Стратегия развития ребенка в семье

СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО

РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ.

Традиционно главным институтом воспитания ребенка является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Именно в семье ребенок получает первый опыт социального взаимодействия,    приобретает готовность и умение решать проблемы в процессе общения. Усвоение норм человеческого общения начинается с момента рождения и его базис формируется к пяти годам. К этому возрасту у ребенка складывается целостное представление о том, что можно и нельзя делать, что ожидать от других, как лучше себя вести в той или иной ситуации.  Семейное воспитание предопределяет систему потребностей и мотивации взрослого человека, его восприятие окружающего мира. То фундаментальное, что закладывается в семье, с трудом поддается изменениям в дальнейшем. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, оно основано на родительской любви и вызывает ответные чувства детей к родителям.

Семья – это малая социально-психологическая группа, основанная на браке, её члены объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, тесными эмоциональными связями и моральной ответственностью друг перед другом.

Семья явление историческое. Общество предъявляет к семье свои требования: семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни. Обеспечение семейного воспитания, его содержательные и организационные аспекты, является вечной и очень ответственной задачей общества и всего человечества в целом. Сколько в мире семей, столько и разновидностей семейных моделей воспитания. Каждая семья неповторима и уникальна по-своему, в каждой преобладает свой путь воспитания и развития ребенка, который несёт  в себе яркий отпечаток личности родителей.

Что же такое «семейное воспитание» — это общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.

Принято выделять несколько факторов, определяющих семейное воспитание:

— распределение ролей в семье,

— модели отношения родителей с детьми,

— система наказаний и поощрений,

— ценностная ориентация родителей.

«У хороших родителей вырастают хорошие дети» — мы часто слышим это утверждение, а какие они «хорошие» родители? При оценке любой человеческой деятельности обычно исходят из некоторого идеала, нормы. Но вряд ли такая абсолютная норма существует в воспитательной деятельности. Быть родителем надо учиться, так же как мы постигаем секреты мастерства и профессионализма в любом деле.

Многие родители знают, как не надо воспитывать, но не знают и не умеют воспитывать так, как им того бы хотелось, и тут на помощь должен прийти педагог. Его цель – содействовать пониманию родителями проблем, вытекающих из неправильно выбранного стиля семейного воспитания, способствовать повышению эффективности взаимоотношений между ребенком и родителями. Следует учитывать и тот факт, что некоторые родители не желают вмешательства со стороны, полагаясь на собственные возможности.

 Но оказать поддержку родителям в создании условий для полноценного развития личности и в понимании поступков  собственного ребенка можно только тогда, когда педагог знает и умеет определять семейную модель и тип отношений в семье, предвидеть путь развития ребенка и прогнозировать его жизненную позицию. Очень подробно  этот вопрос рассматривается  в книге Горловой Н.А. «Речевой фитнес» и др..   Предложенный  алгоритм,  связывает воедино механизмы эмоционально-личностного развития, типы семейных отношений и жизненный стиль семьи, определяющий путь развития ребенка.  Это ни сколько не умаляет основных методов работы с семьей, как то: наблюдение, анкетирование, опросы, тестирование, но дает мощный фундамент для этой работы.

Предпочтительным является тип семейных отношений, который настраивает членов семьи на общение и компромиссное решение семейных проблем под девизом «Безвыходных ситуаций не бывает», формирует автономный путь развития личности ребенка, порождает действенную личную позицию, основанную на активности и осознанности. Человек не просто осознаёт течение своей жизни, но способен встать по отношению к ней в активную позицию и управлять ею.

В заключении я хочу напомнить, что воспитание – это взаимодействие равноправных участников и держится на любви к детям. Если ребенок рождается и растет в атмосфере любви, то он вырастает более счастливым и благополучным:    

          5 объятий – для выживания,            

          10               —   для поддержки,

          15                – для роста и развития.

Читайте также:  Стадия развития доречевого развития ребенка

Наилучший результат, когда все это происходит в нужный момент, в этом и заключается мастерство воспитателя.

Источник

Семья — это среда, в которой люди находятся в тесной эмоциональной связи друг с другом, и от каждого члена зависит ее благополучие и нормальное функционирование. Особое и наибольшее значение семья имеет для детей, воспитывающихся в ней.

Испокон веков семья осуществляет формирование личности ребенка на ней лежит основная ответственность за ее будущее.

Основные типы и стратегии воспитания

1. Авторитарное — этот тип воспитания предусматривает жесткий контроль всех сфер жизни ребенка. Родители являются диктаторами и дети должны беспрекословно подчиняться им. За непослушание им грозит жесткое, а порой даже жестокое наказание. В этом случае молодое поколение не имеет права на инициативу и собственное мнение. Среди методов воспитания предполагает насилие и унижение. Последствия такого воспитания: психические травмы детей, сопротивление, протест, заниженная самооценка, жестокое обращение в своей будущей семье. Родители должны стать авторитетом для своих детей, но не унижать их честь и достоинство.

2. Гиперопека — эта стратегия предусматривает ограждения ребенка от всех невзгод и опасностей внешнего мира, попытки все выполнить за ребенка, дать ему как можно больше заботы и помощи. Инициатива ребенка принимается, но ей все время предлагают помощь и выполняют всю работу за нее. Все желания пытаются удовлетворить. В такой семье ребенок — центр Вселенной. Последствия: неготовность ребенка к взрослой жизни, ожидания за которую все будут делать, стрессы и снижению самооценки, возможны нервные срывы из-за неготовности выполнять любую работу самостоятельно.

3. Невмешательство — по этой стратегией родители фактически не занимаются ребенком, не интересуются ее делами, успехами и неудачами. Они заинтересованы обеспечением материальных ценностей и считают, что ребенку нужно дать финансовое обеспечение для того чтобы он смог чего-то достичь в жизни. Воспитанием почти не занимаются, эмоциональный контакт слабый, каждый делает лишь то, что считает нужным. Ребенок предоставлен сам себе. Последствия: неконтролируемость, отсутствие понимания ответственности за свои поступки, безразличие к другим людям.

4. Сотрудничество — наиболее приемлемая с точки зрения педагогики и психологии стратегия воспитания. Предусматривает тесную взаимосвязь родителей и детей. Такая семья характеризуется высокими моральными ценностями. Семейные дела решаются коллективно, мнение каждого члена коллектива принимается, инициативность детей поддерживается.

Результат: ребенок хорошо подготовлен к будущей взрослой жизни, психологически здоров, способен построить свое будущее и добиться успехов в построении карьеры.

Как зависит будущее ребенка от стратегии ее воспитания в семье
Родители должны помнить, что их ребенок усваивает их поведение и переносит стратегию воспитания в свою будущую семью. Важно не покорять волю ребенка себе, а создать условия для успешной тренировки ее воли и сознания. Ребенок как губка втягивает всю информацию и модели поведения. Поэтому на родителях лежит огромная ответственность за правильное воспитание и формирование личности своего ребенка. Именно это является основой его будущего благополучия.

Источник

Какой родитель не хочет, чтобы его ребенок хорошо учился в школе, держался подальше от неприятностей и вырос очень успешным взрослым? Но за годы воспитания собственных детей мы убеждаемся, что сделать это очень и очень непросто, ведь нет никакого гарантированного пути к успеху, никакой стопроцентно работающей методички… Однако есть ряд важных исследований, дающих научно обоснованные рекомендации о правильном воспитании, а это значит, что у родителей есть хорошие шансы воспитать своих детей так, как надо. Вот десять вещей, которым вы должны следовать, чтобы вырастить умных и всесторонне развитых детей.

1. Учите детей социальным навыкам

20-летнее исследование, проведенное исследователями из Пенсильванского университета и Университета Дьюка, показывает положительную корреляцию между социальными навыками детей в детском саду и их успехами в раннем взрослом возрасте. Обучение ваших детей тому, как решать проблемы с друзьями, делиться своими убеждениями, слушать и помогать другим — отличное  начало.

2. Не перестраховывайте детей

В сегодняшнюю эпоху вертолетного воспитания многие родители не дают своим детям решать проблемы, а сами спешат решить проблемы за них. Опираясь на исследование Гарвардского университета, Джули Литкотт-Хеймс утверждает, что возможность совершать ошибки и самостоятельно исправлять их, причем, с самых ранних лет, решительным образом влияет на готовность детей добиваться успеха во взрослой жизни. Самое сложное для родителя — найти ту тонкую грань между защитой наших детей и предоставлением им права самим решать свои проблемы.

3. Сделайте так, чтобы ваши дети рано занялись учебой, а когда они станут старше, поощряйте их независимость в образовательном процессе

Исследования показывают, что обучение чтению и математике в раннем возрасте может значительно повлиять на достижения ребенка в более поздние годы. Еще один важный момент: постоянная помощь ребенку с домашними уроками может фактически остановить гое развитие. Родители всегда должны проявлять интерес к образованию своих детей, но при этом стараться поощрять их к самостоятельной работе с уроками.

Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития ребенка в доу презентация

4. Не позволяйте детям томиться перед экраном

Переизбыток экранного времени связан с рассеянным вниманием, плохим сном и поведенческими проблемами. Кроме того, исследование Грега Уэста из Монреальского университета в 2017 году показало, что игра в «стрелялки» может повредить мозг, так как в процессе таких игр мозг буквально теряет клетки.

Что же мы можем сделать с такой полезной цифровой няней, на которую многие из родителей полагаются? По мнению Американской академии педиатрии, развлекательное «экранное время» должно быть ограничено

двумя часами в день.

Еще одна полезная идея: пусть ваши дети станут создателями контента, а не пассивными потребителями. Поощряйте их изучать компьютерное программирование, 3D-моделирование или производство цифровой музыки и превращайте экранное время в продуктивное занятие.

5. Возлагайте большие надежды

Используя данные Национального опроса, команда Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе обнаружила, что ожидания, которые родители возлагают на своих детей, оказывают огромное влияние на их достижения. Исследование показало, что к тому времени, когда детям исполнялось четыре года, почти у всех детей в самой высокоэффективной учебной группе были родители, которые ожидали, что их дети в будущем непременно смогут получить высшее образование.

6. Не тратьте слишком много времени на восхваление врожденных качеств, таких как ум или внешность

«Надо же, ты получил пятерку, даже не изучив тему? Ты такой умный!», — не делайте так. Исследование, проведенное в Стэнфордском университете, показывает, что восхваление детей высказываниями, акцентирующими внимание на их якобы врожденном интеллекте, может привести к тому, что дети не будут стараться учиться, ведь они и так умны.

В качестве альтернативной стратегии воспитания родителям рекомендуется предлагать похвалу, которая фокусируется на усилиях, потраченных детьми на преодоление проблем и трудностей, на их выдержке, настойчивости и решимости.

7. Назначайте детям работу по дому

Существует значительное количество свидетельств того, что домашние дела благотворно влияют на развитие детей. Анализ данных Университета Миннесоты показал, что лучшим предиктором успеха в молодом возрасте является то, выполняли ли дети домашние дела в возрасте 3-4 лет или не выполняли. К сожалению, как показывают многочисленные опросы, только около 30% родителей регулярно поручают работу по дому своим детям.

8. Не уходите сами в свои телефоны

Согласно опросу Common Sense Media, 28% подростков заявили, что их родители были зависимы от своих мобильных устройств. Другое недавнее исследование AVG показало, что 32% опрошенных детей чувствовали себя ненужными и незамеченными, когда их родители погружались в свои телефоны. А быть незамеченным — не лучшая стратегия для воспитания уверенных в себе детей.

Как первое поколение родителей с круглосуточным доступом к интернету, нам важно уметь чувствовать, когда нужно отложить телефон и сосредоточиться на семье и детях. Мы и сами даем своим поведением пример. 

9. Боритесь за мирный, любящий дом

Дети в семьях с высоким уровнем конфликтов, как правило, живут хуже, чем дети родителей, которые собираются вместе, согласно обзору исследований Университета Иллинойса. Создание любящей, поддерживающей среды — это основа для воспитания психологически здорового потомства. 

От ссор и споров никуда не деться, и если ваш супруг здравомыслящий человек, он наверняка согласится с вами, что споры не должны вестись на повышенных тонах, с оскорблениями и нечестными приемами. Честная аргументация, умение принимать другую точку зрения, умение признавать свою неправоту, умение не нарушать границы, уважать партнера и умение примириться — вот что должны видеть дети вместо криков пещерных людей. 

10. Не будьте слишком жесткими (или слишком мягкими)

Диана Баумринд в своем новаторском исследовании 1966 года провела различие между авторитарными (очень строгими), снисходительными (очень добрыми) и авторитетными (одинаково дисциплинирующими и любящими) родителями. Короче говоря, авторитарные родители слишком жестки, снисходительные родители слишком мягки, а авторитетные — просто правы.

Когда ребенок моделирует своих авторитетных родителей, он учится навыкам регуляции эмоций и социальному пониманию, которые имеют решающее значение для успеха.

Ну вот, теперь вы вооружены успешными стратегиями воспитания. Пусть все получится!

Автор: Дэвид Додж
Перевод: Настя Морозова

Читайте также:  Физическое развитие ребенка критерии

Источник

СТРАТЕГИЯ    РАЗВИТИЯ   ЛИЧНОСТИ   ДОШКОЛЬНИКА.

  Личность — это конкретный человек со своими мыслями, точкой зрения, нормами      поведения и нравственностью.

  Личность формируется в условиях конкретно – исторического существования человека, в деятельности (трудовой, учебной и др.) Ведущую роль в процессах формирования личности играют обучение и воспитание, которые осуществляются в группах  ( семья )и коллективах ( ДОУ, говорим о дошкольниках).  Но не нужно сбрасывать со счетов, что  каждый ребенок- это  не только будущий наследник семьи, надежда и опора родителей в старости, но и будущий строитель нашего государства. Поэтому не только родители должны принимать участие в развитии личности ребенка, но и государство, чтобы в дальнейшем было кому его (государство) строить и защищать.  То есть развитием личности должны заниматься и семья, и государство. В разные периоды жизни ребенка  каждый из вышеназванных участников по-своему должен  выстраивать свою стратегию развития личности ребенка, но надо помнить, что они должны сотрудничать в своей деятельности, чтобы достичь общей цели.

  В период с рождения до трех лет, когда ребенок  пойдет в детское дошкольное учреждение, развитием ребенка занимается семья. Ребенок, еще не родился, но семья уже должна задуматься над тем, как правильно ребеночка развивать. Огромное значение в развитии ребенка играет мама. Поэтому очень важно, чтобы мама ( не все мамы задумываются об этом) и другие близкие знали особенности развития ребенка. Важно, чтобы еще до рождения ребенка (особенно, если этот ребенок первый) , в период вынашивания,  были созданы «школы для мам» ( читайте «работа государства), в которых не только знакомят  будущих мам  с тем, как ухаживать за ребенком, но и с тем, как развивать его. Сейчас при женских консультациях созданы подобные школы. Важно, чтобы  на занятиях уделялось внимание не  только вопросам ухода за новорожденным, но и вопросам его развития.   Мама должна уяснить  важность каждого периода в развитии ребенка. Она должна знать , что время,  упущенное в младенчестве , ведет к определенной задержке развития в последующие периоды( очень важно, чтобы из этой школы мама ушла с  печатными рекомендациями, которыми она могла бы в дальнейшем воспользоваться: не у всех есть интернет, да и там можно наткнуться на противоречивую информацию).  

       Ребенку исполняется год. Мама уже подзабыла, если помнила, чему ее научат в « маминой школе». И   тут на помощь маме должны прийти   службы ранней помощи, группы кратковременного пребывания, Лекотеки, психолого- медико социальные центры ( как угодно это назовите, но смысл один: это те государственные организации, в которых мама получить бесплатные  необходимые  психолого- педагогические знания и помощь по дальнейшему пути развития  ребенка).

        Приходит время, когда  ребенок поступает в дошкольное учреждение . И здесь государство берет на себя обязанности ( в лице сотрудников дошкольного учреждения)по дальнейшему развитию личности ребенка.  В разное время государство по — разному предъявляло требования к работе дошкольных организаций. Эти требования  формулировались в государственных документах. С 17 октября 2013 года вступил в действие приказ  «Об  утверждении Федерального государственного  образовательного  стандарта  дошкольного образования». Работники всех дошкольных учреждений в своей работе должны руководствоваться этим документом. Этим документом государство на себя взяло ответственность за  развитие  личности ребенка.   Не буду перечислять и анализировать все пункты ФГОС(  каждый  из них  неразрывно связан с развитием ребенка) .  Отмечу только, что  ФГОС определил новый  подход к статусу, роли и задачам дошкольного образования. Стандарты нацеливает дошкольное образование на формирование личностных качеств ребенка  через индивидуализацию образования. То есть подчеркивается наличие у каждого дошкольника  своего пути развития. Очень важно простроить  индивидуальный  образовательный  маршрут развития  для каждого ребенка. Этот маршрут должен учитывать  особенности  развития каждого( еще раз подчеркиваю) ребенка,  все  его личностные качества  и в соответствии с ними  определять путь развития личности ребенка.

    Обращаю внимание на то, что  положения ФГОС могут  использоваться родителями при получении детьми дошкольного образования в форме семейного образования (  I.Общие положения. п.1.1 ФГОС).  При этом важно отметить, что родители детей, не посещающих и посещающих  дошкольные учреждения, должны по-прежнему иметь возможность получения  психолого- педагогической поддержки и   помощи  в  вопросах  развития  личности дошкольника.

     Еще раз обращаю внимание на то,  чтобы в  развитии  личности ребёнка активную позицию занимало не только государство (в лице работников  дошкольных организаций),но и родители.

Источник