Стереотипные движения у ребенка 1 год

Стереотипные движения у ребенка 1 год thumbnail

Стереотипии это однообразные бессмысленные (по оценке окружающих) и повторяющиеся формы поведения или деятельности. Ими могут быть жесты, позы, движения, может быть речевая стереотипия, когда часто повторяются определенные обороты речи, слова, фразы. Чаще всего, наличие стереотипий беспокоит родителей. Потому что обычно свидетельствуют о различных нарушениях развития.

Девочка в задумчивости

Лечение назначает только врач после тщательного обследования. Чтобы отличить стереотипию от других форм поведения, нужно обратить внимание на два фактора:

  1. Количество повторений – стереотипии много раз повторяются с различной периодичностью.
  2. Действия не несут смысловой, очевидной для окружающих и им понятной, смысловой нагрузки, лишены какой-либо функциональности. Хотя для ребенка являются необходимым «ритуалом».

Стереотипии обычно мешают нормальному развитию ребёнка и его успешной социальной адаптации.

Стереотипия – норма или патология?

Обычно стереотипии служат одним из способов борьбы со стрессом или тревогой. На начальных этапах развития (примерно лет до 4-5) дети могут сосать палец, например, некоторые делают это исключительно перед сном. Немало взрослых людей, которые во время волнения начинают грызть ноги, дергать ногой, чесать ладони или ходить из стороны в сторон.

Кто-то накручивает прядь волос на палец, теребит пальцы, это становится просто безобидной привычкой. В раннем детстве при переживаниях ребенок совершал стереотипные действия, чтобы успокоиться, например. Став взрослым, стал это делать механически, не осознавая, отвлекаясь от окружающей действительности при этом. Сам ритуал уже при этом теряет первоначальный смысл. Лечение при этом не требуется.

Эти действия будут иметь патологичную природу и требовать не столько лечения, сколько коррекции, если мешают нормальному общению и развитию. Патологичной стереотипия будет, если ребенку диагностируют какое-либо заболевание, возникшее в результате органического поражений центральной нервной системы. Также стереотипии частые спутники при психической болезни или расстройстве, неврозе.

Мальчик на занятиях у психолога

Нередко они проявляются у аутистов. Если вмешаться в стереотипные движения или поведение, ребенок с различными нарушениями развития обычно проявляет агрессию, сопротивляется или плачет. Порой как будто полностью сосредотачивается только на стереотипных действиях. Болезненно реагирует на попытки отвлечь его либо просто игнорирует, а когда его оставляешь в покое, возвращается к привычному ритуалу стереотипии. Характер течения, интенсивность и продолжительность зависят от основного заболевания, также и лечение будет зависеть от характера болезни.

При патологичных стереотипиях люди не отвлекаются на другие действия, когда окружающие обращают на них (стереотипии) внимание. То есть, если, например, здоровому человеку сказать «ты зачем стучишь ногой?», он перестанет это делать. «Включится» произвольность психической деятельности и человек перестанет стучать ногой. При болезненных состояниях это часто бесполезно.

Виды стереотипий

Есть очень большое количество стереотипий. Это могут быть не только движения различными частями тела, но и своеобразные ритуальные действия. В своей книге об аутизме и способах коррекционной работы с детьми-аутистами, С.С. Морозова выделяет следующие виды стереотипий (они могут быть присущи не только детям со сложными формами аутизма):

  1. Двигательные – прыжки, раскачивание тела, ходьба на носочках, привычка теребить пальцы (порой дети до крови терзают свои пальцы, царапая их ногтями), строят гримасы, вытягивают губы «трубочкой». Двигательные стереотипии могут наблюдаться в клинике обсессивно-компульсивного синдрома (навязчивость мыслей и действий), компульсивное расстройство тоже в списке явных признаков имеет стереотипии, трактуется как синдром навязчивых движений. Лечить при этом прежде всего будут основное заболевание.
  2. Двигательно-сенсорные – дети стучат по различным поверхностям разными предметами или просто руками, постукивают пальцами, кружатся вокруг своей оси, надавливают на глаза, смотрят на свет сквозь пальцы, щурят глаза.
  3. Действия с отдельными частями предметов или с игрушками – пересыпание песка из одной емкости в другую, переливание воды, манипуляции с колесами игрушечных машин – откручиваниезакручивание.
  4. Эмоционально-аффективные – ребенок проявляет аффективные реакции при выполнении им определенных действий или при выполнении определенных действий со стороны взрослых (может быть небрезглив в еде, например, поднимать с пола и есть, специально вызывая гневную реакцию у взрослых).
  5. Речевые стереотипии – бессмысленный повтор одних и тех же слов, фраз, звуков. Речевая стереотипия может наблюдаться при шизофрении, аутизме и других заболеваниях, а также при нарушениях развития мышления. Дети при этом могут повторять чужую речь. Задав им вопрос в ответ можно получить только повтор вопроса (эхолалии). Стереотипии наблюдаются и при других речевых нарушениях.

Работа с психологом

Некоторые авторы описывают и стереотипии мышления – навязчивые возвращения к одним и тем же мыслям, отличие от собственно навязчивости в полном смысле слова заключается в механистичности процесса, без внутренней борьбы и отсутствия эмоционально-травмирующей ситуации. Вообще, стереотипии как раз и отличаются, прежде всего, механистичностью, понижением уровня внимания. Стереотипные действия совершаются без предварительного планирования и осознания.

Различают также стереотипные ритуалы или привычки – ребенку нужно, чтобы все двери были закрыты, он хочет пить только из определенной кружки или есть из одной тарелки, часто дети-аутисты хотят видеть мать только в одном и том же халате, к примеру. С трудом привыкают к новой одежде. Их проявлением могут являться и определенные занятия – чтение книг исключительно на одну тематику, игры за компьютером только одной направленности.

Читайте также:  Как приготовить плов для ребенка 1 год

Методы коррекции стереотипий у детей

С.С. Морозова предлагает следующие способы коррекции:

  • Переключение. Стереотипные действия «переключают» на другие действия. Но только на те, которые нравятся ребенку или хотя бы не вызывают в нем негативных эмоций. Например, если ребенок начал раскачиваться, его осторожно останавливают и предлагают вместо этого поиграть в то, что ему нравится (покатать машинки или собрать пазл). Если у ребенка двигательные стереотипии к примеру, он бессмысленно, но непрестанно теребит пальцы вместо того, чтобы заниматься на уроке, ему можно предложить положить руки на стол, если он не реагирует на слова, то нужно подойти и помочь ему это сделать.
  • Замещение. В ходе него ребенку одной стереотипией замещают другую, но более социально-приемлемой и не такой бессмысленной. Например, если ребенок раскачивается на месте, у него проявляется синдром навязчивых движений, то можно отвести его покачаться на качелях. Однообразные прыжки двигательных стереотипий можно подменить прыжками на батуте или через скакалку. Одну стереотипию можно замещать разными видами деятельности. Они будут ограничены по времени и более подвластны контролю.
  • Трансформация. Это сходно с замещением. По сути это и есть замещение, но только при этом смысл действий меняется. Действия будут более полезными для развития ребенка. Например, если ребенок любит бесцельно манипулировать с мелкими деталями конструктора, его можно научить конструировать целенаправленно – построить дом из конструктора, например.

Терапия для детей

  • Прерывание. Этот метод более кардинальный. Ребенка лишают возможности совершать стереотипные действия или лишают его ритуалов. Например, если он привык, чтобы все двери были закрытыми, постепенно его приучают к тому, что не все двери в помещении могут быть закрытыми и это нормально. Вначале слегка приоткрывают дверь, а потом доводят до полностью открытой. Если ребенок привык есть из одной тарелки, вначале подбирают похожую на нее, например, но немного отличающуюся, постепенно приучая ребенка к новой посуде.
  • Наработка гибкости. При этом ребенку вводят новые способы стереотипий, которые взаимодействуют со старыми. Постепенно происходит замена. Этот процесс долгий, который должен быть непрерывным, он способствует лечению. Чтобы ребенок постепенно приспосабливался к новым условиям жизни.

По мнению многих специалистов, стереотипия исчезнуть сама собой у детей не может. При этом требуется не только лекарственное лечение, но и помощь психолога, при нарушении речевой сферы занятия с дефектологом и логопедом. Успеха можно достичь только долгой, медленной и тщательной коррекционной работой. Об этом стоит задуматься родителям, которые надеются, что «само пройдет». Естественно, речь идет о патологических стереотипиях, симптоме болезней. Сами стереотипии не болезни по сути, которые лечат только врачи. Это поведение или действия, которые чаще всего требует психотерапии и психокоррекции, внимательного отношения родителей и педагогов.

Источник

  1. Виды стереотипии
  2. Причины возникновения стереотипии
  3. Как уменьшить стереотипию у детей-аутистов
  4. Как лечить стереотипию у детей с аутизмом

Стереотипиями принято называть любые эпизоды бесцельно повторяющихся действий, движений, слов или отдельных звуков. Альтернативный термин для обозначения стереотипий – самостимуляция или стимминг, стимы (производная от английских слов stimulation, to stimulate – стимуляция, стимулировать).

Те или иные проявления стереотипного поведения свойственны людям любого возраста и психоэмоционального склада. К ним относятся такие привычки, как частое бессознательное облизывание губ, почесывание носа, ритмичный стук по столу пальцами или карандашом, качание ногой, наматывание на палец пряди волос и многое другое. Симптомы детского аутизма проявляются не только в виде стереотепиии, но именно этот признак является максимально наглядным на первых стадиях.

Стереотипия при аутизме характеризуется патологическим усилением такого повторяющегося поведения до такой степени, что оно становится социально неприемлемым и/или начинает вызывать серьезные трудности в быту, общении, обучении, трудовой деятельности и т. д. Именно этим прежде всего и отличается стереотипия у аутистов (аутистическая стереопатия) от «легкого» стереотипного поведения нейротипичных людей.

Стереотипные движения у ребенка 1 год

Виды стереотипии

Чтобы повторяющееся поведение было отнесено именно к стереотипии, оно должно иметь следующие особенности:

  • быть очень многократно и часто повторяющимся;
  • не выполнять никаких полезных функций социального масштаба (например, оно не может пригодиться при общении с другими людьми). Здесь следует отметить, что при этом стереотипии все же выполняют некоторые функции, необходимые самому ребенку – о них мы расскажем далее.

Основные функции, выполняемые аутистической стереопатией – это коммуникация, саморегуляция и самостимуляция. Однако в тех случаях, когда повторяющиеся действия заметно мешают социальной адаптации либо могут причинить вред самому ребенку, обычно рекомендуется обращение к специалисту для коррекции нежелательного поведения.

Читайте также:  Интерферон ребенку 1 год

Стереотипное поведение иногда наблюдается у аутичных детей уже в младенческом возрасте. Стереотипия у грудничков проявляется в виде однообразных поворотов головы и раскачиваний в кроватке, ритмичных сгибаний и разгибаний пальцев и кистей рук и т. д. Дети до года, уже умеющие стоять, могут подолгу кружиться вокруг своей оси или раскачиваться на игрушечной лошадке. Ребенок 3 лет и старше может демонстрировать более широкий спектр различных стереотипий. Рассмотрим их основные подвиды, характерные для детей с расстройствами аутистического спектра.

Двигательная

К двигательным стереотипическим проявлениям относится повторение одних и тех же движений тела:

  • прыжков на месте;
  • бега или ходьбы по замкнутой линии – например, по кругу или по периметру помещения;
  • «маятниковых» раскачиваний головы или всего туловища;
  • хлопков и потряхиваний кистями рук и т. д.

Также к категории двигательных относят и оральные динамические стимы – повторение одних и тех же движений губ, языка (например, постоянно повторяющееся складывание губ в трубочку).

Одной из наиболее нежелательных двигательных стереотипий является привычка постоянно теребить кисти рук, поскольку дети часто расцарапывают их ногтями до крови, нанося себе долго не заживающие раны.

В психологии и психиатрии двигательные стереотипы также рассматривают как признак обсессивно-компульсивного расстройства (ОКР), для которого свойственны навязчивые действия. Однако при наличии диагностированного аутизма не рекомендуется использование препаратов, корректирующих ОКР.

Двигательно-сенсорная

Двигательно-сенсорные или сенсорно-моторные стереотипии связаны с осязательной и чувственной (сенсорной) способностями и могут выражаться в повторении следующих действий:

  • ритмичное постукивание по разным поверхностям различными предметами, пальцами или всей ладонью;
  • постоянное ощупывание поверхностей;
  • кружение вокруг своей оси;
  • прищуривание глаз, особенно при взгляде на любой источник света;
  • рассматривание предметов сквозь пальцы;
  • надавливание пальцами или ладонями на глаза.

Также к этой категории относится и навязчивая привычка перебирать пальцами у лица, в области глаз.

Эмоционально-аффективная

Стереотипические проявления эмоционально-аффективного характера выражаются в повторении каких-либо действий, способных вызвать аффективную (ярко выраженную, интенсивную) эмоциональную реакцию других людей – например, родителей, а иногда и самого ребенка.

Такая стереотипия у детей-аутистов может проявляться разными способами, в том числе и в виде патологической небрезгливости в еде. Ребенок может взять и съесть что-нибудь с пола или из мусорного ведра, нарочно вызывая гнев родителя.

Речевая

Речевые стимы представляют собой бессмысленное повторение отдельных звуков, слов или целых фраз. В некоторых случаях речь идет об эхолалии – повторении услышанного. Например, задав ребенку какой-либо вопрос, можно получить в ответ только точное повторение этого вопроса или его части.

Действия с предметами

Стереотипии этого рода выражаются в повторяющемся взаимодействии с определенными частями предметов или даже нефункциональными элементами игрушек. Например, ребенок может несколько часов подряд переливать воду или пересыпать песок из одного ведерка в другое, откручивать и прикручивать обратно колеса игрушечной машинки, постоянно наклонять куклу, чтобы у нее открывались и закрывались глаза и т. д.

Стереотипическую природу имеют и некоторые характерные для аутистов нефункциональные привычки и ритуализации – желание гулять всегда одним и тем же маршрутом, одеваться в одну и ту же одежду, есть одни и те же продукты, держать дверь комнаты всегда открытой (закрытой) и т. д. К этой категории относится и активная заинтересованность в какой-либо четко ограниченной сфере – например, выбор компьютерных игр и книг исключительно на одну и ту же тему.

Стереотипные движения у ребенка 1 год

Причины возникновения стереотипии

Присутствие стереотипии у детей с аутизмом рассматривается специалистами как проявление потребности ощущения себя в окружающем пространстве. То есть стереотипными действиями ребенок неосознанно пытается добиться каких-то конкретных целей, зачастую неочевидных для посторонних людей. Иногда эти цели могут быть самыми простыми, такими как утоление голода или жажды, а иногда представлять собой желания более высокого порядка – например, необходимость почувствовать себя в безопасности, справиться с тревогой.

Двигательно-сенсорные стимы часто указывают на желание малыша почувствовать осязаемую «обратную связь» как от отдельных объектов, так и от самого себя, собственного тела. В свою очередь, речевые стереотипии могут быть связаны с желанием поддержать общение, не имея для этого других доступных средств (в т. ч. при проблемах развития речи у ребенка). Но, поскольку эти попытки выражаются крайне примитивными способами, со стороны они могут казаться опасными, пугая и раздражая окружающих.

Использование стереотипических повторений помогает аутисту восстанавливать свой психоэмоциональный баланс, успокаивать себя, приводить в порядок свой необычный внутренний мир. Глазной контакт при аутизме у детей может отсутствовать.

На сегодняшний день причинами возникновения стереотипий у людей с расстройствами аутистического спектра принято считать такие факторы, как:

Чрезмерная стимуляция

Стереотипии становятся своеобразным ответом на избыток внешних раздражителей, помогая аутичному ребенку «заглушить» поток лишней сенсорной информации извне, чтобы избежать психоэмоциональных перегрузок.

Читайте также:  Группа здоровья ребенка в 1 год

Недостаточная стимуляция

В этом случае аутистическая стереотипия возникает из-за дефицита сенсорной информации у гипочувствительных детей. При помощи стереотипического поведения ребенок «добывает» дополнительные стимулирующие ощущения, даже если это боль от многократного ударения головой о твердую поверхность или вспышка гнева матери, направленная на ребенка. Как правило, справиться с этим помогает метод сенсорной интергации.

Уменьшение боли

Существует теория, что в процессе стереотипного повторения аутистами определенных действий, в их организме высвобождаются бета-эндорфины, действующие как обезболивающее или даже способные вызывать удовольствие. Таким образом, даже повторяющееся битье себя по голове или телу может быть направлено на уменьшение какой-либо другой физической боли.

Управление эмоциями

Вызывать «обострения» стереотипного поведения у аутичных детей способны как негативные, так и позитивные эмоции. Но, например, если ребенок может выражать радость повторяющимися прыжками на месте или тряской ладонями, то реакция на нечто разозлившее его может выразиться в усилении стереотипии до разрушительных проявлений, опасных для самого ребенка и окружающих.

Саморегуляция

Саморегуляционные стереотипии возникают из уже упоминавшейся выше необходимости у ребенка успокоиться, почувствовать себя в безопасности (по аналогии с тем, как многие груднички сосут большой палец, засыпая). Так, некоторые аутисты могут прикрывать ладонями уши, чтобы отгородиться от раздражающих звуков в периоды не только бодрствования, но и сна.

Стереотипные движения у ребенка 1 год

Как уменьшить стереотипию у детей-аутистов

Аутистическая стереотипия часто затрудняет и без того непростой процесс обучения и к тому же мешает общению, негативно влияя на социальное взаимодействие малыша. Поэтому ни в коем случае нельзя позволять аутичному ребенку «стимить» постоянно – это может привести к его полному отгораживанию от реальности, сопровождаемому такими проблемами, как:

  • ограничение способности адаптироваться к условиям жизни, возникновение социальной и бытовой дезадаптации;
  • затормаживание общего процесса развития.

При этом жестко пресекать стереотипическое поведение нельзя, ведь оно так или иначе необходимо для личного комфорта малыша. Таким образом остается единственный выход – уменьшать проявления стереотипии, особенно если они мешают обучению и/или наносят физический вред.

Чтобы сократить время, которое аутист уделяет стереотипиям, параллельно развивая его коммуникативные навыки, примите следующие меры:

  1. прохождение полного медосмотра. Обследование позволит исключить или подтвердить и вылечить физические нарушения, на которые ребенок «жалуется» посредством стимминга;
  2. создание комфортной сенсорной и психоэмоциональной атмосферы дома. Домашний уют и спокойствие снижают потребность в стереотипичном самоуспокоении малыша;
  3. создание условий для занятий спортом и физических нагрузок. Даже оборудовав дома небольшой спортивный уголок, можно значительно сократить симптомы аутистической стереопатии, поскольку при физнагрузках, как и при стереотипиях, в организме ребенка высвобождаются бета-эндорфины, необходимые для поддержания психоэмоционального баланса;
  4. проведение положительных ассоциаций между стереотипным поведением и социальным взаимодействием. Например, можно разрешать ребенку «постимить» в качестве поощрения за какую-либо совместную работу или игру. То есть, если после эпизода социального общения будет выделяться определенное время для стереотипии, малыш будет мотивирован общаться почаще, а стереотипическое поведение постепенно уменьшится.

Также психологи советуют продолжать активное общение с ребенком даже в случае возникновения у него стереотипий. По мнению доктора Д. Макдональда, аутичные люди воспринимают реальность через призму ощущений и действий, тогда как нейротипичные – с помощью мыслей и языка. Осознание этого отличия делает стимминг более осмысленным. Д. Макдональд советует не пресекать стереотипии малыша, а вовлекать его в совместную деятельность, которая со временем войдет у ребенка в привычку, что уменьшит стереотипические проявления.

Кроме того, эффективно справиться со стереотипией помогает присоединение к ней, когда взрослый имитирует повторяющееся поведение ребенка, чтобы установить с ним контакт. Например, если малыш раскачивается или делает повторяющиеся жесты руками – начните делать это вместе с ним, постепенно добавляя к этому взаимодействию новые элементы, включая функциональные жесты, при помощи которых ребенок смог бы попросить о чем-нибудь или показать, что у него болит. Суть этой методики состоит в предложении малышу опыта, вызывающего ощущения, аналогичные стереотипии, но при этом такой опыт будет более полезным.

Как лечить стереотипию у детей с аутизмом

Для выбора наиболее эффективной схемы лечения необходимо обратиться к специалисту (детский психолог, дефектолог, невропатолог). Лечить стереотипическое поведение следует комплексно, используя психологическую и педагогическую коррекцию – только таким образом можно привить малышу необходимые навыки самоконтроля и полноценной коммуникации с другими людьми.

В некоторых случаях, особенно если аутистическая стереопатия сильно затрудняет повседневную активность и обучение, может быть назначен и прием медикаментов (седативные препараты, ноотропы, а иногда и нейролептики или антидепрессанты).

В любом случае, необходимо уделять ребенку максимум внимания и стараться выявить причины, по которым возникает стереотипическое поведение, ведь бороться с проблемой гораздо легче, зная «врага в лицо».

Источник