Стишки для развития речи ребенка 5 лет

Делюсь подборкой педагогов логопедической группы детского сада. Подходит для заучивания детьми 4-7 лет. Стихи подобраны по ритму, интонационному выражению и звукам/словам, которые нравятся повторять детям.

Малышам до 4 лет они тоже полезны, так как помогают научиться выразительно читать стихи (даже мамам!)

А.Тараскин

НАДВИГАЕТСЯ ГРОЗА

Муравей, постой, постой.

Почему спешишь домой?

— Что ж не видишь, стрекоза,

Надвигается гроза?

Если я спешу домой,

Будет дождик проливной.д

Будет дождик проливной.

СИНИЙ КИТ

Завтра с неба прилетит

Синий-синий-синий кит!

Если веришь — стой и жди,

А не веришь — выходи!

ГРИБНАЯ СЧИТАЛКА

Шла Ворона через поле,

Шесть грибов несла в подоле:

Сыроежку, боровик,

Под-оси-но-вик,

Груздь, опёнок, шампиньон.

Кто не видел — выйди вон!

СЛОН

Смотри-смотри-смотри! Летит!

Летит по небу — слон!

А кто не верит, что летит,

Наверно, думает, что — спит,

ПРОСНИСЬ И ВЫЙДИ ВОН!

ИГРАЕМ В ПРЯТКИ

Слышу, слышу, слышу, слышу,

Кто потопал и куда!

Кошка прыгнула на крышу

И пропала без следа!

Раз-два-три-четыре-пять,

Я иду её искать!

Н. Пикулева «ЧИКИ-БРИКИ-ГАВ!»

Шла весёлая Собака,

Чики-брики — гав!

А за ней бежали Гуси,

Головы задрав!

А за ними — поросёнок,

Чики-брики — хрю!

Чики — брики, повтори-ка

Что я говорю?

Надувала кошка шар,

а котёнок ей мешал.

Подошёл и лапкой — топ!

А у кошки шарик — лоп!

У медведя на макушке

куковали три кукушки,

Самый смелый выходи —

на кукушек погляди!

Вл. Левин «Чудеса в авоське»

—Тетя Варя,

Тетя Варя!

Где вы были?

— На базаре.

—Варя-тетя,

Варя-тетя!

Что купили?

Что несете?

— Я несу

Два чуда-юда,

В каждом чуде —

По два пуда.

Нет у них

Ни ног,

Ни рук,

Ни рубашек нет,

Ни брюк,

Только два большущих

Пуза

Знаем, знаем:

Два арбуза!

Е. Благинина — «Паровоз»

— Паровоз, Паровоз,

Что в подарок нам привёз?

— Я привёз цветные книжки.

Пусть читают ребятишки!

Я привёз карандаши,

Пусть рисуют малыши!

Л. Каминский «Как Кирилл заговорил»

Ученик Петров Кирилл

Всех сегодня уморил:

Стал животным подражать,

Кукарекать и визжать.

Вот пришёл учитель в класс.

-«Кто к доске пойдёт сейчас?»

А Кирилл Петров : «Ку-ку,

Гав-гав,гав, кука-реку!»

-«Кто кричал там? Не пойму!»

А Кирилл на это: «Му- у- у…»

-«Это ты Кирилл Петров?

Ты наверно нездоров?

Может, нужен врач тебе?

А Кирилл на это : «Бе-е-е…»

-«Подавай-ка свой дневник!»

А Кирилл: «Чирик-чирик,

Мяу-мяу, ква-ква-ква!»-

«Всё!- сказал учитель: «Два!»

«Ой, за что?» Вскричал Кирилл,

Снова он заговорил.

«Ёжик и дождик»

Ёжик, ёжик,

Видишь: дождик

Так и льёт

Как из ведра.

Может, на небе дыра?

Что сидеть без толку?

Доставай иголку.

По тропинке в горку топай,

Дырку на небе заштопай.

Б.Заходер «Приятная встреча»

Встретились Бяка и Бука.

Никто не издал ни звука.

Никто не подал и знака —

Молчали Бука и Бяка.

И Бука

Думал со скукой:

«Чего он так смотрит — букой?»

А Бяка думал:

«Однако

Какой он ужасный Бяка…»

Д.Хармс «Весёлый старичок»

Жил на свете стаpичок

Маленького pоста,

И смеялся стаpичок

Чpезвычайно пpосто:

«Ха-ха-ха

Да хе-хе-хе,

Хи-хи-хи

Да бyх-бyх!

Бy-бy-бy

Да бе-бе-бе,

Динь-динь-динь

Да тpюх-тpюх!»

Раз, yвидя паyка,

Стpашно испyгался.

Hо, схватившись за бока,

Гpомко pассмеялся:

«Хи-хи-хи

Да ха-ха-ха,

Хо-хо-хо

Да гyль-гyль!

Ги-ги-ги

Да га-га-га,

Го-го-го

Да бyль-бyль!»

А yвидя стpекозy,

Стpашно pассеpдился,

Hо от смеха на тpавy

Так и повалился:

«Гы-гы-гы

Да гy-гy-гy,

Го-го-го

Да бах-бах!

Ой, pебята не могy!

Ой, pебята,

Ах-ах!»

М. Бородицкая «Колдунье не колдуется»

Сидит колдyнья, дyется

Hа целый белый свет:

Колдyнье не колдyется,

И вдохновенья нет.

Hаколдовала к завтpакy

Из Афpики банан,

А появился — здpасьте вам! —

Из Аpктики бypан.

Hаколдовала к yжинy

В стаканчике пломбиp,

Hо yбедилась с yжасом:

В стаканчике — кефиp!

Hy что за невезение,

Hy что за наказание —

И даже вместо пения

Выходит pисование,

И даже вместо кypицы

Выходит пистолет…

Сидит колдyнья, дyется

Hа целый белый свет.

А может быть, кто дyется —

Томy и не колдyется?

Воробей, чего ты ждешь?

— Воробей, чего ты ждешь?

Крошек хлебных не клюешь?

— Я давно заметил крошки,

Да боюсь сердитой кошки.

Еж (В. Фетисов)

— Ты скажи мне, милый еж,

Чем ежиный мех хорош?

— Тем он, лисонька, хорош,

Что зубами не возьмешь.

Хозяйка и кот (разговор с котом) В. Левановский

— Почему ты черен, кот?

— Лазил ночью в дымоход.

— Почему сейчас ты бел?

— Из горшка сметану съел.

— Почему ты серым стал?

— Меня пес в пыли валял.

— Так какого же ты цвета?

— Я и сам не знаю это.

Дорогие родители, напоминаю, что вы можете приобрести одобренное детским психологом пособие для родителей с комплексом занятий для малышей от года до трех лет. Этот сборник от педагога раннего развития не только подскажет, как организовать развивающие занятия, но и поможет мамам проще относиться к развитию ребенка, и точно избавит от чувства вины)! Почитать о нем можно тут и по запросу на почту mama.poems@yandex.ru

Источник

Если научить ребенка правильно произносить звуки и слова в раннем детстве, то и в будущем проблем с дикцией у него не будет.

В этой статье AdMe.ru собрал стихотворения, которые вы можете разучить вместе с детьми. И заодно проверьте, насколько четкая речь у вас самих: получится прочитать эти скороговорки четко и быстро?

  1. К Чебурашке в чашку
    Шлепнулась букашка,
    Добрый Чебурашка
    Вытащил букашку,
    Положил букашку
    Сохнуть на бумажку.
    Высохла букашка,
    Поднялась с бумажки
    И снова чебурахнулась
    В чашку к Чебурашке.
  2. Лунный свет голубой
    Спать ослу не давал,
    Сел осёл на валун
    И зевал и зевал…
    И случайно осёл проглотил вдруг луну,
    Улыбнулся, вздохнул –
    И спокойно уснул.
  3. Злые крысы
    Грызли крышу,
    Но пришел котёнок рыжий, крысы в дыры убежали
    И от страха там дрожали.
    Хрюша – поросёнок
    Хрюкает спросонок:
    Хрюк да хрюк! Хрюк да хрюк!
    Подавайте мне урюк!
    Поросёнок Хрюша,
    До того, как покушать,
    Ты возьми-ка мыло,
    Да умой-ка рыло!
  4. Забрели к нам в детский сад
    Десять маленьких цыплят.
    Завела их с улицы
    Пёстренькая курица.
    Миленькая курица, ты ошиблась улицей,
    Это детский сад.
    Но не для цыплят!
  5. Сы — зы, сы — зы, стало скучно без козы.
    Се — зе, се — зе, я нарвал травы козе.
    Ри — ли, ри — ли, прилетели журавли.
    Ша — жа, ша — жа, мы нашли в траве ежа. 

    Ще — че, ще — че, грязь у мишки на плече.
    Жи — ши, жи — ши, как конфетки хороши.
    Зу — су, зу — су, не пускают в дом лису.
    Ла — ра, ла — ра, на горе стоит гора.

    Пу — бу, пу — бу, сидит филин на дубу.
    Па — ба, па — ба, а под дубом есть изба.
    Пы — бы, пы — бы, курьи ножки у избы.
    Пе — бе, пе — бе, та изба идёт к тебе.

    Ты — ды, ты — ды, я нашёл твои следы.
    Те — де, те — де, только нет тебя нигде.
    Ту — ду, ту — ду, а я с дудочкой иду.
    Ти — ди, ти — ди, поскорее приходи.

  6. Не понять никак нам Дашу,
    Ведь во рту у Даши каша.
    Но не гречка и не плов —
    Эта каша-то из слов!

  7. Любит буква «Р» тигрёнка —
    С детства он её рычит.
    Любит буква «Р» рыбёшку —
    Лучше всех её… молчит.

  8. Букву «Р» наш поросёнок
    Громко хрюкает с пелёнок.
    Буду крепко с ним дружить —
    «Р» поможет мне учить.

  9. На уроки к логопеду
    Аж вприпрыжку я бегу:
    Ведь учительнице строгой
    Показать язык смогу!

  10. Должен каждый офицер
    Говорить отлично «Р»!
    Ведь иначе он солдат
    Не построит в ровный ряд.

    (Команды: «Смирно!», «Равняйся!», «Стройся!», «Рассчитаться по порядку!»)

  11. Депутату иль певцу
    Быть картавым не к лицу.
    Не давай хлеб пародистам,
    Говорить учись ты чисто.

  12. Мы расселись по порядку,
    Дружно делаем зарядку,
    Не ногами, не руками,
    А своими… язычками.

  13. Вчерашний град
    Повредил виноград.

  14. Редиску в окрошку
    Режет Серёжка.

  15. А в подарке у Марины
    Три огромных мандарина.

  16. Тигр и рысь — родня для киски,
    Репа, редька — для редиски.

  17. Артур на портрете
    В бордовом берете.

  18. У крысы в норке
    Сырные корки.

  19. Тридцать три огромных рака,
    Все в нарядных красных фраках.

  20. Рожь яровая —
    Культура зерновая.

  21. У принцессы у Арины
    На кровати три перины.

  22. Поздравили мы Иру
    По радиоэфиру.

  23. Папиросы, сигареты
    Для ребят всех под запретом.

  24. Прорубь в пруду –
    Рыбачить приду.

  25. Борька наш нырнул бобром,
    А вот Ромка — топором.

  26. Шофёр спозаранку
    Крутит «баранку».

  27. Кудрявый рыжий Юра
    Гордится шевелюрой.

  28. Радиоконструктор
    Придумал репродуктор.

  29. Горячий призыв к народу:
    Берегите родную природу!

  30. На праздник придём нарядными,
    Опрятными и аккуратными.

  31. Кроссворды и шарады
    Разгадывать мы рады.

  32. Корректировать я рад
    Речевой свой аппарат.

  33. Приобрёл Артур
    В Европу тур.

  34. Прохор и Варвара –
    Прекрасная пара.

  35. Гарантировал повар в трактире
    Макароны на гарнир Ире.

  36. А в руках у детворы
    Разноцветные шары.

  37. Стар ворон репертуар:
    Утром, вечером – всё КАРРР!

  38. В нашем озере Андрей
    Тридцать выловил угрей.
    Жарь, копти их и вари –
    Очень вкусные угри.

  39. Чтобы ядро из ореха добыть,
    Нужно его скорлупу раскусить.

  40. Берёзы бобр грызёт зубами,
    Как будто острыми резцами.

  41. Ананасы на сосне
    Света видела во сне.

  42. Просит Сашу киска:
    «Поделись сосиской!»

  43. Гусь искупался,
    Но сух остался.

  44. В саду средь ветвей
    Свистит соловей.

  45. Я старалась, я старалась —
    За посылку расписалась.

  46. С осины осенней
    Слетел лист последний.

  47. Соблюдается совой
    Распорядок часовой,
    Всё по расписанию,
    По согласованию.
    (По А. Усачёву)

  48. Больную Колькину коленку
    Зелёнкой колкой лечит Ленка.

  49. Пуделя Мальвины
    Слепила я из глины.

  50. Апельсин делю на дольки
    Для Алины и для Кольки.

Читайте также:  Пупочная грыжа у ребенка 5 лет лечение гимнастика

Источник

Налью в чашечку котенку (1)
Молочко, молочко.
Он начнет лакать в сторонке (2)
Молочко язычком.
Служит ложечкой котенку (1)
Язычок, язычок.
И дрожит хвостик тонкий,
И вздыхает бочок.
А когда закончит ужин
Наш усатый чудак,
Зная, что быть чистым нужно,
Умывается так:
Он оближет свои губки, (3)
А потом — еще раз,
Чисто вымоет шубку (4)
Язычком, а подчас
Лапой мордочку моет —
Как мочалкой скоблит.
«Мурр!» — мне скажет с любовью:
«Все, спасибо: я сыт! » 

(1) — «Чашечка»: рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
(2) — «Котенок»: имитируем движения язычка котенка — «захватываем язычком молочко и отправляем его в рот».
(3): облизываем по кругу губы.
(4): имитируем вылизывание котенком шерстки. 

* * * 

Наварила Катя кашки:
Подставляйте, куклы, чашки!
Чашка — Саше, чашка — Маше, (1)
Эта чашечка — Наташе
И пол-чашки — Валеньке,
Кукле самой маленькой.
Эта — зайке, эта — мишке,
Буратино-шалунишке.
Буратино, сядь, как взрослый! (2)
Кушай ложкой, а не носом!
Кто все быстро сможет скушать,
Тот пирог получит с грушей.
Ну-ка, быстро взяли ложки! (3)
Быстро съели все до крошки! 

(1) — «Чашечка».
(2) — «Ложечка»: язычок становится более узким и длинным.
(3): широко открываем и закрываем рот). 

* * * 

Еле маленький грибок
Через мох пробиться смог.
Целый день он подрастал,
К вечеру огромным стал.
Нас увидев, удивился,
И, подумав, поклонился:
Шляпку снял и выгнул спинку:
— Не возьмете ли в корзинку?!

Упражнение «Грибок»: язык упирается в верхнее небо, при этом нижняя челюсть опускается и растягивается уздечка языка. 

Читайте также:  Ребенка 5 лет шелушится кожа

* * * 

А теперь — смотри, смотри —
Мы с тобой — богатыри:
Рухнул старый-старый дом —
Мы поднимем крышу в нем.

Упражнение «Грибок».

* * * 

Ветер в трубочку свернул
Листик, в дудочку подул:
Песенка — дыханье ветра —
Зазвенела… где-то, где-то,
Там, за синими лесами
Обернулась парусами.
Морской ветер — старший брат —
Этой песенке так рад! —
Щеки надувает,
Парус наполняет:
Облака-кораблики —
Белые журавлики —
Снова за леса плывут —
С моря дождики везут.

Упражнение: язычок сворачиваем в трубочку, через нее дуем. 

* * * 

— Эй, зайчонок, серый зайка,
Мне сыграй на балалайке!
Подыграй, а я спою
Песню лучшую мою!

Зайка серый разыгрался,
Зайка очень постарался,
Балалаечка звенела,
Белка рыженькая пела.

— Ты устал? Ну, отдохни
И опять играть начни.
Молодчина, зайка!
Вот так балалайка!

Упражнение «Балалайка»: напряженную верхнюю губу раздражаем языком. 

* * *

— Кто в лесу стучит, стучит?
— Дятел дерево долбит:
— Д-д-д-д-д-д-ды,
Нелегки мои труды:
Я не просто так стучу —
Это дерево лечу:
Под корой — жучков ходы,
Д-д-д-д-д-д-ды.

Упражнение «Дятел»: «выбиваем» звук «Д» кончиком язычка на верхних альвеолах.

* * *

Гусь поспорил с индюком:
«Птичник, чей же это дом?»
Гусь шипит: «Да ты малыш!
Защиплю! Дом мой! Ш-ш-ш!»
А индюк: «Бл-бл-бл-бла!
У тебя нет ни кола!
Всем понятно: птичник — мой!
Я иду к себе домой!»
Воробьи взлетают с крыш,
Испугавшись: «Ш-ш-ш!»
И бегут на край села
Уточки от «Бл-бл-бла!»…
Ты пугать умеешь, друг,
И как гусь, и как индюк?
Нас немного посмеши:
Двух задир нам покажи!

Упражнение «Гусь»: шипим — дуем на язык, подняв его к небу.
Упражнение «Индюк»: широкий язык высовываем за верхнюю губу, произнося: «Бл-бл-бл». 

* * *

Львенок учится рычать,
Очень хочет «Рррр!» сказать.
Мордочку свою задрав,
Хочет — «Рррр!», выходит: «Мяв!»

Как он стать львом грозным сможет?
Мы с тобой ему поможем!
Трактор — синий богатырь — 
Как мотор заводит? — Тррр!

Молния сверкает! Гром!
Мы его не пустим в дом —
Крыша прочная! Нет дыр!
Пусть себе ворчит: — Гррр! Грррр!

Берег речки. Гладь воды.
Слышно катер: «Ды-ды-ды».
Вот подходит пассажир — 
Катерок взревет: «Дрррр! Дрррр!»

Львенок маленький старался,
Львенок долго упражнялся.
Он, как папа, на весь мир
Скажет громко, звонко: «Ррррр!»

Учимся «рычать»: тренируемся произносить «Р». 

* * *

Как-то раз решил свой домик
Привести в порядок гномик:
Краску, кисточку нашел — 
Потолок белить пошел.
Кисточка: назад — вперед, — (1)
Еще краску гном берет,
Красит вновь: вперед — назад.
Как красиво! Гномик рад.

Он теперь сушеной тиной (2) (на верхних зубах)
Выметает паутину
И в углу, и на комоде:
— Пауки пусть в сад уходят!
Сверху — все. Спускаюсь вниз.
Ну, грязюка, берегись!

Гномик, стоя на коленках, (2) (на нижних зубах)
— Влево-вправо! — моет стенку:
— Вправо-влево! — вновь и снова.
Дом сияет, словно новый!

Положил половичок (3)
На забор наш старичок:
— Пыль стряхну с него раз пять —
На пол постелю опять.

Вымыт пол. Приятно в доме.
И решил усталый гномик:
— Заслужил я угощенье —
Чай малиновый. С вареньем! 

(1): широким языком проводим от верхних резцов до мягкого нёба.
(2): языком чистим зубы изнутри влево-вправо.
(3): широкий язычок расстилаем на нижней губе; через некоторое время чередуем действия: высунуть вперед острый язычок — снова расстелить на губе широкий («стряхиваем пыль»). 

* * *

Во дворе стоят качели.
Вы качались? В самом деле?
Ну-ка, заинька, садись:
Вверх-вниз, вверх-вниз!

Вот лисичка: 
— Стойте! Дайте!
Меня тоже покачайте!
Что ж, исполним твой каприз:
Вверх-вниз, вверх-вниз!

Ох, качели косолапый
Останавливает лапой:
— Я качаюсь! Берегись!
Вверх-вниз, вверх-вниз!

Упражнение «Качели»: язык движется вверх-вниз. 

* * *

Едет к бабушке Егорка: (1)
Забирается на горку, (2)
После горки — вновь низина. (3)
Речка… Мостик выгнул спину. (2)
Дальше ровная дорожка. (3)
Брызнул дождь — чуть-чуть, немножко.
В небе радуга проснулась,
Над дорожкой изогнулась. (2)

(1): улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам.
(2): выгнуть «спинку» языка.
(3): опустить язычок. 

* * *

Серый волк под старой елкой
Два часа зубами щелкал.
Широко рот открывал,
Но зайчишку не поймал.

Упражнение «Крокодил»: широко открываем и закрываем рот. 

* * *

Слоненок и зебра

В зоопарке жарко-жарко.
Как слоненку зебру жалко! —
Солнце жарит целый день,
Бесполезна даже тень.
Бедной зебре очень плохо!
Только слон не будет охать:
В пруд свой хобот опускает — (1)
Воду до-о-олго набирает.
Хобот — вверх: теперь дуть надо. (2)
— Дождь! — ах, как же зебра рада!

(1): имитировать всасывание воды через тонкую трубочку.
(2): вытянуть губы вперед трубочкой и дуть. 

* * *

У медведя нет корзины — (1)
Собирает в рот малину. (2)

(1): рот широко открыть и закрыть.
(2): плотно сжать губы. 

* * *

Рыбка

Не наживка — без крючка
Рыбке дали червячка.
Рыбка радуется: «О-о-о!
Я, пожалуй, съем его!»

Упражнение «Рыбка»: округляем губы, делаем захватывающее движение губами. 

* * *

Слоненок

Посмотрите на слоненка:
Хобот длинный у ребенка!
— А я так умею тоже! —
Маме говорит Сережа.
Губы трубочкой свернул
И вперед как потянул!
— Посмотрите, как хорош! —
Я на слоника похож! 

Упражнение «Хоботок»: сомкнутые губы вытянуть вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от 3 до 5. 

* * *

Бурундук

Бурундук, нас встретив, в спешке
Прячет за щекой орешки —
Щечка стала, словно мяч!
— Покажи, что там, не прячь!
Злится бурундук в ответ:
— Ничего за щечкой нет — 
Видишь, тонкая какая.
— Видим — круглая другая.
Ты в секрете не держи —
Что за щечкой? Покажи!
— И за этой пусто тоже! —
Бурундук всерьез встревожен,
Он орешки взад-вперед
Перекатывает: — Вот!
Здесь их нет, и здесь их нет!
Мы достали свой обед:
— Не тревожься и не злись!
На морковку — угостись!
Мы пойдем — нас ждет медвежка…
— Эй, ребята! Там — орешки.

Читайте также:  Феноменальный это 5 лет ребенку

Упражнение «Перекатываем орешки»: язычком изнутри упираемся поочередно то в одну щечку, то в другую. Выполнять упражнение медленно, четко. 

* * *

Пони

Сбоку — дорожка, а в центре — лужок.
Маленький пони, мой добрый дружок,
Снова и снова катает ребят:
Слышишь, копыта стучат и стучат.

Раз поиграть он со мною не может,
Стану как будто лошадкою тоже:
Словно копыта, звучит язычок:
— Цок-цок-цок-цок! Цок-цок-цок-цок!

Упражнение «Лошадка»: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к небу, пощелкать кончиком языка. Рот широко открывать. 

* * *

Леденец от щечки к щечке
Перекатывает дочка.
Не спешит, не разгрызает:
Пусть подольше он не тает!

Упражнение «Перекатываем орешки». 

* * *

Мы с тобой когда проснемся,
Сразу солнцу улыбнемся!

Упражнение «Улыбка»: удерживаем губы в улыбке, зубы не видны. 

* * *

На даче

Мы посадим лук и репку
И забор поставим крепкий. (1)
В нем калитку сделать надо — (2)
Мы гостям хорошим рады!

(1) — «Заборчик»: губы растянуты в улыбке так, чтобы были видны 2 ряда зубов, зубки на зубки ставим в естественном прикусе; 2) «воротца»: то же, но зубки разомкнуть, удерживая губы в хорошей улыбке) 

* * *

Круглый бублик получаю
Я всегда на завтрак к чаю.

Упражнение «Бублик»: зубы сомкнуты, губы округлены и чуть вытянуты вперед, верхние и нижние резцы видны. Удерживать в таком положении под счет от 3 до 5. 

* * *

Вот — забор, а в нем — дыра,
Я за ней смотрел вчера:
В детский сад детей ведут —
Все через дыру идут:
Вот влезают за забор
Тетя Света и Егор,
Дядя Федя и двойняшки,
Вот — Борис с сестрой Наташкой,
Тащит Димку баба Галя,
Пыхтит повар тетя Валя.
Тете Вале нелегко:
На тележке — молоко.
Пролезают: «Ох!» да «Ах!»…
А калитка — в двух шагах!

Чередование упражнений «Бублик» и «Заборчик». 

* * *

Кролик — беленький пушок,
Поиграй со мной, дружок!

Упражнение «Кролик»: зубы сомкнуты, верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы. 

* * *

А теперь на две минутки
Станем мы с тобой как утки:
Губы вытянем вперед —
Станет плоским клювом рот.

(Упражнение «Уточка»: вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки. 

* * *

Дам лошадке я картошку:
— На, полакомись немножко!
— Фрр! — лошадка недовольна.
— Лучше хлеб дай черный с солью!

Упражнение «Недовольная лошадка»: поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Должен получиться звук, похожий на фырканье лошади. 

* * *

Шар воздушный ярко-красный
На столе лежит напрасно.
Я его надую лучше:
Станет он большой, летучий!

Упражнение «Воздушный шар»: надувать поочередно одну щеку, другую, обе щеки. 

* * *

Чтобы зубки стали чище,
Каждый день их щеткой чищу.

Упражнение «Чистим зубы»: рот закрыть; круговым движением языка обвести между губами и зубами. 

* * *

Дети свинку угощают,
Свинкин носик выбирает:
Держит высоко Андрюша
Сладкую большую грушу.
Справа — рыженький Антошка
Предлагает ей картошку.
Может, у Катюшки шустрой —
Там, внизу, — забрать капусту?
Слева — с яблоками Лада.
Хрюшке что-то делать надо:
Ищет пятачок опять:
«Это выбрать? Это взять?» 

Упражнение «Пятачок»: вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу. 

* * *

Что-то рыбку испугает —
Рыбка щеки надувает: (1)
Мол, меня не трогай лучше! —
Я большая! И в колючках!
Как опасность миновала, (2)
Рыбка вновь худышкой стала.

(1): надуть щеки.
(2): втянуть щеки. 

* * *

Мышка выглянет из норки — 
Очень хочет сыра корку! —
Тут же прячется опять:
Рядом кошка — страшно взять! 

Упражнение «Прятки»: быстро высовывать язык прямо и тут же убирать его обратно в рот. 

* * *

У меня сегодня — чудо-настроенье:
Бабушка сварила вкусное варенье. (1)
Я раз сто, наверное, губки оближу, (2)
А потом «спасибо» бабушке скажу.

(1) — «Вкусное варенье»: облизать верхнюю губу справа налево, затем — слева направо.
(2): облизывать губы по кругу. 

* * *

Улыбнись скорей, дружок!
А теперь, ребенок,
Покажи мне хоботок,
Словно ты — слоненок!

Чередуем упражнения «Улыбка» и «Хоботок». 

* * *

Пыльный и большой ковер
Положили на забор,
Выбиваем: «Та-та-та!»
Будет в доме чистота!

Упражнение: широко улыбаясь, кусаем широкий язычок, повторяя: «Та-та-та». 

* * *

Как часы, заладим в такт:
— Тик-так! Тик-так!
Разговариваем так:
— Тик-так! Тик-так!
Мы не просто так болтаем,
А секундочки считаем,
Отставать нельзя никак:
— Тик-так! Тик-так!

Упражнение «Часики»: приоткрыть рот, чуть улыбнуться; язычок, как маятник, ходит прямо из одного угла губ в другой, НЕ скользит по нижней губе. 

* * *

Если губки я кусаю,
Значит, я переживаю.
Если губки я чешу,
Значит, сладкого прошу.

Упражнение: покусывать и почесывать сначала верхнюю, затем — нижнюю губу. 

* * *

Открываем сумочку —
В сумке видим трубочку.

Чередуем упражнения «Улыбка» и «Хоботок». 

* * *

Рыбка рыбке говорила:
— Я сегодня борщ сварила
Из ракушек и из ила,
Очень-очень вкусно было!

Рыбка рыбке отвечала:
— Ты, кума, не то сказала:
Это был не борщ, а щи —
Для борща траву ищи!

Упражнение «Рыбки разговаривают»: хлопаем губами друг о друга. 

Источник