью 8 признаков, их номера 3, 5, 7, 11, 13, 17, 19, 23:

  • ограниченность интересов женщины рамками семьи, заботами исключительно семье (3);
  • ощущение самопожертвования в роли матери ( 5 );
  • семейные конфликты (7);
  • сверхавторитет родителей (11);
  • неудовлетворенность ролью хозяйки дома (13);
  • «безучастность» мужа, его невключенность в дела семьи (17);
  • доминирование матери (19);
  • зависимость и несамостоятельность матери (23).

Отношение родителей к ребенку

1. Оптимальный эмоциональный контакт (состоит из 4 признаков, их номера 1, 14, 15, 21);

  • побуждение словесных проявлений, вербализаций (1);
  • партнерские отношения (14);
  • развитие активности ребенка (15);
  • уравнительные отношения между родителями и ребенком (21).

2. Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком (состоит из 3 признаков, их номера 8, 9, 16):

  • раздражительность, вспыльчивость (8);
  • суровость, излишняя строгость (9);
  • уклонение от контакта с ребенком (16).

3. Излишняя концентрация на ребенке (описывается 8 признаками, их номера 2, 4, 6, 10, 12, 18, 20, 22):

  • чрезмерная забота, установление отношений зависимости (2);
  • преодоление сопротивления, подавление воли (4);
  • создание безопасности, опасение обидеть (6);
  • исключение внесемейных влияний (10);
  • подавление агрессивности (12);
  • подавление сексуальности (18);
  • чрезмерное вмешательство в мир ребенка (20);
  • стремление ускорить развитие ребенка (20).

Каждый признак измеряется с помощью 5 суждений, уравновешенных с точки зрения измеряющей способности и смыслового содержания. Вся методика состоит из 115 суждений. Сумма цифровой значимости определяет выраженность признака:

  • 20 — максимальная оценка признака;
  • 18, 19, 20 — высокие оценки;
  • 8, 7, 6 — низкие оценки;
  • 5 — минимальная оценка признака.

Для психолога, работающего в производственном коллективе, пожалуй, больший интерес представляет блок шкал, направленных на выявление отношений родителей к семейной роли. Методика позволяет оценить специфику внутрисемейных отношений, особенности организации семейной жизни.

В семье можно вычленить отдельные аспекты отношений:

  • хозяйственно-бытовые, организация быта семьи (в методике это шкалы 3, 13, 19, 23);
  • межсупружеские, связанные с моральной, эмоциональной поддержкой, организацией досуга, созданием среды для развития личности, собственной и партнера (в методике это шкала 17);
  • отношения, обеспечивающие воспитание детей, педагогические (в методике шкалы 5, 11).

Посмотрев на цифровые данные, можно составить предварительный портрет семьи. Очень важна шкала 7 (семейные конфликты). Высокие показатели по этой шкале могут свидетельствовать о конфликтности, переносе семейного конфликта на производственные отношения.

Психологическая помощь направляется на разрешение семейных конфликтов и улучшение отношений в производственном коллективе. Высокие оценки по шкале 3 свидетельствуют
о приоритете семейных проблем над производственными, о вторичности интересов «дела», обратное можно сказать о шкале 13. Для лиц, имеющих высокие оценки по этому признаку, характерны зависимость от семьи, низкая согласованность в распределении хозяйственных функций. О плохой интегрированности семьи свидетельствуют оценки по шкалам 17, 19, 23.

Анализ отношения к семейной роли поможет психологу лучше понять специфику семейных отношений обследуемого, оказать ему психологическую помощь.

Родительско-детские отношения являются основным предметом анализом в методике. Основной вывод, который можно сделать сразу, — это оценить родительско-детский контакт с точки зрения его оптимальности. Для этого сравниваются средние оценки по первым 3 группам шкал: оптимальный контакт, эмоциональная дистанция, концентрация.

Читайте также:  Симптомы кризиса развития ребенка

Специальный интерес представляет анализ отдельных шкал, что часто является ключом к пониманию особенностей неудавшихся отношений между родителями и ребенком, зоны напряжений в этих отношениях. Методика может оказать помощь в подготовке и проведении психодиагностической беседы.

Стимульный материал

Текст опросника

Бланк ответов

Литература

  1. Методика PARI (Е.С.Шефер, Р.К.Белл; адаптация Т.В.Нещерет) / Психологические тесты. Ред. А.А.Карелин — М., 2001, Т.2., С.130-143.
  2. Большая энциклопедия психологических тестов / Ред. А.А.Карелин — М.:Эксмо, 2007, С.298-305.

Источник

Я сам родитель и с данным вопросом сталкивался как минимум три раза в своей жизни. А теперь я профессиональный психолог, гештальт-терапевт и с желаниями ускоренного развития детей встречаюсь уже на консультациях. Так что же такое ускоренное развитие, что оно дает и кому оно нужно. Выскажу свою точку зрения.

Довольно часто можно встретить объявления от различных организаций, клубов про ускоренное развитие способностей детей. Обучают быстрому счету, писать, рисовать, различным иностранным языкам, в общем, развивают разные способности ребенка. В общем вроде бы все пристойно и прекрасно. Но есть несколько моментов, о которых хотелось бы написать.

Первое. Как происходит ускоренное развитие. Ребенка по определенным методикам развивают в разных направлениях. На пример в виде игры обучают иностранным языкам, или работе на компьютере, или развивают математические способности и тд. Вполне реально ребёнка развить гораздо раньше своих сверстников и на пример к шести годам хорошо читать, считать и разговаривать на иностранном языке, а то и на несколько. Все это прекрасно и такое положение вещей очень умиляет родителей, они горды ребёнком и собой. Есть случаи, когда ребёнок лет в 12, а то и раньше оканчивает курс средней школы и поступает в университет. Все это по силам ребёнку, его мозг способен многое изучить и понять. Однако что практически невозможно развить за это время это психику ребёнка, она развивается по своим законам и зачастую педагоги этот момент не учитывают. Чем это чревато для ребёнка, рассмотрим подробнее.

И так научившись читать и писать в раннем возрасте, ребёнку будет откровенно не интересно обучаться в обычной школе, где дети только все это начинают постигать. Следовательно, если родители продолжают гнуть свою линию сотворения маленького гения, то ему предстоит заниматься в специальных группах, либо в старших классах, либо индивидуально. А это с большой долей вероятности скажется на процессе социализации ребёнка. Отдельно хочется сказать про занятия с гораздо более старшими детьми. На пример когда шестилетний малыш занимается с девяти-десятилетними ребятами. Или когда 12 летний ребёнок поступает в университет, а рядом с ним оказываются 18-20 летние молодые люди. Психика младших детей, как правило, оказывается не готова к той психологической нагрузке, которую предлагает среда, в которой они находятся. На пример 12 летний ребёнок совсем не готов к тем способам обращения, разговорам которые приняты у 18-20 летних парней и девушек. И мягко говоря, детям приходится не сладко в этой ситуации, они часто отгораживаются от гораздо более старших одноклассников или однокурсников, становятся психологическими изгоями и объектами для насмешек старших. И в этом возрасте могут формироваться психологические травмы, которые в будущем могут осложнить им жизнь. И еще один момент

Психологическое развитие ребенка в любом случае оказывают родители или замещающие их взрослые. Именно они будут развивать способность ребенка обращаться со своими чувствами, с тем как строить отношения с другими людьми, как переживать весь комплекс чувств, эмоций, мыслей, фантазий которые ребенок будет осознавать. То есть в конечном итоге именно это умение позволит ему быть счастливым в этой жизни, поскольку за это отвечает именно наша психика. А для того чтобы ребенку на своем примере показать как грамотно строить отношений, как переживать весь комплекс осознаваемых феноменов во многом родителям придется самим заняться своим образованием в области психологии. Так что в любом случае если вы заинтересованы в том чтобы ваш ребенок был успешен в жизни и жил счастливой, наполненной жизнью в будущем, увильнуть от самообразования, самопознания не получится.

Второе. Важно уточнить у родителей, когда они очень хотят что-то развить у своего ребенка следующее. Важно как происходит развитие ребенка, за счет чего, в каком формате, и кто инициатор этого действия. Хотя про инициатора в принципе понятно, это родители (или родители родителей). А вот как это преподносится и с какой целью это делается, вот здесь может быть интересно. Если ребенок наверстывает упущенное когда-то родителями (по крайней мере, они так считают, что вот если бы им когда-то такому научили, вот у них было бы все по-другому), то очень большая вероятность того, что ваш ребенок будет заложником ваших несбывшихся надежд, желаний, то есть в данном случае речи о самом ребенка нет, есть речь о вас.

 Ускоренное развитие ребенка За и против

Источник

Однажды мне встретилась одна молодая мама, которая была очень обеспокоена тем, что ее ребенок одного месяца от роду еще не удерживал головку. Не знаю, почему она решила, что ребенок к этому возрасту должен это делать, но нервничала мама очень сильно, что тут же отразилось и на её ребенке.

Многие молодые мамы не находят себе места по аналогичному поводу. Когда ребенок должен поползти, когда пойти, когда он должен узнавать родителей? Вопросов возникает масса. Постараемся ответить на некоторые из них – при помощи рекомендаций психологов по развитию младенца.

Стремление ускорить развитие ребенка

Первый месяц. В сидячем положении у ребенка головка еще падает, но, лежа на животе, он недолго головку удерживает. Ручки его еще «скручены» – это сохраняется подобие эмбрионального положения.

Ребенок уже обращает внимание на звуки; впервые с ним устанавливается прямой зрительный контакт – он смотрит в глаза (это происходит примерно к 3-5 неделям).

Младенец перестает плакать, когда его берут на руки; его плач и крик приобретают сигнальное значение (призыв на помощь).

Второй месяц. Ребенок на животе недолго удерживает головку и делает самостоятельные попытки ее приподнять. Он соединяет ручки перед собой (что происходит в хаотичной активности после освобождения из тугих пеленок) – это важный шаг к осмысленной координации движения.

Лежа на спине, младенец поворачивает головку, что связано со зрительным и слуховым вниманием. Делает свободные движения ручками и ножками.

Читайте также:  Экспериментирование в экологическом развитие ребенка

В сидячем положении он недолго удерживает головку. Может (но это не обязательно) непрерывно смотреть на что-нибудь в течение нескольких секунд и тянуться к ближайшим предметам. Ребенок уже улыбается в ответ на вашу улыбку, затихает на знакомый голос. Он активно слушает речь взрослого, прекращая другую деятельность, издает гуканье в промежутках речи взрослого.

На втором месяце возникают положительные эмоции в ситуациях, когда берут на руки, играют, купают.

Улучшается зрительное и слуховое восприятие. Ребенок уже проявляет небольшую исследовательскую активность и явно оживляется перед кормлением. Младенец изучает движения своих ручек.

Третий месяц. Лежа на животе, ребенок достаточно уверенно держит головку. А в сидячем положении при минимальной поддержке удерживает головку. Совершает активные движения руками и ногами вместе. Активно старается дотянуться до ближайших объектов (особенно ярких, блестящих, звучащих), но пока безуспешно. Когда его поддерживают, он упирается ногами в опору – «пляшет».

Ваш малыш улыбается, смеется при виде лица близкого взрослого; поворачивает головку на разговоры и пение. Узнает маму. Ребенок старается привлечь внимание окружающих и протестует, когда остается один.

Впервые у малыша проявляется память – пока, правда, по отношению к известным предметам. Он долго сопровождает какой-либо предмет глазами, но может переводить взор с одного предмета на другой. Малыш исследует свое лицо и другие части тела с помощью рта и рук.

При этом молодым родителям надо знать: если ребенок не сможет проявлять активность, у него возникнут негативные эмоции, что сразу же проявится в капризах.

Рекомендации психолога (от рождения до трех месяцев)

Проводите как можно больше времени с ребенком и не просто так, а в содержательной совместной деятельности.

На крик и плач ребенка обязательно надо прийти на помощь, так как эти сигналы говорят о какой-то потребности или дискомфорте.

Обязательно держите ребенка на руках – это укрепляет вашу эмоциональную связь, а также расширяет пространство, которое видит ребе­нок.

Нужно всегда предлагать ребенку более высокий уровень общения, чем он достиг (пение, содержательные разговоры).

Создайте ребенку условия для формирования положительной самооценки, поощряя его минимальные достижения. Если, например, малыш поворачивает головку на звук погремушки, а мама гремит еще сильнее, улыбается и ласкает его, целует, то развитие ребенка пойдет гораздо быстрее.

Поощряйте всяческую любознательность вашего малыша.

В течение дня несколько раз выкладывайте ребенка на животик и сажайте его на руки – мир перед ним открывается иначе, он лучше осваивает окружающую обстановку.

Давайте много игрушек в кроватку. Как можно больше говорите с ребенком – это ускорит осознанное восприятие речи. Включайте хорошую (классическую) музыку.

Попробуйте такое упражнение: привяжите к ножкам или ручкам ребенка колокольчики – это очень полезно для развития его координации.

Четвертый месяц. Ваш ребенок уже сидит с поддержкой (в подушках), и в это время может прямо удерживать головку. Лежа на спине, также может поднимать и удерживать головку. Малыш тянется к ближайшим объектам руч­ками (родители должны помнить, что это происходит в общении ребенка со взрослым, когда взрослый привлекает внимание ребенка к новым предметам).

Улыбается людям быстро, легко и открыто, а также громко смеется. Он уже должен узнавать маму, папу и поворачивать голову на знакомые голоса. Возникает гуление, т. е. тихие, протяжные гласные звуки, имитирующие интонации взрослого человека.

Здоровый малыш проявляет в этом возрасте постоянную готовность к исследованию окружающего мира. Все, что попадается ему на глаза, – интересно, все надо попробовать «на зубок». Улучшается память, прошлый опыт дольше сохраняется.

Пятый месяц. Малыш уже переворачивается с животика на спину, лежа на спине приподнимает головку и плечи, сидит с поддержкой, сохраняя спину прямой. Он может быть поставлен на ножки и сохраняет позицию стоя с поддержкой. Начинает дотягиваться и схватывать объекты, а также перекладывать объекты из руки в руку.

Инициатива и активность ребенка все увеличиваются. У малыша возникают реакции страха и гнева (реакция страха на маску или незнакомый предмет, реакция гнева на ограничение активности или потребностей). Возрастает инте­рес к игрушкам, желание манипулировать с ними (даже в отсутствии взрослого).

Увеличиваются периоды бодрствования. Младенец начинает различать знакомые и незнакомые объекты и людей, причем незнакомые объекты вызывают у ребенка умеренный страх, а знакомые – положительные эмоциональные реакции. В речи наряду с гласными появляются некоторые согласные (б, д, м), взрывные, звонкие. Малыш прослеживает путь движения предметов на значительном расстоянии (и не только тех предметов, которые держит взрослый).

Шестой месяц. Малыш сидит почти без поддержки практически самостоятельно. Лежа на животе, начинает ползти вперед или назад (для этого можно поставить впереди яркую, звучащую игрушку и положить ребенка на животик). Возникают первые простейшие действия с предметами.

Ребенок часто улыбается изображению в зеркале, реагирует на свое имя. Возникает положительная эмоциональная реакция на других детей. Малыш может волноваться и пугаться в обществе незнакомых людей – это считается нормальным. Он начинает подражать выражению лица и интонациям голоса взрослого. К шести месяцам у ребенка возникает большой интерес к разного рода играм, особенно к звуковым.

Малыш рассматривает и тщательно изучает объекты длительное время, использует пальцы и руку для исследования окружающих объектов, может начать сравнивать одновременно 2 объекта – постукивать предметом о предмет. Он дотягивается и схватывает видимые предметы, начинает тянуться и за упавшими. В речи появляются многие согласные и гласные.

Рекомендации психолога (от четырех до шести месяцев)

Играйте в различные игры, не ограничивайтесь крепким прижиманием к себе ребенка. Попробуйте следующие игры: прятки, щекотание, поглаживание, подкидывание, подбрасывание ребенка; имитационные игры – взрослый делает какое-либо движение, а ребенок повторяет (стих или песня помогают организовать движение).

Дайте вашему ребенку свободу передвижений. Увеличивайте жизненное пространство малыша: чаще сажайте на стульчик, совершайте больше прогулок.

Больше разговаривайте с ребенком, чтобы обогатить его слуховое восприятие различными звуками. Давайте ему как можно больше игрушек. Стимулируйте развитие подражания, то есть сначала сами подражайте каким-либо действиям ребенка для того, чтобы научить его подражанию.

Седьмой месяц. Малыш уже смело переворачивается со спины на живот и, наоборот, хорошо сидит с минимальной поддержкой, может садиться в кроватке с поддержкой. Начинает ползать. Иногда и стоит с поддержкой. Возникают повторяющиеся действия, например, постоянные бросания предметов из кроватки – таким образом ребенок устанавливает причины и следствия своих простейших действий.

У малыша часто возникает страх по отношению к незнакомым людям. Он уже понимает различные интонации голоса и впервые понимает «нет», «нельзя». В зачаточном виде появляется и чувство юмора. Проявляется большой интерес и удовольствие от игрушек и от общения с близкими.

Читайте также:  Показатели развития ребенка от возраста

Ребенок может различать расстояния – близко или далеко (к дальним предметам не тянется). Начинает понимать свою причастность к результатам и последствиям действий (через повторяющиеся действия). Малыш все больше подражает звукам речи взрослого, возникают первые слова (ма-ма, ба-ба, па-па), но это лишь «псевдослова», то есть это устойчивые звуковые комплексы, не имеющие предметной отнесенности. Дальнейшее развитие памяти – на повторение событий прошлого возникает яркая эмоциональная реакция.

Восьмой месяц. Малыш сидит без поддержки и хорошо стоит с поддержкой. Часто и сам поднимается в положение стоя, используя опору (но сесть обратно не может, падает и зовет на помощь). Он умело хватает маленькие объекты, используя «клешню», то есть уже развито хорошее противопоставление большого пальца остальным. Сам может есть печенье, сухарь, баранку, что говорит о сложной высококоординированной деятельности.

Что касается эмоциональных проявлений, малыш продолжает бояться чужих и одновременно усиливается привязанность к маме и страх разлучения с ней. В отсутствие внимания взрослых кричит, плачет. Повышается интерес к отражению в зеркале, пытается обнять его, хлопает, целует. Постоянно возникают реакции огорчения, обиды на ограничения активности. Увеличивает­ся интерес к игрушкам, к игре.

Ребенок может решать простейшие проблемы, например, прослеживание траектории предмета, скрытого за ширмой. Подражает достаточно сложному поведению взрослых – хлопкам, указательному жесту. Понимает значение некоторых слов: мама, свое имя, бутылочка, любимая игрушка.

Девятый месяц. Малыш хорошо сидит на стуле без поддержки длительное время. Он успешно ползает, может даже ползать, держа в руке игрушку. Может заползать вверх по лестнице, но спуститься еще не может. Ребенок может манипулировать, держа в каждой руке по объекту.

Явно выражено стремление получить одобрение взрослого. Малыш начинает реагировать на словесную реакцию взрослого на свои поступки. Возникает избирательность к игрушкам в результате опыта манипулирования ими, то есть появляются более и менее любимые игрушки. Ребенок начинает защищать свои игрушки, не отдает их, гневается.

У малыша углубляется понимание причин и результата простейших его действий. Он может следовать простейшим инструкциям взрослого. Может смоделировать простейшие пространственные отношения – поставить кубик на кубик, например. Родители должны обратить внимание на то, что малыш начинает скучать при повторении одних и тех же игр.

Рекомендации психолога (от семи до девяти месяцев)

По-прежнему важно – свобода передвижений! Разрешайте ребенку больше ползать не только по всему дому (конечно, предварительно обеспечив его безопасность), но и по телу взрослого.

Обогащайте эмоциональное общение с ребенком: взрослый не должен ограничиваться речью, надо больше играть, манипулировать с предметами, петь песни, читать стихи.

К концу девятого месяца возникают частые смены настроения ребенка, не надо стремиться постоянно поддерживать у ребенка хорошее настроение, надо дать ребенку элементарную свободу выражения.

Помните, что боязнь чужих взрослых – это достаточно нормальное явление в таком возрасте, но в будущем это должно постепенно проходить.

Надо позволить ребенку получить негативный минимальный болевой опыт, слово «нет» должно связываться с этим опытом, а не с наказаниями взрослого.

Десятый месяц. Малыш стоит с минимальной поддержкой, перемещается, держась за опору, может садиться из положения стоя. Может залезать и слезать с низкого стула. Умело перекладывает предметы из одной руки в другую (не глядя). Возникают действия с двумя предметами, в которых соотносятся их размеры, – действие вкладывания одного предмета в другой, например.

Малыш еще по-прежнему боится незнакомых людей. Часто привлекает внимание взрослых с помощью предметных манипуляций. Наблюдается быстрая смена настроений, а также быстрая реакция на одобрение или неодобрение взрослых (выражается в мимике, прекращении или возобновлении действия, различных звуках). Обнаруживаются первые признаки ревности, особенно по отношению к другим детям.

Ребенок может схватывать предмет без зрительного контроля, ищет предмет за спиной. Начинает выполнять инструкции типа «Дай мне!», но понимание носит ситуативный характер (с опорой на жесты и смысл ситуации). Возникают ассоциации между словами и действиями, например, на слова «хлоп – хлоп» ребенок хлопает.

Одиннадцатый месяц. Малыш стоит вполне самостоятельно, а также ходит самостоятельно с минимальной поддержкой, держась за руку или палец. Начинает ходить по лестнице вверх. Пытается правильно использовать ложку. Умеет держать карандаш и производить различные каракули. Может собирать очень маленькие предметы.

В это время ребенок становится очень зависимым от мамы, постоянно ищет одобрения, провоцирует родителей для привлечения внимания. Проявляет эмоции наслаждения, когда целуют, обнимают, прижимают. Выражает много разных эмоций и понимает их у других людей.

Ребенок имитирует сложные жесты, действия, движения. Начинает ассоциировать предметы и слова, например, собачка – «ав-ав». Малыш понимает значения многих слов и произносит некоторые из них. Он рассматривает картинки в книжке и может даже называть некоторые из них. В книжке сам переворачивает страницы, может развязывать шнурки, умеет снимать носки, шапку, варежки.

Двенадцатый месяц. Малыш ходит самостоятельно, поднимается и спускается по лестнице, начинает вылезать из кроватки, манежа, коляски. Легко переходит из положения стоя в положение сидя и наоборот. Ребенок более умело держит карандаш, ложку; начинает помогать раздевать себя.

Ближе к году возникают негативные проявления типа упрямства, отсутствия готовности к сотрудничеству, ребенок не хочет соблюдать режим дня. Повышается эмоциональная неустойчивость.

Малыш решает проблемные ситуации путем проб и ошибок, а в ряде случаев – и путем внезапной догадки. Начинает группировать предметы по разным признакам: размеру, цвету. Проявляет большую активность в поисках спрятанного предмета. Все более улучшается память – узнает очень давние ситуации. Ребенок может сказать несколько слов и даже предложения в повелительном наклонении; выполняет значительное число простейших инструкций взрослого.

Рекомендации психолога (от десяти до двенадцати месяцев)

Способствуйте расширению активности и самостоятельности на основе самостоятельного передвижения и различных действий с предметами.

Играйте в игры: прятки (поиск спрятанного предмета), «пойди и принеси», конструкционные игры (кубики, пирамиды), вкладывание одного предмета в другой (игра стимулирует восприятие размеров предметов), предметно-манипуляционные игры (с карандашом, ложкой, посудой).

Старайтесь ставить перед ребенком заведомо достижимые цели для формирования положительной самооценки.

Сократите число ограничений и запретов для ребенка, но все же оставьте самые необходимые.

Обязательно поощряйте за достижения, но используйте не материальные стимулы (конфеты), а слова, хорошо выражающие положительное эмоциональное отношение и любовь к ребенку.

Анна Лукасик

Источник