Статические упражнения для ребенка 5 лет

Статические упражнения для ребенка 5 лет thumbnail

Цель: познакомить педагогов с новой методикой снятия напряжения и усталости у детей.

Ход: Статическими называются упражнения, при которых есть напряжение мышц, но нет движения тела и конечностей. Мышцы при статической работе выполняют удержание тела или определённых суставов в неподвижном положении. Такие упражнения рекомендуется проводить в группе после или между занятиями. На занятиях дети малоподвижны, работает малая группа мышц. По окончании занятий необходимо дать детям движения, которые снимут усталость, переориентируют нагрузку на другие мышцы, но не приведут к перевозбуждению. В этом помогут статичные упражнения.

Статичные упражнения развивают:

1. Волевые качества: дети стараются контролировать свое поведение, движения, положение частей тела, добиваются необходимого результата. А подражательный момент помогает им в этом.

2. Развивают внимание: дети сосредоточены, их внимание обращено вовнутрь себя.

3. Многие упражнения развивают равновесие, что развивает вестибулярный аппарат.

4. Координацию движений, ловкость.

5. Некоторые последние упражнения направлены на снятие напряженности, дети учатся расслабляться, следить за дыханием – дети отдыхают.

Детям такие упражнения очень нравятся, мы называем их «Веселая гимнастика».

Перед началом мы снимаем обувь, встаем свободно на ковре. Каждое упражнение имеет свое подражательное название, что помогает детям подключить свое воображение и создает позитивное настроение у детей. Выполнение каждого упражнения подчеркивает ловкость, способность ребенка к спорту, поэтому все дети стараются добиться хорошего результата, обратить на себя внимание. Такое старание необходимо обязательно отмечать поощрением, похвалой. Для слаженности, а так же для концентрации можно считать циклы дыхания сначала до пяти постепенно увеличивая временной отрезок.

  1. «Дерево» И.п. стоя, плечи расправлены. Правая нога согнута и упирается в колено левой ноги. Руки прямые вытянуть вверх, сомкнуть в ладонях над головой. (5 циклов глубоких дыханий).
  2. «Ласточка» И.п. стоя В: руки развести в стороны, на выдохе наклониться вперед, правую или левую прямую ногу отвести назад. Удержать равновесие.
  3. «Пистолет» И.п. стоя В: вытянуть руки вперед, присесть на одной ноге, вытягивая вторую ногу вперед. Удержать равновесие.

Сидя на полу.

  1. «Киска» И.п. стоя на четвереньках, как киска. В: вдох, выгибаем спинку – киска сердится – дышим, удерживаем спину выгнутой. Опустить спину, «хвост» кверху, выдох – киска улыбается.
  2. «Скамейка» И.п. Руки в упоре сзади, ноги согнуть в коленях В: поднять попу вверх, опора на руках и ногах, лицо смотрит вверх. Удерживаем туловище на весу. Дышим 5 циклов дыхания.
  3. «Паучок» Исходя из скамейки, двигаясь на руках и ногах вперёд, как паучок.

Опускаем туловище на пол, отдыхаем.

  1. «Горка» ногами вперед. И.п. сидя, руки в упоре сзади, ноги вытянуты вперёд, поднимаем туловище. Удерживаем горку. Дышим ровно, глубоко. Опускаем туловище.
  2. «Горка» вперёд головой. И.п. лежа на полу. Руки вдоль туловища на полу. В: ноги согнуть в коленях, поднять попу от пола вверх, удержать горку. И.п. отдыхаем.

Переворачиваемся на живот.

  1. «Улитка» И.п. лежа на животе, руки в упоре под плечами. В: выпрямить руки, прогнуться, «вытянуть» себя за макушку. Улитка ползет : двигаемся, тянем себя вперед на руках 2-3 шага. Отдыхаем – ложимся на пол.
  2. «Корзинка» И.п. лежа на полу на животе В: прогнуться на руках, ноги согнуть в коленях, удержать положение, ноги тянутся к голове.
  3. «Колечко» И.п. лежа на животе В: руками взять стопы ног, поднять вверх, образуя кольцо. Удержать. Вернуться в и.п. Отдыхаем.
  4. «Самолет» И.п. сидя на пятках. В: вытянуть, выпрямить одну ногу назад, руки развести в стороны, как крылья. Удержать положение.
  5. «Березка» И.п. лежа на спине. В: поднимаем две ноги вверх, руки в упоре на спине, удерживаем положение несколько секунд.
  6. «Пчелка» И.п. сидя на пятках. В: опустить туловище на колени, лоб положить на пол. Руки сзади вверху, шевелим пальцами, гудим.
  7. «Поза младенца» сидя на полу на четвереньках, калачиком, голова на полу, руки вдоль туловища, глаза закрыты. Дышим глубоко.

Эти упражнения не стоит давать все сразу, необходимо разучивать, постепенно добавляя одно новое. Каждое новое упражнение вызывает радостные эмоции у детей. Но заканчивать «Веселую гимнастику» всегда стоит пчелкой и позой младенца. Эти позы оказывает огромное успокаивающее действие на центральную нервную систему ребенка, дарит ребенку чувство безопасности.

Таким образом, если научить ребенка с детства воздействовать на своё эмоциональное состояние с помощью движений физического тела и дыхания, он вырастит уравновешенной физически и психически здоровой личностью.

Источник

Клочко Юлия
Консультация для воспитателей «Статические упражнения для снятия напряжения у детей»

Консультация для воспитателей «Статические

упражнения для снятия напряжения у детей»

Цель: познакомить педагогов с новой методикой снятия напряжения и усталости у детей.

Ход: Статическими называются упражнения, при которых есть напряжение мышц, но нет движения тела и конечностей. Мышцы при статической работе выполняют удержание тела или определённых суставов в неподвижном положении. Такие упражнения рекомендуется проводить в группе после или между занятиями. На занятиях дети малоподвижны, работает малая группа мышц. По окончании занятий необходимо дать детям движения, которые снимут усталость, переориентируют нагрузку на другие мышцы, но не приведут к перевозбуждению. В этом помогут статичные упражнения.

Читайте также:  Глазная мазь для ребенка 5 лет

Статичные упражнения развивают:

1.Волевые качества: дети стараются контролировать свое поведение, движения, положение частей тела, добиваются необходимого результата. А подражательный момент помогает им в этом.

2.Развивают внимание: дети сосредоточены, их внимание обращено вовнутрь себя.

3. Многие упражнения развивают равновесие, что развивает вестибулярный аппарат.

4. Координацию движений, ловкость.

5. Некоторые последние упражнения направлены на снятие напряженности, дети учатся расслабляться, следить за дыханием – дети отдыхают.

Детям такие упражнения очень нравятся, мы называем их «Веселая гимнастика».

Перед началом мы снимаем обувь, встаем свободно на ковре. Каждое упражнение имеет свое подражательное название, что помогает детям подключить свое воображение и создает позитивное настроение у детей. Выполнение каждого упражнения подчеркивает ловкость, способность ребенка к спорту, поэтому все дети стараются добиться хорошего результата, обратить на себя внимание. Такое старание необходимо обязательно отмечать поощрением, похвалой. Для слаженности, а так же для концентрации можно считать циклы дыхания сначала до пяти постепенно увеличивая временной отрезок.

1. «Дерево» И. п. стоя, плечи расправлены. Правая нога согнута и упирается в колено левой ноги. Руки прямые вытянуть вверх, сомкнуть в ладонях над головой. (5 циклов глубоких дыханий).

2. «Ласточка» И. п.стоя В: руки развести в стороны, на выдохе наклониться вперед, правую или левую прямую ногу отвести назад. Удержать равновесие.

3. «Пистолет» И. п.стоя В: вытянуть руки вперед, присесть на одной ноге, вытягивая вторую ногу вперед. Удержать равновесие.

Сидя на полу.

4. «Киска» И. п. стоя на четвереньках, как киска.В: вдох, выгибаем спинку – киска сердится – дышим, удерживаем спину выгнутой. Опустить спину, «хвост» кверху, выдох – киска улыбается.

5. «Скамейка» И. п. Руки в упоре сзади,ноги согнуть в коленях В: поднять попу вверх, опора на руках и ногах, лицо смотрит вверх. Удерживаем туловище на весу. Дышим 5 циклов дыхания.

6. «Паучок» Исходя из скамейки, двигаясь на руках и ногах вперёд, как паучок.

Опускаем туловище на пол, отдыхаем.

7. «Горка» ногами вперед. И. п. сидя, руки в упоре сзади, ноги вытянуты вперёд, поднимаем туловище. Удерживаем горку. Дышим ровно, глубоко. Опускаем туловище.

8. «Горка» вперёд головой. И. п. лежа на полу. Руки вдоль туловища на полу.В: ноги согнуть в коленях, поднять попу от пола вверх, удержать горку. И. п. отдыхаем.

Переворачиваемся на живот.

9. «Улитка» И. п. лежа на животе, руки в упоре под плечами.В: выпрямить руки, прогнуться, «вытянуть» себя за макушку.Улитка ползет : двигаемся, тянем себя вперед на руках 2-3 шага. Отдыхаем – ложимся на пол.

10. «Корзинка» И. п.лежа на полу на животе В: прогнуться на руках, ноги согнуть в коленях, удержать положение, ноги тянутся к голове.

11. «Колечко» И. п.лежа на животе В: руками взять стопы ног, поднять вверх, образуя кольцо. Удержать. Вернуться в и. п. Отдыхаем.

12. «Самолет» И. п. сидя на пятках.В: вытянуть, выпрямить одну ногу назад, руки развести в стороны, как крылья. Удержать положение.

13. «Березка» И. п. лежа на спине.В: поднимаем две ноги вверх, руки в упоре на спине, удерживаем положение несколько секунд.

14. «Пчелка» И. п. сидя на пятках.В: опустить туловище на колени, лоб положить на пол. Руки сзади вверху, шевелим пальцами, гудим.

15. «Поза младенца» сидя на полу на четвереньках, калачиком, голова на полу, руки вдоль туловища, глаза закрыты. Дышим глубоко.

Эти упражнения не стоит давать все сразу, необходимо разучивать, постепенно добавляя одно новое. Каждое новое упражнение вызывает радостные эмоции у детей. Но заканчивать «Веселую гимнастику» всегда стоит пчелкой и позой младенца. Эти позы оказывает огромное успокаивающее действие на центральную нервную систему ребенка, дарит ребенку чувство безопасности.

Таким образом, если научить ребенка с детства воздействовать на своё эмоциональное состояние с помощью движений физического тела и дыхания, он вырастит уравновешенной физически и психически здоровой личностью.

Источник

Как проводят артикуляционную гимнастику детям старше 5 лет?

Ребенку, который хорошо и отчетливо говорит, всегда легче дается обучение в первом классе. Внятная речь облегчает понимание, не вызывает у ребенка смущения, не порождает комплексов. Помочь ребенку сделать свою речь более чистой и разборчивой — задача для неравнодушных родителей. Исправлением серьезных дефектов речи занимается логопед, но без домашних систематических занятий артикуляционной гимнастикой специалист не достигнет серьезных успехов. В этой статье мы расскажем, как проводить дошкольникам старше 5 лет артикуляционные занятия самостоятельно.

Статические упражнения для ребенка 5 лет

Что это такое?

Артикуляционной гимнастикой называется такой комплекс, который направлен на развитие и укрепление мышц речевого аппарата ребенка. Сюда относятся некоторые мимические мышцы, язык, голосовые связки, губы, мышцы щек, шеи. Упражнения артикуляционного комплекса относятся к лечебно-профилактической гимнастике, поскольку помогают и при наличии определенных проблем с речью, и для профилактики возникновения таких проблем. Цель такой гимнастики — укрепление мышц, придание им определенной ловкости, силы, ведь только слаженная работа всех мышц и связок, участвующих в процессе произношения ребенком звуков, гарантирует четкое и разборчивое произношение.

Читайте также:  Першит в горле ребенок 5 лет

Статические упражнения для ребенка 5 лет

Артикуляционные комплексы помогают улучшить кровоснабжение таких мышц, тренируют определенные навыки удерживания речевых положений мышц, снижается мышечный «зажим», блоки, что важно при заикании. Увеличивается скорость произношения и чистота звуков. Упражнения в составе такой гимнастики могут быть статическими, направленными на умение удерживать определенное мышечное положение, например, при произношении особо трудного для ребенка звука, а также динамическими.

Динамический вид упражнений нацелен на доведение правильной постановки до автоматизма и основан на постоянном повторении и закреплении. Для каждого ребенка в идеале подбирается свой коррекционный логопедический курс, который позволяет исправить определенный дефект, свойственный конкретному маленькому пациенту.

Статические упражнения для ребенка 5 лет

Статические упражнения для ребенка 5 лет

Но вот основы артикуляционной гимнастики пригодятся всем родителям, чьи дети не могут похвастать четким и звонким голосом, уверенным говором и правильным произношением.

Показания и противопоказания

Артикуляционная гимнастика полезна всем детям. И тем, кто говорит чисто, и тем, у кого имеются проблемы с речью. По статистике вторых — большинство. До 70% детей в возрасте от 4 до 6-7 лет имеют те или иные отклонения от норм в речевом развитии. Не всегда эти отклонения заметны, не всегда о них догадываются родители, ведь далеко не каждый такой малыш заикается или «глотает» половину согласных звуков.

Статические упражнения для ребенка 5 лет

Однозначным показанием к началу гимнастики считаются любые отклонения звукопроизношения. Занятия рекомендуются при дизартрии, заикании, картавости. При неправильном произношении как гласных, так и согласных звуков, при нарушении скорости и разборчивости речи. Даже если ребенок правильно произносит каждый из звуков, в силу вялого и неактивного речевого аппарата создается ощущение «каши во рту».

Статические упражнения для ребенка 5 лет

Гимнастика на артикуляцию и упражнения на дикцию быстро помогут придать мышцам и связкам речевого аппарата нужный тонус — речь станет разборчивой и красивой.

Противопоказаний к гимнастике на артикуляцию практически нет. Только в том случае, если она сочетается и проводится одновременно с дыхательной гимнастикой, существуют определенные ограничения: пороки сердца, психические заболевания, патологии сосудов. Для артикуляционной общей гимнастики противопоказаниями могут выступать заболевания зубов и десен в острой стадии, воспаление губ, языка, тонзиллит в остром периоде.

Статические упражнения для ребенка 5 лет

Все эти противопоказания — временные. Когда ребенок выздоравливает, заниматься ему можно.

Общие правила

В любом артикуляционном комплексе существует несколько групп упражнений. Начинать нужно всегда с простого и постепенно переходить к сложному. К простым базовым упражнениям относят разминку речевого аппарата, а также статические упражнения — удержание губ, языка в определенном положении в течение определенного времени. Более сложная группа приемов — динамические упражнения, направленные на «отработку» отдельных групп звуков — например, только шипящих или только глухих. Для детей от 4-5 лет и старше применяют комплексные игровые упражнения.

Статические упражнения для ребенка 5 лет

Почему важно играть? Да потому что сама по себе артикуляционная зарядка не доставит ни удовольствия, ни интереса. Но если ее преподнести как игру и заниматься вместе с малышом, все будет получаться значительно быстрее и эффективнее.

Нельзя научить ребенка говорить правильно за один день или один месяц. Занятия нужно проводить ежедневно, довольно долго. Только тогда постоянно закрепляемые навыки войдут в хорошую привычку и станут для ребенка совершенно естественными.

Статические упражнения для ребенка 5 лет

Для профилактики можно проводить гимнастику 1-2 раза в день, для исправления проблем с речью понадобится не менее 4-5 занятий в день.

Гимнастика не должна быть долгой, речевой аппарат устроен так, что он быстро устает. Старайтесь ограничиваться время занятия 5 минутами. В некоторых случаях можно продлить сеанс на пару минут. Ниже мы предложим комплекс упражнений. Вам не нужно стараться вместить в отведенные пять минут его весь, это невозможно и совершенно не нужно. Достаточно разбить его на группы по 2-3 упражнения и провести 4-5 занятий с применением различных заданий.

Объединяйте их в группы по своему вкусу, но помните важное правило — только одно упражнение в комплексе должно быть новым. Остальные два должны быть хорошо знакомы дошкольнику, чтобы он мог закреплять уже усвоенные навыки. Включайте в занятие и статические упражнения, и динамические. Первыми делайте упражнения более простые — статические.

Статические упражнения для ребенка 5 лет

Делайте гимнастику в положении сидя. Плечевой пояс, шея, конечности ребенка должны быть расслаблены. Если есть настенное зеркало, повесьте его рядом с местом занятий — ребенок сможет видеть свою артикуляцию и сравнивать ее с движениями артикуляционного аппарата родителей. Если такого зеркала нет, поставьте перед ребенком на столе небольшое зеркальце на подставке, а сами разместитесь строго напротив лица малыша. Так он будет видеть, как надо делать и то, как это в реальности получается у него.

Статические упражнения для ребенка 5 лет

Не поленитесь и сделайте карточки с картинками. Они помогут ребенку лучше представлять себе ситуации, игра станет интереснее. О карточках мы расскажем ниже.

Никогда не ругайте ребенка за неправильное выполнение поставленной задачи. Стресс и обида могут усилить мышечные зажимы, и все старания пойдут прахом. Важно говорить спокойно, неторопливо, мелодично, ласково, чаще хвалить ребенка, чтобы у него был стимул заниматься. Не будет стимула — не будет результата.

Статические упражнения для ребенка 5 лет

Эффективные упражнения

Мы подскажем вам всего лишь несколько наиболее распространенных и полезных упражнений. На их основе вы потом сможете создавать новые, придумывать свои уникальные задания. Базовые же задания таковы.

  • «Лягушка». Попросите ребенка показать зубки, как это делает лягушка. Потом сомкните зубы, а губы широко разведите в стороны. Это будет улыбка во все 32 зуба. Удерживайте ее до 10-15 секунд, потом можно расслабить губы, спокойно подышать и повторить улыбку.

Читайте также:  Можно ли давать аспирин при температуре ребенку 5 лет

Статические упражнения для ребенка 5 лет

  • «Хоботок». Попросите ребенка, показать, как слон пьет воду. Для этого сложите «хоботок» – губы следует вытянуть трубочкой как можно дальше вперед. 10-15 секунд ребенок должен удерживать их в таком положении, после чего их можно расслабить, а через минуту повторить упражнение.

Статические упражнения для ребенка 5 лет

  • «Веселый слон». Это упражнение сочетает в себе два предыдущих. Сначала попросите ребенка сделать «хоботок», удерживайте его несколько секунд. Без пауз и отдыха положение губ следует изменить на широчайшую улыбку в мире – «лягушачью». Проделайте упражнение несколько раз.

Статические упражнения для ребенка 5 лет

  • «Кашалот». Для такого упражнения вам придется показать ребенку, как выглядит кашалот, когда он открывает свой большой рот. Воспользуйтесь карточкой-картинкой с соответствующим изображением. Попросите ребенка открыть рот, показать зубы, высунуть язык, убрать язык и улыбнуться как можно шире, после чего закрыть рот.

Статические упражнения для ребенка 5 лет

  • «Вредина». Это упражнение у дошкольников обычно вызывает настоящее веселье. Оно направлено на расслабление мышц языка. Попросите ребенка не высунуть, а вывалить широкий и вялый язык на нижнюю губу, полностью расслабиться его. Шлепая языком по губам, нужно произнести «пя-пя-пя».

Статические упражнения для ребенка 5 лет

  • «Звезда футбола». Положите на стол перед ребенком ватный шарик и нарисуйте на листе бумаги футбольные ворота. Попросите его, сложив губки трубочкой, загнать ватный мячик в ворота направленным движением воздушной струи. Надувать щеки при этом нельзя. Вдыхать воздух можно только через нос, поток воздушной струи прерываться не должен.

Статические упражнения для ребенка 5 лет

  • «Сладкоежка». Попросите ребенка представить, что на губах у него вкусное мороженое или шоколадный крем. Задача — как можно быстрее облизать губы, высовывая язык как можно дальше. При домашнем занятии допустимо нанести на самый кончик носа малышу каплю варенья или шоколадной пасты. Пусть попробует дотянуться до нее языком. Даже если не получится, обязательно вознаградите его, дав ложечку лакомства.

Статические упражнения для ребенка 5 лет

  • «Чистим, чистим трубочиста». Это упражнение проводят для укрепления подъязычной связки и умения фиксировать коник языка за нижними зубами, чтобы лучше произносить свистящие и звонкие звуки. Попросите ребенка открыть рот и почистить нижние зубки изнутри кончиком языка. Делайте это вместе. Потом обязательно отметьте, что зубки малыша, безусловно, получились чище.

Статические упражнения для ребенка 5 лет

  • «Пароходик». Это упражнение предназначено для тренировки одной из самых проблемных зон речевого аппарата дошколят — задней спинки языка. Нужно зажать кончик языка зубами и не выпускать его. Одновременно с этим нужно постараться как можно громче произнести звук «ы-ы-ы-ы-ы». Получится очень похоже на гудок теплохода.

Статические упражнения для ребенка 5 лет

Карточки

Они понадобятся для многих упражнений. Но в большей степени для динамических. Картинки для занятий можно нарисовать самостоятельно или распечатать из интернета. Вот несколько упражнений с карточками.

  • «Жуки». Показывайте карточку с жуками, читая потешку: «Жу-жу-жу, жу-жу-жу, на цветочке посижу, погляжу, покажу, детям сказку расскажу». В конце вместе с ребенком повторяется «жу-жу-жу».

Статические упражнения для ребенка 5 лет

  • «Аэродром». Попросите ребенка посадить все самолеты. Показывайте карточки с изображениями разных самолетиков и ракет. Пока карточка находится в воздухе, ребенок вместе с вами сопровождает полет звуками «р-р-р-р-р» и «ж-ж-ж-ж-ж». Пикируйте карточкой и рисуйте в воздухе круги — ребенок должен повторять «у-у-у», а когда ваш нарисованный летательный аппарат отправится на посадку, следует как можно громче повторять «уф-ф-ф».

Статические упражнения для ребенка 5 лет

Статические упражнения для ребенка 5 лет

  • «Полезные предметы». Для этого упражнения нужны изображения предметов, предназначение которых хорошо известно ребенку. Появление каждой карточки он должен озвучить: молоток — тук-тук-тук, часы — тик-так, поезд — чух-чух, сапоги — топ-топ и т. д.
  • «Интересный зоопарк». Для такого упражнения понадобятся изображения животных, в названии которых либо в «озвучке» имитации есть звуки, являющиеся проблемными для ребенка. Если малыш плохо выговаривает «Л», поселите в ваш зоопарк льва, тюленя, белку, ленивца, лошадь, лемура. Если проблемы со звуком «С», в зоопарке должны быть собака, сурок, суслики, серый волк, слон. При проблемах с произношением «Р» – тигр, рысь, рыба.

Попросите ребенка провести вам экскурсию. Спрашивайте, что за зверь здесь живет, как он умеет «разговаривать», что он ест. Старайтесь делать так, чтобы название зверя ребенок повторял как можно чаще.

Статические упражнения для ребенка 5 лет

Отзывы

По отзывам мам, которые делали со своими детям артикуляционную гимнастику и массаж, результатов почти всем удается достичь довольно впечатляющих. Некоторые начинают заниматься с ребенком еще до визита к логопеду, и именно это в результате играет решающую роль — ребенок начинает нормально говорить и без логопеда. Аналогичные занятия у профессионалов в клиниках и детских центрах, по словам мам, довольно дороги — от 300 руб. за одно занятие. И это еще один повод делать гимнастику дома.

Статические упражнения для ребенка 5 лет

О том, как правильно делать артикуляционную гимнастику детям, смотрите в следующем видео.

Источник