Степы в развитии ребенка

Степы в развитии ребенка thumbnail

Ольга Губанова
Консультация «Использование степ-аэробики с целью повышения двигательной активности дошкольников»

Консультация «Использование степ-аэробики с целью повышения двигательной активности дошкольников»

Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Научные исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своём испытывают «двигательный дефицит». В результате снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечёт за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы.

В связи с повышением интереса детей к физкультурным занятиям с музыкальным сопровождением и тем обстоятельством, что с каждым годом все больше детей имеют проблемы со здоровьем, мы ввести в систему физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения занятия степ-аэробикой. Занятия аэробикой способны эффективно удовлетворить эту потребность в доступной и интересной для детей форме.

Аэробика – это система физических упражнений, энергообеспечение которых осуществляется за счёт использования кислорода. Для достижения положительного эффекта продолжительность выполнения аэробных упражнений должна быть не менее 20-30 минут. Именно для цикличных упражнений, направленных на развитие общей выносливости, характерны важнейшие морфофункциональные изменения систем кровообращения и дыхания. Занятия аэробикой органично соединяют в себе танцевальные и игровые упражнения, которые дети могут выполнять без видимых затруднений. Это позволяет не только подготовить детей к здоровому образу жизни, но и развивает их творческое воображение. Аэробика – одна из эффективных форм повышения двигательной активности детей, такие занятия повышают функциональные возможности сердечно-сосудистой, нервной и дыхательной систем, развивают координацию и музыкальность, гибкость и пластику движений, а также доставляют детям большое удовольствие. Одной из разновидностей аэробики является степ-аэробика.

Степ – аэробика постепенно завоёвывает своё место в физической культуре. Этому способствует положительный эмоциональный фон занятий, обязательное музыкальное сопровождение, необычное сочетание движений, связанных с необычным предметом – платформой. Эффективность степ – аэробики заключается в комплексном развитии у детей двигательных качеств и благоприятном воздействии на их организм (на опорно–двигательный аппарат, сердечно–сосудистую, дыхательную и нервную системы). Специфика степ – аэробики – это сочетание базовых упражнений с элементами танцев различных стилей, тесная связь движений с музыкой и ритмами, высокая динамичность и разнообразие движений и, следовательно, обогащение двигательного опыта и повышение культуры движений.

Степ–аэробика – это оздоровительная аэробика с использованием специальной степ–платформы с регулируемой высотой. В партерной части занятия платформу удобно использовать для развития силы. В основе движений лежат базовые шаги аэробики, танцевальная стилизация упражнений. Такие движения доступны практически всем. Таким образом, в одной группе могут одновременно заниматься дети с разным уровнем подготовки, и физическая нагрузка для каждого будет индивидуальна.

Основным содержанием занятий являются базовые шаги, бег и прыжки, которые составляют основу классической аэробики. Очень эффективно и разнообразно использование степ–платформ в силовой тренировке.

Оборудование для степ–аэробики – это платформа высотой 10 см., шириной 20 см., длиной 40 см., высота ножки 7 см., ширина ножки 4 см.

Структура занятия и музыкальное сопровождение.

Занятие аэробики имеет три чётко выраженные части (каждая состоит из подчастей).

Первая часть занятия – аэробная разминка (от 4-5 мин.) в музыкальном темпе 118-120 уд/мин. и предварительного стретчинга продолжительностью от 10 до 15 сек. На одну группу мышц.

Вторая часть занятия степ – аэробики – аэробная часть (15-18 мин.) Это комплекс упражнений с постепенно увеличивающийся интенсивностью и обязательно постепенным снижением интенсивности (темп движений замедляется). Кроме того, включаются силовые упражнения на основе группы мышц, незадействованные в предыдущей работе.

Третья часть занятия – последующие снижение нагрузки. Это медленно выполняемые упражнения на гибкость (3-5 мин.). Их цель – увеличение длины работавшей мышцы и ускорение обмена крови.

Структура занятия может иметь различные варианты в содержании и продолжительности как отдельных частей, так и всего занятия.

На занятиях физической культуры степ– платформу можно применять:

• В вводной части: ходьба по и между степами (для формирования правильной осанки);

• При выполнении общеразвивающих упражнений под музыку: укрепление дыхательной и сердечно – сосудистой системы, развитие координации движений;

• В основных видах движений: ходьба, прыжки, бег;

• В подвижных играх.

Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития ребенка в доу по областям

Занятия степ — аэробикой доставляют детям большую радость и желание заниматься физическими упражнениями. Эти занятия обязательно сопровождаются бодрой, ритмичной музыкой, которая создаёт у детей хорошее настроение. Большое значение имеет подбор музыки к каждому упражнению. Она служит одновременно мотивирующим фактором, направляет ход тренировки и диктует скорость движений. При подборе музыкального сопровождения необходимо руководствоваться наличием в композиции чёткого ударного ритма, темпа и продолжительности.

Техника степ — аэробики предполагает постоянное поддержание правильной осанки. Поэтому очень важно напоминать детям о необходимости сохранения правильного положения тела во время всех движений.

Для сохранения правильного положения тела во время степ — аэробики необходимо:

1. Держать плечи развёрнутыми, грудь вперёд, ягодицы напряжёнными, колени расслабленными;

2. Избегать перенапряжения в коленных суставах;

3. Избегать излишнего прогиба спины;

4. Не делать наклон вперёд от бедра, наклонятся всем телом;

5. При подъёме или опускании со степ-платформы всегда использовать безопасный метод подъёма;

6. Стоя лицом к степ — платформе, подниматься, работая ногами, но не спиной;

7. Держать степ-платформу близко к телу при её переносе.

Необходимо соблюдать правила работы на степ-платформах, которые обеспечивают безопасное поведение и исключают получение травмы на занятий. Правила степ–аэробики направлены на сохранение и укрепление опорно–двигательного аппарата детей. Эти правила касаются высоты платформы, осанки, техники выполнения шага вверх и шага вниз, движений рук, музыки.

Основные правила техники выполнения степ — тренировки:

1. Выполнять шаги в центр степ — платформы;

2. Ставить на степ-платформу всю подошву ступни при подъёме, а, спускаясь, ставить ногу с носка на пятку, прежде чем сделать следующий шаг;

3. Опускаясь со степ — платформы, оставаться стоять достаточно близко к ней. Не отступать больше, чем на длину ступни от степ — платформы;

4. Не начинать обучение детей работе рук, пока они не овладеют в совершенстве, движениями ног;

5. Не подниматься и не опускаться со степ — платформы, стоя к ней спиной;

6. Делать шаг с лёгкостью, не ударять по степ — платформе ногами.

Степ – аэробика в детском саду проводится в различных вариантах:

— в форме отдельного дополнительного занятия, не исключая программные;

— как часть занятия;

— в форме утренней гимнастики, что способствует более быстрому приведению организма в рабочее состояние, поддержанию высокого уровня работоспособности в течение дня, совершенствованию координации нервно-мышечного аппарата, деятельности сердечно — сосудистой и дыхательной систем;

— в форме показательных выступлений детей на музыкальных и спортивных праздниках.

При распределении упражнений необходимо правильно дозировать физическую нагрузку, т. е. частота сердечных сокращений (ЧСС) не должна превышать допустимых норм для детей данного возраста.

С детьми 5-7 лет степ-аэробику можно применять без подводящих упражнений. На наш взгляд, степ-аэробику стоит включать в разные части занятий. Проводить всё занятие используя степ- аэробику не рационально в связи с тем, что дети быстро утомляются от однообразных движений, вследствие чего снижается интерес к занятию. Чтобы сохранить плотность занятия целесообразней применять степ-аэробику в любой части занятия, но не более 5-10 минут. Расстановка степ-платформ на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста может быть любой: уступами, в шахматном порядке, по кругу, квадратом и т. д., степ-платформы могут стоять вплотную или с промежутками.

Дети младшего дошкольного возраста положительно воспринимают занятия по степ – аэробике. Подводящие упражнения для проведения степ-аэробики с детьми возраста 3-4 лет это разучивание простейших шагов и комбинаций, используемых в степ-аэробике на ограниченном пространстве (разметка на полу); так же стоит выделить цветом то место, где должна располагаться стопа; если упражнения включают в себя попеременно шаги то с правой, то с левой ноги, надо отметить цветом, где должна размещаться правая, а где левая нога (например, для правой ноги — синий цвет, для левой ноги — красный цвет).

Важно отметить, что на занятиях степ-аэробикой формируется личность ребёнка, развиваются нравственно-волевые качества, формируется его характер. Это поможет ему в дальнейшей жизни.

Таким образом, использование степ-платформы в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста формирует у них: стойкий интерес к занятиям физической культурой, к своим достижениям, развивается координация движений, способность ориентироваться в пространстве так же стала более чёткой, что является одним из важнейших условий формирования мотивации к здоровому образу жизни и достижению наиболее высоких результатов.

Читайте также:  Актуальное развитие ребенка что это

Список используемой литературы:

1. Белова Т. А. Использование степ-платформы в оздоровительной работе с детьми// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения 2009 №7

2. Долгорукова О. Фитнес-аэробика// Обруч 2005 №6

3. Кузина И. Степ-аэробика для дошкольников// Дошкольное образование, 2008 №5

4. Кузина И. Степ-аэробика не просто мода// Обруч 2005 №1.

5. Погонцева Л. Скамейка – степ // Обруч. – 2003. — № 2. – С. 33

6. Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду. – М., 2006

7. Стрельникова Н. В. «Степ – Данс» — шаг навстречу здоровью // Дошкольная педагогика. – 2011. — № 1. – С. 6.

Источник

Роль степ-аэробики в развитии физических качеств дошкольников.

Фролова И.Ю., инструктор по физической культуре МДОУ №8, г. Железногорск

В настоящее время проблема оздоровления детей дошкольного возраста занимает центральное место в современном обществе. Именно в этом периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, формируются двигательные способности, интерес к занятиям любимым делом.

По степени влияния на детский организм все виды оздоровительной физической культуры (в зависимости от структуры движений) можно разделить на две большие группы: упражнения циклического и ациклического характера. Циклические упражнения – это такие двигательные акты, в которых двигательное время постоянно повторяется один и тот же законченный двигательный цикл. К ним относятся ходьба, бег, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, плавание. В ациклических упражнениях структура движений не имеет стереотипного цикла и изменяется в ходе их выполнения. К ним относится гимнастические и силовые упражнения, прыжки, метания, спортивные и подвижные игры. Ацикличные упражнения оказывают преимущественное влияние на функцию опорно-двигательного аппарата, в результате чего повышаются силы мышц, скорость реакции, гибкость и подвижность в суставах, лабильность нервно — мышечного аппарата.

К видам с преимущественным использованием ациклических упражнений можно отнести утреннюю гимнастику, ритмическую гимнастику, аэробику и степ – аэробику.

Утренняя гимнастика способствует быстрому приведению организма в рабочее состояние, поддержанию высокого уровня работоспособности в течении дня, совершенствованию координации нервно – мышечного аппарата, деятельности сердечно – сосудистой и дыхательной системы.

Аэробика – это система физических упражнений, энергообеспечения которых осуществляется за счёт использования кислорода.

Особенности ритмической гимнастики состоит в том, что темы движений и интенсивность выполнения упражнений задаётся ритмом музыкального сопровождения.

Умелое и выразительное выполнение движений под музыку приносит ребёнку удовлетворения, радость. Музыка хорошо подобранная к движениям, помогает закрепить мышечное чувство, а слуховым анализатором запоминать движения в связи со звучанием музыкальных отрывков. Всё это постепенно воспитывает музыкальную память, закрепляет привычку двигаться ритмично, красиво. Овладевая новыми, всё более сложными музыкальными движениями дети стремятся соразмерить их во времени и пространстве, подчинять ритмическому рисунку, требованиям пластики и внешней выразительности.

Степ – аэробика постепенно завоёвывает своё место в дошкольной физической культуре. Этому способствует положительный эмоциональный фон занятий, обязательное музыкальное сопровождение, необычное сочетание движений, связанных с необычным предметом – платформой. Эффективность степ – аэробики заключается в комплексном развитии у занимающихся двигательных качеств, в благоприятном воздействии на организм человека (на опорно – двигательный аппарат, сердечно – сосудистую, дыхательную и нервную системы). Все упражнения аэробики направлены на тренировку мышц сердца и выработку лучшей координации движений. В отличии от других массовых форм физической культуры степ – аэробика позволяет решать очень широкий круг задач и в этом отношении уникальна. Поэтому в своей работе я решила использовать такую форму физического воспитания, как степ – аэробика.

Степы обладают для детей особой привлекательностью, как некоторые ограничители персонального пространства «домики». Подобные «ограничители» места являются действенными способами организации и управления группой. Степ требует от детей обострённого чувства и равновесия. На нём сложнее двигаться, чем на коврике, требуется контроль над собственными движениями, точная ориентировка. Но задача эта, если усложнять её постепенно, для детей посильна и интересна, и к тому же отмечена новыми игровыми штрихами. Занятия на степах приносят ощутимую пользу гиперактивным детям. Им, казалось, должно быть, особенно сложно контролировать своё тело на ограниченном пространстве, но психологическая привлекательность мини – степов и общий энтузиазм, характерный для занятий, таковы, что через 2-3 занятия дети адаптируются к требуемым условиям. И степ становится для них тем сдерживающим фактором, в котором они так нуждаются в обычной жизни.

Читайте также:  Этапы развития логического мышление ребенка дошкольного

На первых занятиях знакомлю детей с новым для них гимнастическим снарядом – степом. Они берут их в руки, рассматривают, ставят на пол, сами встают на них, переворачивают, убирают, складывают пирамидкой и т.д. Обучаю правилам, которые необходимо соблюдать при занятиях на степах:

— обе ноги должны быть слегка расставлены и обращены носками вперёд;

— выполняя упражнения сбоку от степа, начинать следует с ноги, стоящей вплотную к степу;

— ставить ногу надо ближе к центру степа, иначе она может соскользнуть;

— сначала разучиваются шаги на степ, потом добавляются движения руками;

— упражнения на силу чередуются с упражнениями на гибкость;

-шаги на степ сопровождаются значительным увеличением частоты пульса, поэтому лучше, например, два упражнения выполнять, поднимаясь на степ, одно – на полу;

— все упражнения выполняются в одну и другую сторону 9для гармоничного развития обеих частей тела);

-нагрузка повышается постепенно, увеличивая темп музыкального сопровождения, усложняя комплексы, сокращая паузы для отдыха;

— ступню ставить на платформу полностью;

— спину держать прямо.

Большое внимание в работе с детьми на занятиях степ – аэробикой уделяю развитию умения передвигаться в заданном направлении, менять направление движения во время выполнения упражнений. Для развития ориентировки в пространстве на занятиях использую основные подходы. Благодаря данной схеме дети быстро усваивают основные исходные положения (подходы) в степ – аэробике, научились хорошо ориентироваться в пространстве зала и выполнять различные перестроения со степ – платформами: в шеренгу, в колонну, по диагонали, врассыпную, по кругу.

Занятия степ – аэробикой обязательно сопровождается бодрой ритмичной музыкой, которая тоже создаёт у детей хорошее настроение.

В работе с детьми степ – аэробику использую как самостоятельный вид физкультурно – оздоровительной деятельности с занятиями продолжительностью от 10 до 30 минут, так и в виде отдельных блоков, являющихся составной частью физкультурного или тренировочного занятия;

— в виде полных занятий (кружок) оздоровительно – тренировочного характера с детьми старшего дошкольного возраста (продолжительностью 25 – 35 минут);

— в форме утренней гимнастики, что усиливает её оздоровительный и эмоциональный эффект;

— как часть занятия (продолжительностью 10 – 15 минут);

— в виде показательных выступлений детей на праздниках.

В ходе занятий степ – аэробикой повышается выносливость, а вслед за этим и сопротивляемость организма. Но самое главное достоинство занятий степ – аэробикой – её оздоровительный эффект. Продумывая содержание занятий аэробикой, учитываю группу здоровья дошкольников, уровень их физической подготовленности и развития.

Свою работу строю на принципах:

  1. Рациональный подбор упражнений,

  2. Равномерное распределение нагрузки на организм;

  3. Постепенное увеличение объёма и интенсивности нагрузки.

Упражнения степ – аэробикой также использую в утренней гимнастике. Чтобы создать и сохранить устойчивое положительное настроение детей, в комплекс утренней гимнастики включаю только хорошо знакомые им физические упражнения, так как использование элементов обучения неизбежно создаёт ситуацию напряжения особенно у детей, не справляющихся с заданием.

Использование в практике работы по физическому воспитанию степ – аэробики, базирующейся на учёте возрастных особенностей детей дошкольного возраста, позволяет повысить эффективность процесса физического воспитания и оказывает положительное влияние на состояние здоровья и динамику физической подготовленности, а также на формирование интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Занятия степ – аэробикой позволили добиться снижения заболеваемости детей в группе, уровень физической подготовленности детей занимающихся степ – аэробикой по сравнению с другими детьми, не посещающими кружок значительно выше.

Список литературы:

  1. Белова Т.А. «Использование стер – платформы в оздоровительной работе с детьми».

  2. Жерносек А.М. «Технологии применения занятий степ – аэробикой в оздоровительной тренировке».

  3. Карманова В.А. « Рабочая учебная программа «Степ – аэробика»».

Источник