Стоит ли водить ребенка к логопеду в 3 года
Бытующее в народе мнение, что до 5 лет к логопеду-дефектологу обращаться рано и вовсе не имеет смысла, может сыграть очень злую шутку. Многие родители, дети которых плохо говорят или вообще не говорят даже к 2-3 годам, часто отмахиваются, вспоминая семейные истории про родственников, которые заговорили поздно или старый английский анекдот о мальчике, который молчал, потому что «все и так было хорошо».Стоит ли ждать, пока ребенок заговорит сам или необходимо хватать его в охапку и бежать к специалистам? Давайте разберёмся.
Почему ребенок в 2-3 года не говорит?
Причины, по которым формирование речи у ребенка задерживается, могут быть очень разными.
Физиологические или внутренние факторы:
- Сниженный слух. Нередко родители детей до 2 лет даже не догадываются о том, что у малыша имеются проблемы со слухом. Если он не отсутствует полностью, то ребенок реагирует на громкие звуки, на присутствие близких. А что не говорит, так, может быть, ему еще рано. После обследования специалистами оказывается, что речь не формируется именно потому, что малыш ее попросту не слышит.
- Патологии ротовой полости. К ним относят короткую уздечку языка, расщепление неба и даже аденоиды. Такие нарушения могут быть явными и диагностируются сразу, а могут быть выражены несильно. В таком случае никто и не знает, по какой причине ребенок все еще не говорит. А ему трудно произносить звуки.
- Наследственная задержка речевого развития. «Твой муж заговорил в 4 года и ничего страшного с ним не случилось. Вон какой умный вырос!» — говорит свекровь. Такие слова должны не успокаивать, а наоборот — вызывать беспокойство. Нет, ничего ужасного с мужем нет. Но задержка речевого развития, передаваясь по наследству, к сожалению, усугубляется в каждом последующем поколении. Ваш ребенок требует более пристального внимания.
- Патологии мозга и нервной системы. Все возможные нарушения с этой стороны тормозят развитие речи. Даже мигрень может провоцировать задержку, что уж говорить о более серьезных нарушениях.
Внешние факторы:
- Психотип ребенка и его отношение к окружающему миру. Такие особенности тоже имеют свое влияние. К примеру, малыш-созерцатель может мало говорить, заставляя тревожиться своих родителей. А при этом он просто погружен в свои мысли и осознание мира. Если нет других тревожащих факторов, он, скорее всего, просто немного позже расскажет вам о своих наблюдениях.
- Наличие близнеца. Замечено, что у близнецов речь начинает формироваться с задержкой. Все дело в том, что у них всегда рядом человек, которых понимает с полуслова.
- Рождение младшего брата или сестры. Ребенка, не спросив, сделали старшим. Иногда он может говорить «как маленький» именно по этому причине.
Как видите, факторов, влияющих на развитие речи, очень много. Именно поэтому крайне важно вовремя найти причину и справиться с проблемой.
Почему «раньше» — это значит «лучше»?
Детский организм уникален по своей способности к компенсации. Абсолютно все врачи говорят о том, что чем раньше выявлено заболевание или патология в развитии, тем проще ее устранить.
В частности, научить говорить значительно проще маленького ребенка. В этом возрасте идут самые активные процессы формирования речи. Именно сейчас он намного легче догонит своих активно болтающих сверстников. 13 способов научить ребенка говорить в 2-3 года.
Кроме того, длительная речевая задержка приводит к другим неприятностям — отставании психического развития. Правильная речь, умение общаться дают ребенку возможность развиваться. Отсутствие общения тормозит формирование познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы. В конечном итоге ребенок сильно отстанет от ровесников.
Дошкольный период характеризуется активнейшим развитием всех сфер. А значит, уже к школе отставание будет очень серьезным.
Когда ждать нельзя
Родители должны внимательно следить за развитием своего ребенка. Несомненно, существуют так называемые варианты нормы и некоторые отклонения от классических таблиц вполне возможны. Однако существует ряд признаков, которые должны заставить забеспокоиться:
- Четырехмесячный младенец не реагирует на появление взрослых. Не улыбается при виде близких. Нет гуления.
- К 6-7 месяцам не появилось лепетания, повторяющихся слогов, означающих конкретное слово — «та-та-та», «на-на-на» и других.
- В полтора года малыш еще не говорит даже простых слов типа «мама», «папа», «дай». Не понимает простых просьб вроде «подойди ко мне», «принеси мишку».
- В 2 года его лексикон состоит всего их нескольких самых простых слов.
- К 2, 5 годам словарный запас не более 20 слов и ребенок не составляет из них предложения.
- К 3 годам ребенок не понимает простых объяснений и не знает названия частей тела.
- В 3 года логопед-дефектолог ожидает услышать не менее 1000-1500 различных слов и речь, состоящую из сложных предложений. Если малыш этого не демонстрирует, то имеет смысл обратиться к специалисту.
Бывает так, что ребенок говорит, но на своем языке. Несомненно, в этом возрасте он имеет право и на «бо-бо», и на «гав-гав» вместо собачки и даже на какое-то непонятное слово, означающее нечто совсем непохожее по звучанию. Однако такие слова не должны составлять весь его словарный запас. Если малыша в 3 года понимает исключительно мама, это тоже повод для обращения к специалистам.
Почему не следует ждать, заговорит ребенок или нет
Мы уже упоминали, что в раннем возрасте многие нарушения развития речи корректируются значительно проще. К сожалению, нередки случаи, когда родителям, обеспокоенным тем, что ребенок не говорит в 2-3 года, советовали подождать лет до 5 и уже тогда приходить заниматься. А в 5 лет врачи разводят руками и говорят, что уже поздно.
Отсутствие прогресса приводит к сильному отставанию ребенка от сверстников. Без речи он не может общаться, а значит и воспринимать и усваивать информацию. Не развиваются должным образом мышление, внимание и память, не налаживается контакт с окружающими, а, значит, страдает и эмоциональная сфера.
Диагноз ЗРР — задержка речевого развития — означает только отсутствие связной речи, в то время как психическое развитие ребенка в полном соответствии с возрастными нормами. В 2-3 года иногда соседствует с другим — ЗПР — задержкой психического развития. А вот уже 5 годам дети, не получавшие соответствующего лечения и коррекции, получают именно ЗПРР. К сожалению, исключительно речевое отставание в этом возрасте встречается нечасто. Лишь 20% ребятишек не начинают отставать в психоэмоциональной сфере от своих товарищей по песочнице.
Объем работ, которые необходимо провести, чтобы скорректировать отставание, громаден. И не всегда возможно полностью устранить проблему.
Чтобы ваш ребенок хорошо учился, посещал обычную, а не коррекционную школу, имел друзей и построил успешную жизнь, не упустите проблему!
Источник
Ребенку 3 года. Не сказала бы, что он не говорит, говорит предложениями, но жутко непонятно. Понять могу его зачастую только я. Придумывает свои слова вместо правильных, коверкает, с шипящими звуками проблемы. Как вы считаете, уже нужно бить тревогу и бежать к логопеду, или все-таки подождать? В сад мы только пойдем в сентябре. селижарово 4 года назад Четко уверен ,что если увас и у мужа в роду нет шепелявых и картавых никуда ходить не надо . Своего старшего я отстоял оу жены и тещи от походов к логопеду, хоты говорил он практически анаграммами таски боск и так далее, после 5 ти он говорил все. Вторую не отстоял ,начали мучить , недавно заговорила все ,ей 5 лет, вообщем в 5 заговорит нормально сам ребенек если невкого шепелявить я уверен в этом. автор вопроса выбрал этот ответ лучшим Лишняя хромосома 4 года назад При комиссии в садик его и так проходят, так что специально можно и не ходить. В таком возрасте у моего ребенка было нарушения речи, совершенно не поставлены многие звуки, что бабушки и дедушки списывали на индивидуальность и говорили: перерастет, пройдет, научится. А не прошло. Нарушения речи мы исправляем и уже три года и очень хорошо, что на это так рано обратили внимание. В частности, мы попали в логопедическую группу, что очень выручило финансово. Vetiya 4 года назад Тут главное выявить причину плохого произношения, если это неврология — например слабые мышцы языка и прочее, то нужно пойти к логопеду, сами звуки у него не поставятся! Поомимо этого вас еще на массаж языка направят или на физио-процедуры. А если это его возрастная особенность, то можно пойти лет в 5, поставить звуки перед школой. тому же он пойдет в садик, там много детей, которые хорошо разговаривают и он просто начнет за ними повторять! Но в любом случае для начала вам нужно посетить логопеда, чтоб определиться с причиной. lovare89 4 года назад А я думаю, что все не так страшно. Главное, побольше практики. Побольше с ребенком говорить, поправлять, но обязательно поощрять. И говорить, говорить… Чтобы язык натренировался. На тренировались фразы, предложения. От простого к сложному. Обычно родители просят ребенка молчать, говорить тише, не мешать взрослым. Как же ему тогда научится говорить, если практики то нет? Это как плавать — без практики никуда. Евгения92 4 года назад Знаете, я считаю, что сходить все-таки стоит. Лишним точно не будет точка чтобы себя потом не укорять и не пилить. Очень важно правильно научиться говорить до того, как он начнет читать и писать. Бывает и такое, что у ребенка неправильно Подрезана языковая перегородка. Это нужно к врачу. Логопед подобного рода проблемы не решит. Мне язычок подрезали ещё в роддоме, моей родной сестре младшей, двоюродной сестре. Калининградский полешук 4 года назад В детском саду есть логопед, плюс там отличная языковая среда для ребёнка. Если случай сложный тогда к докторам с квалификацией повыше. В саду где воспитывались мои дети был отличный логопед. Не поленитесь, сходите в ваш сад и поговорите с местным логопедом он точно скажет что делать сейчас и на что обратить особое внимание, чаще в проблемах дитя виноваты мы сами, говорят что проблему «насюсюкали»). Солнечная Долина 4 года назад Основные причины обратиться к логопеду в этом возрасте — это, если ребенок активно говорит на «своём непонятном» языке, если ребенок все понимает, а говорить совсем ничего не хочет, лениться. До сентября всего 2 месяца осталось. Бывает, что в коллективе детки начинают говорить лучше и четче. В садике в штате может быть логопед, который возьмет вашего ребенка на занятия. simplyn 4 года назад Вообще-то «бить тревогу» нужно лет в 5ть-к этому времени ребенок должен уже «выговориться». Но ситуации бывают разные и порою необходима помощь специалиста в более раннем возрасте. Поэтому дабы не пропустить «тот» момент, посетить логопеда с целью консультирования все же не лишне-сейчас,увы, много деток с серьезными проблемами речи. И вы будете спокойны. frauEv4enko 4 года назад лучше сходить к квалифицированному врачу. квалифицированный специалист определит причину, и если необходимо, назначит гимнастику или лечение. чем раньше к нему обратиться, тем быстрее и легче это пройдет. не затягивайте. не слушайте родственников и добрых дядь и теть. Inara-pd 4 года назад Не раньше,чем в 4 года к логопеду. Мой тоже в 3 года на своем «таробарском» говорил. Свекровь замучила-почему он не говорит, вот у знакомой- девочка в два года уже болтает. Ну и что!!!))) Все дети индивидуальны! Мой не говорил,потому что я и так его понимала, а в сад пошел-никто не понимает,и начал стараться. А младший у нас к двум годам-как взрослый говорил,потому что вокруг все так говорили. Не волнуйтесь и не накручивайте. Знаете ответ? |
Источник
Рассказывает сотрудник Института коррекционной педагогики РАО, кандидат педагогических наук Валентина Кисилева.
— Смотрите, а на елке сыски висят.
…Мы с Мишкой так и покатились.
Девчонке пять лет, скоро замуж выдавать! А она — «сыски»…
— Я правильно сказала сыски! Это у меня зуб вывалился и свистит…
— У меня целых три вывалилось, а я все равно говорю правильно! Вот слушай: хыхки!
…Глядя на них я так хохотал, что даже проголодался…
Никакие не сыски. Никакие не хыхки, а коротко и ясно: фыфки!
В. Драгунский «Заколдованная буква»
Картавить разрешается
Произносить звуки неправильно детям разрешается до 4,5–5 лет, говорят логопеды. Более того, в этом возрасте они имеют полное право на коверканье слов. У них еще идет формирование звукового строя речи, и дети как бы пробуют разные варианты звукопроизношения.
Ребенок может не так произносить шипящие звуки, у него может не быть звука «р» или твердого «л»… К 4–5 годам произношение обычно самостоятельно выправляется и помощь логопеда большинству детей не бывает нужна.
На самом деле неумение четко произносить пресловутое «р» или «ш» – не самая большая беда в жизни. И логопеды иногда высказывают крамольную мысль: ну и пусть не выговаривает… Если только вы не прочите своему малышу карьеру политика или актера и «лыба» не вызвана патологией речи.
Чем старше ребенок, тем сложнее исправить его произношение, а после 14 лет это становится практически невозможным. Так что, если вы вовремя не спохватились, добиться совершенной речи у подростка вам будет трудно.
Но иногда (и, к слову, в последнее время все чаще и чаще) неумение говорить правильно бывает вызвано у ребенка именно патологией речи. И вот тут уже плохая дикция обернется трудностями при письме и чтении, а, значит, и проблемами в школе. Если у вас именно этот случай, без помощи логопеда вам не обойтись.
В то утро я быстро справился с уроками, потому что они были не трудные. …Я сочинил предложение: «Мы построили салаш». А больше ничего не было задано.
В. Драгунский «Шляпа гроссмейстера»
Не теряйте гласные!
Насторожиться и заподозрить, что не все с речью вашего ребенка в порядке, родители должны при таких ошибках.
Малыш взаимозаменяет звуки. Одно дело, если вместо слова «шапка» он говорит «сапка» – это лишь неумение выговаривать звук «ш». И совсем другое, если он не только говорит «сапка» вместо «шапка», но и «шобака» вместо «собака». Значит, он не слышит, не различает звуки «с» и «ш», а потому взаимозаменяет их.
Такие ошибки сами собой не исправляются. Поэтому не ждите, когда малыш подрастет, а даже если ему 2 года и он только заговорил, ведите его к логопеду.
Ребенок проглатывает слоги или, наоборот, добавляет лишние. И в 3, и даже в 4 года ему позволяется коверкать слова почти до неузнаваемости, но и в «авторской версии» слово должно состоять из правильного количества слогов.
Та же «шапка» может быть «шака», «сапа», «пака», но не «шап» или «шапака».
Дети могут опускать или добавлять согласные, но не гласные. Ведь гласные – это основа слова, его ритмика. И нарушение слоговых структур – сигнал, что ребенок не слышит ритма слова. Хотя при нормальном развитии эта функция формируется в двух-трехлетнем возрасте.
Ребенку больше 3,5 лет, но он говорит вяло, как бы прожевывая слова. И в этом случае придется обращаться к логопеду за специальными упражнениями.
Точно так же, как если он говорит в нос. Такой «прононс» не всегда связан с разросшимися аденоидами. Поставьте ложку или зеркальце к носу ребенка и пусть он что-нибудь скажет. От дыхания зеркальце может слегка запотеть, но если оно запотеет сильно, значит, струя воздуха идет через рот, а ведь наша речь предполагает носовое дыхание.
А у нас сегодня кошка
родила вчера котят…
С. Михалков «А что у вас?»
Кто припас словарный запас?
Логопед не только «ставит» звуки, он проверяет общее развитие ребенка, смотрит, какой у малыша словарный запас, хорошая ли слуховая и зрительная память… Умеет ли он грамотно строить предложения, видоизменять слова, пользоваться предлогами…
К 6 годам ребенок должен знать все многообразие бытовых предметов: посуды, мебели, одежды… К сожалению, сегодня без малого первоклассник может впервые от логопеда услышать такие слова, как «дуршлаг» или «сарафан». Хорошо, когда в семье есть бабушка, которая и сказку почитает, и переключит боевик на отечественный мультик. Но даже чрезмерно занятые папа и мама могут выкроить минуты для разговора со своим малышом. Просто в то время, когда вы варите борщ, меняете колесо в машине, работаете на компьютере, поясняйте ему, что вы делаете.
Если же новые слова запоминаются с трудом, если ребенок не в состоянии выучить ни одного стихотворения – это тоже повод обратиться к логопеду.
Три года – возраст почемучек. Но дети, которые плохо запоминают, – мало интересуются происходящим вокруг них, редко задают вопросы и обычно тут же забывают ответы. Нелюбознательность ребенка – тревожный симптом. Речевая патология тесно связана с неврологическими проблемами, и плохая память может быть вызвана не особенностями развития, а неврологическими заболеваниями, которые возникли из-за осложненной маминой беременности или тяжелых родов.
К 5 годам ребенок должен уметь правильно согласовывать слова в роде и числе, а к 6 годам и в падеже. Он должен уметь образовывать и видоизменять слова, составлять предложения, правильно пользоваться предлогами и не путать их.
Перед школой надо уже четко знать, где «право», где «лево», что такое «вчера» и что такое «завтра». Незнание подобных вещей говорит о том, что у ребенка нарушено зрительное и временное восприятие.
Так что на самом деле всем детям перед школой полезно посетить логопеда. Специалист посмотрит, соответствует ли развитие вашего ребенка возрасту, и подскажет, на что надо обратить внимание и как вам с малышом в преддверии школы заниматься.
Игры, тренирующие речь
У кого ловкие чуткие пальчики – у того хорошая развитая речь. Развить мелкую моторику помогут такие игры:
► Насыпьте в одну коробочку горох, в другую фасоль, поставьте их по разные стороны от ребенка и предложите ему одновременно складывать крупу в общую кастрюлю. К 3–4 годам у нормально развивающегося ребенка действия должны быть скоординированными.
► Спрячьте в кастрюлю с крупой маленькую игрушку – пусть ребенок копается в крупе, отыскивая машинку или пупсика и развивая таким образом тактильные ощущения. А можно игрушку положить в мешочек, чтобы малыш на ощупь отгадал, что там спрятала мама.
Зрительную память тренируем так.
► Нарисуйте ребенку картинку с массой подробностей. Домик с окошками, в одном есть занавеска, в другом – нет. Справа от дома – ели, слева – яблони. Из трубы идет дым. В левом углу – солнце, в правом – птицы… Пусть перерисует эту картину в точности. Не так важно, насколько хорошо будет все нарисовано, важно, насколько точно. Если малыш деревья поменял местами или не увидел занавески – значит, он не замечает детали и зрительное восприятие у него нарушено.
Теперь тренируем слуховую память.
► Различает ли ваш ребенок бытовые шумы? Попробуйте, сможет ли он не глядя, на слух определить, что какой звук издает: работающий миксер, закрывающаяся дверца холодильника, спичка, чиркающая о коробок…
А чтобы ребенок соотносил себя в пространстве…
► Постоянно уточняйте у него: что сзади тебя, что слева, что над тобой… А если развернуться в другую сторону?
Не ждите молниеносных результатов. Придется десятки раз проделать эти упражнения, прежде чем речь улучшится.
Личное мнение
Елена Цыплакова:
– Лично у меня никогда не было необходимости заниматься с логопедом. Но вот когда начались съемки «Кармелиты» (Елена Цыплакова – режиссер популярного сериала. – Ред.), выяснилось, что такого рода проблемы есть у Маши Козаковой, исполняющей в сериале роль Хитаны. Она сразу же начала заниматься со специалистом. Для актера правильная речь – это очень важно.
Смотрите также:
- Психолог: «Ребенок — личность незрелая, его нужно не ограничивать, а учить» →
- «Ремень — только для штанов». Доктор педагогических наук о воспитании детей →
- Пуп семьи. Когда главный в доме – ребёнок →
Источник