Статьи природа развития ребенка

Влияние природы на личность ребенка

Дошкольный период – чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности.

Психологические исследования показывают, что на этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие разных форм познания окружающего мира и восприятия, образного мышления, воображения. Умения по-детски видеть мир в его живых красках и образах очень нужно людям, так как такое умение – необходимая составная часть всякого творчества. Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие, динамика эмоционально воздействуют на детей, вызывают у них радость, восторг, удивление, совершенствуя тем самым эстетические чувства.

Воспитательное значение природы трудно переоценить.

Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются самые лучшие человеческие качества. Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, она своей яркостью воздействует на его чувства.

Природа — не только великий учитель и великий воспитатель. «Природа — источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не только взрослого, но и подрастающего». Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности. Вот это эмоциональное отношение к окружающей природе, неисчерпаемому источнику красоты, и должна воспитывать система образовательных учреждений у детей.

Во все времена и эпохи природа оказывала огромное влияние на человека, на развитие его творческих способностей. Великий критик Белинский считал природу «вечным образцом искусства». Прекрасное в природе безгранично и неисчерпаемо.

Развитие человека — очень сложный, длительный и противоречивый процесс. Изменение в нашем организме происходят на протяжении всей жизни, но особенно интенсивно меняются физические данные и духовный мир человека в детском возрасте. Развитие не сводится к простому накоплению количественных изменений и прямолинейному поступательному движению от низшего к высшему. Характерная особенность этого процесса — диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик личности.

В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности ребенка, формируется его отношение к окружающему миру. Чтобы деятельность привела к формированию запроектированного образа личности, её нужно организовать и разумно направить.

Из многих проявлений красоты природы люди воспринимают то, что соответствует их миропониманию и настроению. Облик природы, если ее не изменяет человек, остается практически постоянным. Однако меняется общественно-историческая практика людей, поэтому люди в объективную красоту природы вносят свой общественно-исторический смысл.

В системе воспитания дошкольников большое место должно быть отведено природе. Она лучше, чем что-либо обогащает психику ребенка, совершенствует его органы чувств и эстетический вкус. Воспитание любви к природе, умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею имеет огромное значение не только для эстетического развития детей, но и для нравственного воспитания, в частности, для пробуждения у дошкольников патриотических чувств, чуткости к окружающему, потребности к труду, способствует физической закалке, а так же расширению умственного кругозора.

Если семья живет в селе или в небольшом городке, то общение с природой, кажется, не представляет затруднений. Ну а если ребенок живет в большом индустриальном городе, на каком-нибудь 12-м этаже? Что же, и здесь есть небо и солнце, и звезды. Нужно научить ребенка видеть их. Ведь смотреть — еще не значит видеть. Воспринимается далеко не все то, что отпечатывается на сетчатке глаз, а лишь то, на чем сосредотачивается внимание. Мы видим лишь тогда, когда осознаем. Детей нужно учить видеть. Это значит не только показать, но и описать словесно. Описать краски и оттенки закатного неба и зари, описать форму облаков и их окраску, описать звездное небо или луну, показывая все это. .

Природа является одним из факторов, влияющих на развитие и формирование эстетических чувств, она неисчерпаемый источник  впечатлений и эмоционального воздействия на человека. В жизни людей природа занимает значительное место, способствует формированию и развитию эстетических чувств и вкусов.

Эстетические чувства тесно связаны с нравственными. Любовь к Родине — это сложное моральное чувство, которое органически соединено с эстетическими чувствами, вызываемыми общением с природой….

В.А.Сухомлинский говорил: «Добрый ребенок не сваливается с неба. Его надо воспитывать».

Доброта становится в ряд с такими качествами, как мужество и храбрость. А ведь для доброты требуется немалое мужество и храбрость. Необходимо обучать детей доброте через сопереживание всему живому.

Дети, выросшие в семьях, где царила грубость, а то и жестокость, не сразу проникаются сочувствием к своим маленьким питомцам. Но внимательная забота о них самого ребенка и сочувствие других обязательно приводили к тому, что в сердце ребенка просыпались тепло и жалость к беззащитному существу. Общение с природой и забота о ней необходимы для воспитания добрых чувств, обязательных для каждого человека..

Читайте также:  Развитие ребенка с 6 месяцев до года монтессори

Многочисленные, интересные наблюдения в природе помогают сформировать у детей отношение сочувствия к представителям растительного и животного мира. Благодаря занятиям по экологии дети учатся анализировать, правильно задавать вопросы, доказывать свою точку зрения, выявлять самое важное.Под влиянием природы, эстетического отношения к ее явлениям у детей развивается художественное мышление, формируются эстетические суждения, т.е. воспитываются вкус, манеры, привычки, мировоззрение.

Восприятие природы помогает развивать такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

Природа способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи. Если приучить детей любоваться яркими красками неба при закате и восходе солнца, просторами полей замысловатой формой снежинок, полетом ласточки, у ребенка развевается художественный вкус, он сможет глубже познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками.

Непосредственное общение с живой природой дает ребенку более яркие представления, чем книжки и картинки. Поэтому уже в группах раннего возраста создаются условия для повседневного общения детей с природой, организуются уголки природы, где дети имеют возможность наблюдать рыб, птиц, растения, видеть заботу воспитателя о них, получают первые элементарные трудовые навыки.

Список использованной литературы

1.Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. — М.: Просвещение, 1979.

2.Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций. — М.: Просвещение, 1988.

3.Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание дошкольников: Проблемы и перспективы.- М.: Просвещение, 1990.

4.Жесткова Н.А. Экологическое воспитание дошкольников — М.: Педагогика, 1972.

5.Зверев И.Д. Экология в дошкольном обучении: Новый аспект образования. М., 1980.

6..Каиров И.А. Нравственное развитие дошкольников в процессе воспитания. М.: Просвещение, 1979.

7..Педагогика. Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников / Под ред. Харламова И.Ф.-М.: Педагогика, 1987.

8..Экологическое образование дошкольников. /Под ред. Зверева И. Д., Суравегиной И.Т.- М.: Педагогика, 1983.

Источник

Suwolga
(21/05/2006)

Цитата:
Однако в 3-4 года он стал убегать из дома на базар и просить там подаяние!


Полагаю, что в нормальной семье это навряд ли возможно. Может Вы описАлись, и не 3 , а 13 лет? Как это трехлетний ребенок может убежать из дома без ведома родителей, успеть добежать до базара и начать просить там подаяние? А где мама с папой, в ужасе бегущие следом? Получается, там не только гены, там и в семье не все дома?

Вот так рождаются мифы.

Rumar
(21/05/2006)

Сравнение вдруг навязалось. Если представить, что человек — это драгоценный камень. Гены — это химический состав, который определяет принадлежность к классу (т.е. сапфир или кварц — чисто условно). Вот воспитание — это и есть огранка человека, т.е именно от окружающих близких будет зависеть будет ли алмаз сиять, либо пойдет на карандашную фабрику…

50-50% — это действительно прописано в учебниках по генетике. Золотая середина…

Я думаю, что все (большая часть) определяется примером близких, значимых людей.

Про мальчика — дружная ли у вас новая семья? Не происходит ли так, что он по каким-то причинам (бессознательно обиду на отца переносите на него) выбивается из семейного круга и растет больше сам по себе? И 10 лет — это не последняя точка в воспитании.

АлинаЯ
(19/05/2006)

Buddha писал(а):
а есть куча примеров «золотой молодежи», ведущей до зрелого возраста (если повезет, то и позже) растительный образ жизни.

А это, знаете, про красивых говорят, что на их детях природа отдыхает. Про умных тоже наверное, так можно сказать.

Все ж таки золотую молодежь, да и просто богатых деток частегнько воспитывают пижонами, они и ни к чему не стремятся — зачем, когда мама-папа всегда помогут.

И вообще, статистику трудно вести. Наверное, нужно просто брать каждого конкретного человека и говорить: вот этот себя сам сделал. вот этого воспитали так, у этого гены, а этот — вообще чудо природы!

Мама_Tanya
(19/05/2006)

АлинаЯ писал(а):
Однако можно создать условия, в которых неугодные гены будут дремать.


Я про то и пишу, что мы всей семьей стараемся такую атмосферу создать и постоянно беседовать о том, как «не хорошо».

Buddha
(19/05/2006)

В институте говорили, что фифти-фифти (социо-биологический подход). И для общей массы скорее всего это так. Но, в частных случаях, я думаю, что все может зависеть от самого ребенка. У нас есть пример ломоносова, который ваще self-made man, человек ниоткуда, а есть куча примеров «золотой молодежи», ведущей до зрелого возраста (если повезет, то и позже) растительный образ жизни.

АлинаЯ
(19/05/2006)

У меня есть знакомые, которые усыновили ребенка-отказника (образа жизни биол. родителей он не видел ни дня). И воспитывали они его хорошо, все было у ребенка: и любовь, и забота, и игрушки. Однако в 3-4 года он стал убегать из дома на базар и просить там подаяние! Потом узнали, что биол. родители как раз в «нищем бизнесе»и состояли.

Это не единичный случай, я знаю много семей, где проявлялись некие вещи, но именно после этого случая я уверилась в генетике. Все-таки генетика играет роль. И если вы передали ребенку что-то от себя, исправить это будет трудно. Или если не передали, то не разовьете в нужной степени (талант какой-нибудь).

Однако можно создать условия, в которых неугодные гены будут дремать. Или воспитать из генетически непредрасположенного к агрессии ребенка преступника.

А правды мы не найдем. Потому что ученые по этому поводу спорят, а мы — тем более

Читайте также:  Речевая функция ребенка этапы ее развития

Мама_Tanya
(19/05/2006)

Мрия писал(а):
Ой, я так не люблю, когда в детях видят неприятные отцовские характеристики. У меня мама вечно искала во мне, а сейчас во внуках — я все же предпочитаю считать такие вещи сугубо их индивидуальностью и непереносить неприятие отца на детей (а то за травой леса не увидишь)


Я же ему не говорю об этом, мы вообще никогда с ним не обсуждаем этого. Точнее, когда он меня об отце спросил, я просто сказала, что не знаю, где он сейчас, но если, когда подрастет, захочет с ним общаться я не буду против, даже помогу его найти. Просто это мое мнение.

Мрия
(19/05/2006)

Мама_Tanya писал(а):
У меня старшему сыну 10 лет, с его папой не живем 8,5 лет. Никогда с тех пор он с папой не общался. НО основные черты человеческой личности все папины (из-за чего с его папой и рассталась), хотя воспитывался на совершенно других моральных устоях. У меня сейчас родился ребенок от второго брака. С мужем живем уже 5 лет. Т.е. он застал ребенка еще в том возрасте, когда на его формирование можно было повлиять. Моя семья (родители, сестра, ее семья, ее дети) тоже постоянно рядом, все мы как-то на одной волне и пытаемся привить сыну иные человеческие ценности. А в сыне все равно четко прослеживаются черты личности его отца.


Ой, я так не люблю, когда в детях видят неприятные отцовские характеристики. У меня мама вечно искала во мне, а сейчас во внуках — я все же предпочитаю считать такие вещи сугубо их индивидуальностью и непереносить неприятие отца на детей (а то за травой леса не увидишь)

Мама_Tanya
(19/05/2006)

У меня старшему сыну 10 лет, с его папой не живем 8,5 лет. Никогда с тех пор он с папой не общался. НО основные черты человеческой личности все папины (из-за чего с его папой и рассталась), хотя воспитывался на совершенно других моральных устоях. У меня сейчас родился ребенок от второго брака. С мужем живем уже 5 лет. Т.е. он застал ребенка еще в том возрасте, когда на его формирование можно было повлиять. Моя семья (родители, сестра, ее семья, ее дети) тоже постоянно рядом, все мы как-то на одной волне и пытаемся привить сыну иные человеческие ценности. А в сыне все равно четко прослеживаются черты личности его отца.

Мрия
(03/02/2006)

Мне кажется, что воспитание может быть эффективным на 100%, вопрос только в том, что к каждому ребенку для получения одинакового эффекта надо применять разные методы в зависимости от его генетической составляющей. А поскольку вздогадаться, что именно и как подействует на конкретного ребенка трудно, то и эффект, соответственно не 100%. Да и нужен ли он? Нафиг нам единные шаблонные куклы заточенные под наше представление о должном? Так что генетика, с моей точки зрения, закладывает степень активности, любознательности, усидчивости, многие параметры характера. А вот куда они будут приложены и как скорректированы зависит от воспитания. И преступники и полиция — это люди исходно с похожими характеристика, но приложение сил…

сиа
(13/01/2006)

В теме про раннюю отправку ребенка в школу общие представления про воспитание ДЕВОЧЕК сформулировала.

Здесь коротко попробую высказаться.

Мне кажется, воспитание очень важно!!!

Более того, воспитанием занимаются все: начиная с семьи, продолжая детсадом-школой-ВУЗом, заканчивая корпоративной культурой, т.е. рабочим коллективом и начальством.

Таким образом, лично я верю в возможности САМОвоспитания Личности. По моему мнению, именно самовоспитывающаяся Личность имеет все шансы преодолеть «накопления прошлых жизней», чтобы стать тем, кем захочет (точнее, такая Личность прочувствует свое предназначение — и все станет возможным!)

Одним словом, хочу сказать, что задача родителей сводится, на самом деле, к воспитанию Личности ребенка. ИМХО

svetik
(13/01/2006)

А я смотрю на них, и думаю, чтоони совершенство, дети . наша задача-не испортить, дать адекватное представление о них самих. мы мало что решаем. меньше 20ти %

Читайте также:  Лебединский аномальное развитие ребенка

это Ту-ся (Гость)
(13/01/2006)

ЕленаП.. писал(а):
. В задачу родителей входит создать обстановку любви, «наибольшего благоприятствования» для расцветания каждого уникального цветка, человеческой души. В этом смысле, наилучших результатов добьётся, с моей точки зрения, тот родитель, который не пытается ломать и строить ребёнка, лишать его радости и вести его за руку к неким общественным стандартам. Первое правило воспитания — с РАДОСТЬЮ и трепетом принять свою вторичность — то есть признать потрясающую красоту и правомерность того, что уже до нас создано Богом. Второе правило — постараться воспитывать ребёнка в русле этого божественного замысла: слушать свою совесть, например. И вот на этом пути воспитание может принести прекрасные плоды…вплоть до 100%
Елена.

Подписываюсь под каждым словом. Сколько же терпения на это надо

ЗЫ Согласна, что предрасположенность к психическим заболеваниям передается по наследству, но возникнет оно у человека или нет… это уже и воспитание, и среда

Барышня Анюта
(12/01/2006)

Кенга писал(а):
Кстати, попутно вопрос. Как бы вы объяснили, что порой родные братья и сёстры оказываются безмерно далеки друг от друга? У одних родителей воспитывались, генотип более или менее похож, наследственность, опять же… а как небо и земля.

Мы с братом перпендикулярные, генетика играет роль (мы сводные), но не определяющую.

Меня воспитывал дед, и как бы там я не страдала в детстве от отсутсвия мамы, позиция деда была непротиворечивая и вполне определенная. Если нельзя — то нельзя, если что-то можно — то можно, всегда и везде. У отчима была та же позиция — всегда все было понятно однозначно.

Брата воспитывала мама, папа шел на поводу. А мама, она в эмоциях часто. Ей то хорошо, то плохо, что делать она не знает, но точно знает, что все не так. Поэтому запретов для брата было мало, и они быстро отменялись, «прощались», то что запрещал отец, разрешала мама, мнение отца постоянно втихую игнорировалось, обязанностей у этого ребенка не было сроду (взрослых-то много кругом). Короче, все как Касси описала, все 5 способов подавления. Итого пока плачевен.

Генетика генетикой, конечно, этого со счетов не сбросишь, но и воспитание должно быть… Но что, дети в этот мир приходят испорченными, я не верю. Каждый сугубо индивидуален и это надо учитывать

Elena_V
(11/01/2006)

Я ответила что 40-60% и то потому что это где-то посередине. Для каждого ребенка это различается. Ведь даже рост который генетически достаточно сильно детерменирован (прошу прощения за научные фразы просто я биолог ) можно немного скорректировать физическими упражнениями. Что уж тут говорить об особенностях психики. Хотя наверное темперамент ребенка изменить очень тяжело, а сдержанности научить легче. То есть некоторые характеристики человека можно корректировать процентов на 90, а некоторые процентов на 10%. На мой взгляд это правильный разброс.

По поводу братьев и сестер. Во-первых не сильно похожий у них генотип (не буду вдаваться в подробности но есть варианты когда генотипы очень похожи, есть когда практически непохожи — дело комбинаторики). Во-вторых, есть факторы окружающей среды (даже не включаю сюда воспитание как ваше целенаправленная попытка повлиять на характер ребенка): есть нет брат-сестра, умерла бабушка, переехали жить в другой город, ходил в другую группу в детском саду и т.д. и т.д. Никогда из клонированного Ленина не получится новый Ленин. Это полностью выдуманная страшилка про клонирования приводящаяся для того чтобы настроить человечество в массе против него (я кстати не являюсь приверженцем клонирования человека по-крайней мере на данном этапе развития науки и политической ситуации в мире).

Хочу еще добавить что иногда стоит пытаться не перевоспитывать, а корректировать какие-то черты характера ребенка (хотя наверное это и есть воспитание ?). Ну просто направить его энергию в нужное русло. Мы вот с мужем сильно хотели чтобы ребенок занимался спортом, а у него совсем нет чего-то спортивного в характере, он предпочитает ходить на лыжные прогулки, когда можно спокойно идти никуда не торопясь. Мы год пытались настаивать потом решили принять как есть, но чтобы физические нагрузки были пришли к компромиссу — танцы (и ему не очень нравится и муж у меня фи говорит но все вчитают это лучшим вариантом для нормального как физического так и психического развития ребенка). Не утверждаю что это решение правильное, но кто это сможет утверждать?

Извините, возможность оставлять здесь отзывы доступна только зарегистрированным пользователям.
пожалуйста, представьтесь или зарегистрируйтесь

Источник